Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Содержание:
- 1) Мышление человека
- 2) Душа, сознание и сознательная деятельность человека
- 3) Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха
Человек — это общественное существо. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд, который в известном смысле слова «создал самого человека» (Ф.Энгельс).
Благодаря труду человек научился использовать природу для удовлетворения своих потребностей и одновременно развивать свои естественные физические и умственные способности. Это позволило человеку намного увеличить свои естественные силы и возможности, в особенности развить свое мышление.
В процессе общения, которое развилось в условиях общественного производства, когда нужно было координировать трудовые усилия его участников, возник язык как особая форма сигнализации, заменяющая и обобщающая все другие формы сигналов. Слово как орудие речевого мышления позволило человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений, обобщать их и тем самым проникать в их сущность, лучше разбираться в многообразных явлениях жизни.
Человек различает в явлениях и предметах окружающего мира гораздо больше любого животного, так как к деятельности органов чувств у человека присоединяется деятельность мышления.
Мышление человека
Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности.
Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическим аппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом.
В результате анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них, временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти и служат материалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постоянно образующихся связей. Эти механизмы обладают свойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате чего и происходит извлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связей и систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.
В свете современной физиологии эти механизмы представляются рефлекторными, что, разумеется, не исключает наличия в пределах рефлекторно-циркуляторных процессов, лежащих в основе саморегуляции. Однако мы очень мало знаем о конкретных механизмах извлечения из памяти хранящихся там временных связей. Все это очередные вопросы физиологии высшей нервной деятельности, общей нейрофизиологии и нейрохимии.
Развитие мышления человека
Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего хаpaктера.
История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Хорошо известно, какую роль сыграла частная собственность на средства производства, на основе которой произошло разделение общества на классы. Непрекращающаяся классовая борьба между ними наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания и извратив их чувства.
Вследствие этих коренных причин, полностью не устраненных и в настоящее время, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты хаpaктера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания.
Человеческая душа, или психика, постепенно освобождается от тяжкого груза пережитков и предрассудков прошлого, приобретает ясную и высокую идейную целеустремленность, активность, необходимую, для полного освобождения и всестороннего развития в себе подлинной человечности и еще большего могущества в овладении богатствами и силами природы.
Итак, человек активно организует свои взаимоотношения с окружающими его природой и социальной средой. Следовательно, это не простое копирование действительности, а отражение в результате сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.
Душа, сознание и сознательная деятельность человека
Сознание играет решающую роль в любом виде человеческой деятельности. Еще до того как приступить к какой-либо деятельности, человек обдумывает предварительно ее план, избирает необходимые средства труда. Он вступает в общение и деловые связи с другими людьми, если работа носит коллективный хаpaктер, проверяет свои успехи на промежуточных этапах труда, исправляет допущенные ошибки и настойчиво преодолевает препятствия, оказавшиеся на пути к поставленной цели. Сознание освещает весь путь этой деятельности. Отсюда и хаpaктеристика такой деятельности как сознательной.
Наше сознание несло бы на себе чрезмерный груз, если бы каждый шаг новой деятельности совершался под его контролем. Сознание опирается на множество врожденных и выработанных механизмов, приемов труда, выработанных в истории человеческой культуры, которые протекают бессознательно и подсознательно. В связи с этим не всегда удается с точностью объяснить природу того или иного вида психической, или, как часто называют, душевной деятельности человека.
Это давало повод идеалистам считать, что психическая деятельность человека есть проявление нематериальной «души», покидающей тело во время сна и после cмepти. Религия широко использовала эти незнания для проповедования «загробной жизни» и существования «бесcмepтной души», тем самым отвлекая трудящихся от земной борьбы, внушая надежду на небесное избавление.
Материалистическое понимание души
Диалектико-материалистическое понимание души исходит из зависимости психической деятельности человека от материальных, социально-экономических условий данного общества. Диалектический материализм и современное естествознание показали полную несостоятельность антинаучных религиозных представлений о душе. Когда современный ученый говорит о душе, то понимает под этим термином психику как отражение материального.
Неоценимыми аргументами против религиозных представлений о бесcмepтии «души» являются достижения современной реанимации — оживления людей на стадии клинической cмepти. Врачи-реаниматоры вернули к жизни сотни тысяч умиравших вследствие несчастных случаев. Однако никто из них не может засвидетельствовать отлетание «души» и пребывание на «том свете».
В настоящее время благодаря применению вживления микроэлектродов в отдельные участки мозга, электроцефалографии и других методов появилась возможность прижизненных наблюдений за функцией отделов мозга.
В частности, показано, что в зависимости от степени внимания испытуемых электроэнцефалограммы различаются и что внимание обеспечивают ретикулярная формация (сетчатые образования) ствола мозга, таламус и гипоталамус при взаимодействии с соответствующими участками коры мозга. Нарушение внимания возникает при блокаде взаимодействия между корой и ниже расположенными отделами.
Таламус является фильтрующим механизмом внимания, обостряет и переключает его с одних раздражителей на другие. Вместе с корковыми механизмами он осуществляет избирательный контроль поступающей информации.
Кора мозга является контрольным звеном регуляции эмоций, отбора информации, сознания. Здесь в наибольшей степени происходят сложные процессы анализа и синтеза раздражителей, их дифференцировка. Исследования коры мозга с помощью методов электрофизиологии показали, что в месте поступления возбуждений регистрируются изменения электрической активности, свидетельствующие о состоянии повышенной возбудимости.
Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха
Напряженный или длительный труд сопровождается утомлением организма, может повлечь расстройства его деятельности, снижение работоспособности. На восстановление деятельности организма необходимо затрачивать время, применять специальные методы и даже лечение.
Для предотвращения таких негативных последствий следует придерживаться правил гигиены, которые для лиц разного возраста и профессий различаются и нуждаются в соответствующих поправках, которые могут сделать специалисты. Но каждый человек должен овладевать общегигиеническими навыками.
Прежде всего необходимы самоконтроль с помощью простых приемов за состоянием своего здоровья и регулирование физических и умственных нагрузок. Его можно определять по самочувствию, состоянию сна, аппетита, появлению болевых ощущений. Объективными признаками являются: масса тела, уровень артериального давления, частота пульса, дыхания и др.
Предупредить утомление можно посредством повышения общей тренированности организма. Физические и психические нагрузки в чередовании с активным отдыхом, а также переключение на другие виды деятельности снимают или предупреждают утомление. В физическом труде нужно осваивать многообразные приемы двигательных навыков. Правильный режим труда, отдыха и питания сохраняют здоровье. При этом важным фактором остается поддержание положительных эмоций в коллективе.
Лицам с преобладанием умственного труда требуется повышенное внимание к регулярным занятиям физическими нагрузками. Особенно это касается учащихся в период подготовки к экзаменам. Каждые 45-50 мин занятий нужно сопровождать 10-15 минутным перерывом для выполнения физических упражнений. В общем виде распорядок дня строится следующим образом:
- На сон отводится не менее 8 часов в сутки, предпочтительно в ночное время;
- отход ко сну и подъем в одно и то же время;
- после подъема производятся утренняя гигиеническая гимнастика и водные процедуры;
- прием пищи в одни и те же часы 3-4 раза в день с перерывами не более 5ч;
- перед сном нужно отвлечься от дневных забот посредством 1-2 часовой прогулки на воздухе (помимо всего прочего это способствует улучшению запоминания выученного) ;
- помещение для сна следует проветрить;
- постель должна быть удобной.
Комментарии:
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
11 11 2025 13:22:40
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
10 11 2025 3:47:49
Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....
09 11 2025 8:27:56
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
08 11 2025 21:41:50
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
07 11 2025 19:49:55
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
06 11 2025 2:47:28
Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....
05 11 2025 14:19:27
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
04 11 2025 9:10:32
Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....
03 11 2025 20:22:53
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
02 11 2025 20:59:11
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
01 11 2025 9:39:20
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
31 10 2025 8:44:57
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
30 10 2025 2:31:35
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
29 10 2025 17:51:27
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
28 10 2025 2:17:58
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
27 10 2025 18:47:42
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
26 10 2025 6:30:12
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
25 10 2025 0:53:25
На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....
24 10 2025 14:34:29
В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....
23 10 2025 17:52:40
Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
22 10 2025 22:46:34
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
21 10 2025 22:48:22
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
20 10 2025 12:39:28
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
19 10 2025 18:46:11
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
18 10 2025 6:42:17
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
17 10 2025 11:55:16
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
16 10 2025 21:55:13
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
15 10 2025 6:38:35
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
14 10 2025 3:14:26
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
13 10 2025 11:27:53
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
12 10 2025 19:15:26
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
11 10 2025 6:14:20
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
10 10 2025 1:19:20
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
09 10 2025 13:55:59
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
08 10 2025 10:37:27
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
07 10 2025 12:19:12
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
06 10 2025 3:18:48
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
05 10 2025 2:43:56
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
04 10 2025 13:42:35
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
03 10 2025 5:46:37
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
02 10 2025 22:38:42
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
01 10 2025 1:42:46
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
30 09 2025 23:59:55
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
29 09 2025 20:28:25
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
28 09 2025 14:48:15
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
27 09 2025 20:24:34
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
26 09 2025 9:17:20
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими
учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой
системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема
изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
25 09 2025 7:11:32
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
24 09 2025 13:59:40
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
23 09 2025 19:57:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны