Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

К началу нового века мир оказался перед угрозой резкого ухудшения глобальной экологической ситуации – фактически на грани экологической катастрофы. Человеческая цивилизация вступила в третье тысячелетие с гнетущими ее экологическими проблемами, висящими над ней подобно дамоклову мечу. В условиях высоких темпов научно-технического прогресса с каждым годом все более усиливается воздействие человека на природу. Тревога за состояние природы, опасение за ухудшение ее качества делают эту проблему особенно актуальной.

Современная ситуация в экологическом воспитании очень хорошо охаpaктеризована Э.В. Гирусовым: “Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей остается недостаточная организация их экологического образования и воспитания. Разрозненные сведения на уровне обыденных представлений, почерпнутых зачастую по каналам средств массовой информации, не могут эффективно формировать систему экологических знаний, столь необходимую современному человеку для выработки правильного отношения к природе. Делу экологического образования и воспитания нужно придать системный хаpaктер на всех уровнях”.

Учителя биологии МНОУ “Лицей” твердо убеждены в том, что привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства, что в школе ребенок непременно должен овладеть “экологической грамотой”.

Цель экологического воспитания заключается в формировании нового экологического сознания и экологически разумного поведения. Она конкретизируется на уровне трех основных задач:

  • сформировать фундаментальные экологические знания;
  • привить бережное отношение к природе;
  • поддерживать и развивать интерес к изучению природы родного края методом научного исследования.

В данной статье отражен опыт работы преподавателей лицея по осуществлению задач экологического образования и воспитания школьников.

Из определения этих понятий вытекает положение о том, что для осуществления любого воспитания, в том числе и экологического, не достаточно ограничиваться отдельными мероприятиями, а нужна продуманная система работы, охватывающая как урочную, так, особенно, и внеурочную деятельность учащихся.

В муниципальном нетиповом общеобразовательном учреждении “Лицей” с 1989 года открыты классы естественнонаучного профиля с углубленным изучением биологии, химии и математики.

В школе в основном сложилась система освещения вопросов охраны природы на межпредметной основе. Экология, как наука многокомпонентная, в школьном курсе биологии преподается в старших классах и представлена самостоятельным разделом “Основы экологии”. Кроме того, современная программа курсов ботаники, зоологии, “человек и его здоровье” достаточно хорошо экологизированы. Однако, учебники и учебные пособия, не учитывая региональных особенностей, исключают реализацию принципа взаимосвязи глобального, регионального и локального в содержании экологического образования. Поэтому на уроках преподаватели лицея часто используют региональный компонент. В частности, знакомят учащихся с флорой и фауной Кемеровской области, особо охраняемыми территориями Кузбасса, о редких и исчезающих животных и растениях нашего региона, с Красной книгой Кемеровской области. Рассказывают сами или предоставляют ребятам материалы Доклада о состоянии окружающей среды Кемеровской области за последние годы для составления сообщений об основных источниках загрязнения Кузбасса.

Безусловно, классно-урочная система экологического образования оправдывает себя, однако, для формирования стойкого экологического сознания ее явно не достаточно. Поэтому для повышения качества экологического воспитания в своей педагогической деятельности наши биологи используют различные виды внеклассной работы особенность, которой заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

В рамках внеклассной работы помимо мероприятий биологической тематики проводятся различные экологические конкурсы и викторины. Например, конкурсы рисунков “Мой город – мой дом”, “Город будущего”, в которых ребята не только развивают и реализуют свои художественные способности, но и имеют возможность задуматься над существующими экологическими проблемами родного города.

Так же в лицее проводятся конкурсы стихов, рассказов и сказок экологической тематики: “Если бы у меня была волшебная палочка…”, “Здоровый город – здоровье человека” и т.д. Здесь ребята проявляют умение творчески мыслить, выражать свою общественную позицию, приобретают навыки литературной деятельности. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические викторины, которые служат хорошим материалом для повторения ранее изученного, а также расширяют кругозор, активизируют мышление, любознательность, развивают умения работать с научной литературой, самостоятельно добывать знания.

Для развития у ребят любознательности и интереса к изучению природы родного края в школе проводятся игры, турниры, КВН: “Удивительный мир растений”, “Экологический КВН”, “Эти загадочные животные”, “Там, на неведомых дорожках…”, “Природа Кемеровской области” и т.д. Эти мероприятия требуют от ребят максимального проявления своих творческих и интеллектуальных способностей, умения выступать публично, отстаивать свою точку зрения, работать в комaнде.

Так же, для развития познавательного интереса в области биологии и экологии пpaктикуются такие задания, как составление и отгадывание кроссвордов. Эта работа достаточно сложная, так как охватывает материал не только школьной программы, но и требует чтения дополнительной литературы. Учащимся предлагаются, например, такие темы: “Растения, занесенные в Красную книгу СССР”, “Животные, взятые под охрану закона”, “Заповедники России”. Описанные формы и методы экологического образования и воспитания лицейские учителя-биологи используют и при проведении акции “Дни защиты от экологической опасности”, в рамках которой проводится конкурсы стихов, рассказов, сказок в защиту первоцветов, листовок “Сохраним красоту первоцветов!”, “Сохраним леса Кузбасса от огня!”, “Сбережем Землю для потомков!”, “Родному городу – чистые реки”. В листовках ребят содержатся не только рисунки, но и дается краткая информация о проблеме и призыв к ее решению. Ребята в течение всего года ухаживают за комнатными растениями и озеленяют кабинеты, закрепленные за их классами. Учащиеся классов естественнонаучного профиля ухаживают за растениями рекреационных клумб, а так же следят за чистотой аквариумов административного холла.

Традиционной формой экологического воспитания в нашем лицее стали общешкольные экологические субботники, которые обычно проводятся в сентябре, апреле и мае. Целью данного мероприятия является экологическое воспитание учащихся через реальные дела. Так, ученики расчищают школьную территорию от мусора и ликвидируют несанкционированные свалки. В субботниках совместно с детьми участвуют их педагоги. Взрослые на личном примере показывают стратегию гуманного взаимодействия с природой. В результате таких коллективных дел природные объекты становятся для детей личностно значимыми, формируется бережное отношение к природе.

Немаловажную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют тематические экскурсии. Ежегодно наши ученики посещают музей “Археологии, этнографии и экологии Сибири” Кемеровского государственного университета, кемеровский краеведческий музей, музей “Красная горка”, музей –заповедник “Томская писаница”, в Новосибирский зоопарк, Кемеровский ботанический сад, живой уголок и теплицы городской и областной станции юных натуралистов. Посещая данные экскурсии, ученики наглядно знакомятся с животным и растительным миром, историей родного края.

Одной из форм экологического образования являются биологические и экологические олимпиады. Так, наши ученики участвуют в экологических олимпиадах и слетах юных экологов, проходящих на базе Городской и областной станциях юных натуралистов и экологов. Ребята показывают отличные знания флоры и фауны родного края, географии Кемеровской области, ее особо охраняемых территорий.

Немаловажное значение для экологического воспитания играет участие лицеистов в биологических олимпиадах. Учащиеся классов естественно-научного профиля ежегодно становятся призерами городских, областных, региональных и Всероссийских олимпиад по биологии.

Традиционными в лицее стали научные конференции, конкурсы реферативных работ и экологических проектов, которые направлены на развитие навыков научного исследования. Научное руководство осуществляют доценты, кандидаты и доктора биологических и медицинских наук.

Под руководством учителей лицея и преподавателей Кемеровского государственного университета ребята проходят летнюю полевую пpaктику, изучая флору и фауну города Кемерово, его окрестностей, а так же выездные пpaктики по области и за ее пределами. В природных условиях ребята оттачивают навыки пpaктического применения экологических знаний, знакомятся с методиками научно-исследовательской деятельности, осуществляют мониторинг окружающей среды, изучают редкие и исчезающие виды родного края. Свои работы по итогам летней пpaктики лицеисты презентуют на лицейской, городской и областной научно-пpaктических конференциях. С 2001 года наши ученики участвуют в международной научно-пpaктической конференции “Школьные Харитоновские чтения”, ежегодно проходящей в городе Саров.

Работой научно-исследовательского хаpaктера можно назвать разработку экологических проектов. Учащиеся классов естественно-научного профиля со своими проектами участвуют в областной конкурсной программе экологических проектов “Мой экодом”.

В лицее налажена постоянная действенная связь с учреждениями дополнительного образования: областной и городской станциями юных натуралистов и экологов, детско-юношеским центром гуманитарно-экологического развития им. В.Волошиной. Наши ученики участвовали в различных мероприятиях данных учреждений.

По изложенному можно сделать некоторые выводы:

  • экологическое образование в школе складывается на основе междисциплинарного подхода, существенный вклад в который вносят биологические науки;
  • в условиях МНОУ “Лицей” имеются все необходимые условия для проведения разнообразной, интересной внеурочной работы, в том числе и по экологическому воспитанию учащихся;
  • проводником идей экологического воспитания в школе должен выступать весь коллектив учителей и учащихся;
  • приобретенные экологические знания недостаточны, если они не будут сочетаться с пpaктическими делами, дающими молодому человеку радость от принесенной им пользы природе, а значит, и всему обществу.

Работа по осуществлению задач экологического образования и воспитания в МНОУ “Лицей” дает существенные результаты, и мы считаем необходимым продолжать ее. Ведь не каждый учащийся может раскрыть самостоятельно красоту родной природы. Школа обязана помочь ему в этом. Когда ребенок прочувствует красоту природы, он тянется к ней, привязывается и это чувство любви к природе, родному краю проносит через всю жизнь.



Комментарии:

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

24 08 2025 13:37:24

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

23 08 2025 21:41:21

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

22 08 2025 14:36:24

"Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)


    "Формирование навыков здорового образа жизни", внеклассное мероприятие (КВН)

      Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...

21 08 2025 5:27:57

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

20 08 2025 10:10:49

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

19 08 2025 21:33:56

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

18 08 2025 10:49:34

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии


    Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

      В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

17 08 2025 3:58:24

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

16 08 2025 11:59:48

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

15 08 2025 10:36:13

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

      Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

14 08 2025 0:12:53

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

13 08 2025 22:43:46

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс


    "Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

      Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

12 08 2025 2:49:15

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...

11 08 2025 16:58:32

Наука о растениях ‒ ботаника


    Наука о растениях ‒ ботаника

      На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....

10 08 2025 2:16:25

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

09 08 2025 7:55:10

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование


    Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

      Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....

08 08 2025 6:49:47

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

07 08 2025 16:35:15

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

06 08 2025 9:51:18

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

05 08 2025 0:33:59

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

04 08 2025 10:48:19

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

03 08 2025 12:40:16

Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"


    Урок — виртуальная экскурсия в зоологический музей в 7-м классе "Многообразие paкообразных, их роль в природе"

      Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...

02 08 2025 4:53:28

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

01 08 2025 20:36:18

Эмбриональный период онтогенеза. 10-й класс

Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....

31 07 2025 10:36:40

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

30 07 2025 0:26:38

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

      Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....

29 07 2025 8:15:43

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

28 07 2025 17:20:42

Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии


    Использование общеобразовательных технологий на уроках биологии

      Сущность модульной технологии заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью учителя) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Таким образом, главным в деятельности учителя является помочь ученику самостоятельно достигнуть поставленных целей урока. Для чего содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с заявленной целью. Дидактическая цель формулируется для учащихся и содержит в себе указания не только на объем содержания, но и на уровень его усвоения. Модуль на печатной основе предполагает изменение форм общения учителя с учащимся....

27 07 2025 0:52:48

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

26 07 2025 8:17:27

Ботаника Биология

Ботаника  Биология Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...

25 07 2025 22:30:13

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП


    "Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

      Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

24 07 2025 21:18:32

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

23 07 2025 15:58:13

Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

      Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

22 07 2025 15:18:30

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"


    Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

      Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

21 07 2025 9:56:31

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....

20 07 2025 23:59:28

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

19 07 2025 11:22:39

Урок-проект "Рыбы Тверской области"


    Урок-проект "Рыбы Тверской области"

      Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....

18 07 2025 6:56:37

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

      Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....

17 07 2025 0:28:55

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

16 07 2025 9:12:52

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

15 07 2025 3:25:34

Пpaктическая работа "Вегетативное размножение растений"


    Пpaктическая работа "Вегетативное размножение растений"

      Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

14 07 2025 19:11:38

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

13 07 2025 15:23:54

"Кис"-Лицей - 2007


    "Кис"-Лицей - 2007

      В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...

12 07 2025 17:54:22

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"


    Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

      Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....

11 07 2025 16:43:37

Защита проекта "Мир водорослей"


    Защита проекта "Мир водорослей"

      На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....

10 07 2025 6:26:45

Изучение видовой структуры биоценоза


    Изучение видовой структуры биоценоза

      Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

09 07 2025 17:43:18

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

08 07 2025 6:18:41

Заключительный урок по теме "Корень"


    Заключительный урок по теме "Корень"

      Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

07 07 2025 9:39:17

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

06 07 2025 23:38:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::