Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)
На доске: “Наше поведение почти так же, как и наш облик, несет в себе много черт, унаследованных от близких предков, так и более далеких. Это роднит нас со всеми, что живет на Земле”.
Ведущая дидактическая цель: проверка и коррекция знаний и умений учащихся.
Задачи:
- Образовательный аспект: повторить и систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза; об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека; углубить знания о биосоциальной сущности Человека разумного.
- Развивающий аспект: продолжить обучению находить нужный материал в дополнительной литературе, учить анализировать факты в определенной логической последовательности.
- Воспитательный аспект: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.
Оборудование:
- презентация “Происхождение человека”;
- таблицы “Эволюция человека”;
- тесты;
- карточки, касающиеся антропогенеза (названия культур, места находок, даты находок, анатомические особенности и т.д.) ;
- дополнительная литература;
- у каждой группы - лист ватмана, фломастеры.
Ход урока
Мотивация
Я предлагаю вам вновь окунуться в мир наших предков, постараться представить их облик, их образ жизни.
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную тревожил, -
Он был зажжен в пещере предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, “единственным”,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Необустроенной планете.
Просмотр с помощью мультимедиа презентации “Происхождение человека”.
Учитель: Для чего нам нужны знания об антропогенезе человека?
Ученики: Чтобы понять, как появился на Земле человек, как шло его развитие. Многое в нашем поведении можно объяснить генетической памятью.
I. Актуализация опopных знаний и умений:
Работа с терминами: Объяснить значение терминов “антропогенез”, “антропоморфозы”
Указать систематическое положение человека (на доске).
Фронтальный опрос:
Расскажите о происхождении и эволюции приматов.
- С какого существа начался эволюционный путь приматов, приведший к появлению человека?
- Какие семейства входят в отряд приматов? Какими признаками отличались их общие предки?
- На что был направлен естественный отбор в процессе антропогенеза? Где условно проходит граница между обезьяной и человеком?
II. Проверка знания учащимися основных понятий, умения аргументировать свои суждения, работать в группе.
Работа в группах по установлению основных этапов, движущих сил антропогенеза и углублению знаний о биосоциальной сущности человека с последующей социализацией.
Класс разбит на 5 групп. Выбирают вождя и хранителя времени. Вождь – лидер, организующий распределение заданий в своей группе, впоследствии будет рассказывать о какой-либо группе предков человека (выпавшей по жребию). Хранитель времени следит за соблюдением времени, отведенного на выполнение заданий.
Задания группам (подробно в Приложении)
- Составить рассказ об особенностях строения и образа жизни предков человека.
- Изобразите на листе бумаги родословное древо человека.
- Составить схему последовательности этапов антропогенеза.
- Назовите движущие силы антропогенеза.
III. Защита заданий
1. Плакаты с изображением эволюционного древа человека крепятся на доске. Ученики вы сказывают замечания, исправляют ошибки.
2. Вожди племен ведут рассказ о “ своем племени” - о какой-либо группе предков человека. Члeны других групп задают вопросы.
В группах происходит взаимооценивание участников (таблица на столе). Учитель также дает оценку правильности ответов.
IV. Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания (на отдельном листочке, сдать учителю).
1. Работа по вариантам. Выполнить тестовое задание.
1 Вариант
1. Рудиментами у человека являются:
- ушные мышцы, волосяной покров на теле, аппендикс;
- мимические мышцы, дополнительные соски, развитые клыки;
- хвост, дополнительные соски, аппендикс.
2. Атавизмами у человека являются:
- мимические мышцы, волосяной покров на теле, дополнительные соски;
- хвост, волосяной покров на теле, третье веко в углу глаза;
- хвост, волосяной покров на теле, дополнительные соски.
3. Среди современных человекообразных обезьян наибольшим генетическим и биохимическим сходством с человеком обладает:
- гиббон;
- горилла;
- шимпанзе;
- орангутанг.
4. К биологическим факторам антропогенеза относятся:
- групповое сотрудничество, сознание и речь;
- изготовление орудий труда и общественный хаpaктер жизни;
- борьба за существование и естественный отбор;
- удлинение сроков ухода за детьми, забота о стариках больных.
5. К социальным факторам антропогенеза относятся:
- естественный отбор;
- борьба за существование;
- наследственная изменчивость;
- устройство постоянных жилищ.
6. Основной предпосылкой антропогенеза было:
- прямохождение;
- сознание и речевое общение;
- трудовая деятельность;
- использование руки для изготовления орудий труда.
7. Промежуточной формой на пути от животных к человеку не являются:
- древние люди;
- питекантропы;
- кроманьонцы;
- неандертальцы.
8. Какой фактор в эволюции человека приводит к ослаблению действия биологических закономерностей и усилению роли социальных факторов:
- формирование S-образного позвоночника;
- переход от древесного к наземному существованию;
- развитие трудовой деятельности;
- упрочение крестца облегчение челюстного аппарата.
9. Первыми из людей овладели зачатками члeнораздельной речи:
- неандертальцы;
- синантропы;
- гeйдельбергские люди;
- кроманьонцы.
10. Движущими силами антропогенеза являлись:
- борьба за существование;
- наследственная изменчивость;
- общественный образ жизни;
- верны все ответы.
2 Вариант
1. К обезьянолюдям относится:
- кроманьонец;
- австралопитек;
- питекантроп;
- неандерталец.
2. Проявлением атавизма у людей является:
- аппендикс;
- густой волосяной покров тела;
- копчик в скелете;
- остаток третьего века.
3. Человек умелый, изготавливавший из камня орудия труда, относится к:
- древнейшим людям;
- древним людям;
- новым людям.
4. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:
- прямохождение;
- строение руки;
- мышление;
- все эти факторы.
5. Движущими силами антропогенеза являлись:
- борьба за существование;
- наследственная изменчивость;
- общественный образ жизни;
- верны все ответы.
6. К биологическим факторам эволюции не относится:
- борьба за существование;
- развитое сознание;
- естественный отбор;
- наследственная изменчивость.
7. Социальными факторами антропогенеза не являются:
- трудовая деятельность;
- наследственная изменчивость;
- отвлеченное мышление;
- создание и применение орудий.
8. Что является самым важным фактором в истории развития человечества:
- переход к прямохождению;
- изготовление орудий труда;
- формирование S-образного позвоночника;
- возникновение подбородочного выступа.
9. Для каких предков человека были ведущими социальные, а не биологические отношения:
- питекантропов;
- кроманьонцев;
- неандертальцев;
- синантропов.
10. Появление и развитие человека относится к:
- последнему периоду мезозойской эры;
- среднему периоду кайнозойской эры;
- последнему периоду кайнозойской эры;
- среднему периоду мезозойской эры;
V. Подведение итогов урока. Прочтите цель нашего урока. Все вместе мы привели в систему объемный и сложный материал. Надеюсь, вы все получите только хорошие отметки.
Рефлексия. Пишут на листочке – “Понравился урок потому, что…”, или “Не понравился урок потому, что…”.
Приложение
Комментарии:
Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
15 01 2025 19:26:36
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...
14 01 2025 5:31:39
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
13 01 2025 19:28:37
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
12 01 2025 11:44:43
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
11 01 2025 3:29:31
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....
10 01 2025 18:44:21
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
09 01 2025 12:44:10
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
08 01 2025 11:13:31
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
07 01 2025 1:24:43
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
06 01 2025 13:20:58
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
05 01 2025 15:39:51
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
04 01 2025 11:16:47
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
03 01 2025 8:31:18
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
02 01 2025 7:20:13
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
01 01 2025 17:40:35
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
31 12 2024 19:57:21
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...
30 12 2024 17:36:21
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
29 12 2024 7:44:24
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
28 12 2024 7:35:41
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...
27 12 2024 21:38:52
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....
26 12 2024 15:30:36
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...
25 12 2024 15:13:23
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
24 12 2024 7:22:10
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
23 12 2024 6:19:19
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
22 12 2024 8:36:34
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
21 12 2024 17:58:12
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
20 12 2024 1:11:33
План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
19 12 2024 15:50:38
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
18 12 2024 1:50:11
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...
17 12 2024 10:50:17
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
16 12 2024 13:34:32
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
15 12 2024 14:37:25
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
14 12 2024 9:20:24
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
13 12 2024 13:32:59
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
12 12 2024 11:39:36
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...
11 12 2024 15:12:10
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
10 12 2024 1:19:42
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
09 12 2024 17:37:15
Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: "Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...
08 12 2024 17:50:19
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...
07 12 2024 19:30:17
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
06 12 2024 13:30:24
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...
05 12 2024 18:31:22
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
04 12 2024 13:41:57
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
03 12 2024 16:41:16
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
02 12 2024 10:21:56
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...
01 12 2024 7:21:51
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
30 11 2024 10:47:55
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
29 11 2024 21:27:46
Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
28 11 2024 10:57:25
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...
27 11 2024 15:49:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::