Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"
Цели урока:
- продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле;
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников;
- раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека;
- продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами;
- продолжить формирование умений обобщать, делать выводы.
Тип урока: комбинированный, пpaктическая работа \"Внешнее строение лишайников\".
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Структура урока:
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала
- История изучения лишайников
- Внутреннее строение лишайников.
- Внешнее строение лишайников. Пpaктическая работа \"Внешнее строение лишайников\".
- Размножение лишайников.
- Значение лишайников в природе и жизни человека.
- Закрепление. Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Основные понятия темы: Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.
Оборудование: презентация; гербарий \"Виды лишайников\"; таблица \"Лишайники\"; образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. - С какими живыми организмами мы
познакомились на прошлых уроках? - А кто из вас вспомнит, как называются те и другие организмы? - Верно. Один из ваших ответов ляжет в основу нашего сегодняшнего урока. Начинаем... |
Называют живые организмы (растения,
грибы). Растения - это автотрофы. Грибы - симбиотрофы. Те, которые могут жить в симбиозе с растениями. Гетеротрофы - питаются готовыми органическими веществами. |
2. - Вы когда-нибудь смешивали что-либо?
Давайте пофантазируем и попробуем представить,
что получиться, если соединить два организма из
разных царств вместе? Возможно ли это? Если да, то,
какое название будет иметь новые организмы?
Каково будет их строение, образ жизни и главное -
какое положение в системе органического мира они
будут занимать? Сложная задача, но мы с вами так
много уже знаем, что я уверена - мы с ней
справимся. Слайд 1, Слайд 2. На сегодняшнем уроке нас ждет необычное путешествие и встреча с интересным ученым. Итак, мы начинаем: С помощью волшебных часов времени мы перенесемся с вами в 371-286 года до н.э. в гости к ученому Теофрасту. Слайд 3. Теофраста называли \"отцом ботаники\" и в его коллекции мы обнаружили два интересных биологических объекта - Уснею и Рочеллу. Слайд 4. - Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы? Вы отчасти правы, т.к. во времена Теофраста их действительно называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали \"хаосом природы\" и \"убогой нищетой растительности\". Карл Линней в 1735 год в своей работе \"Система природы\" описал 90 видов лишайников и включил их в состав наземных водорослей. Слайд 5. Русский ученый А.Н. Бекетов в1860 году предложил назвать эти организмы лишайниками. Слайд 6. В 1867 году немецкий ботаник Симон Швендер описал биологию лишайников как \"двойных организмов\" состоящих из гриба и водоросли. Слайд 7. Тема нашего урока \"Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности\". Слайд 8. |
На доску вывешиваются рисунки учащихся,
которые они выполнили заранее. Учащиеся называют
свои \"созданные\" организмы.
Ученый историк (ученик в роли ученого).
Дают ответы.
Записывают число и тему \"Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности\". |
Работа с учебником. Зачитайте
определение лишайников. - Как вы думаете, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники? К грибам, к растениям? Сейчас лишайники выделены в отдельную группу и их изучением занимается наука лихенология. Слайд 9. Эти живые организмы известны были еще в IV - III в.в. до н.э.. Живут лишайники долго до 80-100 лет. В северных областях можно встретить лишайники, возраст которых около 600 лет. Слайд 10. Растут лишайники медленно, вырастая за год на 1,5 мм. В настоящее время известно около 25 тыс. видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу. Но до сих пор почти каждый год ученые обнаруживают и описывают новые неизвестные виды лишайников. Я предлагаю вам ненадолго стать учеными лихенологами. И вместе с нашим гостем, ученый лихенолог, детально познакомиться с этими интересными организмами, с их внутренним строением. Тело лишайника называется слоевищем или талломом. - Скажите, при изучении какой группы живых организмов мы встречали это название? В чем особенности слоевища? - Обратите внимание на экран. Слайд 11. Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водоросли. Самый верхний слой (обратите внимание, образован плотно переплетенными нитями гриба) называется корой. - Как вы думаете, какова его функция? Верно. Защита от повреждений и высыхания. Следующий слой - водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей. - Как вы думаете, какую роль могут играть водоросли? Лишайники являются автогетеротрофными Слайд 12. компонентами биогеоценозов они аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений. Молодцы! Совершенно верно. Центральная часть-это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами. - Ребята, вспомните, какую функцию выполняет сердцевина у дерева? Верно. Считают, что у лишайников она выполняет ту же функцию, а также проводит воздух к клеткам водорослей. И последний слой это нижняя кора. От нее у многих лишайников отходят органы прикрепления - ризоиды, образованные гифами гриба. |
Симбиоз гриба и водоросли называется
лишайником. Дают ответы. Записывают название науки, изучающей лишайники, лихенология.
Записывают количество видов.
Ученый лихенолог (ученик в роли ученого) Дают ответы. У водорослей. Тело водорослей не имеет тканей, не разделено на органы.
Дают ответ. Защита.
Дают ответ. Участие в процессе фотосинтеза.
Дают ответ. Запасающую функцию. |
- Итак, обобщим. Что же такое лишайник?
Слоевище лишайников может быть крайне разнообразным по своей форме, размеру, цвету, строению. - Следующим этапом нашего урока станет пpaктическая работа. (Приложение 1). - Какие же бывают слоевища у лишайников? Слайд 13. Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения: Слайд 14. мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба; просто отламывающимися кусочками слоевища; особые выросты, содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой; гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения - спорами и вегетативно. Значение лишайников в природе и в жизни человека огромно, это: являются первопоселенцами безжизненных прострaнcтв (лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах) ; Слайд 15. принимают участие в первичном почвообразовании (отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения) ; разрушители горных пород (выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы) ; Слайд 16. пища для диких копытных и человека (лишайник Аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: \"Манна! Манна! С неба падает Манна!\". Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник. Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается он и в Кыргызстане и Туркмении) ; корм для одомашненных животных (корм для северных оленей, ягель - олений мох) ; Слайд 17. сырье для химической промышленности (скалистые берега южной части Атлантического океана и стран Средиземноморья обжиты лишайниками рогеллами. Из него получают лакмус - специальный реактив, который используется в химических лабораториях для определения реакции раствора) ; получение различных природных красителей использование в медицине (в Исландии лишайник \"исландский мох\" растет на сухих местах, которые занимает обычно вереск, или в хвойных лесах. Его заготавливают в большом количестве как сырье для получения превосходной медицинской глюкозы) ; использование в парфюмерной промышленности (стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием \"дубовый мох\", парфюмеры считают его незаменимым в производстве пудр, приготовлении различных косметических экстpaктов и настоев) ; использование в пищевой промышленности (в Египте и Турции \"дубовый мох\" с давних пор употрeбляется еще для ароматизации хлеба. Некоторые виды лишайников накапливают довольно много крахмала и небольшое количество сахара. Поэтому при переработке из них получают патоку и спирт) ; индикатор загрязнения воздуха (лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов (индикаторы), особенно к соединениям серы и свинца). - Для закрепления изученной сегодня темы попробуйте выполнить следующие задание: Слайд 18. - Что такое симбиоз? - Где встречаются лишайники? - Какое значение имеют лишайники для биогеоценозов? - Почему лишайники считают индикаторами состояния окружающей среды? - Какова роль лишайников в образовании почвы? - Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.
Удивительные организмы - эти лишайники. Слайд 19, Слайд 20. Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под Землей, везде на гoлой бесплодной поверхности Первым появляется лишайник, разлагая горную породу Превращая её в плодоносную почву. Он забирается Далее всех растений на север, выше всех в горы Ему нипочем зимняя стужа, летний зной; Медленно, но упopно завоёвывает он каждую пядь земли И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни. Так писал о лишайниках К.А. Тимирязев в своей книге \"Жизнь растений\" |
Дают ответы. Лишайники - это
симбиотические организмы, состоящие из гриба и
водоросли. Водоросли создают в процессе
фотосинтеза органические вещества. Грибы
обеспечивают водой и минеральными веществами, а
также, выполняют роль каркаса. Выполнение пpaктической работы. Слоевища лишайников
Записывают значение лишайников.
Отвечают на вопросы. составляют схему цепи питания Составляют схему цепи питания. Ягель |
Домашняя работа: Слайд 21.
Прочитать текст учебника параграф 56, знать основные термины, отвечать устно на вопросы в конце параграфа.
Творческое задание. Попробуйте получить краску из лишайников.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Подумайте, какой способ питания хаpaктерен для лишайников? Свой ответ обоснуйте.
Приложение
Литература.
- Хрыпова Р.Н. Растения, Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / - М.: Мнемозина, 2010.
- Википедия. Свободная энциклопедия. // http://ru.wikipedia.org. Режим доступа - свободный.
- Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 348 е., ил.
Комментарии:
Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
...
30 06 2025 3:19:36
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
29 06 2025 5:23:11

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
28 06 2025 11:19:51
В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потрeбление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды.
...
27 06 2025 20:27:44
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала.
...
26 06 2025 2:47:49
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
25 06 2025 5:51:56
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
24 06 2025 17:16:10
Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками».
Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....
23 06 2025 13:37:45
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
22 06 2025 2:42:41
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
21 06 2025 13:12:56
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
20 06 2025 12:31:52

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
19 06 2025 8:31:12
Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....
18 06 2025 21:41:54
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
17 06 2025 14:56:26
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
16 06 2025 3:59:30
Цель курса - углубить знания в изучении пpaктических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....
15 06 2025 9:54:23
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
14 06 2025 23:52:29
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
13 06 2025 13:37:54
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
12 06 2025 5:54:34
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
11 06 2025 3:45:18
Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....
10 06 2025 0:15:50
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
09 06 2025 21:59:35
На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле.
...
08 06 2025 2:31:56
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
07 06 2025 14:55:56
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
06 06 2025 3:23:35
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
05 06 2025 21:51:55
Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
04 06 2025 21:47:54
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
03 06 2025 20:24:35
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
02 06 2025 6:25:11
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
01 06 2025 3:57:29
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
31 05 2025 16:18:34
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
30 05 2025 20:52:23
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
29 05 2025 13:52:40
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока.
...
28 05 2025 6:28:35
На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....
27 05 2025 14:54:16
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
26 05 2025 3:30:50
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
25 05 2025 9:10:43
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
24 05 2025 16:31:59
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
23 05 2025 0:56:24
В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....
22 05 2025 20:52:14
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
21 05 2025 5:38:26
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
20 05 2025 1:21:44
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
19 05 2025 16:10:33
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
18 05 2025 7:52:50
Представленный предметно-ориентированный курс развивает познавательный интерес к профессиям биологической направленности, способствуют развитию коммуникативности учащихся, а также подтверждает востребованность биологических знаний в современном обществе, где ведущими являются рыночные отношения.
...
17 05 2025 2:30:16
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
16 05 2025 1:39:56
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
15 05 2025 6:23:52
Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию.
...
14 05 2025 6:20:22
Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета.
...
13 05 2025 10:18:10
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
12 05 2025 9:26:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::