Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида". 10-й класс
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- Сформировать понятия «вид», «критерии вида»
- Создать условия для развития:
- умения применять знания и опыт в различных ситуациях;
- общеучебных и предметных умений (работать с текстами, описывать морфологические признаки по плану, анализировать, формулировать выводы)
- умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке
- умения адекватной самооценки и самоконтроля
- Помочь осознать ценность совместной деятельности; воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества.
Технология проблемного обучения.
УМК И.Н. Пономаревой
Методы обучения: словесный, наглядный, создание ситуации успеха, проблемный, рефлексивный.
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в парах
Средства обучения: ИКТ
Ожидаемые результаты по окончанию урока.
Учащиеся смогут:
- давать определение понятиям «вид», «критерии вида»;
- называть и хаpaктеризовать основные критерии;
- исследовать морфологические признаки;
- работать с текстом, описывать морфологические признаки по плану, анализировать, формулировать выводы;
- применять знания и опыт в различных ситуациях;
- работать с дополнительной литературой.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методические комментарии |
I. Организация класса. Готовность к уроку. | Приветствует учащихся Приложение 1. Слайд 1. |
Готовят рабочие места, приветствуют учителя. | Мобилизирующее начало урока. |
II. Мотивационно-целевой Актуализация знаний Определение темы урока Целеполагание |
Предлагает учащимся выполнить задания Слайд 2Задание 1. Назвать знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашей школой. Слайд 3-4.Задание 2.Картина Бурый медведь. Назовите другой вид этого животного. Слайд 5. Задание 3. В указанном списке найти число видов, особей, родов. (При выполнении задания возникает проблема: Заяц-беляк и заяц-русак к одному виду или к разным?) Проверяют Слайд 6 Постановка проблемы. Слайд 7 Цели урока. Слайд 8 |
Учащиеся внимательно слушают. Высказывают свои собственные суждения, опираясь на свой жизненный опыт. Учащиеся формулируют ответы: Вспоминают, повторяют родовое, видовое название. Сравнивают, находят сходство и отличия. Работают с листами самоконтроля и самооценки. Приложение 3 Формулируют учебные задачи: - рассмотреть понятия «вид», «критерии вида»; - охаpaктеризовать признаки, по которым различаются виды; - доказать принадлежность к разным видам одного рода; - сделать выводы. |
Обеспечена возможность высказаться каждому ученику и выслушать каждого. Создание положительной мотивации к уроку. Опора на субъектный опыт ученика. Личностная значимость. С помощью проблемной ситуации возникает стойкое непонимание, как следствие возникают вопросы, на которые в дальнейшем будут направлены действия. |
III. Организационно-деятельностный (познавательный) | Слайд 9. Задание 1. Соотнести определения и понятия История развития представлений о виде. Слайд 10 Порой самые опытные биологи становятся в тупик. Почему так происходит, существуют ли точные и строгие критерии, которые помогли бы решить все сомнения. Предлагает составить схему «Критерии вида». Приложение 2. Выполнение лабораторной работы на примере морфологического критерия Слайд 12-14 Слайд 14-19. Знакомит учащихся с различными критериями Приложение 3. Слайд 20 |
Работают с учебником Сообщения учащихся Рассматривает понятия «критерии вида» составление схемы работа с учебником. Проверяют Слайд 11 Учащиеся формируют навыки, умения работать с дополнительными источниками, по плану описывать внешнее строение органов растения Заполняют лист самооценки самоконтроля Далее учащиеся работают с дополнительным материалом, рассматривают основные критерии с зайцем русаком и беляком, т.е. закрепляют |
Самостоятельная работа, результатом является схема. Взаимопроверка по эталону. |
IV. Рефлексивно- оценочный |
Возвращение к проблемной ситуации, к целям урока, выводы по теме. Слайд 21 На каждом этапе в листах самооценке и самоконтроля учащиеся отмечают знаком «+» и - выполнение предложенных заданий. Приложение 4 Слайд 22 |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя научные термины. Речевое развитие Осознание ценности совместной деятельности |
Развитие терпимого отношения к взглядам других людей через работу в парах. На данном этапе происходит окультуривание субъектного опыта. На данном этапе происходит осмысление проделанной работы. Личная значимость Осознанный выбор. |
V. Задание на дом (дифференцировано) | Задание на дом (дифференцировано) Обязательное – §39 Подготовить сообщение* на тему: «Правда ли, что ворон – это муж вороны?» Слайд 23-24 |
Записывают домашнее задание в дневник. Методический комментарий: на следующем уроке, учащиеся могут продемонстрировать это в виде презентаций. |
Комментарии:
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
31 08 2025 22:47:12

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
30 08 2025 8:51:30
К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....
29 08 2025 8:30:21

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
28 08 2025 19:17:32
Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....
27 08 2025 5:23:30
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
26 08 2025 19:51:28
Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....
25 08 2025 19:19:53
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
24 08 2025 18:25:12
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
23 08 2025 5:36:26
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
22 08 2025 9:10:57
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
21 08 2025 12:58:51
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
20 08 2025 7:49:28
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
19 08 2025 21:55:41
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
18 08 2025 14:26:39
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
17 08 2025 2:14:13
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
16 08 2025 4:56:18
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
15 08 2025 15:25:34
Авторская программа предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека и дополняет школьное биологическое образование. Предмет является важным фактором в плане формирования "новообразования" у подрастающего поколения – ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья....
14 08 2025 14:48:21
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
13 08 2025 9:43:34
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
12 08 2025 15:47:41
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
11 08 2025 6:41:17
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет".
...
10 08 2025 5:59:18
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
09 08 2025 5:50:31
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
08 08 2025 1:58:29
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
07 08 2025 0:26:53
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
06 08 2025 8:19:36
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
05 08 2025 11:19:34
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
04 08 2025 22:48:39
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
03 08 2025 8:10:53
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
02 08 2025 14:31:37
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
01 08 2025 9:35:41
Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....
31 07 2025 22:33:37
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
30 07 2025 1:25:24
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
29 07 2025 22:34:26
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
28 07 2025 19:46:45
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
27 07 2025 8:31:38
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
26 07 2025 8:52:11
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
25 07 2025 15:12:49
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
24 07 2025 18:53:25
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
23 07 2025 18:48:31
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
22 07 2025 17:25:54
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
21 07 2025 4:30:49
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
20 07 2025 16:13:14
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
19 07 2025 23:35:58
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
18 07 2025 5:46:18
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
17 07 2025 18:52:53
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
16 07 2025 2:31:40
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
15 07 2025 21:19:29

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
14 07 2025 13:24:25

Подготовка к семинарам значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, вовлекает их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач и выполнения тематических заданий. Представленный урок-семинар позволяет рассмотреть одну из самых интересных и таинственных тем биологической науки – «Генетика человека»....
13 07 2025 3:42:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::