Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"


Цели:

I. Образовательные:

по русскому языку:

  1. Актуализировать знания по терминологии.
  2. Формировать навыки аудирования и интерпретации научного текста.

по биологии:

  1. 1Формировать представление о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и пoлoвых хромосом.
  2. Изучить наследование признаков, гены которых локализованы в пoлoвых хромосомах и возникновение некоторых генетических болезней.

Воспитательные:

  1. Формировать научное мировоззрение через ознакомление учащихся с закономерностями наследования признаков.
  2. Формировать систему нравственных ценностей, личностно значимую для каждого ученика.

Развивающие:

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (работы с текстом, анализа и синтеза информации, классифицирования и интегрирования).
  2. Поддерживать познавательный интерес к основам наук биологии и филологии.
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.
  4. Развивать умение адекватно оценивать свои способности и результаты своей деятельности.

* Предупреждать эмоциональные и умственные перегрузки учащихся путем использования различных сенсорных каналов, обеспечивающих восприятие и переработку информации (зрительные, слуховые, моторику); чередования различных видов деятельности; использования разнообразного дидактического материала; неординарного подхода в проведении урока.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Ход урока

I. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала

Этот урок целесообразно начать с работы над понятием “бинарный”, так как не всегда учащиеся точно понимают значение терминов, а также цели и задачи такого типа уроков. Учитель русского языка сообщает учащимся, что сегодня проводится необычный урок – бинарный. Заимствованная из латинского языка морфема “би” означает – “двойной”, а значит, что в рамках одного урока можно объединить подходы и принципы биологии и русского языка по отношению к научному тексту. Учащимся предлагается доказать, что заимствованная морфема сохранила свое значение и в других словах и является общенаучной. Подбираются слова: бинокль, биполярный, биквадратный. Сообщается тема урока. В процессе беседы с учащимися формулируется интегрированная цель урока: формировать навыки работы с текстами научного стиля на материале изучаемой на уроках биологии темы “Генетика пола”. Постановка целей урока учителем русского языка и биологии. Учащимся предлагается вспомнить, что такое научный стиль (стиль речи, используемый в научных высказываниях, энциклопедиях, рефератах и т.д.). Сообщается эпиграф к уроку: “…В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…” (А.П.Чехов). Предлагается охаpaктеризовать данное высказывание с точки зрения его структуры, можно ли считать, что данное высказывание является текстом. Учащиеся высказывают мнение, что красота человека складывается не только из внешних признаков, но и из качеств хаpaктера, его отношения к миру. С точки зрения структуры, это предложение простое, осложненное однородными члeнами и обобщающим словом при них. Данное высказывание не является текстом, так как, хотя и обладает смысловой завершенностью, представляет собой только одно предложение. С точки зрения биологии, внешние фенотипические признаки лица и тела человека зависят от набора хромосом, то есть генотипа человека.

II. Актуализация опopных знаний учащихся

Перед лекцией по биологии по новой теме, учитель русского языка дает установку, что понимание текста зависит от цели высказывания, от его структуры и средств выразительности языка. Учащимся необходимо не просто воспринимать информацию, записывая основные понятия лекции, но и обратить внимание на выразительно-изобразительные средства языка, встретившиеся в данном тексте.

Примерный текст лекции по теме “Генетика пола

Пол человека и животных определяется в момент оплодотворения, когда яйцеклетка сливается со cпepматозоидом. В зависимости от того, какой набор хромосом содержит зигота, будет развиваться женская или мужская особь. Учащиеся вспоминают, что в зиготе содержится 46 хромосом, как и в любой другой соматической клетке тела человека, и все они расположены парами. Рассмотрим кариотип человека. В женском кариотипе все хромосомы парные, одинаковые по форме и размерам. У мужчин в двадцать третьей паре одна крупная равноплечая непарная хромосома, а другая маленькая палочковидная. Значит, кариотип человека содержит 22 пары хромосом одинаковых у мужчин и женщин. Одинаковые хромосомы называются аутосомами. (Во время лекции учащиеся записывают все определения в словарь тетради). Аутосомы – (от греч. autos - сам, soma – тело) одинаковые хромосомы у мужчин и женщин. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются пoлoвыми или используют взаимозаменяемое слово – гетерохромосомы (от греч. geteros – другой). Они образуют двадцать третью пару хромосом. Гетерохромосомы – хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского пола. Гетерохромосомы у женщин одинаковые и называются Х-хромосомами. У мужчин одна Х-хромосома, а другая У-хромосома. При образовании пoлoвых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. В результате овогенеза каждая яйцеклетка получает по одной Х-хромосоме. А при созревании мужских пoлoвых клеток, в результате cпepматогенеза образуется два типа гамет, одни с Х-хромосомой, а другие с У-хромосомой. Гомогаметный пол (от греч.homois – одинаковый) получил свое название, потому что особи этого пола образуют гаметы с одинаковыми пoлoвыми хромосомами. Обозначается ХХ. Гетерогаметный пол имеют особи, которые образуют гаметы с разными пoлoвыми хромосомами. Обозначается ХУ. У человека гетерогаметен мужской пол. Таким образом, набор пoлoвых хромосом определяет пол особи. Если сливаются гаметы с Х-хромосомами, то развивается женский организм, а если сливаются Х-хромосома и У-хромосома – мужской. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У-хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом. Например, у человека в Х-хромосоме расположен ген нормального цветового зрения D, его рецессивная аллель d вызывает заболевание дальтонизм (слепоты к красному и зеленому). Рецессивный ген дальтонизма проявляется фенотипически, так как У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели. Тоже можно сказать и о наследовании гемофилии – пониженной свертываемости крови.

Учителем русского языка задаются вопросы по услышанному тексту:

- К какому жанру научного стиля можно отнести данное высказывание?

- Можно ли сказать, что текст полностью выдержан в научном стиле речи?

- Определить тип речи данного текста.

- В каких еще терминах используются заимствованные морфемы, о которых шла речь?

- Почему в текстах научного стиля мы не обнаружим ярких выразительно-изобразительных средств?

Учащиеся высказывают мнение о том, что услышанный текст нельзя отнести в полной мере к научному стилю речи, так как цель была заинтересовать слушателей, поэтому он относится к научно-популярному стилю. Цель высказывания – не только информировать слушателя, но и заинтересовать его, текст отличается логичностью и последовательностью. Тип речи – рассуждение. В тексте преобладали заимствованные морфемы, входящие в состав и других биологических терминов – гомеостаз, гомозигота, гетеротрофы, соматическая нервная система, автотрофы, автоматия сердца. С точки зрения лексики в тексте преобладали однозначные, стилистически нейтральные слова, общенаучные слова, термины. В тексте научного стиля ярких выразительных средств быть не может или они очень редки, так как их использование предполагает образность.

III. Закрепление

Выполнение учащимися индивидуальных заданий*. (Анализ выполненных заданий проводится учителями русского языка и биологии)

  • Задание у доски “Исправь ошибку”:

Наследование признаков называют завязанным с полом если гены сосредоточены в аутосомах. (Ошибки – сцепленные; локализованы; нет запятой после слова полом).

  • Задание у доски “Шифр” - из данных ключевых слов составить сложноподчиненное предложение:

Рецессивные, проявляются, фенотипически, Х-хромосомы, У-хромосомы, форма, размер, гены. (Рецессивные гены, локализованные в Х-хромосомах проявляются фенотипически, так как У-хромосома таких генов не имеет, потому что отличается по форме и размеру).

  • Задания для остальных учащихся по выбору:

Найти отличительные особенности текста научного стиля, читая фрагмент параграфа, помещенного в учебнике биологии “Общие закономерности”, авторов С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина с.190.

Отрывок текста учебника:

В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Это происходит в тех случаях, когда рецессивный ген, сцепленный с Х-хромосомой, попадает в гетерогаметный организм. При кариотипе ХУ рецессивный ген в Х-хромосоме проявляется фенотипически, поскольку У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели.

Задание по русскому языку: обратить внимание на морфологические и синтаксические средства организации текста, отметить их в тексте.

Задание по биологии: найти отличие наследования признаков, при расположении генов в аутосомах и в пoлoвых хромосомах.

Анализ фрагмента текста учебника:

На уровне морфологии: преобладание существительных, местоимений 3-го лица, существительных среднего рода.

На уровне синтаксиса: прямой порядок слов, преобладание сложных предложений, простых предложений, с обособленными определениями и обстоятельствами.

Отличие наследования признаков: при расположении генов в пoлoвых хромосомах, фенотипически может проявиться рецессивный ген, имеющийся в единственном числе в генотипе гетерозиготного организма. При расположении генов в аутосомах рецессивный ген в единственном числе проявляться никогда не будет, так как в гомологичной хромосоме расположена доминантная аллель.

Учитель русского языка делает обобщение, что при передаче научной мысли нужно следовать не только законам логики, но и грамотно ее оформлять. Предлагается прослушать выступление ученика по теме “Родословная королевской семьи”:

Примерное содержание сообщения:

Среди потомков английской семьи королевы Виктории (см. Приложение №1), которая и сама являлась носительницей рецессивного гена гемофилии, сын Леопольд был гемофилик, а дочери Беатрисса и Алиса – носительницы этого гена. Николай II, женившись на внучке королевы – Александре, имел сына царевича Алексея, который страдал гемофилией. Таким образом, видим, что вероятность развития заболевания – пониженной свертываемости крови, наиболее вероятна среди потомков мужского пола, так как Х-хромосому мужчины получают от матери, а У-хромосома не имеет гена данного признака. Женщины являются носителями заболевания, потому что в их генотипе две Х-хромосомы, одна из которых всегда с доминантным геном нормальной свертываемости крови.

Учащиеся анализируют выступление с точки зрения научного стиля, отмечается его стройность, логичность, определяется цель высказывания – знакомство с информацией, наличие терминов, сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, интонация. Учитель русского языка подводит учащихся к мысли, что залог успешного выступления – не только логичный текст, но и правильно выбранная интонация, с соответствующими паузами и интонационным выделением главных слов.

Учащиеся делают выводы о том, что они узнали нового, как данный урок поможет лучше разбираться в научной информации и создавать собственные тексты, с использованием научного стиля.

Выставляются оценки за работу на уроке.

Постановка домашнего задания

Кроме обязательной части для всех учащихся, учитель предлагает творческое задание:

С заимствованными морфемами гетеро-, гомо-, ауто-, сома- подобрать разнообразные биологические термины, найти сходства в лексических значениях этих терминов, исходя из толкования значения данных морфем. Со словами “доминанта” и “рецессивность” составить сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных, но так, чтобы просматривалась многозначность этих слов.

V. Рефлексия

Мобилизацию учащихся на рефлексию своего поведения можно организовать с помощью заполнения листа “Моя самооценка урока”, где ученики отмечают, что на уроке им понравилось, какой материал поняли полностью или частично, насколько активно работали. Это позволяет прогнозировать способы саморегуляции и сотрудничества на следующих уроках.

Приложение


Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"


    Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"

      Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...

04 07 2022 2:13:15

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

03 07 2022 1:58:25

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

02 07 2022 0:39:27

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

01 07 2022 0:31:46

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

30 06 2022 4:51:37

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

29 06 2022 14:47:45

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

28 06 2022 11:19:48

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

27 06 2022 5:40:21

Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"


    Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"

      Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....

26 06 2022 1:52:49

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

25 06 2022 20:31:31

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

24 06 2022 22:12:44

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

23 06 2022 6:54:41

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"


    Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

      Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

22 06 2022 18:22:23

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"


    Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

      Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....

21 06 2022 9:49:48

Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"


    Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

      Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....

20 06 2022 0:23:21

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

19 06 2022 20:55:12

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

18 06 2022 23:33:12

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

17 06 2022 11:39:41

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"


    Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

      Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

16 06 2022 21:51:59

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

15 06 2022 4:23:41

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

14 06 2022 9:37:30

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

13 06 2022 18:35:27

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

12 06 2022 2:11:23

Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"


    Интегрированный урок-путешествие по природоведению в 5-м классе по теме: "Земля — наш дом родной!"

      Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...

11 06 2022 14:31:50

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

10 06 2022 12:44:32

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

09 06 2022 15:45:37

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

08 06 2022 22:32:38

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

07 06 2022 21:55:21

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

06 06 2022 1:16:52

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    "Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

05 06 2022 9:10:49

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

04 06 2022 17:15:48

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

03 06 2022 7:43:55

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

02 06 2022 0:58:16

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

01 06 2022 7:36:46

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс


    Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

      Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

31 05 2022 13:40:19

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

30 05 2022 17:29:34

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

29 05 2022 5:13:48

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"


    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

      Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

28 05 2022 18:47:21

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

27 05 2022 17:32:10

Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"


    Урок биологии в 7-м классе на тему "Охрана животных"

      Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....

26 05 2022 11:57:57

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

25 05 2022 6:30:30

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

24 05 2022 20:36:34

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

23 05 2022 10:48:56

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

22 05 2022 22:34:26

Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"


    Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"

      Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания. ...

21 05 2022 5:27:55

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

20 05 2022 0:37:59

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

19 05 2022 10:38:36

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

      Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

18 05 2022 3:50:41

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах


    Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

      Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

17 05 2022 9:59:15

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс


    Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

      В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

16 05 2022 21:36:43

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::