Лаборатория фитоинвазий    

Строение ротовой полости: зубы, язык, слизистая оболочка и слюна

Содержание:

Верхний и нижний ряды зубов делят ротовую полость на преддверие и собственно полость рта. Преддверие — это пространство между губами, щеками и зубами. С помощью зубов пища измельчается. Рассмотрим строение ротовой полости.

Зубы и язык

Зубы снаружи покрыты эмалью, под которой находится дентин, а у корня — цемент. Всего зубов у взрослых 32. Они различаются по строению и функциям: резцы (4+4), клыки (2+2), малые (4+4) и большие (6+6) коренные. В скобках указаны количества зубов для верхней и нижней челюстей.

Каждый зуб состоит из коронки, шейки, корня. Внутри зуба находится полость, заполненная мягкой пульпой, состоящей из рыхлой соединительной ткани, сосудов и нервов.

Язык — мышечный орган, он покрыт слизистой оболочкой с расположенными в ней рецепторами, благодаря которым осуществляется контроль наполнения рта пищей, глотания, восприятие вкуса пищи. Язык используется при жевании, а также наряду с гортанью как орган речи.

Строение слизистой оболочки полости рта

Слизистая оболочка полости рта содержит множество мелких слюнных желез и в нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез:

  • Околоушных;
  • подчелюстных;
  • подъязычных.

Самые крупные из них — околоушные. Они расположены спереди и несколько книзу от ушных раковин. Их протоки открываются в преддверии рта отверстиями против второго большого коренного зуба верхней челюсти.

Вторая по величине слюнная железа — подчелюстная. Проток этой железы открывается в сосочке под языком. Подъязычная слюнная железа расположена на дне полости рта, тоже под языком. Ее проток открывается рядом с протоком подчелюстной железы или сливается с ним.

Слюнные железы

Слюна

Секрет слюнных желез — слюна — обладает слабощелочной реакцией, содержит минеральные и органические вещества:

  • Анионы хлоридов, фосфатов, бикарбонатов и др.;
  • катионы натрия, калия, кальция, магния и др.;
  • мочевую кислоту, мочевину, аммиак, аминокислоты, моносахариды, витамины и др.;
  • белки — альбумины, глобулины, антигены групп крови, гликопротеид муцин, ферменты.

Фермент лизоцим обладает значительным антибактериальным действием. Под влиянием ферментов слюны — птиалина и мальтазы — происходит расщепление крахмала до моносахаридов. Хотя эти ферменты и высокоактивны, но в полости рта под их влиянием не происходит полного расщепления крахмала вследствие непродолжительного пребывания пищи во рту (15-18 с).

Механизм процесса глотания

После обработки пищи во рту происходит глотание. Это рефлекторный акт, обеспечивающий поступление пищевого комка или жидкости из ротовой полости в пищевод, а затем в желудок. В акте глотания участвует много мышц, которые сокращаются от раздражения пищей рецепторов корня языка.

В целом глотание происходит следующим образом. Сформировавший­ся пищевой комок движением щек и языка перемещается на спинку языка. Последовательными сокращениями передней и средней части языка пища скатывается на его корень.

Раздражение рецепторов корня языка вызывает сокращение мышц мягкого неба, которое, приподнимаясь, закрывает вход в носовую полость. Движения языка способствуют проталкива­нию пищи через зев в глотку, одновременно с этим надгортанник закрывает вход в гортань и пища за счет сокращений мышц глотки передвигается в пищевод. Во время глотательных движений происходит задержка дыхания и учащение сердечных сокращений.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)

Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического характера....

31 05 2020 17:10:43

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

Представлен конспект урок по теме " Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

30 05 2020 1:44:35

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

Будучи составной частью образовательной программы О У, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

29 05 2020 5:20:41

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

28 05 2020 15:48:30

Хламидомонада: особенности строения и размножения

Хламидомонада — микроскопическая одноклеточная водоросль грушевидной или овальной формы. Поверхность клетки покрыта прозрачной бесцветной пектиновой оболочкой....

27 05 2020 22:31:49

Многообразие земноводных, их значение

На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

26 05 2020 9:45:44

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

25 05 2020 4:49:18

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

24 05 2020 16:39:52

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

23 05 2020 22:14:55

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

Практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к Е Г Э....

22 05 2020 0:54:52

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

21 05 2020 8:55:18

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “ Пока дышу, надеюсь”. ...

20 05 2020 6:24:57

Строение и функции кожи человека. Основные слои кожи

Кожа является барьером между внешней и внутренней средой организма, защищает его от вредных воздействий физических, химических и биологических факторов....

19 05 2020 5:39:38

Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"

В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии " Человек", 8-й класс по учебнику Н. И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С. И. Заир- Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...

18 05 2020 17:33:26

Контрольно-обобщающий урок по биологии

Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме « Транспортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

17 05 2020 21:47:16

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем " Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

16 05 2020 18:39:34

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса " Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

15 05 2020 0:53:43

Конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Роль поджелудочной железы, печени и кишечных желез в пищеварении"

На уроке формируется научное мировоззрение, умение анализировать и самостоятельно выполнять задания. Также формируется ценностное отношение к организму человека и здоровью. ...

14 05 2020 9:46:42

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Половое размножение растений"

Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

13 05 2020 15:47:32

Многообразие водорослей. 8-й класс

Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

12 05 2020 13:29:44

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

11 05 2020 8:44:15

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая характеристика"

Урок разработан по программе Сонина Н. И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

10 05 2020 20:49:41

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

Урок является обобщающим по теме " Нейрогуморальная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и И К Т разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогуморальной регуляции. ...

09 05 2020 15:45:12

Путешествие в мир насекомых

Урок направлен на закрепление знаний о ракообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

08 05 2020 15:56:34

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

07 05 2020 22:39:32

Мониторинг формирования интереса к изучению биологии как средство достижения высоких результатов в конкурсах и ГИА

Статья рассказывает о исследовательских работах, подготовке к экзаменам, участии в конкурсах....

06 05 2020 5:41:52

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

05 05 2020 19:37:56

Экскурсии по памятнику природы "Рачейский бор"

Одной из организационных форм обучения, которые позволяют изучать объекты, явления, закономерности непосредственно в природе, являются экскурсии. Во время экскурсии важно сосредоточить внимание учащихся на объекте, затем детально понаблюдать и проанализировать объект, создать образное представление о нём, раскрыть взаимосвязи, существующие в биотопе. ...

04 05 2020 20:19:37

Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"

На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический характер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....

03 05 2020 5:15:58

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний транспорт жидкости....

02 05 2020 6:18:11

Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....

01 05 2020 3:59:13

Открытый урок по теме: "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю И К Т в своей работе. Я представляю урок по теме " Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

30 04 2020 3:26:16

Как не надо сдавать экзамен ЕГЭ biologia's Blog

Хочу сегодня поделиться очень важной мыслью, она касается того как не надо сдавать экзамены. Дело в том, что вчера ко мне пришла ученица 11 класса, она недавно получила результаты репетиционного эк…...

29 04 2020 18:55:57

Интегрированный урок по теме "Биополимеры. Строение и свойства белков", 10-й класс

Предлагаемый урок позволяет показать учащимся не только взаимосвязь знаний биологии и химии, но и принципиальную необходимость такого объединения. Урок охватывает круг вопросов, связанных со строением, свойствами и значением белков, способствует формированию научного мировоззрения учащихся. ...

28 04 2020 13:22:56

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

Урок биологии в 6-м классе по У М К Н. И. Сонина с применением модульной технологии и И К Т....

27 04 2020 19:35:32

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

26 04 2020 0:49:49

Экология птиц антропогенного ландшафта

В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

25 04 2020 4:28:15

Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...

24 04 2020 0:25:56

Урок-семинар "Генетика и медицина"

На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

23 04 2020 8:16:55

Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс

Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Практическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....

22 04 2020 21:50:31

Информационные технологии на уроках биологии

В пределах характеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения. ...

21 04 2020 4:59:20

Сказка "Зайчонок Прошка"

В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....

20 04 2020 21:30:54

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

19 04 2020 10:33:48

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

18 04 2020 18:35:32

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

17 04 2020 21:58:43

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

16 04 2020 6:20:56

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

Урок обобщения знаний по теме " Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

15 04 2020 4:57:35

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

14 04 2020 5:29:55

Видоизмененные листья. Листопад.

Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

13 04 2020 15:57:59

Многообразие рыб

Внешний вид, характерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

12 04 2020 7:21:45

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме " Плотоядные растения". Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме « Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

11 04 2020 17:35:33

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

10 04 2020 21:57:41

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

Задачи урока: обобщить изученный материал по теме " Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне С Ф Е, описывать времена года на уровне микромонолога....

09 04 2020 2:18:53

Краснокнижные растения Бийского района

Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления " Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему " Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

08 04 2020 11:59:26

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

07 04 2020 1:40:42

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела « Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы « Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

06 04 2020 18:45:15

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

05 04 2020 6:24:12

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

04 04 2020 5:54:18

Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор

Урок биологии в 8-м классе " Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....

03 04 2020 1:47:25

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

02 04 2020 19:14:33

Элективный курс "Тайны человеческого тела"

В курсе дан интересный материал об особенностях строения практически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и смерть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

01 04 2020 17:46:17

Взаимоотношения между организмами

Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

31 03 2020 20:20:58

Экологическими тропами родного края

Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....

30 03 2020 19:45:13

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

29 03 2020 9:45:46

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

28 03 2020 21:51:29

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и практических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

27 03 2020 13:37:28

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

26 03 2020 8:33:25

Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

Урок поможет при создании общего представления о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; формированию знаний о строении и функциях главных частей клетки....

25 03 2020 19:10:41

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

24 03 2020 9:18:35

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

На уроке учащиеся получают новые знания по теме " Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

23 03 2020 8:26:16

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

В 5-м классе уроки изучения материала темы « Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

22 03 2020 23:10:32

Микроорганизмы и вирусы в нашей жизни. Птичий грипп

Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...

21 03 2020 7:27:12

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

20 03 2020 12:57:29

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

19 03 2020 16:12:52

Музей и школа. Возможные варианты диалога

В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

18 03 2020 18:25:30

Голосеменные растения - размножение и характеристика

Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

17 03 2020 0:18:41

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

16 03 2020 13:42:38

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

15 03 2020 0:48:19

Покрытосеменные или цветковые растения

Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

14 03 2020 19:56:14

Мультимедийная поддержка уроков биологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

13 03 2020 1:23:16

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

12 03 2020 20:13:37

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип членистоногие"

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

11 03 2020 16:47:39

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

10 03 2020 0:28:33

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

09 03 2020 13:14:19

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

Сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

08 03 2020 10:47:56

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

07 03 2020 23:58:15

Места обитания и внешнее строение млекопитающих

Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....

06 03 2020 4:45:19

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

Данный урок является обобщающим в теме " Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые И К Т (мультимедийный проектор и интерактивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

05 03 2020 14:44:41

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

Завершающий урок в теме « Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

04 03 2020 11:17:21

Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки

В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...

03 03 2020 7:19:42

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

02 03 2020 2:25:24

Жизненная емкость легких. Гуморальная и нервная регуляция дыхания

Суммарный дыхательный объем, объем дополнительного вдоха и объем дополнительного выдоха составляют жизненную емкость легких. В норме у человека 3000-4800мл....

01 03 2020 15:54:50

День биологического многообразия

Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из геймов. В каждом гейме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...

29 02 2020 0:22:39

Информационные технологии на уроках биологии

В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

28 02 2020 11:29:58

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

27 02 2020 14:27:15

Генетическое определение пола

Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

26 02 2020 11:58:52

Урок-презентация по биологии на тему "Естественный отбор – главная движущая сила эволюции"

Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....

25 02 2020 14:35:45

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

24 02 2020 9:37:42

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

23 02 2020 5:55:14

Методические рекомендации по применению дополнительного дидактического материала на уроках общей биологии

Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...

22 02 2020 12:39:45

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

При проведении данного урока используется интерактивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интерактивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте « Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

21 02 2020 10:36:17

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях « Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

20 02 2020 12:47:49

Урок биологии по теме "Путешествие в страну растений"

Первый урок в теме « Царство растений». В ходе урока учащиеся знакомятся с удивительным миром растений и их ролью в природе и жизни человека, изучают классификации растений по особенностям строения и районы их распространения....

19 02 2020 7:46:31

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

18 02 2020 11:37:18

Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".

Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...

17 02 2020 12:40:53

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

16 02 2020 5:14:46

Тип Кишечнополостные

Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

15 02 2020 14:47:23

Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему « Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

14 02 2020 12:26:27

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

13 02 2020 22:48:47

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

12 02 2020 13:28:13

Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Самый умный биолог"

Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....

11 02 2020 1:26:51

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

10 02 2020 18:41:40

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

09 02 2020 17:59:45

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

08 02 2020 23:11:39

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

07 02 2020 6:12:17

Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: " Школьники - юные исследователи". ...

06 02 2020 15:26:39

Урок-пресс-конференция "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

Данный урок предпоследний в теме " Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...

05 02 2020 18:15:27

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интерактивной доски

Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование И К Т, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интерактивной доски и мультимедийных пособий....

04 02 2020 2:14:11

Основные направления эволюционного процесса

Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

03 02 2020 6:54:16

В гостях у Красной книги

Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...

02 02 2020 10:58:17

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

01 02 2020 3:18:26

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

31 01 2020 2:38:35

Урок биологии по теме "Генетическое лото"

Представлен урок-практикум по решению задач на моногибридное скрещивание (неполное доминирование), дигибридное скрещивание, сцепленное скрещивание, на группы крови Лото « Генетические задачи»....

30 01 2020 6:24:56

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

29 01 2020 20:58:37

Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии

Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....

28 01 2020 21:16:28

Использование возможностей школьного двора в учебной и внеурочной деятельности

В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую практику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления). ...

27 01 2020 11:36:21

Экологическая сказка "Маша и цветы"

Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

26 01 2020 19:23:39

Естественные и искусственные биоценозы

<p> Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема « Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

25 01 2020 19:31:42

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опорно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

24 01 2020 21:16:57

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

23 01 2020 22:53:27

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

Урок основан на интерактивных методах обучения, таких как « Мозговая атака», « Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

22 01 2020 2:27:17

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

Данный урок начинает тему " Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опорные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

21 01 2020 18:30:50

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

20 01 2020 8:44:48

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н. И. Сонина и В. Б. Захарова « Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

19 01 2020 14:20:54

Урок "Своя игра"

Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме " Кровь и кровообращение". ...

18 01 2020 14:59:44

Вегетативное размножение. 6-й класс

На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится практическая работа в микрогруппах....

17 01 2020 3:38:24

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

16 01 2020 14:33:39

Разработка урока по теме "Выделение у беспозвоночных животных"

Данная разработка составлена в соответствии с программой Н. И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....

15 01 2020 5:38:47

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

14 01 2020 11:45:22

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

13 01 2020 12:41:23

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

12 01 2020 21:35:20

Животные как источник возможной опасности. Меры защиты

Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....

11 01 2020 19:58:10

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

10 01 2020 1:43:30

Технология составления генологического древа

Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

09 01 2020 4:49:49

Комплекс лабораторных работ по биологии в 10–11-х классах

Большое внимание при изучении курса « Биология» уделяется проведению практических и лабораторных работ. В классах среднего звена практическая часть включена в материал учебника (программа В. В. Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: « Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», « Определение крахмала в растительных тканях», « Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....

08 01 2020 22:46:43

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

07 01 2020 10:47:25

Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс

Автором разработан урок в соответствии с У М К под редакцией И. Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела " Растения" в 6-м классе по Б У П-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...

06 01 2020 2:54:15

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

05 01 2020 11:53:17

Открытый урок по биологии в 6-м классе

Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

04 01 2020 9:15:11

Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"

Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают характерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....

03 01 2020 8:25:29

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)