Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда
Содержание:
- 1) Мышление человека
- 2) Душа, сознание и сознательная деятельность человека
- 3) Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха
Человек — это общественное существо. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд, который в известном смысле слова «создал самого человека» (Ф.Энгельс).
Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.
В процессе общения, которое развилось в условиях общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни.
Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира гораздо больше любого животного, так как к деятельности органов чувств у человека присоединяется деятельность мышления.
Мышление человека
Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности.
Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическим аппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом.
В результате анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них, временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти и служат материалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постоянно образующихся связей. Эти механизмы обладают свойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате чего и происходит извлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связей и систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.
В свете современной физиологии эти механизмы представляются рефлекторными, что, разумеется, не исключает наличия в пределах рефлекторно-циркуляторных процессов, лежащих в основе саморегуляции. Однако мы очень мало знаем о конкретных механизмах извлечения из памяти хранящихся там временных связей. Все это очередные вопросы физиологии высшей нервной деятельности, общей нейрофизиологии и нейрохимии.
Развитие мышления человека
Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего хаpaктера.
История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Хорошо известно, какую роль сыграла частная собственность на средства производства, на основе которой произошло разделение общества на классы. Непрекращающаяся классовая борьба между ними наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания и извратив их чувства.
Вследствие этих коренных причин, полностью не устраненных и в настоящее время, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты хаpaктера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания.
Человеческая душа, или психика, постепенно освобождается от тяжкого груза пережитков и предрассудков прошлого, приобретает ясную и высокую идейную целеустремленность, активность, необходимую, для полного освобождения и всестороннего развития в себе подлинной человечности и еще большего могущества в овладении богатствами и силами природы.
Итак, человек активно организует свои взаимоотношения с окружающими его природой и социальной средой. Следовательно, это не простое копирование действительности, а отражение в результате сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.
Душа, сознание и сознательная деятельность человека
Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда. Он вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный хаpaктер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и хаpaктеристика такой деятельности как сознательной.
Наше сознание несло бы на себе чрезмерный груз, если бы каждый шаг новой деятельности совершался под его контролем. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. В связи с этим не всегда удается с точностью объяснить природу того или иного вида психической, или, как часто называют, душевной деятельности человека.
Это давало повод идеалистам считать, что психическая деятельность человека есть проявление нематериальной «души», покидающей тело во время сна и после cмepти. Религия широко использовала эти незнания для проповедования «загробной жизни» и существования «бесcмepтной души», тем самым отвлекая трудящихся от земной борьбы, внушая надежду на небесное избавление.
Материалистическое понимание души
Диалектико-материалистическое понимание души исходит из зависимости психической деятельности человека от материальных, социально-экономических условий данного общества. Диалектический материализм и современное естествознание показали полную несостоятельность антинаучных религиозных представлений о душе. Когда современный ученый говорит о душе, то понимает под этим термином психику как отражение материального.
Неоценимыми аргументами против религиозных представлений о бесcмepтии «души» являются достижения современной реанимации — оживления людей на стадии клинической cмepти. Врачи-реаниматоры вернули к жизни сотни тысяч умиравших вследствие несчастных случаев. Однако никто из них не может засвидетельствовать отлетание «души» и пребывание на «том свете».
В настоящее время благодаря применению вживления микроэлектродов в отдельные участки мозга, электроцефалографии и других методов появилась возможность прижизненных наблюдений за функцией отделов мозга.
В частности, показано, что в зависимости от степени внимания испытуемых электроэнцефалограммы различаются и что внимание обеспечивают ретикулярная формация (сетчатые образования) ствола мозга, таламус и гипоталамус при взаимодействии с соответствующими участками коры мозга. Нарушение внимания возникает при блокаде взаимодействия между корой и ниже расположенными отделами.
Таламус является фильтрующим механизмом внимания, обостряет и переключает его с одних раздражителей на другие. Вместе с корковыми механизмами он осуществляет избирательный контроль поступающей информации.
Кора мозга является контрольным звеном регуляции эмоций, отбора информации, сознания. Здесь в наибольшей степени происходят сложные процессы анализа и синтеза раздражителей, их дифференцировка. Исследования коры мозга с помощью методов электрофизиологии показали, что в месте поступления возбуждений регистрируются изменения электрической активности, свидетельствующие о состоянии повышенной возбудимости.
Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха
Напряженный или длительный труд сопровождается утомлением организма, может повлечь расстройства его деятельности, снижение работоспособности. На восстановление деятельности организма необходимо затрачивать время, применять специальные методы и даже лечение.
Для предотвращения таких негативных последствий следует придерживаться правил гигиены, которые для лиц разного возраста и профессий различаются и нуждаются в соответствующих поправках, которые могут сделать специалисты. Но каждый человек должен овладевать общегигиеническими навыками.
Прежде всего необходимы самоконтроль с помощью простых приемов за состоянием своего здоровья и регулирование физических и умственных нагрузок. Его можно определять по самочувствию, состоянию сна, аппетита, появлению болевых ощущений. Объективными признаками являются: масса тела, уровень артериального давления, частота пульса, дыхания и др.
Предупредить утомление можно посредством повышения общей тренированности организма. Физические и психические нагрузки в чередовании с активным отдыхом, а также переключение на другие виды деятельности снимают или предупреждают утомление. В физическом труде нужно осваивать многообразные приемы двигательных навыков. Правильный режим труда, отдыха и питания сохраняют здоровье. При этом важным фактором остается поддержание положительных эмоций в коллективе.
Лицам с преобладанием умственного труда требуется повышенное внимание к регулярным занятиям физическими нагрузками. Особенно это касается учащихся в период подготовки к экзаменам. Каждые 45-50 мин занятий нужно сопровождать 10-15 минутным перерывом для выполнения физических упражнений. В общем виде распорядок дня строится следующим образом:
- На сон отводится не менее 8 часов в сутки, предпочтительно в ночное время;
- отход ко сну и подъем в одно и то же время;
- после подъема производятся утренняя гигиеническая гимнастика и водные процедуры;
- прием пищи в одни и те же часы 3-4 раза в день с перерывами не более 5ч;
- перед сном нужно отвлечься от дневных забот посредством 1-2 часовой прогулки на воздухе (помимо всего прочего это способствует улучшению запоминания выученного) ;
- помещение для сна следует проветрить;
- постель должна быть удобной.
Комментарии:
Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....
08 12 2024 12:43:11
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
07 12 2024 8:45:17
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...
06 12 2024 7:30:41
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
05 12 2024 21:44:26
Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....
04 12 2024 23:22:50
В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...
03 12 2024 10:48:10
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
02 12 2024 10:41:34
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
01 12 2024 1:21:16
Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....
30 11 2024 4:27:58
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
29 11 2024 20:31:32
Представленный урок открывает раздел «Генетика», изучаемый в курсе «Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...
28 11 2024 14:54:36
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...
27 11 2024 5:22:25
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....
26 11 2024 20:39:42
Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....
25 11 2024 7:17:19
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
24 11 2024 6:51:43
Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....
23 11 2024 12:16:59
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
22 11 2024 9:50:13
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
21 11 2024 20:23:48
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология». ...
20 11 2024 12:21:13
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
19 11 2024 8:33:46
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
18 11 2024 18:27:49
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
17 11 2024 15:22:36
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
16 11 2024 10:42:44
Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...
15 11 2024 16:58:17
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
14 11 2024 22:57:34
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
13 11 2024 11:32:55
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...
12 11 2024 14:35:45
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
11 11 2024 13:39:50
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
10 11 2024 0:15:41
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...
09 11 2024 16:19:33
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
08 11 2024 16:20:26
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
07 11 2024 23:28:49
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
06 11 2024 8:37:45
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...
05 11 2024 14:51:45
Данный урок является одним из уроков по теме "Семя". В ходе урока показано, как на примере опытов объяснить химический состав семян. ...
04 11 2024 17:55:21
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
03 11 2024 15:54:35
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью. ...
02 11 2024 22:23:25
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
01 11 2024 19:40:16
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
31 10 2024 14:31:30
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
30 10 2024 3:47:50
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз. ...
29 10 2024 22:21:23
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
28 10 2024 10:23:48
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
27 10 2024 7:44:48
Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...
26 10 2024 8:37:18
Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...
25 10 2024 7:47:43
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
24 10 2024 18:50:57
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
23 10 2024 16:17:23
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
22 10 2024 12:10:31
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
21 10 2024 16:44:21
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
20 10 2024 17:25:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::