Основные признаки и многообразие животных
Цели урока:
- сформировать знания о хаpaктерных особенностях царства животных, об экологических группах животных;
- развивать умение наблюдать, узнавать, сравнивать различные группы животных;
- развивать информационную и коммуникативную культуру; творческий потенциал учащихся;
- прививать бережное отношение ко всем объектам живой природы.
Оборудование: карточки для проверки знаний по теме “Растения. Грибы”; конверты и карточки с заданиями для проведения дидактической игры; мультимедийный проектор, программные средства, интеpaктивная доска, карандаши, листы ватмана.
Ход урока
I. Организация начала урока.
“Природа! Многоликая и разнообразная! Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться! Эти слова мы слышим постоянно. Кроме того, на каждом уроке их подтверждаем. Мы ознакомились только с двумя царствами живых организмов, предстоит знакомство еще с одним. Но, прежде чем открыть новую страницу нашего путешествия в мир живой природы, мы вспомним самое важное из предыдущих страничек.”
II. Проверка знаний (для актуализации опopных знаний)
Индивидуальная письменная проверочная работа по карточкам, рассчитанная на два варианта (Приложение I).
III. Изучение нового материала.
1. Демонстрация на интеpaктивной доске слайд-шоу “Братья наши меньшие!” под мелодию – заставка к телепередаче “В мире животных”.
– Ребята, а в какой телепередаче вы могли слышать эту мелодию?
– Да, верно! В телевизионной программе, которая называется “В мире животных”. А сейчас посмотрите, пожалуйста, небольшое слайд-шоу под названием “Братья наши меньшие!”
2. Мобилизующее начало урока.
а) “Мы с вами начинаем путешествие еще по одному царству-государству – Царству Животных! Животные разнообразны и интересны. Их можно встретить повсюду: в почве, воде, воздухе, на поверхности земли, в телах других организмов. Среди них есть гиганты и карлики, ползающие и прыгающие, плавающие и летающие, дикие и домашние. Со многими из них вы знакомы очень близко! Но давайте еще раз напомним необходимые, самые важные данные о живых организмах.
б) Презентация-опрос по интеpaктивной доске (Приложение II):
- Назовите известные вам царства живых организмов?
- Перечислите признаки, общие для всех организмов?
- Все живое состоит из клеток. На доске подпишите основные части клетки.
- Назовите отличительные признаки растений?
- На доске подпишите основные органы цветковых растений.
- Назовите отличительные признаки грибов?
- На доске подпишите основные органы шляпочных грибов.
- А чем же животные отличаются от других царств живых организмов? (проблемный вопрос)
3. Объявление темы и целей урока. На доске начинается демонстрация презентации к уроку (Приложение III).
– Итак, тема сегодняшнего урока “Основные признаки и многообразие животных”. Мы должны выделить отличительные признаки животных, ознакомиться с группами животных, научиться находить в любой твари что-то хорошее, полезное и любить их за это.
4. Признаки животных. Рассказ с элементами беседы.
“Самое существенное отличие животных – это способ питания.
– Способны ли мы сами производить органические вещества?
– А как мы их получаем?
– Действительно в готовом виде, за счет растений и других животных.
– Одинакова ли продолжительность роста у растений и животных?
– Верно, обычно растительный организм развивается всю жизнь, а животное растет до определенных размеров, либо до определенного возраста.
– Могут ли растения передвигаться?
– Конечно, нет! Они поворачиваются вслед за солнцем, но при этом остаются прикрепленными.
– Назовите теперь отличительные признаки животных”
После ответов детей на доске появляется слайд с перечисленными признаками, ребята записывают их в тетради.
5. Экологические группы животных по способу питания. Дидактическая игра.
– Одинаково ли пищей питаются животные? На какие группы их можно разделить по источнику питания?
– Есть большое количество животных, которые питаются растительной пищей – это растительноядные. Например: корова, заяц. Есть хищники, или плотоядные, которые поедают других животных. Например: волк, лиса. Есть насекомоядные – ласточка, крот, и всеядные – медведь, человек”
На доске появляется схема “Деление животных на группы”, ребята зарисовывают ее в тетрадь.
– А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На столах лежат листочки с названиями животных. Ваша задача распределить их по группам. Работаем в парах, каждой паре выдается конверт с наименованием группы, в него нужно собрать всех животных данной группы. По результатам игры детки, не допустившие ни одной ошибки, получают отметку “5”. Удачи вам, ребята!
6. Дикие и домашние животные. Беседа с последующим выполнением творческих заданий на компьютере или на бумаге (художественная мастерская).
– Посмотрите на изображенных животных и скажите, в чем коренное отличие между этими кошками?
– Да, одна из них домашняя, а другая – дикая!
– Каких животных называют домашними, а каких – дикими?
– Действительно, жизнь диких животных полностью зависит от условий окружающей среды, а жизнь домашних зависит от человека, так как он создает условия для их существования.
– Каких животных человек уже одомашнил?
– С какой целью мы одомашниваем диких животных?
– А теперь, ребята, предлагаю вам разделиться на пары и заняться творчеством. Вам нужно будет изобразить в течение 10 минут ваше любимое домашнее животное или “чудо-юдо” животное. Можно воспользоваться карандашами и бумагой, а можно компьютером, используя программы для рисования Paint и TuxPaint. Потом мы создадим свою картинную галерею и отметим лучшие работы по номинациям.
IV. Закрепление изученного материала. Презентация-опрос по интеpaктивной доске с элементами игры.
V. Домашнее задание.
– О животных сложено много сказок, легенд, еще больше пословиц и поговорок. Найдите и выпишите в тетради, используя любые ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы, пословицы и поговорки, в которых упоминаются животные.
На интеpaктивной доске появляется д/з.
VI. Подведение итогов урока.
Выставляются оценки всем отличившимся, объявляются благодарности за хорошую работу и личная благодарность за отлично проведенное время.
Комментарии:

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
01 04 2025 11:17:55
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
31 03 2025 5:46:49
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
30 03 2025 10:25:52
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
29 03 2025 18:22:52
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
28 03 2025 20:52:28
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
27 03 2025 23:51:44
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
26 03 2025 15:16:31
В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....
25 03 2025 21:36:27
Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....
24 03 2025 8:34:19

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
23 03 2025 7:27:49
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
22 03 2025 4:37:56
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
21 03 2025 7:13:39
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
20 03 2025 22:27:11

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....
19 03 2025 4:47:33
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
18 03 2025 4:16:53
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
17 03 2025 11:22:54
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
16 03 2025 21:17:48
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
15 03 2025 23:44:59
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
14 03 2025 10:21:46

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
13 03 2025 4:56:41
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
12 03 2025 17:41:59
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
11 03 2025 16:21:41
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
10 03 2025 8:55:48
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
09 03 2025 7:50:40
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
08 03 2025 19:26:58
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
07 03 2025 14:49:46
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
06 03 2025 9:46:21
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
05 03 2025 22:11:27

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
04 03 2025 9:30:23
Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.
...
03 03 2025 22:11:12
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
02 03 2025 4:27:51
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
01 03 2025 21:56:13
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
28 02 2025 5:32:16
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
27 02 2025 2:45:15
Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....
26 02 2025 11:49:11
Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....
25 02 2025 20:17:18
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
24 02 2025 10:14:42
Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов.
Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....
23 02 2025 10:45:37
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
22 02 2025 4:49:10
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
21 02 2025 0:41:53
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
20 02 2025 16:36:21
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
19 02 2025 5:28:42
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни.
...
18 02 2025 3:48:47
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
17 02 2025 11:34:26
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
16 02 2025 19:28:23
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
15 02 2025 11:22:15
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
14 02 2025 9:38:25
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
13 02 2025 13:22:57
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство.
Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности.
...
12 02 2025 9:55:56
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
11 02 2025 23:45:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::