Многообразие живого мира > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

Цель: познакомиться с многообразием живого мира.

Задачи:

  • выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам;
  • вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир;
  • выяснить, что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют;
  • сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания.

Оборудование:

  • индивидуальная оценочная карта домашнего задания;
  • индивидуальные раздаточные карточки с рисунками газообмена;
  • индивидуальные раздаточные таблички клеток растений и животных;
  • раздаточная карта с примерами природных зон;
  • раздаточная карта со средами обитания;
  • раздаточный лист, с кроссвордом на группу из 2 человек;
  • индивидуальный лист с домашним заданием.

План урока:

  • Проверка домашнего задания.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление изученного материала.
  • Запись домашнего задания в дневники.
  • Заслушивание стихотворений домашнего задания по теме урока.
  • Выставление оценок за урок  (1. Оценки за домашнее задание. 2. Оценки за работу на уроке)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: (в виде зарядки на внимание)

  • Выпрямились
  • Зарядка для глаз
  • Зарядка для органов дыхания

II. Вступительное слово учителя:

– Здравствуйте, садитесь!
На прошлом уроке мы с Вами закончили изучать раздел « Одноклеточные и многоклеточные организмы» и первый пункт домашнего задания звучал следующим образом: « Подготовиться к проверочной работе по разделу».

III. Объяснение учителя по заданиям проверочной работы:

Задание №1. « Функции клеток»

Обратите внимание, у Вас на парте у каждого лежат таблички с рисунками клеток Царства растений и Царства животных. Разложите, пожалуйста, их перед собой.  Я Вам буду зачитывать функцию клетки, а Ваша задача поднять нужную табличку с рисунком, к зачитанной функции.
Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в «Оценочной карте» . Она выглядит следующим образом (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если yеправильный ответ, то ставите знак «–». Подпишите фамилию, имя на «Оценочной карте».

  • В этих клетках человека и животных откладывается запас питательных веществ. (Жировая ткань)
  • Эти клетки зеленые и содержат хлорофилл, а на свету образуют органические вещества. (Клетки зеленого листа)
  • Эти клетки, защищают от высыхания, от механических повреждений. (Клетки кожицы листа)
  • Клетки, способные сокращаться, и участвуют в движении (Мышечные)
  • Из этих клеток состоит наружный покров тела животных и человека. Они очень чувствительны. (Клетки кожи)
  • По этим клеткам передвигаются растворенные в воде питательные вещества. (Клетки стeбля)

– Хорошо! С этим заданием Вы справились!
– Ребята, скажите  мне, пожалуйста, что такое газообмен? (Процесс обмена газами кислородом и углекислым газом)
– Спасибо! И наше с Вами второе задание так и называется

Задание №2. «Газообмен»

У Вас у каждого на столе лежит дидактическая карточка с заданиями. Задания одинаковые у всех.  Ваша задача самостоятельно сделать задание, а не с помощью соседа, так как у него, возможно, могут быть ошибки.
Вам необходимо подписать процессы газообмена к данным рисункам, которые находятся у Вас на парте.
Время на выполнение задания – 2 минуты.

– Желаю удачи!

Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в  «Оценочной карте» (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если неправильный ответ, то ставите знак «–».

– Молодцы!

Задание №3. Кроссворд

Это задание Вы будете выполнять в парах, как сидите. Время на выполнение задания – 5 минут. Желаю удачи!

Свои правильные и неправильные ответы Вы будете отмечать в «Оценочной карте» (Приложение 1). Если правильный ответ, то ставите знак «+», если неправильный ответ, то ставите знак «–».

– Молодцы!

П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е
Э Н Е Р Г И Я
К И С Л О Р О Д
К О Р Е Н Ь
Г А З О О Б М Е Н
В О Д А

П И Щ А
  1. Вещества, необходимые для роста всех организмов.
  2. Что живой организм получает с  потрeблением пищи?
  3. Газ, поступающий в клетку, который действует на органические вещества находящиеся в ней.
  4. Орган, обеспечивающий растение водой и минеральными веществами и укрепляющий его в почве.
  5. Как называется процесс обмена газами?
  6. Источник жизни на Земле.
  7. Источник энергии.

– Теперь ваша задача посчитать правильные ответы, отмеченные знаком «+» в «Оценочной карте». А сейчас обратите внимание в «Оценочной карте» (Приложение 1) на критерии оценки. Обратите внимание, после критериев оценки  нарисован прямоугольник, в него вы должны поставить себе оценку.
Посчитайте, если у вас:
20 правильных ответов – это оценка «5»;
19 – 16 правильных ответов – это оценка «4»;
15 – 10 правильных ответов – это оценка «3»;
9 и менее правильных ответов – это оценка «2».

– Желаю удачи!

Поднимите руки, кто ответил на «5»;
– кто ответил на «4»;
– кто ответил на «3»;
– кто ответил, к большому сожалению, на «2».

– А теперь передайте, пожалуйста, с последних парт свои «Оценочные карты» на первые парты.

IV. Работа по теме

Откройте тетради, запишите число. Тема нашего с вами урока: «Многообразие живого мира». На этом уроке мы должны с Вами:

  • выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам;
  • вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир;
  • выяснить, что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют;
  • сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания.

– Ребята, наш урок я хотела бы начать со слов И.Зейме:

Из общения с природой вы вынесете столько света,
Сколько вы захотите,
И столько мужества и силы,
сколько Вам нужно.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: где существует жизнь? (Жизнь на планете существует там, где для нее есть необходимые условия).

Ребята, но мы с Вами должны выяснить о каких условиях идет речь?
Запишите в тетради посередине заголовок (учитель заранее записал на доске)
«Необходимые условия для жизни живых организмов». Данные условия мы изобразим в виде схемы (под стрелочками учитель вывешивает на доску таблички)

  • температура
  • свет
  • влажность
  • давление
  • осадки
  • содержание кислорода
  • питательные вещества

Ребята, а какой экологический фактор отвечает за эти составляющие? (Абиотический фактор), т.е, фактор какой природы? (Неживой природы)
Многообразие живого мира делится на царства. Вспомните, что это за царства? (Растений, Животных, Грибов, Бактерий, Вирусов)
По-разному распределились на нашей планете ее обитатели. А  с чем это ребята может быть связано? (Со средой обитания)
– Тогда у меня  к Вам возникает следующий вопрос: А что такое среда обитания? (Это все, что окружает живой организм)
Какие среды обитания нам с вами известны? (Водная, почвенная, наземная, воздушная)

Задание: Вызвать к доске желающего, чтобы распределил среды обитания в хронологической последовательности, какая среда обитания появилась первой, а какая последней.

Задание: Возьмите в руки раздаточный материал по «Средам жизни» и с помощью его  приведите устно примеры каждой среды обитания.

Рассказ учителя: Условия на нашей планете разнообразны. И поэтому живым организмам приходиться приспосабливаться к жизни в различных условиях. Весь живой мир распределен по природным зонам.

Запись в тетрадь: (1 слайд Презентации)

Природная зона – это часть географического пояса с однородными климатическими условиями.

После просмотра презентации вам будет дано творческое задание, поэтому Презентацию смотрим очень внимательно!

Ну а теперь – творческое задание!

V. Творческое задание

– Посмотрите внимательно! У вас на  переднем бортике парты  приклеено задание с рисунками «Природных зон». вам необходимо подписать карандашом название природной зоны к каждому рисунку. Эту работу вы выполняйте в группе по 2 человека (2 мин.)

Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, от чего и от кого зависит многообразие живого мира? Этот вопрос Вам был дан на размышление дома на предыдущем уроке.  Кто готов озвучить свои размышления вслух?

Первый  ученик.

На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением человека разумного его деятельность стала оказывать все большее влияние на окружающий мир. С древнейших времен человек использовал растения и животных для своих нужд. Около 10 тыс. лет назад он начал одомашнивание животных и введение растений в культуру. Человек перешел от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Второй ученик.

Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными – привела к серьезным изменениям в природе. Человек стал замечать, что в результате его хозяйственной деятельности поредели густые леса. Сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.

Третий ученик.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Растут обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные  воды, воздух, почвы вызвали нарушения и гибель природных сообществ. Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Численность некоторых видов сократилась.

Четвертый ученик.

Привлекая внимание к бедственному положению, сложившемуся за последние десятилетия в природном мире, некоторые поэты неизменно подчеркивают, что сегодня как никогда ранее природа нуждается в защите от посягательств на нее со стороны тех, кто считает себя вправе переиначивать в ней все на свой собственный лад. Необходимы не разбазаривание природных богатств, а бережливое к ним отношение, не насильственное подчинение плодоносящей земли требованиям скорейшего удовлетворения необузданных потребностей людей, а спасение ее от необдуманного вмешательства в протекание природных процессов. Эта мысль отчетливо выражена в стихотворении Острового \"Красная книга\" (1984):

\"Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты оговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей\".

Пятый ученик.

Хотелось бы обратиться к человеку, быть Человеком. Творцом и созидателем, а не грабителем и разрушителем, не отдающим себе отчета в своих действиях, наносящих ущерб природе. В поэтическом мироощущении Викулова это обращение к человеку выражено следующими словами:

\"Ты – Человек. Ты – царь Природы. Так,
поскольку все в ней сущее подвластно
тебе... Живи, сверяя каждый шаг
С природою – и будет все прекрасно!
И царские замашки не лелей
в душе, и не давай себе свободы...
Ты – царь Природы, так.
Но знай; трудней
почувствовать себя венцом Природы!\"

Шестой ученик.

Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истрeблением животного и растительного мира. В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Дудина:

“Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас”.

Слово учителя: Из выше сказанного мне хотелось бы сделать вывод.

– Чем глубже познает человек законы природы, тем яснее понимает опасность ее дальнейших нeблагоприятных изменений.

– Спасибо! Вы просто молодцы!

VI. Домашнее задание:

1. §33, повторить записи в тетради, вклеить листочки с домашними вопросами в тетрадь и на них дать ответы (лежат у каждого учащегося на парте).
2. Рассмотрите рисунок 115 и объясни, почему, на твой взгляд, разнообразные живые организмы:

  • Неравномерно распределены по планете __________________________
  • Обитают в разных природных зонах ___________________________

VII. Закрепление изученного материала:

1. Какие условия для жизни необходимы живым организмам? (Температура, свет, давление, влажность, осадки, содержание кислорода, питательные вещества)
2. Что такое природная зона? (Часть географического пояса с однородными климатическими условиями)
3. Какие природные зоны выделяют в живом мире? (Арктика, тундра, тайга, степень, смешанный широколиственный лес, пустыня).

VIII. Выставление оценок за урок

1. Оценки за домашнее задание.
2. Оценки за работу на уроке.



Комментарии:

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

07 11 2025 17:12:41

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

06 11 2025 12:34:11

Поэзия и биология

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....

05 11 2025 10:31:10

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

04 11 2025 17:24:43

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"


    Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

      Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

03 11 2025 21:22:23

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

02 11 2025 18:31:34

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"


    Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

      Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся. ...

01 11 2025 5:33:48

Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"


    Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"

      Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...

31 10 2025 4:45:54

Тема урока: "Пища и культура питания"


    Тема урока: "Пища и культура питания"

      Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....

30 10 2025 16:57:10

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

29 10 2025 18:14:50

"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс


    "Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

      Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....

28 10 2025 6:31:19

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

27 10 2025 9:19:26

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

26 10 2025 12:51:17

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

25 10 2025 22:39:31

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

24 10 2025 5:45:36

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

23 10 2025 21:39:59

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

22 10 2025 8:54:32

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии


    Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

      Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....

21 10 2025 2:20:40

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

20 10 2025 3:45:58

Тема урока: "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Данная разработка предназначена для учащихся 8-го класса. При прохождении темы "Органы чувств" более интересным и привлекательным вариантом является компьютерный. Разработка включает вводную часть, где учитель знакомит с общим понятием "анализатор", предполагает активное включение учащихся в работу по изучению данной темы, презентацию учащихся по теме "Зрительный анализатор", а также различные варианты контроля. ...

19 10 2025 9:16:35

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

18 10 2025 2:21:47

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"


    Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

      На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

17 10 2025 7:57:43

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

16 10 2025 10:35:31

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

15 10 2025 0:10:23

Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"


    Конспект урока по биологии "Гумopaльная регуляция функций организма"

      Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

14 10 2025 22:21:16

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

13 10 2025 14:39:18

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

12 10 2025 1:38:37

Обобщающий урок-семинар по теме "Селекция животных, растений и микроорганизмов"

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....

11 10 2025 16:20:49

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

10 10 2025 0:50:14

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

09 10 2025 11:31:17

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

08 10 2025 20:44:55

Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс


    Урок-лекция по теме "Совместная жизнь видов в биогеоценозе". 10-й класс

      Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....

07 10 2025 4:20:57

Урок "Суд над господином Алкоголем"


    Урок "Суд над господином Алкоголем"

      Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употрeбления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе "Общей биологии" после изучения тем "Основы цитологии" и "Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

06 10 2025 15:58:58

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

05 10 2025 19:52:14

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

04 10 2025 20:42:12

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"


    Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

      На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

03 10 2025 11:41:14

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

02 10 2025 8:12:51

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

01 10 2025 22:19:36

Виртуальная экскурсия в природную экосистему Пионерского озера и прибрежных территорий

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

30 09 2025 14:55:26

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

29 09 2025 13:30:19

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....

28 09 2025 20:31:54

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

27 09 2025 9:15:56

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

26 09 2025 1:51:39

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

25 09 2025 0:21:13

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

      Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

24 09 2025 10:32:15

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

23 09 2025 19:23:24

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"


    Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"

      Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов. ...

22 09 2025 7:40:35

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс


    Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

      Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

21 09 2025 16:19:44

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

20 09 2025 6:19:36

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

19 09 2025 0:28:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::