Роль собаки в жизни человека > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

Теоретическая часть данного урока может использоваться при изучении темы “Домашние животные” - природоведение 5 класс; “Домашние животные” - биология; животные 7 класс, при проведении Международного дня животных 4 октября.

Цель: расширить представления учащихся о роли собаки в жизни человека .

Задачи.

1. Показать значимость собаки в жизни человека.

2. Прививать любовь к животным и бережное обращение с ними.

3. Формировать чувство патриотизма.

4. Формировать экологическую культуру.

5. Продолжить формирование навыков общения и обращения с собаками. Провести мастер класс по канистерпии (лечение собаками).

6. Содействовать расширению кругозора учащихся.

Оборудование для урока :компьютер ,магнитофон ,колонки, проектор.

На уроке присутствует специально обученная собака породы русский черный терьер Малаховская Нежная Сонечка.

Ход урока

Теоретическая часть

1. Приветствие.

2. Инструктаж по технике безопасности. Ребятам напоминается о правилах поведения и обращения с собаками.

3. Демонстрация презентации “Роль собаки в жизни человека”. Презентация

4. Пpaктическая часть. Мастер класс по канистерапии. Приложение

Текст к презентации

1 слайд. Тема “Роль собаки в жизни человека”. Цель моей работы – обобщить информацию о роли собаки в жизни человека.

2 слайд. Собака домашняя - млекопитающее из семейства волчьих. Едва ли не древнейшее животное, прирученное и одомашненное человеком, его неизменный и преданный спутник на протяжении всей человеческой цивилизации. С давних лет является предметом спора, происходит ли все многообразие современных пород от одного предка - волка, или это результат скрещивания волков, шакалов и даже лисиц. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц выдвинул теорию о происхождении собак от волков и от шакалов, подчеркивая диаметральные различия между их хаpaктерами и повадками.

3 слайд. Приручение собак относят к периоду 10-15 тысяч лет назад. Изучение ископаемых останков древних собак началось с 1862 года, когда в Швейцарии были найдены черепа неолитического периода. Эта собака была названа “торфяной”.

4, 5 ,6 слайд. В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин.

Давно отгремели бои. Многих, создававших наше военное собаководство, уже нет в живых, тем более нет в живых и собак — участников Великой Отечественной войны. Но память о бесcмepтном подвиге хвостатых воинов вечно жива.

7 слайд. Есть одна собака, которая звучит всегда в связке с фамилией Павлова. http://otvetin.ru/uploads/posts/2009-09/1252756365_pavlov-ivan-petrovich.jpgИван Петрович Павлов (1849-1936) - великий русский учёный-физиолог. Он проводил исследования в области физиологии человека. Для исследований необходимо было проводить пpaктические опыты. Павлов ставил их на собаках.  . Наблюдения за собаками позволили сделать Павлову ряд открытий в области условных рефлексов.  За исследования в области пищеварительных рефлексов Павлов в 1904 году был удостоен Нобелевской премией, высшей научной наградой. В знак уважения и благодарности Академиком Павловым был поставлен памятник собаке.

8 слайд. Сопровождая человека на протяжении многих тысячелетий, собака стала и художественным объектом.

Одновременно собака становится частым литературным персонажем. “Верному и преданному другу” посвящаются страницы произведений И.С. Тургенева (“Собака”), Н.Гарина-Михайловского (“Детство Темы”). На редкость сердечные строки Ф.М. Достоевский в “Записках из Мертвого дома” посвятил тюремному псу Шарику. Историю меделянских псов рассказал А.И. Куприн (“Неделян”).

9 слайд. Пожалуй, нет ни одного животного, который бы так часто не фигурировал в изобразительном искусстве. Многие великие мастера изображали собаку в своих твореньях. Вот уже несколько веков художники помещают на своих картинах собак, иллюстрируя любовь человека к этим животным. На картинах эпохи Возрождения есть много красивых собак. Среди известных художников, которые изображали собак, были Дюрер, Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Тициан, Босх, Брейгель Старший, Рубенс, Каналетто, Веласкес, Гойя. Этот список бесконечен.

10 слайд. В кинематографе собакам отведено особое место. Собаки сопровождают людей и на войне, и в повседневной жизни они всегда были рядом. С участием собаки снято немало прекрасных фильмов:

  • “Белый Бим Чёрное ухо” (1977)
  • “Маленький бродяга” (1958)
  • “Пограничный пёс Алый” (1979)
  • “Четыре танкиста и собака”(1966-1970)
  • “Верный Руслан (история караульной собаки)”(1992)
  • “Трое в лодке, не считая собаки” (1979)

11 ,12, 13 слайд. Юрий Гагарин после полета на каком-то банкете произнес фразу, которая стала печатной только в наше время: “До сих пор не пойму, кто я: “первый человек” или “последняя собака”?” Произнесенное сочли за шутку, но, как известно, в каждой шутке есть доля реальности. Дорогу в космос Гагарину прокладывали именно собаки.

14 слайд. Канистерапия (от лат. “canis” канис — собака), (анг.Therapydog)  — терапия с использованием собак — является одним из самых востребованных видов анималотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных.

Терапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дayна, церебральным параличом (ДЦП), страдающих олигофренией, у детей улучшается координация движений, улучшается память.

Реабилитация — самое развитое на сегодня приложение канистерапии.

Принцип лечебной кинологии с больными детьми основан на том, что занятия проходят в игровой форме и эффект достигается ненавязчиво. В зависимости от диагноза инструкторы подбирают специальную систему упражнений. Детей с нарушениями слуха и речи учат произносить слова, в присутствии животных у них сильнее мотивация. Для детей с ДЦП, чтобы развить двигательные функции рук и ног, предлагают выполнить определенные движения.

15 слайд. Собака является социальным животным, тем самым ориентируется на окружающих ее людей, искренне в любви и преданна .С помощью канистерапии у детей формируются позитивные социальные установки, развиваются коммуникативные навыки общения, снимается критическое эмоциональное напряжение. По данным исследований НИИ педиатрии Российской академии медицинских наук занятия с собаками улучшают психоэмоциональное состояние маленьких пациентов, моторику, снижают количество эпилептических припадков, неразговорчивые дети начинают больше говорить, а дети с пониженной (приобретенной или врожденной) эмоциональностью начинают проявлять способность активно реагировать на окружающий мир. Канистерапия хорошо зарекомендовала себя для улучшения психологического самочувствия в хосписах и психиатрических клиниках.

В 90-х годах в США министерством здравоохранения официально разрешено присутствие собак в клиниках в качестве медперсонала. С тех пор многие госпиталя имеют в своем штате собак, которые получают зарплату и пользуются всяческими социальными привилегиями. Присутствие животных помогает больным преодолеть больничное одиночество и отчуждение, лучше подготовиться к предстоящей операции.

Прогулки с собакой снижают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда и других заболеваний сердца и сосудов. В Европе больным с ишемией советуют завести собачку, с которой надо ежедневно прогуливаться, надо заботиться о ней. За счет этого люди начинают вести более подвижный образ жизни. Ходьба — 30-40 мин. необходима для реабилитации, предупреждения прогрессирования болезни.

16 слайд. История канистерапии уходит корнями в 1790 год, когда в английском графстве Йоркшир было создано Общество друзей, основавших больницу для душевнобольных. Основатель больницы Уильям Тьюк и его сподвижники заменили традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия, в лечении стали применять собак. Врачи больницы отмечали положительное влияние животных на больных, у них снизилась агрессия и частота приступов.

Также американский детский психиатр Борис Левинсон заметил, как его маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку, которая находилась в приемной во время сеанса лечения, впоследствии и предложил использовать этих животных для лечения психических расстройств. Он впервые употребил в 1969 году термин “пет-терапия”.

Человек издавна догадывался о целебных свойствах собак на интуитивном уровне, что отразилось в религии и мифологии. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Асклепия (Эскулапа), который нередко посещал пациентов в виде пса и зализывал раны больных. Святых раннего христианства часто изображали в компании с собаками, которые их когда-то вылечили. В наше время учеными установлено, что сверхчувствительное обоняние помогает собакам определять редкое сочетание белков в злокачественных опухолях, собаки способны предчувствовать как минимум за 20 минут эпилептический припадок, отличить одежду здоровых детей от детей, страдающих аутизмом. Анализ слюны собаки показал, что в ней содержится лизоцим, антисептик.

По данным исследования AnimalPlanet первым в истории канистерапии является легендарный иоркширский терьер Smoky (Смоки). Смоки был зачислен в состав 26-го разведывательного авиаполка 5-й Армии ВВС США, прошёл через Второю Мировою войну, заслужил 8 боевых наград и получил звание капрала. Smoky работал в госпиталях качестве собаки терапевта в течение 12 лет, во время и после Второй мировой войны.

 Начиная с 2004 года, в разных уголках России стали появляться клубы и проекты, использующие в своей работе элементы канистерапии.

17 слайд. Собак для работы с детьми тщательно отбирают, тестируют и обучают. Пес должен обладать уравновешенной нервной системой, ярко выраженной любовью к    детям, способностью обучаться и уметь принимать самостоятельные решения в критических ситуациях. При этом он должен быть здоров, уметь концентрироваться на выполнении своей задачи, иметь хорошую выдержку. Далеко не каждого щенка можно готовить к такой работе, сначала необходимо выявить особенности темперамента,   а потом   помочь стать профессионалами.

18, 19 слайд. Терапевтом может стать собака любой породы (черный терьер, немецкая овчарка, карликовый шпиц и т.д.), но чаще всего используются  лабрадоры и золотистые ретриверы.

 Для занятий с собаками нет, и не может быть НИКАКИХ ограничений! Собаки работают в предлагаемых обстоятельствах, подстраиваясь под особенности детей. Если нет возможности выезжать на занятия, собака может прийти к Вам в гости.

20 слайд. Свою презентацию я хотела бы закончить словами Паустовского К.Г. \"У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, которыми обладает СОБАКА\".

Пpaктическая часть

Мастер класс по канистерапии “Соня-шоу”.Проводится в просторном помещении, где полукругом расставлены стулья. (Приложение 1)

В главной роли Малаховская Нежная Сонечка . Мастер класс проводит учитель биологии Гавриленко Е.В.

Краткий сценарий.

А) Знакомство всех участников сеанса канистерапии с собакой. (Приложение 2)

Б) Секреты грумера. Ребята по очереди расчесывают собаку, под руководством учителя делают ей хвостики на челке. (Приложение 3)

В) Исполнение “желаний”. На маленьких листочках написаны различные “желания”,которые умеет выполнять собака (например, “принеси кота”, “принеси тапок”, “дай лапу”, “кувырок” и т.д.). Листочки скручены в трубочку и помещены в коробочку. Ребята по очереди вытаскивают листочки, читают “желание” и собака его выполняет.

Г) Номер по фристайлу-танец с собакой под музыку. (Приложение 4)

Д)фото на память. (Приложение 5)

Словарик

1. Канистерапия - лечение с использованием собаки.

2. Фристайл - танцы с собакой.

3. Груминг - уход за шерстью собаки.

Литература и ссылки

1. Ильичев В.Д, Силаева О.Л., с использованием данных из книги J.Serpell “IntheCompanyofAnimals”. Любимые животные вместо лекарств.

2. Криволапчук Н. Собака + целитель. Как воспитать своего домашнего доктора. СПб., 2007.

3. Медведев А., Медведева И. Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии. М., 2007.

4. Агафонычев В. Как нас лечат собаки. М., 2008.

5. Общая статья и ссылки на англо- и русско-язычные статьи по канистерапии.

6. Интернет ресурсы. Фотографии из кинофильмов, картин, марок.

7. Материалы научно-пpaктической конференции по работе с детьми различных возрастов и категорий, в т.ч. и по канистерапии. Кострома. Февраль, 2009 г.



Комментарии:

Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"


    Элективный урок по биологии (бионика) для 9-го класса "Открывая занавес"

      Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....

16 11 2025 13:17:22

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

15 11 2025 7:40:25

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"


    Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

      Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

14 11 2025 18:22:27

Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Царство живой природы. Редкие виды растений Кубани, их охрана". Природоведение. 5-й класс

      Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....

13 11 2025 22:47:43

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

12 11 2025 13:37:10

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

11 11 2025 19:54:39

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

10 11 2025 11:18:42

Урок биологии по теме "Особенности живого организма"

Урок «Особенности живого организма» подводит итоги изучения темы в 5-м классе. Игровая форма позволяет использовать данный материал и во внеурочное время....

09 11 2025 22:50:10

Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии


    Митоз. Применение интеpaктивной мультипликации на уроках биологии

      Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

08 11 2025 21:39:40

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

07 11 2025 14:38:44

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

06 11 2025 0:46:35

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

05 11 2025 23:15:55

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания

Жизненная емкость легких. Гумopaльная и нервная регуляция дыхания Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

04 11 2025 20:31:14

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

03 11 2025 17:50:45

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

02 11 2025 22:43:42

Элективный курс по биологии


    Элективный курс по биологии

      Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор». ...

01 11 2025 10:28:31

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

31 10 2025 18:14:50

Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"


    Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

      Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

30 10 2025 17:44:59

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

29 10 2025 2:37:22

Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"


    Урок биологии по теме "Эмбриональное развитие человека"

      Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....

28 10 2025 4:39:19

Типы соединения костей. Первая помощь при различных нарушениях целостности скелета

Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....

27 10 2025 15:29:41

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

26 10 2025 14:33:14

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

25 10 2025 0:30:29

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

24 10 2025 22:36:23

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

23 10 2025 5:33:44

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

22 10 2025 7:17:31

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"


    Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

      Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

21 10 2025 2:13:15

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

20 10 2025 10:10:55

Лишайники – симбиотические организмы

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

19 10 2025 22:23:10

Опopно-двигательная система человека: строение и функции

Опopно-двигательная система человека: строение и функции Опopно-двигательная система человека - это совокупность костей скелета, хрящевой ткани и прикрепленных к ним связок, мускулатуры, которые вместе обеспечивают поддержание позы, перемещение, выполнение активных движений....

18 10 2025 10:23:31

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

17 10 2025 19:40:18

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

16 10 2025 20:14:44

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс


    "Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

      Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

15 10 2025 21:27:26

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"


    Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

      Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

14 10 2025 12:46:14

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

13 10 2025 21:28:48

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

12 10 2025 16:56:58

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

11 10 2025 15:45:13

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

10 10 2025 7:48:21

Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"


    Обобщающий урок "Опopно-двигательная система"

      Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

09 10 2025 21:38:17

Витамины (разработка урока в 8-м классе)


    Витамины (разработка урока в 8-м классе)

      Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....

08 10 2025 7:37:25

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

07 10 2025 1:14:35

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

06 10 2025 17:30:16

Царство насекомых


    Царство насекомых

      Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

05 10 2025 19:30:17

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

04 10 2025 2:46:18

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

03 10 2025 14:20:49

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

02 10 2025 16:31:45

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач


    Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

      Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

01 10 2025 8:49:14

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные


    Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

      На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

30 09 2025 14:13:49

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

29 09 2025 7:15:20

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

28 09 2025 9:29:32

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::