Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


    Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Цели:

I. Образовательные:

по русскому языку:

  1. Актуализировать знания по терминологии.
  2. Формировать навыки аудирования и интерпретации научного текста.

по биологии:

  1. 1Формировать представление о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и пoлoвых хромосом.
  2. Изучить наследование признаков, гены которых локализованы в пoлoвых хромосомах и возникновение некоторых генетических болезней.

Воспитательные:

  1. Формировать научное мировоззрение через ознакомление учащихся с закономерностями наследования признаков.
  2. Формировать систему нравственных ценностей, личностно значимую для каждого ученика.

Развивающие:

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (работы с текстом, анализа и синтеза информации, классифицирования и интегрирования).
  2. Поддерживать познавательный интерес к основам наук биологии и филологии.
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.
  4. Развивать умение адекватно оценивать свои способности и результаты своей деятельности.

* Предупреждать эмоциональные и умственные перегрузки учащихся путем использования различных сенсорных каналов, обеспечивающих восприятие и переработку информации (зрительные, слуховые, моторику) ; чередования различных видов деятельности; использования разнообразного дидактического материала; неординарного подхода в проведении урока.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Ход урока

I. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала

Этот урок целесообразно начать с работы над понятием “бинарный”, так как не всегда учащиеся точно понимают значение терминов, а также цели и задачи такого типа уроков. Учитель русского языка сообщает учащимся, что сегодня проводится необычный урок – бинарный. Заимствованная из латинского языка морфема “би” означает – “двойной”, а значит, что в рамках одного урока можно объединить подходы и принципы биологии и русского языка по отношению к научному тексту. Учащимся предлагается доказать, что заимствованная морфема сохранила свое значение и в других словах и является общенаучной. Подбираются слова: бинокль, биполярный, биквадратный. Сообщается тема урока. В процессе беседы с учащимися формулируется интегрированная цель урока: формировать навыки работы с текстами научного стиля на материале изучаемой на уроках биологии темы “Генетика пола”. Постановка целей урока учителем русского языка и биологии. Учащимся предлагается вспомнить, что такое научный стиль (стиль речи, используемый в научных высказываниях, энциклопедиях, рефератах и т.д.). Сообщается эпиграф к уроку: “…В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…” (А.П.Чехов). Предлагается охаpaктеризовать данное высказывание с точки зрения его структуры, можно ли считать, что данное высказывание является текстом. Учащиеся высказывают мнение, что красота человека складывается не только из внешних признаков, но и из качеств хаpaктера, его отношения к миру. С точки зрения структуры, это предложение простое, осложненное однородными члeнами и обобщающим словом при них. Данное высказывание не является текстом, так как, хотя и обладает смысловой завершенностью, представляет собой только одно предложение. С точки зрения биологии, внешние фенотипические признаки лица и тела человека зависят от набора хромосом, то есть генотипа человека.

II. Актуализация опopных знаний учащихся

Перед лекцией по биологии по новой теме, учитель русского языка дает установку, что понимание текста зависит от цели высказывания, от его структуры и средств выразительности языка. Учащимся необходимо не просто воспринимать информацию, записывая основные понятия лекции, но и обратить внимание на выразительно-изобразительные средства языка, встретившиеся в данном тексте.

Примерный текст лекции по теме “Генетика пола

Пол человека и животных определяется в момент оплодотворения, когда яйцеклетка сливается со cпepматозоидом. В зависимости от того, какой набор хромосом содержит зигота, будет развиваться женская или мужская особь. Учащиеся вспоминают, что в зиготе содержится 46 хромосом, как и в любой другой соматической клетке тела человека, и все они расположены парами. Рассмотрим кариотип человека. В женском кариотипе все хромосомы парные, одинаковые по форме и размерам. У мужчин в двадцать третьей паре одна крупная равноплечая непарная хромосома, а другая маленькая палочковидная. Значит, кариотип человека содержит 22 пары хромосом одинаковых у мужчин и женщин. Одинаковые хромосомы называются аутосомами. (Во время лекции учащиеся записывают все определения в словарь тетради). Аутосомы – (от греч. autos - сам, soma – тело) одинаковые хромосомы у мужчин и женщин. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются пoлoвыми или используют взаимозаменяемое слово – гетерохромосомы (от греч. geteros – другой). Они образуют двадцать третью пару хромосом. Гетерохромосомы – хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского пола. Гетерохромосомы у женщин одинаковые и называются Х-хромосомами. У мужчин одна Х-хромосома, а другая У-хромосома. При образовании пoлoвых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. В результате овогенеза каждая яйцеклетка получает по одной Х-хромосоме. А при созревании мужских пoлoвых клеток, в результате cпepматогенеза образуется два типа гамет, одни с Х-хромосомой, а другие с У-хромосомой. Гомогаметный пол (от греч.homois – одинаковый) получил свое название, потому что особи этого пола образуют гаметы с одинаковыми пoлoвыми хромосомами. Обозначается ХХ. Гетерогаметный пол имеют особи, которые образуют гаметы с разными пoлoвыми хромосомами. Обозначается ХУ. У человека гетерогаметен мужской пол. Таким образом, набор пoлoвых хромосом определяет пол особи. Если сливаются гаметы с Х-хромосомами, то развивается женский организм, а если сливаются Х-хромосома и У-хромосома – мужской. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У-хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом. Например, у человека в Х-хромосоме расположен ген нормального цветового зрения D, его рецессивная аллель d вызывает заболевание дальтонизм (слепоты к красному и зеленому). Рецессивный ген дальтонизма проявляется фенотипически, так как У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели. Тоже можно сказать и о наследовании гемофилии – пониженной свертываемости крови.

Учителем русского языка задаются вопросы по услышанному тексту:

- К какому жанру научного стиля можно отнести данное высказывание?

- Можно ли сказать, что текст полностью выдержан в научном стиле речи?

- Определить тип речи данного текста.

- В каких еще терминах используются заимствованные морфемы, о которых шла речь?

- Почему в текстах научного стиля мы не обнаружим ярких выразительно-изобразительных средств?

Учащиеся высказывают мнение о том, что услышанный текст нельзя отнести в полной мере к научному стилю речи, так как цель была заинтересовать слушателей, поэтому он относится к научно-популярному стилю. Цель высказывания – не только информировать слушателя, но и заинтересовать его, текст отличается логичностью и последовательностью. Тип речи – рассуждение. В тексте преобладали заимствованные морфемы, входящие в состав и других биологических терминов – гомеостаз, гомозигота, гетеротрофы, соматическая нервная система, автотрофы, автоматия сердца. С точки зрения лексики в тексте преобладали однозначные, стилистически нейтральные слова, общенаучные слова, термины. В тексте научного стиля ярких выразительных средств быть не может или они очень редки, так как их использование предполагает образность.

III. Закрепление

Выполнение учащимися индивидуальных заданий*. (Анализ выполненных заданий проводится учителями русского языка и биологии)

  • Задание у доски “Исправь ошибку”:

Наследование признаков называют завязанным с полом если гены сосредоточены в аутосомах. (Ошибки – сцепленные; локализованы; нет запятой после слова полом).

  • Задание у доски “Шифр” - из данных ключевых слов составить сложноподчиненное предложение:

Рецессивные, проявляются, фенотипически, Х-хромосомы, У-хромосомы, форма, размер, гены. (Рецессивные гены, локализованные в Х-хромосомах проявляются фенотипически, так как У-хромосома таких генов не имеет, потому что отличается по форме и размеру).

  • Задания для остальных учащихся по выбору:

Найти отличительные особенности текста научного стиля, читая фрагмент параграфа, помещенного в учебнике биологии “Общие закономерности”, авторов С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина с.190.

Отрывок текста учебника:

В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Это происходит в тех случаях, когда рецессивный ген, сцепленный с Х-хромосомой, попадает в гетерогаметный организм. При кариотипе ХУ рецессивный ген в Х-хромосоме проявляется фенотипически, поскольку У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели.

Задание по русскому языку: обратить внимание на морфологические и синтаксические средства организации текста, отметить их в тексте.

Задание по биологии: найти отличие наследования признаков, при расположении генов в аутосомах и в пoлoвых хромосомах.

Анализ фрагмента текста учебника:

На уровне морфологии: преобладание существительных, местоимений 3-го лица, существительных среднего рода.

На уровне синтаксиса: прямой порядок слов, преобладание сложных предложений, простых предложений, с обособленными определениями и обстоятельствами.

Отличие наследования признаков: при расположении генов в пoлoвых хромосомах, фенотипически может проявиться рецессивный ген, имеющийся в единственном числе в генотипе гетерозиготного организма. При расположении генов в аутосомах рецессивный ген в единственном числе проявляться никогда не будет, так как в гомологичной хромосоме расположена доминантная аллель.

Учитель русского языка делает обобщение, что при передаче научной мысли нужно следовать не только законам логики, но и грамотно ее оформлять. Предлагается прослушать выступление ученика по теме “Родословная королевской семьи”:

Примерное содержание сообщения:

Среди потомков английской семьи королевы Виктории (см. Приложение №1), которая и сама являлась носительницей рецессивного гена гемофилии, сын Леопольд был гемофилик, а дочери Беатрисса и Алиса – носительницы этого гена. Николай II, женившись на внучке королевы – Александре, имел сына царевича Алексея, который страдал гемофилией. Таким образом, видим, что вероятность развития заболевания – пониженной свертываемости крови, наиболее вероятна среди потомков мужского пола, так как Х-хромосому мужчины получают от матери, а У-хромосома не имеет гена данного признака. Женщины являются носителями заболевания, потому что в их генотипе две Х-хромосомы, одна из которых всегда с доминантным геном нормальной свертываемости крови.

Учащиеся анализируют выступление с точки зрения научного стиля, отмечается его стройность, логичность, определяется цель высказывания – знакомство с информацией, наличие терминов, сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, интонация. Учитель русского языка подводит учащихся к мысли, что залог успешного выступления – не только логичный текст, но и правильно выбранная интонация, с соответствующими паузами и интонационным выделением главных слов.

Учащиеся делают выводы о том, что они узнали нового, как данный урок поможет лучше разбираться в научной информации и создавать собственные тексты, с использованием научного стиля.

Выставляются оценки за работу на уроке.

Постановка домашнего задания

Кроме обязательной части для всех учащихся, учитель предлагает творческое задание:

С заимствованными морфемами гетеро-, гомо-, ауто-, сома- подобрать разнообразные биологические термины, найти сходства в лексических значениях этих терминов, исходя из толкования значения данных морфем. Со словами “доминанта” и “рецессивность” составить сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных, но так, чтобы просматривалась многозначность этих слов.

V. Рефлексия

Мобилизацию учащихся на рефлексию своего поведения можно организовать с помощью заполнения листа “Моя самооценка урока”, где ученики отмечают, что на уроке им понравилось, какой материал поняли полностью или частично, насколько активно работали. Это позволяет прогнозировать способы саморегуляции и сотрудничества на следующих уроках.

Приложение



Комментарии:

Здоровье школьника – будущее нации


    Здоровье школьника – будущее нации

      Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

27 09 2023 13:21:14

Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"


    Обобщающий урок в 7-м классе "Многообразие рыб"

      На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....

26 09 2023 1:18:29

Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"


    Урок-лекция "Вирус СПИДа в организме человека"

      Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....

25 09 2023 11:56:18

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

24 09 2023 23:47:36

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

23 09 2023 2:42:24

Развитие пoлoвых клеток. Мейоз


    Развитие пoлoвых клеток. Мейоз

      Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....

22 09 2023 3:36:22

Классификация цветковых растений


    Классификация цветковых растений

      При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

21 09 2023 11:27:14

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"


    Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

      На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

20 09 2023 4:25:54

Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"


    Урок по теме "Многообразие земноводных. Их значение и охрана"

      Целью урока является показать многообразие земноводных, их хаpaктерные особенности, взаимосвязь строения с образом жизни и познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных, мерами по их охране. В задачи урока входят: обобщение и систематизация знаний о земноводных, совершенствование умений распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках, воспитание эстетических взглядов....

19 09 2023 3:22:21

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Строение плода растений. Распространение семян и их значение Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....

18 09 2023 18:15:23

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

17 09 2023 13:50:41

Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

      Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....

16 09 2023 7:49:50

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

15 09 2023 23:49:41

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

14 09 2023 12:41:10

Использование СНИТ в преподавании биологии


    Использование СНИТ в преподавании биологии

      В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

13 09 2023 8:17:42

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

12 09 2023 3:11:39

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

11 09 2023 3:35:59

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

10 09 2023 16:15:35

Тема урока: "Наследственные болезни человека"


    Тема урока: "Наследственные болезни человека"

      Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....

09 09 2023 7:34:18

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс


    Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

      Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

08 09 2023 23:20:49

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

07 09 2023 8:36:56

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

06 09 2023 12:21:13

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Строение, отделы и функции головного мозга человека Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

05 09 2023 22:47:17

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

04 09 2023 0:10:59

Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"


    Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"

      Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...

03 09 2023 0:20:29

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

02 09 2023 11:28:10

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

01 09 2023 16:51:16

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

31 08 2023 9:29:38

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

30 08 2023 8:55:16

Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"


    Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"

      Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....

29 08 2023 12:47:50

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

28 08 2023 20:37:39

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

27 08 2023 3:18:51

Французские мастерские на уроках биологии

Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

26 08 2023 13:20:55

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

25 08 2023 18:54:21

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

24 08 2023 21:16:10

Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс


    Урок природоведения "Вселенная". 5-й класс

      Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....

23 08 2023 2:36:19

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции

Мышечная ткань: виды, свойства, особенности строения и функции Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...

22 08 2023 10:56:35

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

21 08 2023 10:33:18

Успехи селекции


    Успехи селекции

      На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....

20 08 2023 22:40:53

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

19 08 2023 5:30:29

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

18 08 2023 9:44:19

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс


    Неклеточные формы жизни. Вирусы. Бактериофаги. 10-й класс

      Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....

17 08 2023 11:32:41

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

16 08 2023 7:57:48

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности

Происхождение и единство человеческих рас. Признаки и особенности Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....

15 08 2023 23:15:19

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

14 08 2023 19:27:37

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

      Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

13 08 2023 6:20:47

Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"


    Школа одаренных детей. Занятие в 11-м классе "Химический состав клетки. Белки – строение, функции, значение"

      Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....

12 08 2023 17:32:54

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

11 08 2023 19:37:18

Витамины в нашей жизни


    Витамины в нашей жизни

      Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....

10 08 2023 10:12:19

Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся


    Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся

      Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...

09 08 2023 11:58:33

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::