Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

Пояснительная записка
Программа факультативного курса “Биология. Система живой природы” рассчитана на учащихся 6 или 7 класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
Содержание
Введение 2 часа
- Система органического мира. Великие систематики. Аристотель. Жан Бюффон. Карл Линней.
Систематика растений 16 часов
- Низшие растения. Водоросли. Особенности их строения и жизнедеятельности.
- Роль водорослей в природе. Пpaктическое значение и охрана водорослей.
- Высшие растения. Псилофиты – первые наземные растения. Мхи, строение и жизнедеятельность, роль в природе. Хозяйственное значение.
- Папоротники, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и значение в жизни человека.
- Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных.
- Многообразие голосеменных, их роль в природе и жизни человека.
- Покрытосеменные растения, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация Покрытосеменных.
- Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Бобовых. Семейство Розоцветных. Семейство Пасленовых.
- Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаковые.
- Влияние деятельности человека на видовое разнообразие растений. Охрана растений.
Систематика животных 16 часов
- Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. Жгутиконосцы. Инфузории.
- Многоклеточные животные.
- Беспозвоночные.
- Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.
- Тип Кишечнополостные. Классы: гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
- Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.
- Тип Круглые черви.
- Тип Кольчатые черви. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки.
- Тип Моллюски. Классы: брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
- Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские Ежи, Голотурии, Офиуры.
- Тип Члeнистоногие. Классы: Paкообразные, Паукообразные, Насекомые. Отряды Насекомых: Таpaкановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы, Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, блохи, Перепончатокрылые.
- Позвоночные.
- Тип Хордовые. Класс Хрящевые рыбы Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.
- Класс Земноводные. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие.
- Класс Пресмыкающиеся. Отряды: Чешуекрылые, Черепахи, Крокодилы.
- Класс Птицы. Отряды: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные, Дневные хищники, Совы, Куриные, Воробьиные, Голенастые.
- Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
Заключение 2 часа
- Законы России об охране живой природы. Система мониторинга.
Знания умения навыки
Знания по систематике растений и животных, умение работать со словарем биологических терминов, составление описания признаков конкретных видов растений и животных, навыки работы с определителем и определительными карточками.
Литература для учащихся
- Губанов И.А. и др. Определитель высших растений. – М.: Просвещение, 2003.
- Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. – М.: Топикал, 2005.
- Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и западной Сибири. Справочник-определитель. Екатеринбург. Изд. Урал. Универ. 2001.
Тематическое планирование
| № п/п | Тема урока | Дата проведения | Корректировка |
| 1 | Введение. Система органического мира. | ||
| 2 | Великие систематики. Аристотель. Жан Бюффон. Карл Линней. | ||
| 3 | Низшие растения. Водоросли. Особенности
их строения и жизнедеятельности. Роль водорослей в природе. Пpaктическое значение и охрана водорослей. |
||
| 4 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 5 | Высшие растения. Псилофиты – первые наземные растения. Мхи, строение и жизнедеятельность, роль в природе. Хозяйственное значение. | ||
| 6 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 7 | Папоротники, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и значение в жизни человека. | ||
| 8 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 9 | Семенные растения. Особенности
строения и жизнедеятелбности голосеменных. Многообразие голосеменных, их роль в природе и жизни человека. |
||
| 10 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 11 | Покрытосеменные растения, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация Покрытосеменных. | ||
| 12 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 13 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Бобовых. Семейство Розоцветных. Семейство Пасленовых. | ||
| 14 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 15 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаковые. | ||
| 16 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 17 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 18 | Заключительное занятие. Влияние деятельности человека на видовое разнообразие растений. Охрана растений. | ||
| 19 | Систематика животных 16 часов Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. Жгутиконосцы. Инфузории. |
||
| 20 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 21 | Многоклеточные животные. Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. |
||
| 22 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 23 | Тип Кишечнополостные. Классы: гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | ||
| 24 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 25 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные,
Сосальщики, Ленточные. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. |
||
| 26 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 27 | Тип Моллюски. Классы: брюхоногие,
Двустворчатые, Головоногие. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 28 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские Ежи, Голотурии, Офиуры. | ||
| 29 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 30 | Тип Члeнистоногие. Классы:
Paкообразные, Паукообразные, Насекомые. Отряды
Насекомых: Таpaкановые, Прямокрылые, Уховертки,
Поденки, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы, Бабочки,
Равнокрылые, Двукрылые, блохи,
Перепончатокрылые. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 31 | Позвоночные. Тип Хордовые. Класс Хрящевые рыбы Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 32 | Класс Земноводные. Отряды: Бесхвостые,
Хвостатые, Безногие. Класс Пресмыкающиеся. Отряды: Чешуекрылые, Черепахи, Крокодилы. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 33 | Класс Птицы. Отряды: Пингвины,
Страусообразные, Нандуобразные,
Казуарообразные, Гусеобразные, Дневные хищники,
Совы, Куриные, Воробьиные, Голенастые. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 34 | Класс Млекопитающие. Отряды:
Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные,
Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные,
Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные,
Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.
Животный мир и хозяйственная деятельность
человека. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных Законы России об охране живой природы. Система мониторинга |
Комментарии:
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
06 12 2025 9:24:39
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
05 12 2025 0:56:52
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
04 12 2025 20:28:51
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
03 12 2025 4:21:57
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
02 12 2025 20:11:10
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
01 12 2025 23:13:21
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
30 11 2025 17:51:19
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
29 11 2025 7:25:46
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
28 11 2025 4:32:35
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
27 11 2025 14:48:28
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
26 11 2025 7:43:29
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
25 11 2025 18:48:35
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
24 11 2025 20:46:15
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
23 11 2025 2:44:42
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....
22 11 2025 17:28:39
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
21 11 2025 22:50:24
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
20 11 2025 7:39:20
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
19 11 2025 1:43:36
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....
18 11 2025 23:12:26
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
17 11 2025 17:32:15
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
16 11 2025 12:36:12
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
15 11 2025 19:38:59
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
14 11 2025 22:53:34
Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
13 11 2025 22:11:51
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
12 11 2025 10:17:56
Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...
11 11 2025 20:28:28
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
10 11 2025 18:15:33
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
09 11 2025 12:30:26
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
08 11 2025 21:41:36
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
07 11 2025 0:39:17
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
06 11 2025 14:58:54
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
05 11 2025 14:33:40
В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...
04 11 2025 15:44:37
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
03 11 2025 12:30:30
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
02 11 2025 16:35:10
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
01 11 2025 7:31:37
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
31 10 2025 3:22:37
На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....
30 10 2025 19:19:25
Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...
29 10 2025 5:54:14
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
28 10 2025 7:50:53
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
27 10 2025 8:43:46
Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем.
...
26 10 2025 5:52:27
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
25 10 2025 4:29:38
Урок обобщает и закрепляет знания учащихся по теме «Покрытосеменные растения»....
24 10 2025 11:57:30
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
23 10 2025 1:55:26
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
22 10 2025 23:54:24
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
21 10 2025 22:35:30
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
20 10 2025 18:52:48
В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии.
...
19 10 2025 6:41:35
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
18 10 2025 6:36:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




