Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"
Цели мероприятия:
- расширение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на окружающую среду;
- повышение мотивации к изучению предмета биологии;
- развитие у учащихся познавательного интереса к экологическим проблемам современности;
- расширение кругозора учащихся;
- активизация творческого потенциала ученика;
- воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Зрительный ряд: рисунки и плакаты учащихся; декорации с названиями комaнд, эмблемы комaнд;
- Технические средства: компьютер, проектор
- Информационные средства: анимационная презентация с заданиями
Внеклассное мероприятие с использованием информационно-коммуникативных технологий включает в себя и подготовительный этап. На данном этапе формируются комaнды путешественников, учащиеся придумывают названия комaндам. Заранее изготавливаются декорации к мероприятию, вывешивается приглашение посетить экологическое путешествие. Класс оформляется рисунками и плакатами учеников на экологическую тематику.
Ход мероприятия
Сегодня мы с вами совершим экологическое путешествие. В нашем экологическом поезде всего два вагона, первая комaнда занимает места в вагоне «Экологи», вторая комaнда – «Биологи». Первое место займут пассажиры, которые, проехав все станции, наберут больше всего очков. А теперь позвольте представить жюри.
Задания оцениваются в зависимости от станции прибытия. Сегодня наш поезд проезжает следующие станции: «Зоологическая», «Парк любителей природы», «Цветочная», «Научная», «Проблемная ситуация», «Конечная».
Внимание! Поезд отправляется! Каждая комaнда может пожелать друг другу счастливого пути!
Медведева Юлия:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в гoлyбом зените,
Бабочку на стeбле повилики,
На тропинке солнечные блики,
Ястреба парящего над полем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Мясумова Рамиля:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
‹Приложение›
Первая станция «Зоологическая».
На интеpaктивной доске вы видите изображения живой и неживой природы. Вам нужно выбрать живые организмы и составить экологические цепи питания. Время на обдумывание две минуты.
Следующая станция «Парк любителей природы».
Посмотрите на эти фотографии. Что вы видите? На одной фотографии видно, что лес превращен в свалку. Здесь побывали люди. Они хорошо отдохнули на природе. Но каковы последствия этого отдыха? Что грозит этому лесу через 5-7 лет?
Комиссарова Юлия:
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять;
Она, как мы, такая же живая!
Станция «Цветочная».
Мясумова Рамиля:
Весенние свежие травы
Покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы,
Зеленой стала земля.
В лесу теперь тень и прохлада
И воздух – целебный настой.
Вновь слышатся птичьи рулады
В глуши потаенной лесной.
Итак, станция «Цветочная». Чтобы наше путешествие продолжилось вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас увидите на доске. Комaнда «Биологи» отвечает на вопросы, помеченные зеленым цветом, а «Экологи» – белым цветом. Постарайтесь дать максимально полные ответы. От этого будет зависеть, какое число баллов вы наберете.
Следующая станция «Научная».
Дайте научное обоснование приведенному факту.
В Египте существовало предание, которое гласило, что нельзя безнаказанно проникнуть в гробницу фараона. Считалось, что усыпальница охраняет «проклятие фараонов». И действительно, многие расхитители древних захоронений после проникновения в погрeбaльные камеры погибали от неизвестных заболеваний. Ученые биологи объяснили причину их гибели и рекомендовали археологам, изучающим древние захоронения, соблюдать определенные правила: использовать во время работы перчатки и марлевые повязки, закрывающие рот и нос исследователя.
Базанов Леша:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Следующая станция «Проблемная ситуация»
На этой станции можно попасть в проблемную ситуацию, из которой необходимо с честью выбраться. Максимальный балл – 5.
Теперь, внимание, ситуация пассажирам вагона «Биологи».
Около этой станции недалеко расположен лес. В этом лесу раньше жили волки. Но человек со временем истребил этих животных. И сейчас в этой местности стали появляться больные зайцы, лоси. Почему?
Ситуация для пассажиров вагона «Экологи».
Для увеличения численности пернатых местные власти решили разбить новый парк. Но птицы не торопились выводить птенцов на новом месте, к тому же встретить их было в новом парке большой редкостью. Чем это явление можно объяснить?
Изюмов Никита:
Я воспитан природой суровой.
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод…
(Н. Заболоцкий)
Впереди нас ждет последняя станция «Конечная».
Найди между строк животных!
Далеко за деревушкой
Мы беседуем с пастушкой.
Выпал снег и рьяный пес,
С ветки нас как вихрь снес.
Если озябли крылья в полете,
Значит, вам нужно летать в самолете!
Я как бы невзначай картинно опустилась
В том месте, где форель так весело резвилась.
Как вовремя пенка лесная пропела:
Борзая царапнуть меня не успела!
Ствол корой покрыт и мхом…
Поживиться б пeтyxом!
А сейчас мы совершим путешествие в Царство Растений.
Нужно, чтобы два ученика от разных комaнд подошли к доске и решили кроссворд. Слова отгадываются по горизонтали. По вертикали прочитайте название одноклеточной водоросли, а из желтых квадратиков сложите название весеннего цветка. Кто больше отгадает слов, та комaнда и побеждает.
- Видоизмененные листья голосеменных растений.
- Растения, имеющие в зародыше одну семядолю.
- Растение, слоевище которого состоит из гриба и водоросли.
- Из чего развиваются первые листья зародыша растения?
- Место прикрепления семени к семяножке.
- Зачаток будущего растения.
- Второе название покрытосеменных растений.
- Корневая система, хаpaктерная для однодольных растений.
- Хвойное растение.
- Голосеменное растение нашей страны, ежегодно сбрасывающее хвою.
- Мох, способный поглощать воду в 20-25 раз больше своей массы.
- Корень, образующийся на стeблях, а иногда и на листьях растений.
Кроссворд
А сейчас мы подведем итоги нашего внеклассного мероприятия! Слово жюри.
Наше путешествие закончилось. Что нового вы узнали? Понравилось ли вам наше мероприятие? И в заключение, хочу прочитать стихи:
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек – он зима или лето.
Или осень, с грозой и дождем.
Все вместил в себя: версты и время.
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств и встреч?
Человек – он ведь тоже природа.
Так давайте природу беречь!
Наше экологическое путешествие подошло к концу. Молодцы! Всем большое спасибо за участие в нашем мероприятии!
Информационные ресурсы
- woman.build2.ru/viewtopic.php?id=38
- Воронина Г. А. Школьные олимпиады. Биология 6-9 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Волгоград: Учитель, 2004.
- Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. М.: 5 за знания, 2007.
Комментарии:
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
31 05 2025 6:41:29
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
30 05 2025 18:30:59
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
29 05 2025 0:46:16
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
28 05 2025 21:23:14
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
27 05 2025 9:44:24

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
26 05 2025 20:44:39
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
25 05 2025 6:44:52
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
24 05 2025 13:17:49
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
23 05 2025 23:13:20
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
22 05 2025 20:36:10
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
21 05 2025 8:17:59
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
20 05 2025 23:40:19
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
19 05 2025 6:40:38
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
18 05 2025 16:49:39
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
17 05 2025 18:59:45
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
16 05 2025 18:36:42
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
15 05 2025 4:36:12
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
14 05 2025 7:52:42
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
13 05 2025 19:46:49
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
12 05 2025 23:55:55
Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....
11 05 2025 21:24:13
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
10 05 2025 5:53:34
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
09 05 2025 0:35:35
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
08 05 2025 22:55:49
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
07 05 2025 21:42:59
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
06 05 2025 8:22:57
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
05 05 2025 4:31:38
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
04 05 2025 14:18:54
Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме.
...
03 05 2025 4:47:32
Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....
02 05 2025 8:18:30
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
01 05 2025 6:49:31
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
30 04 2025 22:46:55
Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....
29 04 2025 16:48:21
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
28 04 2025 23:48:26
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
27 04 2025 21:57:57
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
26 04 2025 7:50:40
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
25 04 2025 4:15:47
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
24 04 2025 13:42:17
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
23 04 2025 7:38:57
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
22 04 2025 22:16:10
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
21 04 2025 10:49:56
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
20 04 2025 3:48:12
Обобщающий урок по теме: "Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся.
На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....
19 04 2025 11:38:40
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
18 04 2025 21:13:22
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
17 04 2025 0:38:18
Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....
16 04 2025 9:22:33
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
15 04 2025 3:18:39
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
14 04 2025 4:45:40
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
13 04 2025 22:52:16
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
12 04 2025 15:25:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::