Строение и работа сердца

Задачи:
образовательные: раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий.
воспитательные: воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника.
Оборудование: таблицы: “Строение сердца”, “Круги кровообращения”, “Работа сердца”. Модель “Сердце”, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Изучение нового материала.
– Звучит музыка, на ее фоне стук сердца (1 слайд). Презентация
Вопрос: С чем ассоциируется стук в человеческом организме?
Ответ: с работой сердца.
– Я вам предлагаю разыграть небольшую сказку, чтобы выяснить какое же значение имеет сердце для нашего организма?
Сценка: Наука, Сила, Сердце, Разум.
В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и сила.
Наука, не закрывая их, – впереди.
Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились за помощью ко мне.
Сила. Послушай, наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упopного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.
Разум. Позволь, сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня Сила и Разум?
Наука. Уважаемая сила, все, что ты говорила, – правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды – приходит беда, много от тебя пользы, но немало и зла. Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желание и плохих и хороших людей. Я не хочу Вас ссорить друг с другом. Я призываю Вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Ты Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит, соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце. Все берутся за руки, поднимая вверх рисунок Сердца.
Стихотворение.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой.
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Разум. К какой части тела ни приложишь руку (прикладывает руку к пульсу), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
Вопрос (слайд 2). В какой части тела расположено сердце в нашем организме?
Ответ. Сердце находится в середине между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, поэтому удары сердца максимально ощущается слева от гpyдины. Слово “сердце” происходит от слова “середина”.
– Из сценки можно было понять о том, что сердце – это жизнь, что вы думаете?
Ответ (3 слайд). Сердце – это насос, который перекачивает кровь по сосудам.
Вопрос. Вспомним, какие вы знаете кровеносные сосуды?
Ответ. Аорта – самый крупный.
Артерии – сосуды, выходящие из сердца и несущие кровь к органам.
Вены – Сосуды, по которым кровь возвращается в сердце.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями.
Вопрос. А сейчас нам предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно преодолело в своем историческом развитии. Обратите внимание на слайды, на них представлены строения сердец различных классов позвоночных животных.
Ответ:
У ланцетника роль сердца как органа, обеспечивающего движение крови, выполняет сосуд – брюшная аорта (слайд 4).
У рыб двухкамерное сердце. Это сделало возможность повышения кровяного давления, что способствовало повышению уровня жизнедеятельности (слайд 5).
У земноводных трехкамерное сердце. Кровь в желудочке смешивается, но мало. У них существует целая система перераспределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими и внутренними органами и мозгом (слайд 5).
Сердце большинства пресм. трехкамерное, которое имеет довольно сложную перегородку, и преем сохраняется возможность перераспределения крови, в процессе эволюции сердце становится 4 камерное.
Птицы и млекопитающие приобрели способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне (слайд 6).
Вопрос. Прежде, чем мы перейдем к изучению сердца человека, давайте посмотрим что вы еще знаете о нем (тест № 1, слайд 7, 8) (15 мин.).
– Мы сегодня неоднократно говорили о том, что сердце – это насос, перекачивающий кровь. Какие особенности строение помогают сердцу выполнять такую функцию.
(Слайд 9) Сердце располагается в околосердечной сумке, состоящей из соединительной ткани. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать, кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение.
Пользуясь рис. 53 (Б) на стр. 111, обозначьте на схеме части сердца (слайды 10, 11).
Посмотрим на сердце с другой стороны и выполним то же самое задание только рисунок буде под буквой (В) (слайды 12, 13).
Теперь заглянем внутрь, оказывается сердце – это полый мускульный мешок. Наружный слой – соединительная ткань, средний мощный мышечный слой – миокард, внутренний – эпителиальная ткань.
Выполняем работу пользуясь учебником подпишите рисунок, в учебнике рис. (Г) (слайд 14, 15).
А вот теперь задание потруднее, попробуйте без учебника подписать следующий рисунок (слайды 16, 17).
Выяснили, какое же строение имеет сердце, выполняя функцию насоса, но есть одна проблема: любая мышца через некоторое время работы утомляется, т.е. теряет работоспособность. Почему же сердце работает всю жизнь, без остановки?
Работа в парах (слайд 18).
– Пользуясь рисунком 54 стр. 112 определите фазы, которые можно выделить в работе сердца (слайд 19).
– Составьте схему сердечного цикла.
Сокращение предсердий 0,1 с.
Сокращение желудочков 0,3 с.
Пауза 0,4 с. Слайд 20.
– Выяснили, почему сердце не утомляется, оказывается оно отдыхает, но у меня к вам другой вопрос – почему изолированное сердце может длительное время работать?
(Слайд по строению мышц)
Поперечно-полосатые волокна соединены. Мало ядер, которые располагаются в центре. Благодаря такому строению мышца возбуждается быстро, но это не ответ на поставленный вопрос. В стенке сердца имеются мышечные волокна, способные самовозбуждаться. Сердечная мышца возбуждается под влиянием импульсов, образующихся в ней самой. Это называется автоматизмом. Выпишите определения со стр. 112 (слайд 21).
Значит работу сердца никто не контролирует. Нет. В организме работа сердца всегда находится под регулирующем влиянием н.с. и гумopaльной дополните схему, используя раздел параграфа на стр. 113 “Регуляция сердечных сокращений” (слайд 22, 23).
– Какие же факторы могут влиять на работу сердца? (Работа в группах). (Слайд 24, 25.)
– Давайте выясним, как вы усвоили тему. Выполните тест (слайды 26, 27).
Рефлексия. Мы сегодня с вами познакомились с сердцем.
Подведем итоги, вычислите средний бал.
Слайд домашнее задание
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
15 05 2022 16:53:45
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
14 05 2022 22:39:18
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
13 05 2022 17:32:41
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
12 05 2022 7:50:12
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
11 05 2022 11:52:54
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
10 05 2022 18:29:39
Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика.
...
09 05 2022 0:34:51
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
08 05 2022 5:53:22
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
07 05 2022 22:39:43
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
06 05 2022 9:14:31
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
05 05 2022 13:23:20
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
04 05 2022 18:37:22
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
03 05 2022 20:21:14
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
02 05 2022 15:12:38
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
01 05 2022 15:25:31
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
30 04 2022 18:55:50
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
29 04 2022 22:47:16
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
28 04 2022 7:50:27
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
27 04 2022 7:55:10
Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....
26 04 2022 20:45:23
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся.
...
25 04 2022 19:16:22
Урок изучения нового материала с использованием презентации и лабораторной работы. Формирует у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания, а в ходе лабораторной работы они выявляют механизмы приспособления в результате действия естественного отбора. Урок способствует развитию интереса, как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течение урока....
24 04 2022 11:36:15
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
23 04 2022 5:11:12
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
22 04 2022 21:11:48
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
21 04 2022 2:10:45
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
20 04 2022 17:10:40
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
19 04 2022 4:37:10
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
18 04 2022 21:36:42
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
17 04 2022 9:21:46
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
16 04 2022 3:30:10
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
15 04 2022 12:42:32
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
14 04 2022 17:35:21
Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....
13 04 2022 6:30:31
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
12 04 2022 7:20:47
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
11 04 2022 12:55:55
Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...
10 04 2022 9:13:57
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
09 04 2022 12:11:41
Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....
08 04 2022 7:30:58
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
07 04 2022 14:58:50
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
06 04 2022 20:50:23
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
05 04 2022 5:52:48
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
04 04 2022 23:51:11
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....
03 04 2022 13:18:40
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
02 04 2022 15:37:32
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
01 04 2022 11:20:19
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии.
...
31 03 2022 1:21:54
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
30 03 2022 19:48:57
Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....
29 03 2022 1:19:26
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
28 03 2022 5:57:18
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
27 03 2022 23:50:29
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::