Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"
Тема. Первый и второй законы Г. Менделя. Анализирующее скрещивание.
Цели.
1. Отработка умений решения задач по генетике.
2. Развитие коммуникативных умений:
а) умения слушать и понимать сказанное;
б) умения говорить языком генетической терминологии, оформлять свои мысли, доводить их до других;
в) умения задавать вопросы и отвечать на них;
г) умения анализировать ситуацию.
3. Воспитание умения сотрудничать.
План урока
1. Информационный ввод учителя (ИВУ). (5 минут)
2. Решение задач по методике «Взаимообмен заданиями».(33 минуты)
3. Подведение итогов.(2 минуты)
• ИВУ - повторение буквенной символики и генетической терминологии; проговаривание каждого пункта алгоритма
• Решение задач по карточкам
• Подведение итогов:
• Рефлексия: (ответить на вопросы)
• Кто сегодня удовлетворен собой:- полностью
- частично
- неудовлетворен• Я извлек пользу от участия в занятиях:
- большую
- не извлек большой пользы
- остался равнодушным
Алгоритм работы по методике «Взаимообмен заданиями»
1. Каждый ученик, получивший карточку, решает задания самостоятельно (самоввод).
2. Решения проверяет по решебнику или у учителя.
Работа в первой паре
3. Первый партнер объясняет второму первое задание своей карточки, обязательно записывая его в тетрадь партнера и проговаривая объяснение.
4. Второй партнер объясняет первому первое задание своей карточки, обязательно записывая его в тетрадь партнера и проговаривая объяснение.
5. Диалоги заканчиваются словами: «Второе задание подобное и ты будешь решать его сам».
6. Каждый ученик решает в своей тетради второе задание карточки партнера, и затем проверяют правильность решения друг у друга.
7. Сделать отметку в листке учета.
8. Поменяться карточками и перейти в другую пару.
9. Работать в новой паре как в первой (см п.3 – 8).
Правила работы в парах.
1. Говорить вполголоса, но не шепотом.
2. Разговор в паре должен идти только о предмете задания.
3. Спрашивай! Спрашивать лучше, чем не спрашивать. Если ничего не спрашиваешь – это худшее твое проявление.
4.Хочешь задать вопрос – подними руку.
5. Готов сменить партнера – подними руку с карточкой.
6. Не перебивай товарища в ходе его высказывания, как бы тебе
не хотелось высказаться. Умей слушать!
7. Не отвечай на возражения в категорическом тоне, это мешает вашему диалогу.
8. Не спеши с ответом, пока до конца не разберешься в существе вопроса. Задай вопрос на понимание.
9. Чтобы делать быстро и качественно, научись делать медленно, но правильно.
10. Научился сам, научи другого; обучая другого, учишься сам.
Листок учета
№ п\п |
Фамилия, имя ученика |
К -1 |
К - 2 |
К - 3 |
К - 4 |
К - 5 |
К - 6 |
1. |
Андреева Инна |
+ |
|
|
|
|
|
2. |
Борисов Олег |
|
|
. |
|
+ |
|
3. |
Ерин Антон |
|
|
|
|
|
|
4. |
Инина Анна |
|
+ |
|
|
|
|
5. |
Коробов Сергeй |
|
|
|
. |
|
|
6. |
Лунина Оксана |
|
|
|
|
|
+ |
Условные обозначения: «точка» - взял карточку; «плюс» - выполнил задания своей карточки, проверил и готов передать партнеру; «плюс, обведенный в кружок» - передал свою карточку партнеру (осуществил объяснение и проверку)
Карточка № 1
1. У крупного рогатого скота ген комолости (т.е. безрогости) доминирует над геном рогатости, а черный цвет шерсти - над красным, причем гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Какие генотипы у коров:
а) черных комолых
б) черных рогатых
в) красных рогатых
г) красных комолых?
2. Светловолосая женщина, родители которой имели черные волосы, вступает в бpaк с черноволосым мужчиной, у матери которого волосы светлые, а у отца – черные. Единственный ребенок в этой семье - светловолосый. Какова вероятность появления в семье ребенка именно с таким цветом волос, если известно, что ген черноволосости доминирует над геном светловолосости?
Карточка № 2
1. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники - с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами? Запишите условия задачи и скрещивания, упомянутые в задаче.
2. В медико-генетическую консультацию обратилась молодая женщина с вопросом: как будут выглядеть уши ее будущих детей, если у нее прижатые уши, а у мужа - несколько оттопыренные? Мать мужа - с оттопыренными ушами, а его отец - с прижатыми. Известно, что ген, контролирующий степень оттопыренности ушей, - доминантный, а ген, ответственный за степень прижатости ушей, - рецессивный.
Карточка № 3
1. Родители имеют 2 и 3 группу крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей? (ОО – 1; АА; АО – 2; ВВ; ВО – 3; АВ – 4)
2. Ген черной масти у крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами в первом поколении? Какое потомство получится от скрещивания между собой гибридов во втором поколении?
Карточка № 4
1. У мальчика 1 группа крови, у его сестры – 4 группа. Что можно сказать о группах крови их родителей? (ОО – 1; АА; АО - 2; ВВ; ВО – 3; АВ – 4)
2. Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой - комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?
Карточка № 5
1. В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет 1 и 2 группы крови, вторая пара – 2 и 4. Один ребенок имеет 2 группу, а второй - 1 группу. Определить родителей обоих детей.
2. Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену, детерминирующему нормальную пигментацию. Какова вероятность рождения альбиноса в семье, где родители альбиносы?
Карточка № 6
1. Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
2. Гoлyбоглазый мужчина женат на кареглазой женщине, родители которой были кареглазыми, а сестра женщины - гoлyбоглазая. Может ли у них родиться гoлyбоглазый ребенок?
Ответы на вопросы карточек см. в Приложении 1.
Комментарии:
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
16 07 2025 23:19:57
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
15 07 2025 15:31:53
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
14 07 2025 1:39:52
Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....
13 07 2025 23:13:20
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
12 07 2025 3:17:44
Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия.
...
11 07 2025 11:45:36
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
10 07 2025 12:37:54
Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....
09 07 2025 17:12:19
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
08 07 2025 22:22:37
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
07 07 2025 19:22:32
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
06 07 2025 17:40:22
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
05 07 2025 9:40:49
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....
04 07 2025 10:21:57

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
03 07 2025 18:39:22
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
02 07 2025 6:54:39
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
01 07 2025 13:30:56
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....
30 06 2025 6:31:40
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека.
...
29 06 2025 14:21:34
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
28 06 2025 20:51:26
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
27 06 2025 3:37:27

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
26 06 2025 3:16:56
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы "Побег". Форма урока – игра. Ученики используют разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий, лабораторное оборудование....
25 06 2025 4:47:49
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
24 06 2025 6:24:28
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
23 06 2025 7:40:27
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
22 06 2025 23:24:43
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
21 06 2025 2:33:25
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
20 06 2025 13:58:52
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
19 06 2025 23:30:27
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
18 06 2025 20:34:43
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
17 06 2025 20:43:14
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
16 06 2025 11:25:23
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
15 06 2025 19:53:33
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
14 06 2025 21:56:43
Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь.
...
13 06 2025 1:43:11
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
12 06 2025 8:55:42
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
11 06 2025 1:37:51
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
10 06 2025 10:43:24
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
09 06 2025 17:46:56
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
08 06 2025 4:20:47
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
07 06 2025 11:10:41
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
06 06 2025 10:53:12
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
05 06 2025 9:43:15
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
04 06 2025 5:29:15
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
03 06 2025 4:34:37
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
02 06 2025 7:31:12
Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление.
...
01 06 2025 22:53:40
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
31 05 2025 3:22:45
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
30 05 2025 15:37:50
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
29 05 2025 4:28:57
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой.
...
28 05 2025 11:36:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::