Строение и функции кожи. 8-й класс
Тема урока: Строение и функции кожи.
Цели:
- Продолжить изучение строения кожи в связи с функциями, углубить знания
- Развитие навыков самонаблюдения, работы с лабораторным оборудованием, реализовывать межпредметные связи, анализировать, применять имеющиеся знания на пpaктике.
- Гигиеническое воспитание
Методы обучения: проблемный
Методические приемы:
- самонаблюдение,
- лабораторная работа,
- обсуждение результатов,
- систематизация информации,
- индивидуальные сообщения,
- элементы технологии развития критического мышления.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- цифровой микроскоп,
- компьютер,
- рельефная таблица “Кожа”,
- лабораторное оборудование (зеркала, препаровальные иглы, салфетки, лупы, гвозди, винты.
Урок способствует развитию следующих компетенций:
- Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение, ценностные ориентиры ученика)
- Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)
- Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, общеучебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)
- Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации )
- Коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, в коллективе)
Ход урока
Организационный момент (единые требования к учащимся).
1. Вызов.
Слайд 1.
Вы уже знакомы со строением и некоторыми свойствами кожи. Пользуясь разными источниками информации, личными наблюдениями, рисунками и текстом учебника, выполняя задания в рабочих печатных тетрадях, просматривая учебный кинофильм, вы сформировали определенные понятии о коже – важнейшем органе человеческого тела.
Выполните следующее задание:
Слайд 2.
Опыт 1. (Оттяните пальцами кожу на тыльной стороне кисти, сожмите и отпустите. Что происходит с кожей? Сделайте выводы о свойствах кожи)
В тетрадях записали: Опыт 1. Свойства кожи: эластичность, растяжимость.
А какой слой кожи придает ей эти свойства? Покажите на таблице.
У доски на рельефной таблице дети показывают и называют жировую клетчатку.
Слайд 3.
Опыт 2. Проведите самонаблюдение. Рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, а потом ладони. Повторите наблюдения, используя лупу.
А теперь посмотрим с помощью цифрового микроскопа (х60, х200 )
Что вы можете рассказать о покрове тела человека?
Какие функции он выполняет? (учебник с. 174)
1) защитная (от механич.возд., от проникновения микроорг., от высыхания)
2) осязание (рецепторы)
3) терморегуляция (пот, сосуды)
Покажите по таблице (у доски) структуры, с которыми связаны эти функции.
2. Осмысление.
ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке мы ПОДРОБНО изучим функции некоторых кожных структур в ходе лабораторной работы.
Слайд 4.
Опыт 3.Определение типов кожи на различных участках тела.
Рассмотрите лицо в зеркале и определите величину пор: а)поры незаметны б)поры крупные, отдельные участки напоминают корку апельсина.
Приложите к лицу бумажную салфетку и поочередно прижмите ее к разным участкам лица. На каких участках цвет салфетки изменился больше?
Слайд 5.
Результаты наблюдений оформите в таблице (используя значки +, ++, +++ )
Участки лица | Величина пор | Оттенок салфетки | Тип кожи (сухая. норм., жирная) |
1. Лоб | |||
2. Нос | |||
3. Щеки | |||
4. Подбородок |
Поднимите руки, у кого кожа на лице принадлежит к какому-то одному типу?
(обычно, комбинированная …)
Каковы правила ухода за жирной кожей?...За нормальной?
Покажите по таблице (на доске) поры сальных желез (…угри…уход…)
Слайд 6.
Опыт 4. Кожные рецепторы подушечек пальцев.
1. Рассмотрите в лупу папиллярный узор кончиков пальцев. Рассмотрите расположение завитков среднего пальца.
2. Положите перед собой в произвольном порядке гвоздь и 2 винта. Закройте глаза и, прокатывая предметы между ладонями, попытайтесь их различить. То же самое проделайте, прокатывая предметы между кончиками пальцев. В каком случае легче узнать предметы и почему?
(…различное количество рецепторов…показать по таблице…)
В криминалистике широко используются папиллярные линии для идентификации личности по отпечаткам пальцев…
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА о дактилоскопии…
Слайд 7.
Продолжим наше исследование.
Цель: изучить принцип функционирования рецепторов корней волос (рецепторы волоса возбуждаются при движении волос.
Длительное возбуждение рецепторов приводит к их торможению ).
Слайд 8.
Рецепторы корней волос.
1. Вспомните строение волоса (у доски). Как изменяется положение волос у собаки при агрессивном состоянии? Объясните выражение “ волосы встали дыбом”. Какова роль подкожных мышц в этом процессе?
2. Дотроньтесь карандашом до волос головы, а затем уберите его. Когда возникает ощущение прикосновения?
3. Почему не ощущается шапка на голове, одежда на теле, серьги в ушах?
Слайд 9.
Определение чувствительности кожи.
Аккуратно поставьте кончики препаровальных игл на 3-4 мм друг от друга одновременно на внутреннюю поверхность указательного пальца. Повторите то же … на расстоянии 1,5 мм. Сколько прикосновений вы чувствуете?
Слайд 10.
Проделайте аккуратно те же испытания с другими участками тела. Повторяйте каждый опыт 3-4 раза, каждый раз увеличивая расстояние между иглами на 1-3 мм.
Результаты опыта оформите в виде таблицы.
Слайд 11.
Участок тела | Расстояние в мм. на кот. прикосновение двух игл ощущается как одно |
1. Указательный палец | |
2. Губы | |
3. Щека | |
4. Кончик носа | |
5. Предплечье |
Сравните результаты и сделайте вывод о расположении чувствительных точек на коже.
У ДОСКИ по таблице покажите рецепторы…
Слайд 12.
При заболевании внутренних органов нарушается чувствительность кожи в области, строго соответствующей конкретному органу.
Массаж какой зоны следует делать больному воспалением легких? (… по рисунку )
… печени… почек…
…активные зоны…
ИТАК, функции каких структур кожи были определены в ходе лабораторной работы?
- жировая клетчатка
- потовые железы
- сальные железы
- волосы
- рецепторы
Каково их значение?
А какие еще структуры кожи можно пронаблюдать с помощью лупы и цифрового микроскопа? Какова их роль?
(Сосуды – трaнcпорт веществ, терморегуляция).
Слайд 13.
Температура поверхности кожи разных участков тела.
Как вы думаете, чем можно объяснить неодинаковую температуру кожи в разных участках?
(Глубина расположения сосудов, количество потовых желез, степень развития подкожной жировой клетчатки)…
Слайд 14.
Существуют различные методы определения температуры поверхности кожи. Здесь представлены два: 1)при помощи специальной угольно-черной жидкости и 2) имеющихся у нас в школе мак-буков мобильного компьютерного класса, у которых есть функция фотографирования в инфpaкрасных (ТЕПЛОВЫХ) лучах.
Какие участки лица самые холодные? …теплые?...
Слайд 15.
Диаграмма отдачи тепла организмом.
Исходя из этих данных мы видим, что почти треть отдаваемого тепла организмом осуществляется через кожу.
Это легко проверить на простом опыте. Поднесите ладонь к щеке на ра сстоянии 1 см. Вы почувствуете излучаемое тепло.
Отдача избытков тепла происходит через сосуды кожи, в которые может вместиться до 30% всей крови.
Что происходит с кожей, когда человек бледнеет, краснеет?
Слайд 16.
Закаливающее действие.
Регулярное закаливание приспосабливает организм к быстрой перестройке обмена веществ, к изменению теплоотдачи за счет изменения кровотока через кожу, изменения интенсивности потоотделения.
Кровоток может варьировать, теплоотдача увеличивается в 5-6 раз.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА “ Закаливание”.
Как вы понимаете следующее высказывание?
Слайд 17.
Запах бродяжничества – запах давно немытого тела.
Согласны ли вы со следующими гигиеническими требованиями?
Слайд 18.
- Кожу необходимо содержать в чистоте
- Кожу около раны необходимо обеззараживать
- Вредно длительно носить прорезиненную одежду и обувь
- Необходимо регулярно менять белье.
- Одежда и обувь должны быть свободными.
- Летом следует избегать одежды из синтетики, отдавая предпочтение хлопку.
- Детям следует одеваться теплее взрослых.
Слайд 19.
Какую помощь следует оказать пострадавшему животному?
Слайд 20.
Заполните таблицу
Правила гигиены | Обоснование правил | Последствия невыполнения |
Какие же опасности подстерегают кожу ?
- Грязь, болезни (на чистой коже за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, а на грязной - 5%.
- Травмы, ожоги, перегрев…
- Татуировки…
Слайд 21.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. “О вреде татуировок”
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Итак, что нового о коже вы узнали на уроке?
Для чего вам нужны эти знания?
Почему кожу называют барьером между организмом и средой? Какие еще функции выполняет кожа?
Почему температура тела человека не повышается даже в очень жаркую погоду?
Почему при обширных ожогах (25% тела) наступает cмepть организма?
Слайд 22.
Домашнее задание.
Список литературы:
- Сонин Н. И., Сапин М, Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. учеб. завед.. – М.: Дрофа, 1999.
- Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и пpaктические занятия п биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. – М.: Владос, 2003.
- Муштавинская И. В. Будем знакомы: технология критического мышления, – Калининград: НОУ “УМЦ “Обучение”, 2002.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Речь”, 2003.
Комментарии:
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
01 04 2025 5:10:47
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика».
...
31 03 2025 23:24:37

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интеpaктивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....
30 03 2025 3:23:26
Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....
29 03 2025 13:34:36
Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме.
...
28 03 2025 18:47:20
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
27 03 2025 3:28:57

Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
26 03 2025 8:22:52
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
25 03 2025 18:25:52
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования.
...
24 03 2025 2:50:14
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
23 03 2025 6:46:41
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....
22 03 2025 11:42:35

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
21 03 2025 0:31:53
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
20 03 2025 15:53:27
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
19 03 2025 14:33:54
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
18 03 2025 14:59:28
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
17 03 2025 9:57:43
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
16 03 2025 7:58:38
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
15 03 2025 20:47:41
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
14 03 2025 4:36:18
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
13 03 2025 5:18:52
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
12 03 2025 19:18:18
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
11 03 2025 14:32:20
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
10 03 2025 6:51:35
Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....
09 03 2025 14:50:57
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
08 03 2025 17:27:41
Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....
07 03 2025 20:48:33
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья.
...
06 03 2025 23:14:29
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
05 03 2025 20:12:58
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.
Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
...
04 03 2025 16:10:35
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
03 03 2025 10:51:44
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
02 03 2025 5:18:12
Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами.
...
01 03 2025 14:54:53
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.
...
28 02 2025 20:22:42
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку.
...
27 02 2025 4:55:34
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
26 02 2025 14:40:30
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
25 02 2025 20:44:39
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
24 02 2025 4:34:56
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
23 02 2025 19:44:36
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
22 02 2025 4:10:30
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
21 02 2025 6:17:37
Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
20 02 2025 10:37:29
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
19 02 2025 3:12:42
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
18 02 2025 18:25:25

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
17 02 2025 20:45:13
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
16 02 2025 13:43:19
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
15 02 2025 12:17:11
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
14 02 2025 11:20:14
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
13 02 2025 7:26:19
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
12 02 2025 1:39:33
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
11 02 2025 17:17:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::