Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок по литературе и биологии в 7-м классе по теме: "Взаимоотношения человека и природы"


Цели:

  1. Дать учащимся представление об экологической ситуации, сложившейся на нашей планете.
  2. Познакомить учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем.
  3. Попытаться понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
  4. Продолжить работу по дальнейшему совершенствованию культуры речи.

Оборудование:

  1. фильм о природе;
  2. фрагмент из музыкальной композиции Пола Винтера;
  3. картины русских художников;
  4. выставка книг.

Ведущие: учитель биологии.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, это одновременно урок и литературы, и биологии и изобразительного искусства.

Сегодня мы поговорим о взаимоотношении человека с природой. Эта тема волнует сейчас всех.

На Руси в давние времена били в колокола, когда случалось какое-то несчастье: пожар, война, наводнение или какое-то другое бедствие.

Наш сегодняшний урок мы назовем “Колокола тревоги”. Колокола... значит речь сегодня пойдет о каком-то бедствии? Да. Сегодня мы будем говорить на очень важную и волнующую тему для каждого человека, живущего на этой планете. Эта тема важна тем, что от состояние природы зависит жизнь человека, его существование на планете. Сегодня на уроке мы постараемся разбудить пусть не колокол, но маленький колокольчик в душе каждого из вас и пусть он будет служить путеводителем в вашей дальнейшей жизни. Отдельный звон маленького колокольчика не слышен, но вместе звучащие колокольчики могут превратиться в громкий набат, который заставит задуматься о проблемах экологии.

Экология... Экологические проблемы... сейчас нет слов, произносимых чаще.

Ребята, на уроках биологии мы часто говорим об экологии и проблемах, с ней связанных, давайте вспомним: на уроках мы говорим об охране растений и значении их в природе и жизни человека, о причинах и смене растительных сообществ, о влиянии растений друг на друга. Все это и есть экологические вопросы.

Так что же такое экология? Что это за наука такая? Большинство названий наук родилось в глубокой древности и авторы их неизвестны. Экология же имеет точную дату своего рождения и известна фамилия ее юридического отца. Им стал последователь Ч. Дарвина немец кий биолог Эрнст Геккель, 14 сентября 1866 г. он подписал к изданию свой основной груд, в котором определил экологию как науку, изучающую взаимоотношение организмов между собой и окружающей средой.

Запишем: Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой с окружающей их средой обитания.

В переводе “ойкос” – дом, жилище, “логос” – наука, другими словами – это пачка и доме, нашем общем доме, планете Земля.

А чтобы было понятнее, давайте посмотрим, а как же мы относимся к нашему общему дому, к планете, на которой мы живем? (Перед уроком учащимся были даны задания, темы сообщений, ребята для подготовки использовали дополнительную литературу). Кто расскажет об экологической ситуации на нашей планете?

Ученик. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле – матери, гoлyбой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, пред варваром-человеком. Получив неограниченную власть над природой, и надменно упиваясь этой властью, он, считающий себя “венцом природы”, забыл, что сам является ее скромной частицей.

“Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, – восклицает современный русский писатель Виктор Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вел нам без них не прожить и дня единого”.

Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество лицом к лицу столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Катастрофически быстро загрязняется вода и воздух. Превращаются в пески плодородные земли, на глазах сокращается площадь лесов. Повсеместно дают о себе знать химического загрязнения. В результате варварского хозяйствования человека буквально “вываливаются” на планету горы отбросов, удушающих все живое. Глобальные проблемы затрагивают основы существования цивилизации.

Человечество сегодня – никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться гармонией, красотой природы. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.

Ученик. Глобальные экологические проблемы. Сейчас нет слов, произносимых чаще. В них вкладывается разный смысл. В деле решения современных экологических проблем нет “зрителей” и “действующих лиц”. Мы все несем ответственности за сохранение жизни на нашей планете. Сейчас во всем мире растет понимание того, что разрушая природу Земли, человечество уничтожает свое будущее. Ведь планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества. В нем общий “водопровод” в виде рек и озер. Мирового океана, единая атмосфера и единые источники питания. Если у всего человечества в едином общем доме общие “жизненные системы”, то должны быть и общие заботы. И самая главная в том, чтобы избежать экологической катастрофы.

Каждый из нас – часть человечества. Всего лишь 2 месяца отделяет нас от конца 2-го тысячелетия и начала нового, и мы естественно задаемся вопросом, что ждет нас в будущем. Как каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем? Ведь, казалось бы, один в поле не воин. Да, если он один! А если каждый из нас включится в общепланетарное движение за общее выживание?

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей
внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)

Вступительное слово учителя литературы:

– Сегодня на уроке я познакомлю вас с ролью литературы в решении экологических проблем. И мы попытаемся понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.

На сегодняшний день проблема экологии – актуальна. Все благоразумные люди на нашей планете вносят посильный вклад в решение этой проблемы.

Искусство, а литература – это вид искусство, обладает способностью проникать в самые сокровенные уголки человеческой души. Художники, писатели, поэты остро чувствуют опасность для человечества современных экологических проблем и пытаются своим творчеством заставить человека задуматься о последствиях варварского отношения к природе. Но не будем сразу говорить о мрачном. Давайте поговорим о прекрасном, о природе, которая окружает нас... (демонстрируется фрагмент фильма о природе). Леса, поля, реки, березовые рощи – вот она русская земля, вечно манящая к себе своей красотой, широтой, богатством и вызывающая чувство благоговения в душах русских людей.

Писатели и поэты не могли оставаться бездейственными, и они. естественно, поспевали красоту окружающей природы в своих произведениях.

Давайте послушаем некоторые из них.

  1. И.А. Бунин “Листопад”, читает Свинарь Анна.
  2. С. Есенин “Береза”, читает Давлетханова Эля.
  3. С. Есенин “Пороша”, читает Стрельников Саша.
  4. А.А. Фет “...Печальная береза”, читает Зарубина Настя.
  5. Авторское стихотворение “Художница осень”, читает Малахова Вероника.

Учитель литературы. Ребята, как художники используют различные краски при изображении пейзажа. так поэты используют литературные тропы при изображении пейзажа при помощи слов.

“... Заколдован невидимкой, дремлет лес...”

– Как называется эта тропа?

Дети отвечают: “Олицетворение”.

– На партах лежат тексты стихотворений. Найдите литературные троны, используемые авторами.

Дети называют: “Оперлася на клюку” – олицетворение; “Понагнулась, как старушка...” – сравнение; “А заря, лениво, обходя кругом...” – олицетворение; “...Как гроздья винограда, ветвей концы висят” – сравнение.

Учитель литературы. Как видите, ребята, поэты говорят о природе, как о живом существе и, действительно, природа живая, и поэтому относиться к ней нужно бережно.

Природу нужно уметь чувствовать эстетически. Придя в лес, не все люди слышат шелест падающей листвы, бег воды, звон ручья... Например, кленовый лист напоминает кисть руки, если посмотреть образно. Ветви деревьев как протянутые руки человека.

– Я сейчас посмотрю, как у вас развито образное мышление. Проведем небольшую викторину. Нужно назвать автора данного стихотворения и вставить нужное по смыслу слово (авторское).

Звезды меркнут и гаснут
В огне облака
Белый пар по лугам расстилается.
По ... воде, по кудрям лозняка
(зеркальной)
От зари алый свет разливается. (Никитин)

Зарумянились вишня и слива,
Налилась ... рожь,
(золотистая)
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь. (Н. Греков)

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг ...
(серебрит). (С. Есенин)

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихо
(зазвенит). (Е. Серова)

Учитель литературы. Ребята, природа действительно наполнена разнообразными звуками: поют соловьи, звенит капель, курлычат журавли, даже киты издают мелодичные звуки. Американский композитор Пол Винтер пишет экологическую музыку, используя природные звуки. Послушаем фрагмент из его альбома, как самка кита зовет своего детеныша. (Звучит музыка.)

– Ребята, какое впечатление произвела на вас эта музыка?

Дети. “Слушая эту музыку, я представила себе подводный мир с множеством его обитателей, и поняла, что и там есть любовь. Только любящее существо может издавать такие нежные звуки”.

Учитель биологии. Ребята, мы сейчас поговорили о красоте нашей Земли, нашей природы, но вся эта красота может исчезнуть, если обращаться с ней по-варварски. Ни один вид живых существ не разрушает гармонию природы так сильно, как человек. И это неудивительно. Техническая энергия, которой владеет человек, сопоставима с энергией таких стихийных бедствий, как землетрясения, ураганы, грозы. Современные технологии могут привести к тому, что вся наша земля превратиться в промышленную площадку и сельскохозяйственные угодья. И не останется: естественных природных уголков для отдыха и нормальной жизни.

Ученик. Мне хотелось бы рассказать о проблемах Мирового океана.

Океан – колыбель всего живого на Земле. Мировой океан – это настоящий кладезь жизненно-важных для человечества ресурсов, но они не безграничны. К бережному отношению к щедрым дарам океана взывает и то обстоятельство, что океан и суша – одно неразрывное целое.

Чем же богат океан? Это, в первую очередь, его биологические ресурсы. Самые разнообразные виды рыб, головоногие моллюски: кальмары, мидии, устрицы. Различные paкообразные: кpaбы, креветки, лангусты, криль, а также морские млекопитающие. Использует человек и минеральные богатства океана, со дна морей добывает нефть и газ, а также вольфрамовые руды, оловянные, титановые и другие.

Долгое время состояние океана не вкушало человечеству серьезных опасений. Но в последние десятилетия усилилось воздействие хозяйственной деятельности человека на природные комплексы океана. Более всего беспокоит загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами, они очень токсичны и губительно действуют на все живое. 1 тонна нефти покрывает пленкой 12 кв. км поверхности воды, а ее ежегодно в океан выливается 6 млн. тонн.

Кроме нефти наибольшую опасность представляют тяжелые металлы: ртуть, свинец, цинк, кадмий.

В Мировой океан ежегодно поступает несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов, только с речными стоками поступает около 100 млн. тонн загрязняющих веществ.

Перед человечеством остро стоит проблема, связанная с водопотрeблением, так как человеку для нормальной, полноценной жизни необходима чистая вода.

Ученик.

Мы смотрим едва ль не с восторгом.
Отринув и совесть, и страх,
Как наша любимая Волга
Страдает у всех на глазах.
Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою,
А с нами со всеми беда. (Н.Е. Палькин)

Ученик.

... И неужели мы будем в истории –
“Эти, Байкал загубили которые?”
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствуют омуль, тюлень...
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воду не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал:
“Мертвое море – священный Байкал”. (А. Вознесенский)

Ученик. Мне хотелось бы рассказать вам об экологических проблемах, связанных с уничтожением наших лесов.

С появлением на Земле человека леса стали одним из первых компонентов природы, подвергшихся его воздействию. Сначала леса выжигали, с изобретением топора его стали вырубать. С 1850 года по 1980 площади лесов на планете сократились на 15%, в настоящее время ежегодно вырубается или выжинается 114 тыс. кв. км леса.

Сейчас в основном уменьшаются площади под тропическими лесами, это леса Амaзoнии и Центральной Африки, а ведь эти леса – “легкие” нашей планеты. Опасными темпами “тают” леса Сибири и Урала, здесь ежегодно вырубается более полумиллиона тысяч гектаров леса. На месте вырубок почти всегда начинается заболачивание местности. Поскольку, вырубают прежде всего сосновые наиболее ценные леса, повсеместно наблюдается обезлесение, т.е. обеднение лесного покрова.

Наша планета стремительно “лысеет”, под натиском человека леса отступают на всех континентах, пpaктически во всех странах. К сожалению, не все люди задумываются над глубоким смыслом слов: “Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее – будет означать конец ее...”.

Ученик. Я расскажу о загрязнении атмосферы.

Нашу планету омывает единый воздушный океан, который защищает и сохраняет жизнь на Земле. Державы мира могут делить сушу между собой, но находящаяся в вечном движении атмосфера, всегда будет общим достоянием человечества. Она взаимодействует с Космосом, Мировым океаном, водами суши и живыми организмами. Человек своей деятельностью способен сильно воздействовать на атмосферу, изменяя состав ее газов, ее температуру. Сейчас атмосфера Земли сильно загрязнена выбросами автотрaнcпорта, который дает 37% всех загрязнений атмосферы, промышленность – 32%, другие источники загрязнений – 31%. Увеличение концентрации парниковых газов, таких, как углекислый газ, метан, фреон и другие, приводят к повышению температуры на нашей планете и потеплению климата. Это приведет к повышению уровня Мирового океана на 50–65 см за счет таяния ледников. Это вызовет глобальную катастрофу, так как многие участки суши будут затоплены, на них сейчас проживает около 45% населения земли. Ухудшатся и условия ведения сельского хозяйства на тех участках суши, которые будут не затоплены. Все это приведет к перенаселению, голоду и массовой гибели людей IK этому сейчас ученые призывают отойти от принципа “поживем-увидим”, а уже сейчас включиться в борьбу с глобальным потеплением.

Учитель литературы. Из услышанного мы видим, что природа находится в состоянии кризиса. И мы люди, должны исправлять это положение. Я хочу обратить ваше внимание на роль литературы в решении этой проблемы. Иногда говорят, что поэты не внося должного вклада в защиту природы. Вот, например, “зеленые”, “гринписовцы пикетируют заводы, проводят акции протеста, а что поэты?...

Но поэты не просто созерцают природу, воспевая ее красоту. А очень часто выражают гнев и сопротивление человеческим деяниям.

Своими произведениями они бьют тревогу и привлекают внимание людей к экологическим проблемам.

Так М.Ю. Лермонтов еще в прошлом веке написал стихотворение “Три пальмы” Послушаем его. Читает стихотворение Павлов Алеша. Беседа по содержанию.

1) Почему последняя картина вызывает удручающее чувство?

Дети отвечают:

– Потому что на месте оазиса, стала пустыня.

– Какие слова использует поэт для ощущения тревоги?

Учащиеся отвечают:

– Нелюдимый, дико, пусто, терзает, напрасно.

– По какому принципу построено это стихотворение?

– Построено на антитезе. Картина цветущего оазиса в начале стихотворения – и тоже место, где стало “дико и пусто”.

Учитель биологии. А теперь, ребята, давайте посмотрели на эту проблему с экологической точки зрения.

3 пальмы – это растительное сообщество “Оазис”. Какие изменения произошли в этом растительном сообществе?

Ученик. Растительное сообщество сменяется другим, т.е. пустыней, т.к. из-за уничтожения растений источник воды засыпало песком. Мы видим пример опустынивания.

Учитель литературы. Современные авторы тоже пишут на экологическую тему. Послушаем стихотворение Заболоцкого “Журавли”. Читает Лебедев Денис.

Учитель. Сумел Денис передать настроение поэта?

– Совпадают ли ваши чувства с чувствами читавшего?

– Зачем человек убил журавля? Он был голоден?

Учащиеся. Человек убил птицу по глупости, по разгильдяйству.

– Можно ли этого человека назвать хозяином? Венцом природы?

Учитель биологии. А теперь мы становимся экологами. Все живые организмы взаимодействуют между собой, значит птицы – это одно и звеньев в природе. К чему может привести уничтожения птиц?

Ученик. Так как многие птицы питаются насекомыми, то уничтожение птиц приведет к увеличению численности насекомых.

Учитель биологии. К чему может привести интенсивное размножение насекомых?

Ученик. Многие насекомые переносчики болезней человека, животных, их увеличение может привести к повышению числа заболевших животных и человека. Насекомые уничтожают растения, они могут уничтожить посевы с/х растений.

Учитель литературы. Человек по своему развитию стоит на самой высокой ступени развития. Поэтому он должен вести себя как хозяин (в хорошем понимании этого слова). К сожалению, люди не всегда ведут себя так!

Я прочту отрывок из романа “Плаха” Чингиза Айтматова. (Учитель кратко знакомит учащихся с содержанием романа и зачитывает отрывок, где описывается охота на сайгаков).

Беседа по данному отрывку.

– Почему автор называет исполнителей облавы расстрельщиками, а не охотниками?

Учащиеся. Потому что охотник дает животному шанс остаться живым. А здесь у животных никаких шансов не было. Их расстреливали из автоматов.

– Можно этих людей назвать хозяевами природы? Почему?

Учащиеся. Хозяин должен по-хозяйски, бережно относиться к природе. А здесь люди ведут себя как варвары, как палачи.

Учитель литературы. Ребята, мы с вами говорили о природе в разных уголках нашей страны. А давайте поговорим об Урале, о нашей малой родине.

Трудно передать словами всю красоту Уральских гор. Людмила Татьяничева писала (наша уральская поэтесса):

Когда говорят о России
Я вижу свой синий Урал...

Учитель читает стихотворение.

Виктор Петрович Колчин писал: “Текут в изумрудных берегах крутые каменные реки, белеют под солнцем каменные озера, тут и там толпятся скалы, похожие на развалины средневековых крепостей. Словно застывшие зеленые волны, стоят на склонах хвойные леса.

А как прекрасны наши озера! Они, как гoлyбые глаза Земли в зеленых ресницах камышей, радостно смотрят на все живое. Их светлый взгляд притягивает к себе влажные медлительные облака, и лицо Земли обильно умывают дожди и туманы... В каменных коридорах несутся горные реки, которых на Урале более 3000”. Но не все так прекрасно на Урале, Слово биологу.

Учитель биологии. Урал – уникальный уголок на нашей планете. Прекрасны его синие горы, гoлyбые озера и зеленые леса. Писатель Мамин-Сибиряк когда-то называл наши места “Уральской Швейцарией”, а академик Ферсман – “минералогическим раем”. Богат наш Урал. Здесь и руды различных металлов: железо, олово, медь, серебро, золото. Есть сырье для производства удобрений, строительные материалы, драгоценные камни. Именно драгоценные и поделочные камни создали когда-то славу Малахитовой шкатулке Урала. У нас добываются лучшие в мире изумруды и аметисты, сапфиры и гранаты. Все это минералогическое богатство и определило еще с XVII в. промышленное развитие Урала. К чему же привела интенсивная разработка его земель? “Урал – опopный край державы” называют его теперь.

Тяжелая промышленность: это черная и цветная металлургия, электроэнергетика, различные отрасли машиностроения – вот лицо современного Урала. В нашей области и в нашем городе много производств, которые являются экологически грязными. Достаточно назвать некоторые из них: Челябинский металлургический комбинат. Магнитогорский металлургический комбинат. Челябинский электролитно-цинковый завод, Каpaбашский медеплавильный завод, Верхнеуфалейский никелевый комбинат. Этот список можно было бы продолжать. А среди заводов машиностроительного цикла достаточно назвать только ПО “Маяк” по производству и утилизации радиоактивных отходов, в результате экологической катастрофы 1957 года 25 тыс. кв. км плодородных земель были загрязнены радионуклидами и на 350 лет изъяты из хозяйственного оборота. А всего в нашей области работает 646 источников ионизирующего излучения и все они опасны для здоровья и жизни человека. В результате наша область относится к зоне экологического бедствия, а город Каpaбаш один из самых грязных (экол.) городов в мире. В Каpaбаше дети на уроках рисуют лес без листьев, потому что они их видят на деревьях 2–3 недели, а затем листья из-за загрязнения воды, воздуха и земли опадают. А что же говорить о людях. У многих детей в Каpaбаше не растут зубы, вместо них хрящики. Можете представить, сколько проживет такой маленький человек.

Но давайте вернемся в наш город, все перечисленное выше относится и к нему Экологи посчитали, что для нормального дыхания нужно, чтобы на каждого жителя города приходилось как минимум одно дерево и не 1–2-х летнего возраста. А теперь посмотрите на наш пpaктически гoлый микрорайон, да мы еще сами вносим в это лепту: ломаем деревья и ветки, а результат один – это наши болезни. Что же я могу сделать? Наверно, так сейчас думают многие, ведь мы не можем закрыть заводы, электростанции, ПО “Маяк”.

Но каждый из нас может участвовать в решении экологических проблем и внести свой посильный вклад:

  1. выключать свет и электроприборы в комнате – экономия электроэнергии=> газ и уголь х 1000000 человек
  2. сбор вторсырья (макулатура)=> деревья
  3. закрывать кран с водой=> чистая вода
  4. не бросать мусор=> чистота земли, дворов х 1 млн. человек
  5. сажать деревья.

Взрослый человек, которого сейчас не интересуют и не волнуют экологические проблемы, не получил в детстве экологического воспитания, а в юношеском возрасте – экологического образования. И таких людей сейчас, к сожалению, еще очень много. Но уже сейчас ростки экологической культуры дают всходы, люди всё чаще задумываются над этими проблемами и среди них те, кто хочет решить хотя бы часть этих проблем через проблем через своё искусство.

Учитель литературы. Ребята, я думаю, что наш урок не прошел в пустую. Из всего услышанного вы поняли, что мы с вами являемся частью природы. И если не будет природы, то не будет и нас. Но я уверена, что этого не произойдёт, так как предо мною сидят будущие экологи, врачи, учителя биологи-люди, которые сделают всё для того, чтобы наша планета стала цветущим садом, где будет всем уютно и хорошо жить.


Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

30 11 2022 6:45:13

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

29 11 2022 11:55:32

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта


    Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

      Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

28 11 2022 16:24:14

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

27 11 2022 2:55:43

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях


    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

      Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

26 11 2022 10:48:36

Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"


    Электронный образовательнй ресурс "Школьный атлас-определитель цветковых растений"

      Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....

25 11 2022 11:59:16

Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс


    Урок по теме "Экологические факторы и их влияние на живые организмы". 5-й класс

      Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....

24 11 2022 20:52:39

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

23 11 2022 3:47:11

Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)


    Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)

      Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...

22 11 2022 7:55:27

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

21 11 2022 19:37:32

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

20 11 2022 20:21:34

Урок "Методы селекции"


    Урок "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

19 11 2022 11:53:16

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

18 11 2022 20:35:27

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

17 11 2022 4:34:53

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

      Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

16 11 2022 5:25:50

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе


    Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

      В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

15 11 2022 3:27:15

«Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс


    «Размножение и его виды. Бесполое размножение». 6-й класс

      Учащиеся описывают процессы вегетативного размножения; выделяют отличительные особенности пoлoвoго и бесполого размножения. Приводятся примеры бесполого размножения и растений, размножающихся вегетативно....

14 11 2022 20:51:19

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

13 11 2022 22:33:57

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

12 11 2022 6:27:22

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

11 11 2022 10:16:13

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

10 11 2022 9:14:28

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

09 11 2022 23:32:58

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

08 11 2022 1:41:11

За пределами роста


    За пределами роста

      В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

07 11 2022 9:13:26

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

06 11 2022 8:51:27

Урок "Развитие жизни на Земле"


    Урок "Развитие жизни на Земле"

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

05 11 2022 11:45:56

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

04 11 2022 4:34:58

Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс


    Групповая работа по теме "Комaндный пункт организма". 8-й класс

      В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

03 11 2022 15:44:56

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

02 11 2022 13:28:54

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

01 11 2022 5:36:51

Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Нарушения осанки и плоскостопие". 8-й класс

      На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....

31 10 2022 5:29:37

Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»


    Внеклассное мероприятие – ток-шоу «Жить здорово»

      Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....

30 10 2022 10:43:57

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах


    Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

      Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф". Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....

29 10 2022 12:59:14

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

28 10 2022 16:54:58

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

27 10 2022 20:42:17

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

26 10 2022 8:57:14

Урок биологии на тему "Нервная система человека"


    Урок биологии на тему "Нервная система человека"

      Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....

25 10 2022 17:25:12

Внутреннее строение Земли


    Внутреннее строение Земли

      Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....

24 10 2022 19:41:46

Зоологическая игра "Птицы"


    Зоологическая игра "Птицы"

      Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....

23 10 2022 21:28:36

Хлорелла: строение, размножение, польза для человека

Хлорелла — одноклеточная зеленая водоросль, имеет вид микроскопического неподвижного зеленого шарика до 15мкм в диаметре, жгутиков нет. Поверхность клетки покрыта твердой двуконтурной оболочкой целлюлозной породы....

22 10 2022 9:14:22

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток

Яйцеклетки и cпepматозоиды. Строение и развитие пoлoвых клеток Созревание и развитие пoлoвых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в пoлoвых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а cпepматозоиды — в яичках....

21 10 2022 6:37:18

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

20 10 2022 10:10:45

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

19 10 2022 6:11:55

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

18 10 2022 9:14:41

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюция: закономерности и доказательства Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

17 10 2022 12:37:22

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

      Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....

16 10 2022 10:25:23

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"


    Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

      Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....

15 10 2022 17:21:33

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс


    Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

      Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

14 10 2022 4:13:54

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии


    Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

      В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....

13 10 2022 8:46:38

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

12 10 2022 14:59:14

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::