Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"
Вторую половину ХХ века некоторые ученые называют “золотым веком биологии”. Так как за последние 20 лет было совершено ряд чрезвычайно важных открытий: изучена молекулярная структура белков и нуклеиновых кислот, расшифрован генетический код и др.
Последнее время бурно развивалась цитология и, по-существу, она получила новое содержание и новое направление. Функции клеток как элементарной структуры живого, как носителя материальных основ наследственности делает цитологию важнейшей общебиологической дисциплины. На клеточном уровне изучаются все важные вопросы биологии, все проблемы структуры и функции живого.
Клетка рассматривается как живая единица организма, как целостная элементарная живая система. В ее состав входят различные внутриклеточные органеллы, выполняющие специальные функции: мембраны, ядро, митохондрии, рибосомы, пластиды, аппарат Гольджи и др. В результате согласованной работы ее взаимосвязанных компонентов осуществляется дыхание, биосинтез и пр.
Программа курса адресована учащимся 10–11-х классов. Предлагаемый элективный курс может поддержать и углубить знания учащихся по биологии. Курс предназначен для медико-биологического профиля. Программа актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору профиля, дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии.
Учащиеся совершенствуют умение работать с литературой, готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам.
Программа элективного курса предусматривает 36 учебных часов. Она направлена на расширение знаний о клетке и тканях. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных, контрольных работ, семинаров.
Цель:
- Углубить и расширить знания об общих принципах организации живых существ, опираясь на науки цитология и гистология.
- Создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания.
Задачи:
- Поэтапно познакомиться с клеткой как структурной единицей живого на Земле.
- Расширить представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток.
- Воспитывать бережное отношение к природе, здоровью человека.
- Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний биологии.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся:
: устройство микроскопа;
положение клеточной теории; особенности
прокариотической и эукариотической клеток;
черты сходства и различия растительной и
животной клеток; основные компоненты и органоиды
клеток; основные этапы биосинтеза, белка в
эукариотической клетке (трaнcкрипцию и
трaнcляцию) ; особенности ядерного аппарата и
репродукцию клеток; реакцию клеток на
воздействия вредных факторов среды; определение
и классификацию тканей, происхождение тканей в
эволюции многоклеточных; строение основных
типов клеток и тканей многоклеточных животных;
иметь представление о молекулярно-биологических
основах ряда важнейших процессов в клетках и
тканях нашего организма.
Форма обучения: урочная.
Основные виды занятий:
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- пpaктические занятия.
Содержание курса
Общее количество часов – 36.
Введение (1 час)
На вводном занятии учащиеся знакомятся с программой курса, видами заданий, объемом пpaктических работ. Определяются критерии оценки деятельности учащихся.
Раздел 1. Биология клетки. (20 часов).
Тема 1. Введение в биологию клетки (2 часа).
Современная цитология, ее задачи.
Клеточная теория – основа строения живых организмов. Основные положения теории. Заслуга отечественных биологов в защите основных положений клеточной теории. Методы изучения клетки
Исторический ряд микроскопов. Устройство светового микроскопа (лабораторная работа).
Тема 2. Основные компоненты и органоиды клетки (3 часа).
Мембрана клетки. Цитоплазма и ее органоиды. Мембранные органоиды клеток (урок-презентация).
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки (учебный фильм).
Тема 3. Строение клеток живых организмов (4 часа).
Клетки прокариотические и эукариотические. Сходства и различия.
Особенности строения клеток эукариот и прокариот (просмотр фильма).
Животная и растительная клетка. Их сходства и различия (лабораторная работа).
Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Тема 4. Обмен веществ и энергии в клетки (4 часа).
Метаболизм в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световая и темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Основные этапы синтеза белка.
Источники энергии в клетке. Гетеротрофы и автотрофы.
Семинар. Синтез белка в клетке. Рибосомы Основные этапы синтеза белка (трaнcкрипция и трaнcляция).
Проверочная работа (тест).
Тема 5. Ядерный аппарат клеток (4 часа).
Нуклеотид прокариот. Ядро эукариотической клетки. Строение и значение ядра. Структура хромосом. Ядрышко, его строение и функция.
Жизненный цикл клетки. Репродукция клеток. Митоз, его биологическое значение (компьютерная поддержка).
Соматические клетки. Понятие о стволовых клетках.
Мутация клеток. Регенерация. Старение клеток.
Мейоз – основа генотипической, индивидуальной изменчивости. Биологическое значение. Пoлoвые клетки, их строение и значение.
Тема 6. Эволюция клеток (2 час).
Биохимическая эволюция. Теории эволюции про- и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов. Теории эволюции клеток.
Обобщающий семинар (1 часа).
Клетка – элементарная структурно-функциональная единица живого.
Раздел 2. Гистология – учение о тканях многоклеточных организмов (15 часов).
Тема 7. Гистология – наука о тканях (2 часа).
Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение тканей в эволюции. Развитие тканей в процессе онтогенеза.
Тема 8. Эпителиальные ткани (2 часа).
Покровные ткани организмов, растений и животных.
Изучение покровных тканей (лабораторная работа).
Тема 9. Соединительные ткани (4 часа).
Ткани внутренней среды: опopно-механические и трофическо-защитные (демонстрация учебного фильма).
Хрящевая и костная ткань (лабораторная работа).
Кровь (лабораторная работа).
Иммунитет. Типы иммунитета. СПИД – опасная болезнь и пути борьбы с ее распространением.
Проверочная работа (тест).
Тема 10. Мышечные ткани (2 часа).
Типы мышечных тканей.
Изучение мышечных тканей (лабораторная работа).
Тема 11. Нервная ткань (2 часа).
Нервная ткань. Нейрон. Синапс.
Изучение нервной ткани (лабораторная работа).
Тема 12. Онтогенез (2 часа).
Индивидуальное развитие организмов. Этапы онтогенеза. Стадия бластулы, гаструлы, нейрула. Понятие о зародышевых листках.
Обобщающий семинар (1 час).
Ткань – группа клеток, выполняющий одну функцию.
Итоговая контрольная работа (1 час).
Учебно-тематический план
№ пп |
Содержание | Всего часов | Лекции | Семинары | Лабораторные работы | Проверочные работы | Контрольные работы |
1. | Введение | 1 | 1 | – | – | – | – |
2. | Раздел 1. Биология клетки. | 20 | 5 | 3 | 2 | 1 | – |
3. | Раздел 2. Гистология – учение о тканях многоклеточных организмов | 15 | 2 | 5 | 1 | – | |
4. | Итоговое занятие | 1 | – | – | – | 1 | |
5. | Итого: | 36 | 8 | 3 | 7 | 2 | 1 |
Методические рекомендации
Для лабораторных работ необходимо:
- Микроскопы,
- Препараты по цитологии и основным типам тканей,
- Набор электронно-микроскопических фотографий и схем типов тканей и клеток.
Литература:
- Заварзин А.А.
Комментарии:
Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....
15 02 2025 13:15:37
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
14 02 2025 19:46:44
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
13 02 2025 3:18:59
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
12 02 2025 5:58:46
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
11 02 2025 3:25:22
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
10 02 2025 0:32:26
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
09 02 2025 18:19:50
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
08 02 2025 19:32:52
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
07 02 2025 13:51:54
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
06 02 2025 12:12:33
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
05 02 2025 22:17:46
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
04 02 2025 4:37:58
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
03 02 2025 15:56:10
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
02 02 2025 4:21:55
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
01 02 2025 5:27:18
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
31 01 2025 15:58:29

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....
30 01 2025 1:50:51
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
29 01 2025 8:52:22
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
28 01 2025 4:48:58
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
27 01 2025 23:28:41
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
26 01 2025 14:55:57
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
25 01 2025 1:39:43
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
24 01 2025 23:18:58
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
23 01 2025 11:12:54
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
22 01 2025 23:59:15
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
21 01 2025 4:47:36
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
20 01 2025 7:32:22
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
19 01 2025 5:17:10
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
18 01 2025 18:34:44
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
17 01 2025 16:26:52
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
16 01 2025 2:51:36
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
15 01 2025 2:37:50
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
14 01 2025 13:50:39
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
13 01 2025 23:22:11
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
12 01 2025 20:17:12
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
11 01 2025 6:16:44
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
10 01 2025 22:32:40
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
09 01 2025 18:48:14
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
08 01 2025 15:29:10
Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....
07 01 2025 19:15:24
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
06 01 2025 9:53:43
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
05 01 2025 22:37:39
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
04 01 2025 4:53:15
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
03 01 2025 13:23:29

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
02 01 2025 13:43:19
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
01 01 2025 0:18:20
Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии "Координация и регуляция", первый в теме "Анализаторы"....
31 12 2024 2:28:26
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
30 12 2024 23:33:48
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
29 12 2024 23:39:59
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
28 12 2024 9:17:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::