Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

Цель урока:
- Начать формирование представлений у учащихся о гидросфере - водной оболочке Земли.
- Расширить представления о свойствах воды и её использовании.
- Развивать умение работать с различными источниками учебной информации, выделять главное.
- Способствовать формированию бережного отношения к водным запасам, общей экологической культуры учащихся.
Оборудование:
- физическая карта полушарий,
- схемы,
- таблицы,
- дидактический материал,
- лабораторное оборудование,
- карточки-инструкции,
- вода,
- соль.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все проверьте, всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, наш сегодняшний урок мы проведём в виде устного журнала и называется он \"Вода на Земле\".
Запишите тему в тетрадь.
Дети записывают тему урока.
Учитель: Устный журнал не нужно читать, его рассматривают и рассказывают.
Нашу беседу мы посвятим богатству, без которого нельзя обойтись ни одного дня. Как вы, наверное, догадались, говорить мы будем о воде.
Листая устный журнал,
- мы расширим наши знания о свойствах воды;
- узнаем, как называется водная оболочка Земли, каковы её части;
- выясним роль воды в природе и жизни человека.
Изучение нового материала.
Учитель: Открываем первую страницу нашего журнала.
Она называется \"Вода - самое необыкновенное вещество в мире\".
На предыдущих уроках мы уже говорили о различных веществах, о том, какими они обладают свойствами.
Назовите некоторые свойства веществ.
1. Пpaктическая работа учащихся под руководством учителя. Беседа.
Сейчас мы на некоторое время превратим наш класс в лабораторию и выясним, какими свойствами обладает вода. Так как вы ещё маленькие учёные, то работать будете по карточкам-инструкциям.
Учитель раздаёт карточки-задания и делает пояснения.
Карточка имеет вопросы и задания, которые помогут вам правильно выполнить работу, а затем мы вместе сделаем вывод.
Сейчас вспомните правила безопасности при выполнении пpaктических работ.
Всегда помнить о правилах безопасности во время работы.
Выполнять задания строго по инструкции.
Вещества, находящиеся на столе нельзя пробовать на вкус.
Чтобы определить запах вещества, необходимо взять посуду в одну руку, а лёгкими движениями ладони другой руки направлять поток воздуха в сторону лица.
Осторожно обращаться со стеклянным оборудованием, чтобы не разбить его и не пораниться.
Итак, приступаем к выполнению пpaктической работы.
Пpaктическая работа \"Свойства воды\".
Цель: определить свойства воды, как жидкости.
Оборудование: стаканы с водой, стеклянная палочка, соль.
Ход работы
- В каком состоянии находится вода в стакане: жидком, твёрдом или газообразном?
- Имеет ли вода цвет?
- Имеет ли вода запах?
- Опустите стеклянную палочку в воду. Прозрачна ли она?
- Насыпьте в один стакан соль.
- Размешайте стеклянной палочкой полученный раствор. Является ли вода растворителем?
- Перелейте воду из одного стакана в другой. Обладает ли вода текучестью?
- Что представляет собой вода? Попробуйте сделать вывод.
Учитель: Какими же свойствами обладает вода?
Вывод: вода - это вещество прозрачное, не имеющее цвета, вкуса и запаха. Является растворителем. Обладает текучестью.
Запишите вывод в тетрадь.
Учащиеся записывают вывод в тетрадь.
Учитель: Назовите состояния, в которых может находиться вода?
Приведите примеры, где вода находится в жидком состоянии?
- В твёрдом?
- В газообразном?
А может ли вода находиться в трёх состояниях одновременно?
Мой пример поможет представить это.
Зима. Вода в реке - жидкость; вода в облаке - пар; снег и лёд на поверхности - вода в твёрдом состоянии.
Такого удивительного вещества в природе больше нет.
И подводя итог, мы можем использовать название первой страницы и сказать, что, действительно, вода - самое необыкновенное вещество в мире.
2. Рассказ учителя с элементами беседы. Работа по карте.
Учитель: Сейчас мы переходим ко второй странице нашего журнала. \"Вода, вода, кругом вода:\"
Перед нами глобус - модель Земли. Наша планета названа Землёй по явному недоразумению. На сушу приходится всего около 1/3, а остальное - вода. Исходя из этого, правильнее было бы назвать нашу планету \"Вода\".
Вода на Земле образует оболочку, которая называется гидросфера.
Она состоит из нескольких частей.
Гидросфера
водная оболочка
| Мировой океан | Воды суши | Вода в атмосфере |
Моря и океаны составляют Мировой океан.
- Посмотрите на карту в учебнике на с.94.
- Найдите океаны. Сколько их?
- Назовите океаны.
- Приведите примеры морей.
Учитель: Подземные воды, реки, озёра, болота, ледники составляют воды суши.
- Посмотрите на карту, назовите крупнейшие реки мира.
- Как называется река, протекающая в нашем хуторе?
- Как называется крупнейшая река нашей области?
- Найдите озера на карте. Приведите примеры.
В нашей стране находится самое глубокое озеро в мире. Это Байкал.
Найдите его на карте.
Облака, осадки, туман - это вода в атмосфере.
Итак, повторим ещё раз, что такое гидросфера?
Из каких частей она состоит?
Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое, все части гидросферы взаимосвязаны. О круговороте воды в природе мы поговорим на следующем уроке.
3. Беседа с элементами игры.
Учитель: А теперь мы переходим к заключительной странице нашего устного журнала.
\"Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь
Какое же значение имеет вода?
Сообщение учащегося о значении воды.
Учитель: О пользе воды можно говорить бесконечно. Хорошо, когда можно буквально окунуться в эту живительную влагу. Но представьте себе, не смотря на то, что люди, страдающие от наводнения, буквально захлёбываются в воде, есть места, где все только и мечтают о ней. Это пустыня.
Хотели бы вы жить в пустыне?
А почему?
А может ли наша планета превратиться в бескрайнюю пустыню?
Почему это может случиться?
Учитель: Сейчас мы представим себя волшебниками и принесём в пустыню живительную влагу.
Вот прилетела долгожданная туча.
Учитель крепит рисунок на магнитную доску.
Сейчас я буду загадывать вам загадки о воде, а ваши ответы будут превращаться в капельки дождя.
Загадки о воде написаны на капельках, вырезанных из бумаги. Учитель крепит их на магнитную доску.
Посмотрите, какой хороший дождь прошёл.
Можно ли в жизни всё так быстро исправить?
Конечно, не всё в жизни можно исправить, только представив себя хотя бы на одну минутку волшебником.
В настоящее время в мире резко сокращаются запасы пресной воды.
- Есть ли в нашей местности проблемы, связанные с водой?
- Что мы можем сказать о нашей реке?
- Что происходит с нашими прудами?
Такие проблемы возникают повсеместно.
В экологическом календаре появилась ещё одна дата. 22 марта - Всемирный день воды. Это не очередной праздник, не юбилейная дата, это напоминание нам о том, что пора задуматься. Но мы должны задумываться над своими поступками не только один раз в году, а делать это каждый день, чтобы обеспечить существование себе и нашей планете, чтобы не приврать её в безжизненную пустыню.
Итак, какой же мы можем сделать вывод о значении воды?
Вода - это жизнь! Нет воды - нет жизни!
Вот и перевёрнута последняя страница нашего устного журнала.
Каждый из вас, надеюсь, понял, каким бесценным богатством является вода и как страшно его потерять.
Итог урока.
Учитель:
- Какова тема нашего урока?
- Какими свойствами она обладает?
- Каково значение воды?
Учитель: Как итог нашего урока, я хочу зачитать вам слова академика И.В. Петрянова.
\": Разве вода - это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Нет!
Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода.
Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, - и это вода.
Прекрасное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов, нежные краски небосвода при восходе Солнца, всё это работа воды, которая рассеивает солнечный свет, это великий художник вода. Непрерывно меняется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создаёт великий преобразователь - вода.
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только тем, где есть вода. Нет воды - нет жизни!\"
Домашнее задание.
Творческое задание: составить кроссворд на тему \"Вода\".
Комментарии:
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
12 12 2025 22:18:48
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
11 12 2025 11:25:35
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
10 12 2025 19:20:38
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
09 12 2025 1:35:24
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
08 12 2025 4:56:42
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
07 12 2025 7:56:18
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
06 12 2025 0:36:31
Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....
05 12 2025 11:28:20
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
04 12 2025 14:34:42
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
03 12 2025 17:46:53
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
02 12 2025 16:52:35
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
01 12 2025 15:33:22
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
30 11 2025 12:31:52
Открытый урок по теме «Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....
29 11 2025 18:28:39
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
28 11 2025 12:36:54
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
27 11 2025 9:44:31
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
26 11 2025 13:26:58
Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....
25 11 2025 15:52:42
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....
24 11 2025 11:35:23
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе.
...
23 11 2025 10:11:46
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
22 11 2025 21:20:12
Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях.
...
21 11 2025 0:24:14
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
20 11 2025 15:30:12
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
19 11 2025 2:25:55
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
18 11 2025 23:20:52
Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....
17 11 2025 16:56:48
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....
16 11 2025 13:16:51
В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интеpaктивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме "Иммунитет. Виды иммунитета"....
15 11 2025 3:50:43
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
14 11 2025 3:42:42
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
13 11 2025 4:33:23
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
12 11 2025 20:58:30
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
11 11 2025 16:56:25
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
10 11 2025 8:22:46
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
09 11 2025 15:49:40
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
08 11 2025 13:33:54
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
07 11 2025 17:11:53
На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....
06 11 2025 19:46:24
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика».
...
05 11 2025 21:29:30
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
04 11 2025 9:48:54
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
03 11 2025 13:29:37
Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов.
...
02 11 2025 14:22:36
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
01 11 2025 11:33:23
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края.
...
31 10 2025 17:25:21
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
30 10 2025 0:10:41
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
29 10 2025 3:57:17
Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
28 10 2025 11:13:48
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
27 10 2025 21:45:48
Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу.
...
26 10 2025 20:46:48
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
25 10 2025 21:29:29
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
24 10 2025 20:45:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"