Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

Цель урока: углубить и расширить знания о виде, как о центральном компоненте эволюционного процесса, и его критериях.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение нового материала о виде и его критериях;
  • продолжить формирование умений работать с гербарными образцами растений и описывать растения по плану;
  • продолжить формирование умения работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы и при работе с текстом;
  • развивать коммуникативные компетентности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении лабораторной работы и заполнении таблицы;
  • содействовать воспитанию культуры общения.

Оборудование: электронная презентация “Критерии вида”, медиапроектор, экран, гербарные материалы для лабораторной работы, видеофильм “Байкал”.

Организация деятельности учащихся на уроке

Урок проведен в форме заседания клуба “БИО”. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции:

  • “История биологии”
  • “Морфология и систематика”
  • “Физиология и биохимия”
  • “Биогеография”
  • “Генетика”
  • “Экология и охрана природы”
  • “Информационно-коммуникационные технологии”

Каждая секция представляет краткие сообщения по своему направлению и 3-4 слайда в качестве иллюстрации. К концу урока совместными усилиями создается общий продукт – электронная презентация. Представители всех секций активно участвуют в заседании клуба: дополняют ответы, приводят научные доказательства, новые данные в пользу того или иного критерия вида. Учитель координирует работу секций, направляет разговор в нужное русло.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя, пожелание успешной деятельности.

На экране появляется тема урока.

 

Учитель: Заседание нашего клуба “БИО” мне хочется начать стихами поэта Я.Акима:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…

Природа нашей планеты многолика и разнообразна. Мы любуемся красотой цветущего луга, наблюдаем за полетом бабочек, слушаем пение птиц... Все это многообразие жизни состоит из различных видов живых организмов.

Беседа с целью актуализации знаний

- Что мы называем видом?

- Приведите примеры видов, используя текст стихотворения.

Какие виды растений хаpaктерны для наших лесов? Какие виды перелетных птиц вам известны? Назовите вид ландыша, виды стрекоз.

Учитель: люди ещё в древности обратили внимание на различие между разными растениями и животными, пытались их систематизировать, но применяли для этого не биологические, а другие принципы.

- Каким образом развивались представления о виде в истории биологии?

Этот вопрос изучала секция “История биологии”.

Секция “История биологии”

1 ученик: мы представляем исторический аспект развития представлений о виде. До 17 века ученые использовали научные труды Аристотеля, который воспринимал виды как совокупность сходных особей. Термин “вид” предложен английским ботаником Д.Реем в 1693 году. Он попытался определить те признаки, по которым можно судить о принадлежности особей к одной группе. Д.Рей первым из ученых предположил, что особи, относящиеся к одному виду схожи внешне, имеют сходные признаки внутреннего строения и могут давать потомство, относящееся к данному виду.

2 ученик: следующие, наиболее важные дополнения в учение о виде, внес Карл Линней. Он рассматривал вид в качестве основной систематической единицы, но считал, что виды постоянные и не изменяются. В своем труде “Система природы” (1735) он заложил основы современной систематики.

3 ученик: через 100 лет Жан-Батист Ламарк сформулировал предположение об изменяемости видов, их эволюционном родстве. В то же время Ламарк предполагал, что виды в природе не существуют, а реально существует только особь. Ламарк считал, что виды – это понятие, придуманное для удобства классификации.

4 ученик: в 19 веке распространилась точка зрения Ч.Дарвина: виды реально существуют в природе, но они относительно постоянны, т.е. виды возникают и развиваются, а затем либо вымирают, либо изменяются, давая начало новым видам. Главный труд своей жизни Чарлз Дарвин назвал “Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь” (1859).

2 ученик: в настоящее время существует несколько определений вида. Мы приводим определение, в котором перечислены признаки вида: вид – группа особей, сходных по морфолого-физиологическим признакам, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих в природе определенный ареал, обитающих в сходных экологических условиях и хаpaктеризующихся общностью происхождения.

Учитель: как и любое понятие в науке, понятие “вид” претерпевало изменения, накапливались новые биологические знания, которые подкрепляли, расширяли это понятие. Можно вспомнить труды русских ученых, внесших вклад в развитие представлений о виде: А.П.Семенов-Тян-Шанский, В.Л.Комаров, Н.И.Вавилов и др.

Есть ли дополнения у других секций по этому вопросу?

Секция “Морфология и систематика”

1 ученик: хочу дополнить, что К.Линней ввел в науку бинарную номенклатуру названий видов, произвел описания 1200 родов и более 8000 видов растений. Именно Линней первым обратил внимание на универсальность вида как структурной единицы живой природы.

Учитель: дополнение принимается.

По каким признакам можно судить о видовой принадлежности организмов?

Давайте обратимся к энциклопедическому словарю “Естествознание” и найдем значение слова “критерий”.

2 ученик: критерий (от греческого kriterion) – это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Учитель: критерий для определения вида – это наличие каких-либо признаков, которые определенную группу особей делают похожими друг на друга и в то же время отличают от всех других групп. Какие это критерии?

4 ученик из секции “История биологии”: ученые выделяют несколько критериев: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, географический, экологический, исторический.

Учитель: какой критерий можно назвать абсолютным при установлении видовой принадлежности организма?

2 ученик: в первую очередь рассматривают признаки внешнего и внутреннего строения особей одного вида. Они будут составлять морфологический критерий.

3 ученик: наша секция предлагает выполнить лабораторную работу по изучению морфологического критерия вида на примере растений.

Лабораторная работа “Изучение морфологического критерия вида”

Цель работы: определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.

Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы растений.

Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую хаpaктеристику двух растений одного рода. (в случае затруднения можно воспользоваться определителями растений).

Сделайте вывод о причинах сходства и различия.

План описания растений Название 1 растения Название 2 растения
1. Корневая система    
2. Стебель    
3. Листорасположение    
4. Лист простой, или сложный, строение листа    
5. Цветки, соцветия    
6. Плод    

Учитель: Можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду?

4 ученик: мы изучили гербарий 2–х растений: клевера красного и клевера ползучего. Морфологические признаки разные, следовательно, морфологический критерий дает информацию для определения вида (демонстрируют гербарий).

2 ученик: мы изучали 2 растения из рода колокольчик: колокольчик раскидистый и колокольчик сборный. Они имеют разные признаки, хорошо отличаются друг от друга, поэтому их отнесли к разным видам (демонстрируют гербарий).

Учитель: в чем сходство и различие видов?

1 ученик: сходство у изученных нами видов проявляется, прежде всего, в строении цветка, т.к. эти виды относятся к одному роду, а различия обусловлены принадлежностью к разным видам.

В разговор вступают представители секции “Генетика”

1 ученик: я считаю, что морфологический критерий для определения вида нельзя считать абсолютным, т.к. внутри вида может существовать различие между особями разного пола, например, самка и самец павлина – пoлoвoй диморфизм. Весенние и летние побеги хвоща полевого различаются между собой – сезонный диморфизм.

2 ученик: А ещё более убедительным является пример с видами – двойниками. Ранее считали, что малярийный комар – это один вид, а сейчас установлено, что это 6 разных видов. Их называют видами-двойниками.

Учитель: а как это определили?

3 ученик: генетики установили, что у этих видов разное число хромосом, и они не могут скрещиваться между собой. Имеются виды-двойники у млекопитающих, например, черные крысы внешне похожи, но один вид имеет 38 хромосом, а другой – 42. Такие виды-двойники известны сред рыб, насекомых, млекопитающих и растений.

4 ученик: генетический критерий - один из основных критериев вида. Вид – это реально существующая, генетически неделимая единица органического мира. Вид существует в виде популяций.

1 ученик: мы выяснили, что встречаются виды, у которых хромосомы очень трудно различить. Кроме того, возможны хромосомные мутации, поэтому мы считаем, что генетический критерий нельзя считать абсолютным.

Учитель: все особи одного вида имеют одинаковый кариотип. У каждого вида существуют механизмы, защищающие генофонд вида от притока генов извне. Таким регулирующим механизмом является репродуктивная изоляция.

Как вы думаете, физиологические процессы и биохимический состав у особей одного вида одинаковые или отличаются? (заслушиваются предположения учащихся).

А сейчас предоставляем слово секции “Физиология и биохимия”.

Секция “Физиология и биохимия”

1 ученик: мы считаем, что очень важную роль в установлении реальности вида играет физиологический критерий. В его основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельности особей одного вида, в т.ч. сходство процессов размножения. Представители разных видов не скрещиваются между собой, или их потомство бесплодно. Такие гибриды известны у яка и крупного рогатого скота, лошади и осла, но потомства у них нет.

2 ученик: нескрещиваемость видов определяется различиями в строении пoлoвoго аппарата, сроков размножения. Но в тоже время ученые установили, что есть исключения: некоторые виды канареек, зябликов, тополей, ив могут давать плодовитое потомство. Физиологический критерий не может быть единственным для установления принадлежности организма к определенному виду.

1 ученик из секции “История биологии”: хочу привести пример, подтверждающий относительность физиологического критерия. Арктические виды рыб и внешне, и по набору хромосом отличаются от тропических, но некоторые из них имеют интенсивность обмена веществ такую же, как у тропических рыб.

3 ученик: очень важно учитывать биохимический критерий, т.к. он основан на одинаковом строении и одинаковых функциях макромолекул (ДНК, РНК, белков) у особей одного вида.

2 ученик из секции “Генетика”: у видов-двойников малярийного комара биохимические показатели яиц разные, что также послужило причиной к разделению их на разные 6 видов. А есть ли подтверждения относительности биохимического критерия?

4 ученик: да, этот критерий также можно считать относительным, т.к. у некоторых разных видов макромолекулы имеют сходное строение и сходные функции.

Учитель: а что нам скажут биогеографы?

Секция “Биогеография”

1 ученик: географический критерий показывает ареал, занимаемый особями одного вида в природе. Например: норка европейская и норка американская обитают на разных материках. Черная ворона обитает в Западной Европе, а серая ворона – в Восточной Европе и Западной Сибири. Разные ареалы обуславливают репродуктивную изоляцию, которая препятствует смешению видов.

2 ученик: относительность географического критерия проявляется в совпадении ареалов многих видов одного рода. Существуют виды – космополиты, распространенные повсеместно (таpaкан, домовая муха). Ареалы быстро расселяющихся видов могут быстро изменяться. У перелетных птиц выделяют ареалы зимовки и ареалы гнездования.

3 ученик: ареал или область распространения вида, может быть большим и малым, сплошным или прерывистым. Если ареал вида начинает сокращаться, то виду может грозить исчезновение.

Учитель: виды, обитающие только на одной территории, называются видами-эндемиками. Эндемичной является большая часть флоры и фауны удаленных от материка островов. К видам-эндемикам можно отнести некоторых обитателей озера Байкал (демонстрируется фрагмент фильма о фауне Байкала, определяется статус представленных видов).

В Пермском крае эндемиками являются растения, занесенные в Красную книгу края: астрагал кунгурский, цицербита уральская, качим уральский и др.

Секция “Экология и охрана природы”

1 ученик: экологический критерий показывает место вида в природных сообществах, обитание особей одного вида в сходных экологических условиях. В лабораторной работе мы изучали 2 вида лютиков. Оба вида хаpaктерны для нашей территории. Лютик ползучий - обитатель сырых лугов и болот, а лютик едкий обитает на лугах, опушках лесов, где почвы умеренно увлажненные. Эти виды отличаются по морфологическому, генетическому, физиологическому, биохимическому и экологическому критериям.

2 ученик: а у нас были гербарии лютика едкого и лютика золотистого. Эти виды обитают в одинаковых условиях, а вот остальные критерии у них разные (демонстрируют гербарий). Следовательно, экологический критерий не может быть абсолютным при установлении видовой принадлежности. В одинаковых условиях обитания могут проживать особи разных видов одного рода.

3 ученик: сохранение видов имеет большое значение. Каждый вид уникален и неповторим. Каждый вид имеет право на существование. Редкие виды подлежат охране. Информация о редких видах заносится в Красные книги регионов (демонстрируется Красная книга Среднего Урала, Красная книга России).

1 ученик из секции “История биологии”: при определении критериев вида необходимо помнить о происхождении вида и его общих предках. У каждого вида единая история возникновения и развития. Это исторический критерий.

Учитель: в умеренных широтах обитает около 1 миллиона видов, некоторые ученые считают, что на Земле не менее 5 миллионов видов. Ежегодно ученые открывают новые виды. В конце прошлого столетия в Подмосковье обнаружено 80 новых видов почвенных беспозвоночных. Освоение новых земель, вырубка лесов, прокладка дорог, разработка месторождений полезных ископаемых приводят к снижению численности видов, сокращению ареалов. К сожалению, некоторые виды уже исчезли: стеллерова корова, стрaнcтвующий гoлyбь, зебра-квагга и др.

Секция “Информационно-коммуникационные технологии”

- из материалов, представленных всеми секциями, мы подготовили электронную презентацию “Критерии вида”, в которой 26 слайдов. Желающие могут скопировать её, чтобы дома успешно подготовиться к следующему уроку.

Учитель: заседание клуба заканчивается, и нам необходимо подвести итоги.

  • Беседа по вопросам:
  • Что такое вид?
  • Почему в обозначении вида используют двойные названия?
  • Назовите критерии вида.
  • Почему по одному критерию нельзя судить о видовой принадлежности организма?
  • Какие два критерия вы бы назвали самыми главными и почему?
  • Как вы думаете, могут ли быть ещё какие-то критерии вида, кроме изученных нами сегодня?

Достижение урока: общими усилиями мы создали интеллектуальный продукт - презентацию, которой может воспользоваться каждый из вас.

Домашнее задание для всех: § 4.1, новые термины.

Задание по выбору: а) из дополнительной литературы найти примеры к 2-3 критериям вида; б) выполнить задание № 152 в рабочей тетради.

Литература для учащихся

  1. Большой справочник по биологии. – М.: изд-во “Астрель”, 2000.
  2. Биология: Энциклопедия / под ред. М.С.Гилярова.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  3. Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост.В.Д.Шолле. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  4. Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию. 9 кл.: рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

Литература для учителя

  1. Новиков В.С., Губанов И.А.Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2002.
  2. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника “Введение в общую биологию и экологию”: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.



Комментарии:

Полезные дикорастущие растения Саратовской области


    Полезные дикорастущие растения Саратовской области

      Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....

01 04 2025 13:32:44

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"


    Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

      Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

31 03 2025 2:25:10

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

30 03 2025 1:52:35

Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев


    Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев

      Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа. ...

29 03 2025 17:27:45

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

28 03 2025 4:20:16

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

27 03 2025 4:55:49

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

26 03 2025 23:39:31

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

25 03 2025 3:26:20

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

24 03 2025 12:26:36

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

23 03 2025 5:14:31

Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми


    Опopные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

      Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....

22 03 2025 5:19:49

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

21 03 2025 12:55:39

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

20 03 2025 7:53:42

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

19 03 2025 15:23:20

Классификация цветковых растений


    Классификация цветковых растений

      При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

18 03 2025 17:48:51

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

17 03 2025 15:20:54

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

16 03 2025 9:21:46

Строение и работа сердца

Цель урока: изучение строения и работы сердца....

15 03 2025 17:27:22

Игровые технологии на уроках биологии


    Игровые технологии на уроках биологии

      Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....

14 03 2025 18:45:22

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

13 03 2025 6:51:21

Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"


    Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

      Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....

12 03 2025 19:34:31

Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Размножение и развитие рыб"

      Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....

11 03 2025 8:34:50

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

10 03 2025 2:31:53

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

09 03 2025 11:49:36

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии


    Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

      Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

08 03 2025 12:49:41

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

07 03 2025 0:18:42

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

06 03 2025 11:10:45

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

05 03 2025 7:33:48

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

04 03 2025 8:18:24

Многообразие пресмыкающихся


    Многообразие пресмыкающихся

      Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....

03 03 2025 23:54:39

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций


    Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

      Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

02 03 2025 12:10:49

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ  ЕГЭ biologia's Blog лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...

01 03 2025 19:54:43

Прокариотическая клетка. 9-й класс


    Прокариотическая клетка. 9-й класс

      Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....

28 02 2025 10:59:11

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

27 02 2025 8:58:46

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

26 02 2025 8:51:33

Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"


    Мультимедийная разработка урока в 9-м классе "Жизнь в палеозойскую эру"

      Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....

25 02 2025 0:51:18

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

24 02 2025 15:37:39

Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс


    Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс

      Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

23 02 2025 13:20:26

Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"


    Дифференцированные разноуровневые задания при обобщении изученного материала на уроках биологии по теме "Строение и функции клеток"

      В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....

22 02 2025 15:23:19

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

21 02 2025 4:40:18

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

20 02 2025 17:52:48

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

19 02 2025 6:26:20

Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"


    Комплект уроков по теме "Введение в Общую биологию"

      Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....

18 02 2025 19:55:26

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

17 02 2025 18:49:33

Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"


    Обобщающий урок-пpaктикум по биологии. Тема: "Многообразие паразитических червей"

      Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...

16 02 2025 6:57:37

Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс


    Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

15 02 2025 18:12:10

Наши пернатые друзья


    Наши пернатые друзья

      Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....

14 02 2025 5:47:59

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

13 02 2025 9:14:21

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

12 02 2025 21:49:24

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

11 02 2025 12:12:56

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::