Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"

Тип урока: обобщающий, пpaктико-ориентированный.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о биосфере, ее структуре и функциях, с целью их дальнейшего применения при изучении различных экосистем.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить знания о биосфере, ее структуре и функциях, показав взаимосвязь всех ее составляющих;
- продолжить формирование научного мировоззрения и логического мышления;
Развивающие:
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- закрепление навыков работы с дополнительной литературой, интернет-ресурсами;
- формирование информационных компетенций учащихся;
Воспитательные:
- формирование целостного отношения к природе;
- развитие коллективизма, доброжелательности, взаимопомощи, толерантности;
- формирование основ экологической культуры.
Средства обучения: таблицы, схемы, презентации и пpaктические работы учащихся, раздаточные материалы – тесты.
Оборудование: мультимедийная установка; портреты ученых; работы учащихся на бумажных носителях; схемы «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозах», «Экологическая пирамида»; таблица «Биоценоз дубравы».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Возникновение и развитие жизни на Земле привело к образованию биосферы- оболочки, состав, структура и энергетика которой определены деятельностью организмов. С экологической точки зрения биосфера представляет собой глобальную экосистему, которая объединяет все водные и наземные биоценозы нашей планеты и в которой постоянно происходит круговорот веществ и передача энергии. Экосистема – очень широкое, безранговое, гибкое понятие: от капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, озера, Мирового океана.
Ну что же, подведем баланс,
Чтоб в стихотворном виде
Экосистему юный глаз
Отчетливо увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт,
Идет своей дорогой.
И кто в системе служит –
Живет себе, не тужит.
Вот на зеленый стебелек
Садится пестрый мотылек.
Попил нектар со всех цветов
Их опылил – и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой!
На завтpaк птичке луговой.
А у нее гнездо в траве
И куча птенчиков в гнезде.
И уж конечно их помет
Питанье травушке дает.
И так, короче говоря,
Экологической системе
Дано поддерживать себя
В упитанном, здоровом теле.
3. Отчет учащихся по пpaктической работе
Учитель: Полученные знания по теме сегодня проверяются в ходе презентации пpaктической работы «Изучение и описание экосистемы» (учащиеся выполняли данную пpaктическую работу в группах по плану , выбрав приемлемую для них форму отчета: мультимедийную презентацию, таблицу в тетради или газету на формате А-3.) . (Приложение 1)
Рассмотрим 2 работы: описание экосистемы озера Байкал и экосистемы национального парка «Лосиный остров».
Вопросы для обсуждения: Какие главные понятия темы отражены в работах? Какова глубина их отражения? Соответствие отобранного материала заданиям пpaктической работы? (по ходу представления работ учитель и ученики могут задавать вопросы, а обсуждение идет после их презентации). (Презентации)
4. Повторение и обобщение знаний
Учитель: На этом этапе урока мы конкретизируем и обобщим некоторые понятия темы.
- Любая экосистема, биоценоз – это совокупность компонентов живой и неживой природы. Назовите экологические факторы неживой природы, приведите примеры.?
- Любой организм живет в окружении множества других и вступает в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями.
Объясните, что такое симбиоз и антибиоз? Приведите примеры.
- Хотя взаимоотношения и различны, но многие из них сводятся к обеспечению себя пищей. С этим связано формирование трофических связей или цепей питания.
Составьте пищевую цепь, определите число звеньев, укажите их названия?
(орел, змея, кузнечик, растение, лягушка )
Какая закономерность проявляется в этой пищевой цепи, как она называется?
5. Контроль знаний
(учащиеся решают тестовое задание, составленное по материалам ГИА и ЕГЭ; производят взаимопроверку) . (Приложение 2
)6. Подведение итогов урока.
(учитель подводит итоги урока, собирает пpaктические работы, выполненные в тетрадях, выставляет оценки за урок).
7. Домашнее задание
(повт. параграфы темы, подготовиться к контрольной работе).
Литература:
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин Биология. Общие закономерности. 9 класс, «Дрофа»,2008
- О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова Поурочные разработки по общей биологии.9класс, « Вако», 2009
- Л.В.Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии.УМК. 9класс, «Экзамен».2009
- А.В.Теремов, Р.А.Петросова Биология. Биологические системы и процессы (учебник), «Мнемозина», 2010.
- Г.И.Лернер Рабочая тетрадь. Общая биология, «Эксмо», 2010
Комментарии:
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
05 12 2025 22:12:12
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
04 12 2025 6:11:10
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
03 12 2025 3:34:28
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
02 12 2025 20:14:28
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
01 12 2025 18:30:36
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
30 11 2025 6:33:26
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
29 11 2025 14:58:24
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
28 11 2025 16:19:13
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
27 11 2025 22:37:16
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
26 11 2025 9:22:30
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
25 11 2025 1:35:44
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
24 11 2025 12:19:40
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
23 11 2025 12:18:17
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
22 11 2025 6:58:32
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
21 11 2025 22:27:29
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
20 11 2025 18:59:13
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения.
Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся.
...
19 11 2025 10:49:44
Осязание возникает при раздражении рецепторов кожи, слизистых оболочек. В качестве раздражителей выступают прикосновения, давление, тепло или холод и другие воздействия. Болевые ощущения можно рассматривать как одну из форм осязания....
18 11 2025 16:54:31
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
17 11 2025 18:26:16
В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....
16 11 2025 23:49:30
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
15 11 2025 13:11:47
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
14 11 2025 14:50:52
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
13 11 2025 19:42:12
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
12 11 2025 23:51:19
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
11 11 2025 6:47:12
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии").
...
10 11 2025 3:17:10
Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....
09 11 2025 8:56:29
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов.
...
08 11 2025 9:31:42
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
07 11 2025 8:33:10
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
06 11 2025 1:44:21
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....
05 11 2025 3:13:43
Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...
04 11 2025 1:32:48
Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность.
...
03 11 2025 21:39:53
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
02 11 2025 12:58:36
Путь рефлекса не должен нарушаться, иначе не будет осуществляться реакция, рефлекс, т.е. необходима целостность всех звеньев....
01 11 2025 14:16:20
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
31 10 2025 22:57:27
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
30 10 2025 4:39:17
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
29 10 2025 1:47:37
Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....
28 10 2025 13:50:47
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
27 10 2025 15:42:41
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
26 10 2025 3:46:56
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
25 10 2025 11:10:51
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
24 10 2025 15:41:22
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
23 10 2025 14:43:56
Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
22 10 2025 21:26:35
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
21 10 2025 13:14:56
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
20 10 2025 23:54:14
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
19 10 2025 22:55:20
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
18 10 2025 21:45:32
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
17 10 2025 8:27:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




