Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Цели:
- Дать учащимся представление об экологической ситуации, сложившейся на нашей планете.
- Познакомить учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем.
- Попытаться понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
- Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию культуры речи.
Оборудование:
- фильм о природе;
- фрагмент из музыкальной композиции Пола Винтера;
- картины русских художников;
- выставка книг.
Ведущие: учитель биологии.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок, это одновременно урок и литературы, и биологии и изобразительного искусства.
Сегодня мы поговорим о взаимоотношении человека с природой. Эта тема волнует сейчас всех.
На Руси в давние времена били в колокола, когда случалось какое-то несчастье: пожар, война, наводнение или какое-то другое бедствие.
Наш сегодняшний урок мы назовем “Колокола тревоги”. Колокола... значит речь сегодня пойдет о каком-то бедствии? Да. Сегодня мы будем говорить на очень важную и волнующую тему для каждого человека, живущего на этой планете. Эта тема важна тем, что от состояние природы зависит жизнь человека, его существование на планете. Сегодня на уроке мы постараемся разбудить пусть не колокол, но маленький колокольчик в душе каждого из вас и пусть он будет служить путеводителем в вашей дальнейшей жизни. Отдельный звон маленького колокольчика не слышен, но вместе звучащие колокольчики могут превратиться в громкий набат, который заставит задуматься о проблемах экологии.
Экология... Экологические проблемы... сейчас нет слов, произносимых чаще.
Ребята, на уроках биологии мы часто говорим об экологии и проблемах, с ней связанных, давайте вспомним: на уроках мы говорим об охране растений и значении их в природе и жизни человека, о причинах и смене растительных сообществ, о влиянии растений друг на друга. Все это и есть экологические вопросы.
Так что же такое экология? Что это за наука такая? Большинство названий наук родилось в глубокой древности и авторы их неизвестны. Экология же имеет точную дату своего рождения и известна фамилия ее юридического отца. Им стал последователь Ч. Дарвина немец кий биолог Эрнст Геккель, 14 сентября 1866 г. он подписал к изданию свой основной груд, в котором определил экологию как науку, изучающую взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой.
Запишем: Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой с окружающей их средой обитания.
В переводе “ойкос” – дом, жилище, “логос” – наука, другими словами – это пачка и доме, нашем общем доме, планете Земля.
А чтобы было понятнее, давайте посмотрим, а как же мы относимся к нашему общему дому, к планете, на которой мы живем? (Перед уроком учащимся были даны задания, темы сообщений, ребята для подготовки использовали дополнительную литературу). Кто расскажет об экологической ситуации на нашей планете?
Ученик. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, гoлyбой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, пред варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей.
“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, – восклицает современный русский писатель Виктор Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вел нам без них не прожить и дня единого”.
Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Катастрофически быстро загрязняется вода и воздух. Превращаются в пески плодородные земли, на глазах сокращается площадь лесов. Повсеместно дают о себе знать химического загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” на планету горы отбросов, удушающих все живое. Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации.
Человечество сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться гармонией, красотой природы. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.
Ученик. Глобальные экологические проблемы. Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В деле решения современных экологических проблем нет “зрителей” и “действующих лиц”. Мы все несем ответственности за сохранение жизни на нашей планете. Сейчас во всем мире растет понимание того, что разрушая природу Земли, человечество уничтожает свое будущее. Ведь планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества. В нем общий “водопровод” в виде рек и озер. Мирового океана, единая атмосфера и единые источники питания. Если у всего человечества в едином общем доме общие “жизненные системы”, то должны быть и общие заботы. И самая главная в том, чтобы избежать экологической катастрофы.
Каждый из нас – часть человечества. Всего лишь 2 месяца отделяет нас от конца 2-го тысячелетия и начала нового, и мы естественно задаемся вопросом, что ждет нас в будущем. Как каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем? Ведь, казалось бы, один в поле не воин. Да, если он один! А если каждый из нас включится в общепланетарное движение за общее выживание?
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей
внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)
Вступительное слово учителя литературы:
– Сегодня на уроке я познакомлю вас с ролью литературы в решении экологических проблем. И мы попытаемся понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
На сегодняшний день проблема экологии – актуальна. Все благоразумные люди на нашей планете вносят посильный вклад в решение этой проблемы.
Искусство, а литература – это вид искусство, обладает способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души. Художники, писатели, поэты остро чувствуют опасность для человечества современных экологических проблем и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе. Но не будем сразу говорить о мрачном. Давайте поговорим о прекрасном, о природе, которая окружает нас... (демонстрируется фрагмент фильма о природе). Леса, поля, реки, березовые рощи – вот она русская земля, вечно манящая к себе своей красотой, широтой, богатством и вызывающая чувство благоговения в душах русских людей.
Писатели и поэты не могли оставаться бездейственными, и они. естественно, поспевали красоту окружающей природы в своих произведениях.
Давайте послушаем некоторые из них.
- И.А. Бунин “Листопад”, читает Свинарь Анна.
- С. Есенин “Береза”, читает Давлетханова Эля.
- С. Есенин “Пороша”, читает Стрельников Саша.
- А.А. Фет “...Печальная береза”, читает Зарубина Настя.
- Авторское стихотворение “Художница осень”, читает Малахова Вероника.
Учитель литературы. Ребята, как художники используют различные краски при изображении пейзажа. так поэты используют литературные тропы при изображении пейзажа при помощи слов.
“... Заколдован невидимкой, дремлет лес...”
– Как называется эта тропа?
Дети отвечают: “Олицетворение”.
– На партах лежат тексты стихотворений. Найдите литературные троны, используемые авторами.
Дети называют: “Оперлася на клюку” – олицетворение; “Понагнулась, как старушка...” – сравнение; “А заря, лениво, обходя кругом...” – олицетворение; “...Как гроздья винограда, ветвей концы висят” – сравнение.
Учитель литературы. Как видите, ребята, поэты говорят о природе, как о живом существе и, действительно, природа живая, и поэтому относиться к ней нужно бережно.
Природу нужно уметь чувствовать эстетически. Придя в лес, не все люди слышат шелест падающей листвы, бег воды, звон ручья... Например, кленовый лист напоминает кисть руки, если посмотреть образно. Ветви деревьев как протянутые руки человека.
– Я сейчас посмотрю, как у вас развито образное мышление. Проведем небольшую викторину. Нужно назвать автора данного стихотворения и вставить нужное по смыслу слово (авторское).
Звезды меркнут и гаснут
В огне облака
Белый пар по лугам расстилается.
По ... воде, по кудрям лозняка
(зеркальной)
От зари алый свет разливается. (Никитин)
Зарумянились вишня и слива,
Налилась ... рожь,
(золотистая)
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь. (Н. Греков)
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг ...
(серебрит). (С. Есенин)
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо
(зазвенит). (Е. Серова)
Учитель литературы. Ребята, природа действительно наполнена разнообразными звуками: поют соловьи, звенит капель, курлычат журавли, даже киты издают мелодичные звуки. Американский композитор Пол Винтер пишет экологическую музыку, используя природные звуки. Послушаем фрагмент из его альбома, как самка кита зовет своего детеныша. (Звучит музыка.)
– Ребята, какое впечатление произвела на вас эта музыка?
Дети. “Слушая эту музыку, я представила себе подводный мир с множеством его обитателей, и поняла, что и там есть любовь. Только любящее существо может издавать такие нежные звуки”.
Учитель биологии. Ребята, мы сейчас поговорили о красоте нашей Земли, нашей природы, но вся эта красота может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек. И это неудивительно. Техническая энергия, которой владеет человек, сопоставима с энергией таких стихийных бедствий, как землетрясения, ураганы, грозы. Современные технологии могут привести к тому, что вся наша земля превратиться в промышленную площадку и сельскохозяйственные угодья. И не останется: естественных природных уголков для отдыха и нормальной жизни.
Ученик. Мне хотелось бы рассказать о проблемах Мирового океана.
Океан – колыбель всего живого на Земле. Мировой океан – это настоящий кладезь жизненно-важных для человечества ресурсов, но они не безграничны. К бережному отношению к щедрым дарам океана взывает и то обстоятельство, что океан и суша – одно неразрывное целое.
Чем же богат океан? Это, в первую очередь, его биологические ресурсы. Самые разнообразные виды рыб, головоногие моллюски: кальмары, мидии, устрицы. Различные paкообразные: кpaбы, креветки, лангусты, криль, а также морские млекопитающие. Использует человек и минеральные богатства океана, со дна морей добывает нефть и газ, а также вольфрамовые руды, оловянные, титановые и другие.
Долгое время состояние океана не вкушало человечеству серьезных опасений. Но в последние десятилетия усилилось воздействие хозяйственной деятельности человека на природные комплексы океана. Более всего беспокоит загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, они очень токсичны и губительно действуют на все живое. 1 тонна нефти покрывает пленкой 12 кв. км поверхности воды, а ее ежегодно в океан выливается 6 млн. тонн.
Кроме нефти наибольшую опасность представляют тяжелые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий.
В Мировой океан ежегодно поступает несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов, только с речными стоками поступает около 100 млн. тонн загрязняющих веществ.
Перед человечеством остро стоит проблема, связанная с водопотрeблением, так как человеку для нормальной, полноценной жизни необходима чистая вода.
Ученик.
Мы смотрим едва ль не с восторгом.
Отринув и совесть, и страх,
Как наша любимая Волга
Страдает у всех на глазах.
Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою,
А с нами со всеми беда. (Н.Е. Палькин)
Ученик.
... И неужели мы будем в истории –
“Эти, Байкал загубили которые?”
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствуют омуль, тюлень...
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воду не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
“Мертвое море – священный Байкал”. (А.
Вознесенский)
Ученик. Мне хотелось бы рассказать вам об экологических проблемах, связанных с уничтожением наших лесов.
С появлением на Земле человека леса стали одним из первых компонентов природы, подвергшихся его воздействию. Сначала леса выжигали, с изобретением топора его стали вырубать. С 1850 года по 1980 площади лесов на планете сократились на 15%, в настоящее время ежегодно вырубается или выжинается 114 тыс. кв. км леса.
Сейчас в основном уменьшаются площади под тропическими лесами, это леса Амaзoнии и Центральной Африки, а ведь эти леса – “легкие” нашей планеты. Опасными темпами “тают” леса Сибири и Урала, здесь ежегодно вырубается более полумиллиона тысяч гектаров леса. На месте вырубок почти всегда начинается заболачивание местности. Поскольку, вырубают прежде всего сосновые наиболее ценные леса, повсеместно наблюдается обезлесение, т.е. обеднение лесного покрова.
Наша планета стремительно “лысеет”, под натиском человека леса отступают на всех континентах, пpaктически во всех странах. К сожалению, не все люди задумываются над глубоким смыслом слов: “Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее – будет означать конец ее...”.
Ученик. Я расскажу о загрязнении атмосферы.
Нашу планету омывает единый воздушный океан, который защищает и сохраняет жизнь на Земле. Державы мира могут делить сушу между собой, но находящаяся в вечном движении атмосфера, всегда будет общим достоянием человечества. Она взаимодействует с Космосом, Мировым океаном, водами суши и живыми организмами. Человек своей деятельностью способен сильно воздействовать на атмосферу, изменяя состав ее газов, ее температуру. Сейчас атмосфера Земли сильно загрязнена выбросами автотрaнcпорта, который дает 37% всех загрязнений атмосферы, промышленность – 32%, другие источники загрязнений – 31%. Увеличение концентрации парниковых газов, таких, как углекислый газ, метан, фреон и другие, приводят к повышению температуры на нашей планете и потеплению климата. Это приведет к повышению уровня Мирового океана на 50–65 см за счет таяния ледников. Это вызовет глобальную катастрофу, так как многие участки суши будут затоплены, на них сейчас проживает около 45% населения земли. Ухудшатся и условия ведения сельского хозяйства на тех участках суши, которые будут не затоплены. Все это приведет к перенаселению, голоду и массовой гибели людей IK этому сейчас ученые призывают отойти от принципа “поживем-увидим”, а уже сейчас включиться в борьбу с глобальным потеплением.
Учитель литературы. Из услышанного мы видим, что природа находится в состоянии кризиса. И мы люди, должны исправлять это положение. Я хочу обратить ваше внимание на роль литературы в решении этой проблемы. Иногда говорят, что поэты не внося должного вклада в защиту природы. Вот, например, “зеленые”, “гринписовцы пикетируют заводы, проводят акции протеста, а что поэты?...
Но поэты не просто созерцают природу, воспевая ее красоту. А очень часто выражают гнев и сопротивление человеческим деяниям.
Своими произведениями они бьют тревогу и привлекают внимание людей к экологическим проблемам.
Так М.Ю. Лермонтов еще в прошлом веке написал стихотворение “Три пальмы” Послушаем его. Читает стихотворение Павлов Алеша. Беседа по содержанию.
1) Почему последняя картина вызывает удручающее чувство?
Дети отвечают:
– Потому что на месте оазиса, стала пустыня.
– Какие слова использует поэт для ощущения тревоги?
Учащиеся отвечают:
– Нелюдимый, дико, пусто, терзает, напрасно.
– По какому принципу построено это стихотворение?
– Построено на антитезе. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения – и тоже место, где стало “дико и пусто”.
Учитель биологии. А теперь, ребята, давайте посмотрели на эту проблему с экологической точки зрения.
3 пальмы – это растительное сообщество “Оазис”. Какие изменения произошли в этом растительном сообществе?
Ученик. Растительное сообщество сменяется другим, т.е. пустыней, т.к. из-за уничтожения растений источник воды засыпало песком. Мы видим пример опустынивания.
Учитель литературы. Современные авторы тоже пишут на экологическую тему. Послушаем стихотворение Заболоцкого “Журавли”. Читает Лебедев Денис.
Учитель. Сумел Денис передать настроение поэта?
– Совпадают ли ваши чувства с чувствами читавшего?
– Зачем человек убил журавля? Он был голоден?
Учащиеся. Человек убил птицу по глупости, по разгильдяйству.
– Можно ли этого человека назвать хозяином? Венцом природы?
Учитель биологии. А теперь мы становимся экологами. Все живые организмы взаимодействуют между собой, значит птицы – это одно и звеньев в природе. К чему может привести уничтожения птиц?
Ученик. Так как многие птицы питаются насекомыми, то уничтожение птиц приведет к увеличению численности насекомых.
Учитель биологии. К чему может привести интенсивное размножение насекомых?
Ученик. Многие насекомые переносчики болезней человека, животных, их увеличение может привести к повышению числа заболевших животных и человека. Насекомые уничтожают растения, они могут уничтожить посевы с/х растений.
Учитель литературы. Человек по своему развитию стоит на самой высокой ступени развития. Поэтому он должен вести себя как хозяин (в хорошем понимании этого слова). К сожалению, люди не всегда ведут себя так!
Я прочту отрывок из романа “Плаха” Чингиза Айтматова. (Учитель кратко знакомит учащихся с содержанием романа и зачитывает отрывок, где описывается охота на сайгаков).
Беседа по данному отрывку.
– Почему автор называет исполнителей облавы расстрельщиками, а не охотниками?
Учащиеся. Потому что охотник дает животному шанс остаться живым. А здесь у животных никаких шансов не было. Их расстреливали из автоматов.
– Можно этих людей назвать хозяевами природы? Почему?
Учащиеся. Хозяин должен по-хозяйски, бережно относиться к природе. А здесь люди ведут себя как варвары, как палачи.
Учитель литературы. Ребята, мы с вами говорили о природе в разных уголках нашей страны. А давайте поговорим об Урале, о нашей малой родине.
Трудно передать словами всю красоту Уральских гор. Людмила Татьяничева писала (наша уральская поэтесса):
Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал...
Учитель читает стихотворение.
Виктор Петрович Колчин писал: “Текут в изумрудных берегах крутые каменные реки, белеют под солнцем каменные озера, тут и там толпятся скалы, похожие на развалины средневековых крепостей. Словно застывшие зеленые волны, стоят на склонах хвойные леса.
А как прекрасны наши озера! Они, как гoлyбые глаза Земли в зеленых ресницах камышей, радостно смотрят на все живое. Их светлый взгляд притягивает к себе влажные медлительные облака, и лицо Земли обильно умывают дожди и туманы... В каменных коридорах несутся горные реки, которых на Урале более 3000”. Но не все так прекрасно на Урале, Слово биологу.
Учитель биологии. Урал – уникальный уголок на нашей планете. Прекрасны его синие горы, гoлyбые озера и зеленые леса. Писатель Мамин-Сибиряк когда-то называл наши места “Уральской Швейцарией”, а академик Ферсман – “минералогическим раем”. Богат наш Урал. Здесь и руды различных металлов: железо, олово, медь, серебро, золото. Есть сырье для производства удобрений, строительные материалы, драгоценные камни. Именно драгоценные и поделочные камни создали когда-то славу Малахитовой шкатулке Урала. У нас добываются лучшие в мире изумруды и аметисты, сапфиры и гранаты. Все это минералогическое богатство и определило еще с XVII в. промышленное развитие Урала. К чему же привела интенсивная разработка его земель? “Урал – опopный край державы” называют его теперь.
Тяжелая промышленность: это черная и цветная металлургия, электроэнергетика, различные отрасли машиностроения – вот лицо современного Урала. В нашей области и в нашем городе много производств, которые являются экологически грязными. Достаточно назвать некоторые из них: Челябинский металлургический комбинат. Магнитогорский металлургический комбинат. Челябинский электролитно-цинковый завод, Каpaбашский медеплавильный завод, Верхнеуфалейский никелевый комбинат. Этот список можно было бы продолжать. А среди заводов машиностроительного цикла достаточно назвать только ПО “Маяк” по производству и утилизации радиоактивных отходов, в результате экологической катастрофы 1957 года 25 тыс. кв. км плодородных земель были загрязнены радионуклидами и на 350 лет изъяты из хозяйственного оборота. А всего в нашей области работает 646 источников ионизирующего излучения и все они опасны для здоровья и жизни человека. В результате наша область относится к зоне экологического бедствия, а город Каpaбаш один из самых грязных (экол.) городов в мире. В Каpaбаше дети на уроках рисуют лес без листьев, потому что они их видят на деревьях 2–3 недели, а затем листья из-за загрязнения воды, воздуха и земли опадают. А что же говорить о людях. У многих детей в Каpaбаше не растут зубы, вместо них хрящики. Можете представить, сколько проживет такой маленький человек.
Но давайте вернемся в наш город, все перечисленное выше относится и к нему Экологи посчитали, что для нормального дыхания нужно, чтобы на каждого жителя города приходилось как минимум одно дерево и не 1–2-х летнего возраста. А теперь посмотрите на наш пpaктически гoлый микрорайон, да мы еще сами вносим в это лепту: ломаем деревья и ветки, а результат один – это наши болезни. Что же я могу сделать? Наверно, так сейчас думают многие, ведь мы не можем закрыть заводы, электростанции, ПО “Маяк”.
Но каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем и внести свой посильный вклад:
- выключать свет и электроприборы в комнате – экономия электроэнергии=> газ и уголь х 1000000 человек
- сбор вторсырья (макулатура)=> деревья
- закрывать кран с водой=> чистая вода
- не бросать мусор=> чистота земли, дворов х 1 млн. человек
- сажать деревья.
Взрослый человек, которого сейчас не интересуют и не волнуют экологические проблемы, не получил в детстве экологического воспитания, а в юношеском возрасте – экологического образования. И таких людей сейчас, к сожалению, еще очень много. Но уже сейчас ростки экологической культуры дают всходы, люди всё чаще задумываются над этими проблемами и среди них те, кто хочет решить хотя бы часть этих проблем через проблем через своё искусство.
Учитель литературы. Ребята, я думаю, что наш урок не прошел в пустую. Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами являемся частью природы. И если не будет природы, то не будет и нас. Но я уверена, что этого не произойдёт, так как предо мною сидят будущие экологи, врачи, учителя биологи-люди, которые сделают всё для того, чтобы наша планета стала цветущим садом, где будет всем уютно и хорошо жить.
Комментарии:
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
07 11 2025 18:33:43
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
06 11 2025 1:46:33
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования.
...
05 11 2025 11:48:51
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
04 11 2025 19:31:28
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....
03 11 2025 17:24:31
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
02 11 2025 21:21:19
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
01 11 2025 11:11:44
Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....
31 10 2025 17:56:13
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
30 10 2025 18:53:54
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
29 10 2025 14:23:45
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
28 10 2025 20:42:16
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
27 10 2025 11:38:51
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
26 10 2025 4:18:15
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
25 10 2025 11:52:23
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
24 10 2025 22:47:22
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
23 10 2025 1:44:24
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
22 10 2025 3:40:41
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
21 10 2025 3:53:51
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
20 10 2025 17:41:51
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
19 10 2025 9:46:34
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
18 10 2025 7:17:42
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
17 10 2025 13:19:59
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
16 10 2025 23:14:36
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
15 10 2025 4:22:42
В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...
14 10 2025 16:54:38
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
13 10 2025 3:17:13
Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
12 10 2025 15:53:37
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
11 10 2025 19:24:37
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
10 10 2025 16:47:49
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
09 10 2025 0:57:41
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
08 10 2025 11:10:28
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
07 10 2025 7:46:29
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
06 10 2025 1:51:28
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
05 10 2025 10:53:41
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
04 10 2025 7:31:16
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
03 10 2025 13:59:51
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
02 10 2025 0:39:19
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
01 10 2025 21:53:22
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
30 09 2025 13:51:48
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
29 09 2025 6:13:37
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
28 09 2025 16:17:48
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
27 09 2025 23:14:53
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
26 09 2025 20:27:55
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
25 09 2025 19:38:23
Разработка может быть использована как на уроке, так и как внеурочное занятие в разновозрастных группах. На уроке используются технологии КСО, организация взаимодействия в группе и др. Предложенный в приложениях материал дает возможность рассмотреть данный вопрос с разных точек зрения....
24 09 2025 1:38:15
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
23 09 2025 8:46:34
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
22 09 2025 13:41:42
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
21 09 2025 11:31:56
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
20 09 2025 15:45:28
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
19 09 2025 3:22:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны