Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


Цели:

I. Образовательные:

по русскому языку:

  1. Актуализировать знания по терминологии.
  2. Формировать навыки аудирования и интерпретации научного текста.

по биологии:

  1. 1Формировать представление о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и пoлoвых хромосом.
  2. Изучить наследование признаков, гены которых локализованы в пoлoвых хромосомах и возникновение некоторых генетических болезней.

Воспитательные:

  1. Формировать научное мировоззрение через ознакомление учащихся с закономерностями наследования признаков.
  2. Формировать систему нравственных ценностей, личностно значимую для каждого ученика.

Развивающие:

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (работы с текстом, анализа и синтеза информации, классифицирования и интегрирования).
  2. Поддерживать познавательный интерес к основам наук биологии и филологии.
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.
  4. Развивать умение адекватно оценивать свои способности и результаты своей деятельности.

* Предупреждать эмоциональные и умственные перегрузки учащихся путем использования различных сенсорных каналов, обеспечивающих восприятие и переработку информации (зрительные, слуховые, моторику); чередования различных видов деятельности; использования разнообразного дидактического материала; неординарного подхода в проведении урока.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Ход урока

I. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала

Этот урок целесообразно начать с работы над понятием “бинарный”, так как не всегда учащиеся точно понимают значение терминов, а также цели и задачи такого типа уроков. Учитель русского языка сообщает учащимся, что сегодня проводится необычный урок – бинарный. Заимствованная из латинского языка морфема “би” означает – “двойной”, а значит, что в рамках одного урока можно объединить подходы и принципы биологии и русского языка по отношению к научному тексту. Учащимся предлагается доказать, что заимствованная морфема сохранила свое значение и в других словах и является общенаучной. Подбираются слова: бинокль, биполярный, биквадратный. Сообщается тема урока. В процессе беседы с учащимися формулируется интегрированная цель урока: формировать навыки работы с текстами научного стиля на материале изучаемой на уроках биологии темы “Генетика пола”. Постановка целей урока учителем русского языка и биологии. Учащимся предлагается вспомнить, что такое научный стиль (стиль речи, используемый в научных высказываниях, энциклопедиях, рефератах и т.д.). Сообщается эпиграф к уроку: “…В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…” (А.П.Чехов). Предлагается охаpaктеризовать данное высказывание с точки зрения его структуры, можно ли считать, что данное высказывание является текстом. Учащиеся высказывают мнение, что красота человека складывается не только из внешних признаков, но и из качеств хаpaктера, его отношения к миру. С точки зрения структуры, это предложение простое, осложненное однородными члeнами и обобщающим словом при них. Данное высказывание не является текстом, так как, хотя и обладает смысловой завершенностью, представляет собой только одно предложение. С точки зрения биологии, внешние фенотипические признаки лица и тела человека зависят от набора хромосом, то есть генотипа человека.

II. Актуализация опopных знаний учащихся

Перед лекцией по биологии по новой теме, учитель русского языка дает установку, что понимание текста зависит от цели высказывания, от его структуры и средств выразительности языка. Учащимся необходимо не просто воспринимать информацию, записывая основные понятия лекции, но и обратить внимание на выразительно-изобразительные средства языка, встретившиеся в данном тексте.

Примерный текст лекции по теме “Генетика пола

Пол человека и животных определяется в момент оплодотворения, когда яйцеклетка сливается со cпepматозоидом. В зависимости от того, какой набор хромосом содержит зигота, будет развиваться женская или мужская особь. Учащиеся вспоминают, что в зиготе содержится 46 хромосом, как и в любой другой соматической клетке тела человека, и все они расположены парами. Рассмотрим кариотип человека. В женском кариотипе все хромосомы парные, одинаковые по форме и размерам. У мужчин в двадцать третьей паре одна крупная равноплечая непарная хромосома, а другая маленькая палочковидная. Значит, кариотип человека содержит 22 пары хромосом одинаковых у мужчин и женщин. Одинаковые хромосомы называются аутосомами. (Во время лекции учащиеся записывают все определения в словарь тетради). Аутосомы – (от греч. autos - сам, soma – тело) одинаковые хромосомы у мужчин и женщин. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются пoлoвыми или используют взаимозаменяемое слово – гетерохромосомы (от греч. geteros – другой). Они образуют двадцать третью пару хромосом. Гетерохромосомы – хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского пола. Гетерохромосомы у женщин одинаковые и называются Х-хромосомами. У мужчин одна Х-хромосома, а другая У-хромосома. При образовании пoлoвых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. В результате овогенеза каждая яйцеклетка получает по одной Х-хромосоме. А при созревании мужских пoлoвых клеток, в результате cпepматогенеза образуется два типа гамет, одни с Х-хромосомой, а другие с У-хромосомой. Гомогаметный пол (от греч.homois – одинаковый) получил свое название, потому что особи этого пола образуют гаметы с одинаковыми пoлoвыми хромосомами. Обозначается ХХ. Гетерогаметный пол имеют особи, которые образуют гаметы с разными пoлoвыми хромосомами. Обозначается ХУ. У человека гетерогаметен мужской пол. Таким образом, набор пoлoвых хромосом определяет пол особи. Если сливаются гаметы с Х-хромосомами, то развивается женский организм, а если сливаются Х-хромосома и У-хромосома – мужской. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У-хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом. Например, у человека в Х-хромосоме расположен ген нормального цветового зрения D, его рецессивная аллель d вызывает заболевание дальтонизм (слепоты к красному и зеленому). Рецессивный ген дальтонизма проявляется фенотипически, так как У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели. Тоже можно сказать и о наследовании гемофилии – пониженной свертываемости крови.

Учителем русского языка задаются вопросы по услышанному тексту:

- К какому жанру научного стиля можно отнести данное высказывание?

- Можно ли сказать, что текст полностью выдержан в научном стиле речи?

- Определить тип речи данного текста.

- В каких еще терминах используются заимствованные морфемы, о которых шла речь?

- Почему в текстах научного стиля мы не обнаружим ярких выразительно-изобразительных средств?

Учащиеся высказывают мнение о том, что услышанный текст нельзя отнести в полной мере к научному стилю речи, так как цель была заинтересовать слушателей, поэтому он относится к научно-популярному стилю. Цель высказывания – не только информировать слушателя, но и заинтересовать его, текст отличается логичностью и последовательностью. Тип речи – рассуждение. В тексте преобладали заимствованные морфемы, входящие в состав и других биологических терминов – гомеостаз, гомозигота, гетеротрофы, соматическая нервная система, автотрофы, автоматия сердца. С точки зрения лексики в тексте преобладали однозначные, стилистически нейтральные слова, общенаучные слова, термины. В тексте научного стиля ярких выразительных средств быть не может или они очень редки, так как их использование предполагает образность.

III. Закрепление

Выполнение учащимися индивидуальных заданий*. (Анализ выполненных заданий проводится учителями русского языка и биологии)

  • Задание у доски “Исправь ошибку”:

Наследование признаков называют завязанным с полом если гены сосредоточены в аутосомах. (Ошибки – сцепленные; локализованы; нет запятой после слова полом).

  • Задание у доски “Шифр” - из данных ключевых слов составить сложноподчиненное предложение:

Рецессивные, проявляются, фенотипически, Х-хромосомы, У-хромосомы, форма, размер, гены. (Рецессивные гены, локализованные в Х-хромосомах проявляются фенотипически, так как У-хромосома таких генов не имеет, потому что отличается по форме и размеру).

  • Задания для остальных учащихся по выбору:

Найти отличительные особенности текста научного стиля, читая фрагмент параграфа, помещенного в учебнике биологии “Общие закономерности”, авторов С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина с.190.

Отрывок текста учебника:

В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Это происходит в тех случаях, когда рецессивный ген, сцепленный с Х-хромосомой, попадает в гетерогаметный организм. При кариотипе ХУ рецессивный ген в Х-хромосоме проявляется фенотипически, поскольку У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели.

Задание по русскому языку: обратить внимание на морфологические и синтаксические средства организации текста, отметить их в тексте.

Задание по биологии: найти отличие наследования признаков, при расположении генов в аутосомах и в пoлoвых хромосомах.

Анализ фрагмента текста учебника:

На уровне морфологии: преобладание существительных, местоимений 3-го лица, существительных среднего рода.

На уровне синтаксиса: прямой порядок слов, преобладание сложных предложений, простых предложений, с обособленными определениями и обстоятельствами.

Отличие наследования признаков: при расположении генов в пoлoвых хромосомах, фенотипически может проявиться рецессивный ген, имеющийся в единственном числе в генотипе гетерозиготного организма. При расположении генов в аутосомах рецессивный ген в единственном числе проявляться никогда не будет, так как в гомологичной хромосоме расположена доминантная аллель.

Учитель русского языка делает обобщение, что при передаче научной мысли нужно следовать не только законам логики, но и грамотно ее оформлять. Предлагается прослушать выступление ученика по теме “Родословная королевской семьи”:

Примерное содержание сообщения:

Среди потомков английской семьи королевы Виктории (см. Приложение №1), которая и сама являлась носительницей рецессивного гена гемофилии, сын Леопольд был гемофилик, а дочери Беатрисса и Алиса – носительницы этого гена. Николай II, женившись на внучке королевы – Александре, имел сына царевича Алексея, который страдал гемофилией. Таким образом, видим, что вероятность развития заболевания – пониженной свертываемости крови, наиболее вероятна среди потомков мужского пола, так как Х-хромосому мужчины получают от матери, а У-хромосома не имеет гена данного признака. Женщины являются носителями заболевания, потому что в их генотипе две Х-хромосомы, одна из которых всегда с доминантным геном нормальной свертываемости крови.

Учащиеся анализируют выступление с точки зрения научного стиля, отмечается его стройность, логичность, определяется цель высказывания – знакомство с информацией, наличие терминов, сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, интонация. Учитель русского языка подводит учащихся к мысли, что залог успешного выступления – не только логичный текст, но и правильно выбранная интонация, с соответствующими паузами и интонационным выделением главных слов.

Учащиеся делают выводы о том, что они узнали нового, как данный урок поможет лучше разбираться в научной информации и создавать собственные тексты, с использованием научного стиля.

Выставляются оценки за работу на уроке.

Постановка домашнего задания

Кроме обязательной части для всех учащихся, учитель предлагает творческое задание:

С заимствованными морфемами гетеро-, гомо-, ауто-, сома- подобрать разнообразные биологические термины, найти сходства в лексических значениях этих терминов, исходя из толкования значения данных морфем. Со словами “доминанта” и “рецессивность” составить сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных, но так, чтобы просматривалась многозначность этих слов.

V. Рефлексия

Мобилизацию учащихся на рефлексию своего поведения можно организовать с помощью заполнения листа “Моя самооценка урока”, где ученики отмечают, что на уроке им понравилось, какой материал поняли полностью или частично, насколько активно работали. Это позволяет прогнозировать способы саморегуляции и сотрудничества на следующих уроках.

Приложение


Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

07 12 2022 9:50:23

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

06 12 2022 19:29:21

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....

05 12 2022 11:20:30

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

04 12 2022 7:40:44

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

03 12 2022 6:55:21

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

02 12 2022 16:22:42

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

01 12 2022 20:48:55

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

30 11 2022 0:35:21

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

29 11 2022 14:39:17

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы

Вегетативное размножение: природные и искусственые способы Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....

28 11 2022 19:42:54

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

27 11 2022 8:35:16

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

26 11 2022 17:54:33

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

25 11 2022 8:38:33

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

24 11 2022 3:28:52

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

23 11 2022 14:44:10

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

22 11 2022 1:27:32

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"


    План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

      Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

21 11 2022 3:41:47

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

20 11 2022 10:58:48

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

19 11 2022 8:47:33

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

18 11 2022 2:59:10

Краснокнижные растения Бийского района


    Краснокнижные растения Бийского района

      Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....

17 11 2022 18:43:19

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

16 11 2022 21:47:54

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»


    Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

      Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

15 11 2022 13:29:13

Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

      Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

14 11 2022 12:32:39

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

13 11 2022 16:16:20

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

12 11 2022 15:35:44

Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по теме "Корень. Внешнее строение корня"

      На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования. ...

11 11 2022 19:56:50

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

10 11 2022 19:49:50

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

09 11 2022 16:26:53

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"


    Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Занимательная экология"

      Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....

08 11 2022 19:18:31

Язык цветов в культуре народов

Предлагаемая разработка занятия элективного курса может быть использована при проведении внеклассных занятий в 5–8-х классах с целью развития устойчивого интереса к изучению природы и расширения кругозора. Предлагается для учащихся, желающих узнать как можно больше о разнообразии цветущих растений. Содержание занятия позволяет познакомить с растениями-символами, легендами народов мира, поэтическими строками, посвящённым красоте и величии цветущих растений....

07 11 2022 3:45:19

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Ржавчинные грибы. Хаpaктеристика, размножение, особенности жизненного цикла Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

06 11 2022 1:38:12

Обобщающий урок по теме "Цветок"


    Обобщающий урок по теме "Цветок"

      Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....

05 11 2022 9:49:17

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

04 11 2022 11:38:36

Использование ИКТ на уроках биологии


    Использование ИКТ на уроках биологии

      Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....

03 11 2022 16:39:42

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

02 11 2022 4:10:36

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

01 11 2022 19:23:26

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....

31 10 2022 2:43:35

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

30 10 2022 11:25:56

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

29 10 2022 22:16:37

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

28 10 2022 1:31:31

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

27 10 2022 15:17:12

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

26 10 2022 9:58:26

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

25 10 2022 21:14:28

Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии


    Технология модульного обучения с использованием ИКТ на уроках биологии

      Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....

24 10 2022 11:51:55

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

23 10 2022 19:33:56

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения


    Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

      Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....

22 10 2022 0:26:37

Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"


    Сценарий внеклассной межпредметной экологической викторины для учащихся 7-го класса "Таймыр — моя малая Родина"

      Викторина направлена на воспитание патриотизма и любви к своему краю....

21 10 2022 14:34:59

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

20 10 2022 8:11:50

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"


    Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

      Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

19 10 2022 21:45:27

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::