Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово
К началу нового века мир оказался перед угрозой резкого ухудшения глобальной экологической ситуации – фактически на грани экологической катастрофы. Человеческая цивилизация вступила в третье тысячелетие с гнетущими ее экологическими проблемами, висящими над ней подобно дамоклову мечу. В условиях высоких темпов научно-технического прогресса с каждым годом все более усиливается воздействие человека на природу. Тревога за состояние природы, опасение за ухудшение ее качества делают эту проблему особенно актуальной.
Современная ситуация в экологическом воспитании очень хорошо охаpaктеризована Э.В. Гирусовым: “Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей остается недостаточная организация их экологического образования и воспитания. Разрозненные сведения на уровне обыденных представлений, почерпнутых зачастую по каналам средств массовой информации, не могут эффективно формировать систему экологических знаний, столь необходимую современному человеку для выработки правильного отношения к природе. Делу экологического образования и воспитания нужно придать системный хаpaктер на всех уровнях”.
Учителя биологии МНОУ “Лицей” твердо убеждены в том, что привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства, что в школе ребенок непременно должен овладеть “экологической грамотой”.
Цель экологического воспитания заключается в формировании нового экологического сознания и экологически разумного поведения. Она конкретизируется на уровне трех основных задач:
- сформировать фундаментальные экологические знания;
- привить бережное отношение к природе;
- поддерживать и развивать интерес к изучению природы родного края методом научного исследования.
В данной статье отражен опыт работы преподавателей лицея по осуществлению задач экологического образования и воспитания школьников.
Из определения этих понятий вытекает положение о том, что для осуществления любого воспитания, в том числе и экологического, не достаточно ограничиваться отдельными мероприятиями, а нужна продуманная система работы, охватывающая как урочную, так, особенно, и внеурочную деятельность учащихся.
В муниципальном нетиповом общеобразовательном учреждении “Лицей” с 1989 года открыты классы естественнонаучного профиля с углубленным изучением биологии, химии и математики.
В школе в основном сложилась система освещения вопросов охраны природы на межпредметной основе. Экология, как наука многокомпонентная, в школьном курсе биологии преподается в старших классах и представлена самостоятельным разделом “Основы экологии”. Кроме того, современная программа курсов ботаники, зоологии, “человек и его здоровье” достаточно хорошо экологизированы. Однако, учебники и учебные пособия, не учитывая региональных особенностей, исключают реализацию принципа взаимосвязи глобального, регионального и локального в содержании экологического образования. Поэтому на уроках преподаватели лицея часто используют региональный компонент. В частности, знакомят учащихся с флорой и фауной Кемеровской области, особо охраняемыми территориями Кузбасса, о редких и исчезающих животных и растениях нашего региона, с Красной книгой Кемеровской области. Рассказывают сами или предоставляют ребятам материалы Доклада о состоянии окружающей среды Кемеровской области за последние годы для составления сообщений об основных источниках загрязнения Кузбасса.
Безусловно, классно-урочная система экологического образования оправдывает себя, однако, для формирования стойкого экологического сознания ее явно не достаточно. Поэтому для повышения качества экологического воспитания в своей педагогической деятельности наши биологи используют различные виды внеклассной работы особенность, которой заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.
В рамках внеклассной работы помимо мероприятий биологической тематики проводятся различные экологические конкурсы и викторины. Например, конкурсы рисунков “Мой город – мой дом”, “Город будущего”, в которых ребята не только развивают и реализуют свои художественные способности, но и имеют возможность задуматься над существующими экологическими проблемами родного города.
Так же в лицее проводятся конкурсы стихов, рассказов и сказок экологической тематики: “Если бы у меня была волшебная палочка…”, “Здоровый город – здоровье человека” и т.д. Здесь ребята проявляют умение творчески мыслить, выражать свою общественную позицию, приобретают навыки литературной деятельности. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические викторины, которые служат хорошим материалом для повторения ранее изученного, а также расширяют кругозор, активизируют мышление, любознательность, развивают умения работать с научной литературой, самостоятельно добывать знания.
Для развития у ребят любознательности и интереса к изучению природы родного края в школе проводятся игры, турниры, КВН: “Удивительный мир растений”, “Экологический КВН”, “Эти загадочные животные”, “Там, на неведомых дорожках…”, “Природа Кемеровской области” и т.д. Эти мероприятия требуют от ребят максимального проявления своих творческих и интеллектуальных способностей, умения выступать публично, отстаивать свою точку зрения, работать в комaнде.
Так же, для развития познавательного интереса в области биологии и экологии пpaктикуются такие задания, как составление и отгадывание кроссвордов. Эта работа достаточно сложная, так как охватывает материал не только школьной программы, но и требует чтения дополнительной литературы. Учащимся предлагаются, например, такие темы: “Растения, занесенные в Красную книгу СССР”, “Животные, взятые под охрану закона”, “Заповедники России”. Описанные формы и методы экологического образования и воспитания лицейские учителя-биологи используют и при проведении акции “Дни защиты от экологической опасности”, в рамках которой проводится конкурсы стихов, рассказов, сказок в защиту первоцветов, листовок “Сохраним красоту первоцветов!”, “Сохраним леса Кузбасса от огня!”, “Сбережем Землю для потомков!”, “Родному городу – чистые реки”. В листовках ребят содержатся не только рисунки, но и дается краткая информация о проблеме и призыв к ее решению. Ребята в течение всего года ухаживают за комнатными растениями и озеленяют кабинеты, закрепленные за их классами. Учащиеся классов естественнонаучного профиля ухаживают за растениями рекреационных клумб, а так же следят за чистотой аквариумов административного холла.
Традиционной формой экологического воспитания в нашем лицее стали общешкольные экологические субботники, которые обычно проводятся в сентябре, апреле и мае. Целью данного мероприятия является экологическое воспитание учащихся через реальные дела. Так, ученики расчищают школьную территорию от мусора и ликвидируют несанкционированные свалки. В субботниках совместно с детьми участвуют их педагоги. Взрослые на личном примере показывают стратегию гуманного взаимодействия с природой. В результате таких коллективных дел природные объекты становятся для детей личностно значимыми, формируется бережное отношение к природе.
Немаловажную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют тематические экскурсии. Ежегодно наши ученики посещают музей “Археологии, этнографии и экологии Сибири” Кемеровского государственного университета, кемеровский краеведческий музей, музей “Красная горка”, музей –заповедник “Томская писаница”, в Новосибирский зоопарк, Кемеровский ботанический сад, живой уголок и теплицы городской и областной станции юных натуралистов. Посещая данные экскурсии, ученики наглядно знакомятся с животным и растительным миром, историей родного края.
Одной из форм экологического образования являются биологические и экологические олимпиады. Так, наши ученики участвуют в экологических олимпиадах и слетах юных экологов, проходящих на базе Городской и областной станциях юных натуралистов и экологов. Ребята показывают отличные знания флоры и фауны родного края, географии Кемеровской области, ее особо охраняемых территорий.
Немаловажное значение для экологического воспитания играет участие лицеистов в биологических олимпиадах. Учащиеся классов естественно-научного профиля ежегодно становятся призерами городских, областных, региональных и Всероссийских олимпиад по биологии.
Традиционными в лицее стали научные конференции, конкурсы реферативных работ и экологических проектов, которые направлены на развитие навыков научного исследования. Научное руководство осуществляют доценты, кандидаты и доктора биологических и медицинских наук.
Под руководством учителей лицея и преподавателей Кемеровского государственного университета ребята проходят летнюю полевую пpaктику, изучая флору и фауну города Кемерово, его окрестностей, а так же выездные пpaктики по области и за ее пределами. В природных условиях ребята оттачивают навыки пpaктического применения экологических знаний, знакомятся с методиками научно-исследовательской деятельности, осуществляют мониторинг окружающей среды, изучают редкие и исчезающие виды родного края. Свои работы по итогам летней пpaктики лицеисты презентуют на лицейской, городской и областной научно-пpaктических конференциях. С 2001 года наши ученики участвуют в международной научно-пpaктической конференции “Школьные Харитоновские чтения”, ежегодно проходящей в городе Саров.
Работой научно-исследовательского хаpaктера можно назвать разработку экологических проектов. Учащиеся классов естественно-научного профиля со своими проектами участвуют в областной конкурсной программе экологических проектов “Мой экодом”.
В лицее налажена постоянная действенная связь с учреждениями дополнительного образования: областной и городской станциями юных натуралистов и экологов, детско-юношеским центром гуманитарно-экологического развития им. В.Волошиной. Наши ученики участвовали в различных мероприятиях данных учреждений.
По изложенному можно сделать некоторые выводы:
- экологическое образование в школе складывается на основе междисциплинарного подхода, существенный вклад в который вносят биологические науки;
- в условиях МНОУ “Лицей” имеются все необходимые условия для проведения разнообразной, интересной внеурочной работы, в том числе и по экологическому воспитанию учащихся;
- проводником идей экологического воспитания в школе должен выступать весь коллектив учителей и учащихся;
- приобретенные экологические знания недостаточны, если они не будут сочетаться с пpaктическими делами, дающими молодому человеку радость от принесенной им пользы природе, а значит, и всему обществу.
Работа по осуществлению задач экологического образования и воспитания в МНОУ “Лицей” дает существенные результаты, и мы считаем необходимым продолжать ее. Ведь не каждый учащийся может раскрыть самостоятельно красоту родной природы. Школа обязана помочь ему в этом. Когда ребенок прочувствует красоту природы, он тянется к ней, привязывается и это чувство любви к природе, родному краю проносит через всю жизнь.
Комментарии:
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
01 04 2025 18:49:41
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
31 03 2025 21:52:34
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека.
...
30 03 2025 20:10:31
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
29 03 2025 1:47:42
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
28 03 2025 13:28:50
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию;
формируют эмоциональное отношение к водорослям....
27 03 2025 22:18:54
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
26 03 2025 6:56:14
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
25 03 2025 0:36:13
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
24 03 2025 16:27:36
В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...
23 03 2025 17:27:58
Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....
22 03 2025 18:28:21
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
21 03 2025 14:23:26
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
20 03 2025 9:30:55
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
19 03 2025 15:44:50
Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....
18 03 2025 18:15:19
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
17 03 2025 2:52:39
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
16 03 2025 11:25:41
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода.
...
15 03 2025 5:22:32
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
14 03 2025 0:49:34
Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.
...
13 03 2025 22:55:13
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
12 03 2025 3:36:46
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
11 03 2025 7:23:58
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
10 03 2025 11:43:15
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
09 03 2025 6:29:55
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
08 03 2025 23:54:50
Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....
07 03 2025 18:36:39
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
06 03 2025 3:53:12
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
05 03 2025 1:55:44
В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....
04 03 2025 6:12:36
Предлагается план внешкольного мероприятия, посвященного Дню птиц. В ходе мероприятия необходимо познакомить школьников с образами птиц в мифологии и культуре разных народов мира. Используется рассказ учителя, сопровождающийся большим числом ярких иллюстраций....
03 03 2025 4:17:36
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
02 03 2025 4:21:18
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
01 03 2025 12:31:54
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
28 02 2025 16:35:34
В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....
27 02 2025 13:19:39
Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....
26 02 2025 23:25:22
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
25 02 2025 4:31:33
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
24 02 2025 6:57:33
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
23 02 2025 18:39:47

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....
22 02 2025 13:26:25
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
21 02 2025 10:27:45
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
20 02 2025 15:22:35
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
19 02 2025 2:51:34
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
18 02 2025 5:13:36
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
17 02 2025 16:57:15
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
16 02 2025 8:56:37
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
15 02 2025 21:40:42
Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....
14 02 2025 21:12:49
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире.
...
13 02 2025 4:10:31

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
12 02 2025 14:18:15
Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....
11 02 2025 22:58:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::