Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

Цель урока: углубить и расширить знания о виде, как о центральном компоненте эволюционного процесса, и его критериях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение нового материала о виде и его критериях;
  • продолжить формирование умений работать с гербарными образцами растений и описывать растения по плану;
  • продолжить формирование умения работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы и при работе с текстом;
  • развивать коммуникативные компетентности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении лабораторной работы и заполнении таблицы;
  • содействовать воспитанию культуры общения.

Оборудование: электронная презентация “Критерии вида”, медиапроектор, экран, гербарные материалы для лабораторной работы, видеофильм “Байкал”.

Организация деятельности учащихся на уроке

Урок проведен в форме заседания клуба “БИО”. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции:

  • “История биологии”
  • “Морфология и систематика”
  • “Физиология и биохимия”
  • “Биогеография”
  • “Генетика”
  • “Экология и охрана природы”
  • “Информационно-коммуникационные технологии”

Каждая секция представляет краткие сообщения по своему направлению и 3-4 слайда в качестве иллюстрации. К концу урока совместными усилиями создается общий продукт – электронная презентация. Представители всех секций активно участвуют в заседании клуба: дополняют ответы, приводят научные доказательства, новые данные в пользу того или иного критерия вида. Учитель координирует работу секций, направляет разговор в нужное русло.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя, пожелание успешной деятельности.

На экране появляется тема урока.

 

Учитель: Заседание нашего клуба “БИО” мне хочется начать стихами поэта Я.Акима:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…

Природа нашей планеты многолика и разнообразна. Мы любуемся красотой цветущего луга, наблюдаем за полетом бабочек, слушаем пение птиц... Все это многообразие жизни состоит из различных видов живых организмов.

Беседа с целью актуализации знаний

- Что мы называем видом?

- Приведите примеры видов, используя текст стихотворения.

Какие виды растений хаpaктерны для наших лесов? Какие виды перелетных птиц вам известны? Назовите вид ландыша, виды стрекоз.

Учитель: люди ещё в древности обратили внимание на различие между разными растениями и животными, пытались их систематизировать, но применяли для этого не биологические, а другие принципы.

- Каким образом развивались представления о виде в истории биологии?

Этот вопрос изучала секция “История биологии”.

Секция “История биологии”

1 ученик: мы представляем исторический аспект развития представлений о виде. До 17 века ученые использовали научные труды Аристотеля, который воспринимал виды как совокупность сходных особей. Термин “вид” предложен английским ботаником Д.Реем в 1693 году. Он попытался определить те признаки, по которым можно судить о принадлежности особей к одной группе. Д.Рей первым из ученых предположил, что особи, относящиеся к одному виду схожи внешне, имеют сходные признаки внутреннего строения и могут давать потомство, относящееся к данному виду.

2 ученик: следующие, наиболее важные дополнения в учение о виде, внес Карл Линней. Он рассматривал вид в качестве основной систематической единицы, но считал, что виды постоянные и не изменяются. В своем труде “Система природы” (1735) он заложил основы современной систематики.

3 ученик: через 100 лет Жан-Батист Ламарк сформулировал предположение об изменяемости видов, их эволюционном родстве. В то же время Ламарк предполагал, что виды в природе не существуют, а реально существует только особь. Ламарк считал, что виды – это понятие, придуманное для удобства классификации.

4 ученик: в 19 веке распространилась точка зрения Ч.Дарвина: виды реально существуют в природе, но они относительно постоянны, т.е. виды возникают и развиваются, а затем либо вымирают, либо изменяются, давая начало новым видам. Главный труд своей жизни Чарлз Дарвин назвал “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859).

2 ученик: в настоящее время существует несколько определений вида. Мы приводим определение, в котором перечислены признаки вида: вид – группа особей, сходных по морфолого-физиологическим признакам, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенный ареал, обитающих в сходных экологических условиях и хаpaктеризующихся общностью происхождения.

Учитель: как и любое понятие в науке, понятие “вид” претерпевало изменения, накапливались новые биологические знания, которые подкрепляли, расширяли это понятие. Можно вспомнить труды русских ученых, внесших вклад в развитие представлений о виде: А.П.Семенов-Тян-Шанский, В.Л.Комаров, Н.И.Вавилов и др.

Есть ли дополнения у других секций по этому вопросу?

Секция “Морфология и систематика”

1 ученик: хочу дополнить, что К.Линней ввел в науку бинарную номенклатуру названий видов, произвел описания 1200 родов и более 8000 видов растений. Именно Линней первым обратил внимание на универсальность вида как структурной единицы живой природы.

Учитель: дополнение принимается.

По каким признакам можно судить о видовой принадлежности организмов?

Давайте обратимся к энциклопедическому словарю “Естествознание” и найдем значение слова “критерий”.

2 ученик: критерий (от греческого kriterion) – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Учитель: критерий для определения вида – это наличие каких-либо признаков, которые определенную группу особей делают похожими друг на друга и в то же время отличают от всех других групп. Какие это критерии?

4 ученик из секции “История биологии”: ученые выделяют несколько критериев: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, географический, экологический, исторический.

Учитель: какой критерий можно назвать абсолютным при установлении видовой принадлежности организма?

2 ученик: в первую очередь рассматривают признаки внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Они будут составлять морфологический критерий.

3 ученик: наша секция предлагает выполнить лабораторную работу по изучению морфологического критерия вида на примере растений.

Лабораторная работа “Изучение морфологического критерия вида”

Цель работы: определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.

Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы растений.

Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую хаpaктеристику двух растений одного рода. (в случае затруднения можно воспользоваться определителями растений).

Сделайте вывод о причинах сходства и различия.

План описания растений Название 1 растения Название 2 растения
1. Корневая система    
2. Стебель    
3. Листорасположение    
4. Лист простой, или сложный, строение листа    
5. Цветки, соцветия    
6. Плод    

Учитель: Можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду?

4 ученик: мы изучили гербарий 2–х растений: клевера красного и клевера ползучего. Морфологические признаки разные, следовательно, морфологический критерий дает информацию для определения вида (демонстрируют гербарий).

2 ученик: мы изучали 2 растения из рода колокольчик: колокольчик раскидистый и колокольчик сборный. Они имеют разные признаки, хорошо отличаются друг от друга, поэтому их отнесли к разным видам (демонстрируют гербарий).

Учитель: в чем сходство и различие видов?

1 ученик: сходство у изученных нами видов проявляется, прежде всего, в строении цветка, т.к. эти виды относятся к одному роду, а различия обусловлены принадлежностью к разным видам.

В разговор вступают представители секции “Генетика”

1 ученик: я считаю, что морфологический критерий для определения вида нельзя считать абсолютным, т.к. внутри вида может существовать различие между особями разного пола, например, самка и самец павлина – пoлoвoй диморфизм. Весенние и летние побеги хвоща полевого различаются между собой – сезонный диморфизм.

2 ученик: А ещё более убедительным является пример с видами – двойниками. Ранее считали, что малярийный комар – это один вид, а сейчас установлено, что это 6 разных видов. Их называют видами-двойниками.

Учитель: а как это определили?

3 ученик: генетики установили, что у этих видов разное число хромосом, и они не могут скрещиваться между собой. Имеются виды-двойники у млекопитающих, например, черные крысы внешне похожи, но один вид имеет 38 хромосом, а другой – 42. Такие виды-двойники известны сред рыб, насекомых, млекопитающих и растений.

4 ученик: генетический критерий - один из основных критериев вида. Вид – это реально существующая, генетически неделимая единица органического мира. Вид существует в виде популяций.

1 ученик: мы выяснили, что встречаются виды, у которых хромосомы очень трудно различить. Кроме того, возможны хромосомные мутации, поэтому мы считаем, что генетический критерий нельзя считать абсолютным.

Учитель: все особи одного вида имеют одинаковый кариотип. У каждого вида существуют механизмы, защищающие генофонд вида от притока генов извне. Таким регулирующим механизмом является репродуктивная изоляция.

Как вы думаете, физиологические процессы и биохимический состав у особей одного вида одинаковые или отличаются? (заслушиваются предположения учащихся).

А сейчас предоставляем слово секции “Физиология и биохимия”.

Секция “Физиология и биохимия”

1 ученик: мы считаем, что очень важную роль в установлении реальности вида играет физиологический критерий. В его основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, в т.ч. сходство процессов размножения. Представители разных видов не скрещиваются между собой, или их потомство бесплодно. Такие гибриды известны у яка и крупного рогатого скота, лошади и осла, но потомства у них нет.

2 ученик: нескрещиваемость видов определяется различиями в строении пoлoвoго аппарата, сроков размножения. Но в тоже время ученые установили, что есть исключения: некоторые виды канареек, зябликов, тополей, ив могут давать плодовитое потомство. Физиологический критерий не может быть единственным для установления принадлежности организма к определенному виду.

1 ученик из секции “История биологии”: хочу привести пример, подтверждающий относительность физиологического критерия. Арктические виды рыб и внешне, и по набору хромосом отличаются от тропических, но некоторые из них имеют интенсивность обмена веществ такую же, как у тропических рыб.

3 ученик: очень важно учитывать биохимический критерий, т.к. он основан на одинаковом строении и одинаковых функциях макромолекул (ДНК, РНК, белков) у особей одного вида.

2 ученик из секции “Генетика”: у видов-двойников малярийного комара биохимические показатели яиц разные, что также послужило причиной к разделению их на разные 6 видов. А есть ли подтверждения относительности биохимического критерия?

4 ученик: да, этот критерий также можно считать относительным, т.к. у некоторых разных видов макромолекулы имеют сходное строение и сходные функции.

Учитель: а что нам скажут биогеографы?

Секция “Биогеография”

1 ученик: географический критерий показывает ареал, занимаемый особями одного вида в природе. Например: норка европейская и норка американская обитают на разных материках. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири. Разные ареалы обуславливают репродуктивную изоляцию, которая препятствует смешению видов.

2 ученик: относительность географического критерия проявляется в совпадении ареалов многих видов одного рода. Существуют виды – космополиты, распространенные повсеместно (таpaкан, домовая муха). Ареалы быстро расселяющихся видов могут быстро изменяться. У перелетных птиц выделяют ареалы зимовки и ареалы гнездования.

3 ученик: ареал или область распространения вида, может быть большим и малым, сплошным или прерывистым. Если ареал вида начинает сокращаться, то виду может грозить исчезновение.

Учитель: виды, обитающие только на одной территории, называются видами-эндемиками. Эндемичной является большая часть флоры и фауны удаленных от материка островов. К видам-эндемикам можно отнести некоторых обитателей озера Байкал (демонстрируется фрагмент фильма о фауне Байкала, определяется статус представленных видов).

В Пермском крае эндемиками являются растения, занесенные в Красную книгу края: астрагал кунгурский, цицербита уральская, качим уральский и др.

Секция “Экология и охрана природы”

1 ученик: экологический критерий показывает место вида в природных сообществах, обитание особей одного вида в сходных экологических условиях. В лабораторной работе мы изучали 2 вида лютиков. Оба вида хаpaктерны для нашей территории. Лютик ползучий - обитатель сырых лугов и болот, а лютик едкий обитает на лугах, опушках лесов, где почвы умеренно увлажненные. Эти виды отличаются по морфологическому, генетическому, физиологическому, биохимическому и экологическому критериям.

2 ученик: а у нас были гербарии лютика едкого и лютика золотистого. Эти виды обитают в одинаковых условиях, а вот остальные критерии у них разные (демонстрируют гербарий). Следовательно, экологический критерий не может быть абсолютным при установлении видовой принадлежности. В одинаковых условиях обитания могут проживать особи разных видов одного рода.

3 ученик: сохранение видов имеет большое значение. Каждый вид уникален и неповторим. Каждый вид имеет право на существование. Редкие виды подлежат охране. Информация о редких видах заносится в Красные книги регионов (демонстрируется Красная книга Среднего Урала, Красная книга России).

1 ученик из секции “История биологии”: при определении критериев вида необходимо помнить о происхождении вида и его общих предках. У каждого вида единая история возникновения и развития. Это исторический критерий.

Учитель: в умеренных широтах обитает около 1 миллиона видов, некоторые ученые считают, что на Земле не менее 5 миллионов видов. Ежегодно ученые открывают новые виды. В конце прошлого столетия в Подмосковье обнаружено 80 новых видов почвенных беспозвоночных. Освоение новых земель, вырубка лесов, прокладка дорог, разработка месторождений полезных ископаемых приводят к снижению численности видов, сокращению ареалов. К сожалению, некоторые виды уже исчезли: стеллерова корова, стрaнcтвующий гoлyбь, зебра-квагга и др.

Секция “Информационно-коммуникационные технологии”

- из материалов, представленных всеми секциями, мы подготовили электронную презентацию “Критерии вида”, в которой 26 слайдов. Желающие могут скопировать её, чтобы дома успешно подготовиться к следующему уроку.

Учитель: заседание клуба заканчивается, и нам необходимо подвести итоги.

  • Беседа по вопросам:
  • Что такое вид?
  • Почему в обозначении вида используют двойные названия?
  • Назовите критерии вида.
  • Почему по одному критерию нельзя судить о видовой принадлежности организма?
  • Какие два критерия вы бы назвали самыми главными и почему?
  • Как вы думаете, могут ли быть ещё какие-то критерии вида, кроме изученных нами сегодня?

Достижение урока: общими усилиями мы создали интеллектуальный продукт - презентацию, которой может воспользоваться каждый из вас.

Домашнее задание для всех: § 4.1, новые термины.

Задание по выбору: а) из дополнительной литературы найти примеры к 2-3 критериям вида; б) выполнить задание № 152 в рабочей тетради.

Литература для учащихся

  1. Большой справочник по биологии. – М.: изд-во “Астрель”, 2000.
  2. Биология: Энциклопедия / под ред. М.С.Гилярова.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  3. Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост.В.Д.Шолле. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  4. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

Литература для учителя

  1. Новиков В.С., Губанов И.А.Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2002.
  2. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника “Введение в общую биологию и экологию”: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.



Комментарии:

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

24 08 2025 0:55:25

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

23 08 2025 9:28:27

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

22 08 2025 21:53:47

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

21 08 2025 5:11:26

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев


    Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев

      Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...

20 08 2025 23:29:41

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

19 08 2025 13:36:33

Многообразие цветковых растений


    Многообразие цветковых растений

      На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....

18 08 2025 7:11:40

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

17 08 2025 19:44:49

Урок по теме "Теории возникновения жизни"


    Урок по теме "Теории возникновения жизни"

      Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...

16 08 2025 4:25:49

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

15 08 2025 19:49:33

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

14 08 2025 19:22:20

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс


    Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

      На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...

13 08 2025 13:48:19

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

12 08 2025 16:12:38

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

11 08 2025 10:30:21

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

10 08 2025 0:42:55

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)


    Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

      В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

09 08 2025 3:53:42

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

08 08 2025 10:14:40

Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"


    Тема урока: "О вреде курения для молодого организма"

      Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....

07 08 2025 14:29:24

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

06 08 2025 9:31:16

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"


    Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

      Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

05 08 2025 5:42:13

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

      Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

04 08 2025 14:10:11

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

03 08 2025 22:50:29

Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ


    Аминокислоты, пептиды и белки. Контрольно-обобщающий урок с учетом подготовки к ЕГЭ

      Данный урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить соответствие строения белков и пептидов и их функции. На уроке используются таблицы, плакаты, опopные конспекты для учащихся, а также химическое оборудование для опытов....

02 08 2025 8:18:21

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

01 08 2025 19:14:20

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

31 07 2025 17:39:54

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"


    Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

      Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

30 07 2025 19:47:36

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

29 07 2025 20:13:57

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

28 07 2025 15:57:47

Обобщающий урок по теме "Цветковые растения"

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....

27 07 2025 20:18:36

Урок по теме "Гигиена кожи, одежды"

Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....

26 07 2025 21:16:59

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"


    Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

      Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

25 07 2025 3:51:44

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

24 07 2025 17:41:25

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

23 07 2025 10:49:39

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

22 07 2025 17:58:15

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

21 07 2025 6:51:53

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

20 07 2025 4:20:11

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

Цель урока: формирования коммуникативных УУД у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....

19 07 2025 10:46:35

Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

      Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

18 07 2025 19:24:41

Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс


    Урок по теме "Отдел моховидные". 6-й класс

      Урок активизирует познавательную, исследовательскую деятельность учащихся с цифровыми образовательными ресурсами для прочного усвоения материала. Цель урока: изучение строения и размножения мхов, их значения в природе и жизни человека....

17 07 2025 3:19:18

Урок-викторина "Прощание с ботаникой"


    Урок-викторина "Прощание с ботаникой"

      Целями обобщающих уроков является проверка и систематизирование знаний учащихся, приобретенных при изучении той или иной темы, раздела, а также обогащение этих знаний некоторыми новыми сведениями. В уроке-викторине "Прощание с ботаникой" предусмотрена смена форм учебной работы: работа с научными терминами, работа с гербариями; разнообразные методические приемы; самостоятельные работы учащихся. Урок проводится по принципу "крестики-нолики" и телевикторины "Счастливый случай". Игре предшествует разминка, затем 9 гeймов, для награждения победителей игры разработаны "ордена"....

16 07 2025 15:45:29

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

15 07 2025 21:22:31

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

14 07 2025 15:53:55

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

13 07 2025 16:38:48

Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников


    Творческие работы учащихся – один из элементов формирования познавательной активности школьников

      Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....

12 07 2025 19:13:55

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

11 07 2025 7:46:29

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

10 07 2025 5:19:54

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс


    Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

09 07 2025 2:49:35

Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"


    Обобщающий урок-игра по теме "Класс насекомые"

      Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....

08 07 2025 12:34:58

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

07 07 2025 15:19:58

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

06 07 2025 9:45:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::