Строение и работа сердца > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Строение и работа сердца

Задачи:

образовательные: раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий.

воспитательные: воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника.

Оборудование: таблицы: “Строение сердца”, “Круги кровообращения”, “Работа сердца”. Модель “Сердце”, мультимедийный проектор.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Изучение нового материала.

– Звучит музыка, на ее фоне стук сердца (1 слайд). Презентация

Вопрос: С чем ассоциируется стук в человеческом организме?

Ответ: с работой сердца.

– Я вам предлагаю разыграть небольшую сказку, чтобы выяснить какое же значение имеет сердце для нашего организма?

Сценка: Наука, Сила, Сердце, Разум.

В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и сила.

Наука, не закрывая их, – впереди.

Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились за помощью ко мне.

Сила. Послушай, наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.

Разум. Позволь, сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня Сила и Разум?

Наука. Уважаемая сила, все, что ты говорила, – правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды – приходит беда, много от тебя пользы, но немало и зла. Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желание и плохих и хороших людей. Я не хочу Вас ссорить друг с другом. Я призываю Вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

Ты Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

Ты, Сила, могуча и крута, но сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит, соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце. Все берутся за руки, поднимая вверх рисунок Сердца.

Стихотворение.

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой.
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

Разум. К какой части тела ни приложишь руку (прикладывает руку к пульсу), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

Вопрос (слайд 2). В какой части тела расположено сердце в нашем организме?

Ответ. Сердце находится в середине между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, поэтому удары сердца максимально ощущается слева от грудины. Слово “сердце” происходит от слова “середина”.

– Из сценки можно было понять о том, что сердце – это жизнь, что вы думаете?

Ответ (3 слайд). Сердце – это насос, который перекачивает кровь по сосудам.

Вопрос. Вспомним, какие вы знаете кровеносные сосуды?

Ответ. Аорта – самый крупный.

Артерии – сосуды, выходящие из сердца и несущие кровь к органам.

Вены – Сосуды, по которым кровь возвращается в сердце.

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями.

Вопрос. А сейчас нам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно преодолело в своем историческом развитии. Обратите внимание на слайды, на них представлены строения сердец различных классов позвоночных животных.

Ответ:

У ланцетника роль сердца как органа, обеспечивающего движение крови, выполняет сосуд – брюшная аорта (слайд 4).

У рыб двухкамерное сердце. Это сделало возможность повышения кровяного давления, что способствовало повышению уровня жизнедеятельности (слайд 5).

У земноводных трехкамерное сердце. Кровь в желудочке смешивается, но мало. У них существует целая система перераспределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими и внутренними органами и мозгом (слайд 5).

Сердце большинства пресм. трехкамерное, которое имеет довольно сложную перегородку, и преем сохраняется возможность перераспределения крови, в процессе эволюции сердце становится 4 камерное.

Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне (слайд 6).

Вопрос. Прежде, чем мы перейдем к изучению сердца человека, давайте посмотрим что вы еще знаете о нем (тест № 1, слайд 7, 8) (15 мин.).

– Мы сегодня неоднократно говорили о том, что сердце – это насос, перекачивающий кровь. Какие особенности строение помогают сердцу выполнять такую функцию.

(Слайд 9) Сердце располагается в околосердечной сумке, состоящей из соединительной ткани. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать, кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение.

Пользуясь рис. 53 (Б) на стр. 111, обозначьте на схеме части сердца (слайды 10, 11).

Посмотрим на сердце с другой стороны и выполним то же самое задание только рисунок буде под буквой (В) (слайды 12, 13).

Теперь заглянем внутрь, оказывается сердце – это полый мускульный мешок. Наружный слой – соединительная ткань, средний мощный мышечный слой – миокард, внутренний – эпителиальная ткань.

Выполняем работу пользуясь учебником подпишите рисунок, в учебнике рис. (Г) (слайд 14, 15).

А вот теперь задание потруднее, попробуйте без учебника подписать следующий рисунок (слайды 16, 17).

Выяснили, какое же строение имеет сердце, выполняя функцию насоса, но есть одна проблема: любая мышца через некоторое время работы утомляется, т.е. теряет работоспособность. Почему же сердце работает всю жизнь, без остановки?

Работа в парах (слайд 18).

– Пользуясь рисунком 54 стр. 112 определите фазы, которые можно выделить в работе сердца (слайд 19).

– Составьте схему сердечного цикла.

Сокращение предсердий 0,1 с.

Сокращение желудочков 0,3 с.

Пауза 0,4 с. Слайд 20.

– Выяснили, почему сердце не утомляется, оказывается оно отдыхает, но у меня к вам другой вопрос – почему изолированное сердце может длительное время работать?

(Слайд по строению мышц)

Поперечно-полосатые волокна соединены. Мало ядер, которые располагаются в центре. Благодаря такому строению мышца возбуждается быстро, но это не ответ на поставленный вопрос. В стенке сердца имеются мышечные волокна, способные самовозбуждаться. Сердечная мышца возбуждается под влиянием импульсов, образующихся в ней самой. Это называется автоматизмом. Выпишите определения со стр. 112 (слайд 21).

Значит работу сердца никто не контролирует. Нет. В организме работа сердца всегда находится под регулирующем влиянием н.с. и гуморальной дополните схему, используя раздел параграфа на стр. 113 “Регуляция сердечных сокращений” (слайд 22, 23).

– Какие же факторы могут влиять на работу сердца? (Работа в группах). (Слайд 24, 25.)

– Давайте выясним, как вы усвоили тему. Выполните тест (слайды 26, 27).

Рефлексия. Мы сегодня с вами познакомились с сердцем.

Подведем итоги, вычислите средний бал.

Слайд домашнее задание



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Открытый урок по биологии в 8-м классе КРО на тему: "Хищные насекомые и переносчики возбудителей болезней"

Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии Р К М Ч П (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

28 10 2021 16:52:12

Урок по теме "Функции плазматической мембраны"

В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды транспорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа " Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...

28 10 2021 17:54:21

Путешествие в Китай

Занятие-путешествие проводится в « Зимнем саду», « Зооцентре», « Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и практического общения с его живыми обитателями....

28 10 2021 8:47:10

Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

Представлен конспект урока ток-шоу по теме " Гигиена сердечно-сосудистой системы"....

28 10 2021 2:14:31

Компьютерный урок по биологии по теме: "Клетка – единица живого"

Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...

28 10 2021 1:17:33

Человек и живая природа Биология

Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

28 10 2021 23:42:58

Видоизменения наземных побегов Биология

У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

28 10 2021 16:32:28

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

28 10 2021 15:24:30

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стебля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

28 10 2021 13:39:29

Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества ( Н О С Т) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...

28 10 2021 15:31:55

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

28 10 2021 19:51:18

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

28 10 2021 14:49:24

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи " Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

28 10 2021 3:59:42

Открытый урок "Заболевания сердечно-сосудистой системы"

На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на практике знания, полученные на уроках О Б Ж, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. ...

28 10 2021 0:18:44

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы « Класс Птицы» как повторение пройденного....

28 10 2021 13:52:13

Урок-практикум "Органеллы клетки"

Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на практике. В данном случае под практикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме « Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

28 10 2021 0:28:22

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

28 10 2021 7:41:32

Лекарственные растения Мурманской области

Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

28 10 2021 0:50:25

Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс

Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....

28 10 2021 17:45:11

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

28 10 2021 7:48:35

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

28 10 2021 4:16:46

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

28 10 2021 14:13:32

Стебель как основная часть побега

Данная разработка урока поможет изучить строение стебля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

28 10 2021 3:58:12

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н. И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

28 10 2021 23:56:18

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

28 10 2021 3:34:27

Урок-панорама "Наследственные заболевания"

Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

28 10 2021 8:42:48

Строение и функции кожи. 8-й класс

Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

28 10 2021 9:15:48

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии " Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

28 10 2021 0:35:32

Минеральные соли и ионы в клетке

В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на практике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....

28 10 2021 20:52:23

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. 8-й класс

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....

28 10 2021 7:19:23

Использование информационных технологий на уроках биологии.

Цели данного урока: введение в тему « Опорно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы « Опорно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

28 10 2021 2:31:23

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса " Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

28 10 2021 0:30:37

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

28 10 2021 10:11:25

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

28 10 2021 6:51:20

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу « Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу « Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

28 10 2021 13:28:13

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

28 10 2021 4:48:40

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

28 10 2021 6:12:52

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

28 10 2021 17:50:17

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть.  Плодовое тело делится на пенёк и шляпку.  Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

28 10 2021 4:10:58

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

28 10 2021 11:25:22

Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"

При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы У У Д в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....

28 10 2021 10:26:32

Модель урока "Улицы нашего города"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

28 10 2021 20:34:27

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

28 10 2021 19:50:20

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

Обобщающий урок в 7-м классе ( У М К В. В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

28 10 2021 9:58:45

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

Обобщающий урок к теме " Генетика человека" (10-й класс) или " Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

28 10 2021 6:45:27

Рост и развитие растений. "Спросим мнение самого растения". 6-й класс

Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....

28 10 2021 6:10:16

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

28 10 2021 17:58:46

Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"

Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....

28 10 2021 10:53:49

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

28 10 2021 19:27:18

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

28 10 2021 22:43:19

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)