Неповторимая планета

Визитная карточка урока
Предмет:
природоведение.Класс: 5 класс.
Авторы программы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Учебник: “Природоведение”.
Авторы учебника: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.
Технология развивающего обучения.
Тип урока: комбинированный.
Дидактические задачи: изучение нового материала об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни.
Образовательные задачи: актуализация и формирование знаний о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах обеспечивающих существование жизни на Земле.
Развивающие задачи: развивать монологическую речь учащихся, критическое, образное и логическое мышление, формировать интерес к предмету через познавательную активность.
Воспитательные задачи; воспитывать навык культуры труда, убеждения и материалистические понятия, осуществлять экологическое и эстетическое воспитание.
Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,
Приёмы: эвристическая беседа, работа в рабочей тетради, тестовый опрос, пpaктическая работа, поисковая игра.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: презентация учителя, дополнительный материал по теме, проверочные тесты, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, карта полушарий, глобус.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: “Тема нашего урока “Уникальная планета Земля”. Со дня нашего рождения мы становимся космическими “путешественниками” на гигантском космическом корабле под названием “Планета Земля”, который совершает стремительный полёт в мировом прострaнcтве. Сегодня мы сделаем ещё один шаг к познанию мира Вселенной, частью которой являемся мы – земляне. Цели нашего урока - путешествия - узнать, в чем заключается уникальность Земли; закрепить знания об окружающих Землю оболочках”.
II. Мотивационно-ориентировочный этап:
1. Учитель входит в контакт с учащимися, звучат слова поддержки и одобрения.
2. Учитель создает ситуацию успеха, предлагает рассмотреть фотографиина стенде, обращает внимание на внешние отличия планеты Земля от других планет земной группы (разговор учителя с учащимися сопровождается спокойной и мелодичной музыкой).
III. Оценочно-целевой этап:
1. Проверка знаний.
Учитель: “Перед тем как мы преступим к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока”.
Шесть учеников получают карточки с заданиями для проверки знаний по предыдущей теме: “Вода на Земле” (на выполнение заданий отводится 8 мин.), учащиеся работают самостоятельно. После выполнения заданий по карточкам, учащиеся сдают их для проверки учителю”.
Остальные учащиеся принимают активное участие в игре “Правильно неправильно” (на слайде презентации приводятся примеры утверждений, из которых нужно выбрать правильные и неправильные утверждения по теме предыдущего урока).
2. Актуализация знаний.
Учитель: “Одного мимолетного взгляда на планету Земля будет достаточно, чтобы понять, насколько она отличается от других известных нам планет. Даже если смотреть из космоса, планета Земля резко выделяется среди остальных семи планет нашей Солнечной системы. Планета Земля отличается приятными ярко-гoлyбым и белым цветами, тогда как все остальные планеты (а также их спутники) имеют непривлекательный красный, оранжевый или тускло-серый цвета.Более того, наша планета Земля - единственная из планет, вращающихся вокруг Солнца, на которой могла бы существовать и существует жизнь в известной нам форме. Наша “гoлyбая планета” - так называли Землю космонавты, увидев её из космоса, самая уникальная планета в Солнечной системе”. Для актуализации знаний учащихся учитель задает вопросы детям.
Учитель: “ Почему наша планета из космоса, по утверждению космонавтов, имеет гoлyбой цвет?”
Ученики: “ Потому что 70,8 % поверхности планеты покрыто водой, и 29,2% земной поверхности”. Потому что на планете много воды”
Учитель: “Как вы думаете, наша отличается от других планет Солнечной системы?” Ученики высказывают свои предположения.
IV. Операционно-познавательный этап.1. Мотивация.
Учитель: Астрономические наблюдения показывают, что наш земной дом - это лишь крошечная песчинка мироздания. Однако больше нигде в бескрайних просторах необъятной Вселенной жизни не обнаружено. Условия, необходимые для ее существования, есть только на планете Земля. Давайте же выясним эти условия?”
2. Изучение нового материала.
Учитель: “Только на нашей планете из всех планет Солнечной системы есть жизнь. Почему же возможна жизнь на Земле? На этот вопрос сегодня на уроке мы постараемся найти ответ. Представьте, что вы космонавты четырех кораблей (учитель делит класс на 4 комaнды, каждая имеет название “Атмосфера”, “Гидросфера”, “Литосфера”, “Биосфера”, назначает капитанов в каждой группе, одного из наиболее сильных учеников класса).
Учитель: “Капитаны космических кораблей получите задания от Центра управления космическими полётами. Не забывайте, что от слаженной работы каждого из вас в комaнде, зависит выполнение этих заданий. Желаю удачного полета экипажам кораблей: “Атмосфера”, “Гидросфера”, “Литосфера”, “Биосфера”. Приступите к выполнению заданий!” Учащиеся работают в группах: комaнды получают конверты с инструкцией, заданием и дополнительным материалом, распечатанным учителем (дополнительный материал разный для каждой комaнды). Ребята самостоятельно изучают новый материал: текст учебника по теме “Неповторимая планета и дополнительный материал, выясняют условия, благодаря которым, возможна жизнь на Земле. Читая текст, учащиеся готовят сообщения (регламент выступления 3 мин.). После совместной подготовки сообщения, учащиеся выбирают одного ученика от своей комaнды.Ученики выступают с сообщениями, а учитель комментирует рассказ учащихся об уникальности планеты показом слайдов.
Учитель: “Уважаемые космонавты - исследователи, с космических кораблей “Атмосфера”, “Гидросфера”, “Литосфера”, “Биосфера” вы прекрасно справились с заданиями, полученными от Центрального управления космическими полётами. Спасибо, вам за ваши исследования! Теперь мы знаем, почему наша планета считается уникальной!”
V. Оценочно-рефлексивный этап.
1. Обобщение и закрепление изученного материала.
Учитель: “Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного. Давайте выполним тест, для того, чтобы вы могли проверить свои знания по изученному материалу (учитель раздает тесты, составленные для двух вариантов, рабочие листки)”. Учащиеся выполняют тестовые задания на рабочих листках, затем обмениваются работами для взаимопроверки (проверка тестов осуществляется по инструкции, прочитанной учителем). Во время проверки учитель демонстрирует слайды из презентации, на которых находятся правильные ответы.
VI. Домашнее задание.
Учитель: “Домашним заданием вам будет прочитать статью учебника: “Неповторимая планета” и творческое задание: напишите стихотворение о бережном отношении к природе”.
VII. Итоги урока.
Итоги урока подводятся учителем: комментируются оценки учеников за работу по карточкам, за сообщения, подготовленные учениками в группах, за активную работу учащихся при закреплении и обобщении изученного материала. Оценки выставляются в журнал.
Комментарии:
Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
11 12 2025 11:43:52
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
10 12 2025 2:36:44
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
09 12 2025 4:51:17
С каждым годом для детей и взрослых растет число творческих конкурсов, турниров, олимпиад, на которых можно попробовать свои силы, заниматься исследовательской деятельностью, выбирать тему в интересующей отрасли знаний. В текущем тысячелетии целью человека и общества в целом должно стать осознанное цельное саморазвитие каждой личности....
08 12 2025 7:48:24
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода.
...
07 12 2025 21:20:56
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
06 12 2025 14:29:30
Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....
05 12 2025 11:29:50
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
04 12 2025 2:31:24
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
03 12 2025 9:23:14
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
02 12 2025 0:24:38
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
01 12 2025 13:28:29
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
30 11 2025 15:25:38
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
29 11 2025 7:20:41
Урок биологии в 7-м классе построен с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно: умение формулировать проблему; решение биологических проблем методом контрольных вопросов; организация работы с творческой биографией ученого.
...
28 11 2025 4:27:31
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
27 11 2025 6:18:39
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
26 11 2025 8:27:41
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
25 11 2025 22:33:51
Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
24 11 2025 19:12:17
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
23 11 2025 12:28:21
Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы "Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....
22 11 2025 10:22:47
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
21 11 2025 7:17:47
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
20 11 2025 18:56:28
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
19 11 2025 8:30:31
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
18 11 2025 19:22:25
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
17 11 2025 15:15:20
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
16 11 2025 6:49:29
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
15 11 2025 4:59:21
Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....
14 11 2025 16:48:50
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
13 11 2025 0:47:14
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
12 11 2025 13:49:21
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
10 11 2025 11:44:11
Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....
09 11 2025 21:27:47
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
08 11 2025 15:11:21
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
07 11 2025 19:48:50
В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий.
...
06 11 2025 7:24:12
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
05 11 2025 19:27:58
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
04 11 2025 13:44:27
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
03 11 2025 8:23:45
Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....
02 11 2025 10:32:24
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
01 11 2025 9:35:31
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
31 10 2025 19:20:45
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
30 10 2025 15:18:20
Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....
29 10 2025 0:51:13
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
28 10 2025 14:47:36
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
27 10 2025 0:47:16
Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека.
...
26 10 2025 7:58:11
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно
внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь
такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как
психолога. Основными принципами такого обучения является признание
индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии
на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на
уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков,
которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами.
...
25 10 2025 12:34:32
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
24 10 2025 2:11:10
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
23 10 2025 17:17:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"