Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"
ТИП УРОКА: Объяснение новых знаний.
МЕТОД: Словесно - наглядный, эвристической беседы.
ЦЕЛЬ: Подробно объяснить и раскрыть материал о функции и роли поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении.
ЗАДАЧИ:
- Образовательные: Формирование научного мировоззрения.
- Развивающие: Умение анализировать, самостоятельно выполнять задания.
- Воспитательные: Формирование ценностного отношения учащихся к организму человека и здоровью.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Таблица: «Схема строения пищеварительной системы человека», модель торса человека, микроскоп, микропрепараты: печени, поджелудочной железы, кишечника.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Организация и психологическая подготовка к работе на уроке.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Проверка домашнего задания.
Письменная проверочная работа по вариантам, содержит вопросы предыдущей темы. (5 мин.)
Вариант 1.
1 Какие опыты проводил И.П.Павлов, чтобы доказать рефлекторный хаpaктер отделения желудочного сока.
2 Какой фермент желудочного сока является основным и какие вещества он расщепляет.
3 Что такое аппетитный желудочный сок.
Вариант 2.
1 Какие опыты необходимо провести, чтобы доказать гумopaльный хаpaктер отделения желудочного сока.
2Какова роль соляной кислоты при переваривании пищи в желудке.
3Какое значение имеет слизь в желудке.
Индивидуальный опрос (15 мин.)
1 Желудочный сок.
2 Нервная регуляция отделения желудочного сока.
3 Гумopaльная регуляция отделения желудочного сока.
4 Влияния наркотика и спиртных напитков на пищеварение в желудке.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Психологическая подготовка к изучению новой темы
1 Какое значение имеет пищеварение в организме человека?
2 В каких отделах пищеварительной системы происходит переваривание питательных веществ.
3 На модели торса человека показать строение органов пищеварения.
4 Какие продукты расщепления белков, жиров, углеводов образуются в органах пищеварения?
ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
При поступлении пищевой кашицы из желудка в двенадцатиперстную кишку на нее изливается три пищеварительных сока:
1. Сок поджелудочной железы.
2. Желчь (печень, желчный пузырь).
3. Кишечный сок (железы слизистой тонкого кишечника)/
Схема 1
1. Поджелудочная железа
Поджелудочная железа: железа серо-розового цвета, дольчатого строения, весит 70-80 г. достигает в длину 20 см. , а в ширину 4 см. (у взрослого человека.)
Поджелудочная железа состоит из клеток двух типов. Одни клетки выделяют пищеварительный сок (панкреатический), другие гормон. Панкреатический сок поступает в двенадцатиперстную кишку по двум протокам.
Отделение сока начинается через несколько минут после приема пищи и продолжается 6-14 ч. (в зависимости от состава пищи.) За сутки отделяется 1,5-2 л. поджелудочного сока. Поджелудочный сок слабощелочной реакции. Содержит ферменты расщепляющие почти все органические вещества (белки, жиры, углеводы.)
Одни ферменты завершают расщепление крахмала. Другие продолжают расщепление белков. Под влиянием третьих ферментов расщепляются жиры.
На сокоотделение влияют безусловные и условные сигналы. Центр рефлекса находится в продолговатом мозге. Сокоотделение зависит от поступления в двенадцатиперстную кишку желудочного сока и соляной кислоты. Помимо нервной принимает участие и гумopaльная регуляция функции поджелудочной железы.
Схема 2
2. Печень
Печень - самая крупная железа в организме человека. Весит 1.5-2 кг. имеет темно бурый цвет. Через печень протекает 1,5 л. крови в одну минуту, а в сутки до 2000 л. В печени выpaбатывается желчь. Желчь по пузырному протоку попадает в двенадцатиперстную кишку. Основная функция печени - обезвреживание ядовитых веществ. В печени гибнет множество вредных для организма бактерий. Печень участвует в регуляции обмена белков, углеводов, витаминов, гормонов и других биологически активных веществ, жиров. Печень служит хранилищем глюкозы и витаминов.
Образование желчи в клетках печени идет непрерывно, выделение ее происходит через 5-10 мин. после приема пищи и продолжается 6-8 часов. При отсутствии процесса пищеварения желчь накапливается в желчном пузыре. Пузырь служит временным резервуаром желчи емкостью 60 см. в кубе. В сутки выделяется около 1 л. желчи.
Цвет желчи зависит от присутствия в ней красящих пигментов. Из которх потом образуются пигменты мочи и кала.
Желчь повышает активность ферментов, выделяемой поджелудочной и кишечной железами, облегчает расщепление жиров. Желчь усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы.
Выделение желчи в кишку регулируется нервным и гумopaльным механизмами. Выделение зависит от поступления в двенадцатиперстную кишку желудочного сока и соляной кислоты.
Систематическое употрeбление спиртных напитков и курения вызывает тяжелые заболевания печени. У алкоголиков происходит перерождение печени. Секреторные клетки замещаются соединительной тканью, и теряют свою функцию. Это приводит к тяжелым последствиям, иногда к cмepтельным исходам.
Схема 3
3 Кишечник:
Кишечный сок - выpaбатывается железами слизистой оболочки тонкой кишки. За сутки его выделяется около 2 л. Отделение сока происходит под действием раздражителей – частичек пищи, желудочного сока, продуктов расщепления белков. Отделение сока происходит непрерывно. В кишечном соке содержится большое число ферментов, они действуют на белки, жиры и углеводы на продукты их неполного расщепления, и обеспечивают завершение процесса переваривания питательных веществ.
Схема 4
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Учащимся предлагается посмотреть в микроскоп микропрепараты: печени, поджелудочной железы и срез тонкого кишечника.
Затем учитель предлагает заполнить таблицу учащимся в тетрадях.
название железы |
функции |
название сока |
основные свойства и значение |
---|---|---|---|
поджелудочная |
выpaбатывает 1 поджелудочный сок 2 гармон |
поджелудочный (панкреатический) |
слабо щелочной реакции 1,5-2 л. в сутки, содержит ферменты которые расщепляют белки, жиры, углеводы. |
печень |
1 обезвреживание 2 хранилище 3 регуляция |
желчь |
1-л. в сутки, выделяется через 5-10 мин. на протяжении 6-8 ч. Цвет зависит от красящих пигментов. Повышает активность ферментов, расщепляет жиры, усиливает движение кишки, способствует выделению поджелудочного сока. |
кишечные железы |
процесс 1 пищеварение 2 движение |
кишечный сок |
содержит ферменты расщепляющие белки, жиры, углеводы. Завершение процесса переваривания пищи.
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить параграф 33 и таблицу в тетради.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Биология Человек 8 кл. А.С.Батуев. Анатомия высшая школа атлас «Белый город».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Биология 8 кл. А.С.Батуев. Энциклопедия «Человек» ЭКСМО.
Комментарии:
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
31 05 2025 19:50:18
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
30 05 2025 0:29:24
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
29 05 2025 17:48:12
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
28 05 2025 13:19:14
Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....
27 05 2025 22:20:15
Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....
26 05 2025 3:28:37
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
25 05 2025 2:17:41
Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов.
...
24 05 2025 18:50:58
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы.
...
23 05 2025 19:31:58
Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....
22 05 2025 5:50:32
Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....
21 05 2025 21:53:38
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
20 05 2025 22:27:28
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
19 05 2025 16:58:54
Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля.
...
18 05 2025 12:37:28
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
17 05 2025 18:56:23
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
16 05 2025 20:34:42
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
15 05 2025 15:51:20
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
14 05 2025 2:35:11
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
13 05 2025 3:56:11
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
12 05 2025 7:22:49
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
11 05 2025 12:10:26
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
10 05 2025 9:54:40
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
09 05 2025 6:10:45
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
...
08 05 2025 22:19:58
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
07 05 2025 4:18:55
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
06 05 2025 3:41:47
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ.
...
05 05 2025 9:37:30

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....
04 05 2025 18:17:39
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
03 05 2025 7:42:12
Учащиеся знакомятся с цветковыми растениями. Развивается представление об их разнообразии, распознаются органы цветковых растений, изучаются новые биологические понятия....
02 05 2025 8:58:24
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
01 05 2025 20:25:32
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
30 04 2025 13:49:17
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
29 04 2025 5:12:32
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
28 04 2025 14:47:27
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
27 04 2025 0:23:57
Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....
26 04 2025 9:53:19
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
25 04 2025 12:43:14
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
24 04 2025 17:16:31
Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство.
Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности.
...
23 04 2025 0:15:16
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
22 04 2025 2:53:45
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
21 04 2025 20:55:46
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
20 04 2025 19:14:42
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
19 04 2025 14:38:46
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
18 04 2025 17:31:11
В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....
17 04 2025 0:20:18
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
16 04 2025 5:42:41
Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации «Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
15 04 2025 16:38:49
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
14 04 2025 5:34:15
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни.
...
13 04 2025 11:20:23
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
12 04 2025 19:54:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::