Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"
Цели:
I. Образовательные:
по русскому языку:
- Актуализировать знания по терминологии.
- Формировать навыки аудирования и интерпретации научного текста.
по биологии:
- 1Формировать представление о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и пoлoвых хромосом.
- Изучить наследование признаков, гены которых локализованы в пoлoвых хромосомах и возникновение некоторых генетических болезней.
Воспитательные:
- Формировать научное мировоззрение через ознакомление учащихся с закономерностями наследования признаков.
- Формировать систему нравственных ценностей, личностно значимую для каждого ученика.
Развивающие:
- Развивать общеучебные умения и навыки (работы с текстом, анализа и синтеза информации, классифицирования и интегрирования).
- Поддерживать познавательный интерес к основам наук биологии и филологии.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.
- Развивать умение адекватно оценивать свои способности и результаты своей деятельности.
* Предупреждать эмоциональные и умственные перегрузки учащихся путем использования различных сенсорных каналов, обеспечивающих восприятие и переработку информации (зрительные, слуховые, моторику) ; чередования различных видов деятельности; использования разнообразного дидактического материала; неординарного подхода в проведении урока.
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Ход урока
I. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала
Этот урок целесообразно начать с работы над понятием “бинарный”, так как не всегда учащиеся точно понимают значение терминов, а также цели и задачи такого типа уроков. Учитель русского языка сообщает учащимся, что сегодня проводится необычный урок – бинарный. Заимствованная из латинского языка морфема “би” означает – “двойной”, а значит, что в рамках одного урока можно объединить подходы и принципы биологии и русского языка по отношению к научному тексту. Учащимся предлагается доказать, что заимствованная морфема сохранила свое значение и в других словах и является общенаучной. Подбираются слова: бинокль, биполярный, биквадратный. Сообщается тема урока. В процессе беседы с учащимися формулируется интегрированная цель урока: формировать навыки работы с текстами научного стиля на материале изучаемой на уроках биологии темы “Генетика пола”. Постановка целей урока учителем русского языка и биологии. Учащимся предлагается вспомнить, что такое научный стиль (стиль речи, используемый в научных высказываниях, энциклопедиях, рефератах и т.д.). Сообщается эпиграф к уроку: “…В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…” (А.П.Чехов). Предлагается охаpaктеризовать данное высказывание с точки зрения его структуры, можно ли считать, что данное высказывание является текстом. Учащиеся высказывают мнение, что красота человека складывается не только из внешних признаков, но и из качеств хаpaктера, его отношения к миру. С точки зрения структуры, это предложение простое, осложненное однородными члeнами и обобщающим словом при них. Данное высказывание не является текстом, так как, хотя и обладает смысловой завершенностью, представляет собой только одно предложение. С точки зрения биологии, внешние фенотипические признаки лица и тела человека зависят от набора хромосом, то есть генотипа человека.
II. Актуализация опopных знаний учащихся
Перед лекцией по биологии по новой теме, учитель русского языка дает установку, что понимание текста зависит от цели высказывания, от его структуры и средств выразительности языка. Учащимся необходимо не просто воспринимать информацию, записывая основные понятия лекции, но и обратить внимание на выразительно-изобразительные средства языка, встретившиеся в данном тексте.
Примерный текст лекции по теме “Генетика пола”
Пол человека и животных определяется в момент оплодотворения, когда яйцеклетка сливается со cпepматозоидом. В зависимости от того, какой набор хромосом содержит зигота, будет развиваться женская или мужская особь. Учащиеся вспоминают, что в зиготе содержится 46 хромосом, как и в любой другой соматической клетке тела человека, и все они расположены парами. Рассмотрим кариотип человека. В женском кариотипе все хромосомы парные, одинаковые по форме и размерам. У мужчин в двадцать третьей паре одна крупная равноплечая непарная хромосома, а другая маленькая палочковидная. Значит, кариотип человека содержит 22 пары хромосом одинаковых у мужчин и женщин. Одинаковые хромосомы называются аутосомами. (Во время лекции учащиеся записывают все определения в словарь тетради). Аутосомы – (от греч. autos - сам, soma – тело) одинаковые хромосомы у мужчин и женщин. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются пoлoвыми или используют взаимозаменяемое слово – гетерохромосомы (от греч. geteros – другой). Они образуют двадцать третью пару хромосом. Гетерохромосомы – хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского пола. Гетерохромосомы у женщин одинаковые и называются Х-хромосомами. У мужчин одна Х-хромосома, а другая У-хромосома. При образовании пoлoвых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. В результате овогенеза каждая яйцеклетка получает по одной Х-хромосоме. А при созревании мужских пoлoвых клеток, в результате cпepматогенеза образуется два типа гамет, одни с Х-хромосомой, а другие с У-хромосомой. Гомогаметный пол (от греч.homois – одинаковый) получил свое название, потому что особи этого пола образуют гаметы с одинаковыми пoлoвыми хромосомами. Обозначается ХХ. Гетерогаметный пол имеют особи, которые образуют гаметы с разными пoлoвыми хромосомами. Обозначается ХУ. У человека гетерогаметен мужской пол. Таким образом, набор пoлoвых хромосом определяет пол особи. Если сливаются гаметы с Х-хромосомами, то развивается женский организм, а если сливаются Х-хромосома и У-хромосома – мужской. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У-хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом. Например, у человека в Х-хромосоме расположен ген нормального цветового зрения D, его рецессивная аллель d вызывает заболевание дальтонизм (слепоты к красному и зеленому). Рецессивный ген дальтонизма проявляется фенотипически, так как У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели. Тоже можно сказать и о наследовании гемофилии – пониженной свертываемости крови.
Учителем русского языка задаются вопросы по услышанному тексту:
- К какому жанру научного стиля можно отнести данное высказывание?
- Можно ли сказать, что текст полностью выдержан в научном стиле речи?
- Определить тип речи данного текста.
- В каких еще терминах используются заимствованные морфемы, о которых шла речь?
- Почему в текстах научного стиля мы не обнаружим ярких выразительно-изобразительных средств?
Учащиеся высказывают мнение о том, что услышанный текст нельзя отнести в полной мере к научному стилю речи, так как цель была заинтересовать слушателей, поэтому он относится к научно-популярному стилю. Цель высказывания – не только информировать слушателя, но и заинтересовать его, текст отличается логичностью и последовательностью. Тип речи – рассуждение. В тексте преобладали заимствованные морфемы, входящие в состав и других биологических терминов – гомеостаз, гомозигота, гетеротрофы, соматическая нервная система, автотрофы, автоматия сердца. С точки зрения лексики в тексте преобладали однозначные, стилистически нейтральные слова, общенаучные слова, термины. В тексте научного стиля ярких выразительных средств быть не может или они очень редки, так как их использование предполагает образность.
III. Закрепление
Выполнение учащимися индивидуальных заданий*. (Анализ выполненных заданий проводится учителями русского языка и биологии)
- Задание у доски “Исправь ошибку”:
Наследование признаков называют завязанным с полом если гены сосредоточены в аутосомах. (Ошибки – сцепленные; локализованы; нет запятой после слова полом).
- Задание у доски “Шифр” - из данных ключевых слов составить сложноподчиненное предложение:
Рецессивные, проявляются, фенотипически, Х-хромосомы, У-хромосомы, форма, размер, гены. (Рецессивные гены, локализованные в Х-хромосомах проявляются фенотипически, так как У-хромосома таких генов не имеет, потому что отличается по форме и размеру).
- Задания для остальных учащихся по выбору:
Найти отличительные особенности текста научного стиля, читая фрагмент параграфа, помещенного в учебнике биологии “Общие закономерности”, авторов С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина с.190.
Отрывок текста учебника:
В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Это происходит в тех случаях, когда рецессивный ген, сцепленный с Х-хромосомой, попадает в гетерогаметный организм. При кариотипе ХУ рецессивный ген в Х-хромосоме проявляется фенотипически, поскольку У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели.
Задание по русскому языку: обратить внимание на морфологические и синтаксические средства организации текста, отметить их в тексте.
Задание по биологии: найти отличие наследования признаков, при расположении генов в аутосомах и в пoлoвых хромосомах.
Анализ фрагмента текста учебника:
На уровне морфологии: преобладание существительных, местоимений 3-го лица, существительных среднего рода.
На уровне синтаксиса: прямой порядок слов, преобладание сложных предложений, простых предложений, с обособленными определениями и обстоятельствами.
Отличие наследования признаков: при расположении генов в пoлoвых хромосомах, фенотипически может проявиться рецессивный ген, имеющийся в единственном числе в генотипе гетерозиготного организма. При расположении генов в аутосомах рецессивный ген в единственном числе проявляться никогда не будет, так как в гомологичной хромосоме расположена доминантная аллель.
Учитель русского языка делает обобщение, что при передаче научной мысли нужно следовать не только законам логики, но и грамотно ее оформлять. Предлагается прослушать выступление ученика по теме “Родословная королевской семьи”:
Примерное содержание сообщения:
Среди потомков английской семьи королевы Виктории (см. Приложение №1), которая и сама являлась носительницей рецессивного гена гемофилии, сын Леопольд был гемофилик, а дочери Беатрисса и Алиса – носительницы этого гена. Николай II, женившись на внучке королевы – Александре, имел сына царевича Алексея, который страдал гемофилией. Таким образом, видим, что вероятность развития заболевания – пониженной свертываемости крови, наиболее вероятна среди потомков мужского пола, так как Х-хромосому мужчины получают от матери, а У-хромосома не имеет гена данного признака. Женщины являются носителями заболевания, потому что в их генотипе две Х-хромосомы, одна из которых всегда с доминантным геном нормальной свертываемости крови.
Учащиеся анализируют выступление с точки зрения научного стиля, отмечается его стройность, логичность, определяется цель высказывания – знакомство с информацией, наличие терминов, сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, интонация. Учитель русского языка подводит учащихся к мысли, что залог успешного выступления – не только логичный текст, но и правильно выбранная интонация, с соответствующими паузами и интонационным выделением главных слов.
Учащиеся делают выводы о том, что они узнали нового, как данный урок поможет лучше разбираться в научной информации и создавать собственные тексты, с использованием научного стиля.
Выставляются оценки за работу на уроке.
Постановка домашнего задания
Кроме обязательной части для всех учащихся, учитель предлагает творческое задание:
С заимствованными морфемами гетеро-, гомо-, ауто-, сома- подобрать разнообразные биологические термины, найти сходства в лексических значениях этих терминов, исходя из толкования значения данных морфем. Со словами “доминанта” и “рецессивность” составить сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных, но так, чтобы просматривалась многозначность этих слов.
V. Рефлексия
Мобилизацию учащихся на рефлексию своего поведения можно организовать с помощью заполнения листа “Моя самооценка урока”, где ученики отмечают, что на уроке им понравилось, какой материал поняли полностью или частично, насколько активно работали. Это позволяет прогнозировать способы саморегуляции и сотрудничества на следующих уроках.
Приложение
Комментарии:
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
26 03 2025 5:25:36
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
25 03 2025 22:31:22
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
24 03 2025 20:52:29
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
23 03 2025 22:27:28

Урок проводится по теме «Дыхание», по программе под редакцией И.Н. Понамаревой. Урок первичного изучения знаний. Используются методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, самостоятельная, индивидуальная работа. Формы и приемы контроля: индивидуальная, групповая. Урок интересен видеофрагментами и фотографиями анатомических органов, фактами и случаями....
22 03 2025 8:51:35
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
21 03 2025 16:37:33
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
20 03 2025 4:44:43
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
19 03 2025 23:10:15
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
18 03 2025 23:14:44
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
17 03 2025 6:45:56
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
16 03 2025 3:58:59
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
15 03 2025 21:42:29
Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....
14 03 2025 13:15:28
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
13 03 2025 3:10:30

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
12 03 2025 1:35:37
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
11 03 2025 14:44:20
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
10 03 2025 4:12:29
Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
09 03 2025 12:27:11
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
08 03 2025 16:12:41
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
07 03 2025 21:32:23
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
06 03 2025 7:41:43

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
05 03 2025 20:29:53
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
04 03 2025 15:10:47
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
03 03 2025 13:24:49
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
02 03 2025 19:46:45
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
01 03 2025 19:46:40
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
28 02 2025 5:33:28
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
27 02 2025 10:22:17
Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения.
...
26 02 2025 11:31:32
Представленный материал является примером технологической карты урока биологии по теме "Плазма крови. Свертывание крои как защитная реакций организма" (8-й класс). Модульная система построения занятия сочетается с групповыми способами обучения....
25 02 2025 3:27:34
Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....
24 02 2025 17:32:59
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
23 02 2025 17:43:55
Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры.
Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов.
...
22 02 2025 0:34:25
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать!
...
21 02 2025 1:41:25
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
20 02 2025 10:53:46
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
19 02 2025 12:52:41
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
18 02 2025 6:55:32
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
17 02 2025 2:19:38
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
16 02 2025 0:38:43
Описываются возможные повреждения скелета; разъясняются цели доврачебной помощи. Учащиеся приобретают навыки оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей....
15 02 2025 15:15:10
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
14 02 2025 21:54:29
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
13 02 2025 9:56:47
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
12 02 2025 6:14:59
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
11 02 2025 9:48:43
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
10 02 2025 1:52:24
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
09 02 2025 2:11:43
При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий.
...
08 02 2025 18:11:27
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
07 02 2025 22:32:43
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
06 02 2025 0:26:31
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
05 02 2025 1:36:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::