Урок формирования универсальных учебных действий по теме "Отделы растений. Водоросли". 5-й класс
Цель: развитие учебно-познавательной, исследовательской и коммуникативной компетентностей учащихся.
Задачи:
- Образовательная – формирование у учащихся представления о низших растениях на примере водорослей.
- Воспитательная – формирование коммуникативных универсальных учебных действий, в том числе умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- Развивающая – развитие исследовательских умений школьников, составляющих познавательные УУД.
Предполагаемые результаты:
- Личностные;
А) формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
Б) формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). - Метапредметные;
А) овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи,
Б) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, CD дисках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
В) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. - Предметные:
А) знание термина “низшие растения”,
Б) умение распознавать водоросли различных отделов, распознавать и описывать внешнее строение водорослей,
В) объяснение роли водорослей в природе и жизни человека,
Г) сравнение по заданным критериям одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Микроскоп, вода из аквариума, предметное и покровное стёкла, пипетка, фильтровальная бумага.
3. Аквариум с элодеей, спирогирой, нителлой.
4. Гербарий “Основные отделы царства растений”.
5. Книги
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989.
- Жизнь растений. Т.3. Водоросли. Лишайники. – М.: Просвещение, 1997.
- Биология. Под общей редакцией Соколовой Н.П. – М.: Высшая школа, 1987.
6. Печатные таблички с названием водорослей магниты.
Основные этапы урока | Деятельность учащихся | ||||
Добрый день, ребята! Ребята, давайте вспомним, какие царство живой природы мы начали изучать? На какие группы делятся все растения? По каким признакам осуществляется это деление? Сегодня к нам в гости зашел владыка морей и океанов. Он приготовил вам несколько вопросов. (Презентация) |
Определяют смысл информации. | ||||
Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь на уроке? Какова тема нашего урока? |
Отгадывают загадки. Определяют и озвучивают тему урока. Заполняют рабочие листы.
|
||||
У вас на столах лежат рабочие листы. Сегодня мы работаем с ними. Подпишите рабочие листы и запишите тему урока. (Приложение 2) Что вы знаете о водорослях? Что хотели бы узнать?
Делали ли вы в своей жизни какие-то открытия? Ощущали ли вы себя в роли Архимеда? Знакомо ли вам, то заветное слово, которое он произнес? Для того, чтобы найти ответы на ваши вопросы и сделать открытие, нужно провести исследование. Что такое исследование мы с вами знаем. Давайте выделим основные этапы научного исследования.
Для любого исследования необходимо оборудование. Какое оборудование необходимо вам для работы? Назовите все необходимое, что лежит у вас на столах (микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, фильтровальная бумага). Вернемся к этапам нашего исследования. Назовите первый этап. Задумывались ли вы над тем, от куда появилось слово водоросли? (Презентация) Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений. В чем вы видите проблему? |
Взаимодействие с учителем во время фронтальной работы. Заполняют таблицу в рабочих листах Работа с информацией, предложенной в рабочих листах. Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочий лист. Осуществляют поиск информации. Выявляют суть проблемы. |
||||
Проблема: все ли растения, растущие в воде, будут водоросли? Для решения данной проблемы сформулируем гипотезу. Гипотеза: если все растения, плавающие в воде водоросли, то у них не должно быть листьев, стeблей и корней. Любая гипотеза требует подтверждения. Почему? Чем представлено тело водоросли? Сформулируйте вывод. Обсудите его в паре. Запишите в рабочий лист. |
Озвучивают правило постановки проблемы Формулируют гипотезу. Обсуждают демонстрируемые объекты. Находят различия. Отвечают на вопросы учителя. Работают в парах. |
||||
Вывод: Экземпляр №2 не имеет стeблей листьев и корней, поэтому это водоросль. Тело водоросли представлено слоевищем. Итак, мы с вами знаем, что водоросли это низшие водные растения и их тело представлено слоевищем. А все ли водоросли состоят из слоевища? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы будем исследовать воду из аквариума. Посмотрите внимательно, какого цвета вода? Давайте сформулируем проблему. Проблема: почему вода в аквариуме зеленая? Давайте выскажем предположения, т.е . гипотезу. |
Формулируют вывод. | ||||
Гипотеза: если вода в аквариуме зеленая, но в ней не видно каких либо растений, то возможно есть какие то другие разновидности водорослей. Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу нам необходимо выполнить лабораторную работу. (Инструкция по ее выполнению в учебнике стр. 95)
Сравните свои рисунки с рисунками учебника. Проверти работы друг друга. Все ли верно вы подписали. Ответьте на вопросы, обсудив их в паре.
Если имеются затруднения, обратитесь к учебнику стр. 93–94. Вернемся к гипотезе. Подтвердилась ли она? Вывод: Цветение воды вызывают одноклеточные водоросли хлорелла и хламидомонада, которые придают воде зелёный цвет. Вот и подошло к концу наше исследование. |
Формулируют проблему и выдвигают гипотезу. Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструкцией. Проводят наблюдение под микроскопом под руководством учителя и поиск информации. Сравнивают свои рисунки с рисунками учебника. Работают в парах. Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. Работают с учебником. Подтверждают гипотезу. Формулируют вывод.
|
||||
Ну, а теперь давайте оценим свою работу. Лист самооценки: На занятии я научился: 1. формулировать гипотезу. 2. доказывать гипотезу: 3. готовить микропрепарат. 4. сравнивать микроскопические объекты с рисунками. 5. зарисовывать, увиденное в микроскоп. 6. распознавать и описывать строение водорослей. 7. формулировать выводы. 8. заполнять рабочий лист исследователя. 9. работать в парах. 10. Работать с учебником. За каждый отвеет “да” поставьте один балл. Посчитайте количество балов и оцените себя в соответствии со школой. 9-10 баллов – оценка 5 6-8 баллов – оценка 4 5 баллов и менее – используя текст учебника и рабочий лист, проработайте еще раз все этапы исследования и сделайте соответствующие выводы. |
Во фронтальном режиме проводят рефлексию. Проводят самооценку.
|
||||
Д/з параграф 18, задание в рабочей тетради. Интересные факты о водорослях. |
Записывают домашнее задание. |
Комментарии:
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...
26 04 2024 15:11:52
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
25 04 2024 14:32:33
В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....
24 04 2024 7:26:51
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
23 04 2024 9:48:31
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...
22 04 2024 17:28:13
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
21 04 2024 14:23:53
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
20 04 2024 11:21:39
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
19 04 2024 20:43:51
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
18 04 2024 12:49:24
В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....
17 04 2024 23:39:47
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
16 04 2024 16:27:45
Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...
15 04 2024 23:23:11
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...
14 04 2024 9:26:38
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
13 04 2024 3:20:38
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....
12 04 2024 9:56:56
Цель урока: сформулировать знания о закономерностях эмбрионального развития организма, изучить его стадии. Формировать интерес к предмету и науке в целом, развивать способность анализировать, выделять главное в изучаемом материале, развивать профессиональную компетенцию (работа в группах на основе сотрудничества, взаимообучения). Содержание учебного материала скорректировано с учетом программы по биологии для СПУУ, использовано максимальное количество заданий, с помощью которых студенты получали, систематизировали и закрепляли изученный материал. ...
11 04 2024 21:22:20
Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....
10 04 2024 17:12:39
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...
09 04 2024 21:23:59
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
08 04 2024 12:14:26
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
07 04 2024 14:42:41
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
06 04 2024 21:17:31
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
05 04 2024 14:22:20
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
04 04 2024 8:50:31
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
03 04 2024 21:34:24
Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....
02 04 2024 8:50:28
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
01 04 2024 23:35:41
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...
31 03 2024 7:42:12
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...
30 03 2024 2:32:31
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
29 03 2024 23:44:59
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
28 03 2024 2:10:42
Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....
27 03 2024 8:48:58
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
26 03 2024 17:26:31
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
25 03 2024 8:24:57
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
24 03 2024 12:18:19
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
23 03 2024 4:30:27
После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....
22 03 2024 1:53:11
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...
21 03 2024 17:39:56
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
20 03 2024 14:21:43
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
19 03 2024 12:49:22
Это заключительный урок по разделу «Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....
18 03 2024 0:39:44
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
17 03 2024 2:42:49
Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....
16 03 2024 8:25:28
При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
15 03 2024 22:31:30
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
14 03 2024 3:21:33
На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...
13 03 2024 9:48:15
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
12 03 2024 10:41:14
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
11 03 2024 12:58:12
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
10 03 2024 16:39:56
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...
09 03 2024 15:50:50
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
08 03 2024 0:53:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::