Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

Цели урока:
1. Образовательные:
- раскрытие многообразия кишечнополостных,
- особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания,
2. Развивающие:
- учить анализировать полученную информацию,
- развивать воображение,
- учить выделять причинно-следственные связи.
3. Воспитательные:
- развивать экологическую культуру,
- любовь к животному миру.
Предполагаемый результат урока:
- знание систематики типа: класс Гидроидные, класс Сцифоидные медузы, класс Коралловые полипы.
- умение отличать перечисленных животных.
- ознакомление с ролью животных в природе и жизни человека.
На уроке с этой целью используется мультимедийная разработка, которая дает возможность показать красочные изображения животных, схемы и таблицы, которые используются в различных частях урока, как наглядное оформление сказанному.
Ход урока.
I. Постановка познавательной цели.
Учитель: - Сегодня на уроке мы вспомним особенности строения и жизни кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной. Затем познакомимся с многообразием кишечнополостных. В этом нам поможет известная техника.
Презентация слайд №1II. Актуализация опopных знаний.
Второй этап – актуализация опopных знаний: можно использовать презентацию слайды 2 – 4.
- Ответы к слайду 2: 1) Стенки состоят из двух слоев: эктодермы и энтодермы, а между ними – мезоглея. 2) 1-ротовая полость; 2 – кишечная полость; 3 – эктодерма;4 – Энтодерма; 5 – кожномускульные клетки; 6 – промежуточные клетки; 7 – стрекательные клетки.
- Ответы учащихся к слайду 3: 2 – медуза; 3 – актиния, Эти животные относятся к типу кишечнополостных. У них есть щупальца и кишечная полость.
- Ответы учащихся к слайду 4: 1 – стрекательная клетка, 2 – промежуточная ,3 – нервная, 4 – пищеварительная, 5 – яйцеклетка,6 – cпepматозоид.
Учитель: - Молодцы, правильно все определили.
III. Изучение нового материала:
Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
Почему кишечнополостные столь многообразны? В чем же заключается многообразие кишечнополостных? Рассмотрим следующий слайд.
Учитель: - На слайде изображены кораллы, актиния, гидра, делающая кувырок через голову, колония гидроидных полипов. В чем особенности этих животных, в чем сходство и отличие, на какие классы делится тип кишечнополостных. Рассмотрим таблицу на следующем слайде.
Презентация слайд № 6После работы с таблицей учитель рассказывает об особенностях строения и жизнедеятельности каждого класса этого типа.
Презентация слайд № 7
Учитель: - На слайде изображен гидроидный полип. Что он напоминает?
Ученик: - Дерево с ветками.
Учитель: - Действительно, у гидроидных полипов новая особь не отпочковывается от родительского организма, а остается на нем, образуя ветвящиеся колонии. Посмотрите внимательно и вы увидите, что не все «веточки» похожи друг на друга. Оказывается, на них образуются пoлoвые клетки – гонады. Затем они покидают материнский организм и находятся в виде свободноплавающей форме – медузы. Из нее выходят яйцеклетки и cпepматозоиды, при слиянии которых образуется личинка. Одни личинки опускаются на дно около родителей, но большинство разносится течением и в новом месте они образуют новую колонию.
Презентация слайд № 8
Презентация слайд № 9
Медузы имеют более сложное строение, чем другие кишечнополостные. У них кишечная полость разделена кaнaльцами, имеются органы равновесия – статоцисты. Оказывается у медуз есть органы эхолокации и они могут почувствовать приближение шторма за несколько дней. Ученые заинтересовались этим и сконструировали приборы, предсказывающие шторм.
Тело коралловых полипов покрыто известковым скелетом. Отмирая, кораллы образуют рифы. Известный вам из географии Большой Барьерный риф в Австралии. Вокруг кораллов образуются коралловые острова – атоллы. Внутри такого острова образуется лагуна. Кораллы живут в теплых морях, где много планктона, рядом поселяются водоросли.
Где же могут применятся кораллы?
Ученики: - Для украшений. Раз они известковые, то очевидно для строительства.
Учитель: - Правильно. Из отмерших тел кораллов строят дома, причалы. Каково значение кишечнополостных в природе?
Ученики: - Они являются звеном в цепи питания: сами кого-то едят и их кто-то ест. Актинии дружат с paками отшельниками. Они питаются остатками трапезы paка, а сами защищают его при помощи стрекательных клеток. Между щупалец медуз прячутся мальки трески.
Учитель: - Совершено верно. Для закрепления можно использовать следующую схему для заполнения:
Презентация слайд № 10
IV. Закрепление:
Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Учитель: - Какие классы кишечнополостных вы узнали?
Ученик: - Гидроидные полипы, Медузы, Кораллы.
Учитель: - Что у них общего?
Ученик: - Они имеют кишечную полость, щупальца, стрекательные клетки.
Учитель: - Чем они отличаются?
Ученик: - Гидроидные – колониальные, медузы – свободноплавающие, кораллы – покрыты известковым скелетом.
Учитель: - Хорошо. Что сегодня вы узнали?
Ученики: - Что у медузы есть органы эхолокации. Что коралл, медуза и гидра – кишечнополостные. Что актинии живут дружно с paками и помогают им. Что кораллы живые существа, хотя и покрыты известковым скелетом.
Учитель: - Молодцы. Что вы теперь умеете?
Ученики: - Отличить медузу и актинию. Отличить коралл от камня. Определить под микроскопом гидру.
Учитель: - Молодцы. Где вы можете это применить?
Ученики: - При наблюдении за животными. При беседе сучащимися младших классов. При написании творческой работы.
Учитель: - Хорошо.
Учитель: - Давайте составим простейший кластер
Запишите на дом: § 14
Спасибо за урок.
Презентация слайд № 12
Комментарии:
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
26 11 2025 11:34:55
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
25 11 2025 17:52:34
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
24 11 2025 17:33:17
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
23 11 2025 13:14:52
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
22 11 2025 20:57:12
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
21 11 2025 19:48:53
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
20 11 2025 23:44:15
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
19 11 2025 6:31:15
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
18 11 2025 4:45:18
Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....
17 11 2025 4:29:15
Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
16 11 2025 4:14:14
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
15 11 2025 16:57:11
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
14 11 2025 11:11:12
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
13 11 2025 8:59:14
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
12 11 2025 3:27:54
Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....
11 11 2025 23:56:44
Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....
10 11 2025 17:58:53
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
09 11 2025 23:18:46
Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....
08 11 2025 6:37:27
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
07 11 2025 6:56:27
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
06 11 2025 4:46:47
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
05 11 2025 18:42:15
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
04 11 2025 10:14:37
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
03 11 2025 23:25:12
Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации.
...
02 11 2025 9:57:34
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
01 11 2025 16:32:10
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
31 10 2025 18:29:51
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
30 10 2025 23:19:17
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
29 10 2025 18:48:13
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
28 10 2025 5:19:54
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
27 10 2025 21:22:38
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
26 10 2025 3:31:24
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
25 10 2025 12:29:57
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
24 10 2025 9:41:53
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах.
...
23 10 2025 7:57:50
Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....
22 10 2025 19:47:25
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
21 10 2025 0:15:50
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
20 10 2025 16:19:14
Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....
19 10 2025 12:39:23
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....
18 10 2025 20:26:46
Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ.
Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация.
На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения.
Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически.
Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д.
Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений.
...
17 10 2025 14:39:27
Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....
16 10 2025 8:22:27
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
15 10 2025 0:35:17
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
14 10 2025 17:52:11
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
13 10 2025 18:44:23
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
12 10 2025 21:16:48
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра.
...
11 10 2025 1:17:59
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
10 10 2025 13:32:19
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
09 10 2025 4:56:15
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
08 10 2025 8:13:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




