Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

Аквапарк купон москва: скидка до 69 на целый день в аквапарке more-on.ru.

Я хочу представить материалы недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. Важная роль познавательных творческих дел - формирование сознательного увлечённого действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: книги, учению, различным средствам самообразования и предметная неделя помогает проявиться личностным качествам каждого. Мероприятие, проводимое в течение недели, развивает у школьников такие качества как целеустремлённость, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищескую заботливость, душевную щедрость. Поэтому неслучайно проведение предметной недели стало традиционным.

Неделя химии и биологии.

Радио-газета.

Внимание школа! Работает школьный радио-узел, предлагаем вам очередной выпуск радио-газеты.

Первая страница – передовица

Спешите, спешите, спешите. С 13 по 17 февраля в школе проходит неделя химии и биологии.

Дата Событие Время пр. Участники Место пр.
13 февраля Час занимательной химии с демонстрацией опытов. 15.00 5-7 класс Актовый зал.
14 февраля Конкурс газет, кроссвордов, сказок, стихов о химии и биологии. Демонстрация фильма “Живая природа”. В течение дня.

Фильм в 15.00

5-11 класс Холл 1 этажа.

Актовый зал.

15 февраля Игра “Путешествие по станциям” 5 урок 3-6 класс Атриум.
16 февраля Открытие галереи “Великие ученые, великие открытия”. Демонстрация фильма “Химические св-ва и их превращения”. В течение дня.

В 15.00

8-11 класс Холл 1 этажа.

Актовый зал.

17 февраля Состоится заседание клуба знатоков 15.00 8-10 класс Актовый зал.

Вторая – познавательная страница

Царство грибов.

Знаете ли вы что?

  1. В Швейцарии, где белых грибов очень много, их считают несъедобными.
  2. Ядовитые и вредные вещества образуются и не в очень старых грибах. При хранении даже через сутки большинство грибов становятся несъедобными.

Царство растений.

Знаете ли вы что?

  1. В США и в Англии распространено перед сном пить чай с ромашкой, т.к. он обеспечивает спокойной и крепкий сон.
  2. Настой корней лопуха и репейное масло дают здоровье и укрепляют волосы.

Царство бактерий.

Знаете ли вы что?

  1. Существует группа бактерий – поджигатели. При обильном питании они выделяют в окружающую среду много тепла, сто может привести к возгоранию.
  2. Группа бактерий – светящиеся, могут вызывать свечение объектов в темноте.

Царство животных.

Знаете ли вы что?

  1. Максимальная продолжительность жизни черепах составляет примерно 100 лет. Морские черепахи могут находиться под водой по несколько часов и могут проплывать большие расстояния.
  2. Креветки распространены во всех океанах и морях. Тело креветок обычно длиной от 2 до 30 см. Эти ракообразные способны менять окраску под цвет дна. Всего насчитывают около 1000 видов креветок.

Третья – криминальная страница

Дежурная часть в лице заместителя директора по УВР и по совместительству учитель биологии проанализировала итоги 2004 - 2005 года и 2005 – 2006 учебного года и выявила:

Победителями окружного тура 1 этапа по биологии стали 4 человека:

Калашников Дмитрий – выпускник школы

Бакулина Елена – ученица 10 “А”

Родина Мария – ученица 9 “А”

Диманд Софья – ученица 9 “А”

Заявленная команда по биологии нынешнего года участвовала, но не принесла победных результатов, особенно отличились великие биологи 8 “А” класса, на экскурсии в день соревнований отправились, перетрудились, честь школы защитить не в силах были.

Четвертая последняя, напутствующая.

Для активизации привлечения и расширения знаний о матушке природе, ее питомцах предлагаем: принять участие в недели биологии и химии.

Есть мудрая китайская пословица:

Скажи мне и я забуду

Покажи мне, и может быть я запомню

Сделай меня соучастником и я пойму

Радиопередачу подготовили ученики 10 “А” класса и соавтор учитель биологии Сидорова И.В.

6 класс А

Дорогие друзья!

Предлагаем Вам быть активными участниками недели биологии и химии.

Неделя пройдет

с 13.02-17.02 .

Задание для класса!

1. Приготовьте от класса на конкурс газету, кроссворд.

2. Напишите сказку о живом существе или неживом веществе.

3.Стихи, оды, посвященные химии или биологии. Свои работы необходимо сдать до 14.02 в кабинет 418, 306, 406.

4. 13.02- приходите на “Час занимательной химии”- будь внимательным, найди себе дело по душе и интересу на информационном стенде (1 этаж).

5.15.02- команда из 5 человек приглашается на игру “Лесные тайны”

Правила оформления работ:

Кроссворд, газету, ребусы оформляй красочно, каждый вид работы отдельно на листе формата 70см? 45см.

Подготовили: фамилия, имя, класс.

Приложения



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Коллективный интеллект-урок по теме "Птицы — позвоночные, приспособленные к полету"

На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....

28 09 2021 2:43:15

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и практический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

28 09 2021 6:16:36

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы

Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....

28 09 2021 2:49:54

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трансляции, синтезе белков в рибосоме....

28 09 2021 14:10:31

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

28 09 2021 2:54:59

Урок лабораторного практикума "Внешнее строение листа". 6-й класс

Урок изучения нового материала, лабораторного практикума с авторским интерактивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстрактное мышление и творческие способности. Отрабатываются навыки работы с интерактивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....

28 09 2021 12:34:42

Экологический эрудицион

Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

28 09 2021 11:57:10

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

28 09 2021 4:10:10

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

28 09 2021 16:27:18

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

28 09 2021 0:28:36

Развитие исследовательских навыков учащихся

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

28 09 2021 8:50:34

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям неблагоприятных факторов среды....

28 09 2021 14:40:27

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

28 09 2021 23:48:55

Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности

Под высшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы....

28 09 2021 13:21:55

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В. В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

28 09 2021 23:59:30

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы « Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, Ц О Ры). ...

28 09 2021 21:52:59

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

28 09 2021 3:12:49

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

Комбинированный урок " Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Членистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

28 09 2021 12:39:24

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль А Т Ф и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

28 09 2021 23:20:44

Быть всегда творческим — значит быть всесильным

В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе М О У " Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

28 09 2021 10:28:42

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

28 09 2021 1:52:15

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

28 09 2021 10:49:37

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

28 09 2021 16:49:39

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

28 09 2021 18:37:35

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

28 09 2021 13:28:59

Урок по теме "Глаза и зрение"

Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

28 09 2021 17:37:47

Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества

Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....

28 09 2021 13:10:45

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

28 09 2021 4:34:46

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи практически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический характер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

28 09 2021 18:38:31

Функции переднего мозга

Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

28 09 2021 9:20:10

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы « Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

28 09 2021 7:19:34

Борьба за существование

Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

28 09 2021 17:16:26

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

28 09 2021 20:57:26

Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Данная разработка представляет собой урок-практикум по биологии для учащихся 10-х классов ( У М К И. Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых практик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

28 09 2021 10:16:57

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме " Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

28 09 2021 12:36:59

Царство насекомых

Урок-обобщение по теме " Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и практическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между командами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

28 09 2021 19:10:46

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

28 09 2021 7:19:30

Компетентностно-ориентированный урок "Естественный винегрет" по теме "Пищеварение". 8-й класс

Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....

28 09 2021 9:45:21

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

28 09 2021 2:14:29

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

28 09 2021 18:40:52

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

28 09 2021 12:21:39

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

28 09 2021 22:30:49

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

28 09 2021 17:32:54

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

28 09 2021 19:58:17

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

28 09 2021 10:31:21

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

28 09 2021 13:36:43

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

28 09 2021 1:30:18

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

28 09 2021 21:30:36

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

28 09 2021 5:35:16

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать практические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

28 09 2021 1:33:35

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)