Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

Цели
- Формирование основного экологического образования.
- Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
Задачи
- Развитие познавательных интересов обучающихся.
- Умение ориентироваться в экологической ситуации.
- Проводить наблюдения, прогнозировать, делать выводы.
План
- Вступление.
- “Он такой разный”
- Легенда о Байкале.
- Байкал рассказывает о климате прошлого.
- Географическое положение Байкала.
- Флора и фауна Байкала: рыбы, птицы, животный мир, растительный мир Байкала.
- Викторина: “Знаешь ли ты Байкал”.
- Экология Байкала.
- Заключение.
- Приложение.
(На всем протяжение урока текстовой материал сопровождается легкой музыкой и видеофильмом “Байкальские фантазии”)
“Море сибирское, чудотворное –
Плещутся волны у мраморных скал.
Чаша земная, кипучая, полная –
Древний, могучий, священный Байкал!
Неувядаема сила и молодость
Синих, холодных, загадочных волн.
Море России – Сибирская гордость
Чистая совесть, лекарство от зол.
Как величаво, по – царски торжественно,
Не уставая, поешь ты свой гимн.
В рокоте волн, переливах божественных
Песня твоя – многозвучие лир.
Воды твои – отражение вечности
Тайну вселенной от мира хранят.
Катится время по ним в бесконечности,
Годы, как брызги мгновений, летят”
Т. Ангарская. Шелеховская поэтесса.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по маленькой частичке нашей планеты Земля – Байкалу. Байкал – уникальный водоем. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Считается, что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это не так. На самом деле окончательная глубина так и неизвестна.
Байкал…он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и, непредсказуем, как торнадо. Хаpaктер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.
Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребенком – сказочный и беспечный, с юной дeвyшкой – романтичный, со взрослыми – задумчивый, со стариком – мудрый.
Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них – бурятская:
“С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было все: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: “Не нужно счастья от счастья искать” Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли – нет такого места, где все было бы так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из гpyди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально чистая и приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться.”
А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нему снова и снова. Первые жители этих мест – курыкане, а затем и, сменившие их, буряты, считали, что в каждом местечке на Байкале живут духи или Боги. Поэтому вода байкальская, да и земли вокруг нее не слышали ругательств или грубых слов от людей, живущих здесь. Местные люди свято верили в то, что подобного поведения Байкал не простит.
Раньше считалось, что Байкалу, как озеру 20–25 миллионов лет. На самом деле это не так. Еще 30–36 миллионов лет назад на месте нынешней впадины Байкала существовали мелководные озера, а образование глубоководных впадин началось 3–3,5 миллиона лет назад. В таком виде, как предстает перед нами Байкал сейчас, он образовался примерно 200–250 тысяч лет назад. Это стало ясно совсем недавно.
Удивительно то, что Байкал рассказывает о климате прошлого. Географическое положение и резко континентальный климат обусловили его чувствительность к солнечной радиации, которая, как считают ученые, заметно влияет на похолодание и потепление климата планеты. Огромная масса воды и большие глубины стали хранителями следов истории, летопись которых вели осадочные отложения, чутко реагировавшие на глобальное изменение климата. И вот теперь ученые смогли “прочитать” эту летопись. Несколько зим подряд экспедиции под руководством академика Кузьмина отправлялись на Байкал. Устанавливались специальные приборы, по которым записывали различные химические и физические хаpaктеристики осадков. Измеряя возраст различных слоев данных отложений (а они постепенно накапливались в течении всей жизни озера) ученые восстановили временную картину воздействия внешних факторов на осадочные образования. Это позволило понять, как солнечная радиация и другие причины влияли на климат Земли. По данным, которые имеются, самое крупное похолодание на Земле случилось 2,8–2,5 миллионов лет назад. С тех пор климат на Земле был более или менее постоянен, бывали потепления, бывали оледенения, но не столь значительные. По данным исследований, климат на Земле изменялся постоянно, и потепление наступало благодаря естественным процессам. Например, около 300 тысяч лет назад, на планете произошло потепление еще более сильное, чем нынешнее.
(Далее рассказ идет на фоне видеофильма: “Байкальские фантазии”)
Уникально географическое положение Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Бурятии.
Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Окружающие Байкал горы расчлeнены глубоко врезанными долинами. Горы то круто обрываются к водной поверхности, то отступают от нее на небольшое расстояние. Озеро занимает глубочайший материковый грабен, лежащий на активном меридиане 105 градусов восточной долготы. О продолжающемся движении земной коры в этом районе, свидетельствуют частые землетрясения. Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем океана. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. кв км. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон. По берегам Байкала зимой можно наблюдать ледяные гроты и набрызги. Температура поверхности слоев воды в Байкале летом +8–9 °С, а в отдельных заливах + 15 градусов. Температура глубинных слоев +3–3,5 °С. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 метров.
Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки гаммариды- бокоплавы. Их в Байкале 255 видов, т.е. 1/3 всех известных рачковых видов в мире. Около 90% массы рачков составляют два вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только в Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость. Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. Его длина всего 15 мм, но под каждым квадратным метром поверхности воды его насчитывается до 3 млн. Каждая такая эпишура в год очищает 15 кубических метров воды, и чем ее больше, тем чище вода. Эпишура появилась в Байкале около 20 млн. лет назад, и все поколения питались только естественными соединениями. А если эпишура погибнет, тогда Байкал лишится своей уникальной чистоты.
Макрогектопус – рачок тоже бесцветный и трудно различимый, но более солидный- до 3 см. Он работает ассенизатором. Все, что перестает двигаться, отмирает, тонет – его пища.
Байкал славится также неповторимой красотой природы, исключительной прозрачностью воды, большим разнообразием растительного и животного мира.
По данным Лимнологического института в Байкале водится 2630 видов и разновидностей растений и животных. Такое обилие живых разновидностей объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира.
Голомянка – рыбка маленькая. Малая голомянка – около 12 см, а большая – 20 см. Но биологическая масса ее в Байкале самая большая. Голомянка стала самой главной рыбой озера .Она прозрачная, через ее хвостовую часть можно разглядеть буквы на белой бумаге. Эта рыба живородящая, икру не мечет, а прямо производит на свет 1,5–2 тысячи личинок.
Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и др. Наиболее ценная промысловая рыба – омуль.
Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию, Англию. Возможно, в скором времени Байкал не будет единственным местом обитания омуля. Для увеличения численности омуля в Байкале, на его притоке Большая Речка создан рыборазводный завод.
На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 видов водоплавающих. Здесь же обитает нерпа (тюлень), стадо которой достигает 70 000 голов.
Нерпа питается голомянкой и не ест никакую другую рыбу. Вы спросите – почему? У других рыб – чешуя, желудок поцарапать можно и нет столько жира, как в голомянке. Многие ученые до сих пор ломают голову: откуда в Байкале тюлень, похожий на ледовитоморскую кольчатую нерпу? В этом удивительном озере появиться может все, и нерпа появилась здесь совершенно независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Просто в данный период развития Земли пришло время пропасть из мирового биологического вещества динозаврам и появиться другим животным, в данном случае нерпам.
Не менее привлекательна древесная и травяная растительность Байкала. Она одевает берега Байкала и оживляет окружающие его горы, делает их нарядными и живописными. Осенью, когда растительность принимает различную окраску, берега Байкала особенно красивы.
Тайга сплошным пологом покрывает отроги Баргузинского хребта от самых берегов Байкала. Темнохвойная тайга – настоящее украшение и богатство Подлеморья. Кедры, пихты, ели достигают здесь огромной высоты. Они не боятся ни ураганных ветров, ни суровых температур этих мест. Рядом с ними соседствуют лоскуты альпийских лугов. Темнохвойная тайга полна жизни. Здесь обитает бурый медведь (нигде больше в Сибири не живет так много бурых медведей, как на берегах Байкала), горностай, бурундук, белка, белка – летяга, кабарга, лось, таежный северный олень и другие. Из птиц – кедровка, дятел, поползень, синица, пеночка, рябчик… Но прежде всего тайга – царство соболя. Его называют жемчужиной сибирской тайги. Байкал – это уникальная природная лаборатория.
На Байкале нередко бывает тихая погода, но из долин в сторону озера дуют сильные ветры. Наиболее известны Баргузин, дующий из долины Баргузина, и Сарма, дующий из долины реки Сармы. Ветры на Байкале сильные, порывистые, что крайне опасно для судов, особенно поздней осенью, когда на озере бушуют штормы.
Байкал отличается большим количеством часов солнечного сияния. Например в поселке Большое Голоустное оно доходит до 2524 часов и является рекордным для России. Дней без солнца в году здесь же бывает только 37, а на острове Ольхон – 48.
Викторина на внимательность: “Знаешь ли ты Байкал”
* Что означает слово Байкал? (В переводе с тюрского “Богатое озеро”)
* Где находятся самые большие глубины Байкала? Какова самая большая глубина в южной Котловине? (890 м, 1620, 1432 м. У берегов Ольхона, в устье реки Мишихи)
* Какой путь пришлось бы совершить тому, кто решил бы обойти Байкал по берегу? (Длина береговой линии Байкала)
* Сколько видов животных и растений (1550 видов животных, обитает в водах Байкала? 1085 – растений)
* Какая песня воспевает северо-восточный ветер на Байкале? (“Славное море священный Байкал”)
* На какую глубину опускался человек в Байкале? (1637 м)
* Самый сильный, свирепый ветер на Байкале? (Горная)
* Самые древние обитатели озера? (Губки)
* Самая крупная рыба Байкала? (Осетр. размер 1,5–1,8 метра, вес - более 100 кг)
* Самая многочисленная рыба в Байкале? (Голомянка)
* Самая маленькая рыбка в Байкале? (Бычок-подкаменьщик)
Говоря о Байкале, нельзя не упомянуть об его экологии.
“Красота природы помогает человеку стать добрее, стать красивее”. Об этом пишет наш земляк, писатель Валентин Распутин.
Как прекрасна во Вселенной наша Земля! Как планета она существует уже несколько миллиардов лет и всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек.
Как же живется сегодня этой планете вместе с человеком. К сожалению нелегко. Уже давно назрела угроза глобальной экологической катастрофы. Глобальная экологическая катастрофа- это такое состояние экологической среды на земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю и вы увидите, что это не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть. Что поражается прежде всего?
* Земля. По современным оценкам за всю историю существования человечество разрушило два миллиарда гектаров плодородных земель – это больше площади обpaбатываемых полей и пастбищ.
* Леса. Интенсивно идет “облысение” Планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. Возник целый ряд кризисных экологических зон: Сахельская зона опустынивания в Африке, уничтожение влажно-тропических лесов в Амaзoнии, Аральское море.
* Вода – живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью, несмотря на поставленную ООН задачу – обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества таковой возможности не имеет.
И если мы не будем бережно относиться к такому чуду, как Байкал, то и мы лишимся такой возможности. Большой вред причинил Байкалу целлюлозно-бумажный комбинат, который никогда не приносил прибыли, потому что наш корд и бумага в его исполнении были вдвое дороже, купленных в Норвегии. Вот что значит пренебрежение законами природы и географической наукой, их изучающей!
“Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
“Мертвое море – священный Байкал”
Я на себе почувствовал взор
Будто я моря убийца и вор.
Слышу, не спит иркутянин во мгле
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал – ты хрустальная печень страны!
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер подсвечивал в полнакала
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
Эти, Байкал загубили, которые
Заключение – вывод:
5 декабря 1996 года в Мехико на заседании Юнеско по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия. Это долгожданное решение начинает новую эпоху в охране озера.
* То, что Байкал уникален, и его надо сохранить для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования – этопервый аспект.
* Второе – Байкал сейчас может быть единственный на Земле источник чистой питьевой воды, потому что большинство водоемов содержит такую воду, которую нельзя пить.
* И третье: воду Байкала можно использовать как основу для изготовления детского питания, лекарственных веществ, потому что она слабоминерализована. И самое ценное, что в водах Байкала значительно меньше натрия,чем во всех других водоемах
Признание исключительной ценности Байкала для всего человечества означает не только присуждение высшего титула, но и всевозможную помощь мирового сообщества для сохранения жемчужины Сибири для будущих поколений.
“Как отливает зеленью волна,
Когда светило дня над ним восходит,
Когда в него спускается луна
И звезды следом за собой уводит.
Байкал: на многих фото
Развозят по земле у лона вод.
Скалистый берег где-то оживает,
И говорить с Байкалом станет кто-то.
Язык его поймут в любой стране,
В любом краю, с любого расстоянья.
Я слушаю, он дышит в тишине.
Как внятен всем простой язык дыханья!”
Используемая литература
- Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-е издание, переработанное и дополненное. Иркутск; Восточно-Сибирское изд. 2000, 224 с.
- Пармузин Ю.П. Живая география. Кн. Для учащихся. – М; Просвещение, 1993, 240 с.
- Ангарская Т.И. Триэль. Стихи – Иркутск: Издательство областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина; 2001, 180 с.
- Я слушаю, он дышит в тишине // Шелеховский вестник; 1998, от 24 сентября, с.3.
- Он такой разный… Расцвет Земли будет на Байкале // Ямщик; 2002, № 33 от 23 августа.
- Байкал рассказывает о климате прошлого // Прибайкальское обозрение; 2004, № 3 от 28 января, с. 4.
Комментарии:
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
10 12 2025 16:28:24
Класс Paкообразные имеет незамкнутую кровеносную систему. На спинной стороне тела расположено пятиугольное сердце. Из сердца кровь идет в полости тела, снабжая органы кислородом и питательными веществами, затем по сосудам поступает в жабры и обогащенная кислородом снова возвращается в сердце....
09 12 2025 19:50:31
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
08 12 2025 9:11:57
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
07 12 2025 21:53:12
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....
06 12 2025 13:52:46
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
05 12 2025 10:38:18
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
04 12 2025 12:59:44
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции.
...
03 12 2025 20:29:35
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
02 12 2025 3:24:39
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
01 12 2025 2:56:48
На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....
30 11 2025 9:10:37
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
29 11 2025 9:24:50
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
28 11 2025 21:38:47
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
27 11 2025 6:19:59
Благополучие человека зависит от жизни других организмов. Задача человека —сохранить жизнь на нашей планете. Для этого нужно знать, какое строение имеют живые...
26 11 2025 23:52:23
ИКТ повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интеpaктивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования ИКТ на уроках биологии....
25 11 2025 2:48:13
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
24 11 2025 10:25:59
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".
...
23 11 2025 21:13:34
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
22 11 2025 5:56:56
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
21 11 2025 16:24:33
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
20 11 2025 1:18:17
Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий.
...
19 11 2025 22:30:31
Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....
18 11 2025 12:19:55
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
17 11 2025 5:15:53
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
16 11 2025 8:32:27
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
15 11 2025 16:33:54
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
14 11 2025 16:16:56
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
13 11 2025 13:58:51
Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика.
...
12 11 2025 4:59:20
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
11 11 2025 16:42:12
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
10 11 2025 10:17:49
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
09 11 2025 8:51:15
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
08 11 2025 13:37:50
Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка.
...
07 11 2025 21:57:27
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
06 11 2025 1:52:23
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
05 11 2025 11:22:23
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
04 11 2025 14:24:18
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
03 11 2025 8:14:37
Автор статьи делится опытом педагогической деятельности по использованию личностно ориентированных технологий, в том числе метода проектной деятельности. Работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер....
02 11 2025 20:58:52
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
01 11 2025 20:45:39
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
31 10 2025 21:39:53
Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....
30 10 2025 21:18:15
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
29 10 2025 16:47:11
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
28 10 2025 14:32:14
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
27 10 2025 13:23:29
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
26 10 2025 15:13:37
В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....
25 10 2025 2:24:40
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
24 10 2025 10:19:44
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
23 10 2025 19:28:18
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
22 10 2025 9:27:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс