Землятрясение. 5-й класс
Цель: сформировать у учащихся представление о землетрясении как грозном явлении природы.
Задачи:
- дать определение понятий «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмически активные районы»;
- выяснить причины происхождения землетрясений;
- познакомить с зонами распространения землетрясений на Земле;
- выяснить, как предсказывают землетрясения;
- научить показывать на карте сейсмоопасные районы мира
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, печатные тетради.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний.
II. Изучение нового материала
Учитель: Это одно из самых грозных явлений природы, с которыми сталкивается человек на нашей планете. За какие-то минуты оно может полностью разрушить целые города, поменять очертания огромных участков суши и морей. По определению С. И. Ожегова – это подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности. О каком природном явлении пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся).
Приложение 1. Слайд 1
Тема урока «Землетрясения» (учащиеся записывают в тетрадь).
Приложение 1. Слайд 2
Землетрясения – колебания земной поверхности, возникающие в результате разрывов и смещения в земной коре (учащиеся записывают в тетрадь).
Приложение 1. Слайд 3
Учитель: земная кора образована гигантскими литосферными плитами, которые осуществляют медленные горизонтальные и вертикальные движения. Когда края соприкасающихся плит «застревают», а затем плиты сдвигаются, возникают подземные толчки.
Приложение 1. Слайд 4
Сейсмически активные районы (от греческого «сейсмос» – землетрясение) – это районы, где особенно часты землетрясения (учащиеся записывают в тетрадь).
Учитель: рассмотрите рис. 3 «Сейсмоопасные районы мира» и ответьте на вопрос: где на нашей планете часты землетрясения? (ответы учащихся)
Приложение 1. Слайд 5
Очаг землетрясения – место, где происходит сдвиг горных пород (учащиеся записывают в тетрадь).
Эпицентр (с греч. «эпи» – над) – место наибольшего проявления землетрясения (учащиеся записывают в тетрадь).
Приложение 1. Слайд 6
Используя рис. 4 «Землетрясение», укажите, где располагается очаг и эпицентр землетрясения (ответы учащихся).
Приложение 1. Слайд 7
Учитель: Чарльз Рихтер – американский физик, сейсмолог. Именно он в 1935 году изобрел шкалу для измерения силы землетрясений. Его именем она и была названа.
Приложение 1. Слайд 8
Учитель: сила землетрясений
измеряется в баллах – от 1 до 12. По рис. 5 «Шкала
землетрясений» сопоставьте описание
землетрясения с номером, который соответствует
землетрясению данной силы (учитель зачитывает
описание, учащиеся сопоставляют).
1-2 балла – слабые толчки;
3-4 балла – сдвигаются мелкие предметы;
5-6 баллов – падают предметы;
7-8 баллов – появляются трещины на стенах, падают
трубы;
9-10 баллов – разрушаются многие постройки;
11-12 баллов – появляются трещины в земле,
полностью разрушаются здания.
Приложение 1. Слайды 9, 10
Учитель: землетрясения опасны своей внезапностью. Существуют приборы для предсказания этого грозного явления.
Приложение 1. Слайд 11
Учитель: животные и растения реагируют на приближение стихии (сообщение ученика).
Сообщение ученика: оказывается,
животные и растения чутко откликаются на сигналы
приближающихся ударов подземной стихии. Лучше
всего изучено поведение животных. Перед
землетрясением многие животные начинают вести
себя по-иному. Но в отличие от погодных
атмосферных катаклизмов, в преддверии подземных
ударов они не прячутся в своих убежищах, а,
наоборот, вылезают из них на открытое
прострaнcтво. Из сотен разных живых существ,
обладающих сейсмочувствительностью, выделяются
обитатели гор. Например, горные козлы хребтов
Сьерра-Невады за несколько суток до подземных
толчков спускаются с высокогорных пастбищ на
равнину. Так же реагируют на приближение
подземных толчков и другие жители гор – из лесов
уходят лисы и волки. Только что улегшиеся на
зимнюю спячку сурки за сутки до землетрясения
вдруг просыпаются и вылезают из своих нор.
Подобным образом ведут себя земляные черви,
которые, несмотря на понижение температуры, в
массовом количестве выползают из почвы.
Широко распространены случаи, когда за час-два до
начала землетрясения домашние животные также
начинают вести себя необычно. Наблюдения за
собаками и кошками показали, что некоторые из них
предугадывают землетрясения на расстоянии до 200
км от эпицентра. А в калининградском зоопарке
одна слониха затрубила за 20 минут до подземных
толчков.
Большую сейсмочувствительность проявляют и
рыбы. Известно, например, что чуть ли не за двое
суток до Нортриджского землетрясения 1994 года в
Южной Калифорнии во многих горных реках исчезла
форель, ушедшая вниз по течению подальше от
эпицентра.
Что же представляют собой магические
способности, которыми обладают \"ничтожные\"
черви дождевые, \"гады ползучие\" и которыми
обделен \"царь природы\" человек?
Наиболее распространенной научной гипотезой
является предположение, что живые существа
откликаются на предваряющие землетрясение
тонкие возмущения природных электромагнитных
или просто магнитных полей.
III. Закрепление знаний
Выполнить задание в печатной тетради (№ 2, стр. 47).
IV. Задание на дом
Приложение 1. Слайд 12
- изучить статью о землетрясениях на с. 72 учебника;
- сообщение о любом землетрясении (по желанию).
Литература:
- http://www.chayka.org
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Методическое пособие к учебнику А. А. Плешакова и Н. И. Сонина «Природоведение» – М.: Дрофа, 2001.;
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Природоведение. 5 класс: метод. Пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. – М.: Дрофа, 2007.;
- Плешаков А.А. Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
- Плешаков А.А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 5 классА.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
- Семенцова В.Н. «Природоведение. 5 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – Спб.: «Паритет», 2002.»;
- Сухова Т.С., Строганонов В.И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Комментарии:
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
27 11 2024 1:39:13
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
26 11 2024 19:47:34
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
25 11 2024 4:52:56
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...
24 11 2024 18:23:35
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
23 11 2024 10:15:53
Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....
22 11 2024 23:23:57
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
21 11 2024 17:53:12
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
20 11 2024 21:41:20
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...
19 11 2024 17:33:49
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
18 11 2024 16:52:56
Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...
17 11 2024 0:31:56
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
16 11 2024 19:10:21
На уроке учащиеся знакомятся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений. Расширяются знания обучающихся о разнообразии цветковых растений....
15 11 2024 18:37:30
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
14 11 2024 17:49:31
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...
13 11 2024 2:11:20
Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....
12 11 2024 5:29:43
Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....
11 11 2024 7:58:42
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей. ...
10 11 2024 1:44:53
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
09 11 2024 14:29:50
Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Решению данной задачи помогает использование модульной технологии обучения. Все ученики в течение урока учатся достигать поставленной цели, представляют конечный результат, получают оценку и в соответствии с работой на уроке получают дифференцированное домашнее задание. ...
08 11 2024 23:11:55
Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....
07 11 2024 12:50:29
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
06 11 2024 3:11:13
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
05 11 2024 7:57:50
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
04 11 2024 8:13:46
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
03 11 2024 20:19:19
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
02 11 2024 0:17:54
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
01 11 2024 13:57:42
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
31 10 2024 7:12:16
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
30 10 2024 20:26:36
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
29 10 2024 8:16:53
Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...
28 10 2024 6:27:13
Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....
27 10 2024 0:50:39
Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....
26 10 2024 23:27:53
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
25 10 2024 18:48:52
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
24 10 2024 15:30:12
На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический хаpaктер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....
23 10 2024 0:56:53
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...
22 10 2024 20:30:35
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
21 10 2024 4:54:28
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
20 10 2024 0:24:50
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
19 10 2024 4:59:54
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
18 10 2024 18:41:36
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
17 10 2024 9:14:23
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
16 10 2024 8:49:45
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
15 10 2024 0:54:32
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
14 10 2024 5:23:24
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
13 10 2024 17:20:42
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
12 10 2024 14:48:12
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
11 10 2024 0:15:26
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...
10 10 2024 13:48:17
Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...
09 10 2024 13:27:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::