Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"
Цель урока:
- Начать формирование представлений у учащихся о гидросфере - водной оболочке Земли.
- Расширить представления о свойствах воды и её использовании.
- Развивать умение работать с различными источниками учебной информации, выделять главное.
- Способствовать формированию бережного отношения к водным запасам, общей экологической культуры учащихся.
Оборудование:
- физическая карта полушарий,
- схемы,
- таблицы,
- дидактический материал,
- лабораторное оборудование,
- карточки-инструкции,
- вода,
- соль.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все проверьте, всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, наш сегодняшний урок мы проведём в виде устного журнала и называется он \"Вода на Земле\".
Запишите тему в тетрадь.
Дети записывают тему урока.
Учитель: Устный журнал не нужно читать, его рассматривают и рассказывают.
Нашу беседу мы посвятим богатству, без которого нельзя обойтись ни одного дня. Как вы, наверное, догадались, говорить мы будем о воде.
Листая устный журнал,
- мы расширим наши знания о свойствах воды;
- узнаем, как называется водная оболочка Земли, каковы её части;
- выясним роль воды в природе и жизни человека.
Изучение нового материала.
Учитель: Открываем первую страницу нашего журнала.
Она называется \"Вода - самое необыкновенное вещество в мире\".
На предыдущих уроках мы уже говорили о различных веществах, о том, какими они обладают свойствами.
Назовите некоторые свойства веществ.
1. Пpaктическая работа учащихся под руководством учителя. Беседа.
Сейчас мы на некоторое время превратим наш класс в лабораторию и выясним, какими свойствами обладает вода. Так как вы ещё маленькие учёные, то работать будете по карточкам-инструкциям.
Учитель раздаёт карточки-задания и делает пояснения.
Карточка имеет вопросы и задания, которые помогут вам правильно выполнить работу, а затем мы вместе сделаем вывод.
Сейчас вспомните правила безопасности при выполнении пpaктических работ.
Всегда помнить о правилах безопасности во время работы.
Выполнять задания строго по инструкции.
Вещества, находящиеся на столе нельзя пробовать на вкус.
Чтобы определить запах вещества, необходимо взять посуду в одну руку, а лёгкими движениями ладони другой руки направлять поток воздуха в сторону лица.
Осторожно обращаться со стеклянным оборудованием, чтобы не разбить его и не пораниться.
Итак, приступаем к выполнению пpaктической работы.
Пpaктическая работа \"Свойства воды\".
Цель: определить свойства воды, как жидкости.
Оборудование: стаканы с водой, стеклянная палочка, соль.
Ход работы
- В каком состоянии находится вода в стакане: жидком, твёрдом или газообразном?
- Имеет ли вода цвет?
- Имеет ли вода запах?
- Опустите стеклянную палочку в воду. Прозрачна ли она?
- Насыпьте в один стакан соль.
- Размешайте стеклянной палочкой полученный раствор. Является ли вода растворителем?
- Перелейте воду из одного стакана в другой. Обладает ли вода текучестью?
- Что представляет собой вода? Попробуйте сделать вывод.
Учитель: Какими же свойствами обладает вода?
Вывод: вода - это вещество прозрачное, не имеющее цвета, вкуса и запаха. Является растворителем. Обладает текучестью.
Запишите вывод в тетрадь.
Учащиеся записывают вывод в тетрадь.
Учитель: Назовите состояния, в которых может находиться вода?
Приведите примеры, где вода находится в жидком состоянии?
- В твёрдом?
- В газообразном?
А может ли вода находиться в трёх состояниях одновременно?
Мой пример поможет представить это.
Зима. Вода в реке - жидкость; вода в облаке - пар; снег и лёд на поверхности - вода в твёрдом состоянии.
Такого удивительного вещества в природе больше нет.
И подводя итог, мы можем использовать название первой страницы и сказать, что, действительно, вода - самое необыкновенное вещество в мире.
2. Рассказ учителя с элементами беседы. Работа по карте.
Учитель: Сейчас мы переходим ко второй странице нашего журнала. \"Вода, вода, кругом вода:\"
Перед нами глобус - модель Земли. Наша планета названа Землёй по явному недоразумению. На сушу приходится всего около 1/3, а остальное - вода. Исходя из этого, правильнее было бы назвать нашу планету \"Вода\".
Вода на Земле образует оболочку, которая называется гидросфера.
Она состоит из нескольких частей.
Гидросфера
водная оболочка
Мировой океан | Воды суши | Вода в атмосфере |
Моря и океаны составляют Мировой океан.
- Посмотрите на карту в учебнике на с.94.
- Найдите океаны. Сколько их?
- Назовите океаны.
- Приведите примеры морей.
Учитель: Подземные воды, реки, озёра, болота, ледники составляют воды суши.
- Посмотрите на карту, назовите крупнейшие реки мира.
- Как называется река, протекающая в нашем хуторе?
- Как называется крупнейшая река нашей области?
- Найдите озера на карте. Приведите примеры.
В нашей стране находится самое глубокое озеро в мире. Это Байкал.
Найдите его на карте.
Облака, осадки, туман - это вода в атмосфере.
Итак, повторим ещё раз, что такое гидросфера?
Из каких частей она состоит?
Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое, все части гидросферы взаимосвязаны. О круговороте воды в природе мы поговорим на следующем уроке.
3. Беседа с элементами игры.
Учитель: А теперь мы переходим к заключительной странице нашего устного журнала.
\"Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь
Какое же значение имеет вода?
Сообщение учащегося о значении воды.
Учитель: О пользе воды можно говорить бесконечно. Хорошо, когда можно буквально окунуться в эту живительную влагу. Но представьте себе, не смотря на то, что люди, страдающие от наводнения, буквально захлёбываются в воде, есть места, где все только и мечтают о ней. Это пустыня.
Хотели бы вы жить в пустыне?
А почему?
А может ли наша планета превратиться в бескрайнюю пустыню?
Почему это может случиться?
Учитель: Сейчас мы представим себя волшебниками и принесём в пустыню живительную влагу.
Вот прилетела долгожданная туча.
Учитель крепит рисунок на магнитную доску.
Сейчас я буду загадывать вам загадки о воде, а ваши ответы будут превращаться в капельки дождя.
Загадки о воде написаны на капельках, вырезанных из бумаги. Учитель крепит их на магнитную доску.
Посмотрите, какой хороший дождь прошёл.
Можно ли в жизни всё так быстро исправить?
Конечно, не всё в жизни можно исправить, только представив себя хотя бы на одну минутку волшебником.
В настоящее время в мире резко сокращаются запасы пресной воды.
- Есть ли в нашей местности проблемы, связанные с водой?
- Что мы можем сказать о нашей реке?
- Что происходит с нашими прудами?
Такие проблемы возникают повсеместно.
В экологическом календаре появилась ещё одна дата. 22 марта - Всемирный день воды. Это не очередной праздник, не юбилейная дата, это напоминание нам о том, что пора задуматься. Но мы должны задумываться над своими поступками не только один раз в году, а делать это каждый день, чтобы обеспечить существование себе и нашей планете, чтобы не приврать её в безжизненную пустыню.
Итак, какой же мы можем сделать вывод о значении воды?
Вода - это жизнь! Нет воды - нет жизни!
Вот и перевёрнута последняя страница нашего устного журнала.
Каждый из вас, надеюсь, понял, каким бесценным богатством является вода и как страшно его потерять.
Итог урока.
Учитель:
- Какова тема нашего урока?
- Какими свойствами она обладает?
- Каково значение воды?
Учитель: Как итог нашего урока, я хочу зачитать вам слова академика И.В. Петрянова.
\": Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Нет!
Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода.
Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, - и это вода.
Прекрасное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов, нежные краски небосвода при восходе Солнца, всё это работа воды, которая рассеивает солнечный свет, это великий художник вода. Непрерывно меняется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создаёт великий преобразователь - вода.
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только тем, где есть вода. Нет воды - нет жизни!\"
Домашнее задание.
Творческое задание: составить кроссворд на тему \"Вода\".
Комментарии:
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
30 06 2025 22:20:57
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные.
...
29 06 2025 13:30:58
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
28 06 2025 23:12:53
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии.
...
27 06 2025 20:41:53
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
26 06 2025 1:14:17
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
25 06 2025 11:25:36
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
24 06 2025 4:54:32
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
23 06 2025 5:33:51
Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....
22 06 2025 14:53:44

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
21 06 2025 8:42:33
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
20 06 2025 4:14:15
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
19 06 2025 15:30:17
Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....
18 06 2025 1:41:18
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
17 06 2025 17:43:32
Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....
16 06 2025 23:40:42
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
15 06 2025 19:46:47
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
14 06 2025 15:49:18
Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....
13 06 2025 0:26:13
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
12 06 2025 8:22:44
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
11 06 2025 13:16:20
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....
10 06 2025 1:27:47
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
09 06 2025 4:51:12
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
08 06 2025 8:40:18
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
07 06 2025 12:28:20
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
06 06 2025 5:15:20
Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....
05 06 2025 4:40:31
Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....
04 06 2025 15:21:14
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
03 06 2025 16:22:13
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
02 06 2025 22:57:37
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
01 06 2025 0:40:39
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
31 05 2025 12:25:28
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
30 05 2025 10:49:50

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
29 05 2025 23:15:25
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ.
...
28 05 2025 21:32:39
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
27 05 2025 12:23:18
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
26 05 2025 1:41:47
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
25 05 2025 4:19:15
Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....
24 05 2025 17:14:53
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
23 05 2025 13:52:27
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
22 05 2025 18:54:32
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
21 05 2025 20:34:33

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
20 05 2025 1:21:48
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
19 05 2025 11:44:13
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
18 05 2025 17:33:25
Использованная на уроке комбинированная форма опроса учащихся позволит не только проверить и закрепить знания учащихся по теме, но и подготовить их к различной форме проведения вступительных экзаменов в вуз.
...
17 05 2025 8:47:28
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
16 05 2025 8:32:18
Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.
О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения.
Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни.
...
15 05 2025 21:37:15
Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....
14 05 2025 14:50:52
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
13 05 2025 6:15:50
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
12 05 2025 9:27:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::