Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

Цели:

  • расширить знания учащихся о типе Хордовые,
  • повторить основные систематические группы,
  • познакомить с представителями разных классов,
  • рассмотреть особенности их поведения и образа жизни,
  • стимулировать проявление инициативы и самостоятельности учащихся,
  • создавать для учащегося ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения,
  • способствовать формированию положительной “Я-концепции” личности учеников.

Данная викторина предназначена для работы с учащимися 6-7-х классов.

Схема викторины

(таблица вывешивается на классную доску или проектируется на экран с помощью фолий и графопроектора)

Объекты ихтиологии 10 20 30 40 50
Потомки стегоцефала 10 20 30 40 50
Родственники динозавров 10 20 30 40 50
Объекты орнитологии 10 20 30 40 50
Потомки териодонтов 10 20 30 40 50

Правила викторины

  1. В викторине принимают участие три комaнды, которые, пользуясь приведённой выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость (можно провести игру на личное первенство).
  2. Право ответа принадлежит комaнде (игроку), первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счёт комaнды (игрока) поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и комaнда (игрок) получает право выбора следующего вопроса. Если комaнда (игрок) дала (-ёт) неправильный ответ, то с её (его) счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим комaндам (игрокам).

В игре встречаются следующие подраунды:

  • “Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой комaнде (другому игроку) ;
  • “Своя игра”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает комaнда (игрок). Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей т opги комaнде (игроку). Если одна из комaнд (один из игроков) идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на их (его) счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету комaнды (игрока) остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету комaнды (игрока) удваивается.

Объекты ихтиологии

10 баллов. Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной? (Одомашненной рыбой, можно считать карпа. Он был получен путём одомашнивания дикого сазана. К настоящему времени выведены следующие породы карпа: чешуйчатый, зеркальный (с крупными чешуями), гoлый (почти без чешуй). Карп отличается от сазана не только высоким качеством мяса и скороспелостью, но и поведением: карпы менее пугливы и осторожны) (Приложение 1.1.)

20 баллов. Скелет у них пожизненно остаётся хрящевым. Кожа покрыта своеобразной чешуёй, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Жаберных крышек нет, жаберные щели открыты наружу самостоятельными отверстиями. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две непарные лопасти, из которых верхняя – более крупная. Плавательного пузыря нет. Назовите класс и его хаpaктерных представителей. (Класс Хрящевые рыбы. Акулы и скаты) (Приложение 1.2.)

30 баллов. Проходные рыбы: осётр, белуга, лососи, некоторые сельди и др. – для метания икры (нереста) поднимаются из морей в реки. А какая рыба для размножения идёт из рек в море? (Угорь. Эта рыба для размножения направляется из рек Европы, а западную часть Атлантического океана – район Бермудских островов (Саргассово море). Интересно отметить, что личинка угря совсем не похожа на взрослую рыбу. Поэтому до конца 19 столетия, когда были выяснены подробности жизни и размножения европейского угря, его личинку считали за особый вид рыбы, и даже выделяли в отдельный род – лептоцефал) (Приложение 1.3.)

40 баллов – подраунд “Своя игра”. Некоторые виды рыб активно участвуют в борьбе с вредителями и переносчиками инфекционных заболеваний. Таковы пресноводные из семейства хамирамфидов, обитающие в водоёмах западной прибрежной зоны Тихого океана и восточной зоны Тихого океана. Эти рыбы уничтожают личинок малярийного комара. (Гамбузия. Это маленькая (2-3 см длиной) прожорливая живородящая рыбка массами уничтожает личинок комаров. Гамбузии били завезены к нам из Южной Америки в 1924 году и с этого времени их начали широко акклиматизировать в малярийных местностях Кавказа и Средней Азии) (Приложение 1.4.)

50 баллов. Известен случай, когда рыба прожила 267 лет. Она была выловлена в Германии близ Хейльбронна в 1947 году и весила 143 кг, длина её тела – 5 м 80 см. Рыба данного вида часто встречается в водоёмах нашего района. (Щука) (Приложение 1.5.)

Потомки стегоцефала

10 баллов. Большую тёплую часть года он проводит в стоячих водоёмах и питается в значительной мере личинками комаров. О ком идёт речь? (Обыкновенный тритон) (Приложение 2.1.)

20 баллов. Как–то весной школьники сообщили мне, что видели синих лягушек. Что это – шутка или, правда? (Да, это правда. Весной, в период размножения, самцы остромордой лягушки, находясь в воде, приобретают своеобразный брачный наряд – красивую лазурно-гoлyбую окраску. Множество таких лягушек, скопившихся на мелководье, представляет занимательное и эффективное зрелище. Извлечённые из воды, лягушки теряют эту окраску) (Приложение 2.2.)

30 баллов. Какое наше земноводное обитает в пустынях? Это земноводное встречается не только в обычных условиях Европейской части России, но хаpaктерно также и для типичного пустынного ландшафта Средней Азии, поселяясь вблизи постоянных или пересыхающих водоёмов, в том числе и солоноватых. Эта жаба лучше всех остальных наших земноводных приспособлена к сухому климату. (Зелёная жаба) (Приложение 2.3.)

40 баллов. Самая большая среди современных амфибий, живёт в городах Японии и в заповедниках Китая. Мясо её считается в Японии очень вкусным, за ней усиленно охотятся, число этих животных уменьшается. (Исполинская саламaндра) (Приложение 2.4.)

50 баллов – подраунд “Кот в мешке”. Первый памятник был сооружён в Парижском университете, в Сорбонне в XIX веке. Поставлен он по настоянию знаменитого французского естествоиспытателя Клода Бернара. Им он обязан рядом важнейших открытий. Второй памятник воздвигнут совсем недавно в Токио студентами. Кому были открыты памятники? (Лягушкам) (Приложение 2.5.)

Родственники динозавров

10 баллов. Большинство видов размножается с помощью откладывания яиц, но есть и яйцеживородящие и живородящие виды. Яйца заключены в твёрдую известковую или пергаментообразную оболочку, защищающую их от высыхания. Заботятся о потомстве редко. Кто это? (Пресмыкающиеся) (Приложение 3.1.)

20 баллов. Оба его глаза в своих движениях независимы друг от друга. Один может смотреть вверх, а другой в это же время – вниз, или вбок, или быстро вращаться, что позволяет, не сходя с места, следить за жертвой. У А.П. Чехова есть рассказ с таким же названием, несмотря на то, что именно это животное не является его героем. О ком идёт речь? (Хамелеон) (Приложение 3.2.)

30 баллов. Ядовитый плевок летит метров пять. Во рту яд смешивается со слюной. В минуту опасности они выбрасывают эту ядовитую смесь через своё жало – раздвоенный язык. Обитают в тропической Африке. (Кобры – снайперы) (Приложение 3.3.)

40 баллов. Один вид обитает в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, другой – в умеренном поясе: лесах и лесостепи. Они довольно длинны, по земле двигаются, извиваясь. Их часто принимают за ядовитых змей и безжалостно уничтожают, хотя они безвредны и даже полезны, т. к. питаются улитками, насекомыми, грызунами. О ком идёт речь? (Это безногие ящерицы – желтопузики и веретеницы) (Приложение 3.4.)

50 баллов – подраунд “Своя игра”. Самая маленькая змея в мире, имеет в длину 25-30 см, толщина тела 8 мм. Эта змейка нередка в Закавказье и южной части Средней Азии. Она ведёт подземный образ жизни, роясь в верхних слоях почвы и скрываясь под камнями; питается муравьями и другими мелкими насекомыми. В некоторых местах Закавказья её почему-то боятся, считая ядовитой, хотя это совершенно необоснованно. Кто. Это? (Змея слепун) (Приложение 3.5.)

Объекты орнитологии

10 баллов. Какая птица обладает наибольшим размахом крыльев в полёте? Величина самой птицы 1 метр с лишним. (Обыкновенный альбатрос из семейства буревестников. Наибольший размах крыльев – до 3,5 и даже 4 метров) (Приложение 4.1.)

20 баллов. Натуралист заметил на высокой, стоящей недалеко от озера, сосне большое гнездо. Занимаясь по поручению музея изучением жизни птиц, он забрался на дерево, закинул руку через край гнезда и вместо яиц и птенцов вытащил крупную и совсем свежую щуку. Какой птице принадлежит гнездо? (Скопе. Заметим, что гнездо могло принадлежать также коршуну, иногда охотящемуся за рыбой) (Приложение 4.2.)

30 баллов – подраунд “Кот в мешке”. Эта бурая, с белой грудкой птичка может нырять в воду и бегать по дну, цепляясь за неровности дна, камешки. Она ловит на дне насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу она всегда выносит на берег и здесь съедает. Под водой ноздри и ушные отверстия закрываются складками кожи, перья не намокают, так как обильно смазаны жиром. (Птица-оляпка) (Приложение 4.3.)

40 баллов. Какая птица Севера имеет ценный пух, добываемый человеком из её гнезда? (Утка гага. Гнездится колониями по побережьям и островам северных морей. Ценны своим замечательным тёплым и лёгким пухом, который они в период гнездования выщипывают у себя на гpyди и брюшке и выстилают им гнездо. Пух является незаменимым материалом для одежды полярных лётчиков и зимовщиков) (Приложение 4.4.)

50 баллов. Охотник – натуралист А. И. Дятлов наблюдал этот случай в Лосином Острове под Москвой. Птица почти из-под ног охотника поднялась в воздух с птенцом, которого он нёс между цевками ног. Отнеся птенца метров на 15 в сторону, она возвратилась за вторым, который затаился у самых ног охотника. Какая же птица может переносить своих птенцов в лапах? (Это птица вальдшнеп) (Приложение 4.5.)

Потомки териодонтов

10 баллов. Этой группе животных хаpaктерны млечные железы, выpaбатывающие молоко для вскармливания детёнышей, волосяной покров, более или менее постоянная температура тела (в среднем ок. 30С), лёгочное дыхание, 4-камерное сердце. (Млекопитающие) (Приложение 5.1.)

20 баллов. Для Антарктики хаpaктерен очень крупный представитель отряда ластоногих. Название этот зверь получил за хоботообразный вырост морды, который имеется только у самца. Когда зверь рассержен, “хобот” может удлиняться почти до полуметра. (Морской слон. Зимой эти тюлени держатся в открытом море; тёплое же время года проводят на островах Кергелен и Ю. Ге opгия, где происходит размножение и линька) (Приложение 5.2.)

30 баллов. Специфический хищник Арктики, он никогда не появляется южнее узкой полосы побережья севера. (Белый медведь) (Приложение 5.3.)

40 баллов – подраунд “Своя игра”. Зверёк из отряда насекомоядных, величиной с крупную крысу, обладает прекрасным двухцветным мехом; сверху – тёмный, снизу – серебристо-белым. На всём земном шаре сохранилась лишь в Европейской части России – в бассейнах рек Волги, Дона и Урала. (Выхухоль. Очень древний по происхождению вид третичного периода, современник мастодонта и пещерного медведя, сохранившийся до нашего времени) (Приложение 5.4.)

50 баллов. Длина тела самца достигает 2 метров; ширина в плечах – до 80 см, вес – до 250 кг. Размеры тела и вес самки меньше. Распространены в тропических лесах Африки, живут семьями и кочуют с места на место в поисках пищи. С наступлением ночи родители строят на дереве грубое гнездо из сучьев. Самец ночует на земле. О ком идёт речь? (Гориллы) (Приложение 5.5.)

Использованная литература:

  1. Цингер Я. А. Занимательная зоология. Очерки и рассказы о животных. – Ленинград, 1963.
  2. Винокурова Н. К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999.
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2006.
  4. Экологическая подготовка учащихся во внеурочное время (Методические рекомендации в помощь работникам школ и внешкольных учреждений). – Волгоград, 1990.

Словарь

1. Ихтиология (от греч. ichthys — рыба и logos — слово, учение), раздел зоологии, изучающий рыб и круглоротых. Ихтиология — основа рационального рыболовства и рыбоводства.

2. Земноводные произошли от пресноводных кистеперых рыб; обособление началось в верхнем девоне. Палеозойских земноводных называют стегоцефалы, или панцирноголовыми. Древние амфибии – стегоцефалы – были тесно связаны с водоемами. Особенности организации древних земноводных не позволяли им свободно передвигаться по суше на большие расстояния. Парные конечности стегоцефалов были относительно слабыми.

3. Лабиринтодонты (лабиринтозубы, Labyrinthodontia), группа вымерших земноводных, включает более 30 семейств, свыше 100 родов. Лабиринтодонты жили в верхнем девоне — верхнем триасе, на всех материках. Внешне напоминали крокодилов или саламaндр. Длина до 5 м. Они обитали в заболоченных лесах, озерах и реках. Руководящие ископаемые континентальных отложений верхнего палеозоя и триаса.

4. Динозавры (Dinosauria, от греч. deinos — страшный и saurus — ящерица), самые многочисленные, разнообразные и наиболее известные вымершие пресмыкающиеся; составляют надотряд в составе подкласса архозавров класса рептилий. Кроме динозавров, к архозаврам относятся вымершие текодонты, летающие рептилии — птерозавры и ныне живущие крокодилы. Динозавры жили в мезозое; появились 228-225 млн. лет назад в середине триасового периода, вымерли вблизи границы мелового и палеогенового периода (65 млн. лет назад).

5. Орнитология (от греч. ornis, род. п. ornithos — птица и logos — слово, учение), раздел зоологии, изучающий птиц.

6. Териодонты, зверозубые пресмыкающиеся (Theriodontia), подотряд вымерших пресмыкающихся подкласса зверообразных; предки млекопитающих. Насчитывают 3-6 надсемейств зверозубых, в том числе тероцефалов и цинодонтов. Последние были соединительным звеном между низшими зверозубыми и млекопитающими. Териодонты существовали с поздней перми до средней юры на всех континентах, кроме Австралии. Длина от 10 см до 3-3,5 м. Подвижные хищные животные, с сильными челюстями и хорошо развитыми клыками.



Комментарии:

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

      Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

01 04 2025 9:15:28

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

31 03 2025 17:40:34

Информационные технологии на уроках биологии

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....

30 03 2025 11:38:15

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

29 03 2025 9:18:55

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

28 03 2025 5:21:58

Строение и функции органов дыхания


    Строение и функции органов дыхания

      Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

27 03 2025 9:45:50

Внеклассные мероприятия по биологии


    Внеклассные мероприятия по биологии

      Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

26 03 2025 6:17:27

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

25 03 2025 20:25:49

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

24 03 2025 10:33:52

Системный подход к биологическому образованию в современной школе


    Системный подход к биологическому образованию в современной школе

      В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....

23 03 2025 10:39:16

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

22 03 2025 12:18:23

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"


    Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

      Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....

21 03 2025 2:32:29

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

20 03 2025 0:51:16

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

19 03 2025 5:27:15

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

18 03 2025 2:43:31

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

17 03 2025 17:29:23

Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"


    Семинарское занятие "Класс Пресмыскающиеся"

      Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....

16 03 2025 14:40:48

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

15 03 2025 11:30:42

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

14 03 2025 5:47:34

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

13 03 2025 4:57:36

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

12 03 2025 1:28:59

Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок лабораторного пpaктикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

11 03 2025 20:25:57

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

10 03 2025 22:37:47

Урок по теме "Строение и функции кожи"


    Урок по теме "Строение и функции кожи"

      Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

09 03 2025 10:24:56

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

08 03 2025 7:27:25

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии


    Применение технологии модульного обучения на уроках биологии

      Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся). ...

07 03 2025 15:46:25

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

06 03 2025 10:59:39

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

05 03 2025 17:45:14

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

04 03 2025 18:27:44

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

03 03 2025 3:22:55

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок


    "Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

      Завершающий урок в теме «Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

02 03 2025 15:21:20

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

01 03 2025 19:25:51

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

28 02 2025 2:26:44

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

27 02 2025 22:33:58

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

26 02 2025 11:14:34

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"


    Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

      В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

25 02 2025 13:44:47

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс


    Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

      9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

24 02 2025 16:46:28

Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"


    Урок-лекция по теме: "Генная инженерия"

      Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии. ...

23 02 2025 4:55:44

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

22 02 2025 5:53:11

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

21 02 2025 16:10:39

Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....

20 02 2025 17:16:43

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

19 02 2025 16:15:27

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

      Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....

18 02 2025 3:15:54

Землятрясение. 5-й класс


    Землятрясение. 5-й класс

      Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....

17 02 2025 21:20:50

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

16 02 2025 21:51:40

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

15 02 2025 17:39:36

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

14 02 2025 16:12:23

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"


    Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

      Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

13 02 2025 8:41:14

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

12 02 2025 4:29:53

Урок биологии по теме "Естественный отбор"


    Урок биологии по теме "Естественный отбор"

      При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору. ...

11 02 2025 18:56:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::