Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение незрячих детей, анализ состояния их знаний и пpaктических умений даёт основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство слепых и слабовидящих детей достигают высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учёбе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.

Известно, что у незрячих люди воспринимают окружающую действительность с помощью осязательного восприятия. Различные осязательные ощущения воспринимаются нервными окончаниями кожи и слизистых оболочек и передаются в кору головного мозга (в её заднюю извилину, где расположены высшие отделы осязательного анализатора). Наибольшие размеры в коре головного мозга (задней центральной извилине) имеет отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Это объясняется тем, что рука связана с познавательной и трудовой деятельностью человека. Со времён И.М. Сеченова среди физиологов и психологов утвердился взгляд на общность осязания и зрения.

И.М. Сеченов писал, что осязательное определение мало, чем отличается от зрительного. С помощью осязающей руки дети с нарушением зрения могут обмерить предмет, определить форму, сравнить с другим предметом, выделяя прострaнcтвенные свойства.

Процесс обучения в отечественной школе строится преимущественно на основе ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, Д.Н. Богоявлинский др.) Согласно этой концепции, усвоение любого опыта человеком есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций. Этот процесс имеет определённую логическую последовательность и включает этапы:

  • восприятие учебной информации;
  • осмысливание и обобщение информации (формирование понятий);
  • запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
  • применение усвоенного материала в пpaктической деятельности.

Многие эффективные технологии обучения основаны на теории интериоризации или теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Галперин), супестоппедическая концепция усвоения (В.М. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Г.К.Лозанов) основанная на эмоциональном внушении в бодрствующем состоянии, уверенности в осуществимости задач обучения, приводящее к сверх запоминанию.

Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Золотое правило”, по которому при обучении надо представить “видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запаха - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания.”

Мышление является обобщённым и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей степенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Чувственное познание является базой мышления. Опосредование мышления идёт путём знания и слова, без которого мышление не существует.

Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов.

Поэтому необходимо развивать познавательную деятельность слепых и слабовидящих учащихся, а для этого надо знать концепции управления познавательной деятельностью.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что управление процессом обучения лишь тогда эффективным и оптимальным, когда оно строится, во-первых, на основе законов общей теории управления (кибернетики) и, во-вторых, на знании психологических основ и закономерностей протекания познавательных процессов, развития и закрепления определённых личностных качеств и психических образований, обеспечивающих реализацию целей образования. Наиболее полно проблему управления познавательной деятельностью учащихся исследовала Н.Ф. Талызина, которая, опираясь на положения общей теории управления, раскрыла специфику этапов в управлении учебным процессом. Управление начинается с цели управляемого процесса, чтобы цели были конкретны, определены и опознаваемы в результатах обучения. Среди различных, способ определения целей (через изучаемое содержание, через внутренние процессы интеллектуального, личностного развития, через учебную деятельность). Наибольшей определённостью отличается способ формирования через результаты обучения, выраженные в наблюдаемых, опознаваемых действиях. Общий приём такой конкретизации - исследование глагола, указывающего на действие с определённым результатом (М.В. Кларин, П.У. Крейтсберг). В конкретном содержании цели обучения должны быть отражены:

  • система знаний умений с указанием психической деятельности, на уровне которой они должны быть сформированы (память, мышление и т. д.)
  • система и уровень сформированности свойств, которыми они должны обладать (обобщённость автоматизация, прочность и так далее) (Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, Л.Н. Ланда).

Учитель руководствуется:

  • мотивационным управлением интерес, личную значимость, проблемность, ситуации переживания;
  • ознакомлением с закономерностями, ходом и приёмами познавательной деятельности, через показ образов решения познавательных задач;
  • специальное формирование знаний, алгоритмы и предписания, рефлексию, и т. д.
  • своевременным подкреплением успешности познавательной деятельности и ненавязчивым анализом недостатков.

Следующий важный момент управления - контроль над процессом обучения и его коррекция. Школьная биология важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, к животным, растениям, человеку как удивительному и бесценному вселяет в сердце школьника добро и милосердие, без чего нет личности, нет человека. С потребностью познания человек рождается. Познавательную потребность с самого детства надо поддерживать, укреплять, развивать. Если это не делается, то познавательная потребность искажается, превращается в развлекательную потребность. Поэтому надо создавать необходимые условия максимального развития ребёнка. Лишь на фоне “умственной радости” может развиваться познавательная способность.

Речь, конечно, в первую очередь идёт о внимании, которое без всякого преувеличения можно назвать началом всех начал умственного развития. Надо чтобы ребёнок овладел навыками произвольного внимания. Следующее важное условие укрепления познавательной потребности - развитие памяти. Развитие познавательной деятельности на этапе пpaктических действий имеет огромное значение, так как воспринимаемый объект находится в динамическом состоянии. Это в свою очередь предполагает необходимость тонких чувственных различий, осуществление которых требует включения в познавательный процесс мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза.

Одним из основных приёмов педагогического мастерства учителя становится его умение организовать самостоятельную деятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания. Приобретение умений и навыков по самостоятельному усвоению знаний наиболее эффективно формируется у учащихся:

1. В процессе выполнения ими различных работ с раздаточным материалом.

2. При наблюдении за растениями и животными в естественных условиях

3. При самонаблюдении в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, входе постановки опытов, при проведении лабораторных работ.

4. Особенно эффективным приёмом является создание проблемной ситуации, когда для решения поставленной проблемы уч-ся должны активно мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Чем чаще ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше усвоение программного материала. Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интерес к изучаемому предмету.

5. Большую помощь по выявлению и закреплению знаний уч-ся могут оказать различного рода дидактические карточки с заданиями, дающие за короткое время выявить усвоение изученного материала, как отдельными учениками, так и в целом. Карточки-задания могут быть различными по форме и содержанию. Например:

Карточка 1

По каким признакам мокриц, циклопов, крабов относят к классу paкообразных? Какие особенности образа жизни хаpaктерны для каждого из этих животных?

Карточка 2

Напишите, чем акула и скат отличаются по строению от сельди и леща. К каким систематическим группам относятся эти рыбы?

Использую программированные карточки-задания, предназначенные для самостоятельной работы. Учащиеся должны прочитать вопросы и найти к ним правильные ответы во второй части карточки. Ответы кодируются таким образом: ученик выписывает номера вопросов, а через тире проставляет номера соответствующих правильных ответов.

Карточка 3

Вопросы:

- Из каких частей состоит шляпочный гриб?
- Чем образовано тело гриба?
- Что является главной частью гриба?
- Как называется часть шляпочного гриба, образованная тонкими, ветвящимися белыми нитями, которые можно обнаружить, если слегка разрыть почву?
- Какое строение имеют клетки грибницы шляпочных грибов?
- Какое строение имеет пенёк?
- Какое строение имеет шляпка?
- Как называются грибы, нижний слой шляпки которых пронизан многочисленными трубочками?
- Как называются грибы, нижний слой шляпки которых пронизан многочисленными пластинками?

Ответы:1-пластинчатыми; 2-одинаковые клетки, расположенные в один ряд; 3-грибницы; 4-чаще двуядерные; 5-пенёк; 6-верхний слой покрыт кожицей, окрашенной разными пигментами; 7-плодовое тело; 8-не имеет пластид; 9-нижний слой пронизан либо трубочками, либо пластинками; 10-шляпка; 11- трубчатые.

1-3,7; 2- 5,10;3- 3; 4- 3; 5- 4,8; 6- 2; 7- 6,9; 8- 11; 9- 1.

6. Тестовый контроль. Тесты позволяют за короткий промежуток времени проверить знания учащихся всего класса, выявить уровень усвоения материала, установить пробелы в их знаниях. Полученные результаты дают возможность учителю сравнить эффективность различных методик, применяемых на уроках и определить результативность своего труда. Тесты даются учащимся в начале или в конце урока. Работа по ним проводится 10-15 минут (можно использовать сигнальные карточки), даётся по 10 вопросов. Вопросы трёх уровней сложности

1-й уровень – требующие репродуктивного ответа (воспроизведение полученных знаний: отдельных фактов, понятий, терминов, формулировок за-конов)
2-й уровень – реконструктивного (выполнение заданий или решение за-дач по изученному образцу)
3-й уровень – вопросы, предусматривающие чёткий краткий ответ.

7. Также использую карточки проблемно - исследовательского хаpaктера, с коллективной познавательной деятельностью.

Карточка 4

В водоёме, населённом многими видами животных, наблюдалась массовая гибель земноводных. Анализ воды показал отсутствие каких-либо вредных для животных организмов веществ. В поисках причины гибели выяснилось, что неподалёку завод не имеет очистных сооружений и выбрасывает через дымовые трубы в атмосферу отходы производства.

Вопросы:

- Если вода в ручье не содержит примесей, то почему гибли земноводные?
- Почему отсутствие специальных очистных устройств привело к массовой гибели земноводных?
- Связана ли причина гибели земноводных с особенностями их дыхания и поглощения влаги. Если да, то как?

Метод анализа данной экологической ситуации запрограммирован в уточняющих вопросах задания, которые заставляют учащихся в новой ситуации выделять уже имеющиеся элементы, соотносить и модифицировать их в соответствии с предложенной ситуацией, находить недостающие и использовать уже известные знания для решения проблемы.

8. Для развития познавательной деятельности учащихся важным являются здания, выполняя которые, дети сами учатся строить схемы и структуры.

9. Умение анализировать материал и решать задачи в наибольшей мере развивается в условиях включения учащихся в исследовательскую деятельность: ставится проблема, обсуждая которую учащиеся выясняют, что им необходимо узнать, чтобы ответить на возникшие вопросы. Это учит это учит их мыслительному моделированию ситуации, выдвижению гипотез и планированию своих действий.

10. Основное условие обучения, направленное на развитие мышления учащихся, состоит в создании в классе обстановки открытости и доброжелательности, в которой каждый ученик может проявить самостоятельность, не боится задать любой, пусть даже “глупый”, вопрос. Доверительное общение обеспечивается спокойной, лишённой тревожного напряжения атмосферой урока. Доказано, когда снимается состояние напряжённости, возникающее у обучающегося из-за боязни ошибиться, из-за того, что их могут высмеять или они получат плохую оценку, повышается их умственная и творческая активность, улучшается понимание и усвоение материала. Сопереживание окружающих, их одобрение необходимы для развития познавательной и творческой активности.

Основная цель биологического образования состоит в обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. В связи с этим важное значение в учебном процессе принимает сотрудничество учащегося с преподавателем, в котором центральное место занимает самостоятельная работа учащегося по овладению учебным материалом, а учитель выступает консультантом и организатором деятельности учащегося.

Эффективность результата такого сотрудничества зависит, прежде всего, от планирования учителем процесса обучения в соответствии с логикой освоения учащимися знаний (восприятие —> осмысливание —> запоминание —> применение —> обобщение —> систематизация).

Пользуясь алгоритмом составления технологических карт, мы составили карту по теме “Органы чувств и восприятие. Поведение и психика”.

Технологический подход позволяет развивать человека, способного адаптироваться и самоопределиться в жизни. Он решает 2-е важные образовательные задачи:

  • технологизирует деятельность учителя, переводит её в ранг системной.
  • даёт модель системной деятельности учащегося.

Использование элементов модульного обучения и опыта по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов помогает нам развивать познавательную и творческую инициативу деятельности слепых и слабовидящих учащихся на уроках биологии, способствует самостоятельному приобретению ими знаний, формирует мотивы учения. Данная методика позволила на протяжении ряда лет достичь хороших результатов в обучении слепых и слабовидящих учащихся.



Комментарии:

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

30 03 2023 19:44:32

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса


    Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

      Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

29 03 2023 17:34:37

Многообразие земноводных и их значение


    Многообразие земноводных и их значение

      Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

28 03 2023 4:51:35

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)


    Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

      Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его, создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей учеников....

27 03 2023 18:50:59

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"


    Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

      Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

26 03 2023 1:40:54

Витамины. 8-й класс


    Витамины. 8-й класс

      Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

25 03 2023 23:19:34

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

24 03 2023 2:52:15

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

23 03 2023 13:42:52

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

22 03 2023 22:58:42

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

21 03 2023 18:12:34

Класс Двудольные, семейство Пасленовые


    Класс Двудольные, семейство Пасленовые

      Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

20 03 2023 9:58:33

Формы естественного отбора


    Формы естественного отбора

      На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....

19 03 2023 4:31:50

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

18 03 2023 11:55:29

Экологическими тропами родного края


    Экологическими тропами родного края

      Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

17 03 2023 4:30:29

Урок по теме: "Абиотические факторы среды". 9-й класс

Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....

16 03 2023 16:35:19

Урок-обощение "Своя игра"


    Урок-обощение "Своя игра"

      Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

15 03 2023 9:55:19

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

14 03 2023 4:41:41

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс


    Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

      Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

13 03 2023 18:11:20

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

12 03 2023 22:45:34

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

11 03 2023 18:10:14

Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)


    Компьютерная программа по курсу биологии на тему "Природные сообщества" (6-й класс)

      При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...

10 03 2023 13:36:37

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

09 03 2023 14:10:12

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

08 03 2023 3:12:29

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

07 03 2023 22:44:36

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

06 03 2023 8:20:47

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

05 03 2023 8:24:41

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

04 03 2023 1:17:16

Бактерии: строение и жизнедеятельность


    Бактерии: строение и жизнедеятельность

      Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

03 03 2023 20:41:10

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

02 03 2023 2:31:33

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

01 03 2023 14:54:37

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


    Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

      Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

28 02 2023 0:54:23

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

27 02 2023 10:10:56

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

26 02 2023 10:14:25

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Хождение за три моря". 5-й класс

      В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....

25 02 2023 13:50:15

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

24 02 2023 21:51:28

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"


    Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

      Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...

23 02 2023 21:23:27

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

      Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

22 02 2023 7:43:59

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

      Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

21 02 2023 23:19:36

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

      Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

20 02 2023 23:33:36

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

19 02 2023 23:29:53

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника

Инстинкты насекомых на примере осы Сфекс и Наездника Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....

18 02 2023 18:58:40

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"


    Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

      Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

17 02 2023 9:14:26

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

16 02 2023 17:44:19

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"


    Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

      Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

15 02 2023 1:41:11

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

14 02 2023 3:38:18

Внутреннее строение листьев


    Внутреннее строение листьев

      Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

13 02 2023 4:34:36

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...

12 02 2023 13:17:43

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....

11 02 2023 19:29:16

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии

Органы чувств рыб. Строение органов зрения, слуха, боковой линии К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....

10 02 2023 23:49:44

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

      Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

09 02 2023 14:42:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::