Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"
Пчела: Ох, как я устала, наработалась. Сколько нектара в улей принесла с земляничной поляны. А ещё задание в редакции получила (я корреспондент \"Лесной газеты\"). Узнай, говорят, действительно ли насекомые так важны для природы и человека, что их обязательно нужно охранять. Делать нечего, надо лететь. Кажется, я вижу первого с кем мне надо поговорить.
(выходит жук-могильщик)
Жук-могильщик. Лучше, чем сказал один великий француз, не скажешь: \"Привет вам, жуки-могильщики, падальные мухи и другие гробокопатели и мертвоеды. Вы не только санитары наших полей и лесов. Уничтожая мёртвое вы творите новую жизнь\". Жуки могильщики работают очень активно. Четыре жука за семь недель убирают трупы четырёх лягушек, трёх птиц, двух кротов, а так же выброшенные внутренности одной рыбы и кусочки бычьей печени.
Пчела. Я вижу, к нам приближается другой представитель жуков. Жук-навозник. Каково ваше значение в природе?
Жук-навозник. Мы переpaбатываем отбросы переработанной пищи - навоз, фекалии. Если бы они не были нашей пищей, то людей вообще не было бы на земле. Эта пища привлекает нас своей питательностью. В ней много ферментов, щелочей, кислот, бактерий, грибков. Навозников в Древнем Египте почитали как божество. Личинки поглощают ежедневно навоза в 10-12 раз больше массы своего тела. Население этих жуков, искусно, собирая пищу, содержит пастбища в чистом состоянии от навоза и не даёт в нём развиваться мухам, не безразличным для человека.
Пчела. А я слышала, что жуки-навозники помогли предотвратить страшную беду в Австралии.
Жук-навозник. Действительно в Австралии с развитием животноводства появились импортированные из Европы породы крупного рогатого скота без специализированных к их навозу жуков. Австралийские навозники оказались не способными к его быстрой переработке. И навоз стал губить почти одну десятую часть гектара полезной площади. Пастбища загрязнялись, превращались в пустоши, которые оккупировали мухи и другие насекомые, обитающие в навозе. В 1967 году правительство Австралии указало скотоводческим ведомствам приступить к ввозу жуков навозников Онтофаг-газелла - жителя Африки. Работа этих жуков стала ощутимой, она привела к увеличению полезной площади пастбищ.
Пчела. А вот необычный цветок - юкка. У неё сложилась крепкая дружба с юкковой молью. Дорогая Юкка, расскажите о вашей дружбе.
Юкка. Жизнь маленькой юкковой моли связана с моей так, что без меня моль не может оставить потомство и продолжить род, а я не могу без моли плодоносить. Моль совершает опыление специально, а не случайно. Семенами, которые образуются в завязи, питаются личинки, которые развиваются в завязи. С моей судьбой тесно связана судьба моли. Наш союз прочный. Весной оплодотворённая самка пронубы проникает в один из цветков-колокольчиков не ради пищи для себя, а ради сбора пыльцы. С собранной пыльцой, в виде шарика, она перелетает на другой цветок. В этом цветке она прокалывает завязь яйцекладом и откладывает яйца в семяпочки. Затем пронуба ползёт наружу по пестику и, используя свои острые коготки, закрепляется на цветке, после чего вталкивает пыльцу из первого цветка в рыльце пестика, для того чтобы ей питалась личинка пронубы. Семяпочки юкки дают плоды, но те из них, в которых развиваются гусеницы, пропадают. Но это нисколько не опасно, потому что оставшегося излишка семян вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальное плодоношение.
Пчела. А вот ещё один цветок. Поинтересуемся о его дружбе с насекомыми.
Цветок. Не будь растений, опыляемых насекомыми, меню человека было бы значительно беднее, чем оно есть на самом деле. Насекомые принимают непосредственное участие в сотворении фруктов и ягод. А садовые и декоративные цветы - источник вдохновения, радости - они тоже появляются в результате труда человека, растения и насекомого.
Пчела. А играют ли роль насекомые в жизни птиц? Это я узнаю у них самих.
Птица. Представьте себе, что ласточки, стрижи, крапивницы, мухоловки, славки, дятлы не едят ничего кроме насекомых. Ласточки чистят воздух от комаров, мокрецов, мошек, мух, тлей. Многие зерноядные птицы выкармливают птенцов насекомыми. Можно сказать, что питание насекомых наложило неизгладимый отпечаток почти на весь птичий мир. Да и само происхождение птиц, возможно, было связано именно с необходимостью полёта их предков при охоте за древними летающими насекомыми.
Даже хищники (луни, канюки) и ночные птицы и те не брезгуют крупными насекомыми. К примеру ястреб-осоед бывает сыт только жалящими насекомыми. Журавли, аисты, цапли, удовлетворяя свои гастрономические потребности, не обходят стороной и насекомых, ловя их, хотя и не в астрономических количествах.
Пчела. А вот я вижу, ко мне приближается пухоед. Я знаю, что птицы являются их родным домом. Так ли это?
Пухоед. Пух под перьями живых птиц - вот наша земля обетованная, где мы находим бездефицитные деликатесы - частицы кожи, кусочки пуха. Птицы пытаются от нас избавиться, принимая пыльные ванны и водные процедуры. Но мы не лыком шиты. Многие из нас уходят в подполье - поселяются в горловом мешке у пеликанов и в пищеводе у бакланов.
Пчела. Я знаю, насекомые живут не только на Земле, но и под землёй. А что же они там забыли? Надо узнать у почвы.
Почва. Пока я не мертва, не отравлена человеком, я полна живыми организмами, не безразличными для меня. Что делают насекомые в подземном мpaке? Одни просто укрываются, другие хищничают, но больше всех в почве обитает насекомых - потребителей. Опавшей листвы, хвои, гниющих стeблей. Большую роль играют насекомые в образовании перегноя.
Пчела. И так. Получилось, что все живые организмы являются отдельными звеньями единой цепи биологического круговорота, определяющего здоровье и существование нашей планеты. Разъединятся звенья - жди беды: изменится нынешнее лицо Земли. Заболеет организм окружающей природы, что пагубно скажется на облике тундры, лесов, степей, лугов, пустынь, а также на составе воздуха, воды, почвы.
Источники информации.
1. Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., \"Лучезарный Аполлон\", \"Школа-Пресс\", Москва, 1995
2. Козлов М.А., \"Не просто букашки\", \"Гидрометеоиздат\", Санкт-Петербург, 1994
3. \"Книга для чтения по ботанике\", составитель Трайтак Д.И., \"Просвещение\", Москва, 1987
Комментарии:
Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность.
...
31 05 2025 22:42:49
Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....
30 05 2025 21:53:44
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
29 05 2025 17:58:55
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
28 05 2025 20:50:22
Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....
27 05 2025 8:11:10
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
26 05 2025 9:56:32
Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....
25 05 2025 11:31:26
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
24 05 2025 13:31:19
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
23 05 2025 12:24:24
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
22 05 2025 21:30:15
Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....
21 05 2025 8:45:15
Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....
20 05 2025 9:32:51
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения.
...
19 05 2025 8:31:40
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
18 05 2025 12:51:26
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
17 05 2025 8:56:28
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
16 05 2025 5:48:50
Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....
15 05 2025 12:44:58
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
14 05 2025 0:51:56
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
13 05 2025 21:35:57
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
12 05 2025 12:27:24
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
11 05 2025 21:56:15
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
10 05 2025 12:33:28
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
09 05 2025 7:33:43
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
08 05 2025 15:25:10
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
07 05 2025 10:30:17
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
06 05 2025 4:51:23
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
05 05 2025 18:50:44
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
04 05 2025 21:14:57
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
03 05 2025 19:33:41
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
02 05 2025 5:40:26
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах.
Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
...
01 05 2025 8:16:10
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
30 04 2025 19:26:15
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
29 04 2025 9:10:35
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
28 04 2025 19:43:43
Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира.
...
27 04 2025 14:13:39
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
26 04 2025 1:46:52
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
25 04 2025 5:14:21
Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....
24 04 2025 5:24:42
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
23 04 2025 19:33:42
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
22 04 2025 15:25:35
Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....
21 04 2025 0:11:33
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
20 04 2025 5:10:24
Цель урока - выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями....
19 04 2025 22:30:54
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
18 04 2025 15:15:44
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
17 04 2025 23:30:33
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
16 04 2025 7:19:28
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
15 04 2025 2:43:18
Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана-Граф....
14 04 2025 18:22:13
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
13 04 2025 12:46:45
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
12 04 2025 23:33:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::