Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

Пояснительная записка
Программа факультативного курса “Биология. Система живой природы” рассчитана на учащихся 6 или 7 класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
Содержание
Введение 2 часа
- Система органического мира. Великие систематики. Аристотель. Жан Бюффон. Карл Линней.
Систематика растений 16 часов
- Низшие растения. Водоросли. Особенности их строения и жизнедеятельности.
- Роль водорослей в природе. Пpaктическое значение и охрана водорослей.
- Высшие растения. Псилофиты – первые наземные растения. Мхи, строение и жизнедеятельность, роль в природе. Хозяйственное значение.
- Папоротники, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и значение в жизни человека.
- Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных.
- Многообразие голосеменных, их роль в природе и жизни человека.
- Покрытосеменные растения, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация Покрытосеменных.
- Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Бобовых. Семейство Розоцветных. Семейство Пасленовых.
- Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаковые.
- Влияние деятельности человека на видовое разнообразие растений. Охрана растений.
Систематика животных 16 часов
- Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. Жгутиконосцы. Инфузории.
- Многоклеточные животные.
- Беспозвоночные.
- Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.
- Тип Кишечнополостные. Классы: гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
- Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.
- Тип Круглые черви.
- Тип Кольчатые черви. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки.
- Тип Моллюски. Классы: брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
- Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские Ежи, Голотурии, Офиуры.
- Тип Члeнистоногие. Классы: Paкообразные, Паукообразные, Насекомые. Отряды Насекомых: Таpaкановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы, Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, блохи, Перепончатокрылые.
- Позвоночные.
- Тип Хордовые. Класс Хрящевые рыбы Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.
- Класс Земноводные. Отряды: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие.
- Класс Пресмыкающиеся. Отряды: Чешуекрылые, Черепахи, Крокодилы.
- Класс Птицы. Отряды: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные, Дневные хищники, Совы, Куриные, Воробьиные, Голенастые.
- Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
Заключение 2 часа
- Законы России об охране живой природы. Система мониторинга.
Знания умения навыки
Знания по систематике растений и животных, умение работать со словарем биологических терминов, составление описания признаков конкретных видов растений и животных, навыки работы с определителем и определительными карточками.
Литература для учащихся
- Губанов И.А. и др. Определитель высших растений. – М.: Просвещение, 2003.
- Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. – М.: Топикал, 2005.
- Рябицев В.К. Птицы Урала, Приуралья и западной Сибири. Справочник-определитель. Екатеринбург. Изд. Урал. Универ. 2001.
Тематическое планирование
| № п/п | Тема урока | Дата проведения | Корректировка |
| 1 | Введение. Система органического мира. | ||
| 2 | Великие систематики. Аристотель. Жан Бюффон. Карл Линней. | ||
| 3 | Низшие растения. Водоросли. Особенности
их строения и жизнедеятельности. Роль водорослей в природе. Пpaктическое значение и охрана водорослей. |
||
| 4 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 5 | Высшие растения. Псилофиты – первые наземные растения. Мхи, строение и жизнедеятельность, роль в природе. Хозяйственное значение. | ||
| 6 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 7 | Папоротники, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и значение в жизни человека. | ||
| 8 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 9 | Семенные растения. Особенности
строения и жизнедеятелбности голосеменных. Многообразие голосеменных, их роль в природе и жизни человека. |
||
| 10 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 11 | Покрытосеменные растения, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация Покрытосеменных. | ||
| 12 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 13 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Бобовых. Семейство Розоцветных. Семейство Пасленовых. | ||
| 14 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 15 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаковые. | ||
| 16 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 17 | Пpaктическая работа. Определение видов данной группы растений. | ||
| 18 | Заключительное занятие. Влияние деятельности человека на видовое разнообразие растений. Охрана растений. | ||
| 19 | Систематика животных 16 часов Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. Жгутиконосцы. Инфузории. |
||
| 20 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 21 | Многоклеточные животные. Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. |
||
| 22 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 23 | Тип Кишечнополостные. Классы: гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | ||
| 24 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 25 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные,
Сосальщики, Ленточные. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. |
||
| 26 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 27 | Тип Моллюски. Классы: брюхоногие,
Двустворчатые, Головоногие. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 28 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские Ежи, Голотурии, Офиуры. | ||
| 29 | Пpaктическая работа. Определение данной группы животных | ||
| 30 | Тип Члeнистоногие. Классы:
Paкообразные, Паукообразные, Насекомые. Отряды
Насекомых: Таpaкановые, Прямокрылые, Уховертки,
Поденки, Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы, Бабочки,
Равнокрылые, Двукрылые, блохи,
Перепончатокрылые. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 31 | Позвоночные. Тип Хордовые. Класс Хрящевые рыбы Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 32 | Класс Земноводные. Отряды: Бесхвостые,
Хвостатые, Безногие. Класс Пресмыкающиеся. Отряды: Чешуекрылые, Черепахи, Крокодилы. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 33 | Класс Птицы. Отряды: Пингвины,
Страусообразные, Нандуобразные,
Казуарообразные, Гусеобразные, Дневные хищники,
Совы, Куриные, Воробьиные, Голенастые. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных |
||
| 34 | Класс Млекопитающие. Отряды:
Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные,
Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные,
Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные,
Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы.
Животный мир и хозяйственная деятельность
человека. Пpaктическая работа. Определение данной группы животных Законы России об охране живой природы. Система мониторинга |
Комментарии:
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
22 12 2025 23:43:15
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
21 12 2025 8:47:25
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
20 12 2025 4:33:21
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
19 12 2025 11:52:15
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
18 12 2025 11:20:33
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
17 12 2025 22:30:29
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
16 12 2025 6:28:31
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
15 12 2025 13:21:24
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
14 12 2025 13:15:23
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
13 12 2025 16:40:19
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
12 12 2025 0:36:30
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
11 12 2025 12:44:44
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
10 12 2025 14:46:20
Представленный урок завершает изучение темы «Развитие жизни на Земле». Использование игровых моментов на уроке делает его интересным и запоминающимся. При проведении урока были использованы презентация учителя, использующаяся на разных этапах урока, и презентация учащихся – как опережающее задание по изучению нового материала....
09 12 2025 11:22:37
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
08 12 2025 11:56:33
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
07 12 2025 13:26:11
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
06 12 2025 20:15:37
Работа представляет собой полную разработку урока по теме «Что я знаю о живых организмах» по природоведению (5-й класс, учебник: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, программа под редакцией И.Н. Пономарёвой). Урок в форме игры «Копилка»....
05 12 2025 21:39:14
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
04 12 2025 3:32:40
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
03 12 2025 19:13:12
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
02 12 2025 7:39:36
Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....
01 12 2025 7:43:26
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
30 11 2025 21:50:11
Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему «Фишбоун» (эту схему разработала методист БелРИПКППС М.В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное.
...
29 11 2025 5:52:56
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
28 11 2025 4:56:23
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
27 11 2025 15:59:26
Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации.
Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....
26 11 2025 17:24:46
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора.
...
25 11 2025 5:54:26
Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....
24 11 2025 14:25:46
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
23 11 2025 9:45:12
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
22 11 2025 21:38:45
Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий.
...
21 11 2025 11:39:45
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
20 11 2025 6:51:28
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
19 11 2025 5:21:46
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
18 11 2025 5:13:51
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала.
...
17 11 2025 5:33:39
При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....
16 11 2025 9:53:29
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
15 11 2025 3:56:38
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
14 11 2025 16:18:30
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
13 11 2025 7:30:14
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
12 11 2025 21:58:13
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
11 11 2025 15:57:35
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
10 11 2025 14:52:36
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
09 11 2025 5:33:40
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
08 11 2025 2:58:59
Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....
07 11 2025 11:41:38
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
06 11 2025 8:11:33
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
05 11 2025 14:42:10
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
04 11 2025 16:57:34
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
03 11 2025 11:49:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев