Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Цели:

I. Образовательные:

по русскому языку:

  1. Актуализировать знания по терминологии.
  2. Формировать навыки аудирования и интерпретации научного текста.

по биологии:

  1. 1Формировать представление о хромосомном механизме определения пола, отличительных признаках аутосом и половых хромосом.
  2. Изучить наследование признаков, гены которых локализованы в половых хромосомах и возникновение некоторых генетических болезней.

Воспитательные:

  1. Формировать научное мировоззрение через ознакомление учащихся с закономерностями наследования признаков.
  2. Формировать систему нравственных ценностей, личностно значимую для каждого ученика.

Развивающие:

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (работы с текстом, анализа и синтеза информации, классифицирования и интегрирования).
  2. Поддерживать познавательный интерес к основам наук биологии и филологии.
  3. Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся.
  4. Развивать умение адекватно оценивать свои способности и результаты своей деятельности.

* Предупреждать эмоциональные и умственные перегрузки учащихся путем использования различных сенсорных каналов, обеспечивающих восприятие и переработку информации (зрительные, слуховые, моторику); чередования различных видов деятельности; использования разнообразного дидактического материала; неординарного подхода в проведении урока.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Ход урока

I. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению материала

Этот урок целесообразно начать с работы над понятием “бинарный”, так как не всегда учащиеся точно понимают значение терминов, а также цели и задачи такого типа уроков. Учитель русского языка сообщает учащимся, что сегодня проводится необычный урок – бинарный. Заимствованная из латинского языка морфема “би” означает – “двойной”, а значит, что в рамках одного урока можно объединить подходы и принципы биологии и русского языка по отношению к научному тексту. Учащимся предлагается доказать, что заимствованная морфема сохранила свое значение и в других словах и является общенаучной. Подбираются слова: бинокль, биполярный, биквадратный. Сообщается тема урока. В процессе беседы с учащимися формулируется интегрированная цель урока: формировать навыки работы с текстами научного стиля на материале изучаемой на уроках биологии темы “Генетика пола”. Постановка целей урока учителем русского языка и биологии. Учащимся предлагается вспомнить, что такое научный стиль (стиль речи, используемый в научных высказываниях, энциклопедиях, рефератах и т.д.). Сообщается эпиграф к уроку: “…В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и тело…” (А.П.Чехов). Предлагается охарактеризовать данное высказывание с точки зрения его структуры, можно ли считать, что данное высказывание является текстом. Учащиеся высказывают мнение, что красота человека складывается не только из внешних признаков, но и из качеств характера, его отношения к миру. С точки зрения структуры, это предложение простое, осложненное однородными членами и обобщающим словом при них. Данное высказывание не является текстом, так как, хотя и обладает смысловой завершенностью, представляет собой только одно предложение. С точки зрения биологии, внешние фенотипические признаки лица и тела человека зависят от набора хромосом, то есть генотипа человека.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Перед лекцией по биологии по новой теме, учитель русского языка дает установку, что понимание текста зависит от цели высказывания, от его структуры и средств выразительности языка. Учащимся необходимо не просто воспринимать информацию, записывая основные понятия лекции, но и обратить внимание на выразительно-изобразительные средства языка, встретившиеся в данном тексте.

Примерный текст лекции по теме “Генетика пола

Пол человека и животных определяется в момент оплодотворения, когда яйцеклетка сливается со сперматозоидом. В зависимости от того, какой набор хромосом содержит зигота, будет развиваться женская или мужская особь. Учащиеся вспоминают, что в зиготе содержится 46 хромосом, как и в любой другой соматической клетке тела человека, и все они расположены парами. Рассмотрим кариотип человека. В женском кариотипе все хромосомы парные, одинаковые по форме и размерам. У мужчин в двадцать третьей паре одна крупная равноплечая непарная хромосома, а другая маленькая палочковидная. Значит, кариотип человека содержит 22 пары хромосом одинаковых у мужчин и женщин. Одинаковые хромосомы называются аутосомами. (Во время лекции учащиеся записывают все определения в словарь тетради). Аутосомы – (от греч. autos - сам, soma – тело) одинаковые хромосомы у мужчин и женщин. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называются половыми или используют взаимозаменяемое слово – гетерохромосомы (от греч. geteros – другой). Они образуют двадцать третью пару хромосом. Гетерохромосомы – хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского пола. Гетерохромосомы у женщин одинаковые и называются Х-хромосомами. У мужчин одна Х-хромосома, а другая У-хромосома. При образовании половых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. В результате овогенеза каждая яйцеклетка получает по одной Х-хромосоме. А при созревании мужских половых клеток, в результате сперматогенеза образуется два типа гамет, одни с Х-хромосомой, а другие с У-хромосомой. Гомогаметный пол (от греч.homois – одинаковый) получил свое название, потому что особи этого пола образуют гаметы с одинаковыми половыми хромосомами. Обозначается ХХ. Гетерогаметный пол имеют особи, которые образуют гаметы с разными половыми хромосомами. Обозначается ХУ. У человека гетерогаметен мужской пол. Таким образом, набор половых хромосом определяет пол особи. Если сливаются гаметы с Х-хромосомами, то развивается женский организм, а если сливаются Х-хромосома и У-хромосома – мужской. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У-хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом. Например, у человека в Х-хромосоме расположен ген нормального цветового зрения D, его рецессивная аллель d вызывает заболевание дальтонизм (слепоты к красному и зеленому). Рецессивный ген дальтонизма проявляется фенотипически, так как У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели. Тоже можно сказать и о наследовании гемофилии – пониженной свертываемости крови.

Учителем русского языка задаются вопросы по услышанному тексту:

- К какому жанру научного стиля можно отнести данное высказывание?

- Можно ли сказать, что текст полностью выдержан в научном стиле речи?

- Определить тип речи данного текста.

- В каких еще терминах используются заимствованные морфемы, о которых шла речь?

- Почему в текстах научного стиля мы не обнаружим ярких выразительно-изобразительных средств?

Учащиеся высказывают мнение о том, что услышанный текст нельзя отнести в полной мере к научному стилю речи, так как цель была заинтересовать слушателей, поэтому он относится к научно-популярному стилю. Цель высказывания – не только информировать слушателя, но и заинтересовать его, текст отличается логичностью и последовательностью. Тип речи – рассуждение. В тексте преобладали заимствованные морфемы, входящие в состав и других биологических терминов – гомеостаз, гомозигота, гетеротрофы, соматическая нервная система, автотрофы, автоматия сердца. С точки зрения лексики в тексте преобладали однозначные, стилистически нейтральные слова, общенаучные слова, термины. В тексте научного стиля ярких выразительных средств быть не может или они очень редки, так как их использование предполагает образность.

III. Закрепление

Выполнение учащимися индивидуальных заданий*. (Анализ выполненных заданий проводится учителями русского языка и биологии)

  • Задание у доски “Исправь ошибку”:

Наследование признаков называют завязанным с полом если гены сосредоточены в аутосомах. (Ошибки – сцепленные; локализованы; нет запятой после слова полом).

  • Задание у доски “Шифр” - из данных ключевых слов составить сложноподчиненное предложение:

Рецессивные, проявляются, фенотипически, Х-хромосомы, У-хромосомы, форма, размер, гены. (Рецессивные гены, локализованные в Х-хромосомах проявляются фенотипически, так как У-хромосома таких генов не имеет, потому что отличается по форме и размеру).

  • Задания для остальных учащихся по выбору:

Найти отличительные особенности текста научного стиля, читая фрагмент параграфа, помещенного в учебнике биологии “Общие закономерности”, авторов С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина с.190.

Отрывок текста учебника:

В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Это происходит в тех случаях, когда рецессивный ген, сцепленный с Х-хромосомой, попадает в гетерогаметный организм. При кариотипе ХУ рецессивный ген в Х-хромосоме проявляется фенотипически, поскольку У-хромосома не гомологична Х-хромосоме и не содержит доминантной аллели.

Задание по русскому языку: обратить внимание на морфологические и синтаксические средства организации текста, отметить их в тексте.

Задание по биологии: найти отличие наследования признаков, при расположении генов в аутосомах и в половых хромосомах.

Анализ фрагмента текста учебника:

На уровне морфологии: преобладание существительных, местоимений 3-го лица, существительных среднего рода.

На уровне синтаксиса: прямой порядок слов, преобладание сложных предложений, простых предложений, с обособленными определениями и обстоятельствами.

Отличие наследования признаков: при расположении генов в половых хромосомах, фенотипически может проявиться рецессивный ген, имеющийся в единственном числе в генотипе гетерозиготного организма. При расположении генов в аутосомах рецессивный ген в единственном числе проявляться никогда не будет, так как в гомологичной хромосоме расположена доминантная аллель.

Учитель русского языка делает обобщение, что при передаче научной мысли нужно следовать не только законам логики, но и грамотно ее оформлять. Предлагается прослушать выступление ученика по теме “Родословная королевской семьи”:

Примерное содержание сообщения:

Среди потомков английской семьи королевы Виктории (см. Приложение №1), которая и сама являлась носительницей рецессивного гена гемофилии, сын Леопольд был гемофилик, а дочери Беатрисса и Алиса – носительницы этого гена. Николай II, женившись на внучке королевы – Александре, имел сына царевича Алексея, который страдал гемофилией. Таким образом, видим, что вероятность развития заболевания – пониженной свертываемости крови, наиболее вероятна среди потомков мужского пола, так как Х-хромосому мужчины получают от матери, а У-хромосома не имеет гена данного признака. Женщины являются носителями заболевания, потому что в их генотипе две Х-хромосомы, одна из которых всегда с доминантным геном нормальной свертываемости крови.

Учащиеся анализируют выступление с точки зрения научного стиля, отмечается его стройность, логичность, определяется цель высказывания – знакомство с информацией, наличие терминов, сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, интонация. Учитель русского языка подводит учащихся к мысли, что залог успешного выступления – не только логичный текст, но и правильно выбранная интонация, с соответствующими паузами и интонационным выделением главных слов.

Учащиеся делают выводы о том, что они узнали нового, как данный урок поможет лучше разбираться в научной информации и создавать собственные тексты, с использованием научного стиля.

Выставляются оценки за работу на уроке.

Постановка домашнего задания

Кроме обязательной части для всех учащихся, учитель предлагает творческое задание:

С заимствованными морфемами гетеро-, гомо-, ауто-, сома- подобрать разнообразные биологические термины, найти сходства в лексических значениях этих терминов, исходя из толкования значения данных морфем. Со словами “доминанта” и “рецессивность” составить сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных, но так, чтобы просматривалась многозначность этих слов.

V. Рефлексия

Мобилизацию учащихся на рефлексию своего поведения можно организовать с помощью заполнения листа “Моя самооценка урока”, где ученики отмечают, что на уроке им понравилось, какой материал поняли полностью или частично, насколько активно работали. Это позволяет прогнозировать способы саморегуляции и сотрудничества на следующих уроках.

Приложение



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Разработка урока по биологии с применением технологии развития критического мышления по теме: "Агротехника посева семян"

В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....

17 10 2021 4:49:41

Амеба обыкновенная: строение, дыхание, питание, размножение

Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....

17 10 2021 17:26:26

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

17 10 2021 19:45:58

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку « Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

17 10 2021 6:44:50

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

17 10 2021 17:22:43

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....

17 10 2021 11:50:12

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

17 10 2021 14:49:45

Урок "Своя игра"

Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме " Кровь и кровообращение". ...

17 10 2021 16:27:13

Строение живых организмов

Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

17 10 2021 0:21:25

Одноклеточные организмы. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....

17 10 2021 6:48:33

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

17 10 2021 8:43:39

Класс Ракообразные: строение, системы органов, значение в природе

Класс Ракообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....

17 10 2021 16:34:34

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

17 10 2021 3:14:36

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...

17 10 2021 14:34:53

Тема урока: "Биосинтез белков"

Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трансляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

17 10 2021 8:14:48

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отрабатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

17 10 2021 19:12:10

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

17 10 2021 23:36:25

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

17 10 2021 7:52:48

Тема: "Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость". Биология. 8-й класс

Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств. ...

17 10 2021 13:26:39

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем " Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

17 10 2021 16:31:50

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

17 10 2021 20:45:56

Межпредметные связи на уроках курса "Человек"

В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии. ...

17 10 2021 18:58:43

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля

В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...

17 10 2021 1:50:31

Хвойные растения: характеристика, представители и значение

Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....

17 10 2021 22:50:24

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме " Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

17 10 2021 21:55:58

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу « Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

17 10 2021 13:16:25

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания....

17 10 2021 15:38:24

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

17 10 2021 2:16:56

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду " Старая плотина" во времени и в пространстве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

17 10 2021 16:42:27

Методическая разработка материала для проведения экскурсии по школьной экологической тропе "Географическая шпаргалка"

Цель занятия-экскурсии – показать, что состояние живой природы зависит от погодных условий, времени дня, состава и структуры почвы; подчеркнуть необходимость знания географических закономерностей; закрепить знания о назначении географических приборов и живых барометров для определения погодных условий....

17 10 2021 13:53:54

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

17 10 2021 16:13:11

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “ Пока дышу, надеюсь”. ...

17 10 2021 3:37:39

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

Знакомство с работой К. А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

17 10 2021 18:51:52

ЦОРы: необходимость или дань моде?

Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и Ц О Ры. Что же представляют собой Ц О Ры как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

17 10 2021 23:11:48

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

17 10 2021 12:55:38

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации З О Ж. ...

17 10 2021 7:14:32

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

17 10 2021 12:43:25

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

17 10 2021 7:20:53

Школьная экологическая тропа

В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

17 10 2021 3:34:40

Игровые технологии – эффективное средство развития познавательной активности учащихся

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....

17 10 2021 22:20:14

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

17 10 2021 9:26:10

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

<p> Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

17 10 2021 18:18:50

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

17 10 2021 8:10:12

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

17 10 2021 14:15:59

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

17 10 2021 4:23:37

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс

Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в практике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....

17 10 2021 11:28:26

Викторина «Тайны тела человека»

Викторина для учащихся 8–9-х классов на предметной неделе. Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса « Биология. Человек» в системе занимательных заданий. Учащимся предлагаются занимательные задания в виде кроссворда, ребусов, эвристических вопросов, что значительно активизирует познавательный интерес к биологической науке....

17 10 2021 10:38:25

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

17 10 2021 13:31:37

Кольчатые черви: системы органов, регенерация и значение в природе

Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....

17 10 2021 3:33:54

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

17 10 2021 5:34:37

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)