Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

Цели урока:
- Образовательная: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации.
- Развивающая: развивать общеучебные умения; развивать интеллектуальные умения (поиск ответов на вопросы творческого хаpaктера, сравнивать, находить взаимосвязи, развивать коммуникативные умения).
- Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентаций, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы: словесный, проблемный, наглядный, ИКТ.
Оборудование: таблицы “Строение белка”, “Строение ДНК”, стенгазета, “Её величество ДНК”, мультимедийный проектор.
Ход урока
Презентация.
1 слайд: Актуализация ранее изученного материала.
Учитель: Сегодня урок мы посвятим главной задаче жизни. Что превращает крошечный комочек вещества в согласованно функционированную клетку, способную регулировать свой собственный химический состав, расти и размножаться? Что делает каждого из нас непохожими на других индивидуумов, и вместе с тем наделяют всех нас некими изначальными средством, как представителей одного вида H.Sariens? Что заставляет родственников, собравшихся вокруг новорожденного, с такой уверенностью узнавать в нем знакомые черты – отцовский нос и материнские глаза?
2 слайд: На этот вопрос есть только один ответ: генетическая информация.
Учитель: В ходе урока мы продолжим знакомство с органическими веществами нуклеиновыми кислотами.
Запишите тему урока.
- На уроке должны усвоить, что ДНК служит генетическим материалом, а и – РНК переносит информацию к месту ситеза белка.
- Научиться описывать строение нуклеотидов и их взаимосвязи друг с другом.
- Сравнивать молекулы ДНК и РНК.
На уроке действует бонусная система, т.е. вы накапливаете баллы, работая в течение урока, чтобы получить хорошую оценку по данной теме. В ходе урока вы должны показать сови творческие способности, эрудицию и работоспособность. Желанию всем успеха!
3 слайд: Из истории открытия нуклеиновых кислот. Выступление ученицы 10-Б класса Кенжалиевой Л.
Учитель: Лишь после открытия двойной спирали ДНК и установления роли нуклеиновых кислот в передаче наследственной информации наступила пора бурного расцвета исследований ДНК и РНК. Давайте более подробно познакомимся со строением Н.К.
4 слайд: Строение нуклеотида – мономера нуклеиновых кислот. Н.К. – это гетерополимеры.
5 слайд: Два вида нуклеиновых кислот ДНК и РНК – это пентозы.
6 слайд: Правила Э. Чаргаффа (стр. 63 §12).
А=Т
Г=Ц
А+Г=Т+Ц
7 слайд: Строение молекулы ДНК.
8 слайд: Комплементарность.
Ученица: Особенности ДНК.
- Двойная антипараллельная спираль, закрученная вправо d-2нм.
- Шаг спирали – 10 пар нуклеотидов, длина одной нуклеотидной пары- 34 нм.
- ДНК – полимер, мономеры – нуклеотиды, состоящие из 4-х азотистых оснований, углевода – дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты.
- 99% ДНК находятся в ядре, есть она также в митохондриях и хлоропластах.
- ДНК сохраняет и реализует наследственную информацию. ДНК – молекула – тест. В последовательности нуклеотидов записана вся наследственная программа организма.
- ДНК может иметь, как и белок, первичную структуру – последовательность нуклеотидов, вторичную – спираль, третичную – глобула.
- ДНК, как и белок способна, к денатурации, ренатурации, деструкции, кроме того, она может удваиваться – это репликация.
9 слайд: Репликация – удвоение ДНК. Под действием фермента ДНК раскручивается, разрушаются водородные связи и образуются дочерние ДНК.
10 слайд: Строение и виды РНК. Выступление ученицы Абкелямовой Г.
11 слайд: Tрaнcкрипция ДНК (записать в тетрадях).
Учитель: В 2003 г. Мировая наука отмечала 50 лет с момента открытия ДНК, а в апреле 2013 г. – 60 лет. Этой молекуле и этим событиям посвящена наша стенгазета. Выступление ученицы Кенжалиевой Л.
Учитель: Проведем небольшую пpaктическую работу. Раскройте конверты и сложите из заготовок (азотистые основания) цепочку ДНК, используя принципы комплементарности, а затем и – РНК.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы с вами выполнили поставленные задачи. Выяснили, что ДНК служит генетическим материалом, познакомились со строением и функциями ДНК, РНК, узнали, что такое комплементарность, репликация. На следующем уроке мы научимся решать задачи на транакрипцию, репликцию.
12 слайд: Домашнее задание параграфы 11–12. На слайде помещено и творческое задание.
Учитель: Настал час выделить главное в сегодняшнем уроке.
13 слайд
Учитель: Хотелось бы услышать степень усвоения полученной информации. Охаpaктеризуйте свое понимание нового материала словами.
Спасибо за активное участие в уроке!
Комментарии:
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
01 12 2025 0:33:51
Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....
30 11 2025 17:36:55
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
29 11 2025 14:47:31
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
28 11 2025 1:19:31
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
27 11 2025 12:14:35
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
26 11 2025 4:26:21
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
25 11 2025 17:13:50
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
24 11 2025 9:14:15
Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
23 11 2025 20:17:47
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
22 11 2025 23:57:37
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
21 11 2025 9:39:31
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
20 11 2025 20:51:17
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
19 11 2025 12:33:55
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
18 11 2025 7:25:22
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
17 11 2025 17:22:12
Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....
16 11 2025 20:45:21
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
15 11 2025 21:59:20
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
14 11 2025 8:47:10
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
13 11 2025 4:28:28
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
12 11 2025 2:25:41
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
11 11 2025 19:45:19
Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....
10 11 2025 23:28:41
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
09 11 2025 10:27:55
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
08 11 2025 1:45:40
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
07 11 2025 3:15:30
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
06 11 2025 1:28:35
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
05 11 2025 17:31:12
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
04 11 2025 14:47:47
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
03 11 2025 10:24:13
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
02 11 2025 14:44:18
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
01 11 2025 7:58:44
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
31 10 2025 23:33:30
Урок разработан с целью проверки и закрепления знаний в нетрадиционной форме урока-спектакля и дает возможность обучающимся общаться через игру....
30 10 2025 4:55:49
Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений.
...
29 10 2025 6:41:22
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
28 10 2025 12:52:21
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
27 10 2025 1:26:16
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
26 10 2025 9:28:30
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint).
...
25 10 2025 8:21:30
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
24 10 2025 21:47:15
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
23 10 2025 12:30:52
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
22 10 2025 3:50:47
Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....
21 10 2025 14:34:22
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
20 10 2025 22:19:49
Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....
19 10 2025 1:15:27
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
18 10 2025 17:14:56
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
17 10 2025 2:39:25
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
16 10 2025 10:12:10
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
15 10 2025 13:25:47
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
14 10 2025 11:49:42
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
13 10 2025 17:54:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




