Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово
К началу нового века мир оказался перед угрозой резкого ухудшения глобальной экологической ситуации – фактически на грани экологической катастрофы. Человеческая цивилизация вступила в третье тысячелетие с гнетущими ее экологическими проблемами, висящими над ней подобно дамоклову мечу. В условиях высоких темпов научно-технического прогресса с каждым годом все более усиливается воздействие человека на природу. Тревога за состояние природы, опасение за ухудшение ее качества делают эту проблему особенно актуальной.
Современная ситуация в экологическом воспитании очень хорошо охаpaктеризована Э.В. Гирусовым: “Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей остается недостаточная организация их экологического образования и воспитания. Разрозненные сведения на уровне обыденных представлений, почерпнутых зачастую по каналам средств массовой информации, не могут эффективно формировать систему экологических знаний, столь необходимую современному человеку для выработки правильного отношения к природе. Делу экологического образования и воспитания нужно придать системный хаpaктер на всех уровнях”.
Учителя биологии МНОУ “Лицей” твердо убеждены в том, что привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства, что в школе ребенок непременно должен овладеть “экологической грамотой”.
Цель экологического воспитания заключается в формировании нового экологического сознания и экологически разумного поведения. Она конкретизируется на уровне трех основных задач:
- сформировать фундаментальные экологические знания;
- привить бережное отношение к природе;
- поддерживать и развивать интерес к изучению природы родного края методом научного исследования.
В данной статье отражен опыт работы преподавателей лицея по осуществлению задач экологического образования и воспитания школьников.
Из определения этих понятий вытекает положение о том, что для осуществления любого воспитания, в том числе и экологического, не достаточно ограничиваться отдельными мероприятиями, а нужна продуманная система работы, охватывающая как урочную, так, особенно, и внеурочную деятельность учащихся.
В муниципальном нетиповом общеобразовательном учреждении “Лицей” с 1989 года открыты классы естественнонаучного профиля с углубленным изучением биологии, химии и математики.
В школе в основном сложилась система освещения вопросов охраны природы на межпредметной основе. Экология, как наука многокомпонентная, в школьном курсе биологии преподается в старших классах и представлена самостоятельным разделом “Основы экологии”. Кроме того, современная программа курсов ботаники, зоологии, “человек и его здоровье” достаточно хорошо экологизированы. Однако, учебники и учебные пособия, не учитывая региональных особенностей, исключают реализацию принципа взаимосвязи глобального, регионального и локального в содержании экологического образования. Поэтому на уроках преподаватели лицея часто используют региональный компонент. В частности, знакомят учащихся с флорой и фауной Кемеровской области, особо охраняемыми территориями Кузбасса, о редких и исчезающих животных и растениях нашего региона, с Красной книгой Кемеровской области. Рассказывают сами или предоставляют ребятам материалы Доклада о состоянии окружающей среды Кемеровской области за последние годы для составления сообщений об основных источниках загрязнения Кузбасса.
Безусловно, классно-урочная система экологического образования оправдывает себя, однако, для формирования стойкого экологического сознания ее явно не достаточно. Поэтому для повышения качества экологического воспитания в своей педагогической деятельности наши биологи используют различные виды внеклассной работы особенность, которой заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
В рамках внеклассной работы помимо мероприятий биологической тематики проводятся различные экологические конкурсы и викторины. Например, конкурсы рисунков “Мой город – мой дом”, “Город будущего”, в которых ребята не только развивают и реализуют свои художественные способности, но и имеют возможность задуматься над существующими экологическими проблемами родного города.
Так же в лицее проводятся конкурсы стихов, рассказов и сказок экологической тематики: “Если бы у меня была волшебная палочка…”, “Здоровый город – здоровье человека” и т.д. Здесь ребята проявляют умение творчески мыслить, выражать свою общественную позицию, приобретают навыки литературной деятельности. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические викторины, которые служат хорошим материалом для повторения ранее изученного, а также расширяют кругозор, активизируют мышление, любознательность, развивают умения работать с научной литературой, самостоятельно добывать знания.
Для развития у ребят любознательности и интереса к изучению природы родного края в школе проводятся игры, турниры, КВН: “Удивительный мир растений”, “Экологический КВН”, “Эти загадочные животные”, “Там, на неведомых дорожках…”, “Природа Кемеровской области” и т.д. Эти мероприятия требуют от ребят максимального проявления своих творческих и интеллектуальных способностей, умения выступать публично, отстаивать свою точку зрения, работать в комaнде.
Так же, для развития познавательного интереса в области биологии и экологии пpaктикуются такие задания, как составление и отгадывание кроссвордов. Эта работа достаточно сложная, так как охватывает материал не только школьной программы, но и требует чтения дополнительной литературы. Учащимся предлагаются, например, такие темы: “Растения, занесенные в Красную книгу СССР”, “Животные, взятые под охрану закона”, “Заповедники России”. Описанные формы и методы экологического образования и воспитания лицейские учителя-биологи используют и при проведении акции “Дни защиты от экологической опасности”, в рамках которой проводится конкурсы стихов, рассказов, сказок в защиту первоцветов, листовок “Сохраним красоту первоцветов!”, “Сохраним леса Кузбасса от огня!”, “Сбережем Землю для потомков!”, “Родному городу – чистые реки”. В листовках ребят содержатся не только рисунки, но и дается краткая информация о проблеме и призыв к ее решению. Ребята в течение всего года ухаживают за комнатными растениями и озеленяют кабинеты, закрепленные за их классами. Учащиеся классов естественнонаучного профиля ухаживают за растениями рекреационных клумб, а так же следят за чистотой аквариумов административного холла.
Традиционной формой экологического воспитания в нашем лицее стали общешкольные экологические субботники, которые обычно проводятся в сентябре, апреле и мае. Целью данного мероприятия является экологическое воспитание учащихся через реальные дела. Так, ученики расчищают школьную территорию от мусора и ликвидируют несанкционированные свалки. В субботниках совместно с детьми участвуют их педагоги. Взрослые на личном примере показывают стратегию гуманного взаимодействия с природой. В результате таких коллективных дел природные объекты становятся для детей личностно значимыми, формируется бережное отношение к природе.
Немаловажную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют тематические экскурсии. Ежегодно наши ученики посещают музей “Археологии, этнографии и экологии Сибири” Кемеровского государственного университета, кемеровский краеведческий музей, музей “Красная горка”, музей –заповедник “Томская писаница”, в Новосибирский зоопарк, Кемеровский ботанический сад, живой уголок и теплицы городской и областной станции юных натуралистов. Посещая данные экскурсии, ученики наглядно знакомятся с животным и растительным миром, историей родного края.
Одной из форм экологического образования являются биологические и экологические олимпиады. Так, наши ученики участвуют в экологических олимпиадах и слетах юных экологов, проходящих на базе Городской и областной станциях юных натуралистов и экологов. Ребята показывают отличные знания флоры и фауны родного края, географии Кемеровской области, ее особо охраняемых территорий.
Немаловажное значение для экологического воспитания играет участие лицеистов в биологических олимпиадах. Учащиеся классов естественно-научного профиля ежегодно становятся призерами городских, областных, региональных и Всероссийских олимпиад по биологии.
Традиционными в лицее стали научные конференции, конкурсы реферативных работ и экологических проектов, которые направлены на развитие навыков научного исследования. Научное руководство осуществляют доценты, кандидаты и доктора биологических и медицинских наук.
Под руководством учителей лицея и преподавателей Кемеровского государственного университета ребята проходят летнюю полевую пpaктику, изучая флору и фауну города Кемерово, его окрестностей, а так же выездные пpaктики по области и за ее пределами. В природных условиях ребята оттачивают навыки пpaктического применения экологических знаний, знакомятся с методиками научно-исследовательской деятельности, осуществляют мониторинг окружающей среды, изучают редкие и исчезающие виды родного края. Свои работы по итогам летней пpaктики лицеисты презентуют на лицейской, городской и областной научно-пpaктических конференциях. С 2001 года наши ученики участвуют в международной научно-пpaктической конференции “Школьные Харитоновские чтения”, ежегодно проходящей в городе Саров.
Работой научно-исследовательского хаpaктера можно назвать разработку экологических проектов. Учащиеся классов естественно-научного профиля со своими проектами участвуют в областной конкурсной программе экологических проектов “Мой экодом”.
В лицее налажена постоянная действенная связь с учреждениями дополнительного образования: областной и городской станциями юных натуралистов и экологов, детско-юношеским центром гуманитарно-экологического развития им. В.Волошиной. Наши ученики участвовали в различных мероприятиях данных учреждений.
По изложенному можно сделать некоторые выводы:
- экологическое образование в школе складывается на основе междисциплинарного подхода, существенный вклад в который вносят биологические науки;
- в условиях МНОУ “Лицей” имеются все необходимые условия для проведения разнообразной, интересной внеурочной работы, в том числе и по экологическому воспитанию учащихся;
- проводником идей экологического воспитания в школе должен выступать весь коллектив учителей и учащихся;
- приобретенные экологические знания недостаточны, если они не будут сочетаться с пpaктическими делами, дающими молодому человеку радость от принесенной им пользы природе, а значит, и всему обществу.
Работа по осуществлению задач экологического образования и воспитания в МНОУ “Лицей” дает существенные результаты, и мы считаем необходимым продолжать ее. Ведь не каждый учащийся может раскрыть самостоятельно красоту родной природы. Школа обязана помочь ему в этом. Когда ребенок прочувствует красоту природы, он тянется к ней, привязывается и это чувство любви к природе, родному краю проносит через всю жизнь.
Комментарии:
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
25 04 2025 20:19:37
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
24 04 2025 3:53:51
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
23 04 2025 8:57:29
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
22 04 2025 6:20:34
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
21 04 2025 4:46:25
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
20 04 2025 11:54:12

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
19 04 2025 21:25:22
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
18 04 2025 23:30:56

Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
17 04 2025 13:42:55
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
16 04 2025 14:10:41
Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....
15 04 2025 22:47:52
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....
14 04 2025 16:48:37
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации.
...
13 04 2025 19:22:28
Задачи урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде. Учащиеся совершенствуют навыки формирования умений наблюдать, выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания. Знакомятся с особенностями размножения и развития земноводных (лягушки) в водной среде, с их многообразием и основными отрядами, со значением амфибий в природе....
12 04 2025 15:12:33
Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку.
...
11 04 2025 5:26:22
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
10 04 2025 13:11:11
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
09 04 2025 15:42:22
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
08 04 2025 0:51:49
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
07 04 2025 11:29:39
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
06 04 2025 18:43:58
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
05 04 2025 14:25:50
Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в
период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся
ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной
технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу,
оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения,
консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много
оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть
"приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и
исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p>
...
04 04 2025 8:32:28
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
03 04 2025 7:31:52
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
02 04 2025 2:51:29
Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....
01 04 2025 5:19:19
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
31 03 2025 11:53:50
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
30 03 2025 4:12:28
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
29 03 2025 15:30:14
Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений.
...
28 03 2025 22:15:45
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
27 03 2025 11:38:54
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
26 03 2025 3:49:22
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
25 03 2025 16:56:39
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
24 03 2025 17:46:55
Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....
23 03 2025 19:21:54
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
22 03 2025 23:46:20
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
21 03 2025 9:49:56
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
20 03 2025 11:37:48
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
19 03 2025 23:56:17
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
18 03 2025 10:58:39
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы.
...
17 03 2025 4:39:14
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
16 03 2025 5:35:20
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
15 03 2025 22:23:34
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
14 03 2025 12:48:16
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
13 03 2025 21:17:39
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
12 03 2025 17:37:48
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
11 03 2025 12:30:48
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....
10 03 2025 6:32:10
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
09 03 2025 11:26:53
Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....
08 03 2025 19:49:42
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
07 03 2025 22:23:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::