Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

Цели
- Формирование основного экологического образования.
- Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.
Задачи
- Развитие познавательных интересов обучающихся.
- Умение ориентироваться в экологической ситуации.
- Проводить наблюдения, прогнозировать, делать выводы.
План
- Вступление.
- “Он такой разный”
- Легенда о Байкале.
- Байкал рассказывает о климате прошлого.
- Географическое положение Байкала.
- Флора и фауна Байкала: рыбы, птицы, животный мир, растительный мир Байкала.
- Викторина: “Знаешь ли ты Байкал”.
- Экология Байкала.
- Заключение.
- Приложение.
(На всем протяжение урока текстовой материал сопровождается легкой музыкой и видеофильмом “Байкальские фантазии”)
“Море сибирское, чудотворное –
Плещутся волны у мраморных скал.
Чаша земная, кипучая, полная –
Древний, могучий, священный Байкал!
Неувядаема сила и молодость
Синих, холодных, загадочных волн.
Море России – Сибирская гордость
Чистая совесть, лекарство от зол.
Как величаво, по – царски торжественно,
Не уставая, поешь ты свой гимн.
В рокоте волн, переливах божественных
Песня твоя – многозвучие лир.
Воды твои – отражение вечности
Тайну вселенной от мира хранят.
Катится время по ним в бесконечности,
Годы, как брызги мгновений, летят”
Т. Ангарская. Шелеховская поэтесса.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по маленькой частичке нашей планеты Земля – Байкалу. Байкал – уникальный водоем. Это самое глубокое пресноводное озеро в мире. Считается, что самая большая глубина Байкала 1641 метр. Но это не так. На самом деле окончательная глубина так и неизвестна.
Байкал…он прекрасен во всем своем многообразии. Загадочен, как сфинкс и, непредсказуем, как торнадо. Хаpaктер Байкала подобен капризной женщине: он меняется сто раз на дню. И неудивительно: его настроение зависит от попутных ветров, а их на Байкале двадцать три. Его запасы пресной воды способны обеспечить все человечество. Его флора и фауна не имеют аналогов на планете. Он постоянно притягивает к себе ученых всего мира.
Изучая Байкал, узнаешь много нового и интересного. Он такой разный… С каждым он свой. С ребенком – сказочный и беспечный, с юной дeвyшкой – романтичный, со взрослыми – задумчивый, со стариком – мудрый.
Существует легенда о том, что Байкал на самом деле живое существо. Говорят, что у него есть голова, есть сердце, что Байкал дышит, у него есть душа. Может поэтому он такой разный со всеми. У него, как у человека, есть к каждому свое отношение. Он чувствует настроение каждого, угадывает желания. Шум его волн, разбивающихся о берег, приносит в душу умиротворение и покой. Байкал окутан легендами и поверьями, рассказывающими о происхождении моря-озера. Вот одна из них – бурятская:
“С незапамятных времен появились в этих краях люди. Их восхитила чудесная природа этих мест. Здесь было все: леса, чтобы строить избы, чем поддерживать очаг, где собирать урожай. Степи, где пашню заводить, скот пасти. Назвать бы это место раем на земле. Да один был у него недостаток – не было воды. Встретили эти люди странника, рассказали ему о месте чудесном, спросили совета. А странник им в ответ: “Не нужно счастья от счастья искать” Не послушались люди мудрого человека, пошли дальше. Ходили, ходили, измотались, устали, одежду износили, обувь поистерли – нет такого места, где все было бы так, как они хотели. И тут опять им встретился тот странник. Накинулись на него люди, стали срывать на нем злость. А тот поднялся на самую высокую гору, вынул сердце из гpyди и бросил его в эту долину. Прожгло сердце землю и хлынула вода кристально чистая и приворотная: кто выпьет ее, тот это место никогда не забудет, всегда его сердце будет сюда тянуться.”
А ведь есть в этой легенде правда. Каждый, кто побывал на Байкале хотя бы раз, стремится к нему снова и снова. Первые жители этих мест – курыкане, а затем и, сменившие их, буряты, считали, что в каждом местечке на Байкале живут духи или Боги. Поэтому вода байкальская, да и земли вокруг нее не слышали ругательств или грубых слов от людей, живущих здесь. Местные люди свято верили в то, что подобного поведения Байкал не простит.
Раньше считалось, что Байкалу, как озеру 20–25 миллионов лет. На самом деле это не так. Еще 30–36 миллионов лет назад на месте нынешней впадины Байкала существовали мелководные озера, а образование глубоководных впадин началось 3–3,5 миллиона лет назад. В таком виде, как предстает перед нами Байкал сейчас, он образовался примерно 200–250 тысяч лет назад. Это стало ясно совсем недавно.
Удивительно то, что Байкал рассказывает о климате прошлого. Географическое положение и резко континентальный климат обусловили его чувствительность к солнечной радиации, которая, как считают ученые, заметно влияет на похолодание и потепление климата планеты. Огромная масса воды и большие глубины стали хранителями следов истории, летопись которых вели осадочные отложения, чутко реагировавшие на глобальное изменение климата. И вот теперь ученые смогли “прочитать” эту летопись. Несколько зим подряд экспедиции под руководством академика Кузьмина отправлялись на Байкал. Устанавливались специальные приборы, по которым записывали различные химические и физические хаpaктеристики осадков. Измеряя возраст различных слоев данных отложений (а они постепенно накапливались в течении всей жизни озера) ученые восстановили временную картину воздействия внешних факторов на осадочные образования. Это позволило понять, как солнечная радиация и другие причины влияли на климат Земли. По данным, которые имеются, самое крупное похолодание на Земле случилось 2,8–2,5 миллионов лет назад. С тех пор климат на Земле был более или менее постоянен, бывали потепления, бывали оледенения, но не столь значительные. По данным исследований, климат на Земле изменялся постоянно, и потепление наступало благодаря естественным процессам. Например, около 300 тысяч лет назад, на планете произошло потепление еще более сильное, чем нынешнее.
(Далее рассказ идет на фоне видеофильма: “Байкальские фантазии”)
Уникально географическое положение Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Бурятии.
Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Окружающие Байкал горы расчлeнены глубоко врезанными долинами. Горы то круто обрываются к водной поверхности, то отступают от нее на небольшое расстояние. Озеро занимает глубочайший материковый грабен, лежащий на активном меридиане 105 градусов восточной долготы. О продолжающемся движении земной коры в этом районе, свидетельствуют частые землетрясения. Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем океана. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. кв км. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон. По берегам Байкала зимой можно наблюдать ледяные гроты и набрызги. Температура поверхности слоев воды в Байкале летом +8–9 °С, а в отдельных заливах + 15 градусов. Температура глубинных слоев +3–3,5 °С. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 метров.
Главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки гаммариды- бокоплавы. Их в Байкале 255 видов, т.е. 1/3 всех известных рачковых видов в мире. Около 90% массы рачков составляют два вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только в Байкале и надежно хранят чистоту воды, а вместе с ней всю байкальскую неповторимость. Эпишуру с полным основанием можно назвать дворником Байкала. Его длина всего 15 мм, но под каждым квадратным метром поверхности воды его насчитывается до 3 млн. Каждая такая эпишура в год очищает 15 кубических метров воды, и чем ее больше, тем чище вода. Эпишура появилась в Байкале около 20 млн. лет назад, и все поколения питались только естественными соединениями. А если эпишура погибнет, тогда Байкал лишится своей уникальной чистоты.
Макрогектопус – рачок тоже бесцветный и трудно различимый, но более солидный- до 3 см. Он работает ассенизатором. Все, что перестает двигаться, отмирает, тонет – его пища.
Байкал славится также неповторимой красотой природы, исключительной прозрачностью воды, большим разнообразием растительного и животного мира.
По данным Лимнологического института в Байкале водится 2630 видов и разновидностей растений и животных. Такое обилие живых разновидностей объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30% жира.
Голомянка – рыбка маленькая. Малая голомянка – около 12 см, а большая – 20 см. Но биологическая масса ее в Байкале самая большая. Голомянка стала самой главной рыбой озера .Она прозрачная, через ее хвостовую часть можно разглядеть буквы на белой бумаге. Эта рыба живородящая, икру не мечет, а прямо производит на свет 1,5–2 тысячи личинок.
Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и др. Наиболее ценная промысловая рыба – омуль.
Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию, Англию. Возможно, в скором времени Байкал не будет единственным местом обитания омуля. Для увеличения численности омуля в Байкале, на его притоке Большая Речка создан рыборазводный завод.
На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 видов водоплавающих. Здесь же обитает нерпа (тюлень), стадо которой достигает 70 000 голов.
Нерпа питается голомянкой и не ест никакую другую рыбу. Вы спросите – почему? У других рыб – чешуя, желудок поцарапать можно и нет столько жира, как в голомянке. Многие ученые до сих пор ломают голову: откуда в Байкале тюлень, похожий на ледовитоморскую кольчатую нерпу? В этом удивительном озере появиться может все, и нерпа появилась здесь совершенно независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Просто в данный период развития Земли пришло время пропасть из мирового биологического вещества динозаврам и появиться другим животным, в данном случае нерпам.
Не менее привлекательна древесная и травяная растительность Байкала. Она одевает берега Байкала и оживляет окружающие его горы, делает их нарядными и живописными. Осенью, когда растительность принимает различную окраску, берега Байкала особенно красивы.
Тайга сплошным пологом покрывает отроги Баргузинского хребта от самых берегов Байкала. Темнохвойная тайга – настоящее украшение и богатство Подлеморья. Кедры, пихты, ели достигают здесь огромной высоты. Они не боятся ни ураганных ветров, ни суровых температур этих мест. Рядом с ними соседствуют лоскуты альпийских лугов. Темнохвойная тайга полна жизни. Здесь обитает бурый медведь (нигде больше в Сибири не живет так много бурых медведей, как на берегах Байкала), горностай, бурундук, белка, белка – летяга, кабарга, лось, таежный северный олень и другие. Из птиц – кедровка, дятел, поползень, синица, пеночка, рябчик… Но прежде всего тайга – царство соболя. Его называют жемчужиной сибирской тайги. Байкал – это уникальная природная лаборатория.
На Байкале нередко бывает тихая погода, но из долин в сторону озера дуют сильные ветры. Наиболее известны Баргузин, дующий из долины Баргузина, и Сарма, дующий из долины реки Сармы. Ветры на Байкале сильные, порывистые, что крайне опасно для судов, особенно поздней осенью, когда на озере бушуют штормы.
Байкал отличается большим количеством часов солнечного сияния. Например в поселке Большое Голоустное оно доходит до 2524 часов и является рекордным для России. Дней без солнца в году здесь же бывает только 37, а на острове Ольхон – 48.
Викторина на внимательность: “Знаешь ли ты Байкал”
* Что означает слово Байкал? (В переводе с тюрского “Богатое озеро”)
* Где находятся самые большие глубины Байкала? Какова самая большая глубина в южной Котловине? (890 м, 1620, 1432 м. У берегов Ольхона, в устье реки Мишихи)
* Какой путь пришлось бы совершить тому, кто решил бы обойти Байкал по берегу? (Длина береговой линии Байкала)
* Сколько видов животных и растений (1550 видов животных, обитает в водах Байкала? 1085 – растений)
* Какая песня воспевает северо-восточный ветер на Байкале? (“Славное море священный Байкал”)
* На какую глубину опускался человек в Байкале? (1637 м)
* Самый сильный, свирепый ветер на Байкале? (Горная)
* Самые древние обитатели озера? (Губки)
* Самая крупная рыба Байкала? (Осетр. размер 1,5–1,8 метра, вес - более 100 кг)
* Самая многочисленная рыба в Байкале? (Голомянка)
* Самая маленькая рыбка в Байкале? (Бычок-подкаменьщик)
Говоря о Байкале, нельзя не упомянуть об его экологии.
“Красота природы помогает человеку стать добрее, стать красивее”. Об этом пишет наш земляк, писатель Валентин Распутин.
Как прекрасна во Вселенной наша Земля! Как планета она существует уже несколько миллиардов лет и всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек.
Как же живется сегодня этой планете вместе с человеком. К сожалению нелегко. Уже давно назрела угроза глобальной экологической катастрофы. Глобальная экологическая катастрофа- это такое состояние экологической среды на земле, когда жизнь на ней станет невозможна. Оглянитесь вокруг, посмотрите внимательно на нашу Землю и вы увидите, что это не фантазия, не вымысел. Страшные симптомы такой катастрофы уже есть. Что поражается прежде всего?
* Земля. По современным оценкам за всю историю существования человечество разрушило два миллиарда гектаров плодородных земель – это больше площади обpaбатываемых полей и пастбищ.
* Леса. Интенсивно идет “облысение” Планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. Возник целый ряд кризисных экологических зон: Сахельская зона опустынивания в Африке, уничтожение влажно-тропических лесов в Амaзoнии, Аральское море.
* Вода – живительная влага нашей планеты. Именно ей мы обязаны жизнью, несмотря на поставленную ООН задачу – обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества таковой возможности не имеет.
И если мы не будем бережно относиться к такому чуду, как Байкал, то и мы лишимся такой возможности. Большой вред причинил Байкалу целлюлозно-бумажный комбинат, который никогда не приносил прибыли, потому что наш корд и бумага в его исполнении были вдвое дороже, купленных в Норвегии. Вот что значит пренебрежение законами природы и географической наукой, их изучающей!
“Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
“Мертвое море – священный Байкал”
Я на себе почувствовал взор
Будто я моря убийца и вор.
Слышу, не спит иркутянин во мгле
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал – ты хрустальная печень страны!
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер подсвечивал в полнакала
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
Эти, Байкал загубили, которые
Заключение – вывод:
5 декабря 1996 года в Мехико на заседании Юнеско по всемирному наследию было принято решение включить озеро Байкал в список участников Всемирного наследия. Это долгожданное решение начинает новую эпоху в охране озера.
* То, что Байкал уникален, и его надо сохранить для потомков, не только как водоем, но и как природную лабораторию изучения видообразования – этопервый аспект.
* Второе – Байкал сейчас может быть единственный на Земле источник чистой питьевой воды, потому что большинство водоемов содержит такую воду, которую нельзя пить.
* И третье: воду Байкала можно использовать как основу для изготовления детского питания, лекарственных веществ, потому что она слабоминерализована. И самое ценное, что в водах Байкала значительно меньше натрия,чем во всех других водоемах
Признание исключительной ценности Байкала для всего человечества означает не только присуждение высшего титула, но и всевозможную помощь мирового сообщества для сохранения жемчужины Сибири для будущих поколений.
“Как отливает зеленью волна,
Когда светило дня над ним восходит,
Когда в него спускается луна
И звезды следом за собой уводит.
Байкал: на многих фото
Развозят по земле у лона вод.
Скалистый берег где-то оживает,
И говорить с Байкалом станет кто-то.
Язык его поймут в любой стране,
В любом краю, с любого расстоянья.
Я слушаю, он дышит в тишине.
Как внятен всем простой язык дыханья!”
Используемая литература
- Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов. – 5-е издание, переработанное и дополненное. Иркутск; Восточно-Сибирское изд. 2000, 224 с.
- Пармузин Ю.П. Живая география. Кн. Для учащихся. – М; Просвещение, 1993, 240 с.
- Ангарская Т.И. Триэль. Стихи – Иркутск: Издательство областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина; 2001, 180 с.
- Я слушаю, он дышит в тишине // Шелеховский вестник; 1998, от 24 сентября, с.3.
- Он такой разный… Расцвет Земли будет на Байкале // Ямщик; 2002, № 33 от 23 августа.
- Байкал рассказывает о климате прошлого // Прибайкальское обозрение; 2004, № 3 от 28 января, с. 4.
Комментарии:
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
10 12 2025 20:47:25
Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры.
Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов.
...
09 12 2025 9:50:54
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
08 12 2025 3:18:19
В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования ИКТ на современном уроке....
07 12 2025 10:54:33
Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....
06 12 2025 13:47:18
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
05 12 2025 10:36:53
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять
теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....
04 12 2025 15:41:25
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки.
...
03 12 2025 11:45:20
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
02 12 2025 8:10:10
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
01 12 2025 11:49:31
Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике.
...
30 11 2025 15:30:52
Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....
29 11 2025 12:32:25
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.
...
28 11 2025 21:59:21
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
27 11 2025 2:29:44
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
26 11 2025 10:24:35
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
25 11 2025 4:30:29
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
24 11 2025 10:16:55
Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....
23 11 2025 3:53:30
Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....
22 11 2025 4:28:59
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
21 11 2025 17:44:23
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p>
...
20 11 2025 17:54:50
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
19 11 2025 9:54:54
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
18 11 2025 22:55:34
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
17 11 2025 11:32:55
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
16 11 2025 21:47:38
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией.
...
15 11 2025 14:30:17
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
14 11 2025 22:18:44
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
13 11 2025 22:25:24
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
12 11 2025 0:38:36
Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....
11 11 2025 4:37:20
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
10 11 2025 22:36:28
Цель урока: повышение интереса учащихся к изучению национальных парков. Задачи: ознакомить с географическим расположением национального парка; расширить кругозор учащихся об особо охраняемой природной территории Кемеровской области; памятниках природы, с конкурсами, проводимыми «Шорским национальным парком; побуждать познавательный интерес к особенностям флоры и фауны, охраняемой государством территории....
09 11 2025 5:56:32
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
08 11 2025 8:37:50
Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
07 11 2025 15:57:33
Урок призван сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
06 11 2025 4:53:15
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека.
...
05 11 2025 17:39:39
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
04 11 2025 12:37:42
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
03 11 2025 17:33:45
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
02 11 2025 17:50:16
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
01 11 2025 22:42:42
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
31 10 2025 10:59:11
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
30 10 2025 2:36:38
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
29 10 2025 8:23:50
Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....
28 10 2025 8:42:15
Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....
27 10 2025 16:10:27
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
26 10 2025 22:45:13
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
25 10 2025 2:25:22
Представлен конспект урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые" с использованием ИКТ. Цель урока: познакомить учащихся с общей хаpaктеристикой класса пресмыкающихся, с особенностями чешуйчатых в связи со средой их обитания и образом жизни. Проверка домашнего задания осуществляется с помощью программированного тестирования. По ходу урока проводится презентация учебного материала. В закреплении используется кроссворд....
24 10 2025 11:43:22
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
23 10 2025 8:32:23
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
22 10 2025 17:41:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс