Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"


    Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

Цель:

  1. Познакомить учащегося со строением вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых в его развитии.
  2. Углубить знания по вопросу опасности заражения СПИДом.
  3. Вызвать тревогу за жизнь человечества и желание узнать способы решения проблемы сохранения здоровья, найти свое место в миротворческой деятельности.

Оборудование урока:

  1. Таблица “Строение вируса иммунодефицита человека в поперечном сечении”.
  2. Подставка для таблицы.
  3. Тема урока, написанная на доске крупным планом или на бумаге (художником):
    а) план урока.
  4. Видеофильм.
  5. Микрофон.
  6. Таблички: “Специалисты”, “Приглашенные”.
  7. Маска “Откровения”.

Действующие лица

  1. Ведущие (2-е).
  2. Эксперт (2-е).
  3. Ученые:
    Вирусолог (2-е) ;
    Иммунолог (1-н) ;
    Цитолог (2-е) ;
    Эпидемиолог (2-е).
  4. Врач (2-е).
  5. Маска “Откровения”.
  6. Аудитория (все остальные учащиеся).

Ход урока:

Вступительное слово 1 учителя: “Тема нашего урока – “СПИД – болезнь поведения”, который будет проходить в форме игры-симпозиума с маской “Откровения”.

Представляю вам двух ведущих, двух экспертов, группу ученых: вирусологов, иммунолога, цитологов, эпидемиологов, врачей и аудиторию, которые помогут нам разрешить все проблемы.

На этом уроке мы познакомимся с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга. А вы должны определить свое место в реальной миротворческой деятельности. А сейчас слово ведущему.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем всех, кто пришел на симпозиум, который мы посвящаем СПИДу.

В 1981 году впервые в научной литературе появилось сообщение, что в США выявлены больные с поражением иммунной системы, которое сопровождается рядом побочных болезней. Его особенности заключаются в резком снижении количества одного из типов лимфоцитов, так называемых Т лимфоцитов. Это ведет за собой резкое ослабление иммунитета, что на первом этапе сопровождается многими (бактерицидными, вирусными, грибковыми) заболеваниями. Их возбудители всегда имеются у большинства здоровых людей, но размножение их подавляется иммунной системой.

Среди таких побочных заболеваний наиболее часто отличаются: воспаление легких, которое со временем переходит в конечную форму – cмepть. Обнаруженное заболевание было названо синдромом приобретенного иммунодефицита человека – СПИД. Далее начался период быстрого прогресса в исследовании СПИДа. Вопрос к исследователям (вирусологу): “Что нового появилось за эти годы?”

Вирусолог: В решении проблем, связанных со СПИДом были вовлечены специалисты многих разделов науки: не только вирусологи, но и цитологии, эпидемиологи, а также врачи. Уже в 1982-1983 годах была выявлена общая картина болезни, установлено, что болезнь инфекционная, выделен ее возбудитель.

В 1993 году в лабораториях вирусологов Люка Монтанье (институт Пастера в Париже) был выделен вирус, ответственный за передачу болезни. Он назван вирусом иммунодефицита. Доказано существование двух видов ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Возбуждаемые ими болезни отличаются по протеканию.

В 1995 году определена первичная структура наследственного материала ВИЧ-молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК), а также вычвлена чрезвычайно высокая вариабельность или множественность мутантных форм, не имеющая аналогий среди всех известных организмов – от вирусов до человека.

Ведущий: А теперь вопрос цитологу “Каковы особенности строения ВИЧ?”

Цитолог: ВИЧ имеет сложное строение. Его наследственным началом является молекула специфичной для этого вируса РНК (две копии): вирус содержит белковые молекулы: ферменты – обратную трaнcкриптазу (также две копии), протетазу и интергразу, о функциях которых скажу чуть позже. Прострaнcтвенная структура РНК формируется и одновременно защищается оболочкой из белка р7/р9 – символ “р” обозначает протеин-белок, а цифра – примерную молекулярную массу в тысячах дальтон, находящаяся во многих копиях. Эти молекулы упакованы во внутреннюю во многих копиях. Эти молекулы упакованы во внутреннюю капсиду, формируемую многими копиями белка р-24. Внешняя оболочка ВИЧ образуется внутренним слоем белка р17/18 и внешним слоем, состоящим из двойного слоя липидов и двух типов белков, содержащих остатки сахаров-глюкопротеинов др-др41 и др120. Происхождение липидов оболочки кисточное. Другими словами, вирус после образования, выходя из лимфоцита, открывает часть его кисточной оболочки и упаковывается в нее. Антенки оболочки образованы белком др120, связанным с белком р17/18. Сердцевина вируса содержит белок р25 или р24, РНК, несущую генетическую информацию и окруженную молекулами белка р9/р7 и ферменты – обратную трaнcкриптазу, интегразу и протетазу. При участии обратной трaнcкриптазы синтезируется провирусная ДНК, интеграза катализируется встраивание провирусной ДНК, интеграза катализирует встраивание провирусной ДНК в хромосомную ДНК клетки, и эта провирусная ДНК остается в латентном (не активном) состоянии, пока клетка чем-нибудь не активизируется. Тогда начинается продукция новой генерации вируса (рассказывает с использованием таблицы).

Ведущий: Так почему же развивается иммунодефицит?

2-ой цитолог: ВИЧ связывается главным образом с клетками, содержащими на своей внешней поверхности специальные клеточные оболочки, называемые клеточными рецепторами – СД4 (рецепторы в крови неинфицированных ВИЧ людей выполняют функцию взаимодействия с другими типами лимфоцитов крови, что необходимо для образования иммунитета). Гликопротеин др120 имеет высокое сродство с СД4 рецептором, которое обеспечивается взаимным узнаванием их поверхностями друг друга, что приводит к адсорбции вируса на этом участке поверхности клетки. Затем мембрана вируса сливается с клеточной и наследственный материал – РНК в комплексе с ферментами вируса выпрыскивается в цитоплазму клетки, и там происходит биосинтез цепи ДНК, в котором вирусная РНК является матрицей. Молекулярный механизм описанного процесса состоит в многократно повторяющемся удлинении растущей цепи ДНК, благодаря последовательному присоединению дезоксинуклеотидных остатков к растущей цепи. Синтез цепи ДНК (+) заканчивается, когда считывается вся цепь РНК. Далее РНК гидролизуется, а ДНК под действием фермента полимеразы катализирует синтез второй (-) цепи ДНК. В результате образуется полноразмерная двухцепочная ДНК, называемая провирусной ДНК. Провирусной она называется потому, что будучи клеткой вирусной РНК, несет наследственную информацию ВИЧ. Далее провирусная ДНК с участием другого фермента ВИЧ – интегразы включается в клеточную ДНК, кодирующую информацию всей жизненной программы клетки и передающаяся при делении обеим дочерним клеткам. Образующийся из инфицированных ВИЧ клеток вирус продолжает заражать другие, еще здоровые клетки человека, что приводит к прогрессии заболевания. Так идет снижение иммунной системы.

Ведущий: Итак, как мы поняли, первой синтезируется молекула вирусной РНК, служащая матрицей для данного вирусного белка, содержащегося в своем составе все три вирусных фермента: обратную трaнcкриптазу, интегразу и протеазу, но чтобы названные ферменты могли выполнять свои функции, образовавшаяся молекула-предшественник должна быть расщеплена в строго определенных местах, в результате чего образуются ферменты вируса. В этом процессе участвует молекула протезы, внесенная проникшим ранее в клетку вирусом. Кроме того, в клетке синтезируются и другие РНК, кодирующие все другие белки ВИЧ, а именно р7/9,р17/18, р24, др41, др120. Все они образуются во множестве, достаточном для формирования многих копий ВИЧ. Антенны оболочки образованы белком др120, связанным с белком др41. Внутренняя оболочка вируса формируется белком р17/18.

Сердцевина вируса содержит белок р25 или р24, РНК, несущую генетическую информацию и окруженную молекулами белка р9/р7 и ферменты – обратную трaнcкриптазу, интегразу и протетазу. При участии обратной трaнcкриптазы синтезируется провирусная ДНК, интеграза катализирует встраивание провирусной ДНК в хромосому ДНК клетки, и эта провирусная ДНК остается в латентном (не активном) состоянии, пока клетка чем-нибудь не активизируется. Тогда начинается продукция новой генерации вируса.

Ведущий: (обращаясь ко 2-ому вирусологу) А что же дальше?

2-ой вирусолог: А дальше происходит процесс сборки вирусов, начинающийся с присоединения к РНК вирусных ферментов. Затем вирусы покрываются внутренней и внешней оболочками. Зрелые вирусы покидают клетки, отправляясь инфицировать другие, еще здоровые клетки.

Ведущий: (обращаясь ко 2-му вирусологу) Почему ВИЧ относится к группе ретровирусов?

2-ой вирусолог: Для обычных вирусов, содержащих ДНК в качестве наследственного материала, хаpaктерна цепь реализации генетической информации – ДНК - РНК - белки. Это классическая цепь, которая реализуется в основных процессах всех клеток бактерий и высших организмов, включая человека. Для ретровируса она изменена –РНК - ДНК - РНК - белки. (Цепи оформлены на ватмане).

Таким образом, здесь вводится дополнительный этап, как бы обратный обычному, а именно РНК - ДНК. Для его обозначения введено понятие “ретро”.

Ведущий: (обращаясь к 1-ому вирусологу) Каждая ли клетка производит вирус?

1-ый вирусолог: Клетка может производить вирус, может и не производить. Это зависит от разного ряда причин и, в первую очередь, от ее иммунного состояния. Когда доза вируса попала в кровь человека, и первые копии вируса проникли в лимфоциты, РНК вируса проходит цикл обратной трaнcкрипции, после чего процесс замирает, для его продолжения обычно требуется иммунизация клетки.

Ведущий: (обращается к 1-ому вирусологу) Что это значит?

1-ый вирусолог: Большинство лимфоцитов у здорового человека находится в спокойном состоянии, т.е. не иммунизированном. В таком случае они не производят антител, но готовы начать процесс по сигналу извне, например при попадании в кровь чужеродных организмов (бактерии, вирусы, в том числе и ВИЧ), даже молекулы чужеродных белков. Вот здесь-то для инактивации чужеродных тел лимфоциты и начинают выpaбатывать к ним антитела, что становится возможным лишь при иммунизации лимфоцитов. Иммунизация лимфоцитов запускает цепь биохимических процессов, резко активизирующих весь их метаболизм (обмен веществ). Это и нужно ВИЧ для интеграции провирусной ДНК в ДНК клетки и биосинтеза новых вирусных частиц. Таким образом организм пытается сформировать иммунитет против ВИЧ, активирует лимфоциты, а это приводит к обратному явлению - усилению продукции вируса.

Ведущий: Сложная ситуация получается, тогда вопрос к медицине. Возможна ли создать вакцину против СПИДа?

1-ый врач: Пока еще ни в одной стране вакцина против СПИДа не создана. Это объясняется тем, что часть дозы вируса. Попав в кровь, проникает в клетки, не успев вызвать их активизации, другая часть вызывает иммунизацию и тем самым стимулирует продукцию первой порции вируса. Такая уникальная ситуация, хаpaктерная для ВИЧ, осложняет проблему разработки вакцины, пpeдoxpaняющей от ВИЧ.

Другое обстоятельство, затрудняющее создание такой пpeдoxpaняющей вакцины, - уже упоминавшаяся выше чрезвычайно высокая изменчивость генетического материала вируса, что связано с очень низкой точностью работы фермента ВИЧ – обратной трaнcкриптазы. Этими двумя факторами объясняется тот факт, что несмотря на огромные усилия и затраты средств, желаемого результата нет.

Ведущий: (обращаясь ко 2-ому врачу) Возможна ли мутация в продукции ВИЧ?

2-ой врач: Да, это возможно, так как обратные трaнcкриптазы ретровирусов в том числе и ферментов из ВИЧ ошибаются чаще в 10-100 раз, чем ДНК полимеразы. Вследствие этого в каждом раунде продукции ВИЧ возможно появление обратной мутации. И действительно, различия в структуре генома разных экземпляров ВИЧ одного типа достигают 30 %. Изменяется и прострaнcтвенная структура, что негативно сказывается на точности их функционирования. В свою очередь, это свойство оказалось очень полезным для поиска ингибиторов (стимуляторов) обратных трaнcкриптаз, представляющих интерес для создания лекарств против СПИДа.

Ведущий: Так основная проблема создания лекарственных препаратов заключается в высокой изменчивости структуры и свойства ВИЧ. Хотелось бы знать мнение эпидемиологов.

1-ый эпидемиолог: Да, высокая изменчивость ВИЧ доставляет много проблем и больным СПИДом и нам, эпидемиологам. В первую очередь надо назвать способность ВИЧ проникать и размножаться во многих лимфоцитов, клетках ЦНС, могут проникать даже в cпepмин. Кроме того, у вируса происходит быстрое привыкание к лекарственным препаратам.

Другая причина активации или ингибирования определяется взаимоотношение ВИЧ с клеткой. В вирусной РНК, а затем в провирусной ДНК содержится несколько генов. Часть из них кодирует вирусные ферменты, другая кодирует мембранные белки вируса, а третья группа генов кодирует белки – регуляторы, взаимодействующие с РНК вируса, которые кодирует вирусные ферменты.

Ведущий: А что думает 2-ой эпидемиолог по данному вопросу?

2-ой эпидемиолог: Одна из существенных для человечества, ради решения которой проводятся исследования всех аспектов ВИЧ – блокирование его продукции, другими словами, лечение инфицированных ВИЧ и больных СПИДом людей.

Ответственно говоря, сейчас нет сколько-нибудь серьезно обоснованных идей, каким образом можно приступить к созданию веществ, способных лечить ими инфицированных или больных людей. Для этого необходимо не только убить циркулирующие в крови человека вирусы, но и защепить из ДНК человека уже включенную в ее состав провирусную ДНК. Именно это выщепление в настоящее время и невозможно. Вот почему проблема сейчас рассматривается в двух аспектах: один из них – как защитить клетки от инфицирования вирусом и помочь возникнуть естественному иммунитету ранее, чем вирус поразит иммунную систему; второй – как понизить содержание вируса в клетках и крови людей и тем самым замедлить течение болезни.

Ведущий: И каковы результаты рассмотренных аспектов? Хотелось бы послушать иммунологов.

1-ый иммунолог: Первый аспект еще не имеет ни одного положительного решения на человеке. Тем не менее, начиная с 1988 года, исследования такого рода интенсивно проводятся во многих лабораториях. Так, в течение одного месяца были опубликованы сообщения из пяти лабораторий, в которых сделаны попытки предотвратить адсорбцию ВИЧ на рецепторах лимфоцитов химическим синтезом или применением генной инженерии. Далее предполагается, что если ввести в кровь белки связывающиеся с рецептором СД4 – образуются соединения, адсорбируясь на рецепторах, защитят их от адсорбции вируса. И наоборот, покрыв антенны вируса искусственными белками, можно помешать им адсорбироваться на клетках. Однако, по многим причинам такой подход не привел к положительным результатам.

Ведущий: Как видите, ничего утешительного, а рост инфицированных и больных в мире растет катастрофически. Так, по данным Всемирной организации Здравоохранения за август 1994 года в мире насчитывалось около 4 миллионов больных (включая уже умерших), при чем 1,5 миллиона заболели в последний год. Более 17 миллионов инфицированы, которые до 200 года превратятся в больных СПИДом, а многие погибнут.

А сколько инфицированных ожидается в двухтысячном году? Хотелось бы услышать экспертов.

Фрагмент фильма “Детки”

1-ый эксперт: По прогнозам в 2000 году ожидается не менее 40 миллионов человек, из них – 102 дети. Особенно опасным представляется увеличение инфицированных детей, которые получают вирус от матери. И напомню, что ни одно лекарство не может кардинально вылечить инфицированного или больного человека. Тем не менее, лечение людей имеет огромное социальное экономическое значение. Содержание каждого больного в клинике стоит огромных денег, а лекарства только продляют жизнь, но и надолго возвращают к активной деятельности. Тем более, не снимается вопрос о создании лекарств, предотвращающих инфицирование. Такие лекарства были бы особенно ценны для случаев очевидного риска, например, больным при переливании крови, медицинскому персоналу при хирургических операциях на инфицированных людях и в ряде других случаев. В этом плане проводятся исследования во многих лабораториях мира, наблюдается постепенный прогресс Лечится обязан каждый заболевший.

Ведущий: А теперь, когда мы познакомились с историей возникновения и развития СПИДа, исследовательской деятельностью по выявлению особенностей строения ВИЧ, причинами развития иммунодефицита, проблемами создания лекарственных препаратов и мы должны определить причины прогрессивного роста ВИЧ инфицированных. Прошу зал быть более активными: задавать вопросы, участвовать в обсуждении.

Ответ из зала: считаю одной из причин – неспособность к глубокой оценки другого человека.

Известно, например, что значительно число неудачных бpaков связано именно с неспособностью или нежеланием будущих супругов оценить друг друга заранее, разобраться в качествах своего будущего мужа и жены. А неудачные бpaки приводят зачастую посторонним пoлoвым связям. Разведенные люди тоже проявляют повышенную пoлoвую активность. Вероятность случайных, кратковременных пoлoвых связей вше у тех, кто поздно вступает в бpaк. Однако слишком ранние бpaки тоже не благоприятны, так как юный человек не обладает достаточным опытом, необходимым для правильной оценки другого, т.е. будущего супруга. А отсюда все последствия.

Ведущий: Да, не все люди способны задумываться о последствиях своего поведения, а тем более воспринимать вероятность чего–либо как реальность. Найдем или мы еще подобных сторонников в зале?

Ответ из зала: Одной из причин распространения этого заболевания является недостаточная сознательность заболевших. Они пытаются ввести в заблуждение медицинских работников и дают неверные сведения об источниках заражения, желая оградить от неприятностей этого человека или из-за чувства стыда.

Ведущий: Иногда это происходит и неумышленно, так как при беспорядочных связях вообще трудно решить, где и когда именно произошло заражение.

Прошу! Желающие высказать свои мнения.

Ответ из зала: Считаю, что нельзя не признать тот факт, что некоторые заболевшие рассказывают не обо всех связях, а лишь о тех, которые, по их мнению, и привели к заболеванию. Однако, их мнение может быть ошибочным. Иногда источником заражения оказывается человек, который в этом плане, казалось, был вне всяких подозрений.

Ведущий: Ошибочным суждениям способствуют и специфика течения венерических заболеваний, в том числе и заболевание СПИДом, т.к. заразившийся человек некоторое время не ощущает никаких болезненных явлений и, сам того не зная, заражает других. Все это весьма запутывает историю заболевания (обращаясь к залу). Думаю, что причины освещены недостаточно полно – прошу!

Ответ из зала: Бывают и другие случаи, когда больные умышленно пытаются ввести медицинских работников в заблуждение. Умышленно опасаясь ответственности перед семьей или судом.

Ведущий: Да, но истина все равно всплывает, так как самостоятельно без помощи врача отделаться от cмepтельной катастрофы невозможно. Скрывание истины только оттягивает момент начала лечения и тогда болезнь может перейти в более позднюю форму, труднее поддающуюся лечению.

Из зала: Можно мне? Но нужно сказать, что среди скрывающих факт заражения есть и совершенно неосведомленное в этом плане люди.

Ведущий: Да, некоторые из заболевших считают, что вероятность крайне мала и ее можно не принимать во внимание. Многие не придают значение начальным проявлениям заболевания, что составляет 25% заболевших. 80% сегодня полностью осведомлены, но стараются скрыть эту осведомленность, считают, что заразиться по “по неведению” менее позорно, чем демонстрировать пoлoвую распущенность. Есть еще желающие?

Вопрос из зала: У меня вопрос к эксперту. Как наказуемо поведение субъектов, которые, заболев, не прекращают пoлoвых контактов, ставя тем самым других людей в опасность заражения?

Эксперт: В Уголовном Кодексе РФ есть специальная статья, предусматривающая наказания за такое поведение, “О мерах профилактики заражения вирусом СПИД”, предусмотрена уголовная ответственность за заражение – срок до 5 лет, заражение СПИДом других людей, человеком, знавшим о наличии у него этой болезни.

Ведущий: Но тем не менее, медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну. Продолжение следует.

Ответ из зала: Одной из причин распространения этого заболевания является рост проституции. При обследовании на СПИД из 100 у 80% показали положительные реакции

Ведущий: Да, источников кажется не перечесть – это и валютная бары и наши дeвицы, вышедшие за муж за иностранца (Однако, то и дело возвращаются на родную землю). Есть еще желающие?

Ответ из зала: Рост наркомании, человек, вступивший на этот путь, в конце концов, лишается человеческого облика, искажается его психика, деформируются представления о мире, они через инъекции заражаются СПИДом.

Ведущий: Ведь сплошь и рядом они пользуются шприцами, понятия не имея о стерилизации. Получив вирус, наркоман может передать его безвинным людям 0 своим близким, друзьям, подругам. Так что, наркомания сегодня еще страшна и СПИДом.

Ответ из зала: Кажется, не взяли во внимание такой важный фактор распространения как гомоceкcуалисты.

Ведущий: Да, лecбиянки и гомоceкcуалисты считают себя защищенными в этом плане, но, к сожалению, глубоко заблуждаются есть и другие пути заражения.

Итак, у нас в студии маска откровения.

Маска откровения: Росла я в хорошей, порядочной семье, было много знакомых, все любили, но когда все хорошо, хочется чего-то душущепающего. И я пошла на улицу, новое знакомство, новые компании, веселье. Потом села на иглу. Вот тут все и началось. Стала вести беспорядочную жизнь, на расспросы домашних старалась не отвечать, грубила. А потом ушла из дома – мол не понимают меня взрослые. Зато сверстники “поняли и подарили судьбу”, в кавычках конечно. Но я жила и не о чем не подозревала, потом как-то узнала, что мои партнеры попали в больницу – СПИД. А потом и я стала замечать, что пятна появляются на руках и ногах, то язвы во рту. Выпью таблетку, вроде легче станет. А болезнь прогрессировала. Сейчас моя жизнь на краю пропасти. Все от меня отвернулись, обходят стороной, я чувствую себя изгоем. Хотелось бы вернуться домой, прижаться к маме, услышать сострадание, утешение, но стыдно. Но ведь СПИД путешествует без паспорта. И по иронии судьбы в такую ситуацию попадают вроде бы деловые, самостоятельные, но малодушные люди. Я не хочу навлекать на вас гром и молнию, каждый распорядится своей судьбой по – своему, только хочу попросить вашего совета, Как жить дальше?

Ведущий: Когда вы узнали, что ваши партнеры больны СПИДом, как вы встретили эту новость?

Маска: Я первое время была в шоке, ночи не спала, не знала, что делать, впала в отчаяние. Думала всё – погибла. Так оно и есть.

Ведущий: Послушаем зал.

Вопрос из зала: Как вы чувствуете себя сейчас?

Маска: Видимо СПИД не торопиться прибирать свою жертву. Инкубационный период растягивается. Как видите, пока жива, Но надежда умирает последней.

Ведущий: А как окружающие реагируют на проявление вашей болезни?

Маска: Сначала страх всеми. А потом… ладно… то или будет, то или нет – 30 % вероятности заболеть в течение 5 лет, расслабились, отогнали испуг, впали в благодушие. А это опасно! Они не хотят изменить своих привычек.

Ведущий: Если бы вы начали жизнь сначала, как бы вы повели себя?

Маска: Я бы мирно жила в той благополучной семье и не искала бы приключений на свою голову. Вела бы здоровый образ жизни.

Ведущий: (обращаясь к залу) А как вы оцениваете поведение нашей маски?

Ответ из зала: Я считаю, что маска откровения попала под влияние улицы, и сейчас она раскаивается. Ей нужно лечиться и надеяться на жизнь.

Из зала поднимается рука.

Ведущий: Сейчас я подойду.

Ответ из зала: А я считаю, что ей нет прощенья, она расплачивается за свои грехи. Что искала, то и нашла, отвернулись все от нее. Так ей и надо. Чего ей не хватило? Главное – семья благополучная, ее любили, а она решила, что ее взрослые не понимают. Это отбросы общества.

Ведущий: Нельзя так категорично подходить в человеку. Всякое случается в жизни, и надо уметь прощать чужие ошибки. Какие бы они горькими не были.

Ведущий: (Обращаясь к Маске) Милая дeвyшка, вы молоды и, будем надеяться, что в вашей жизни все изменится, а главное, что сами вы стремитесь к этому. Иначе не были бы здесь. А сами бы вы хотели что-нибудь сказать в ответном слове?

Маска: Аудитории я благодарна, но вот, пользуясь случаем, хотела бы обратиться к своим родителям: Мама, Папа, если вы слышите, то прошу вас, простите меня, и разрешите вернуться домой. А всем слушателям скажу одно: Не повторяйте моих ошибок!

Ведущий: Как видите, дорого стоит кайф, а где же выход? Может, нам эксперт ответит?

Эксперт: Этот выход каждый должен определить сам, если человек не захочет своего благополучия, то никто ему не навяжет. Все зависит от вашей гражданской и нравственной позиции. А конкретно здесь обо всем говорилось:

  • не допускать использование наркотиков. Здесь и не стерильность имеется в виду, и заражение самих наркотиков, если при приготовлении в него добавлена кровь инфицированного.
  • не допускать распущенной пoлoвoй жизни.
  • не забывать о планировании семьи.

Ведущий: В ходе урока, по всей вероятности, каждый для себя сделал вывод, что здоровый образ жизни – это путь к долголетию. Да, это в ваших руках, каждый определяет свою судьбу сам. Но преодолеть эту страшную болезнь возможно только общими усилиями всего человечества, так как изменчивость вируса СПИДа в 5 раз превышает изменчивость вируса гриппа и в 100 раз превышает изменчивость вируса гепатита В. его трудно вылечить.

Одно из проявлений заражения человека вирусом СПИДа – поражение ЦНС. Спектр неврологических проявлений при этой инфекции колeблется от острого менингита и подострого энцефалита до хронического менингита и слабоумие

Поэтому подумайте над таким, казалось бы, простым вопросом: “Что вам надо в жизни?” И помните, что здоровье человека – это главное богатство, достояние человека. В этом заключается его счастье. Но мы иногда забываем, что “посеешь” поступок, “пожнешь” судьбу – вот одно из доказательств.

Фрагмент фильма “Детки” - больная СПИДом едет в машине, и водитель говорит с ней о счастье.

Ведущий: А по вашему, что такое счастье?

Учитель: В зависимости от человека. И от того, насколько он счастлив, зависит продолжительность нашей жизни. В подтверждении тому я попрошу заполнить анкеты и определить свои возможности.

Ведущие собирают анкеты, строят график, подводят итоги.

Учитель: Как видите, нам есть, над чем подумать. Ведь 70 лет по сравнению с физиологическими возможностями организма – детский возраст, cмepть до 90 лет считается преждевременной. А вообще, при соблюдении всех норм поведения человек может дожить до 250 лет. Будьте счастливы, живите долго!

Учитель благодарит за внимание, выставляет оценки.

Используемая литература:

  1. Биология (для поступающих в ВУЗы)./Под редакцией Заяц К.Г. – Минск, “Высшая школа”, 1999.
  2. Биология (серия “Библиотека школьника”)./Под редакцией В.Г. Калюжного. – Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002.
  3. Биология (библиотека школьника и абитуриента)./Под редакцией Н.А. Лемеза, Л.В. Кашлюка, Н.Д. Лисова. – Минкс,1997.
  4. Пособие по биологии для абитуриентов медицинских институтов./ Под редакцией О.Я. Бекима, Н.С. Гуриной. – Минск, “Высшая школа”, 1991.
  5. Репетитор по биологии (абитуриен). Подготовка к ЕГЭ./Под редакцией Т.А. Шустовой. – Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2004.
  6. Серия биологии “Знание”.



Комментарии:

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс


    Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

      Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

30 04 2024 10:49:19

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

29 04 2024 6:20:12

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

28 04 2024 8:11:52

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

27 04 2024 6:51:13

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

26 04 2024 20:56:51

Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса


    Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса

      Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....

25 04 2024 4:15:38

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

24 04 2024 16:44:45

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....

23 04 2024 23:57:53

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Значение теории Дарвина для развития естествознания Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

22 04 2024 22:31:18

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

21 04 2024 22:42:33

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

20 04 2024 14:35:10

Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся


    Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

      Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...

19 04 2024 1:48:46

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

18 04 2024 13:12:36

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

17 04 2024 9:53:31

Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии


    Интеграция традиционных и современных методов преподавания биологии

      Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте. ...

16 04 2024 9:19:47

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"


    Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

      Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

15 04 2024 1:18:13

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

14 04 2024 5:49:10

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

13 04 2024 0:23:32

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

12 04 2024 21:17:55

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада


    Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

      Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

11 04 2024 17:35:13

Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"


    Интегрированный урок биология + география по теме: "Природные зоны, растительный и животный мир"

      Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить. ...

10 04 2024 11:33:46

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

09 04 2024 2:19:40

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

08 04 2024 14:41:14

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

07 04 2024 5:26:51

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

06 04 2024 0:39:13

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

05 04 2024 9:29:39

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

04 04 2024 12:26:50

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

03 04 2024 7:50:19

Обмен веществ и энергии в организме человека. 8-й класс

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....

02 04 2024 23:48:30

Применение ИКТ-технологий на уроке биологии

В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....

01 04 2024 7:55:21

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

31 03 2024 8:30:45

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"


    Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

      Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

30 03 2024 9:17:32

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"


    Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

      Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

29 03 2024 20:13:21

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

28 03 2024 6:39:38

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

27 03 2024 17:39:29

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика


    Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

      Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

26 03 2024 23:23:49

Урок анатомии по теме "Память. Виды памяти". 9-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....

25 03 2024 13:16:32

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

      В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

24 03 2024 13:35:52

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

23 03 2024 14:42:52

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ


    Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

      Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

22 03 2024 10:49:50

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

21 03 2024 8:55:12

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

20 03 2024 16:47:31

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

19 03 2024 23:53:13

Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс


    Урок-пpaктикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

      Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

18 03 2024 15:41:10

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

17 03 2024 0:10:15

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

16 03 2024 19:11:46

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

15 03 2024 1:16:28

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея

Развитие биологии в додарвиновский период. Систематика Линнея Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....

14 03 2024 9:57:37

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

      Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

13 03 2024 22:59:15

Урок "Иммунитет"


    Урок "Иммунитет"

      Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....

12 03 2024 1:56:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::