Занятие "Слет грызунов – парад достоинств" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"


    Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

Цель: выявление последствий преобразований, производимых человечеством, для жизни на Земле. Формирование у школьников активной позиции в учебе.

Задачи: обобщить знания о Млекопитающих. Познакомить с многообразием отряда Грызунов класса Млекопитающих. Раскрыть содержание понятий адаптация и приспособленность живых организмов к окружающей среде. Развить умение преобразовывать информацию с языка слов в художественно-графический язык и язык движений.

Оборудование: набор символов природных факторов. Лента. Индивидуальные задания для учащихся, содержащие биологические диктанты \"Недописанное письмо от млекопитающих\", \"Покажи мне свои зубы, и я скажу, кто ты\". Два комплекта карточек. На карточках первого комплекта описание хаpaктерной черты некоторых видов грызунов. Карточки второго комплекта содержат информацию по экологии ряда видов грызунов. Иллюстрации мест обитания грызунов. Иллюстрации с изображением грызунов. Силуэты животных. Таблички с названиями грызунов. Географическая карта полушарий.

Биологические диктанты - одна из форм контрольных заданий. Но возможно их использование при повторении и освоении нового материала. Пpaктика показала, что выполняя биологические диктанты, дети сосредотачивают внимание на основной, по их мнению, задаче: какое слово вставить. Содержание диктанта воспринимается поверхностно и часто не запоминается. Для более полного усвоения содержания диктанта предлагается после написания передать его содержание рисунками как можно полнее. Перевод информации на художественно - графический язык способствует ее осмыслению, тем лучше она сохраняется в памяти. Данный прием используется на занятии.

Ход занятия

1. Готовимся к работе.

Учитель. Тема занятия \"Слет грызунов - парад достоинств\". Будем искать ответы на вопросы. Зачем нужно изучать биологию, экологию? Имеют ли биолого-экологические знания пpaктическое значение для детей, для взрослых? Окончательный ответ на этот вопрос мы не будем торопиться давать. Действующие лица на занятии - живые организмы. Место действия - планета Земля, среда обитания, местообитания.

2. Вспоминаем, что знаем.

Повторение понятий \"среда обитания\", \"местообитание\". Для чего используются два набора символов природных факторов. Символы изображены на карточках - свет, температура, воздух, вода, почва, рельеф, живые организмы. Лента. Работают две группы. На планшетах с помощью одного набора символов природных факторов дети составляют схему среды обитания. Второй набор символов, заключенный в кольцо ленты, отразит понятие местообитание.

Учитель. Участвовать вместе с нами в поисках ответов будут грызуны. Они готовы поделятся с нами секретами своей жизни. Но мы должны принять участие в раскрытии их тайн.

В Классе Млекопитающих 20 отрядов. Грызунов известно около 1 600 видов. Некоторые ученые считают, что эта цифра еще больше: грызунов около 2 000 видов. Что помогло грызунам расселиться по всей Земле и стать столь многочисленными? Об этом в письме, которое мы должны не только прочитать, но и дописать, вспомнив особенности млекопитающих.

Ищем ответ на вопрос \"Почему грызуны числом превзошли других зверей?\"

НЕДОПИСАННОЕ ПИСЬМО ОТ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Прочитай письмо. Используй подсказку в конце письма. В незаполненные строки впиши формулировки, которые отражают черты организации млекопитающих и грызунов, давших им преимущества в освоении всех ландшафтов, существующих на земном шаре.

\"1 600 видов грызунов - это почти половина всех зверей, населяющих Землю.

А предки у нас были одни: насекомоядные млекопитающие, которые существовали на Земле около 200 миллионов лет назад. Предок этот обладал, как все млекопитающие, замечательными качествами, которые сохранили и мы - грызуны. Качества эти позволяют млекопитающим меньше, чем другим животным, зависеть от разнообразия и изменчивости мира.

Наш комaндно - управленческий орган отлично развит. С его помощью мы хорошо ориентируемся в этом мире. Свет, звук, запах - ничто не останется без нашего внимания. Оценив обстановку, \"мозгоштаб\" отдает комaнду телу, которое отвечает совершенной реакцией на любое изменение в среде.

Позволило размножаться в самых разнообразных условиях жизни. Дети наши вырастают в родительской заботе.

Наши внутренние печки дают нам тепло. Тепло сохраняют наши шубы. Если тепла слишком много, мы находим разные способы его не накапливать, чтоб не погибнуть от перегрева.

Огромная масса растительного вещества на планете и способность грызунов использовать растения способствовали нашему расцвету.

С арсеналом зверей и диетой вегетарианцев грызуны заселили огромные прострaнcтва. Осваивая разнообразие Земли, мы все меньше походили на нашего предка и друг на друга.

В каком порядке вписать подсказки?

Растительноядность. Живорождение и выкармливание потомства молоком.

Высокий уровень развития нервной системы. Совершенная система терморегуляции\".

Учитель. Небольшие размеры - еще одна причина многообразия грызунов. Мелкой и средней величины звери рано начинают размножаться и дают большее число потомков в сравнении с более крупными млекопитающими. Обсуждение этой причины в рамках другого занятия.

3. Изучаем новое, открываем секреты грызунов.

СЛЕТ ГРЫЗУНОВ - ПАРАД ДОСТОИНСТВ

Юннат из числа старших учащихся. Ребята, познакомимся с нашими героями.

Собрались однажды грызуны со всего света себя показать, на других посмотреть. Себя показывали с гордостью, на других смотрели с удивлением. Почти все прострaнcтво Земли освоили грызуны. Среди них пустынные и лесные, равнинные и высокогорные, водные и подземные животные, звери с экватора и крайнего севера. И, \"как всяк кулик свое болото хвалит\", так каждый из собравшихся рассказал о своих достоинствах. Нам, ребята, нельзя ударить в грязь лицом. Разгадаем загадки наших героев и вспомним их имена.

Учащиеся, ранее познакомившись с одним из грызунов и краткой информацией о нем, показывают портреты животных и говорят об одной из его ярких особенностей. Изображение животного, после того как его узнают, помещается в портретную галерею грызунов.

- Мы живем в высокогорье, где солнца много, да тепла не хватает, но наша замечательная шуба в любой холод согреет. (1)

- Нам в жаркой Африке без шубы можно обойтись. Да и чистить ее некогда. Основная наша гордость и беспрестанная забота - глава семьи, наша Королева. (2)

- Пух, шерсть - хорошо. Но и иглы не помешают: упаду в воду - иглы, как поплавки утонуть не дадут. (3)

- Для нас - чем больше воды, тем лучше: и нам, и рыбе, и лягушкам, и птицам. Наше трудолюбие всем на благо. (4)

- Перед зубами грызунов ни один самый крепкий орешек не устоит. А не пробовали вы зубами, как лопатой работать. (5)

- А лапами, как веслами? (6)

- У нас тоже перепончатые лапы; из воды порой торчит только голова, глаза и ноздри расположены сверху, но мы не лягушки. (7)

- Мы квартиры строим двухэтажные. (8)

- Наша квартира может находиться в доме, который построили термиты. (9)

- Мы каждый день, а не только на парадах гордо несем \"знамя\" нашей жизни. (10)

Юннат. В параде участвовали животные. 1. Шиншилла. 2. Гoлый землекоп. 3. Дикобраз. 4. Бобр. 5. Землекоп. 6. Бобр, ондатра. 7. Водосвинка. 8. Бобр, ондатра. 9. Иглистые мыши. 10. Тушканчик.

Силуэты этих животных помещаются на карте в соответствующих ареалах.

Учитель. Грызуны - самый большой отряд в классе млекопитающих. Каждый вид грызунов со своими особенностями. Но есть общие черты, которые отличают грызунов от других зверей. Любой грызун мог бы подписаться еще под одним рассказом, если в нем не будет ошибок.

ПОКАЖИ МНЕ СВОИ ЗУБЫ, И Я СКАЖУ, КТО ТЫ

Прочитай весь рассказ. Подумай, какие слова должны быть вставлены вместо пропусков. Познакомься со словами, предоставленными тебе в помощь в конце рассказа. Закончи рассказ о грызунах. Согласись, что интереснее читать книги с картинками. Проиллюстрируй и ты содержание рассказа о грызунах как можно большим числом картинок. Желаем успеха.

\"Лабораторные мыши, лабораторные крысы, морские свинки, хомяки и хомячки, суслики и белки, тушканчики и дикобразы относятся к отряду ____________________.

Особенностью этих животных является постоянный рост их ___________ , которые не имеют _______. И постоянное затачивание резцов. Между резцами и ______________ зубами у грызунов беззубый промежуток - _______________. Отсутствуют _____________ .

Систематическое положение грызуна, как и всех млекопитающих, можно определить по их зубной системе: \"Покажи мне свои зубы, и я скажу, кто ты\".

Пища грызунов в основном _____________. Но грызуны могут поедать и мелких _______________.

Даже белка - специалист по грибам и _____________ может утащить ______________ или ________________ из птичьего гнезда.

Лабораторные мыши, лабораторные крысы, песчанки, иглистые мыши, джунгарские хомячки, сирийские хомяки живут большими ___________________ или группами.

У суслика, белки, бурундука семьи состоят из ____________ и нескольких ________.

Детеныши, рано повзрослев, заводят свою семью. Если жилища родителей и детей располагаются рядом, образуется _________________ .

Жизнь ставит перед грызунами много разных задач. Поэтому у грызунов хорошо развиты органы чувств: ______________, ______________, ______________, ______________, ______________.

Большего совершенства достигают те органы чувств, которые с наибольшим успехом могут быть использованы грызуном в среде ______________, которую его вид освоил.

Встречаются грызуны на земле, в воздухе, в воде и в _________________.

Подсказкой тоже надо уметь пользоваться.

Возможно, тебе придется изменить падеж, чтобы слово было уместно в предложении.

Грызуны. Резцы, корни. Коренные, диастема. Клыки. Растительная. Насекомые, животные. Семена, яйцо, птенец. Семья. Самка, дети. Колония. Обоняние, слух, зрение, осязание, вкус. Жизнь. Почва\".

Завершается выполнение задания \"Покажи мне свои зубы, а я скажу, кто ты\" созданием общего художественного \"полотна\".

4. Театр зверей.

Юннат. А теперь наши герои рассказывают о себе сами.

Учителем на этапе подготовки занятия, или на занятии (в этом случае предусмотреть время на ознакомление и на подготовку к выполнению задания) раздаются ребятам тексты рассказов о грызунах. Ребятам предлагается пересказать рассказ от лица животного и создать внешний образ животного движением, мимикой, позами. Дополнение к содержанию приветствуется. Образующиеся при сценическом воплощении рассказа различные многочисленные ассоциации облегчают и \"актерам\", и \"зрителям\" запоминание сведений о жизни животных.

Выступления ребят. Эта часть занятия позволяет изменить его продолжительность путем уменьшения или увеличения числа действующих лиц - животных. После выступления каждый размещает силуэт животного на иллюстрации со средой обитания этого животного.

Летяга

Хвосты у нас грызунов разные: от едва заметных, до длинных и очень длинных. Известно, что хвостов без дела не бывает. А уж если хвост заметный и внушительный работа ему всегда и везде найдется. У меня - у жительницы лесов, - хвост при многих делах. Вытянутый хвост в воздухе превращается в руль, который полетом управляет и вправо - влево, и пониже - повыше. Перед посадкой на дерево скорость сбавить надо. Перевожу хвост в положение \"вверх\" - тормозная система включилась. Бросаюсь с дерева вниз головой, опять хвост вверх задираю. Но теперь хвост парашютом стал. Вместе с растянутой перепонкой он обопрется о воздух и задержит падение. На качающихся ветках мой хвост подпорка. И от мороза укрыться хвост поможет. Хвост - и шапка - невидимка: окрашен он так, что прикрывая мое небольшое тельце, делает меня не видимым. Кто еще про хвост рассказать хочет?

Тушканчик

И не только про хвост. Я тоже зверь не велик - с кулачок, а хвост мой в полтора раза длиннее меня. В пустыне, где ни травинки, ни кустика часто не встретишь, а нора далеко, от хищника только скорость спасает. При скоростных прыжках на двух ногах хороший стабилизатор нужен. Кисточка на конце длинного хвоста служит мне для поддержания равновесия. А почему кисточка \"знаменем\" называется? - Ее черно - белый цвет у многих из нас хорошо сородичам сигналы передает. Взаимопонимание между родственниками для всех важно. В пустыне летом днем жизнь затихает. Жара нестерпима. Ночью в темноте мы должны лучше слышать и видеть. Посмотрите на большие глаза и уши - они доказывают наши особые способности ночных животных. А длинные вибриссы, обнаруживая препятствия на пути, помогают прокладывать маршрут.

Вискаша

Из леса и пустыни приглашаю вас в высокогорье Анд. Здесь на высоте 4 500м над уровнем моря живем не только мы - вискаши. Тяжело вы дышите, друзья. Мы тоже не сразу смогли освоить эти высоты, где атмосфера разряжена. Сейчас гемоглобин нашей крови связывает и переносит кислорода больше, чем гемоглобин вашей крови, млекопитающих, обитающих в среде, богатой кислородом. Хоть и живем мы в Южной Америке, слово \"южный\" не всегда означает \"теплый\". Но у нас прекрасный густой мех и пушистый хвост. Звери мы дневные. В высокогорье не только кислорода не хватает, но и тепла. Ночью у нас почти круглый год бывает мороз, проводим мы ночь в норах, где температура держится \"комнатная\". А днем можем погреться на камнях, которые нагреваются под ярким горным солнцем. На равнинах, где тепла и ночью хватает, равнинные наши родственники активны по ночам.

Гoлый землекоп

Мальчик с пальчик - мой размер. В африканской саванне или полупустыне, где нас недавно обнаружили, можно совсем без шерсти обойтись. Чтобы солнце не сожгло кожу - живем под землей. Да и по другим причинам жить под землей для нас успешнее. Как здесь дорогу проложить - зубами. Под землей не нужны глаза - они у нас крошечные. Большие уши в тесном подземелье - помеха. А вот нос всегда начеку. По запаху находим дорогу, пищу, определяем направление движения. Запах говорит о статусе каждого в нашем сообществе. В центре сообщества королева - производительница. Королеву окружают приближенные. Остальные зверьки - рабочая братия. У каждого своя роль и свой запах. Совсем как у муравьев или :?

Дикобраз

Охотников закусить грызунами хватает: змеи и вараны, лисицы и шакалы, ласки и росомахи, кошки и пернатые хищники. По своим способностям грызуны и тактику защиты выбирают, разную. Днем на глаза хищнику лучше не попадаться, можно в норе отсидеться. Ночью следует затаиться, а обнаружили - быстрые ноги и нора, от которой не успел отойти далеко, выручат. Догнали или застали врасплох - покажи врагу свою отвагу. Кричи, прыгай, зубы в ход пускай. Хищник не всегда смелым бывает. У меня самого крупного дикобраза, вы встречались со мной в Европе или в Африке, свои приемы против неприятеля. Большому животному, упитанностью больше 25кг, и пищи надо много: клубни, луковицы, корешки, корневища, насекомые, поэтому ночью в поисках пищи приходится пройти большие расстояния - вот откуда такая надежная защита - иглы. Гремящие иглы на коротком хвосте каждому встречному посоветуют обойти меня стороной. Самые длинные и более редкие иглы ранить не могут, но предупредят о неприятных последствиях, которые возникнут, если в ход пущу короткие, толстые и острые шипы. Они могут проткнуть даже крепкую кожу.

Слепыш

Зубы наши не только грызут, а вгрызаются, и не только в корешки, да луковицы, а в землю. Здесь живем. Ни хвоста, ни глаз, ни ушей - все скрыто. Глаза под землей - помеха. Для хорошего слуха размер ушей значения не имеет. А еще обоняние и осязание на высоте. Меня и добыть-то труднее, чем любого зрячего грызуна. Мех надежный - густой и мягкий. Но из него со всех сторон жесткие волосы торчат: около рта, около глаз, на щеках, лбу, брюхе и сзади. Да-да, вибриссы, это они локацию осуществляют - осязательную. Кто это там говорит, что рот у меня землей забит, а такой разговорчивый? Губы у меня за зубами закрываются. Так что все в полном порядке.

Ондатра

Я тихоня, только плеск воды выдаст, если погружение будет срочным. После купания зубы от холода не стучат. Густой мех покрывает и спину, и бока, и брюхо. Покрыт мех жировой смазкой - не намокает, и воздуха в нем много. Воздушная прослойка и не дает холоду до костей пробраться даже зимой. А когда жарко гoлый хвост теплоотводником работает. В Северной Америке меня встречают за Полярным кругом. Знают меня в Среднеазиатских государствах. Спрашиваете, как освоила такое разнообразие условий обитания? Норы и хатки, которые строю сама, помогают спасаться от жаркого климата на юге и не замерзнуть зимой даже в Якутии.

Песчанка

Мы роющие млекопитающие. Наши подземные поселения - колонии. Когда становится тесно, норы строим в три этажа. Кормимся на поверхности земли. В открытых местообитаниях постоянно надо быть начеку. Стоя на задних лапах, осматривая поверх травы окрестности, издалека замечаем опасность. Вот откуда у нас стойка \"столбиком\". Так ведут себя суслики, сурки, луговые собачки, хомяки. Скрываясь в норе, важно свистом, топотом задних лапок или взмахивая хвостом дать сигнал соседям: скрывайся, кто может.

5. Адаптация? Приспособленность? Слышать - слыхивали, а теперь разберемся.

Юннат, обращая внимание ребят на иллюстрации сред обитания с размещенными на них силуэтами грызунов. Грызуны рассказали нам, что живут везде, но, не где попало. Каждый вид освоил ту среду жизни и то местообитание, к которому смог адаптироваться, в переводе с латинского языка адаптироваться - приладится. Кто из наших героев лучше? Кому можно вручить пальму первенства за совершенство?

Ученики. Предполагаемый ответ. Каждый вид лучший в своем местообитании. Лучший тот, кто более приспособлен к нему. Кто научился в своем природном окружении находить пищу и воду, противостоять жаре, холоду и врагам, болезням. Лучший тот, кто выжил. О своих достижениях может рассказать представитель каждого вида живых организмов нашей планеты.

Учитель. Достижения, достоинства, \"прилаженность\" - адаптации организма к окружающей среде. Их сумма по-научному точно и емко называется \"приспособленность\" к окружающей среде. Питер Фабр в книге \"Популярная экология\" дает такое определение: \"Приспособленность - такой способ организации структуры, физиологии и поведения животного или растения, который позволяет им выполнять стоящие перед ними задачи - непрерывно добывать себе пищу, в количестве достаточном, чтобы не умереть с голоду, и принимать участие в размножении\".

Как возникла приспособленность? Живые организмы, с которыми мы вместе живем на планете сейчас, миллионы лет претерпевали изменения вслед за естественными изменениями, происходящими на Земле и осваивая новые для себя места обитания. Приспособленность живых организмов - результат этих процессов.

Ребята, могла ли у ныне живущих животных, в том числе у тех, с которыми мы познакомились, в короткое время сложиться приспособленность, соответствие окружающей среде и местообитанию, которое они занимают. Соответствие, которое помогает им выживать сейчас?

Ученики. Предполагаемый ответ. Нет.

Учитель. А в длительный период времени?

Ученики. Предполагаемый ответ. Да.

Учитель. И да, и нет. Каждое поколение живых организмов оставляло многочисленное потомство. В многочисленном потомстве все особи в основном схожи, но меж ними были отличия. Среда оставалась неизменной или в ней происходили изменения. Особи с отличиями, которые давали преимущество при освоении окружающей среды, оставляли жизнеспособное потомство. Особи, не имеющие такого преимущества, погибали. Даже в длительный период времени приспособленность живых организмов к окружающей среде возникала лишь у небольшой части особей каждого вида.

Так среда сформировала облик, образ жизни, физиологию, поведение не только животных, но всех живых организмов. Изменится среда - изменятся выжившие организмы.

6. Есть ли польза от наших стараний на занятии?

Юннат. А зачем нам надо знать о приспособленности живых организмов?

Учитель. Разум сделал человека очень сильным. Мы тоже освоили Землю. Мы единственные живые существа, которые осваивая Землю, не приспосабливаемся к окружающей среде, а меняем ее, приспосабливая к своим нуждам. К сожалению, мы считаем себя на планете самыми главными. Меняя планету под себя, люди не всегда знают и задумываются о том, как производимые с высокой скоростью преобразования скажутся на живом мире и на них самих.

Получили ли мы сегодня частичку знаний, которых так не хватает большинству людей?

Ученики предполагаемый ответ дают своими словами. Учитель корректирует их высказывания. Да. Мы узнали о приспособленности живых организмов, о причинах ее возникновения, о длительности и непрерывности процесса адаптации организмов в постоянно меняющейся среде. Скорость изменений в природе, которые происходят по вине человека, слишком велика для всего живого. Живые организмы и их виды исчезают быстрее, чем формируется их приспособленность к новым условиям. Но в биосфере мы не отделены от остальных живых организмов. Значит, стоит вопрос и о выживании людей на Земле.

7. Польза будет, если :

Учитель. Полученные знания по биологии и экологии грызунов и других живых организмов помогли нам дать тревожащее предсказание о последствиях преобразований, производимых человечеством на Земле. Желаю вам руководствоваться этими знаниями уже сейчас и во взрослой жизни, чтоб мир наш прекрасный сохранился.



Комментарии:

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

14 12 2025 4:20:40

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс В трудах академиков А.   Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....

13 12 2025 1:23:53

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

12 12 2025 7:31:34

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

11 12 2025 17:24:38

Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"


    Конспект занятия по биологии по технологии проблемного обучения на тему: "Цитология – наука о клетке"

      Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность. ...

10 12 2025 19:42:58

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

09 12 2025 22:14:23

Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)


    Модульный урок для классов с углубленным изучением биологии по теме: "Типы мутаций" (к учебнику А.О. Рувинского)

      В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания. ...

08 12 2025 9:10:43

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс


    Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

      Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

07 12 2025 1:15:44

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

06 12 2025 11:11:53

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

05 12 2025 4:24:58

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

04 12 2025 7:29:51

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

03 12 2025 3:58:43

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

02 12 2025 17:12:44

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

01 12 2025 6:51:14

Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"


    Разработка урока по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко "Биология растений. Бактерии. Грибы. Лишайники"

      Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....

30 11 2025 0:46:45

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

29 11 2025 17:44:50

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

28 11 2025 12:58:18

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

27 11 2025 16:12:15

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....

26 11 2025 19:17:26

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

25 11 2025 15:39:20

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии


    Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

      Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....

24 11 2025 23:48:48

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

23 11 2025 0:29:47

Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"


    Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

      На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

22 11 2025 1:35:41

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

21 11 2025 2:26:26

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-пpaктикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото «Генетические задачи»....

20 11 2025 9:57:57

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

19 11 2025 5:43:42

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

18 11 2025 16:48:28

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

17 11 2025 14:31:53

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

16 11 2025 21:50:23

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

15 11 2025 20:24:55

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

14 11 2025 18:16:54

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

13 11 2025 14:52:49

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

12 11 2025 7:53:47

Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах


    Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах

      В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....

11 11 2025 12:34:32

Цветок — генеративный орган. Строение цветка


    Цветок — генеративный орган. Строение цветка

      Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

10 11 2025 8:33:16

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

09 11 2025 7:29:40

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

08 11 2025 4:10:15

Движение простейших и беспозвоночных


    Движение простейших и беспозвоночных

      Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....

07 11 2025 14:20:29

Нервная ткань: строение, функции и свойства

Нервная ткань: строение, функции и свойства Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....

06 11 2025 7:30:45

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

05 11 2025 7:20:33

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

04 11 2025 1:34:49

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

03 11 2025 6:57:45

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

02 11 2025 11:47:16

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

01 11 2025 12:58:50

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

31 10 2025 21:37:37

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"


    Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"

      Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

30 10 2025 11:41:26

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

29 10 2025 13:10:45

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

28 10 2025 14:50:21

Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"


    Интегрированный урок биологии с элементами географии на тему "Общая хаpaктеристика царства животных"

      Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....

27 10 2025 15:13:15

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

26 10 2025 2:39:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::