Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

Место проведения: МАОУ “ Лицей №37” г Саратов.
Класс: 6 класс.
Тема урока: унешнее и внутреннее строение листа.
Тип урока: урок закрепление и формирование новых знаний.
Вид урока: проблемный урок.
Цель работы: сформировать понятие о внешнем и внутреннем строении, функции и значении листа.
Задачи урока.
Образовательные:
1. Сформировать понятия о строении листа.
2. Познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования, расположением листьев на стeбле.
3. Развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях.
Развивающие:
Продолжить формирование умений:
- анализировать и обобщать изученный материал,
- наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать пpaктические данные,
- систематизировать полученные знания и формулировать выводы,
- пользоваться дополнительной литературой,
- развивать навыки самостоятельной работы,
- работать в коллективе, оценивать работу товарищей.
Воспитательные:
- развивать интерес к изучению биологии,
- способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,
- формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира,
- воспитание бережного отношения к растениям, умение ценить природу и труд других людей, чувство уважения к чужому мнению.
Метод:
- объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры),
- поисковый (эвристический),
- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
Методические приемы:
- словесные методы (беседа, объяснение),
- пpaктический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа),
- наглядный метод ( демонстрация презентаций).
Способы: индивидуальные, групповые.
Средства: мультимедийный проектор, наглядные пособия (гербарные экземпляры, печатный материал).
Приемы: показ (презентация), сравнение, разъяснение, выполнение (самостоятельной, лабораторной работы).
Структура урока.
1. Организационный
- Приветствие.
- Выявление отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Задачи:
- повторение и проверка знаний об органах цветковых растений,
- применение знаний о частях побега.
Мы изучили органы цветковых растений – семя, корень, почка. Убедились как велико их значение в природе, и какую важную роль они играют в жизни человека.
1 вариант: выполняет самостоятельно тестовое задание (приложение №1).
2 вариант: выполняет задания части 2 в формате ГИА (приложение №2).
Подведение итогов: учащиеся 2-го варианта проверяют выполнение тестового задания.
3. Объяснение нового материала
Задачи:
- сообщение темы, цели и задачи,
- развить умение устанавливать межпредметные связи,
- развие умений применять новые понятия к уже известным знаниям,
- объяснение значимости изучения части побега - листа,
- закрепить знания о лист.
Долгое время люди не хотели видеть пользу листа. Хотя польза корня как органа питания, цветка и семени, как органов размножения известно, с незапамятных времен, лист продолжал пользоваться славой пышного, но бесполезного органа. А между тем, как и корень, необходим для питания и размножения растения. Растение это лист. Сегодня урок посвятим листу.
Лист – боковой орган побега, имеет в основном плоскую форму. Состоит из листовой пластины, черешка. Часто мы ошибочно называем листом только листовую пластину. Форма листовой пластины бывает округлой, овальной, игольчатой, ланцетной. С помощью черешка лист прикрепляется к стeблю. Такие листья называют черешковыми. Листья без черешков называют сидячими. Нижний конец черешка переходит в основание, которое непосредственно связано со стeблем. На основании листа нередко образуются прилистники – имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков, располагающиеся парами. На листовой пластинке хорошо заметны жилки – по ним проходят питательные вещества. (Рис. 1)
Параллельное и дуговое жилкование – хаpaктерно для однодольных растений. (Рис. 2)
Перистое и сетчатое жилкование - хаpaктерно для двудольных растений. (Рис. 2)
Различают листья простые и сложные.
Простые листья - на одном черешке одна листовая пластина.
Сложные листья – на одном черешке несколько листовых пластин. (Рис. 3)
Подведение итогов данного этапа: лист – боковой орган растения и имеет сложное строение.
Задачи:
- применить знания работы с гербарными экземплярами,
- развитие умений применять полученные новые знания,
- закрепить знания о строении листа.
Лабораторная работа “Внешнее строение листа”
Цель работы: изучить внешнее строение простых и сложных листьев
Материалы: гербарные экземпляры листьев растений
Ход работы:
1. Рассмотрите растения. Найдите части листа.
2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке. Сравните их и отметьте в чем различия
3. Найдите среди них простые и сложные листья.
4. Заполните таблицу.
5. Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.
| Растения с простыми листьями | Растения со сложными листьями | Сходство в строении листьев | Различия в строении листьев |
Жизнь на Земле невозможна без зеленых растений, т.к. это единственные живые организмы, образующие органические вещества из неорганических.
Вопрос: О какой функции листа идет речь?
Ответ: органические вещества образуются при фотосинтезе.
Рассмотрим внутреннее строение листа. (Рис. 4)
На поперечном срезе хорошо заметны клетки кожицы (или эпидермы). Клетки прозрачные легко пропускают свет, но задерживают только пыль, микробы и испарение воды. Среди клеток эпидермы есть щель – устьице, где происходит газообмен. Через открытые створки устьиц испаряется вода и растение охлаждается. Внутри листа находится – мякоть. Из-за большого количества хлоропластов мякоть листа имеет зеленый цвет. В мякоти листа различают два вида клеток. Столбчатые клетки плотно прилегают друг к другу, а губчатые – рыхлые, с большим количеством межклеточного прострaнcтва заполненного воздухом. В губчатой ткани происходит фотосинтез. На срезе листа помимо мякоти видны жилки, в которых находится проводящие и механические ткани. Проводящие ткани представлены древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Механическая ткань придает эластичность и упругость листу.
Подведение итогов данного этапа.
Познакомились с такими функциями листа как:
- испарение воды,
- газообмен,
- фотосинтез,
- накопление и выделение вредных веществ.
Ребята подготовили сообщения. Ваша задача, внимательно послушать и определить о каких функциях листа идет речь.
1. Высказывание К.М. Тимирязева о функции листа.
2. Теория возникновения водного питания растений.
3. Стихи Бунина.(приложение № 3).
Вопрос: Что этими строками хотел сказать поэт?
Предполагаемый ответ: Хлорофилл разрушается, сосудистая система листьев повреждается, отток углеводов тормозится, что способствует образованию других пигментов. Осенью хорошо становятся видимыми пигменты: каротин, ксантофилл.
Выполняем задание части 3 в формате ГИА.
Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.
1. Лист состоит из основания, черешка и листовой пластины.
2. Снаружи лист покрыт кожицей.
3. Устьице – это две замыкающие клетки в кожице листа.
4. Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.
5. Все части листа состоят из клеток
6. Мякоть листа образована столбчатой и губчатой тканями.
7. Параллельное и перистое жилкование хаpaктерно для однодольных растений.
8. Различают: простые и сложные листья.
9. Лист - осевой орган растения.
Подведение итогов данного этапа.
1. Лист – боковой орган побега, имеет сложное строение.
2. Главные функции листа – фотосинтез, газообмен и испарение. В зеленых растениях фотосинтез, испарение и газообмен – через устьице.
3. Лист накапливает энергию солнечного света.
4. Закрепление знаний. Развитие умений применять полученные новые знания.
Дайте хаpaктеристику листьев по следующему плану. (Приложение № 4)
1. Название листа.
2. Простой или сложный лист.
3. Жилкование листа.
4. Листорасположение.
5. Двудольное или однодольное растение.
Подведение итогов урока. Анализ активности работы учащихся, полноты ответов учащихся, проведение индивидуальной работы, комментария оценок.
Задачи: анализ работы и результативность усвоения нового материала.
1. Выучить параграф в учебнике 18.
2. Рассмотреть зеленые растения, определить тип листа и жилкование.
5. Домашнее задание.
Задачи: сообщить домашнее задание учащимся.
Комментарии:
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
11 12 2025 21:54:44
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
10 12 2025 13:53:34
Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
09 12 2025 18:38:29
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
08 12 2025 7:23:53
Комбинированный урок биологии по УМК Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....
07 12 2025 11:20:19
Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
06 12 2025 16:33:49
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
05 12 2025 7:11:34
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
04 12 2025 22:42:48
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
03 12 2025 19:51:20
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
02 12 2025 22:59:25
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
01 12 2025 13:12:44
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
30 11 2025 13:41:48
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
29 11 2025 7:28:43
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
28 11 2025 7:48:53
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
27 11 2025 14:11:32
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
26 11 2025 17:56:40
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
25 11 2025 2:11:56
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
24 11 2025 15:23:40
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
23 11 2025 2:35:12
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
22 11 2025 17:37:38
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
21 11 2025 4:37:46
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
20 11 2025 23:48:14
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
19 11 2025 2:55:26
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
18 11 2025 5:48:47
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
17 11 2025 23:17:58
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
16 11 2025 21:28:16
Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....
15 11 2025 1:15:25
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
14 11 2025 17:41:47
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
13 11 2025 20:44:13
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
12 11 2025 17:37:57
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала.
...
11 11 2025 6:38:48
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
10 11 2025 23:42:37
В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
09 11 2025 7:11:36
Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
08 11 2025 5:12:35
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
07 11 2025 23:18:14
Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....
06 11 2025 4:12:16
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
05 11 2025 0:44:19
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
04 11 2025 4:35:11
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
03 11 2025 13:30:55
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
02 11 2025 4:40:29
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
01 11 2025 5:46:17
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
31 10 2025 2:53:45
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
30 10 2025 20:35:57
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
29 10 2025 12:55:30
Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
28 10 2025 9:31:38
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
27 10 2025 2:43:26
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
26 10 2025 8:46:28
На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....
25 10 2025 10:55:14
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
24 10 2025 18:22:37
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
23 10 2025 8:37:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"