Кружок "Уроки здоровья"
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся средней школы. Курс рассчитан на 17 часов, по два часа в неделю. (Курс оздоровительной гимнастики рассчитан на 17 занятий, после чего группа учащихся меняется. В конце года целесообразно повторить тренинг второй раз.) В содержание включен материал о революционном открытии русского физиолога Александра Сметанкина: сознательном управлении механизмами здоровья, и в частности – диафрагмально-релаксационным дыханием (дыханием по Сметанкину) при помощи биологической обратной связи (БОС).
Навык здоровья, который обретут ребята на Уроках здоровья в школе, останется с ними на всю жизнь. Что подразумевается под навыком здоровья? В первую очередь – это умение защищаться от нeблагоприятных факторов внешней среды: нeблагополучной экологической ситуации, высоких учебных нагрузок, стрессов школьной жизни. Для этого формируется навык защиты внутренней среды, навык восстановления нормального газообмена. Именно для этого школьники овладевают умением правильно дышать.
Главная задача дыхания – обеспечить газообмен, то есть обеспечить постоянство внутренней среды организма или, другими словами, гармонию внутреннего физиологического мира человека. Этот важнейший для жизни процесс выполняется двумя системами: работой дыхательных мышц и работой сердечно-сосудистой системы. работа этих систем всегда неразрывна и взаимосвязана.Этот неразрывный процесс мы называем дыханием. Насколько оно хорошо, настолько хорошо взаимодействуют дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Уроки здоровья формируют у ребят такой навык дыхания, при котором показатель его здоровья становится наилучшим.
Хочется подчеркнуть, что навык здорового дыхания нужен не только здоровым людям, он незаменим для людей, страдающих широким кругом заболеваний дыхательной, сердечно– сосудистой и нервной систем. Кроме того, снабдив девочек навыком правильного дыхания в школе, мы выполним одну из главных задач последующей подготовки женщин к родам, позволяющей родиться здоровому ребёнку и сделать счастливой и здоровой мать.
БОС, сознательное управление своим здоровьем – это не просто новейший метод лечения, технология здоровья ХХI века, но и основа национальной идеи оздоровления граждан.
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи. Цель курса – научить учащихся работать с прибором ПБС – БОС для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца (ДАС), хаpaктерных для здоровых детей с учётом возраста.
Задачи курса: формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью, выработка у учащихся понимания общественной значимости здоровья, формирования навыка диафрагмального типа дыхания, как одного из способов сознательного управления дыхательной функцией, достижения гармонии физиологических систем своего организма, обучение произвольной регуляции функций организма с целью профилактики нeблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.
Формы и методы изучения курса: тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путём преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи и реализуется с помощью теоретических уроков и пpaктических занятий с использованием приборов БОС по регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Форма оценки знаний, умений и навыков: обсуждение результатов с использованием таблиц Сметанкина “Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья”, оформление “Паспорта здоровья”.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны выработать и закрепить диафрагмально-релаксационный тип дыхания с целью общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм, профилактики нeблагоприятных последствий стресса и гиподинамии, повысить показатели ДАС.
Для проведения уроков здоровья необходимо специальное оборудование: прибор ПБС-БОС – тренажёр “Дыхание” (Институт БОС. Медицинский центр “Биосвязь”), а также обучение в институте “Биосвязь”.
Контакты:
Адрес: 195112, Санкт-Петербург, Заневский пр, 12
Телефоны: (7-812) 324-0870, 528-4065, 324-0855
Факс: (7-812) 528-0709
E-mail: marketing@biosvyaz.com
http//www.asmetankin.ru
Список используемой литературы:
- А. Сметанкин “Открытый урок здоровья”, СПб. “Питер” , 2005 г.
- А Сметанкин “Учитель здоровья”, СПб. “Питер”, 2003 г.
- Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников, реализующих программы оздоровления.
- Конспекты теоретических уроков под общей редакцией А.Сметанкина. СПб. “Институт биологической обратной связи”. 2004 г.
- Информационное письмо “Об оценке эффективности лечения методом БОС”
- Гигиенические требования к вычислительной технике, условиям и организации работы. Выписка из СанПиН.
- Учебник здоровья. СПб. ЗАО “Биосвязь”, 2005 г.
Оборудование: диапроектор, диапозитивы, приборы ПБС-БОС, датчики, научно-популярные фильмы, учебники здоровья.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Пpaктические занятия |
Указание конкретного вида занятий |
1 |
Путешествие в мир здоровья |
1 |
1 |
Лекция |
|
2 |
Биологическая обратная связь – зеркало здоровья |
1 |
1 |
Лекция |
|
3 |
Дыхательная гимнастика |
1 |
1 |
Лекция |
|
4 |
Подготовка |
2 |
2 |
Пpaктикум |
|
5 |
Постановка дыхания |
4 |
4 |
Пpaктикум |
|
6 |
Формирование навыка |
5 |
5 |
Пpaктикум |
|
7 |
Закрепление навыка |
2 |
2 |
Пpaктикум |
|
8 |
Итоговая конференция “Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья” с оформлением “Паспортов здоровья”. |
1 |
1 |
Конференция |
|
Итого: |
17 |
4 |
13 |
Содержание курса
1. Путешествие в мир здоровья – 1час.
Понятие о здоровом образе жизни, знакомство с новым типом дыхания – диафрагмально-релаксационным, знакомство с прибором ПБС-БОС, создание мотивации для овладения учащимися навыком правильного дыхания.
2. Биологическая обратная связь – зеркало здоровья – 1 час.
Активизация знаний о правильном дыхании и его пользе для организма человека, формирование понятия о физиологическом показателе здоровья – дыхательной аритмии сердца (ДАС).
3. Дыхательная гимнастика – 1 час.
Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания, подготовка к работе с тренажёром БОС, знакомство с методом мышечной релаксации по Джекобсону, знакомство с сюжетами компьютерной программы “Дыхание” (“Столбик”, “Забор”, “Анимация”).
4. Подготовка – 2 часа.
Пpaктические занятия, каждое из которых состоит из чередующихся периодов БОС – тренинга и периодов отдыха. Группа состоит из шаблонов “01” и “02”, предназначенных для освоения правил проведения сеансов БОС и закрепления техники диафрагмального дыхания .
5. Постановка дыхания – 4 часа.
Пpaктические занятия. Группа состоит из шаблонов “03”, “04”, “05”, “06” компьютерной программы “Дыхание”, предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально –релаксационного типа дыхания.
6. Формирование навыка – 5 часов.
Пpaктические занятия. Группа состоит из шаблонов “07”, “08”, “09”, “10”. Шаблоны данных сеансов предназначены для формирования навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
7. Закрепление навыка – 2 часа.
Пpaктические занятия по шаблонам “11”, “12” направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажёра.
8. Итоговая конференция “Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья” – 1 час.
Обсуждение результатов тренинга, сравнение величин ДАС в начале курса и в конце, оформление “Паспорта здоровья”.
Комментарии:
Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....
02 04 2025 22:55:42
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
01 04 2025 14:19:18
Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
31 03 2025 10:38:34
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
30 03 2025 15:52:27
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
29 03 2025 14:23:24
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
28 03 2025 23:14:32

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
27 03 2025 21:41:22
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
26 03 2025 9:55:38
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
25 03 2025 20:52:33
Цель: изучить основные особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Задачи урока: познакомить обучающихся с самыми древними, микроскопическими живыми организмами – бактериями; сформировать у обучающихся знания о многообразии форм, строении, распространении, питании, размножении, образовании спор у бактерий....
24 03 2025 19:14:59

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
23 03 2025 19:10:57
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
22 03 2025 19:33:17
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
21 03 2025 3:43:40
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
20 03 2025 13:11:27
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
19 03 2025 21:55:33
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
18 03 2025 16:47:40

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
17 03 2025 15:44:58
Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....
16 03 2025 21:28:51
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
15 03 2025 16:49:17
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
14 03 2025 17:22:25
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
13 03 2025 12:37:51
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
12 03 2025 11:47:14
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
11 03 2025 4:11:57
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
10 03 2025 10:18:47
В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....
09 03 2025 14:43:33
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
08 03 2025 14:57:45
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
07 03 2025 4:34:14
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
06 03 2025 22:50:44
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
05 03 2025 3:43:46
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
04 03 2025 11:52:14
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
03 03 2025 9:58:32
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
02 03 2025 17:23:31
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
01 03 2025 14:40:37

Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
28 02 2025 17:57:51
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
...
27 02 2025 16:55:32
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа.
...
26 02 2025 14:49:20

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
25 02 2025 19:19:43
Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий.
...
24 02 2025 8:39:21
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
23 02 2025 17:54:17
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
22 02 2025 9:22:57
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
21 02 2025 20:59:40
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
20 02 2025 10:43:20
Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию.
Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков.
Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету.
...
19 02 2025 15:27:18
Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....
18 02 2025 13:30:46
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
17 02 2025 18:15:12
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
16 02 2025 0:38:13

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
15 02 2025 22:23:51
Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....
14 02 2025 1:52:29
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
13 02 2025 0:11:30
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
12 02 2025 7:49:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::