Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс
Тема: Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения;
- обобщить знания об органах чувств;
- развивать умение обобщать, делать выводы.
Оборудование: таблицы: «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», «Органы вкуса, обоняния», рисунки, книга, лимон, нож, шарф.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Постановка целей и задач урока.
II. Проверка домашнего задания (Презентация).
III. Изучение нового материала
Учитель: Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы. Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трaнcформации её в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения – зрительные, обонятельные, слуховые и т. п.
Учитель: Что такое ощущение?
Ученик: Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.
Учитель: Ребята, послушаем отрывок «Могущество мечты» стр.52 кн. «Большой дом человечества». (Можно любой отрывок).
Учитель: Закройте глаза и попытайтесь
представить себе то, о чём вы услышите. (Чтение
отрывка)
– Кто из вас смог представить себе этот
древнегреческий миф?
– С помощью чего вы получили эту информацию? Ваши
ощущения?
– Ребята, приходилось ли вам рассматривать
играющего щенка? Поделитесь впечатлениями?
– Конечно, щенок имеет определённую форму,
размеры, окраску. В каждый момент времени он
занимает в прострaнcтве определённое место,
находящееся от нас на определённом расстоянии и
в определённом направлении. Если он сталкивается
с небольшим предметом, у нас создаётся
впечатление, что щенок является причиной его
движения. Всё это воспринимается нами при помощи
зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук
имеет определённую высоту, громкость и тембр и
исходит из определённой части прострaнcтва,
фактически из того места, в котором мы видим
щенка. Мы воспринимаем его в совокупности
свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что
перед нами – щенок.
Эксперимент
Для эксперимента приглашаю двух ребят. Завязываю шарфом глаза.
Учитель: Ребята, наблюдая за участниками эксперимента, сделайте вывод о чувствительности анализаторов и их взаимозаменяемости.
Показываю исследуемый предмет первому участнику эксперимента – книгу.
Учитель: Что я показала?
Ученик не знает. Затем листаю книгу.
– А теперь что можете сказать об исследуемом предмете? (Учащийся отвечает).
– При помощи какого анализатора вы это определили? (Учащийся отвечает).
– А теперь возьмите предмет в руки и убедитесь в правильности определения исследуемого предмета.
– Сними повязку с глаз.
– Какиеанализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте?
Дети делают вывод. 2-му участнику эксперимента показываю лимон.
– Что я показала?
Ученик не знает. Далее разрезаю лимон.
– А теперь как ты считаешь, что у меня в руках? Как определил? Положим кусочек в рот. Твои ощущения?
– Какиеанализаторы и органы чувств были задействованы в этом эксперименте?
Дети делают вывод.
Учитель: Скажите ребята, так существует ли чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость? (Суждения учащихся)
Учитель: Взаимодействие анализаторов
было отмечено ещё Ломоносовым. Позже о нём писал
И.М.Сеченов. Это явление есть одно из проявлений
единства сенсорной сферы. Оно проявляется в том,
что изменяется состояние одного анализатора при
одновременной работе другого. В
настоящее время физиологической основой
взаимодействия анализаторов считают близость
нервных путей и межцентральные связи. Известно,
что слух лучше принимает непрерывные сигналы, а
зрение – дискретные. Сигналы же опасности имеет
смысл вывести на болевой анализатор, который
непосредственно связан с оборонительным
рефлексом и который слабо адаптируется. Системность
сенсорной организации ведет к тому, что
возникает компенсация, когда какой-то анализатор
перестает работать, и другие берут на себя, хотя
бы частично, его функции. Все знают, что функции
зрения у слепых частично берут на себя слух и
осязание, которые становятся гораздо более
чувствительны, чем в норме. Благодаря этому
некоторые слепые занимаются скульптурой. У
некоторых глухих сильно развито чувство
вибрации. Оно дает им возможность \"слушать\"
музыку (они кладут руку на музыкальный
инструмент или поворачиваются спиной к
оркестру). Остановимся на случаях
слепо-глухо-немоты. В нашей стране жила
замечательная женщина–О.М. Скороходова. В
детстве она потеряла зрение, а потом и слух.
Однако ей повезло. Когда ей было 10 лет, психолог
Соколянский организовал специальную
школу-клинику. Благодаря методике, опирающейся
на тактильный анализатор, педагоги
устанавливали контакт с учениками, обучали их
специальному языку, давали им возможность
мыслить. Ольга научилась читать, стала писать
стихи, получила высшее психологическое
образование, написала книгу \"Как я
воспринимаю, представляю и понимаю окружающий
мир\". Надо отметить еще один вид
взаимодействия анализаторов – их связь с
эмоциональной сферой.
Еще об одном интересном феномене о \"кожном
зрении\". Вот выписка из протокола
опытов, проведенных в 1963 г. (Роза Кулешова –
жительница Нижнего Тагила. Возраст – 22 года.
Зрение нормальное. Цветоощущение – нормальное.
Работая лаборантом в школе слепых начала
обучаться в чтении шрифта по Брайлю. Примерно
через год научилась свободно читать при помощи
пальцев правой руки обычный шрифт и различать
цвета хроматических и ахроматических объектов.)
Возможны два объяснения этого феномена.
1. Проявляется взаимодействие,
взаимозаменяемость анализаторов,
2. Своеобразное явление, имевшее место на ранних
стадиях филогенеза, своеобразный атавизм. Ведь у
некоторых видов живых существ
световосприятие осуществляется за счет
специальных клеток на поверхности кожи.
– Перед тем, как послушаем сообщения
о гигиене органов слуха и зрения – проведём физминутку.
Гигиена органов слуха
Гигиена органов слуха начинается с ежедневного мытья ушей. В наружном слуховом проходе, ведущем от ушной paковины к баpaбанной перепонке, постоянно выделяется желтое липкое вещество – ушная сера.
Большое количество ушной серы, накопившейся в слуховом проходе, мешает хорошо слышать. |
Большое значение для профилактики заболеваний уха и сохранения слуха имеет нормальное носовое дыхание. Воспаление слизистой оболочки носа и горла приводит к тому, что слуховая труба заполняется слизью и давление воздуха в среднем ухе не может сравняться с наружным давлением. При этом человек испытывает своеобразное ощущение – заложенность в ушах. Нельзя сморкаться сразу обеими половинами носа, а нужно делать это попеременно, прижимая каждое крыло носа к перегородке.
Не сморкайтесь слишком сильно, когда у тебя насморк. Иначе воспаление из носа может распространиться на уши. |
Гигиена зрения
У некоторых школьников, особенно в старших
классах, развивается близорукость. Если же
выполнять несложные правила, то в большинстве
случаев можно предотвратить это нарушение
зрения.
Очень вредно держать книги и тетради на
расстоянии ближе 30см от глаз. Когда мы
рассматриваем предметы на близком расстоянии,
мышечный аппарат глаза напрягается, меняется
кривизна хрусталика, возникает быстрое
утомление и ухудшение зрительного восприятия.
При постоянном плохом освещении и неправильной
посадке выpaбатывается привычка рассматривать
все вблизи. В результате развивается
близорукость.
Упражнения для тренировки глаз
Для тренировки зрения нужно выполнять специальные упражнения. Наиболее простое из них следующее: попеременно смотрите то вдаль, мимо какой-нибудь точки рамы окна, то на эту точку. Такое упражнение выполняется 3-5мин через каждый час.
Эксперимент
Кожная чувствительность
– До тыльной стороны кисти дотроньтесь двумя
ножками циркуля, раздвинутыми не более чем на 20-25
мм.
– Что вы ощущаете?
– Проделайте вдвоем опыт. Возьмите циркуль и
линейку с миллиметровыми делениями.
Прикасайтесь раздвинутыми ножками циркуля к
разным участкам кожи тела и определяйте, на какое
расстояние нужно раздвинуть ножки циркуля, чтобы
получить ощущения не одного прикосновения, а
двух. Расстояние между ножками измеряйте по
линейке. Испытуемый должен закрыть глаза.
Результат оформляется в таблице. (См. Приложение 1)
Учитель: Ребята, какие участки тела оказались более чувствительными?
Вывод.
Учитель: Одно из качеств восприятия –
его избирательность. Воспринимая, мы обычно
выделяем один или несколько объектов, а все
остальное остаётся безразличным фоном. Это
особенно отчётливо наблюдается в так называемых
двойственных изображениях, которые, по-разному
осмыслив, можно и увидеть по-разному.
– Внимательно рассмотрите рисунки. Что
изображено на этих рисунках? (Приложение
2)
– Ребята, как объяснить мысль Аристотеля: «В уме
нет ничего, что сначала не прошло через органы
чувств»?
IV. Подведение итогов
Выставление оценок.
V. Домашнее задание: повторить тему анализаторы.
Комментарии:
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
15 01 2025 4:25:12
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
14 01 2025 3:30:53
В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....
13 01 2025 12:32:59
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
12 01 2025 18:45:17
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
11 01 2025 13:21:42
В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...
10 01 2025 10:38:46
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
09 01 2025 2:42:22
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
08 01 2025 5:47:50
Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....
07 01 2025 3:53:45
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
06 01 2025 9:47:57
На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....
05 01 2025 5:50:50
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
04 01 2025 13:58:57
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...
03 01 2025 1:40:34
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...
02 01 2025 15:24:38
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
01 01 2025 17:15:58
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
31 12 2024 6:34:38
Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....
30 12 2024 16:30:17
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
29 12 2024 22:52:17
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни. ...
28 12 2024 22:46:38
Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....
27 12 2024 18:25:56
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
26 12 2024 2:53:30
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...
25 12 2024 2:54:27
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
24 12 2024 14:47:12
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
23 12 2024 18:51:44
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе. ...
22 12 2024 18:54:13
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
21 12 2024 7:18:29
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
20 12 2024 19:21:40
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
19 12 2024 5:23:22
Игровая форма урока повышает интерес учащихся к предмету, развивает взаимоуважение, умение работать в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. "Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники"....
18 12 2024 20:21:12
Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...
17 12 2024 20:45:31
Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...
16 12 2024 8:44:27
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
15 12 2024 22:28:23
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
14 12 2024 7:15:48
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
13 12 2024 22:37:29
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
12 12 2024 6:35:45
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
11 12 2024 11:49:18
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
10 12 2024 12:34:38
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
09 12 2024 12:18:17
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...
08 12 2024 1:40:41
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
07 12 2024 11:19:11
Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
06 12 2024 17:38:32
В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...
05 12 2024 20:11:56
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
04 12 2024 4:27:36
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
03 12 2024 12:44:51
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
02 12 2024 19:21:25
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
01 12 2024 21:25:58
Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....
30 11 2024 21:15:23
Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...
29 11 2024 20:23:46
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
28 11 2024 21:39:13
Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....
27 11 2024 7:58:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::