Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

Задачи:
- продолжить формирование понятия о питании растений;
- познакомить учащихся с воздушным способом получения растениям веществ, необходимых для питания; раскрыть понятие \"фотосинтез\", показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; выявить приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза;
- сформировать знания об условиях протекания этого процесса, на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету;
- раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека;
- обратить внимание учащегося на проблему загрязнения воздушной среды.
Оборудование: Растение, выдержанное в темноте, спиртовка, спички, спирт, йод, вода, лучинка.
План урока
I. Организационный момент.
Учитель. Доброе утро! Садитесь.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Мы уже знаем, что для нормального роста и развития растения необходима вода, минеральные и органические вещества. Откуда получают растения воду и минеральные вещества?
Ученик: Воду и минеральные вещества растения получают из почвы.
Учитель: Откуда получают растения органические вещества?
Решите познавательную задачу. Условия ее таковы: известно, что из одной зерновки пшеницы вырастает растение с несколькими колосьями, в каждом из которых созревают, около 60 зерен, в них содержится органические вещества, при прорастании зерновки они расходуются на рост и развитие зародыша. В процессе жизнедеятельности растения вновь образуются органические вещества, и в большом количестве.
Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях в растении образуются органические вещества. Выскажите предположения.
Ученик: Возможно, образуются в стeбле. В листьях.
Учитель: Давайте это проверим.
Учитель выставляет на стол растения цветущей герани, которое в течение 3 дней получало дополнительное освещение и, обращаясь к классу, говорит: \"Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?\" Знаете ли вы, что существуют вещества - индикаторы, с помощью которых можно точно узнать о наличии других определённых веществ?
Вспомните, какое вещество мы определяли при помощи йода?
Ученик: Крахмал - органическое вещество.
Учитель: Да, йод является индикатором на крахмал. Нанесём йод на лист герани.
Какие изменения произошли?
Ученик: Ни каких.
Учитель: Но ведь изменению окраски может мешать зелёный цвет листа. Давайте удалим хлорофилл и попробуем ещё раз обработать лист йодом.
Учитель демонстрирует опыт по разрушению покровной и основной тканей листа путём кипячения его в воде а потом в спирте, который растворяет хлорофилл, затем помещает лист в раствор йода и демонстрирует появление синей окраски.
Учитель: Что это доказывает?
Ученик: Лист содержит крахмал. В листьях образуются органические вещества Учитель: Давайте это изобразим схематически.
Вывод: На свету в листьях образуется крахмал.
Учитель: Давайте выясним, образуется ли крахмал в листьях герани, находившейся три дня в тёмном помещении.
Достаём из шкафа растение, удаляем лист, проделываем те же операции, что и в первом опыте и демонстрируют учащимся лист, у которого не появилась синяя окраска. Что мы этим доказали? Ученик: В темноте в листьях крахмал не образуется.
Учитель: Изобразим это схематически.
Вывод: В темноте в листьях не образуется крахмала.
Учитель показывает растение зебровидную традесканцию. На зеленом листе имеются белые полосы.
Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал? Вызванный ученик проводит опыт.
Ученик показывает лист.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать.
Ученик: На свету в листьях в хлоропластах образуется крахмал.
Учитель: Сформулируйте общий вывод.
Ученик: Органические вещества образуются в зеленых листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.
Учитель: Это процесс называется фотосинтезом. Запишем определение в тетради. Первую часть проблемного вопроса мы решили. Давайте найдем ответ на вторую часть вопроса.
Проблемный вопрос:
Из чего, из каких веществ в листьях образуется органические вещества?
Ученики:
- Из окружающей среды поступает вода.
- Растворимые минеральные соли.
- Воздух.
Учитель: Проведем опыт по выявлению изменения воздуха, поглощаемого листьями растения.
Опыт закладывали за 3 дня до урока. В два одинаковых сосуда заливают до краев воду, в каждый из них помещают черенки традесканции; сосуды закрывают стеклом и опрокидывают в кристаллизатор, наполненный водой, стекло в каждом сосуде убирают и подводят газообразные трубки, через которые вдувают выдыхаемый воздух, что приводит к вытеснению воды. Когда почти вся вода будет вытеснена, сосуды закрывают стеклом, переворачивают и один из них ставят в темное помещение, другой - на свет.
Исследование начинаем с сосуда, который стоял на свету. В нем был углекислый газ, который не поддерживает горения. При проверке лучинкой оказывается, что в сосуде находится кислород поддерживающий горение.
При исследовании второго сосуда, находившегося в темном шкафу обнаруживается углекислый газ.
Подумайте, какие выводы можно сделать.
Ученики:
- На свету листья поглощают углекислый газ.
- Выделяют кислород.
- В темноте листья не поглощают углекислый газ.
- Поглощают кислород.
Общий вывод: На свету листьями поглощается углекислый газ, а выделяется кислород, в темноте этот процесс не происходит. Одним из продуктов, необходимых для образования органического вещества, является углекислый газ. Учитель: Молодцы. Вспомните, что еще поглощает растение.
Ученики: - Воду с растворенными минеральными вещества.
- Значит, они тоже принимают участие в образовании органических веществ.
На доске записывается формула фотосинтеза
углекислый газ + вода - органические вещества + кислород.
Определение полное фотосинтеза записываем в тетради.
Образование органических веществ (крахмала) из неорганических веществ (воды и углекислого газа) в зеленых листьях и только на свету называется процессом фотосинтеза (от греческих слов \"фотос\" - свет, \"синтез\" - соединение).
III. Закрепление.
1. Известно, что фотосинтез протекает успешно при условии хорошего освещения и при этом образуется крахмал. Известно также, что клубни картофеля находятся в земле, т.е. в полной темноте. Однако в них - огромное количество крахмала.
Откуда же он там берется?
2. Можно ли увеличить скорость процесса фотосинтеза, если не удается усилить освещение? Если да, то что для этого необходимо сделать?
IV. Д.З. Параграф 34.
Подготовить устный рассказ о процессе фотосинтеза, из каких веществ и при каких условиях в листьях образуется органическое вещество. Урок окончен. До свидания.
Комментарии:
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
25 11 2025 1:59:57
Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
24 11 2025 8:45:58
На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...
23 11 2025 14:55:33
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
22 11 2025 23:54:45
Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
21 11 2025 0:49:33
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике.
...
20 11 2025 21:29:24
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
19 11 2025 0:30:24
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
18 11 2025 9:11:46
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.
...
17 11 2025 7:22:19
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
16 11 2025 14:40:26
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
15 11 2025 15:17:53
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
14 11 2025 20:54:55
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
13 11 2025 13:37:37
На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....
12 11 2025 19:45:54
Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....
11 11 2025 16:12:34
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
10 11 2025 21:47:25
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
09 11 2025 3:46:45
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
08 11 2025 8:51:18
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
07 11 2025 1:46:47
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
06 11 2025 17:43:43
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
05 11 2025 21:31:54
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее.
...
04 11 2025 10:14:52
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
03 11 2025 2:14:36
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
02 11 2025 17:14:41
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
01 11 2025 3:26:34
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
31 10 2025 12:38:16
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
30 10 2025 12:31:49
Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...
29 10 2025 11:33:28
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
28 10 2025 6:34:29
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
27 10 2025 9:51:43
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
26 10 2025 15:35:43
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
25 10 2025 9:48:12
Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....
24 10 2025 14:47:46
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
23 10 2025 13:17:44
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
22 10 2025 14:17:30
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
21 10 2025 19:24:37
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
20 10 2025 9:55:58
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
19 10 2025 7:10:20
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
18 10 2025 21:40:22
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
17 10 2025 12:25:21
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
16 10 2025 15:43:25
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
15 10 2025 16:14:39
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
14 10 2025 4:59:20
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
13 10 2025 2:37:27
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
12 10 2025 17:37:55
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....
11 10 2025 8:43:40
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
10 10 2025 0:18:19
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
09 10 2025 8:16:22
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
08 10 2025 11:33:54
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
07 10 2025 9:47:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




