Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

К началу нового века мир оказался перед угрозой резкого ухудшения глобальной экологической ситуации – фактически на грани экологической катастрофы. Человеческая цивилизация вступила в третье тысячелетие с гнетущими ее экологическими проблемами, висящими над ней подобно дамоклову мечу. В условиях высоких темпов научно-технического прогресса с каждым годом все более усиливается воздействие человека на природу. Тревога за состояние природы, опасение за ухудшение ее качества делают эту проблему особенно актуальной.

Современная ситуация в экологическом воспитании очень хорошо охарактеризована Э.В. Гирусовым: “Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей остается недостаточная организация их экологического образования и воспитания. Разрозненные сведения на уровне обыденных представлений, почерпнутых зачастую по каналам средств массовой информации, не могут эффективно формировать систему экологических знаний, столь необходимую современному человеку для выработки правильного отношения к природе. Делу экологического образования и воспитания нужно придать системный характер на всех уровнях”.

Учителя биологии МНОУ “Лицей” твердо убеждены в том, что привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства, что в школе ребенок непременно должен овладеть “экологической грамотой”.

Цель экологического воспитания заключается в формировании нового экологического сознания и экологически разумного поведения. Она конкретизируется на уровне трех основных задач:

  • сформировать фундаментальные экологические знания;
  • привить бережное отношение к природе;
  • поддерживать и развивать интерес к изучению природы родного края методом научного исследования.

В данной статье отражен опыт работы преподавателей лицея по осуществлению задач экологического образования и воспитания школьников.

Из определения этих понятий вытекает положение о том, что для осуществления любого воспитания, в том числе и экологического, не достаточно ограничиваться отдельными мероприятиями, а нужна продуманная система работы, охватывающая как урочную, так, особенно, и внеурочную деятельность учащихся.

В муниципальном нетиповом общеобразовательном учреждении “Лицей” с 1989 года открыты классы естественнонаучного профиля с углубленным изучением биологии, химии и математики.

В школе в основном сложилась система освещения вопросов охраны природы на межпредметной основе. Экология, как наука многокомпонентная, в школьном курсе биологии преподается в старших классах и представлена самостоятельным разделом “Основы экологии”. Кроме того, современная программа курсов ботаники, зоологии, “человек и его здоровье” достаточно хорошо экологизированы. Однако, учебники и учебные пособия, не учитывая региональных особенностей, исключают реализацию принципа взаимосвязи глобального, регионального и локального в содержании экологического образования. Поэтому на уроках преподаватели лицея часто используют региональный компонент. В частности, знакомят учащихся с флорой и фауной Кемеровской области, особо охраняемыми территориями Кузбасса, о редких и исчезающих животных и растениях нашего региона, с Красной книгой Кемеровской области. Рассказывают сами или предоставляют ребятам материалы Доклада о состоянии окружающей среды Кемеровской области за последние годы для составления сообщений об основных источниках загрязнения Кузбасса.

Безусловно, классно-урочная система экологического образования оправдывает себя, однако, для формирования стойкого экологического сознания ее явно не достаточно. Поэтому для повышения качества экологического воспитания в своей педагогической деятельности наши биологи используют различные виды внеклассной работы особенность, которой заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

В рамках внеклассной работы помимо мероприятий биологической тематики проводятся различные экологические конкурсы и викторины. Например, конкурсы рисунков “Мой город – мой дом”, “Город будущего”, в которых ребята не только развивают и реализуют свои художественные способности, но и имеют возможность задуматься над существующими экологическими проблемами родного города.

Так же в лицее проводятся конкурсы стихов, рассказов и сказок экологической тематики: “Если бы у меня была волшебная палочка…”, “Здоровый город – здоровье человека” и т.д. Здесь ребята проявляют умение творчески мыслить, выражать свою общественную позицию, приобретают навыки литературной деятельности. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические викторины, которые служат хорошим материалом для повторения ранее изученного, а также расширяют кругозор, активизируют мышление, любознательность, развивают умения работать с научной литературой, самостоятельно добывать знания.

Для развития у ребят любознательности и интереса к изучению природы родного края в школе проводятся игры, турниры, КВН: “Удивительный мир растений”, “Экологический КВН”, “Эти загадочные животные”, “Там, на неведомых дорожках…”, “Природа Кемеровской области” и т.д. Эти мероприятия требуют от ребят максимального проявления своих творческих и интеллектуальных способностей, умения выступать публично, отстаивать свою точку зрения, работать в команде.

Так же, для развития познавательного интереса в области биологии и экологии практикуются такие задания, как составление и отгадывание кроссвордов. Эта работа достаточно сложная, так как охватывает материал не только школьной программы, но и требует чтения дополнительной литературы. Учащимся предлагаются, например, такие темы: “Растения, занесенные в Красную книгу СССР”, “Животные, взятые под охрану закона”, “Заповедники России”. Описанные формы и методы экологического образования и воспитания лицейские учителя-биологи используют и при проведении акции “Дни защиты от экологической опасности”, в рамках которой проводится конкурсы стихов, рассказов, сказок в защиту первоцветов, листовок “Сохраним красоту первоцветов!”, “Сохраним леса Кузбасса от огня!”, “Сбережем Землю для потомков!”, “Родному городу – чистые реки”. В листовках ребят содержатся не только рисунки, но и дается краткая информация о проблеме и призыв к ее решению. Ребята в течение всего года ухаживают за комнатными растениями и озеленяют кабинеты, закрепленные за их классами. Учащиеся классов естественнонаучного профиля ухаживают за растениями рекреационных клумб, а так же следят за чистотой аквариумов административного холла.

Традиционной формой экологического воспитания в нашем лицее стали общешкольные экологические субботники, которые обычно проводятся в сентябре, апреле и мае. Целью данного мероприятия является экологическое воспитание учащихся через реальные дела. Так, ученики расчищают школьную территорию от мусора и ликвидируют несанкционированные свалки. В субботниках совместно с детьми участвуют их педагоги. Взрослые на личном примере показывают стратегию гуманного взаимодействия с природой. В результате таких коллективных дел природные объекты становятся для детей личностно значимыми, формируется бережное отношение к природе.

Немаловажную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют тематические экскурсии. Ежегодно наши ученики посещают музей “Археологии, этнографии и экологии Сибири” Кемеровского государственного университета, кемеровский краеведческий музей, музей “Красная горка”, музей –заповедник “Томская писаница”, в Новосибирский зоопарк, Кемеровский ботанический сад, живой уголок и теплицы городской и областной станции юных натуралистов. Посещая данные экскурсии, ученики наглядно знакомятся с животным и растительным миром, историей родного края.

Одной из форм экологического образования являются биологические и экологические олимпиады. Так, наши ученики участвуют в экологических олимпиадах и слетах юных экологов, проходящих на базе Городской и областной станциях юных натуралистов и экологов. Ребята показывают отличные знания флоры и фауны родного края, географии Кемеровской области, ее особо охраняемых территорий.

Немаловажное значение для экологического воспитания играет участие лицеистов в биологических олимпиадах. Учащиеся классов естественно-научного профиля ежегодно становятся призерами городских, областных, региональных и Всероссийских олимпиад по биологии.

Традиционными в лицее стали научные конференции, конкурсы реферативных работ и экологических проектов, которые направлены на развитие навыков научного исследования. Научное руководство осуществляют доценты, кандидаты и доктора биологических и медицинских наук.

Под руководством учителей лицея и преподавателей Кемеровского государственного университета ребята проходят летнюю полевую практику, изучая флору и фауну города Кемерово, его окрестностей, а так же выездные практики по области и за ее пределами. В природных условиях ребята оттачивают навыки практического применения экологических знаний, знакомятся с методиками научно-исследовательской деятельности, осуществляют мониторинг окружающей среды, изучают редкие и исчезающие виды родного края. Свои работы по итогам летней практики лицеисты презентуют на лицейской, городской и областной научно-практических конференциях. С 2001 года наши ученики участвуют в международной научно-практической конференции “Школьные Харитоновские чтения”, ежегодно проходящей в городе Саров.

Работой научно-исследовательского характера можно назвать разработку экологических проектов. Учащиеся классов естественно-научного профиля со своими проектами участвуют в областной конкурсной программе экологических проектов “Мой экодом”.

В лицее налажена постоянная действенная связь с учреждениями дополнительного образования: областной и городской станциями юных натуралистов и экологов, детско-юношеским центром гуманитарно-экологического развития им. В.Волошиной. Наши ученики участвовали в различных мероприятиях данных учреждений.

По изложенному можно сделать некоторые выводы:

  • экологическое образование в школе складывается на основе междисциплинарного подхода, существенный вклад в который вносят биологические науки;
  • в условиях МНОУ “Лицей” имеются все необходимые условия для проведения разнообразной, интересной внеурочной работы, в том числе и по экологическому воспитанию учащихся;
  • проводником идей экологического воспитания в школе должен выступать весь коллектив учителей и учащихся;
  • приобретенные экологические знания недостаточны, если они не будут сочетаться с практическими делами, дающими молодому человеку радость от принесенной им пользы природе, а значит, и всему обществу.

Работа по осуществлению задач экологического образования и воспитания в МНОУ “Лицей” дает существенные результаты, и мы считаем необходимым продолжать ее. Ведь не каждый учащийся может раскрыть самостоятельно красоту родной природы. Школа обязана помочь ему в этом. Когда ребенок прочувствует красоту природы, он тянется к ней, привязывается и это чувство любви к природе, родному краю проносит через всю жизнь.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, характеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

17 10 2021 6:40:54

Секреты взрослеющей девочки

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться менструаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....

17 10 2021 8:12:16

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

17 10 2021 8:37:20

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

17 10 2021 9:39:37

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры « Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

17 10 2021 20:43:35

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

Урок " Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н. И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

17 10 2021 7:53:16

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

17 10 2021 16:40:20

Интерактивные методы обучения на уроках биологии

В статье приведена разработка обобщающего урока по теме « Птичий базар»....

17 10 2021 7:16:26

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля

В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...

17 10 2021 12:22:11

Растительность и животные мира

Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

17 10 2021 0:39:24

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

17 10 2021 10:33:25

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

17 10 2021 19:19:24

Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

Интегрированный урок « Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....

17 10 2021 10:20:46

Урок — защита оценки "Непослушное дитя биосферы" (2 часа)

В курсе " Общей биологии" есть интересная тема: " Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....

17 10 2021 4:44:59

Обобщающий урок по теме "Сенсорные системы". 8-й класс

Урок систематизирует и закрепляет знания учащихся о строении и функциях различных видов анализаторов, их локализацию в организме; о взаимодействии и взаимозаменяемости анализаторов; о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения. ...

17 10 2021 13:11:48

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

17 10 2021 0:49:57

Урок-практикум "Амур просит помощи"

Предлагаемый урок-практикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

17 10 2021 6:57:10

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

17 10 2021 8:10:25

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

17 10 2021 0:32:25

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

17 10 2021 14:20:41

Урок по зоологии: "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана". 7-й класс

Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....

17 10 2021 17:19:55

План-сценарий клуба выходного дня "Именины Тортилы"

Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе. ...

17 10 2021 12:15:35

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

17 10 2021 21:22:58

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. " Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате Е Г Э. ...

17 10 2021 1:14:37

Внеклассные мероприятия по биологии

Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....

17 10 2021 5:13:46

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме " Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

17 10 2021 4:49:48

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....

17 10 2021 16:24:34

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

Урок биологии по У М К Введенского Э. Л., Плешакова А. А. « Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

17 10 2021 18:58:19

Мини-проект "Кожа"

Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

17 10 2021 23:36:41

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

17 10 2021 21:17:37

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

17 10 2021 23:36:19

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение

Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....

17 10 2021 6:14:16

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интерактивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

17 10 2021 17:54:17

Урок биологии на тему "Грибы. Общая характеристика". 5-й класс

Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями Ф Г О С по программе В. В. Пасечника « Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса « Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

17 10 2021 10:32:53

Урок "Моделирование естественного отбора"

Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

17 10 2021 8:18:47

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....

17 10 2021 20:45:40

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

17 10 2021 9:40:32

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

17 10 2021 2:27:29

"Круги кровообращения"

Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

17 10 2021 8:29:55

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

17 10 2021 5:27:26

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

17 10 2021 8:19:26

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской « Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого смертельного недуга....

17 10 2021 21:13:43

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

17 10 2021 15:39:28

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

17 10 2021 18:20:49

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

17 10 2021 6:26:48

Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний

В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....

17 10 2021 12:20:13

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы " Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к Е Г Э). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

17 10 2021 18:39:11

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

17 10 2021 7:49:46

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

17 10 2021 7:35:35

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)