Стебель как основная часть побега

Словно основание природы,
Прочность комля в дереве я чту –
Он осуществляет переходы
Кроны в корни, света в темноту
Ю.Линник “Земля”
Цель: изучение нового материала
Форма урока: комбинированная
Задача урока: изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями
Оборудование: таблица “Строение стeбля”, слайды “Виды стeблей”, под-борка загадок и стихотворений о стeбле, слайды с опытами.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка знаний учащихся
- Изучение нового материала
1) Есть загадка о строении растения:
Один – в земле копается,
Другой – в свету купается;
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя.
2) О каких друзьях идет речь в этой загадке? (Корни и листья)
3) Какой орган растения помогает им дружить, поддерживает их взаимосвязь? (Стебель)
4) Как осуществляется эта взаимосвязь?
- Демонстрация опытов:
- Ветка сирени и бальзамина в воде, подкрашенной чернилами.
- Окольцованная (сухая) ветка с образовавшимся наплывом.
5) Что доказывают представленные здесь опыты?
Итак, стебель – это орган растения, по которому движется (восходит) от корня вода и растворенные в ней минеральные вещества, а нисходят органические вещества, образованные в листьях. Стебель поддерживает листья, выносит их к свету.
6) Какие растения являются чемпионами мира по высоте?
Учащиеся рассматривают слайды секвойи, эвкалипта.
7) Какие растения самые высокие в наших лесах?
(Деревья: ель, сосна, тополь; травы: купырь, тростник).
8) Секвойя и эвкалипт имеют самые высокие стeбли в мире, но не самые длинные. У каких растений самые длинные стeбли?
(Ротанговые пальмы – тропические лианы с крупными перистыми листьями имеют покрытый шипами стебель длиной 300-400м). Учащиеся рассматривают слайд.
9) Высота или длина стeбля – результат его роста. Как же осуществляется рост стeбля? Для того, чтобы это выяснить, заранее на стебель проростка гороха нанесем тушью через каждый миллиметр черточки. Где они больше всего раздвинутся? Мы наблюдаем, что это происходит на верхнем конце проростка. Значит, стeбли растут своей верхушкой. (Учащиеся рассматривают слайды) Однако не у всех:
Есть стeбли с хитринкой – растут серединкой. (Злаки, зонтичные)
У злаков растет каждое междоузлие. Благодаря такому росту (вставочному) стебель самого крупного в мире злака – бамбука в благоприятных условиях удлиняется на 42,5 см в сутки. Если уставший путник повесит свою шляпу на бамбук и уснет, то, проснувшись утром, вряд ли сможет ее достать.
Наряду с растениями, обладающими высокими и длинными стeблями, встречаются такие, которые имеют стебель укороченный.
10) Какие представители нашей флоры имеют укороченный стебель?
(Укороченный стебель у одуванчика, подорожника. Это своеобразная, защита от вытаптывания.)
На дороге, где пеший и конный
Днем и ночью печатает след,
Подорожник пробился зеленый
Из-под старого камня на свет.
Он растет, утопая в дорожной
Утрамбованной душной пыли,
Непокорный крепыш подорожник
Нелегко оторвать от земли.
(В.Степанов)
Исключительно разнообразны растения по толщине своих стeблей (стволов).
11) Какие растения имеют самый толстый стебель?
То ли верить, то ли нет,
Обошла молва весь свет,
Что на пне под звон гитар
Танцевали двадцать пар!
Ствол секвойи гигантской может достигать в обхвате 48 м. Газеты сообщали, что на пне одного такого растения помещались пианино, четыре музыканта и 16 танцующих пар (слайд). Благодаря своей высоте, эти деревья не кажутся такими уж толстыми.
Другое дерево – баобаб - обитатель тропических саванн (слайд). Его ствол имеет диаметр 4-10 м и высоту до 20 м и обычно полый. Внутри такого ствола могли бы свободно разместиться на ночлег 20-30 человек.
12) Как можно определить возраст срубленного дерева?
Вширь растет Игнашка,
Что ни год – рубашка,
Старую не сменит,
Новую наденет.
Сколько лет Игнашке?
Посчитай рубашки!
(“Рубашка” - годичные слои древесины.)
Сколько колец на пеньке, столько лет дереву; не случайно говорят, что паспорт дерева в пеньке спрятан. Стeбли растений могут иметь самую необычную форму. У опунций они плоские, как лепешки, у эхинокактуса – совсем круглые (Слайд).
У бутылочного дерева стебель по форме напоминает бутылку.
Стeбли растений по-разному выносят листья к свету. У секвойи, тополя стeбли прямостоячие. Стeбли некоторых растений не поднимаются вверх без опоры на другие растения. Для этого они имеют специальные приспособления. Часто их за это называют акробатами. Если растение не находит опоры, то оно стелется по земле.
13) Какие растения-акробаты вам известны?
(К растениям – акробатам относятся: хмель, вьюнок).
Перепyтaна вся нива,
В ней и вдоль и поперек
Вьется, стелется лениво
Бледно-розовый вьюнок.
(Н. Холодковский)
14) Какие приспособления имеются у растений - акробатов, чтобы подниматься вверх?
(Стeбли некоторых растений семейства бобовых цепляются с помощью видоизмененных листовых пластинок – усиков.)
Усатый мужичок
Зацепился за сучок –
На усах повис,
Не падает вниз.
(Стeбли хмеля, декоративной фасоли вьются вокруг опоры. Плющ ползет по стене с помощью придаточных корней ).
Вверх по стене крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.
Растения с вьющимися и лазающими стeблями иначе называются лианами. Необычайно разнообразные и мощные лианы растут в дебрях влажных тропических лесов, их называют еще растениями – душителями.
Лиана обивает дерево,
К его стволу лукаво льнет,
И дерево почти поверило
Сердечности ее забот.
В дремучих джунглях
влажность пряная,
И крики наглых обезьян,
И духота такая пьяная,
Что каждый стебель ею пьян.И вот обманщица ползучая
Злодейство празднует свое:
Лесной гигант, как цепью, скручен
Коварной нежностью ее.
Она живет чужими соками,
Такая слабая на вид.
И крону дерева высокого
Уже никто не оживит.
(О. Высоцкая)
15) Какие растения с ползучими стeблями вы знаете?
Под ногой прижимистой
Стебель лег пружинистый,
А нога пройдет-
Стебелек встает.
(Птичья гречиха)
Побеги могут иметь необычные и интересные видоизменения. Посмотришь на такие образования и не сразу поймешь, что это побег.
16) О каких видоизменениях говорится в загадках?
У лысой головки
Есть глазки и бровки,
Глаза чуть-чуть раскосы,
А брови – безволосы.
(Клубень картофеля)
Десять бочек туго
Вставлены друг в друга,
И только дно
У них одно.
(Луковица, дно – укороченный стебель)
В земле веревочка,
А в ней – кладовочка.
(Корневище пырея, ландыша)
17) Как отличить корневище от корня?
(Показать на корневище ландыша листовые рубцы)
От солнца скрыт,
В земле закрыт:
Есть на нем чешуек след…
То ли корень, то ли нет?!
18) Какое значение для растения имеют такие видоизменения побега, как клубни и корневища?
С помощью клубней и корневищ растения вегетативно размножаются, в них откладываются про запас питательные вещества. Растения могут запасать в стeблях не только органические вещества, но и воду.
19) Какие растения обладают способностью запасать в стeблях воду, и какое значение это имеет для них?
Запасая в стeблях большое количество воды, кактусы могут выносить длительную засуху, расти в условиях пустыни. Известен такой факт: огромный эхинокактус весом 37 кг находился шесть лет в комнате, будучи оторванным от почвы. За это время он “похудел” на 11 кг и все же не погиб.
20) Как называется это колючее растение, и где у него стeбли и листья?
(Демонстрация комнатного растения – иглицы)
На окошке маскарад –
Все меняет свой наряд:
Стебель рядится листом,
А листочек стал шипом.
С помощью различных видоизменений стeбля происходит вегетативное размножение растений. Клубнями размножается картофель. А злостный сорняк пырей – с помощью корневищ, в этом и заключается трудность борьбы с ним.
21) А как размножается растение, про которое говорят:
У мамы – дочки на шнурочке? ( Земляника, комнатное растение камнеломка – с помощью стелющихся побегов – усов)
Вегетативное размножение может осуществляться также отрезками надземных побегов (черенками)
И сучок от корней не откажется,
Когда под землею окажется.
22) Какие растения нашей флоры легко размножаются черенками?
(Ива, тополь, смородина)
23) Какое значение для человека имеют стeбли растений?
Стeбли древесных растений дают ценнейший строительный материал, древесину, важнейшее сырье для химической промышленности. Древесина различных видов деревьев отличается цветом, рисунком, твердостью и плотностью. Твердая и тяжелая древесина у самшита, груши, у так называемого железного дерева, которое тонет в воде, у тропического дерева бакаут. Самая легкая, внешне чем-то напоминающая пенопласт, древесина у бальсового дерева. Именно из нее был изготовлен плот Кон-Тики известного путешественника Тура Хейердала.
Кора пробкового дерева идет на изготовление спасательных поясов, кругов, ценится как изоляционный материал. Из толстых стeблей бамбука изготавливают всевозможную посуду, из тонких его стeблей – трости, палки, удочки (слайды).
Различные породы деревьев поражают нас богатством цветов и рисунков (текстуры) своей древесины. Наглядный пример этому – прекрасные коллекции паркетных полов русских дворцов (слайды о паркетных полах дворцов Петергофа, Останкино)
24) Где же используется древесина?
Человек издавна использовал древесину в строительстве жилищ, соборов, храмов. Шедевром русского деревянного зодчества является двадцатидвуглавая Преображенская церковь в Кижах на Онежском озере. Смотришь на это творение рук человечества и диву даешься. Каждый купол церкви покрыт множеством разных осиновых дощечек, называемых лемехом (слайды из набора “Деревянная сказка”)
На заветном острове,
На высоком месте
Церковь эту выстроил
Мастер Нестор.
Двадцатидвуглавое
Он поставил чудо,
И видать его дано
Всем и отовсюду.А когда последний купол
Мастер вынес в небо,
Он забросил свой топор
В бурную Онегу.
И взлетели как стрижи
Огненные зори.
Вот и все -
Стоят Кижи
На Онежском море. (А.Прокофьев)
Кроме строительства зданий и сооружений, древесина используется в производстве мебели, шпал для железных дорог, при изготовлении телеграфных столбов и др. Древесина также представляет собой важное сырье для химической промышленности.
25) Какие продукты дает древесина при химической переработке?
Можно использовать таблицу или слайд по книге Н.М.Верзилина “Растения в жизни человека” (1952г.)
В темном лесу зародилась,
Белым холстом расстелилась.
(Бумага)Не в поле, а в лесочке
Выросли сорочки.
(Искусственный шелк из древесины)
26) Стeбли каких растений дают нам ценное естественное волокно?
Паренек синеглаз
Нам рубашки припас.
Был - тростинкой
Стал – простынкой.
(Лен)
Откуда мочало
Берет начало?
(Лыко липы)
27) Применение древесины в промышленности и быту ведет к гибели деревьев. А как можно использовать их стволы, не вырубая деревьев?
Короткой пробежкой
Вполсилы
Топор высекает стрелу,
И липкая кровь древесины
Течет в котелок по стволу.
Спокойны, как доноры, сосны,
И свой соблюдая черед,Добытчицы словно медсестры
Бесшумный проводят обход.
Живица -янтарное слово!
Я лесом иду, а она
По врезам сочится медово,
Весна на делянках, весна!
(В.Соколов “Живица”)
Живица, получаемая при подсечке деревьев (сосны, ели), содержит эфирное масло (скипидap) и твердую смолу (канифоль). Они широко применяются в производстве лаков, пластмасс, в медицинской промышленности.
28) Стeбли каких еще известных вам растений используются для сбора живицы?
В кадке вырос куст –
И широк и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол – бузиновый,
Сок – резиновый.
(Фикус)
Естественный каучук, добываемый в основном из гевеи, несмотря на широкое использование синтетического, не утратил сегодня своего значения и производится в тропических странах.
Соки, смолы, вытекающие из пораненных стволов деревьев, используются человеком не только в технических целях, но и в пищу.
29) Какие же деревья подсекают с этой целью?
Береза может выделять за срок подсечки (коней апреля, начало мая) более 100 л сока без особого для себя вреда.
Его слезами называют –
Напрасно! Слезы – солоны.
Береза белая, живая, -
Отрада здешней стороны.
И сразу, как весна приходит,
Ребята в колочки бегут
За сладким соком,
Что в народе
У нас березовкой зовут.
И пьют непьяный сок, пьянея,
Смелей становятся, сильней,
Еще открыться не умея
В любви к родной земле
(А.Баева)
В Америке широко используется сок сахарного клена. Из пораненного ствола тропической сахарной пальмы течет сок, содержащий 5-6% сахара. Из каждого надреза вытекает в сутки 5-7 л пасоки. Жители тропиков делают из него национальный напиток – тодди.
В тропических странах есть растения, которые в шутку называют дерево – корова. При подсечке его вытекает жидкость, по своим вкусовым качествам, внешнему виду и питательным свойствам напоминающая коровье молоко.
30) Стeбли каких растений используются человеком в пищу?
Зелень веток и плоды –
Ни скоту, ни людям;
В корне тоже нет еды,
Что же есть мы будем?!
(Клубни картофеля)На грядке, за амбаром,
Разросся стебель шаром.
Стебель – кубышка,
По вкусу – кочерыжка.
(Кольраби)
Колонны белоствольных красавиц-берез в лесу вызывают у нас восторг и восхищение. Красоту и радость дарит нам сосновый бор. Стволы этих деревьев с медной чешуйчатой корой, с каплями янтарной смолы, источают изумительный, полный целебной силы аромат (Слайды: березовая роща, сосновый бор)
В деревьях музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы ни фальшивых, ни избитых
Мелодий не услышим в них.
Не буки скрещивают руки,
Не вязы связывают кров, -
То над землею виснут звуки
Изгибов веток и стволов.
(Л.Вышеславский “Ветки”)
Закрепление пройденного материала.
Комментарии:
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
26 12 2025 11:42:46
Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....
25 12 2025 4:45:55
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
24 12 2025 14:46:45
Урок «Многообразие птиц в природе» построен по принципу интеллектуальной передачи «Своя игра». Развивается познавательный интерес учащихся, анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, расширяется кругозор....
23 12 2025 10:19:17
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
22 12 2025 18:38:45
Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
21 12 2025 12:34:49
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
20 12 2025 18:26:15
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
19 12 2025 22:36:33
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
18 12 2025 23:45:32
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
17 12 2025 22:36:47
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
16 12 2025 11:23:14
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
15 12 2025 12:46:33
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
14 12 2025 0:21:57
Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....
13 12 2025 22:16:57
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
12 12 2025 11:10:10
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
11 12 2025 17:39:15
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
10 12 2025 0:24:42
Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....
09 12 2025 18:27:45
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
08 12 2025 1:27:21
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
07 12 2025 22:32:53
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
06 12 2025 20:17:31
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
05 12 2025 4:45:24
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
04 12 2025 2:10:52
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
03 12 2025 19:36:42
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
02 12 2025 12:50:30
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
01 12 2025 23:13:34
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
30 11 2025 3:28:20
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
29 11 2025 17:47:18
Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
28 11 2025 0:17:52
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
27 11 2025 5:44:12
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
26 11 2025 13:34:55
Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....
25 11 2025 18:54:14
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
24 11 2025 4:49:14
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
23 11 2025 16:24:21
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
22 11 2025 23:21:55
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....
21 11 2025 19:25:19
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
20 11 2025 11:30:55
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
19 11 2025 20:30:10
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
18 11 2025 5:41:19
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
17 11 2025 11:53:49
Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....
16 11 2025 3:14:42
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы.
...
15 11 2025 5:36:50
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
14 11 2025 20:55:55
Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....
13 11 2025 19:37:13
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
12 11 2025 0:55:32
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
11 11 2025 13:44:51
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
10 11 2025 6:22:10
Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....
09 11 2025 1:58:59
Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца».
...
08 11 2025 18:54:31
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
07 11 2025 23:47:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Значение животных в природе и жизни человека
Внутреннее строение листьев