Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии по теме "Строение клетки"

Разработанное занятие для профильной группы – изучение нового материала.

Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы.

На занятии формируются коммуникативные компетенции.

План проведения занятия в профильной группе для учащихся 10 – 11 классов

Тема занятия: Строение клетки.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: групповая работа.

Цель занятия:

  1. Изучить строение различных эукариотических и прокариотических клеток.
  2. Выяснить различия в строении.
  3. Используя разные формы работы на занятии развивать познавательный интерес в изучении материала.
  4. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.
  5. Формировать коммуникативные компетентности.

Оборудование: Справочный материал, таблицы, конверты с органоидами клеток, ватман, маркеры, презентация темы.

Орг.момент – постановка темы, цели, определение порядка занятия.

  • задания группам,
  • рефлексия работы,
  • продукт занятия.

Ход занятия

Учитель: Исходя из темы занятия, выделите основные опорные понятия, которые должны присутствовать в данной теме:

Учащиеся: - Строение растительной клетки.

- Строение животной клетки.

- Строение прокариотической клетки.

- Различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Учитель: Поставьте каждый себе цель в изучении материала, исходя из основных опорных понятий.

Учитель: Разбейтесь по группам, согласно поставленным целям и при работе в группе определите роль каждого участника.

1 группа – Строение растительной клетки. (Приложение №1,2 Справочный материал, презентация темы)

2 группа – Строение животной клетки (Приложение №3 Справочный материал, презентация темы)

3 группа – Различия в строении эукариотической и прокариотической клетки.

(Приложение №1,3 Справочный материал, презентация темы)

4 группа – Строение прокариотической клетки (Справочный материал,)

5. По итогам работы каждая группа составляет отчет в форме таблиц . (Приложение №1,2,3 Справочный материал)

6. Рефлексия урока. Выступление – отчет от каждой группы.

7. Продукт урока: построение на ватмане модели клеток с использованием конвертов с органоидами клеток.

(Приложение №4)

Итог занятия: Что получилось, не получилось? Достигло ли цели занятие, выполнена ли цель каждого участника группы?



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на практике....

21 01 2021 16:28:59

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

20 01 2021 12:13:10

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со С П И Дом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы " Вирусы. Профилактика В И Ч-инфекции/ С П И Да". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

19 01 2021 17:12:15

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть.  Плодовое тело делится на пенёк и шляпку.  Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

18 01 2021 8:49:40

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

17 01 2021 14:51:45

Обобщающий урок "Кровеносная система"

План проведения обобщающего урока по теме " Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...

15 01 2021 10:23:58

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

Решать проблемный вопрос " Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

14 01 2021 4:56:20

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки

Клетки разных организмов имеют свои характерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....

13 01 2021 6:56:45

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

12 01 2021 17:39:51

Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)

Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...

11 01 2021 8:29:48

Минералы и горные породы

Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

10 01 2021 18:27:38

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

09 01 2021 17:40:21

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи " Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

08 01 2021 3:46:30

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

07 01 2021 16:54:26

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте " Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

06 01 2021 2:34:27

Программа по биологии. 6–9-й классы

Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и практических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

05 01 2021 21:40:29

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является характернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных неблагоприятных условий....

04 01 2021 17:52:16

Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....

03 01 2021 4:37:38

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

02 01 2021 4:22:23

Передвижение веществ в организме животных

Урок для учащихся 6-го класса по программе Н. И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

01 01 2021 6:29:11

От Леонардо да Винчи до наших дней

Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....

31 12 2020 15:51:35

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Для кишечнополостных характерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

30 12 2020 19:21:39

Урок природоведения в 5-м классе "Разнообразие веществ"

Урок проводится в 5-м классе при изучении темы " Тела и вещества" по учебнику В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой " Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира. ...

29 12 2020 17:25:35

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

28 12 2020 3:29:22

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

27 12 2020 8:13:43

Размножение и развитие земноводных

На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

26 12 2020 12:48:31

Единство пассивных и активных структур опорно-двигательной системы человека

Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опорно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют характер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

25 12 2020 22:29:14

Урок биологии на тему "Лишайники". 5-й класс

Данная разработка урока может быть использована при изучении лишайников в 5-м классе и на факультативных занятиях. Инструктивная карточка позволяет ребятам самостоятельно добывать знания о лишайниках, использовать эти знания в практической деятельности. Особенно уделить внимание на экологическую сторону произрастания этих объектов в живой природе....

24 12 2020 16:44:49

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы « Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

23 12 2020 17:58:39

Водоросли. Общая характеристика. 6-й класс

Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

22 12 2020 13:55:29

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

21 12 2020 8:52:29

Урок по теме "Происхождение птиц"

На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

20 12 2020 9:16:57

Информационные технологии на уроках биологии

Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

19 12 2020 3:43:14

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

18 12 2020 9:57:55

Урок природоведения в 5-м классе. Обобщающий урок-игра по теме "Земля"

Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме " Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету. ...

17 12 2020 6:37:11

Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы

Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....

16 12 2020 22:48:18

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

15 12 2020 15:56:56

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

Урок адресован учителям биологии, географии, О Б Ж, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

14 12 2020 21:50:36

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

Элективный курс " Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном практическую направленность. ...

13 12 2020 7:44:28

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение И К Т на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

12 12 2020 20:50:15

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке « Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

11 12 2020 11:14:19

Тема урока: "Рациональное питание"

Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через З О Ж....

10 12 2020 11:11:45

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и предохраняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

09 12 2020 13:59:26

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

08 12 2020 2:56:22

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе « Основы учения об эволюции» по учебнику « Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Учитель использует И К Т, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается У М К « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» « Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

07 12 2020 10:13:33

Незатейливая жизнь насекомых

В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

06 12 2020 16:58:13

Информационные технологии на уроках биологии

Урок на тему " Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

05 12 2020 8:33:19

Эти загадочные Простейшие

В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

04 12 2020 20:52:55

Жизненная емкость легких. Гуморальная и нервная регуляция дыхания

Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

03 12 2020 14:28:44

Урок-конференция "Человек на Земле"

Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

02 12 2020 10:12:16

Знакомьтесь, наши наслеги

Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

01 12 2020 11:41:16

Класс насекомые. Общая характеристика

При изучении общей характеристики насекомых проводится лабораторная работа " Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

30 11 2020 20:41:16

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

29 11 2020 2:56:30

Эволюция – миф или реальность?

В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу " Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью Э В М. ...

28 11 2020 0:27:50

Тема урока: "Лишайники". 7-й класс

Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....

27 11 2020 22:59:54

План-конспект урока по биологии "Антинаучная сущность расизма"

Данный урок изучается в теме « Происхождение человека» в курсе « Биология» 11-го класса, носит межпредметный характер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики « Шляпы мышления»....

26 11 2020 18:39:23

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии " Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

25 11 2020 2:34:52

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

24 11 2020 13:32:53

Полезные дикорастущие растения Саратовской области

Цель урока - знакомство с полезными дикорастущими растениями. Дети вместе с учителем отправляются в виртуальную экскурсию в лес. Происходит как бы второе знакомство со знакомыми растениями. Изучается материал об использовании растений в качестве пищевых. Эти знания можно применить в краеведческой и внеклассной работе, в походных условиях....

23 11 2020 6:32:49

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

22 11 2020 16:41:34

Дыхание и кровообращение животных Биология

Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

21 11 2020 3:17:54

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

20 11 2020 19:49:18

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

19 11 2020 22:19:48

Интегрированный урок (обществознание + биология) "Семья - капелька Отчизны"

Материал разработки интегрированного урока построен с учетом требований Ф Г О С. Формы работы и задания позволяют использовать групповые формы работы, с информацией, дискуссию. Урок рассчитан на возраст учащихся 5‒6-х классов. Материалы могут быть использованы не только для урока, но и для классных часов и внеклассных мероприятий....

18 11 2020 17:43:42

Изучение видовой структуры биоценоза

Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

17 11 2020 13:15:41

Эмоции и их валеологическая роль

Урок посвящен проблеме влияния эмоций на здоровье человека. Автор использует интерактивную стратегию для повышения учебной мотивации и создания ситуаций, активизирующих познавательную деятельность учащихся через взаимодействие и взаимообучение, что способствует лучшему усвоению учащимися основных принципов здорового образа жизни, поддержания психологического здоровья....

16 11 2020 23:38:36

Методическая разработка урока по биологии с использованием приёма методики практического мышления. Тема: "Генетика человека, перспективные направления исследований"

Методика проведения урока позволяет работать с учащимися, имеющими разный уровень подготовки и мотивации, что поддерживает их внимание на протяжении всего урока, развивает интерес к изучаемому предмету, теме. Работа учащихся приобретает коллективный, творческий характер, развивается мыслительно-логическая деятельность. Урок несет характер сотрудничества, при этом ведущая роль отводится ученику. ...

15 11 2020 21:59:22

Относительный характер приспособлений с примерами

Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный характер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

14 11 2020 13:25:22

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

13 11 2020 17:13:45

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

12 11 2020 2:15:40

Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области

В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 " О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....

11 11 2020 16:39:44

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

10 11 2020 11:47:42

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов Т Р И З. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач ( Т Р И З) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или практической деятельности....

09 11 2020 18:10:49

Решение задач по молекулярной биологии

Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

08 11 2020 19:13:50

Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"

На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...

07 11 2020 23:26:52

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

06 11 2020 23:33:47

Урок-практическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

Урок – практическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме « Цитология». ...

05 11 2020 15:42:13

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

И К Т позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием И К Т на уроках биологии и природоведения. ...

04 11 2020 4:49:21

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

03 11 2020 18:12:43

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

02 11 2020 20:39:39

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

01 11 2020 20:30:37

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

31 10 2020 2:44:28

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

30 10 2020 21:37:48

Урок биологии "Класс Пресмыкающихся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые"

Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме " Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием И К Т. Цель урока: познакомить учащихся с общей характеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....

29 10 2020 1:25:47

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

Урок направлен на формирование навыков практической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

28 10 2020 7:49:32

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы « Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева « Белые одежды»....

27 10 2020 9:36:20

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

26 10 2020 12:58:41

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

25 10 2020 6:34:50

Урок окружающего мира по теме "Кожа. Ее строение и функции"

Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме « Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....

24 10 2020 9:27:37

Внутреннее строение птиц

Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

23 10 2020 21:16:21

Программа по биологии. 10-й класс

На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

22 10 2020 2:19:54

Час занимательной биологии. 7-й класс

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....

21 10 2020 11:48:42

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

20 10 2020 1:17:27

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

19 10 2020 13:46:14

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме " Птицы" в 7-м классе....

18 10 2020 18:31:30

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и практическое значение". 7-й класс

В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение Т Р И З в практике учителя....

17 10 2020 0:43:54

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

Урок биологии в 7-м классе " Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме " Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

16 10 2020 3:32:44

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

15 10 2020 7:54:43

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

14 10 2020 20:58:11

Кружок "Уроки здоровья"

Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....

13 10 2020 9:36:28

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

12 10 2020 12:33:14

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

Цели урока: выяснить, какие законы в Р Ф регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

11 10 2020 5:25:26

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

10 10 2020 3:13:22

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

09 10 2020 15:57:15

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

08 10 2020 12:39:37

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

07 10 2020 22:45:34

Сказка "Зайчонок Прошка"

В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....

06 10 2020 7:18:53

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

05 10 2020 1:17:57

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

04 10 2020 22:20:15

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из практики преподавания известно, что материал по теме " Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И. Н. Пономаревой)....

03 10 2020 19:44:54

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

02 10 2020 7:50:51

Урок "Размножение и развитие птиц"

Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

01 10 2020 2:58:53

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

30 09 2020 20:57:22

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

29 09 2020 7:37:57

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний транспорт жидкости....

28 09 2020 5:48:27

Отряды птиц

Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

27 09 2020 5:11:27

"Путешествие молекул питательных веществ". 8-й класс

Урок закрепляет знания, полученные при изучении тем « Пищеварение» и « Обмен веществ и энергии». На уроке прослеживаются причинно-следственные связи между органом и выполняемыми им функциями. Работа проводится в групповой форме....

26 09 2020 3:56:16

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы А В О и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

25 09 2020 19:38:43

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

24 09 2020 15:11:24

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интерактивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....

23 09 2020 1:16:42

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы " Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к Е Г Э). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

22 09 2020 11:49:26

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме " Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается " Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

21 09 2020 0:14:32

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

20 09 2020 8:59:22

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

19 09 2020 21:45:53

Многообразие голосеменных растений

Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица " Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

18 09 2020 0:10:54

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

17 09 2020 17:46:10

Уроки биологии

Цели урока – дать представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов....

16 09 2020 6:43:37

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

15 09 2020 0:37:51

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...

14 09 2020 22:15:38

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки " Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

13 09 2020 12:29:45

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

Урок обобщения и систематизации знаний по темам " Кровообращение " и " Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

12 09 2020 23:41:22

Урок "Своя игра"

Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме " Кровь и кровообращение". ...

11 09 2020 23:26:51

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

10 09 2020 12:42:19

Царство насекомых

Урок-обобщение по теме " Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и практическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между командами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

09 09 2020 19:54:19

Развитие учащихся на основе усвоения методов научного познания

Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом. ...

08 09 2020 10:25:27

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

Урок по теме " Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

07 09 2020 17:28:17

Воздушная одежда Земли

Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие практических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме « Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

06 09 2020 23:37:59

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме " Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

05 09 2020 5:51:21

Сценарий интеллектуальной биолого-экологической игры "История одного растения в жизни русского народа"

Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку. ...

04 09 2020 20:34:23

Урок "Заповедные уголки Воронежа и Воронежской области"

Основная цель школы-интерната - подготовка образованного человека, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми посредством личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежат здоровьесберегающие педагогические технологии, направленные на поступательное движение к новому качеству образования детей с патологией зрения....

03 09 2020 23:59:28

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

02 09 2020 18:17:11

Лимфатическая система человека, функции и схема движения лимфы

Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....

01 09 2020 13:13:19

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

31 08 2020 13:55:35

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

Данный урок входит в систему уроков изучения темы « Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

30 08 2020 7:11:51

Урок биологии на тему "Свойства организма животного". 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....

29 08 2020 0:28:18

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

28 08 2020 11:27:20

Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"

Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические характеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...

27 08 2020 9:59:35

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Данный урок является заключительным по теме " Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употребляют сами учащиеся....

26 08 2020 18:14:26

"Химический состав клетки". 9-й класс

Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

25 08 2020 1:18:15

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)