Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

Цель: выявление последствий преобразований, производимых человечеством, для жизни на Земле. Формирование у школьников активной позиции в учебе.
Задачи: обобщить знания о Млекопитающих. Познакомить с многообразием отряда Грызунов класса Млекопитающих. Раскрыть содержание понятий адаптация и приспособленность живых организмов к окружающей среде. Развить умение преобразовывать информацию с языка слов в художественно-графический язык и язык движений.
Оборудование: набор символов природных факторов. Лента. Индивидуальные задания для учащихся, содержащие биологические диктанты \"Недописанное письмо от млекопитающих\", \"Покажи мне свои зубы, и я скажу, кто ты\". Два комплекта карточек. На карточках первого комплекта описание хаpaктерной черты некоторых видов грызунов. Карточки второго комплекта содержат информацию по экологии ряда видов грызунов. Иллюстрации мест обитания грызунов. Иллюстрации с изображением грызунов. Силуэты животных. Таблички с названиями грызунов. Географическая карта полушарий.
Биологические диктанты - одна из форм контрольных заданий. Но возможно их использование при повторении и освоении нового материала. Пpaктика показала, что выполняя биологические диктанты, дети сосредотачивают внимание на основной, по их мнению, задаче: какое слово вставить. Содержание диктанта воспринимается поверхностно и часто не запоминается. Для более полного усвоения содержания диктанта предлагается после написания передать его содержание рисунками как можно полнее. Перевод информации на художественно - графический язык способствует ее осмыслению, тем лучше она сохраняется в памяти. Данный прием используется на занятии.
Ход занятия
1. Готовимся к работе.
Учитель. Тема занятия \"Слет грызунов - парад достоинств\". Будем искать ответы на вопросы. Зачем нужно изучать биологию, экологию? Имеют ли биолого-экологические знания пpaктическое значение для детей, для взрослых? Окончательный ответ на этот вопрос мы не будем торопиться давать. Действующие лица на занятии - живые организмы. Место действия - планета Земля, среда обитания, местообитания.
2. Вспоминаем, что знаем.
Повторение понятий \"среда обитания\", \"местообитание\". Для чего используются два набора символов природных факторов. Символы изображены на карточках - свет, температура, воздух, вода, почва, рельеф, живые организмы. Лента. Работают две группы. На планшетах с помощью одного набора символов природных факторов дети составляют схему среды обитания. Второй набор символов, заключенный в кольцо ленты, отразит понятие местообитание.
Учитель. Участвовать вместе с нами в поисках ответов будут грызуны. Они готовы поделятся с нами секретами своей жизни. Но мы должны принять участие в раскрытии их тайн.
В Классе Млекопитающих 20 отрядов. Грызунов известно около 1 600 видов. Некоторые ученые считают, что эта цифра еще больше: грызунов около 2 000 видов. Что помогло грызунам расселиться по всей Земле и стать столь многочисленными? Об этом в письме, которое мы должны не только прочитать, но и дописать, вспомнив особенности млекопитающих.
Ищем ответ на вопрос \"Почему грызуны числом превзошли других зверей?\"
НЕДОПИСАННОЕ ПИСЬМО ОТ МЛЕКОПИТАЮЩИХ
Прочитай письмо. Используй подсказку в конце письма. В незаполненные строки впиши формулировки, которые отражают черты организации млекопитающих и грызунов, давших им преимущества в освоении всех ландшафтов, существующих на земном шаре.
\"1 600 видов грызунов - это почти половина всех зверей, населяющих Землю.
А предки у нас были одни: насекомоядные млекопитающие, которые существовали на Земле около 200 миллионов лет назад. Предок этот обладал, как все млекопитающие, замечательными качествами, которые сохранили и мы - грызуны. Качества эти позволяют млекопитающим меньше, чем другим животным, зависеть от разнообразия и изменчивости мира.
Наш комaндно - управленческий орган отлично развит. С его помощью мы хорошо ориентируемся в этом мире. Свет, звук, запах - ничто не останется без нашего внимания. Оценив обстановку, \"мозгоштаб\" отдает комaнду телу, которое отвечает совершенной реакцией на любое изменение в среде.
Позволило размножаться в самых разнообразных условиях жизни. Дети наши вырастают в родительской заботе.
Наши внутренние печки дают нам тепло. Тепло сохраняют наши шубы. Если тепла слишком много, мы находим разные способы его не накапливать, чтоб не погибнуть от перегрева.
Огромная масса растительного вещества на планете и способность грызунов использовать растения способствовали нашему расцвету.
С арсеналом зверей и диетой вегетарианцев грызуны заселили огромные прострaнcтва. Осваивая разнообразие Земли, мы все меньше походили на нашего предка и друг на друга.
В каком порядке вписать подсказки?
Растительноядность. Живорождение и выкармливание потомства молоком.
Высокий уровень развития нервной системы. Совершенная система терморегуляции\".
Учитель. Небольшие размеры - еще одна причина многообразия грызунов. Мелкой и средней величины звери рано начинают размножаться и дают большее число потомков в сравнении с более крупными млекопитающими. Обсуждение этой причины в рамках другого занятия.
3. Изучаем новое, открываем секреты грызунов.
СЛЕТ ГРЫЗУНОВ - ПАРАД ДОСТОИНСТВ
Юннат из числа старших учащихся. Ребята, познакомимся с нашими героями.
Собрались однажды грызуны со всего света себя показать, на других посмотреть. Себя показывали с гордостью, на других смотрели с удивлением. Почти все прострaнcтво Земли освоили грызуны. Среди них пустынные и лесные, равнинные и высокогорные, водные и подземные животные, звери с экватора и крайнего севера. И, \"как всяк кулик свое болото хвалит\", так каждый из собравшихся рассказал о своих достоинствах. Нам, ребята, нельзя ударить в грязь лицом. Разгадаем загадки наших героев и вспомним их имена.
Учащиеся, ранее познакомившись с одним из грызунов и краткой информацией о нем, показывают портреты животных и говорят об одной из его ярких особенностей. Изображение животного, после того как его узнают, помещается в портретную галерею грызунов.
- Мы живем в высокогорье, где солнца много, да тепла не хватает, но наша замечательная шуба в любой холод согреет. (1)
- Нам в жаркой Африке без шубы можно обойтись. Да и чистить ее некогда. Основная наша гордость и беспрестанная забота - глава семьи, наша Королева. (2)
- Пух, шерсть - хорошо. Но и иглы не помешают: упаду в воду - иглы, как поплавки утонуть не дадут. (3)
- Для нас - чем больше воды, тем лучше: и нам, и рыбе, и лягушкам, и птицам. Наше трудолюбие всем на благо. (4)
- Перед зубами грызунов ни один самый крепкий орешек не устоит. А не пробовали вы зубами, как лопатой работать. (5)
- А лапами, как веслами? (6)
- У нас тоже перепончатые лапы; из воды порой торчит только голова, глаза и ноздри расположены сверху, но мы не лягушки. (7)
- Мы квартиры строим двухэтажные. (8)
- Наша квартира может находиться в доме, который построили термиты. (9)
- Мы каждый день, а не только на парадах гордо несем \"знамя\" нашей жизни. (10)
Юннат. В параде участвовали животные. 1. Шиншилла. 2. Гoлый землекоп. 3. Дикобраз. 4. Бобр. 5. Землекоп. 6. Бобр, ондатра. 7. Водосвинка. 8. Бобр, ондатра. 9. Иглистые мыши. 10. Тушканчик.
Силуэты этих животных помещаются на карте в соответствующих ареалах.
Учитель. Грызуны - самый большой отряд в классе млекопитающих. Каждый вид грызунов со своими особенностями. Но есть общие черты, которые отличают грызунов от других зверей. Любой грызун мог бы подписаться еще под одним рассказом, если в нем не будет ошибок.
ПОКАЖИ МНЕ СВОИ ЗУБЫ, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ
Прочитай весь рассказ. Подумай, какие слова должны быть вставлены вместо пропусков. Познакомься со словами, предоставленными тебе в помощь в конце рассказа. Закончи рассказ о грызунах. Согласись, что интереснее читать книги с картинками. Проиллюстрируй и ты содержание рассказа о грызунах как можно большим числом картинок. Желаем успеха.
\"Лабораторные мыши, лабораторные крысы, морские свинки, хомяки и хомячки, суслики и белки, тушканчики и дикобразы относятся к отряду ____________________.
Особенностью этих животных является постоянный рост их ___________ , которые не имеют _______. И постоянное затачивание резцов. Между резцами и ______________ зубами у грызунов беззубый промежуток - _______________. Отсутствуют _____________ .
Систематическое положение грызуна, как и всех млекопитающих, можно определить по их зубной системе: \"Покажи мне свои зубы, и я скажу, кто ты\".
Пища грызунов в основном _____________. Но грызуны могут поедать и мелких _______________.
Даже белка - специалист по грибам и _____________ может утащить ______________ или ________________ из птичьего гнезда.
Лабораторные мыши, лабораторные крысы, песчанки, иглистые мыши, джунгарские хомячки, сирийские хомяки живут большими ___________________ или группами.
У суслика, белки, бурундука семьи состоят из ____________ и нескольких ________.
Детеныши, рано повзрослев, заводят свою семью. Если жилища родителей и детей располагаются рядом, образуется _________________ .
Жизнь ставит перед грызунами много разных задач. Поэтому у грызунов хорошо развиты органы чувств: ______________, ______________, ______________, ______________, ______________.
Большего совершенства достигают те органы чувств, которые с наибольшим успехом могут быть использованы грызуном в среде ______________, которую его вид освоил.
Встречаются грызуны на земле, в воздухе, в воде и в _________________.
Подсказкой тоже надо уметь пользоваться.
Возможно, тебе придется изменить падеж, чтобы слово было уместно в предложении.
Грызуны. Резцы, корни. Коренные, диастема. Клыки. Растительная. Насекомые, животные. Семена, яйцо, птенец. Семья. Самка, дети. Колония. Обоняние, слух, зрение, осязание, вкус. Жизнь. Почва\".
Завершается выполнение задания \"Покажи мне свои зубы, а я скажу, кто ты\" созданием общего художественного \"полотна\".
4. Театр зверей.
Юннат. А теперь наши герои рассказывают о себе сами.
Учителем на этапе подготовки занятия, или на занятии (в этом случае предусмотреть время на ознакомление и на подготовку к выполнению задания) раздаются ребятам тексты рассказов о грызунах. Ребятам предлагается пересказать рассказ от лица животного и создать внешний образ животного движением, мимикой, позами. Дополнение к содержанию приветствуется. Образующиеся при сценическом воплощении рассказа различные многочисленные ассоциации облегчают и \"актерам\", и \"зрителям\" запоминание сведений о жизни животных.
Выступления ребят. Эта часть занятия позволяет изменить его продолжительность путем уменьшения или увеличения числа действующих лиц - животных. После выступления каждый размещает силуэт животного на иллюстрации со средой обитания этого животного.
Летяга
Хвосты у нас грызунов разные: от едва заметных, до длинных и очень длинных. Известно, что хвостов без дела не бывает. А уж если хвост заметный и внушительный работа ему всегда и везде найдется. У меня - у жительницы лесов, - хвост при многих делах. Вытянутый хвост в воздухе превращается в руль, который полетом управляет и вправо - влево, и пониже - повыше. Перед посадкой на дерево скорость сбавить надо. Перевожу хвост в положение \"вверх\" - тормозная система включилась. Бросаюсь с дерева вниз головой, опять хвост вверх задираю. Но теперь хвост парашютом стал. Вместе с растянутой перепонкой он обопрется о воздух и задержит падение. На качающихся ветках мой хвост подпорка. И от мороза укрыться хвост поможет. Хвост - и шапка - невидимка: окрашен он так, что прикрывая мое небольшое тельце, делает меня не видимым. Кто еще про хвост рассказать хочет?
Тушканчик
И не только про хвост. Я тоже зверь не велик - с кулачок, а хвост мой в полтора раза длиннее меня. В пустыне, где ни травинки, ни кустика часто не встретишь, а нора далеко, от хищника только скорость спасает. При скоростных прыжках на двух ногах хороший стабилизатор нужен. Кисточка на конце длинного хвоста служит мне для поддержания равновесия. А почему кисточка \"знаменем\" называется? - Ее черно - белый цвет у многих из нас хорошо сородичам сигналы передает. Взаимопонимание между родственниками для всех важно. В пустыне летом днем жизнь затихает. Жара нестерпима. Ночью в темноте мы должны лучше слышать и видеть. Посмотрите на большие глаза и уши - они доказывают наши особые способности ночных животных. А длинные вибриссы, обнаруживая препятствия на пути, помогают прокладывать маршрут.
Вискаша
Из леса и пустыни приглашаю вас в высокогорье Анд. Здесь на высоте 4 500м над уровнем моря живем не только мы - вискаши. Тяжело вы дышите, друзья. Мы тоже не сразу смогли освоить эти высоты, где атмосфера разряжена. Сейчас гемоглобин нашей крови связывает и переносит кислорода больше, чем гемоглобин вашей крови, млекопитающих, обитающих в среде, богатой кислородом. Хоть и живем мы в Южной Америке, слово \"южный\" не всегда означает \"теплый\". Но у нас прекрасный густой мех и пушистый хвост. Звери мы дневные. В высокогорье не только кислорода не хватает, но и тепла. Ночью у нас почти круглый год бывает мороз, проводим мы ночь в норах, где температура держится \"комнатная\". А днем можем погреться на камнях, которые нагреваются под ярким горным солнцем. На равнинах, где тепла и ночью хватает, равнинные наши родственники активны по ночам.
Гoлый землекоп
Мальчик с пальчик - мой размер. В африканской саванне или полупустыне, где нас недавно обнаружили, можно совсем без шерсти обойтись. Чтобы солнце не сожгло кожу - живем под землей. Да и по другим причинам жить под землей для нас успешнее. Как здесь дорогу проложить - зубами. Под землей не нужны глаза - они у нас крошечные. Большие уши в тесном подземелье - помеха. А вот нос всегда начеку. По запаху находим дорогу, пищу, определяем направление движения. Запах говорит о статусе каждого в нашем сообществе. В центре сообщества королева - производительница. Королеву окружают приближенные. Остальные зверьки - рабочая братия. У каждого своя роль и свой запах. Совсем как у муравьев или :?
Дикобраз
Охотников закусить грызунами хватает: змеи и вараны, лисицы и шакалы, ласки и росомахи, кошки и пернатые хищники. По своим способностям грызуны и тактику защиты выбирают, разную. Днем на глаза хищнику лучше не попадаться, можно в норе отсидеться. Ночью следует затаиться, а обнаружили - быстрые ноги и нора, от которой не успел отойти далеко, выручат. Догнали или застали врасплох - покажи врагу свою отвагу. Кричи, прыгай, зубы в ход пускай. Хищник не всегда смелым бывает. У меня самого крупного дикобраза, вы встречались со мной в Европе или в Африке, свои приемы против неприятеля. Большому животному, упитанностью больше 25кг, и пищи надо много: клубни, луковицы, корешки, корневища, насекомые, поэтому ночью в поисках пищи приходится пройти большие расстояния - вот откуда такая надежная защита - иглы. Гремящие иглы на коротком хвосте каждому встречному посоветуют обойти меня стороной. Самые длинные и более редкие иглы ранить не могут, но предупредят о неприятных последствиях, которые возникнут, если в ход пущу короткие, толстые и острые шипы. Они могут проткнуть даже крепкую кожу.
Слепыш
Зубы наши не только грызут, а вгрызаются, и не только в корешки, да луковицы, а в землю. Здесь живем. Ни хвоста, ни глаз, ни ушей - все скрыто. Глаза под землей - помеха. Для хорошего слуха размер ушей значения не имеет. А еще обоняние и осязание на высоте. Меня и добыть-то труднее, чем любого зрячего грызуна. Мех надежный - густой и мягкий. Но из него со всех сторон жесткие волосы торчат: около рта, около глаз, на щеках, лбу, брюхе и сзади. Да-да, вибриссы, это они локацию осуществляют - осязательную. Кто это там говорит, что рот у меня землей забит, а такой разговорчивый? Губы у меня за зубами закрываются. Так что все в полном порядке.
Ондатра
Я тихоня, только плеск воды выдаст, если погружение будет срочным. После купания зубы от холода не стучат. Густой мех покрывает и спину, и бока, и брюхо. Покрыт мех жировой смазкой - не намокает, и воздуха в нем много. Воздушная прослойка и не дает холоду до костей пробраться даже зимой. А когда жарко гoлый хвост теплоотводником работает. В Северной Америке меня встречают за Полярным кругом. Знают меня в Среднеазиатских государствах. Спрашиваете, как освоила такое разнообразие условий обитания? Норы и хатки, которые строю сама, помогают спасаться от жаркого климата на юге и не замерзнуть зимой даже в Якутии.
Песчанка
Мы роющие млекопитающие. Наши подземные поселения - колонии. Когда становится тесно, норы строим в три этажа. Кормимся на поверхности земли. В открытых местообитаниях постоянно надо быть начеку. Стоя на задних лапах, осматривая поверх травы окрестности, издалека замечаем опасность. Вот откуда у нас стойка \"столбиком\". Так ведут себя суслики, сурки, луговые собачки, хомяки. Скрываясь в норе, важно свистом, топотом задних лапок или взмахивая хвостом дать сигнал соседям: скрывайся, кто может.
5. Адаптация? Приспособленность? Слышать - слыхивали, а теперь разберемся.
Юннат, обращая внимание ребят на иллюстрации сред обитания с размещенными на них силуэтами грызунов. Грызуны рассказали нам, что живут везде, но, не где попало. Каждый вид освоил ту среду жизни и то местообитание, к которому смог адаптироваться, в переводе с латинского языка адаптироваться - приладится. Кто из наших героев лучше? Кому можно вручить пальму первенства за совершенство?
Ученики. Предполагаемый ответ. Каждый вид лучший в своем местообитании. Лучший тот, кто более приспособлен к нему. Кто научился в своем природном окружении находить пищу и воду, противостоять жаре, холоду и врагам, болезням. Лучший тот, кто выжил. О своих достижениях может рассказать представитель каждого вида живых организмов нашей планеты.
Учитель. Достижения, достоинства, \"прилаженность\" - адаптации организма к окружающей среде. Их сумма по-научному точно и емко называется \"приспособленность\" к окружающей среде. Питер Фабр в книге \"Популярная экология\" дает такое определение: \"Приспособленность - такой способ организации структуры, физиологии и поведения животного или растения, который позволяет им выполнять стоящие перед ними задачи - непрерывно добывать себе пищу, в количестве достаточном, чтобы не умереть с голоду, и принимать участие в размножении\".
Как возникла приспособленность? Живые организмы, с которыми мы вместе живем на планете сейчас, миллионы лет претерпевали изменения вслед за естественными изменениями, происходящими на Земле и осваивая новые для себя места обитания. Приспособленность живых организмов - результат этих процессов.
Ребята, могла ли у ныне живущих животных, в том числе у тех, с которыми мы познакомились, в короткое время сложиться приспособленность, соответствие окружающей среде и местообитанию, которое они занимают. Соответствие, которое помогает им выживать сейчас?
Ученики. Предполагаемый ответ. Нет.
Учитель. А в длительный период времени?
Ученики. Предполагаемый ответ. Да.
Учитель. И да, и нет. Каждое поколение живых организмов оставляло многочисленное потомство. В многочисленном потомстве все особи в основном схожи, но меж ними были отличия. Среда оставалась неизменной или в ней происходили изменения. Особи с отличиями, которые давали преимущество при освоении окружающей среды, оставляли жизнеспособное потомство. Особи, не имеющие такого преимущества, погибали. Даже в длительный период времени приспособленность живых организмов к окружающей среде возникала лишь у небольшой части особей каждого вида.
Так среда сформировала облик, образ жизни, физиологию, поведение не только животных, но всех живых организмов. Изменится среда - изменятся выжившие организмы.
6. Есть ли польза от наших стараний на занятии?
Юннат. А зачем нам надо знать о приспособленности живых организмов?
Учитель. Разум сделал человека очень сильным. Мы тоже освоили Землю. Мы единственные живые существа, которые осваивая Землю, не приспосабливаемся к окружающей среде, а меняем ее, приспосабливая к своим нуждам. К сожалению, мы считаем себя на планете самыми главными. Меняя планету под себя, люди не всегда знают и задумываются о том, как производимые с высокой скоростью преобразования скажутся на живом мире и на них самих.
Получили ли мы сегодня частичку знаний, которых так не хватает большинству людей?
Ученики предполагаемый ответ дают своими словами. Учитель корректирует их высказывания. Да. Мы узнали о приспособленности живых организмов, о причинах ее возникновения, о длительности и непрерывности процесса адаптации организмов в постоянно меняющейся среде. Скорость изменений в природе, которые происходят по вине человека, слишком велика для всего живого. Живые организмы и их виды исчезают быстрее, чем формируется их приспособленность к новым условиям. Но в биосфере мы не отделены от остальных живых организмов. Значит, стоит вопрос и о выживании людей на Земле.
7. Польза будет, если :
Учитель. Полученные знания по биологии и экологии грызунов и других живых организмов помогли нам дать тревожащее предсказание о последствиях преобразований, производимых человечеством на Земле. Желаю вам руководствоваться этими знаниями уже сейчас и во взрослой жизни, чтоб мир наш прекрасный сохранился.
Комментарии:
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
06 12 2025 0:17:39
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
05 12 2025 9:11:47
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
04 12 2025 8:58:46
Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....
03 12 2025 7:39:28
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
02 12 2025 12:42:51
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях.
...
01 12 2025 11:15:57
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
30 11 2025 14:27:52
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
29 11 2025 9:57:55
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
28 11 2025 23:11:31
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
27 11 2025 11:26:37
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
26 11 2025 16:10:38
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
25 11 2025 21:31:49
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
24 11 2025 10:52:17
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
23 11 2025 21:16:57
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
22 11 2025 16:29:20
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
21 11 2025 17:31:30
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
20 11 2025 11:47:55
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
19 11 2025 10:37:52
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
18 11 2025 22:24:56
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
17 11 2025 11:31:56
Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....
16 11 2025 16:30:15
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
15 11 2025 20:40:12
Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
14 11 2025 3:57:41
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
13 11 2025 3:21:10
Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....
12 11 2025 13:15:59
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
11 11 2025 11:33:36
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.
...
10 11 2025 4:51:22
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
09 11 2025 23:37:13
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве.
...
08 11 2025 5:36:41
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
07 11 2025 14:10:20
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет".
...
06 11 2025 15:45:59
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
05 11 2025 19:47:53
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
04 11 2025 14:15:42
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
03 11 2025 19:14:36
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
02 11 2025 3:28:34
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
01 11 2025 10:40:40
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
31 10 2025 20:59:47
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
30 10 2025 7:33:17
Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....
29 10 2025 7:45:42
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
28 10 2025 17:25:58
Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....
27 10 2025 0:23:41
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области.
...
26 10 2025 14:47:40
Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в пpaктической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....
25 10 2025 19:52:43
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
24 10 2025 17:23:42
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
23 10 2025 21:46:37
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
22 10 2025 11:36:14
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
21 10 2025 0:57:29
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
20 10 2025 13:18:42
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
19 10 2025 10:55:29
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
18 10 2025 12:21:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




