Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


    Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"

Цели:

  1. Дать учащимся представление об экологической ситуации, сложившейся на нашей планете.
  2. Познакомить учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем.
  3. Попытаться понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
  4. Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию культуры речи.

Оборудование:

  1. фильм о природе;
  2. фрагмент из музыкальной композиции Пола Винтера;
  3. картины русских художников;
  4. выставка книг.

Ведущие: учитель биологии.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, это одновременно урок и литературы, и биологии и изобразительного искусства.

Сегодня мы поговорим о взаимоотношении человека с природой. Эта тема волнует сейчас всех.

На Руси в давние времена били в колокола, когда случалось какое-то несчастье: пожар, война, наводнение или какое-то другое бедствие.

Наш сегодняшний урок мы назовем “Колокола тревоги”. Колокола... значит речь сегодня пойдет о каком-то бедствии? Да. Сегодня мы будем говорить на очень важную и волнующую тему для каждого человека, живущего на этой планете. Эта тема важна тем, что от состояние природы зависит жизнь человека, его существование на планете. Сегодня на уроке мы постараемся разбудить пусть не колокол, но маленький колокольчик в душе каждого из вас и пусть он будет служить путеводителем в вашей дальнейшей жизни. Отдельный звон маленького колокольчика не слышен, но вместе звучащие колокольчики могут превратиться в громкий набат, который заставит задуматься о проблемах экологии.

Экология... Экологические проблемы... сейчас нет слов, произносимых чаще.

Ребята, на уроках биологии мы часто говорим об экологии и проблемах, с ней связанных, давайте вспомним: на уроках мы говорим об охране растений и значении их в природе и жизни человека, о причинах и смене растительных сообществ, о влиянии растений друг на друга. Все это и есть экологические вопросы.

Так что же такое экология? Что это за наука такая? Большинство названий наук родилось в глубокой древности и авторы их неизвестны. Экология же имеет точную дату своего рождения и известна фамилия ее юридического отца. Им стал последователь Ч. Дарвина немец кий биолог Эрнст Геккель, 14 сентября 1866 г. он подписал к изданию свой основной груд, в котором определил экологию как науку, изучающую взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой.

Запишем: Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой с окружающей их средой обитания.

В переводе “ойкос” – дом, жилище, “логос” – наука, другими словами – это пачка и доме, нашем общем доме, планете Земля.

А чтобы было понятнее, давайте посмотрим, а как же мы относимся к нашему общему дому, к планете, на которой мы живем? (Перед уроком учащимся были даны задания, темы сообщений, ребята для подготовки использовали дополнительную литературу). Кто расскажет об экологической ситуации на нашей планете?

Ученик. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, гoлyбой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, пред варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей.

“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, – восклицает современный русский писатель Виктор Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вел нам без них не прожить и дня единого”.

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Катастрофически быстро загрязняется вода и воздух. Превращаются в пески плодородные земли, на глазах сокращается площадь лесов. Повсеместно дают о себе знать химического загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” на планету горы отбросов, удушающих все живое. Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации.

Человечество сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться гармонией, красотой природы. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.

Ученик. Глобальные экологические проблемы. Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В деле решения современных экологических проблем нет “зрителей” и “действующих лиц”. Мы все несем ответственности за сохранение жизни на нашей планете. Сейчас во всем мире растет понимание того, что разрушая природу Земли, человечество уничтожает свое будущее. Ведь планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества. В нем общий “водопровод” в виде рек и озер. Мирового океана, единая атмосфера и единые источники питания. Если у всего человечества в едином общем доме общие “жизненные системы”, то должны быть и общие заботы. И самая главная в том, чтобы избежать экологической катастрофы.

Каждый из нас – часть человечества. Всего лишь 2 месяца отделяет нас от конца 2-го тысячелетия и начала нового, и мы естественно задаемся вопросом, что ждет нас в будущем. Как каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем? Ведь, казалось бы, один в поле не воин. Да, если он один! А если каждый из нас включится в общепланетарное движение за общее выживание?

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей
внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)

Вступительное слово учителя литературы:

– Сегодня на уроке я познакомлю вас с ролью литературы в решении экологических проблем. И мы попытаемся понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.

На сегодняшний день проблема экологии – актуальна. Все благоразумные люди на нашей планете вносят посильный вклад в решение этой проблемы.

Искусство, а литература – это вид искусство, обладает способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души. Художники, писатели, поэты остро чувствуют опасность для человечества современных экологических проблем и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе. Но не будем сразу говорить о мрачном. Давайте поговорим о прекрасном, о природе, которая окружает нас... (демонстрируется фрагмент фильма о природе). Леса, поля, реки, березовые рощи – вот она русская земля, вечно манящая к себе своей красотой, широтой, богатством и вызывающая чувство благоговения в душах русских людей.

Писатели и поэты не могли оставаться бездейственными, и они. естественно, поспевали красоту окружающей природы в своих произведениях.

Давайте послушаем некоторые из них.

  1. И.А. Бунин “Листопад”, читает Свинарь Анна.
  2. С. Есенин “Береза”, читает Давлетханова Эля.
  3. С. Есенин “Пороша”, читает Стрельников Саша.
  4. А.А. Фет “...Печальная береза”, читает Зарубина Настя.
  5. Авторское стихотворение “Художница осень”, читает Малахова Вероника.

Учитель литературы. Ребята, как художники используют различные краски при изображении пейзажа. так поэты используют литературные тропы при изображении пейзажа при помощи слов.

“... Заколдован невидимкой, дремлет лес...”

– Как называется эта тропа?

Дети отвечают: “Олицетворение”.

– На партах лежат тексты стихотворений. Найдите литературные троны, используемые авторами.

Дети называют: “Оперлася на клюку” – олицетворение; “Понагнулась, как старушка...” – сравнение; “А заря, лениво, обходя кругом...” – олицетворение; “...Как гроздья винограда, ветвей концы висят” – сравнение.

Учитель литературы. Как видите, ребята, поэты говорят о природе, как о живом существе и, действительно, природа живая, и поэтому относиться к ней нужно бережно.

Природу нужно уметь чувствовать эстетически. Придя в лес, не все люди слышат шелест падающей листвы, бег воды, звон ручья... Например, кленовый лист напоминает кисть руки, если посмотреть образно. Ветви деревьев как протянутые руки человека.

– Я сейчас посмотрю, как у вас развито образное мышление. Проведем небольшую викторину. Нужно назвать автора данного стихотворения и вставить нужное по смыслу слово (авторское).

Звезды меркнут и гаснут
В огне облака
Белый пар по лугам расстилается.
По ... воде, по кудрям лозняка
(зеркальной)
От зари алый свет разливается. (Никитин)

Зарумянились вишня и слива,
Налилась ... рожь,
(золотистая)
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь. (Н. Греков)

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг ...
(серебрит). (С. Есенин)

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо
(зазвенит). (Е. Серова)

Учитель литературы. Ребята, природа действительно наполнена разнообразными звуками: поют соловьи, звенит капель, курлычат журавли, даже киты издают мелодичные звуки. Американский композитор Пол Винтер пишет экологическую музыку, используя природные звуки. Послушаем фрагмент из его альбома, как самка кита зовет своего детеныша. (Звучит музыка.)

– Ребята, какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Дети. “Слушая эту музыку, я представила себе подводный мир с множеством его обитателей, и поняла, что и там есть любовь. Только любящее существо может издавать такие нежные звуки”.

Учитель биологии. Ребята, мы сейчас поговорили о красоте нашей Земли, нашей природы, но вся эта красота может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек. И это неудивительно. Техническая энергия, которой владеет человек, сопоставима с энергией таких стихийных бедствий, как землетрясения, ураганы, грозы. Современные технологии могут привести к тому, что вся наша земля превратиться в промышленную площадку и сельскохозяйственные угодья. И не останется: естественных природных уголков для отдыха и нормальной жизни.

Ученик. Мне хотелось бы рассказать о проблемах Мирового океана.

Океан – колыбель всего живого на Земле. Мировой океан – это настоящий кладезь жизненно-важных для человечества ресурсов, но они не безграничны. К бережному отношению к щедрым дарам океана взывает и то обстоятельство, что океан и суша – одно неразрывное целое.

Чем же богат океан? Это, в первую очередь, его биологические ресурсы. Самые разнообразные виды рыб, головоногие моллюски: кальмары, мидии, устрицы. Различные paкообразные: кpaбы, креветки, лангусты, криль, а также морские млекопитающие. Использует человек и минеральные богатства океана, со дна морей добывает нефть и газ, а также вольфрамовые руды, оловянные, титановые и другие.

Долгое время состояние океана не вкушало человечеству серьезных опасений. Но в последние десятилетия усилилось воздействие хозяйственной деятельности человека на природные комплексы океана. Более всего беспокоит загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, они очень токсичны и губительно действуют на все живое. 1 тонна нефти покрывает пленкой 12 кв. км поверхности воды, а ее ежегодно в океан выливается 6 млн. тонн.

Кроме нефти наибольшую опасность представляют тяжелые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий.

В Мировой океан ежегодно поступает несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов, только с речными стоками поступает около 100 млн. тонн загрязняющих веществ.

Перед человечеством остро стоит проблема, связанная с водопотрeблением, так как человеку для нормальной, полноценной жизни необходима чистая вода.

Ученик.

Мы смотрим едва ль не с восторгом.
Отринув и совесть, и страх,
Как наша любимая Волга
Страдает у всех на глазах.
Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою,
А с нами со всеми беда. (Н.Е. Палькин)

Ученик.

... И неужели мы будем в истории –
“Эти, Байкал загубили которые?”
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствуют омуль, тюлень...
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воду не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
“Мертвое море – священный Байкал”. (А. Вознесенский)

Ученик. Мне хотелось бы рассказать вам об экологических проблемах, связанных с уничтожением наших лесов.

С появлением на Земле человека леса стали одним из первых компонентов природы, подвергшихся его воздействию. Сначала леса выжигали, с изобретением топора его стали вырубать. С 1850 года по 1980 площади лесов на планете сократились на 15%, в настоящее время ежегодно вырубается или выжинается 114 тыс. кв. км леса.

Сейчас в основном уменьшаются площади под тропическими лесами, это леса Амaзoнии и Центральной Африки, а ведь эти леса – “легкие” нашей планеты. Опасными темпами “тают” леса Сибири и Урала, здесь ежегодно вырубается более полумиллиона тысяч гектаров леса. На месте вырубок почти всегда начинается заболачивание местности. Поскольку, вырубают прежде всего сосновые наиболее ценные леса, повсеместно наблюдается обезлесение, т.е. обеднение лесного покрова.

Наша планета стремительно “лысеет”, под натиском человека леса отступают на всех континентах, пpaктически во всех странах. К сожалению, не все люди задумываются над глубоким смыслом слов: “Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее – будет означать конец ее...”.

Ученик. Я расскажу о загрязнении атмосферы.

Нашу планету омывает единый воздушный океан, который защищает и сохраняет жизнь на Земле. Державы мира могут делить сушу между собой, но находящаяся в вечном движении атмосфера, всегда будет общим достоянием человечества. Она взаимодействует с Космосом, Мировым океаном, водами суши и живыми организмами. Человек своей деятельностью способен сильно воздействовать на атмосферу, изменяя состав ее газов, ее температуру. Сейчас атмосфера Земли сильно загрязнена выбросами автотрaнcпорта, который дает 37% всех загрязнений атмосферы, промышленность – 32%, другие источники загрязнений – 31%. Увеличение концентрации парниковых газов, таких, как углекислый газ, метан, фреон и другие, приводят к повышению температуры на нашей планете и потеплению климата. Это приведет к повышению уровня Мирового океана на 50–65 см за счет таяния ледников. Это вызовет глобальную катастрофу, так как многие участки суши будут затоплены, на них сейчас проживает около 45% населения земли. Ухудшатся и условия ведения сельского хозяйства на тех участках суши, которые будут не затоплены. Все это приведет к перенаселению, голоду и массовой гибели людей IK этому сейчас ученые призывают отойти от принципа “поживем-увидим”, а уже сейчас включиться в борьбу с глобальным потеплением.

Учитель литературы. Из услышанного мы видим, что природа находится в состоянии кризиса. И мы люди, должны исправлять это положение. Я хочу обратить ваше внимание на роль литературы в решении этой проблемы. Иногда говорят, что поэты не внося должного вклада в защиту природы. Вот, например, “зеленые”, “гринписовцы пикетируют заводы, проводят акции протеста, а что поэты?...

Но поэты не просто созерцают природу, воспевая ее красоту. А очень часто выражают гнев и сопротивление человеческим деяниям.

Своими произведениями они бьют тревогу и привлекают внимание людей к экологическим проблемам.

Так М.Ю. Лермонтов еще в прошлом веке написал стихотворение “Три пальмы” Послушаем его. Читает стихотворение Павлов Алеша. Беседа по содержанию.

1) Почему последняя картина вызывает удручающее чувство?

Дети отвечают:

– Потому что на месте оазиса, стала пустыня.

– Какие слова использует поэт для ощущения тревоги?

Учащиеся отвечают:

– Нелюдимый, дико, пусто, терзает, напрасно.

– По какому принципу построено это стихотворение?

– Построено на антитезе. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения – и тоже место, где стало “дико и пусто”.

Учитель биологии. А теперь, ребята, давайте посмотрели на эту проблему с экологической точки зрения.

3 пальмы – это растительное сообщество “Оазис”. Какие изменения произошли в этом растительном сообществе?

Ученик. Растительное сообщество сменяется другим, т.е. пустыней, т.к. из-за уничтожения растений источник воды засыпало песком. Мы видим пример опустынивания.

Учитель литературы. Современные авторы тоже пишут на экологическую тему. Послушаем стихотворение Заболоцкого “Журавли”. Читает Лебедев Денис.

Учитель. Сумел Денис передать настроение поэта?

– Совпадают ли ваши чувства с чувствами читавшего?

– Зачем человек убил журавля? Он был голоден?

Учащиеся. Человек убил птицу по глупости, по разгильдяйству.

– Можно ли этого человека назвать хозяином? Венцом природы?

Учитель биологии. А теперь мы становимся экологами. Все живые организмы взаимодействуют между собой, значит птицы – это одно и звеньев в природе. К чему может привести уничтожения птиц?

Ученик. Так как многие птицы питаются насекомыми, то уничтожение птиц приведет к увеличению численности насекомых.

Учитель биологии. К чему может привести интенсивное размножение насекомых?

Ученик. Многие насекомые переносчики болезней человека, животных, их увеличение может привести к повышению числа заболевших животных и человека. Насекомые уничтожают растения, они могут уничтожить посевы с/х растений.

Учитель литературы. Человек по своему развитию стоит на самой высокой ступени развития. Поэтому он должен вести себя как хозяин (в хорошем понимании этого слова). К сожалению, люди не всегда ведут себя так!

Я прочту отрывок из романа “Плаха” Чингиза Айтматова. (Учитель кратко знакомит учащихся с содержанием романа и зачитывает отрывок, где описывается охота на сайгаков).

Беседа по данному отрывку.

– Почему автор называет исполнителей облавы расстрельщиками, а не охотниками?

Учащиеся. Потому что охотник дает животному шанс остаться живым. А здесь у животных никаких шансов не было. Их расстреливали из автоматов.

– Можно этих людей назвать хозяевами природы? Почему?

Учащиеся. Хозяин должен по-хозяйски, бережно относиться к природе. А здесь люди ведут себя как варвары, как палачи.

Учитель литературы. Ребята, мы с вами говорили о природе в разных уголках нашей страны. А давайте поговорим об Урале, о нашей малой родине.

Трудно передать словами всю красоту Уральских гор. Людмила Татьяничева писала (наша уральская поэтесса):

Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал...

Учитель читает стихотворение.

Виктор Петрович Колчин писал: “Текут в изумрудных берегах крутые каменные реки, белеют под солнцем каменные озера, тут и там толпятся скалы, похожие на развалины средневековых крепостей. Словно застывшие зеленые волны, стоят на склонах хвойные леса.

А как прекрасны наши озера! Они, как гoлyбые глаза Земли в зеленых ресницах камышей, радостно смотрят на все живое. Их светлый взгляд притягивает к себе влажные медлительные облака, и лицо Земли обильно умывают дожди и туманы... В каменных коридорах несутся горные реки, которых на Урале более 3000”. Но не все так прекрасно на Урале, Слово биологу.

Учитель биологии. Урал – уникальный уголок на нашей планете. Прекрасны его синие горы, гoлyбые озера и зеленые леса. Писатель Мамин-Сибиряк когда-то называл наши места “Уральской Швейцарией”, а академик Ферсман – “минералогическим раем”. Богат наш Урал. Здесь и руды различных металлов: железо, олово, медь, серебро, золото. Есть сырье для производства удобрений, строительные материалы, драгоценные камни. Именно драгоценные и поделочные камни создали когда-то славу Малахитовой шкатулке Урала. У нас добываются лучшие в мире изумруды и аметисты, сапфиры и гранаты. Все это минералогическое богатство и определило еще с XVII в. промышленное развитие Урала. К чему же привела интенсивная разработка его земель? “Урал – опopный край державы” называют его теперь.

Тяжелая промышленность: это черная и цветная металлургия, электроэнергетика, различные отрасли машиностроения – вот лицо современного Урала. В нашей области и в нашем городе много производств, которые являются экологически грязными. Достаточно назвать некоторые из них: Челябинский металлургический комбинат. Магнитогорский металлургический комбинат. Челябинский электролитно-цинковый завод, Каpaбашский медеплавильный завод, Верхнеуфалейский никелевый комбинат. Этот список можно было бы продолжать. А среди заводов машиностроительного цикла достаточно назвать только ПО “Маяк” по производству и утилизации радиоактивных отходов, в результате экологической катастрофы 1957 года 25 тыс. кв. км плодородных земель были загрязнены радионуклидами и на 350 лет изъяты из хозяйственного оборота. А всего в нашей области работает 646 источников ионизирующего излучения и все они опасны для здоровья и жизни человека. В результате наша область относится к зоне экологического бедствия, а город Каpaбаш один из самых грязных (экол.) городов в мире. В Каpaбаше дети на уроках рисуют лес без листьев, потому что они их видят на деревьях 2–3 недели, а затем листья из-за загрязнения воды, воздуха и земли опадают. А что же говорить о людях. У многих детей в Каpaбаше не растут зубы, вместо них хрящики. Можете представить, сколько проживет такой маленький человек.

Но давайте вернемся в наш город, все перечисленное выше относится и к нему Экологи посчитали, что для нормального дыхания нужно, чтобы на каждого жителя города приходилось как минимум одно дерево и не 1–2-х летнего возраста. А теперь посмотрите на наш пpaктически гoлый микрорайон, да мы еще сами вносим в это лепту: ломаем деревья и ветки, а результат один – это наши болезни. Что же я могу сделать? Наверно, так сейчас думают многие, ведь мы не можем закрыть заводы, электростанции, ПО “Маяк”.

Но каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем и внести свой посильный вклад:

  1. выключать свет и электроприборы в комнате – экономия электроэнергии=> газ и уголь х 1000000 человек
  2. сбор вторсырья (макулатура)=> деревья
  3. закрывать кран с водой=> чистая вода
  4. не бросать мусор=> чистота земли, дворов х 1 млн. человек
  5. сажать деревья.

Взрослый человек, которого сейчас не интересуют и не волнуют экологические проблемы, не получил в детстве экологического воспитания, а в юношеском возрасте – экологического образования. И таких людей сейчас, к сожалению, еще очень много. Но уже сейчас ростки экологической культуры дают всходы, люди всё чаще задумываются над этими проблемами и среди них те, кто хочет решить хотя бы часть этих проблем через проблем через своё искусство.

Учитель литературы. Ребята, я думаю, что наш урок не прошел в пустую. Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами являемся частью природы. И если не будет природы, то не будет и нас. Но я уверена, что этого не произойдёт, так как предо мною сидят будущие экологи, врачи, учителя биологи-люди, которые сделают всё для того, чтобы наша планета стала цветущим садом, где будет всем уютно и хорошо жить.



Комментарии:

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс


    Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

      Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

27 11 2024 3:22:50

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

26 11 2024 12:28:23

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя


    Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

      Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....

25 11 2024 3:33:14

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

24 11 2024 16:27:19

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

23 11 2024 14:12:25

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка


    Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

      Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

22 11 2024 20:42:29

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

21 11 2024 12:40:57

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

20 11 2024 3:42:58

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

19 11 2024 1:21:59

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

18 11 2024 21:34:22

Программа развития экологической культуры младших школьников


    Программа развития экологической культуры младших школьников

      В статье представлена программа развития экологической культуры младших школьников. Главной особенностью программы является проведение со школьниками краткосрочных экологических экскурсионных занятий, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать природные явления. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования экологического направления, а также учителям экологии и биологии. ...

17 11 2024 13:39:52

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

16 11 2024 15:23:30

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

15 11 2024 12:21:44

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

14 11 2024 8:31:51

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

13 11 2024 12:11:56

"Алкоголь – вещество наркотическое". 8-й класс

Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....

12 11 2024 3:43:33

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

11 11 2024 3:51:54

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

10 11 2024 13:29:48

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ


    Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

      Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

09 11 2024 11:56:30

Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"


    Урок-презентация "Трудимся во благо Отечества"

      На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами. ...

08 11 2024 19:49:30

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

07 11 2024 10:27:53

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

06 11 2024 4:54:44

Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"


    Урок биологии по теме "Строение и значение кожи"

      При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....

05 11 2024 17:18:57

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"


    Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

      В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

04 11 2024 7:13:46

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

03 11 2024 6:15:49

Рекорды органического мира Южной Америки


    Рекорды органического мира Южной Америки

      Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

02 11 2024 7:45:42

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

01 11 2024 18:55:49

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

31 10 2024 0:11:47

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

30 10 2024 21:11:27

Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова


    Биологическая познавательная игра для 8–9-х классов к юбилею М.В. Ломоносова

      Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....

29 10 2024 5:25:37

Витамины в нашей жизни


    Витамины в нашей жизни

      Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....

28 10 2024 5:15:36

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

      При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

27 10 2024 7:49:40

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

26 10 2024 3:15:23

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

25 10 2024 14:33:30

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

24 10 2024 5:42:25

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

23 10 2024 7:54:15

Урок "Размножение и развитие птиц"


    Урок "Размножение и развитие птиц"

      Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

22 10 2024 6:44:58

Органы. Системы органов. 8-й класс


    Органы. Системы органов. 8-й класс

      Разработка открытого урока биологии в 8-м классе. Этот комбинированный урок с применением ИКТ, построен с учетом самостоятельного добывания знаний обучающимися по новой теме как индивидуально, так и в группах. Основные задачи урока: определить функции основных физиологических систем и органов, их образующие; провести анализ конкретных связей между функциями органов и частями тела....

21 10 2024 10:40:36

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

20 10 2024 5:17:34

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс


    "Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

      Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

19 10 2024 8:31:28

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

18 10 2024 18:51:25

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

17 10 2024 11:39:18

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

16 10 2024 5:49:37

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

15 10 2024 21:33:20

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

14 10 2024 20:26:36

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"


    Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

13 10 2024 4:55:34

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс


    Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стeбля (УМК "Сферы"). 6-й класс

      Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

12 10 2024 19:46:43

Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)


    Общая хаpaктеристика класса пресмыкающиеся (рептилии)

      Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....

11 10 2024 19:53:43

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

10 10 2024 20:53:35

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

09 10 2024 11:48:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::