Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"
Цели урока:
- увидеть, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами;
- показать биологическое значение сна и бодрствования и их чередования;
- познакомиться с природой и фазами сна;
- выявить гигиенические требования организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование.
Оборудование: таблицы с изображением головного мозга человека, схем слюноотделительного рефлекса, графики электроэнцефалограмм бодрствующего и спящего человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Переход к изучению новой темы.
Вступительная речь учителя:
Ребята, для того чтобы у человека поддерживались работоспособность, способность к мыслительной деятельности, память. Человеку необходимо вести правильный распорядок или режим дня, который учитывал бы и время на отдых. Одним из лучших видов отдыха, снятия усталости, восстановления работоспособности является сон.
2. Изучение новой темы
На доске записана тема урока.
Вопрос к учащимся: Что же называют сном? Варианты ответов учащихся обобщаются учителем.
Сон-это периодически повторяющиеся состояние организма. Продолжительность сна 7-8 часов. В 1953 году американские ученые Клейтман и Азерински выявили цикличность сна. Сон состоит из периодически повторяющихся фаз.
Заполнение таблицы:
Таблица “Виды сна”
Виды сна | Медленный сон | Быстрый сон |
Хаpaктеристика состояния организма | Урежение пульса, расслабление мышц,
снижение обмена веществ и температуры тела. Длительность данной фазы сна-15 минут. |
Активная деятельность всех внутренних
органов, учащение дыхания, увеличение объема и
частоты дыхательных движений, учащение пульса,
повышение обмена веществ, сокращение мышц,
движение глаз под веками. Длительность данной фазы сна -10-15 минут. |
Врач древнего времени Гиппократ, так охаpaктеризовал состояние сна и сновидений:
“Когда тело спит, дух бодрствует и переносится в те места, куда бы могло идти само тело, и там он познает и видит те предметы, которые стало бы рассматривать тело, если бы оно не спало”.
Запись определения в тетради учащимися:
Сон - это не просто состояние покоя, при котором ослабляются и замедляются все функции организма. Это сложный циклический физиологический процесс ВНД.
Возникает следующий вопрос: Каким образом происходит смена сна и бодрствования?
Эти процессы ВНД находятся под контролем клеток находящихся в стволе головного мозга.
(Можно вызвать учащегося к доске – показать на таблице ствол головного мозга).
Раздражение этих центров и вызывает сон, и бодрствование (в зависимости от области воздействия раздражений).
Во время сна преобладают процессы восстановления-синтеза веществ в клетках головного мозга. А во время бодрствования - процессы распада - истощение клеток головного мозга.
Таблица на доске (объяснение по таблице):
“Способы регуляции смены сна и бодрствования”
Способ | Биоритмический | Условнорефлекторный | Гумopaльный |
Краткая хаpaктеристика | Возник из-за цикла смены дня и ночи | Выpaбатывается в знакомых условиях обитания (привычная обстановка, регулярное соблюдение режима дня и др.) | Зависит от изменения содержания биологически активных веществ в организме человека в течении суток. |
Все люди видят сны, но не все их помнят. При сновидениях активизируется затылочная зрительная зона мозга, реже слухово-обонятельная зоны мозга и вкусовые анализаторы.
Цветные сны – снятся художественным натурам. Черно-белые сны снятся мыслительным натурам.
Если сны отражены в мягких тонах, то и хаpaктер психики человека уравновешен.
Яркие, черные и красные оттенки говорят о преобладании возбуждения или торможения, т.е. психические процессы не уравновешены.
Схема на доске и в тетрадях учащихся:
Сообщения учащихся:
1 сообщение “Лунатизм или сомнамбулизм”
Своеобразным заболеванием, которое связано с расстройством сна, является лунатизм, или сомнамбулизм.
Лунатик автоматически совершает сложные действия во время ночного сна. Он перекладывает попавшие под руку вещи, передвигает предметы, одевается, бродит и.т.п. Это расстройство сна обычно вызывается некоторыми нервно-психическими заболеваниями. Иногда у повышенно-возбудимых детей возникает снохождение. При соблюдении режима, закаливании, гимнастике, а также с возрастом детское снохождение исчезает.
2 сообщение “Летаргический или аномальный сон”
Летаргия - это болезненное состояние неподвижности, внешнее напоминающее сон. Все функции организма в этом состоянии ослаблены. Однако врач может определить сокращение сердца, едва уловимый пульс и слабое дыхание. Часто при летаргии сознание бывает сохранено. Длительность летаргии бывает от нескольких минут до нескольких суток, и даже лет.
В книге В.Ф.Коновалова Психика человека, приведен такой пример летаргии: бразильская певица М.Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму мозга, погрузилась в глубокий сон. Она проспала семь лет и проснулась в 1967 году.
3 сообщение Гипноз или искусственный сон
Гипноз - это специально вызванный частичный сон. При гипнозе процесс торможения клеток мозга неравномерен и неглубок. В гипнотическом состоянии через внушение можно совершенствовать функции многих органов. Известны случаи фанатического самовнушения, в результате которого у фанатиков развивались серьезные заболевания, наступали нервные расстройства, образовывались долго не заживающие язвы.
Учитель:
Нарушения сна у людей чаще всего возникают в детском (лунатизм) и пожилом возрасте (бессонница).
Вызывают нарушения сна: нарушение привычного режима дня, перегрузка информацией. Нормализовать сон помогают привычные занятия, прогулки на свежем воздухе перед сном и соблюдение привычного режима дня.
Современная наука изучает сон при помощи следующих методов:
- электроэнцефалограммы мозга,
- психологические методы
- физиологические и биохимические методы
Закрепление изученного материала
Вопрос к учащимся:
Без сна человек может прожить 10 суток (хотя есть люди с хронической бессонницей), а без пищи несколько недель. Почему человеку труднее обходиться без сна, чем без пищи?
Варианты ответов учащихся:
Человеку труднее обходиться без сна, чем без пищи, потому что:
1. Мышцы тела не могут отдохнуть
2. Истощается нервная система т.к. процессы истощения и разрушения преобладают над процессами накопления и синтеза веществ
3. Истощенная нервная система перестает контролировать весь организм, что и приводит к гибели организма.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника:
1. Выпишите в тетрадь условия необходимые для наступления здорового сна. Отметьте, какие факторы или причины нарушают нормальный сон?
- Задание на дом:
- Ответьте на вопрос:
- Сравните процессы сна и бодрствования. Найдите черты сходства и отличия этих процессов ВНД?
Комментарии:
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции.
...
21 05 2025 19:21:46
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
20 05 2025 11:50:51
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
19 05 2025 19:55:40
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
...
18 05 2025 17:49:35
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
17 05 2025 0:28:43
Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....
16 05 2025 13:55:21
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
15 05 2025 10:13:21
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.
Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
...
14 05 2025 20:26:37
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
13 05 2025 7:57:30
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
12 05 2025 0:50:58
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
11 05 2025 3:40:34
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
10 05 2025 15:31:20
Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...
09 05 2025 0:43:13
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
08 05 2025 12:19:46
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
07 05 2025 20:56:30
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
06 05 2025 4:39:13
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
05 05 2025 15:32:48
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
04 05 2025 1:52:29
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
03 05 2025 20:16:31
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
02 05 2025 14:35:58
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
01 05 2025 4:30:48
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
30 04 2025 8:39:26
Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....
29 04 2025 2:56:18
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
28 04 2025 4:40:24
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
27 04 2025 18:33:22
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
26 04 2025 9:32:44
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
25 04 2025 3:17:27
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
24 04 2025 3:50:20
Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охаpaктеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....
23 04 2025 5:23:25
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
22 04 2025 21:19:36
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
21 04 2025 19:46:38
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
20 04 2025 23:49:13
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
19 04 2025 22:36:32
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
18 04 2025 8:31:14

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
17 04 2025 19:33:35
Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....
16 04 2025 11:19:50
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни.
...
15 04 2025 13:42:19
Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....
14 04 2025 2:50:10
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
13 04 2025 7:54:38
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
12 04 2025 7:14:45
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
11 04 2025 1:45:13
Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
10 04 2025 1:18:45
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
09 04 2025 2:30:33
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
08 04 2025 8:57:41
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
07 04 2025 13:42:18
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
06 04 2025 3:30:10
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
05 04 2025 14:20:26
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу.
...
04 04 2025 3:16:13
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
03 04 2025 21:11:28
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
02 04 2025 6:51:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::