Урок биологии в 6-м классе "Лишайники" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

Цели:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;
  • показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.

Оборудование:

  • таблицы,
  • гербарный материал,
  • подготовленный учащимися,
  • портреты учёных,
  • информационные листы для работы учащихся на уроке,
  • рисунки лишайников,
  • книга К. А. Тимирязева “Жизнь растений”,
  • географическая карта.

ЭПИГРАФ:

ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА.

ЧАРЛЗ ДАРВИН

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Отработка понятий: “грибница”, “симбиоз”, “паразитизм”, питание грибов и водорослей.

ИГРА “ПОЙМИ МЕНЯ”

Ребята получают информационные листы для работы на уроке и заполняют их в течение урока. (Приложение 1)

УЧИТЕЛЬ. На доске вы видите биологические термины. Я буду читать их объяснение. Вы должны понять, о чем идет речь, и указать правильную цифру на своём информационном листочке в первой таблице.

ТАБЛИЦА № 1

1 2 3 4 5
         

1. Одноклеточные или многоклеточные организмы, использующие для питания готовое органическое вещество…. 6.

2. Тело гриба, состоящее из тонких белых нитей, называется…2.

3. Низшие одноклеточные или многоклеточные растения это …7.

4. Тесная связь, полезная как одному, так и другому организму называется…1.

5. Организмы, которые питаются органическими веществами живых организмов, называют …5.

1. СИМБИОЗ

2. ГРИБНИЦА

3. ОРГАНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

4. САПРОФИТЫ

5. ПАРАЗИТЫ

6. ГРИБЫ

7. ВОДОРОСЛИ

II. НОВАЯ ТЕМА

1. Лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водорослей, находящихся в сложных взаимоотношениях. Приспособленность лишайников к различным средам обитания.

2. Разнообразие лишайников и распространение на Земле.

(Объяснение, сообщения учащихся, демонстрация коллекции лишайников, рис. 41 и 42 учебника, таблицы).

Лишайники – группа низших растений, насчитывающая около 26 тыс. видов. Некоторые из них занесены в Красную книгу.

Лишайники – это своеобразные и удивительные организмы. Кажется, что это одно растение, а на самом деле, симбиоз двух организмов: гриба и водоросли.

Эти растения сказочно живучи!

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают.

К. А. Тимирязев в своей знаменитой книге “Жизнь растений” писал: “Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни”.

Одним из важнейших факторов выживания лишайников является, по – видимому, их способность очень быстро высыхать. Их влажность в этом случае составляет от 2 до 10% сухой массы. Фотосинтез прекращается, и организм погружается в глубокий анабиоз (временное прекращение жизни). Лишайники, даже высохнув до того, что его можно растереть в порошок, оживают после первого дождя. Смачиваясь дождём, лишайники поглощают воду, как губка – в количестве в 3-35 раз больше собственной массы. Всей поверхностью тела они впитывают влагу дождей, росы и туманов. Во многих местообитаниях влажность лишайников колеблется в течение суток, а фотосинтез возможен лишь несколько часов, обычно рано утром, после смачивания туманом или росой.

Следствие этого – очень низкая скорость роста. Их радиус увеличивается на 0,1-10 мм в год. Например, альпийский лишайник умбиликария за 200 лет вырастает всего на 1 мм. Живут они очень долго. В Арктике были найдены экземпляры РИЗОКАРПОНА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО, возраст которых – 4,5 тыс. лет. В 1981 г. было установлено, что возраст некоторых арктических лишайников как минимум 10 тыс. лет.

Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Они бывают ЛИСТОВАТЫЕ, КУСТИСТЫЕ, НАКИПНЫЕ или КОРКОВЫЕ.

В тёмном еловом лесу со старых ветвей свисают до самой земли косматые седые бороды ЛИШАЙНИКА – БОРОДОЧА (кладонии). В сухих сосновых борах образуется сплошной ковёр из ветвистых розовых, серых и белых лишайников. Они хрустят под ногами в сухую погоду. Это кустистые лишайники.

Известный под названием “олений мох” кустистый лишайник ягель или кладония широко распространён в тундре и служит основным кормом для оленей.

Тело кустистых лишайников имеет вид более или менее разветвлённых кустиков, достигающих 12-15 см. в высоту.

Разнообразна окраска и форма кладоний: БОКАЛОВИДНАЯ БЕЛАЯ, с красными шариками по краям (КРАСНОПЛОДНАЯ) или кустистая СЕРЕБРИСТО-ЗЕЛЕНОВАТАЯ (см. рис. 41 учебника). Оленья кладония вырастает за год не более чем на 2 мм. Кустик высотой 10 см имеет возраст 30 лет.

Широко распространены ЛИСТОВАТЫЕ лишайники в виде пластинок разной окраски. Они разрастаются на камнях и коре деревьев.

Тело в виде листовых пластинок прикрепляется к почве, камням или деревьям при помощи ризин – аналогов ризоидов.

Причудлива форма ПАРМЕЛИИ, ЦЕТРАРИИ (“ИСЛАНДСКИЙ МОХ”), ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ (табл на доске).

Серебристо-голубоватое или оливково-коричневое слоевище ПАРМЕЛИИ можно увидеть на стволах осины (рис. 41 учебника, гербарий).

На коре осин можно так же увидеть золотисто-желтую КСАНТОРИЮ НАСТЕННУЮ (рис. 42 учебника, гербарий на парте).

Тело УСНЕИ (таблица на доске) пепельно-зеленое, сильно разветвлённое, повисающее или прямостоячее.

На камнях, деревьях, земле поселяются НАКИПНЫЕ лишайники или КОРКОВЫЕ, похожие на застывшую коричнево-серую пену. Это БАЦИДИЯ (рис. 41 учебника), ЛЕКОНОРА СЪЕДОБНАЯ или “манна небесная”. (Сообщение Чикунова Максима).

img7.jpg (49346 bytes)

Разнообразная окраска лишайников связана с тем, что в них вырабатываются различные лишайниковые кислоты. Эти типичные для лишайников соединения откладываются на поверхности грибных нитей в виде кристаллов, палочек и зёрнышек. Названия лишайников вывешиваются на доске.

3. Строение и питание лишайников.

(Объяснение с элементами беседы и использованием табл. и рис. учебника).

Лишайники представляют собой сложный организм на основе симбиоза гриба и водоросли, которые в процессе эволюции приспособились к тесному сожительству и образовали новый организм, качественно отличающийся от всех компонентов. Каждый вид лишайника включает в себя определённый вид гриба и водоросли. Двойная природа лишайника была установлена в 1867 г. русскими учёными А. С. Фаминицыным и С. А. Баранецким. Водоросли создают органическое вещество, а грибы защищают водоросль и снабжают их водой и минеральными солями.

Слоевище (тело лишайника) образовано переплетением грибных нитей, которые хорошо видны под микроскопом на поперечном срезе (таблица на доске). Ближе к поверхности слоевища нити гриба образуют плотное переплетение, играющие роль покровной ткани. Ближе к центру оно становится рыхлым. И в полостях между нитями заметны группы зелёных клеток водоросли (сине-зелёные или цианобактерии). Шарообразные клетки водоросли скапливаются на той стороне слоевища, которая обращена к солнцу. Как и все зелёные растения, водоросль использует энергию солнца для образования необходимых для её жизнедеятельности органических веществ из углекислого газа, воды и минеральных солей. Причём часть органических веществ водоросль отдаёт грибу.

Как вы, ребята, думаете почему? (Учитель)

Т. к. он не имеет хлорофилла и не способен к органическому синтезу.

В свою очередь гриб снабжает водоросль - чем? (Учитель)

Водой и минеральными солями, полученными из почвы.

Водоросль, входящая в симбиотический организм лишайника, отделённая от гриба как вы думаете, может ли существовать самостоятельно? (Учитель)

Да. Потому что она сама синтезирует органические вещества.

А гриб может отдельно существовать от водоросли? Почему? (Учитель)

Нет, т. к. он питается готовыми органическими веществами.

Ото мхов, с которыми часто смешивают лишайники, отличает то, что нет типичной зелёной окраски и органов. (Учитель)

Лишайники впитывают влагу всей поверхностью тела (влагу дождей, росы, туманов).

4. Размножение лишайников (объяснение учителя, таблица).

Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

Слоевище лишайника нарастает очень медленно, за счёт деления водоросли и самого гриба, поскольку каждый из компонентов лишайника размножается самостоятельно. Лишайник образуется только тогда, когда гифы (нити) гриба встретят на своём пути соответствующую водоросль

5. Историческая справка о возникновении науки о лишайниках.

(Рассказывает Ведищева Евгения)

Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более ста миллионов лет назад, когда образовалась меловая толща нашей планеты.

Но лишь в конце 18 – начале 19 века возникла наука о лишайниках – ЛИХЕНОЛОГИЯ. Её основоположником считается шведский учёный А. Ахариус.

Русским учёным А. Н. Бекетовым в 1860 году для обозначения этих организмов был предложен термин “лишайник”.

В 1860-1868 гг. немецкий ботаник С. Шведенер в серии работ описал биологию лишайников как “двойных организмов” (тесное сожительство грибов и водорослей).

6. Роль лишайников в природе и жизни человека. Охрана лишайников.

(Объяснение учителя, сообщения учащихся, таблицы)

img9.jpg (47141 bytes)

Особое участие лишайники принимают в процессе почвообразования (они подготавливают почву для заселения более высокоорганизованными организмами), т. е. лишайники играют в природе роль первопроходцев. Поселяясь в самых бесплодных местах, они выделяют особые кислоты, которые медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить другие растения.

Велико значение лишайников в жизни человека и животных.

На севере они служат основным кормом для животных. Из них получают витамин С и готовят отвары, предохраняющие от нагноения.

Некоторые лишайники используются в качестве красителей в ткацком деле, в медицине, парфюмерии для изготовления духов, а так же при изготовлении глюкозы и химического индикатора – лакмуса (о его значении вы узнаете на уроках химии в 8 классе).

img11.jpg (38272 bytes)

Шампунь с древесным лишайником от перхоти

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Ещё древние египтяне за 200 лет до н. э. использовали их в медицинских целях.

В 1947 г. немецкими учеными был получен первый антибиотический препарат из лишайников под названием “эвозин”. Получают его, главным образом, из ЭВЕРНИИ СЛИВОВОЙ (по табл. ). Этот препарат обладает широким антимикробным действием, преимущественно против стафилококков, его используют при местном лечении таких кожных заболеваний, как фурункулёз, волчанка и др.

УЧИТЕЛЬ: О другом лекарственном лишайнике - цетрарии вам сообщит Орлова Анна.

УЧИТЕЛЬ: В “лишайниковых зарослях” обитает огромное количество клещей, ногохвосток, гусениц, пауков, клопов и т. п. Всего зарегистрировано около 400 видов животных, жизнь которых так или иначе связана с лишайниками. Некоторые из них используют слоевище лишайников как временное убежище.

Целый ряд животных питается слоевищем лишайников и продуктами их разрушения.

Лишайники любят густые туманы. Однако ни в жаре, ни в холоде не могут жить без кристально чистого воздуха. Стоит только атмосфере быть чуть-чуть загрязнённой, как лишайники гибнут все до единого. Этот исключительно выносливый организм служит лучшим “индикатором” чистоты воздуха. Они в качестве организма-индикатора используются в мониторинге загрязнения атмосферы. Наиболее резко лишайники реагируют на сернистый газ, который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Кроме того, эти организмы способны связывать тяжёлые металлы из окружающей среды и накапливать их в своём слоевище. Лишайники используются для контроля над выпадением радиоактивных осадков, особенно в тех районах, которые трудно обследовать другими средствами.

7. Охрана лишайников.

(Сообщение Кулешова Максима)

У берегов Эстонии есть остров, такой маленький, что на карте нашей страны его очертание выглядит как чёрная точка, а название - Вормси – расположилось на голубых волнах.

Здесь в 1982 году был организован первый в нашей стране заказник, где взяты под охрану лишайники.

На острове редкое сообщество низших и высших растений исследуется и охраняется. Этот удивительный природный ландшафт, где царят лишайники, сохранён в первозданном виде.

В связи с тем, что лишайники очень медленно растут (1-3 мм в год), а роль их велика, особенно в питании оленей, в последнее время остро встаёт вопрос об охране лишайников. Это регулируемый выпас оленей и упорядоченное передвижение транспорта.

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.

(Работа с тестами, закрепление по вопросам, самостоятельная работа в рабочей тетради).

1. УСТНО. Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями.

2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.

4. Лишайникм могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.

5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.

6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

2. Работа на информационных листах.

3. Ребята, сдайте листы для проверки и выполните задания в рабочей тетради 43 и 44.

ЗАГАДКИ

  1. Свыклась водоросль с грибком, зацепилась за кору и пришлась ко двору.
  2. Удивительное дело – как дружны зелёный с белый!
    Друг за друга отвечают, и друг друга выручают.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Изучить п. 13, выполнить задание 45 в рабочей тетради.

Литература

1. В. В. Пасечник. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. “Дрофа”, 1996 г.

2. Д. И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5-6 кл. М. : Просвещение, 1985 г.

3. О. Н. Дронова. Хрестоматия по биологии: Бактерии. Грибы. Растения. Саратов: Лицей, 2002 г

Приложение 1



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

28 10 2021 17:59:47

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

28 10 2021 9:51:38

Отряд Непарнокопытные, породы домашних лошадей

К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....

28 10 2021 10:21:27

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И. А. Крылова " Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

28 10 2021 14:23:42

Отряды птиц

Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

28 10 2021 2:36:37

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

28 10 2021 1:14:27

Использование контекстных задач на уроках биологии

С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

28 10 2021 22:52:35

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или половым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

28 10 2021 20:12:35

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

28 10 2021 16:10:49

Значение рыб в природе и жизни человека. Промысел рыбы

Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....

28 10 2021 15:45:53

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

28 10 2021 15:37:21

Путешествие в Птицеград

Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....

28 10 2021 7:23:38

Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы « Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

28 10 2021 8:21:37

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Это один из уроков раздела " Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме " Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

28 10 2021 22:21:52

Обобщающий урок по теме "Строение и функции клеток живого организма". 11-й класс

Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....

28 10 2021 2:44:31

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

Данный урок начинает тему " Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опорные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

28 10 2021 11:37:19

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

28 10 2021 13:24:39

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

28 10 2021 15:41:59

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

28 10 2021 15:20:35

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации З О Ж. ...

28 10 2021 18:32:45

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

28 10 2021 2:48:24

"Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интерактивного обучения. 7-й класс

Урок-игра в 7-м классе с элементами интерактивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....

28 10 2021 18:24:31

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

28 10 2021 19:24:41

Урок–конкурс "Веселая анатомия"

В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

28 10 2021 8:38:56

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

28 10 2021 5:25:18

Занятие "Амур – великая река"

Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

28 10 2021 5:57:59

Урок "Размножение и развитие организмов"

Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

28 10 2021 22:47:34

Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....

28 10 2021 1:48:58

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

28 10 2021 2:59:10

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса

Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....

28 10 2021 9:54:18

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

28 10 2021 6:15:12

Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"

Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интерактивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....

28 10 2021 1:30:27

Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д. В., Маш Р. Д., Беляева И. Н. « Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интерактивные технологии, технологии развивающего обучения....

28 10 2021 3:32:16

Человек и живая природа Биология

Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

28 10 2021 9:14:56

Биология 6 класс Биология

Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...

28 10 2021 9:43:36

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

28 10 2021 20:11:17

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

28 10 2021 3:37:42

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

28 10 2021 7:34:45

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

Урок направлен на формирование навыков практической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

28 10 2021 22:36:25

Энергетический обмен – катаболизм

Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

28 10 2021 23:48:33

Лишайники: особенности строения, питания и размножения

Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....

28 10 2021 11:18:21

Организация школьного воспитательного пространства в отдельно взятом кабинете

Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

28 10 2021 5:27:41

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

28 10 2021 12:56:40

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы « Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

28 10 2021 16:55:51

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

28 10 2021 6:11:48

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

28 10 2021 2:25:41

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

28 10 2021 2:47:55

Строение и систематика млекопитающих

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи « Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....

28 10 2021 15:58:20

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

28 10 2021 2:51:18

Конспект урока по теме "Световые явления в живой и неживой природе" в курсе природоведения. 5-й класс

Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....

28 10 2021 3:15:42

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)