Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс
Источник:
|
Тип урока: интегрированный урок биологии и физической культуры.
Цель: выявить значение и влияние физических упражнений на здоровье человека.
Задачи:
- Образовательные: раскрыть условия формирования аппарата опоры и движения, влияние физических упражнений на его развитие, выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры предупреждения и исправления.
- Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью, культуру общения, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, интерес к предмету.
- Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация полученных на предыдущем уроке
знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Беседа
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок – урок биологии и физической культуры и проводить его мы будем вместе с учителем физической культуры нашей школы – Андреем Сергеевичем. Цель нашего урока: выявить значение и влияние физических упражнений на здоровье человека. Я надеюсь ,что вместе с вами ребята мы добьёмся поставленных задач. Для того, чтобы начать наш урок вы поделились на комaнды. В каждой комaнде, как и положено, есть свой капитан. Результат работы каждой комaнды будет зависеть от слаженной и чёткой работы.
Учитель: Что значит для человека здоровье?
– Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного телесного и социального благополучия.
Учитель: А от кого зависит состояние здоровья человека?
– Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих.
Учитель: Существует несколько факторов, определяющих здоровье человека.
1. Наследственность – 15%
2. Качество окружающей среды – 20%
3. Состояние здравоохранения – 15%
4. Главным фактором является образ жизни самого
человека – 50%
Учитель: Какие факторы, нарушают здоровье человека?
1. Вредные привычки (алкоголь, табакокурение,
наркотики, беспорядочные пoлoвые связи)
2. Нарушение режима питания.
3. Нарушение личной гигиены (уход за полостью
рта, волосами, ногтями, кожей)
4. Нарушение гигиены умственного труда.
5. Инфекционные заболевания и окружающая среда.
6. Нарушение работы опopно-двигательной системы.
Учитель: Вот о работе опopно-двигательной системы мы сегодня в основном поведём разговор.
2. Терминологическая разминка
(все учащиеся поочередно дают устно определения биологическим терминам и вставляют пропущенную букву).
Ткань, б…дро, ост…областы, с…новиальная жи...ость, сухож…лия, в…сочная кость, луч…вая, с…нергисты, ант…гонисты, ж…вательные, миоф…бриллы.
3. Работа в группах
Каждая группа получает задание, которое выполняют на отдельных листочках.
Группа №1
Задание. Вставить пропущенные слова в текст.
За начало мышцы туловища принято принимать ту ее часть, которая находится ближе к ________________. На конечностях началом мышцы считают часть, ближайшую к ____________ . среди мышц по форме различают ______________ , ______________ и короткие мышцы. На конечностях главным образом располагаются ____________ . Коротких мышц особенно много среди мышц спины. Это глубокие мышцы, участвующие в движениях позвоночного столба. В области туловища – на гpyди, животе и спине располагаются _____________ мышцы. По функциям различают: ______________ , ___________, ____________ , вращатели. Мышцы никогда не сокращаются поодиночке. Мышцы, выполняющие одно и то же движение, называются _____________ . Мышцы, участвующие в противоположных действиях, называются ______________ . Работа мышц осуществляется согласованно. Такое взаимодействие носит название мышечной _____________ . В согласованной работе мышц основная роль принадлежит нервной системе.
Группа № 2.
Задание. Из перечня (1-13) выберите и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы ( I-XIV).
- Кости стопы
- Кости голени
- Кости предплечья
- Лобная кость
- Ключицы
- Кость плеча
- Ребра
- Теменная кость
- Лопатки
- Бедренная кость
- Кости кисти
- Тазовые кости
- Гpyдина
I. Что относится к мозговому отделу черепа?
II. Что относится к грудной клетке?
III. Какие кости образуют плечевой пояс?
IV. Какие кости образуют скелет свободной верхней
конечности?
V. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?
VI. Какие кости образуют скелет свободной
нижней конечности?
VII. Какие кости образуют тазобедренный сустав?
VIII. Какие кости образуют коленный сустав?
IX. Какие кости образуют плечевой сустав?
X. Какие кости образуют локтевой сустав?
XI. Какие кости – длинные трубчатые?
XII. Какие кости человека особенно развились в
связи с прямохождением?
XIII. Какие кости человека особенно развились в
связи с физическим трудом?
XIV. Какие кости – самые широкие?
Группа № 3.
Задание. Заполнить таблицу.
Первая помощь при травмах.
Типы травм |
Правила первой помощи | Физиологическое обоснование правил |
1. Растяжение связок 2. Вывихи 3. Переломы костей 4. Травма черепа |
Группа № 4.
Задание. Выполните тестовое задание.
1. Гладкая мышечная ткань входит в состав :
А. Сердечной мышцы
Б. Стенок внутренних органов
В. Скелетных мышц туловища
Г. Скелетных мышц конечностей
2. В отличие от гладких мышц поперечнополосатым мышцам свойственно:
А. Более медленно и продолжительно происходит сокращение
Б. Меньшая растяжимость
В. Могут находиться в состоянии длительного сокращения
Г. Меньшая интенсивность обмена веществ.
3. Функция, не свойственная активной части опopно-двигательного аппарата:
А. Кроветворная
Б. Защитная
В. Двигательная
Г. Формообразующая
4. Вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой:
А. Хрящом
Б. Фасцией
В. Сухожилием
Г. Эпителием
Учитель: Какие вы знаете пословицы о здоровье человека?
- “Здоровая душа в здоровом теле” (русская пословица)
- “Богатство нации – это ее здоровье” (А.Д. Сахаров)
- “Здоровье дороже денег” (русская пословица)
- “Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам” (А.В. Суворов)
- “Правильная осанка – залог твоего здоровья” (И.П. Павлов)
4. «Цифровое лото»
Попробуйте доказать, что биология связана с математикой.
- Какую информацию о скелете вам подсказывает эта цифра (12, 5, 7,15, 8, 14, 25, 220)
- Какая цифра встречается чаще всего, когда мы разговариваем о скелете? Докажите (если не усеваем по времени, то можно задать вопросы на дом.).
Давайте подведём итоги нашей работы (подсчёт жетонов), а у кого жетонов не набралось, запишитесь. Можно добрать на следующем уроке.
5. «Задачи повышенной трудности»
1. Все знают, что спину надо
держать прямо, но врачи определяют иногда такое
нарушение осанки как «прямая спина». Объясните,
что это за нарушение?
2. Почему человеку, страдающему
плоскостопием, трудно ходить?
3. Почему вредно сидеть с
перекрещенными ногами?
4. Почему близорукие люди часто
страдают сутулостью?
5. Ученик, систематически измеряя
свой рост, со временем заметил, что вечером он на 2
см ниже, чем утром. Нормально ли это?
6. Мама учащегося переживает, что
занятия тяжёлой атлетикой могут замедлить рост
подростка. Согласны ли вы с ней? Обоснуйте ответ.
7. Правда ли, что в некоторых случаях
по особенностям строения скелета можно
определить профессию человека? Приведите
примеры.
8. Может ли привычка постоянно
сосать палец привести к нарушениям
костно-мышечной системы?
6. «Проверь себя и поставь оценку»
Отмечая плюсами правильные утверждения, а минусами неправильные выполните задание:
1. Мышцы, сокращаясь или напрягаясь, производят
динамическую работу.
2. При удержании частей тела в определенном
положении, удержании груза, стоянии, совершается
статическая работа.
3. Одни и те же мышцы могут выполнять и
динамическую и статическую работу.
4. Мышцы – сгибатели обеспечивают движение в
любом суставе.
5. Вся мышечная деятельность человека имеет
рефлекторный хаpaктер.
6. Без работы мышцы со временем атрофируются.
7. Если мышцы работают без отдыха, происходит их
разрушение.
8. Во время отдыха мышцы обновляются и начинают
работать с большей силой.
7. Подведение итогов
1. Подсчитайте число плюсов и минусов, занесите
данные в таблицу.
2. Исправьте ошибки, используя проверочную
карточку, число ошибок занесите в таблицу.
3. Поставьте себе оценку.
Если ошибок нет – «5»
Если 1-2 ошибки – «4»
Если 3-4 ошибки – «3»
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ | |
МОЙ РЕЗУЛЬТАТ | ||
ОШИБКИ |
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ОШИБОК:______
ОЦЕНКА: _________
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...
18 03 2024 5:25:24
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
17 03 2024 6:57:26
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
16 03 2024 7:13:33
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...
15 03 2024 14:14:31
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
14 03 2024 6:32:22
Урок целесообразно проводить в 11-м классе после изучения главы "Развитие жизни на Земле". На уроке учащиеся знакомятся с фактами, которые расширяют знания по изучаемой теме, вносят противоречия в представление о ходе эволюции органического мира. Урок основан на использовании технологии критического мышления, групповой формы работы....
13 03 2024 1:28:12
Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....
12 03 2024 5:12:58
Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....
11 03 2024 5:27:32
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...
10 03 2024 5:27:15
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
09 03 2024 18:18:31
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
08 03 2024 1:27:44
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды. В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. ...
07 03 2024 16:40:34
Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....
06 03 2024 21:31:27
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
05 03 2024 22:41:26
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
04 03 2024 2:16:48
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...
03 03 2024 11:58:16
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
02 03 2024 21:44:10
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
01 03 2024 19:21:11
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
29 02 2024 3:15:41
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
28 02 2024 17:16:49
Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....
27 02 2024 17:35:38
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
26 02 2024 4:23:36
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
25 02 2024 15:16:51
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
24 02 2024 8:24:21
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...
23 02 2024 5:54:22
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
22 02 2024 17:21:13
Урок позволяет обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений». Он может быть использован в рамках изучения ботаники в 6-м классе для общеобразовательных учреждений с использованием ТСО. Здесь представлены различные методы, такие как: работа в группах, мозговой штурм, составление схем у доски, работа с основными понятиями темы. Комплексный подход в ходе урока позволяет в конце занятия выявить уровень усвоения материала и степень обученности учащихся....
21 02 2024 0:59:54
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
20 02 2024 17:10:43
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
19 02 2024 20:20:42
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
18 02 2024 3:35:14
В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения. ...
17 02 2024 6:22:44
Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....
16 02 2024 16:46:59
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
15 02 2024 9:17:46
Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....
14 02 2024 12:18:31
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
13 02 2024 11:22:43
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви». ...
12 02 2024 22:16:43
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
11 02 2024 23:53:55
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
10 02 2024 7:50:48
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
09 02 2024 4:33:26
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...
08 02 2024 3:11:16
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
07 02 2024 0:19:51
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
06 02 2024 1:11:40
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...
05 02 2024 18:54:15
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста. ...
04 02 2024 13:22:47
Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....
03 02 2024 12:46:17
Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....
02 02 2024 23:12:42
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...
01 02 2024 21:42:29
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...
31 01 2024 19:21:45
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
30 01 2024 15:31:10
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...
29 01 2024 12:40:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::