Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Цели:

  1. Дать учащимся представление об экологической ситуации, сложившейся на нашей планете.
  2. Познакомить учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем.
  3. Попытаться понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
  4. Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию культуры речи.

Оборудование:

  1. фильм о природе;
  2. фрагмент из музыкальной композиции Пола Винтера;
  3. картины русских художников;
  4. выставка книг.

Ведущие: учитель биологии.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, это одновременно урок и литературы, и биологии и изобразительного искусства.

Сегодня мы поговорим о взаимоотношении человека с природой. Эта тема волнует сейчас всех.

На Руси в давние времена били в колокола, когда случалось какое-то несчастье: пожар, война, наводнение или какое-то другое бедствие.

Наш сегодняшний урок мы назовем “Колокола тревоги”. Колокола... значит речь сегодня пойдет о каком-то бедствии? Да. Сегодня мы будем говорить на очень важную и волнующую тему для каждого человека, живущего на этой планете. Эта тема важна тем, что от состояние природы зависит жизнь человека, его существование на планете. Сегодня на уроке мы постараемся разбудить пусть не колокол, но маленький колокольчик в душе каждого из вас и пусть он будет служить путеводителем в вашей дальнейшей жизни. Отдельный звон маленького колокольчика не слышен, но вместе звучащие колокольчики могут превратиться в громкий набат, который заставит задуматься о проблемах экологии.

Экология... Экологические проблемы... сейчас нет слов, произносимых чаще.

Ребята, на уроках биологии мы часто говорим об экологии и проблемах, с ней связанных, давайте вспомним: на уроках мы говорим об охране растений и значении их в природе и жизни человека, о причинах и смене растительных сообществ, о влиянии растений друг на друга. Все это и есть экологические вопросы.

Так что же такое экология? Что это за наука такая? Большинство названий наук родилось в глубокой древности и авторы их неизвестны. Экология же имеет точную дату своего рождения и известна фамилия ее юридического отца. Им стал последователь Ч. Дарвина немец кий биолог Эрнст Геккель, 14 сентября 1866 г. он подписал к изданию свой основной груд, в котором определил экологию как науку, изучающую взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой.

Запишем: Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой с окружающей их средой обитания.

В переводе “ойкос” – дом, жилище, “логос” – наука, другими словами – это пачка и доме, нашем общем доме, планете Земля.

А чтобы было понятнее, давайте посмотрим, а как же мы относимся к нашему общему дому, к планете, на которой мы живем? (Перед уроком учащимся были даны задания, темы сообщений, ребята для подготовки использовали дополнительную литературу). Кто расскажет об экологической ситуации на нашей планете?

Ученик. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, гoлyбой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, пред варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей.

“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, – восклицает современный русский писатель Виктор Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вел нам без них не прожить и дня единого”.

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Катастрофически быстро загрязняется вода и воздух. Превращаются в пески плодородные земли, на глазах сокращается площадь лесов. Повсеместно дают о себе знать химического загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” на планету горы отбросов, удушающих все живое. Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации.

Человечество сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться гармонией, красотой природы. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.

Ученик. Глобальные экологические проблемы. Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В деле решения современных экологических проблем нет “зрителей” и “действующих лиц”. Мы все несем ответственности за сохранение жизни на нашей планете. Сейчас во всем мире растет понимание того, что разрушая природу Земли, человечество уничтожает свое будущее. Ведь планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества. В нем общий “водопровод” в виде рек и озер. Мирового океана, единая атмосфера и единые источники питания. Если у всего человечества в едином общем доме общие “жизненные системы”, то должны быть и общие заботы. И самая главная в том, чтобы избежать экологической катастрофы.

Каждый из нас – часть человечества. Всего лишь 2 месяца отделяет нас от конца 2-го тысячелетия и начала нового, и мы естественно задаемся вопросом, что ждет нас в будущем. Как каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем? Ведь, казалось бы, один в поле не воин. Да, если он один! А если каждый из нас включится в общепланетарное движение за общее выживание?

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей
внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)

Вступительное слово учителя литературы:

– Сегодня на уроке я познакомлю вас с ролью литературы в решении экологических проблем. И мы попытаемся понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.

На сегодняшний день проблема экологии – актуальна. Все благоразумные люди на нашей планете вносят посильный вклад в решение этой проблемы.

Искусство, а литература – это вид искусство, обладает способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души. Художники, писатели, поэты остро чувствуют опасность для человечества современных экологических проблем и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе. Но не будем сразу говорить о мрачном. Давайте поговорим о прекрасном, о природе, которая окружает нас... (демонстрируется фрагмент фильма о природе). Леса, поля, реки, березовые рощи – вот она русская земля, вечно манящая к себе своей красотой, широтой, богатством и вызывающая чувство благоговения в душах русских людей.

Писатели и поэты не могли оставаться бездейственными, и они. естественно, поспевали красоту окружающей природы в своих произведениях.

Давайте послушаем некоторые из них.

  1. И.А. Бунин “Листопад”, читает Свинарь Анна.
  2. С. Есенин “Береза”, читает Давлетханова Эля.
  3. С. Есенин “Пороша”, читает Стрельников Саша.
  4. А.А. Фет “...Печальная береза”, читает Зарубина Настя.
  5. Авторское стихотворение “Художница осень”, читает Малахова Вероника.

Учитель литературы. Ребята, как художники используют различные краски при изображении пейзажа. так поэты используют литературные тропы при изображении пейзажа при помощи слов.

“... Заколдован невидимкой, дремлет лес...”

– Как называется эта тропа?

Дети отвечают: “Олицетворение”.

– На партах лежат тексты стихотворений. Найдите литературные троны, используемые авторами.

Дети называют: “Оперлася на клюку” – олицетворение; “Понагнулась, как старушка...” – сравнение; “А заря, лениво, обходя кругом...” – олицетворение; “...Как гроздья винограда, ветвей концы висят” – сравнение.

Учитель литературы. Как видите, ребята, поэты говорят о природе, как о живом существе и, действительно, природа живая, и поэтому относиться к ней нужно бережно.

Природу нужно уметь чувствовать эстетически. Придя в лес, не все люди слышат шелест падающей листвы, бег воды, звон ручья... Например, кленовый лист напоминает кисть руки, если посмотреть образно. Ветви деревьев как протянутые руки человека.

– Я сейчас посмотрю, как у вас развито образное мышление. Проведем небольшую викторину. Нужно назвать автора данного стихотворения и вставить нужное по смыслу слово (авторское).

Звезды меркнут и гаснут
В огне облака
Белый пар по лугам расстилается.
По ... воде, по кудрям лозняка
(зеркальной)
От зари алый свет разливается. (Никитин)

Зарумянились вишня и слива,
Налилась ... рожь,
(золотистая)
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь. (Н. Греков)

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг ...
(серебрит). (С. Есенин)

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо
(зазвенит). (Е. Серова)

Учитель литературы. Ребята, природа действительно наполнена разнообразными звуками: поют соловьи, звенит капель, курлычат журавли, даже киты издают мелодичные звуки. Американский композитор Пол Винтер пишет экологическую музыку, используя природные звуки. Послушаем фрагмент из его альбома, как самка кита зовет своего детеныша. (Звучит музыка.)

– Ребята, какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Дети. “Слушая эту музыку, я представила себе подводный мир с множеством его обитателей, и поняла, что и там есть любовь. Только любящее существо может издавать такие нежные звуки”.

Учитель биологии. Ребята, мы сейчас поговорили о красоте нашей Земли, нашей природы, но вся эта красота может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек. И это неудивительно. Техническая энергия, которой владеет человек, сопоставима с энергией таких стихийных бедствий, как землетрясения, ураганы, грозы. Современные технологии могут привести к тому, что вся наша земля превратиться в промышленную площадку и сельскохозяйственные угодья. И не останется: естественных природных уголков для отдыха и нормальной жизни.

Ученик. Мне хотелось бы рассказать о проблемах Мирового океана.

Океан – колыбель всего живого на Земле. Мировой океан – это настоящий кладезь жизненно-важных для человечества ресурсов, но они не безграничны. К бережному отношению к щедрым дарам океана взывает и то обстоятельство, что океан и суша – одно неразрывное целое.

Чем же богат океан? Это, в первую очередь, его биологические ресурсы. Самые разнообразные виды рыб, головоногие моллюски: кальмары, мидии, устрицы. Различные paкообразные: кpaбы, креветки, лангусты, криль, а также морские млекопитающие. Использует человек и минеральные богатства океана, со дна морей добывает нефть и газ, а также вольфрамовые руды, оловянные, титановые и другие.

Долгое время состояние океана не вкушало человечеству серьезных опасений. Но в последние десятилетия усилилось воздействие хозяйственной деятельности человека на природные комплексы океана. Более всего беспокоит загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, они очень токсичны и губительно действуют на все живое. 1 тонна нефти покрывает пленкой 12 кв. км поверхности воды, а ее ежегодно в океан выливается 6 млн. тонн.

Кроме нефти наибольшую опасность представляют тяжелые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий.

В Мировой океан ежегодно поступает несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов, только с речными стоками поступает около 100 млн. тонн загрязняющих веществ.

Перед человечеством остро стоит проблема, связанная с водопотрeблением, так как человеку для нормальной, полноценной жизни необходима чистая вода.

Ученик.

Мы смотрим едва ль не с восторгом.
Отринув и совесть, и страх,
Как наша любимая Волга
Страдает у всех на глазах.
Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою,
А с нами со всеми беда. (Н.Е. Палькин)

Ученик.

... И неужели мы будем в истории –
“Эти, Байкал загубили которые?”
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствуют омуль, тюлень...
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воду не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
“Мертвое море – священный Байкал”. (А. Вознесенский)

Ученик. Мне хотелось бы рассказать вам об экологических проблемах, связанных с уничтожением наших лесов.

С появлением на Земле человека леса стали одним из первых компонентов природы, подвергшихся его воздействию. Сначала леса выжигали, с изобретением топора его стали вырубать. С 1850 года по 1980 площади лесов на планете сократились на 15%, в настоящее время ежегодно вырубается или выжинается 114 тыс. кв. км леса.

Сейчас в основном уменьшаются площади под тропическими лесами, это леса Амaзoнии и Центральной Африки, а ведь эти леса – “легкие” нашей планеты. Опасными темпами “тают” леса Сибири и Урала, здесь ежегодно вырубается более полумиллиона тысяч гектаров леса. На месте вырубок почти всегда начинается заболачивание местности. Поскольку, вырубают прежде всего сосновые наиболее ценные леса, повсеместно наблюдается обезлесение, т.е. обеднение лесного покрова.

Наша планета стремительно “лысеет”, под натиском человека леса отступают на всех континентах, пpaктически во всех странах. К сожалению, не все люди задумываются над глубоким смыслом слов: “Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее – будет означать конец ее...”.

Ученик. Я расскажу о загрязнении атмосферы.

Нашу планету омывает единый воздушный океан, который защищает и сохраняет жизнь на Земле. Державы мира могут делить сушу между собой, но находящаяся в вечном движении атмосфера, всегда будет общим достоянием человечества. Она взаимодействует с Космосом, Мировым океаном, водами суши и живыми организмами. Человек своей деятельностью способен сильно воздействовать на атмосферу, изменяя состав ее газов, ее температуру. Сейчас атмосфера Земли сильно загрязнена выбросами автотрaнcпорта, который дает 37% всех загрязнений атмосферы, промышленность – 32%, другие источники загрязнений – 31%. Увеличение концентрации парниковых газов, таких, как углекислый газ, метан, фреон и другие, приводят к повышению температуры на нашей планете и потеплению климата. Это приведет к повышению уровня Мирового океана на 50–65 см за счет таяния ледников. Это вызовет глобальную катастрофу, так как многие участки суши будут затоплены, на них сейчас проживает около 45% населения земли. Ухудшатся и условия ведения сельского хозяйства на тех участках суши, которые будут не затоплены. Все это приведет к перенаселению, голоду и массовой гибели людей IK этому сейчас ученые призывают отойти от принципа “поживем-увидим”, а уже сейчас включиться в борьбу с глобальным потеплением.

Учитель литературы. Из услышанного мы видим, что природа находится в состоянии кризиса. И мы люди, должны исправлять это положение. Я хочу обратить ваше внимание на роль литературы в решении этой проблемы. Иногда говорят, что поэты не внося должного вклада в защиту природы. Вот, например, “зеленые”, “гринписовцы пикетируют заводы, проводят акции протеста, а что поэты?...

Но поэты не просто созерцают природу, воспевая ее красоту. А очень часто выражают гнев и сопротивление человеческим деяниям.

Своими произведениями они бьют тревогу и привлекают внимание людей к экологическим проблемам.

Так М.Ю. Лермонтов еще в прошлом веке написал стихотворение “Три пальмы” Послушаем его. Читает стихотворение Павлов Алеша. Беседа по содержанию.

1) Почему последняя картина вызывает удручающее чувство?

Дети отвечают:

– Потому что на месте оазиса, стала пустыня.

– Какие слова использует поэт для ощущения тревоги?

Учащиеся отвечают:

– Нелюдимый, дико, пусто, терзает, напрасно.

– По какому принципу построено это стихотворение?

– Построено на антитезе. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения – и тоже место, где стало “дико и пусто”.

Учитель биологии. А теперь, ребята, давайте посмотрели на эту проблему с экологической точки зрения.

3 пальмы – это растительное сообщество “Оазис”. Какие изменения произошли в этом растительном сообществе?

Ученик. Растительное сообщество сменяется другим, т.е. пустыней, т.к. из-за уничтожения растений источник воды засыпало песком. Мы видим пример опустынивания.

Учитель литературы. Современные авторы тоже пишут на экологическую тему. Послушаем стихотворение Заболоцкого “Журавли”. Читает Лебедев Денис.

Учитель. Сумел Денис передать настроение поэта?

– Совпадают ли ваши чувства с чувствами читавшего?

– Зачем человек убил журавля? Он был голоден?

Учащиеся. Человек убил птицу по глупости, по разгильдяйству.

– Можно ли этого человека назвать хозяином? Венцом природы?

Учитель биологии. А теперь мы становимся экологами. Все живые организмы взаимодействуют между собой, значит птицы – это одно и звеньев в природе. К чему может привести уничтожения птиц?

Ученик. Так как многие птицы питаются насекомыми, то уничтожение птиц приведет к увеличению численности насекомых.

Учитель биологии. К чему может привести интенсивное размножение насекомых?

Ученик. Многие насекомые переносчики болезней человека, животных, их увеличение может привести к повышению числа заболевших животных и человека. Насекомые уничтожают растения, они могут уничтожить посевы с/х растений.

Учитель литературы. Человек по своему развитию стоит на самой высокой ступени развития. Поэтому он должен вести себя как хозяин (в хорошем понимании этого слова). К сожалению, люди не всегда ведут себя так!

Я прочту отрывок из романа “Плаха” Чингиза Айтматова. (Учитель кратко знакомит учащихся с содержанием романа и зачитывает отрывок, где описывается охота на сайгаков).

Беседа по данному отрывку.

– Почему автор называет исполнителей облавы расстрельщиками, а не охотниками?

Учащиеся. Потому что охотник дает животному шанс остаться живым. А здесь у животных никаких шансов не было. Их расстреливали из автоматов.

– Можно этих людей назвать хозяевами природы? Почему?

Учащиеся. Хозяин должен по-хозяйски, бережно относиться к природе. А здесь люди ведут себя как варвары, как палачи.

Учитель литературы. Ребята, мы с вами говорили о природе в разных уголках нашей страны. А давайте поговорим об Урале, о нашей малой родине.

Трудно передать словами всю красоту Уральских гор. Людмила Татьяничева писала (наша уральская поэтесса):

Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал...

Учитель читает стихотворение.

Виктор Петрович Колчин писал: “Текут в изумрудных берегах крутые каменные реки, белеют под солнцем каменные озера, тут и там толпятся скалы, похожие на развалины средневековых крепостей. Словно застывшие зеленые волны, стоят на склонах хвойные леса.

А как прекрасны наши озера! Они, как гoлyбые глаза Земли в зеленых ресницах камышей, радостно смотрят на все живое. Их светлый взгляд притягивает к себе влажные медлительные облака, и лицо Земли обильно умывают дожди и туманы... В каменных коридорах несутся горные реки, которых на Урале более 3000”. Но не все так прекрасно на Урале, Слово биологу.

Учитель биологии. Урал – уникальный уголок на нашей планете. Прекрасны его синие горы, гoлyбые озера и зеленые леса. Писатель Мамин-Сибиряк когда-то называл наши места “Уральской Швейцарией”, а академик Ферсман – “минералогическим раем”. Богат наш Урал. Здесь и руды различных металлов: железо, олово, медь, серебро, золото. Есть сырье для производства удобрений, строительные материалы, драгоценные камни. Именно драгоценные и поделочные камни создали когда-то славу Малахитовой шкатулке Урала. У нас добываются лучшие в мире изумруды и аметисты, сапфиры и гранаты. Все это минералогическое богатство и определило еще с XVII в. промышленное развитие Урала. К чему же привела интенсивная разработка его земель? “Урал – опopный край державы” называют его теперь.

Тяжелая промышленность: это черная и цветная металлургия, электроэнергетика, различные отрасли машиностроения – вот лицо современного Урала. В нашей области и в нашем городе много производств, которые являются экологически грязными. Достаточно назвать некоторые из них: Челябинский металлургический комбинат. Магнитогорский металлургический комбинат. Челябинский электролитно-цинковый завод, Каpaбашский медеплавильный завод, Верхнеуфалейский никелевый комбинат. Этот список можно было бы продолжать. А среди заводов машиностроительного цикла достаточно назвать только ПО “Маяк” по производству и утилизации радиоактивных отходов, в результате экологической катастрофы 1957 года 25 тыс. кв. км плодородных земель были загрязнены радионуклидами и на 350 лет изъяты из хозяйственного оборота. А всего в нашей области работает 646 источников ионизирующего излучения и все они опасны для здоровья и жизни человека. В результате наша область относится к зоне экологического бедствия, а город Каpaбаш один из самых грязных (экол.) городов в мире. В Каpaбаше дети на уроках рисуют лес без листьев, потому что они их видят на деревьях 2–3 недели, а затем листья из-за загрязнения воды, воздуха и земли опадают. А что же говорить о людях. У многих детей в Каpaбаше не растут зубы, вместо них хрящики. Можете представить, сколько проживет такой маленький человек.

Но давайте вернемся в наш город, все перечисленное выше относится и к нему Экологи посчитали, что для нормального дыхания нужно, чтобы на каждого жителя города приходилось как минимум одно дерево и не 1–2-х летнего возраста. А теперь посмотрите на наш пpaктически гoлый микрорайон, да мы еще сами вносим в это лепту: ломаем деревья и ветки, а результат один – это наши болезни. Что же я могу сделать? Наверно, так сейчас думают многие, ведь мы не можем закрыть заводы, электростанции, ПО “Маяк”.

Но каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем и внести свой посильный вклад:

  1. выключать свет и электроприборы в комнате – экономия электроэнергии=> газ и уголь х 1000000 человек
  2. сбор вторсырья (макулатура)=> деревья
  3. закрывать кран с водой=> чистая вода
  4. не бросать мусор=> чистота земли, дворов х 1 млн. человек
  5. сажать деревья.

Взрослый человек, которого сейчас не интересуют и не волнуют экологические проблемы, не получил в детстве экологического воспитания, а в юношеском возрасте – экологического образования. И таких людей сейчас, к сожалению, еще очень много. Но уже сейчас ростки экологической культуры дают всходы, люди всё чаще задумываются над этими проблемами и среди них те, кто хочет решить хотя бы часть этих проблем через проблем через своё искусство.

Учитель литературы. Ребята, я думаю, что наш урок не прошел в пустую. Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами являемся частью природы. И если не будет природы, то не будет и нас. Но я уверена, что этого не произойдёт, так как предо мною сидят будущие экологи, врачи, учителя биологи-люди, которые сделают всё для того, чтобы наша планета стала цветущим садом, где будет всем уютно и хорошо жить.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

10 12 2024 16:33:53

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

09 12 2024 9:24:24

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

08 12 2024 6:10:41

Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"


    Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"

      На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...

07 12 2024 13:20:32

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"


    Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

      Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

06 12 2024 20:22:31

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

05 12 2024 10:30:35

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

04 12 2024 12:35:58

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

03 12 2024 13:35:46

Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку


    Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Природные сообщества. Экосистема". Презентация Power Point к уроку

      На уроке природоведения с использованием презентации MS Power Point в доступной форме изучается экологический материал по природным сообществам и экосистеме. Для учащихся приготовлен раздаточный материал, в котором излагаются краткий конспект урока и задания для закрепления материала....

02 12 2024 1:59:22

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

01 12 2024 3:25:57

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

30 11 2024 11:34:46

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

29 11 2024 13:16:32

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы" с использованием национально-регионального компонента (7-й класс)

      Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок. ...

28 11 2024 6:55:22

Информационные технологии в преподавании биологии


    Информационные технологии в преподавании биологии

      Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....

27 11 2024 19:26:56

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика

Голосеменные растения - размножение и хаpaктеристика Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

26 11 2024 18:32:10

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей


    Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

      Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...

25 11 2024 16:33:46

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

24 11 2024 11:23:42

Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия


    Причины мнимой cмepти (анабиоза) у растительных и животных организмов, позволяющие пережить им нeблагоприятные зимние условия

      Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....

23 11 2024 15:59:28

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

22 11 2024 13:23:34

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

21 11 2024 16:52:46

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

20 11 2024 9:18:58

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

19 11 2024 11:10:18

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы


    Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

      Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

18 11 2024 17:23:32

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

17 11 2024 5:12:58

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

16 11 2024 8:11:49

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

15 11 2024 20:36:31

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

14 11 2024 8:57:44

Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Конспект урока по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....

13 11 2024 5:43:54

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

12 11 2024 3:52:41

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"


    Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

      На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

11 11 2024 8:15:22

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

10 11 2024 5:12:51

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

09 11 2024 8:52:25

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

08 11 2024 8:26:38

Развитие аналитического мышления учащихся при работе с учебником на уроках зоологии

Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....

07 11 2024 18:42:31

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

06 11 2024 1:32:19

План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе


    План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе

      Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....

05 11 2024 0:43:46

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

04 11 2024 8:54:12

Исследовательский подход в преподавании биологии


    Исследовательский подход в преподавании биологии

      Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....

03 11 2024 13:38:43

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....

02 11 2024 4:24:23

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

01 11 2024 15:28:28

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

31 10 2024 0:49:46

Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"


    Экскурсия по теме "Земноводные и пресмыкающиеся уголка живой природы"

      Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....

30 10 2024 8:31:31

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

      Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

29 10 2024 7:43:55

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

28 10 2024 16:28:18

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Плазма и форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....

27 10 2024 5:36:14

Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс


    Урок по теме "Иммунитет". 8-й класс

      Урок разработан с применением здоровьесберегающих, информационных технологий, элементов проблемного обучения. Он может использоваться в работе с учебником "Человек.8" любой линии, но особенно ценен для школ Здоровья, так как содержит пpaктическую часть о способах укрепления иммунитета, выполняемую учащимися в группах и затем обсуждаемую в классе. ...

26 10 2024 3:26:40

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

25 10 2024 0:44:45

Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"


    Технологическая карта урока на тему "Биосинтез белков в живой клетке"

      Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....

24 10 2024 13:55:55

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

23 10 2024 17:23:35

Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"


    Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

      Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....

22 10 2024 1:30:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::