Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"


    Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

Цели урока:

  • продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле;
  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников;
  • раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • продолжить совершенствование навыков работы с  природными объектами;
  • продолжить формирование умений обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный, пpaктическая работа \"Внешнее строение лишайников\".

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала
    1. История изучения лишайников
    2. Внутреннее строение лишайников.
    3. Внешнее строение лишайников. Пpaктическая работа \"Внешнее строение лишайников\".
    4. Размножение лишайников.
    5. Значение лишайников в природе и жизни человека.
  3. Закрепление. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.

Основные понятия темы: Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.

Оборудование: презентация; гербарий \"Виды лишайников\"; таблица \"Лишайники\"; образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев. 

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. - С какими живыми организмами мы познакомились на прошлых уроках?

- А кто из вас вспомнит, как называются те и другие организмы?

- Верно. Один из ваших ответов ляжет в основу нашего сегодняшнего урока. Начинаем...

Называют живые организмы (растения, грибы).

Растения - это автотрофы.

Грибы - симбиотрофы. Те, которые могут жить в симбиозе с растениями. Гетеротрофы - питаются готовыми органическими веществами.

2. - Вы когда-нибудь смешивали что-либо? Давайте пофантазируем и попробуем представить, что получиться, если соединить два организма из разных царств вместе? Возможно ли это? Если да, то, какое название будет иметь новые организмы? Каково будет их строение, образ жизни и главное - какое положение в системе органического мира они будут занимать? Сложная задача, но мы с вами так много уже знаем, что я уверена - мы с ней справимся. Слайд 1, Слайд 2.

На сегодняшнем уроке нас ждет необычное путешествие и встреча с интересным ученым. Итак, мы начинаем:

С помощью волшебных часов времени мы перенесемся с вами в 371-286 года до н.э. в гости к ученому Теофрасту. Слайд 3. Теофраста называли \"отцом ботаники\" и в его коллекции мы обнаружили два интересных биологических объекта - Уснею и Рочеллу. Слайд 4.

- Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?

Вы отчасти правы, т.к. во времена Теофраста их действительно называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали \"хаосом природы\" и \"убогой нищетой растительности\".

Карл Линней в 1735 год в своей работе \"Система природы\" описал 90 видов лишайников и включил их в состав наземных водорослей. Слайд 5.

Русский ученый А.Н. Бекетов в1860 году предложил назвать эти организмы лишайниками. Слайд 6.

В 1867 году немецкий ботаник Симон Швендер описал биологию лишайников как \"двойных организмов\" состоящих из гриба и водоросли. Слайд 7.

Тема нашего урока \"Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности\". Слайд 8.

На доску вывешиваются рисунки учащихся, которые они выполнили заранее. Учащиеся называют свои \"созданные\" организмы.

 

 

 

Ученый историк (ученик в роли ученого).

 

 

Дают ответы.

 

 

 

Записывают число и тему \"Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности\".

Работа с учебником. Зачитайте определение лишайников.

- Как вы думаете, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники? К грибам, к растениям?

Сейчас лишайники выделены в отдельную группу и их изучением занимается наука лихенология. Слайд 9. Эти живые организмы известны были еще в IV - III в.в. до н.э.. Живут лишайники долго до 80-100 лет. В северных областях можно встретить лишайники, возраст которых около 600 лет. Слайд 10. Растут лишайники медленно, вырастая за год на 1,5 мм. В настоящее время известно около 25 тыс. видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу. Но до сих пор почти каждый год ученые обнаруживают и описывают новые неизвестные виды лишайников.

Я предлагаю вам ненадолго стать учеными лихенологами.

И вместе с нашим гостем, ученый лихенолог, детально познакомиться с этими интересными организмами, с их внутренним строением.

Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

- Скажите, при изучении какой группы живых организмов мы встречали это название? В чем особенности слоевища?

- Обратите внимание на экран. Слайд 11.

Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водоросли. Самый верхний слой (обратите внимание, образован плотно переплетенными нитями гриба) называется корой.

- Как вы думаете, какова его функция?

Верно. Защита от повреждений и высыхания. Следующий слой - водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей.

- Как вы думаете, какую роль могут играть водоросли?

Лишайники являются автогетеротрофными Слайд 12. компонентами биогеоценозов они аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений.

Молодцы! Совершенно верно. Центральная часть-это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами.

- Ребята, вспомните, какую функцию выполняет сердцевина у дерева?

Верно. Считают, что у лишайников она выполняет ту же функцию, а также проводит воздух к клеткам водорослей. И последний слой это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят органы прикрепления - ризоиды, образованные гифами гриба.

Симбиоз гриба и водоросли называется лишайником.

Дают ответы.

Записывают название науки, изучающей лишайники, лихенология.

 

 

 

 

Записывают количество видов.

 

 

 

Ученый лихенолог (ученик в роли ученого)

Дают ответы.

У водорослей. Тело водорослей не имеет тканей, не разделено на органы.

 

 

Дают ответ. Защита.

 

Дают ответ. Участие в процессе фотосинтеза.

 

 

Дают ответ. Запасающую функцию.

- Итак, обобщим. Что же такое лишайник?

 

Слоевище лишайников может быть крайне разнообразным по своей форме, размеру, цвету, строению.

- Следующим этапом нашего урока станет пpaктическая работа. (Приложение 1).

- Какие же бывают слоевища у лишайников? Слайд 13.

Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения: Слайд 14.

мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;

просто отламывающимися кусочками слоевища;

особые выросты, содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;

гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения - спорами и вегетативно.

Значение лишайников в природе и в жизни человека огромно, это:

являются первопоселенцами безжизненных прострaнcтв (лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах) ; Слайд 15.

принимают участие в первичном почвообразовании (отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения) ;

разрушители горных пород (выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы) ; Слайд 16.

пища для диких копытных и человека (лишайник Аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: \"Манна! Манна! С неба падает Манна!\". Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник. Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается он и в Кыргызстане и Туркмении) ;

корм для одомашненных животных (корм для северных оленей, ягель - олений мох) ; Слайд 17.

сырье для химической промышленности

(скалистые берега южной части Атлантического океана и стран Средиземноморья обжиты лишайниками рогеллами. Из него получают лакмус - специальный реактив, который используется в химических лабораториях для определения реакции раствора) ;

получение различных природных красителей

использование в медицине (в Исландии лишайник \"исландский мох\" растет на сухих местах, которые занимает обычно вереск, или в хвойных лесах. Его заготавливают в большом количестве как сырье для получения превосходной медицинской глюкозы) ;

использование в парфюмерной промышленности (стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием \"дубовый мох\", парфюмеры считают его незаменимым в производстве пудр, приготовлении различных косметических экстpaктов и настоев) ;

использование в пищевой промышленности (в Египте и Турции \"дубовый мох\" с давних пор употрeбляется еще для ароматизации хлеба. Некоторые виды лишайников накапливают довольно много крахмала и небольшое количество сахара. Поэтому при переработке из них получают патоку и спирт) ;

индикатор загрязнения воздуха (лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов (индикаторы), особенно к соединениям серы и свинца).

- Для закрепления изученной сегодня темы попробуйте выполнить следующие задание: Слайд 18.

- Что такое симбиоз?

- Где встречаются лишайники?

- Какое значение имеют лишайники для биогеоценозов?

- Почему лишайники считают индикаторами состояния окружающей среды?

- Какова роль лишайников в образовании почвы?

- Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.

 

Удивительные организмы - эти лишайники. Слайд 19, Слайд 20.

Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли

Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный

Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под Землей, везде на гoлой бесплодной поверхности

Первым появляется лишайник, разлагая горную породу

Превращая её в плодоносную почву. Он забирается

Далее всех растений на север, выше всех в горы

Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;

Медленно, но упopно завоёвывает он каждую пядь земли

И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

Так писал о лишайниках К.А. Тимирязев в своей книге \"Жизнь растений\"

Дают ответы. Лишайники - это симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли. Водоросли создают в процессе фотосинтеза органические вещества. Грибы обеспечивают водой и минеральными веществами, а также, выполняют роль каркаса.

Выполнение пpaктической работы.

Слоевища лишайников

  • накипные
  • листоватые
  • кустистые

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают значение лишайников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. составляют схему цепи питания

Составляют схему цепи питания.

Ягель
|
Северный олень
|
Волк

Домашняя работа: Слайд 21.

Прочитать текст учебника параграф 56, знать основные термины, отвечать устно на вопросы в конце параграфа.

Творческое задание. Попробуйте получить краску из лишайников.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумайте, какой способ питания хаpaктерен для лишайников? Свой ответ обоснуйте.

Приложение

Литература.

  1. Хрыпова Р.Н. Растения, Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / - М.: Мнемозина, 2010.
  2. Википедия. Свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org. Режим доступа - свободный.
  3. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 348 е., ил.



Комментарии:

Урок–конкурс "Веселая анатомия"


    Урок–конкурс "Веселая анатомия"

      В данной статье приведен урок математики, на котором изучается решение тригонометрических уравнений. В конспекте урока показано, как можно в обучении математике объединить традиционные методы и элементы модульной технологии. ...

01 04 2025 10:58:42

Мастерская "Omne ex owo"


    Мастерская "Omne ex owo"

      «Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

31 03 2025 14:49:26

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

30 03 2025 18:36:17

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

29 03 2025 19:41:52

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

28 03 2025 12:37:57

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов


    Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

      Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

27 03 2025 22:53:20

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

26 03 2025 8:21:39

Описание открытого урока "Царство Грибы"


    Описание открытого урока "Царство Грибы"

      Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....

25 03 2025 15:53:14

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

24 03 2025 9:26:19

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

23 03 2025 4:39:36

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

22 03 2025 7:33:25

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

21 03 2025 18:41:55

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии


    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

      Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

20 03 2025 2:44:49

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

19 03 2025 11:12:51

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

18 03 2025 18:57:23

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

      Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

17 03 2025 6:31:12

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

16 03 2025 22:40:30

Урок-исследование "Условия прорастания семян"


    Урок-исследование "Условия прорастания семян"

      Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....

15 03 2025 14:55:34

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

14 03 2025 9:42:18

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

13 03 2025 10:32:25

Наследование групп крови и резус-фактора

Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....

12 03 2025 13:52:36

Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"


    Урок-рассуждение "Роль птиц и их охрана"

      В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...

11 03 2025 4:22:56

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

10 03 2025 16:18:14

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"


    Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

      Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....

09 03 2025 19:14:59

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

08 03 2025 9:41:42

Tрaнcпорт веществ Биология

Tрaнcпорт веществ  Биология У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...

07 03 2025 22:40:39

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

      Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

06 03 2025 9:37:28

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

05 03 2025 11:38:24

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

04 03 2025 3:39:33

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

03 03 2025 11:58:24

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"

Представлен конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Взаимосвязь строения и функций органоидов клетки"....

02 03 2025 19:57:58

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

01 03 2025 6:44:42

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

28 02 2025 21:53:12

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

27 02 2025 20:30:49

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

26 02 2025 19:41:30

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"


    Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

      Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

25 02 2025 1:24:38

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

24 02 2025 16:23:47

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

23 02 2025 1:41:44

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

22 02 2025 9:58:15

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

21 02 2025 2:27:27

Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс


    Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс

      Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...

20 02 2025 1:27:48

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

19 02 2025 15:35:56

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

18 02 2025 12:13:28

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

17 02 2025 10:37:58

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

16 02 2025 13:32:13

Вышли мы все из природы


    Вышли мы все из природы

      Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

15 02 2025 0:22:33

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

14 02 2025 12:12:30

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

13 02 2025 14:32:55

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

12 02 2025 17:50:18

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

11 02 2025 12:52:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::