Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;
- Сформировать знания об их среде обитания;
- Раскрыть особенности строения тела водорослей;
- Показать строение одноклеточных водорослей на примере одноклеточной зеленой водоросли – хламидомонады;
- Продолжить формирование умения работать с текстом и рисунками учебника;
- Развивать критическое мышление через чтение и письмо.
Средства обучения: Таблицы «Водоросли»; презентация \"Водоросли\".
Ход урока
I. Контроль знаний.
Повторение изученного о систематике растений, ее значении, о единицах классификации растений, о виде как основной структурной единице в системе растений.
Проверка выполнения заданий 2, 3, 4 в рабочих тетрадях № 2 п. 38
Фронтальный опрос учащихся:
– Что такое систематика?
Систематика растений – раздел биологии. Она описывает, обозначает все существующие растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство.
– Зачем нужна классификация растений?
Распределение растений по видам, родам, семействам, порядкам, классам и отделам позволяет понять общее и различия у представителей царства растений, а также увидеть особенности не только отдельных организмов, но и свойства целых групп растений и их родство.
– Почему растениям даны латинские названия?
Чтобы избежать пyтaницы в определении растений и других видов организмов.
– По каким признакам растения объединяются в один вид?
К одному виду относят родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.
– Что такое бинарная номенклатура (двойные названия) видов?
Первое слово – существительное – обозначает принадлежность к роду, второе – прилагательное – обозначает вид.
– Кто ввел такие названия в биологическую науку?
Шведский ученый-натуралист Карл Линней в 1753 году он опубликовал труд «Виды растений», где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.
- Какие известны систематические единицы в классификации растений?
Основной единицей систематики является вид. Сходные виды объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, затем – в классы и отделы. Отдел – самая крупная единица в царстве растений.
П. Изучение нового материала.
(С использованием открытых образовательных технологий – развитие критического мышления через чтение и письмо.)
1. Сбор информации
Постановка учителем задачи (стадия вызова) – написать в тетрадях, что известно о водорослях.
Сначала дети записывают индивидуально, затем учитель подводит итог – и записывает на доске эти сведения, коллективно обсуждая, кто и что записал в тетрадях. Учитель помогает вопросами. Возможны примерные предложения детей (в зависимости от уровня развития класса):
- Встречаются в воде;
- Самые древние;
- Низшие растения (Почему?) Тело не расчлeнено на органы;
- Ими питаются водные животные;
- Зеленого цвета – содержат хлорофилл- следовательно- образуют органические вещества – следовательно – автотрофные.
- Размножаются спорами.
Возможны другие сведения, их тоже можно записать.
2. Направленное чтение текста (в данном случае текста учебника 38 параграфа).
Учитель предлагает учащимся прочитать имеющуюся информацию в учебнике и проанализировать ее, отметив значками (карандашом) в тексте:
«v» – информация известна;
«–» – я думал иначе;
«+» – новая информация;
«?» – непонятная информация.
3. Заполнение маркировочной таблицы.
Учащиеся, индивидуально работая с учебником, заполняют в тетрадях таблицу, графы которой соответствуют ранее заданным знакам (см. п. 2).
(стадия осмысления).
4. Обсуждение маркировочных таблиц.Учитель сравнивает данные текста параграфа и соответственно таблиц учащихся и ту информацию, которая была до проверки (сведения, которые учащиеся дали в начале урока о водорослях и которые записаны на доске).
Учитель добавляет или убирает лишние сведения, находит информацию, которая не подтвердилась.
В ходе обсуждения можно привести интересные факты:
Живут водоросли недолго. Обычно не более 10 лет. Кроме воды, обитают на земле, на камнях, на деревьях, на снегу.
Сине-зеленые водоросли – самые древнейшие на Земле. Нитчатые или одноклеточные. Очень примитивны, даже не имеют в клетках ядра. Многие фиксируют азот, поэтому так легко заселяют самые бесплодные места – заброшенные карьеры, отвалы, пустынные районы.
Диатомовые водоросли – основа планктона морей и океанов. Именно им (да еще жгутиковым) мы обязаны рыбным богатством. Стенки клеток их пропитаны кремнеземом, не разрушаются они миллионы лет. Залежи их панцирей образуют на дне водоемов мощные скопления, которые со временем уплотняются в горную породу осадочного происхождения – диатомит.
Многие водоросли являются источником очень ценного вещества – агар-агара. Это студенистое вещество, которое используется для приготовления желе, мороженного, эмульсий, для выращивания в лабораториях бактерий. Это филлофора, анфельция и другие.
Одноклеточная водоросль – хлорелла (см. рис 89 в учебнике) была отправлена вместе с животными и растениями в кабине второго космического корабля. Хлорелла, поглощая углекислый газ и выделяя кислород, обеспечивает дыхание человека (используя при этом 25-30 % солнечной энергии, а цветковые растения только 7-13%). Хлорелла быстро размножается, содержит большое количество белка, являясь и ценным питательным продуктом.
Приложение: слайды 2, 3 презентации
5. Закрепление. Составление сложной схемы-кластера.
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают сложную схему.
«Общие сведения о водорослях» (стадия рефлексии).
III. Знакомство с зелеными водорослями на примере одноклеточной зеленой водоросли – хламидомонады.
- Просмотр слайдов презентации «Водоросли». Слайды 15–18 Презентации
- Работа с таблицей 1, учебником – параграф 38, с. 139, рис. 91.
- Письменно – з.1 в рабочих тетрадях. (если не остается времени –задание на дом).
IV. Домашнее задание.
Параграф 38, задание 1, 2 в рабочих тетрадях письменно; подготовить доклады – сообщения о водорослях.
Таблица 1
Таблица 2
Список литературы:
- Учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс; Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Изд. Вентана-Граф, 2004 .
- Смирнов А.В. «Мир растений», М., Молодая гвардия, 1982.
- Трайтак Д.И. «Книга для чтения по ботанике», М., Просвещение, 1985.
- Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы, авт.-сост. Бондарук М.М., Ковылина Н.В., Волгоград: – Издательство «Учитель», 2007.
Комментарии:
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста.
...
01 04 2025 18:46:14
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
31 03 2025 14:59:55
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
30 03 2025 20:55:30
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
29 03 2025 17:25:42
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
28 03 2025 23:56:33
Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или ОБЖ. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции.
...
27 03 2025 18:41:25
Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков.
...
26 03 2025 17:14:30
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
25 03 2025 10:53:59
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
24 03 2025 13:59:21
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
23 03 2025 20:45:29
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
22 03 2025 21:16:35
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем.
...
21 03 2025 14:56:20
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
20 03 2025 10:46:51
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
19 03 2025 18:13:13

Первый урок в теме «Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....
18 03 2025 0:23:44
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
17 03 2025 5:53:59
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
16 03 2025 22:19:30
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
15 03 2025 11:47:47
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
14 03 2025 7:45:27
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
13 03 2025 5:59:20
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
12 03 2025 19:46:10

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
11 03 2025 9:38:11
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
10 03 2025 22:58:23
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
09 03 2025 12:23:59
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
08 03 2025 12:57:36
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
07 03 2025 8:46:26
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
06 03 2025 19:21:56
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника.
...
05 03 2025 6:34:31
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
04 03 2025 12:57:55
Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....
03 03 2025 12:57:20
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
02 03 2025 13:54:14
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
01 03 2025 9:15:22
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
28 02 2025 8:21:12
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point.
...
27 02 2025 11:14:11
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
26 02 2025 15:13:49
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
25 02 2025 22:28:49
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
24 02 2025 5:35:45
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
23 02 2025 5:58:30
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
22 02 2025 5:34:49
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др.
...
21 02 2025 7:29:36
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
20 02 2025 19:55:10
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
19 02 2025 18:30:59
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
18 02 2025 21:30:32
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
17 02 2025 4:20:33
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
16 02 2025 2:48:21
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
15 02 2025 0:46:40
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
14 02 2025 11:25:40

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
13 02 2025 0:19:45
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
12 02 2025 6:52:52
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
11 02 2025 7:45:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::