Урок биологии "Вирусы"

Источник:
|
Цель: сформировать знания о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, профилактике и мерах борьбы с вирусами возбудителями болезней растений, животных и человека.
Оборудование: Презентация «Вирусы» (Приложение 1). Раздаточный материал для конкурса « Изготовление ватно-марлевой повязки»: вата, марля, ножницы
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Изучение новой темы
1) Слово учителя:
– Сегодня на уроке мы заглянем в мир одних из самых загадочных и удивительных живых организмов на Земле – вирусов. Но для начала давайте выясним, что вам о них уже известно. Давайте запишем на доске все то, что вы уже о них знаете. ( идет запись на доске высказываний учащихся).
Примерные высказывания:
Вирусы – неклеточная форма жизни.
Вирусы – паразиты
Вирусы – невидимы
Вызывают заболевания:
Вирусы – живые
2) История открытия вирусов. Слайды 3-8
Строение вирусов. В 1887 г. в Крыму плантации
табака поразила неизвестная болезнь: листья
растений покрывались сложным абстpaктным
рисунком, растекавшимся по листу, словно краска,
переливающаяся с одного листа на другой, от
одного растения к другому.
Сельское хозяйство несло большие убытки
На место происшествия был направлен выпускник
Санкт-Петербургского университета Д.И.
Ивановский. Молодой ученый решил выяснить, какая
бактерия вызывает болезнь табака. Надо отметить,
что расцвет микробиологии пришелся на конец XIХ
столетия. Микроскоп есть, методы приготовления и
окраски препаратов известны. Стало быть,
доказать микробную природу поражения будет
нетрудно. Однако задача оказалась весьма не
простой.
Просмотр огромного количества препаратов, приготовленных из экстpaктов больных листьев, не принес удачи. Не удалось получить ответ на вопрос: есть ли микробы в экстpaктах из пораженных листьев? В то же время при заражении здоровых листьев соком из больных (инъекции в толщу здоровых листьев) результат был всегда одинаковым: здоровые листья заболевали через 10–15 дней. Это напоминало инкубационный период, свойственный любой инфекции, в течение которого микробы, размножаясь, проникают внутрь организма и вызывают заболевание. Но прямого доказательства не было.
Исследователь не сдается, ставит опыты на питательных средах (их в это время уже использовали для культивирования микроорганизмов). Но неудачи преследуют ученого. Неужели это тупик? Нет! Еще не проверен метод фильтрации. Во Франции Шамберлан, ученик и друг знаменитого Пастера, уже изготовил бактериальный фильтр – «свечу Шамберлана» из фарфора с крайне мелкими порами, не пропускающими самые мелкие микробы, видимые в микроскоп.
Ивановский фильтрует сок из больных листьев
через этот фильтр. Идея проста, профильтрованный
сок не должен содержать микробов. И,
следовательно, не сможет заразить здоровые
листья табака. Но к изумлению исследователя, при
нанесении капли абсолютно прозрачной жидкости
на здоровые листья на них появляется хаpaктерный
абстpaктный рисунок, т.е. развивается болезнь.
Вывод один – в отфильтрованном соке растения
есть неизвестные микробы-возбудители. Д.И.
Ивановский предположил, что ВТМ в тысячу раз
меньше уже известных микробов, поэтому и прошли
через бактериальный фильтр. Так были открыты
новые микробы-невидимки» – фильтрующиеся вирусы
(1892г.)
Термин «вирус» (от лат. virus – яд) предложил
голландец Бейеринк для обозначения инфекционной
природы отфильтрованных растительных жидкостей.
Название «фильтрующие вирусы» употрeбляли до
конца 30-х – начала 40-х ХХ столетия.
Впоследствии оказалось, что через мелкие поры
(0,5 мкм) бактериальных фильтров могут
проходить не только вирусы, но и так называемые
L-формы бактерий. Следовательно, фильтруемость,
определяемую малыми размерами, нельзя считать
свойством, отличающим вирусы от других
микроорганизмов, поэтому и оснований для
сохранения определения « фильтрующиеся» не
стало. Фильтрующиеся вирусы просто стали
вирусами.
По следам, оставляемым хитрыми невидимками,
дотошному исследователю удалось проникнуть в их
тайну. Оказалось, что ВТМ может
кристаллизоваться. В 1935 г. знаменитый
вирусолог У.Стэнли подтвердил способность
образовывать кристаллы и доказал возможность
существования в кристаллическом виде не только
ВТМ, но и ряда других вирусов. Так, термин «
кристаллы Ивановского» получил признание.
Однако вирусы по-прежнему оставались неуловимыми и загадочными, ведь они крайне малы, их невозможно увидеть в световом микроскопе. Вот и получилось, что вирусы стали одними из первых биологических объектов, исследованных с помощью электронного микроскопа после его изобретения в 30-х гг. ушедшего столетия.
3) Строение вирусов. Слайды 10-14
Вирусы устроены довольно просто. Самые простые
состоят из нуклеиновых кислот и белков.
Генетический аппарат вирусов представлен
различными формами нуклеиновых кислот, такого
разнообразия нет у других форм жизни. Как
известно, у растений и животных генетический
аппарат состоит из двухнитчатой ДНК, а РНК,
выполняющая роль переносчика информации, всегда
однонитчатая. У вирусов же природа будто бы
опробовала все возможные варианты нуклеиновых
кислот: одно- и двухнитчатая РНК, одно- и
двухнитчатая ДНК. При этом ДНК может быть либо
линейной, либо замкнутой в кольцо.
ДНК или РНК составляют сердцевину вируса,
окруженную защитной белковой оболочкой –
капсидом. Полностью сформированная вирусная
частица называется вирионом. Некоторые вирусы
(гepпeса или гриппа) имеют также липопротеидную
оболочку, образующуюся из плазматической
мембраны клетки-хозяина. Вирусы, в отличие от
всех остальных организмов, не имеют клеточного
строения.
Оболочка вируса часто может быть построена из
повторяющихся идентичных субъединиц –
капсомеров. Из них образуются структуры с
высокой степенью симметрии. Эти структуры и
способны кристаллизоваться, что и обнаружил
Д.И. Ивановский. Это свойство вирусов
использовали для изучения их строения методами
кристаллографии, основанными на применении
рентгеновских лучей, и электронной микроскопии.
4) Жизнедеятельность вирусов. Слайды 16-17
Размножение вирусов принципиально отличается
от размножения других организмов.
Оно происходит только внутри клетки-хозяина и
включает три этапа:
- Вирусная нуклеиновая кислота размножается путем репликации
- Синтезируются белки капсида
- Происходит сборка вириона ( формирование вирусной частицы)
В результате в одной клетке образуется большое количество вирусных частиц, а клетки хозяина погибают. Возникает инфекционный процесс.
5) История болезни (рассказ об инфекционном заболевании – гриппе)
3. Викторина (проводится с учащимися класса)
А) Грипп – это воздушно-капельная инфекция?
Б) Во время болезни можно посещать школу?
В) Можно ли применять антибиотики для лечения
гриппа?
Г) Нужно ли носить ватно-марлевую повязку во
время эпидемии гриппа?
Д) Нужно ли укреплять иммунную систему?
Е) Что такое иммунитет?
Ж) Назовите примеры закаливания человека?
З) Нужно ли делать предупредительные прививки во
время гриппа?
И) В каких продуктах питания содержится много
витамина С?
К) Почему в эпидемию гриппа нужно есть много
чеснока и лука?
4. Конкурс «Изготовление ватно-марлевой повязки»
На каждую парту (на двоих учеников) дается марля, вата, ножницы. Первые три пары по изготовлению повязки будут являться победителями конкурса.
5. Закрепление
6. Подведение итогов урока (выводы)
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним
критерии признаки живых организмов.
Для живого хаpaктерны следующие критерии:
- Единство химического состава
- Обмен веществ и энергии
- Способность к самовоспроизведению
- Наследственность
- Изменчивость
- Способность к росту и развитию
- Раздражимость
- Авторегуляция
Лишь весь этот комплекс критериев можно
считать достаточным и необходимым для
определения живого. Если тело не отвечает
хотя бы одному критерию, то его живым чситать
нельзя.
Теперь давайте вспомним хаpaктеристики вирусов:
- Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют
- Вирусы не выpaбатывают энергии, не потрeбляют пищи
- Вирусы не растут и не имеют обмена веществ
Но они способны:
- Воспроизводить себе подобных
- Обладают наследственностью и изменчивостью
– Какой вывод можно сделать, вирусы – живые или неживые организмы?
Вирусы относятся к живым организмам, т.к.
обладают рядом свойств живого организма.
Но вирусы отличаются от живых организмов:
- Могут существовать только как внутриклеточные паразиты и не могут размножаться вне клеток тех организмов, в которых паразитируют
- Содержат лишь один из типов нуклеиновых кислот – либо ДНК, либо РНК
- Для размножения нужна только нуклеиновая кислота
- Не имеют собственных систем метаболизма
Посмотрим на доску и проверим, все ли наши предварительные высказывания о вирусах были верными?
Проверяем высказывания, дополняем их и записываем в тетрадь.
7. Домашнее задание:
Параграф учебника №2.11 (стр. 79-85), записи в
тетрадях.
Подготовить сообщения о вирусных заболеваниях
человека «Энцефалит», «СПИД». «Полиемиелит»,
«Оспа».
Комментарии:
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
04 12 2025 18:39:25
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
03 12 2025 2:39:16
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу.
...
02 12 2025 10:48:27
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
01 12 2025 1:27:47
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
30 11 2025 12:50:10
На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....
29 11 2025 14:25:50
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
28 11 2025 2:35:56
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
27 11 2025 15:10:59
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
26 11 2025 12:29:56
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах.
...
25 11 2025 17:39:50
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
24 11 2025 20:45:17
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
23 11 2025 20:22:39
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
22 11 2025 6:35:16
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
21 11 2025 13:50:22
Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
20 11 2025 21:20:22
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
19 11 2025 15:37:23
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
18 11 2025 5:54:54
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии.
...
17 11 2025 13:36:36
Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....
16 11 2025 8:46:52
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
15 11 2025 20:27:57
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
14 11 2025 0:22:52
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
13 11 2025 19:17:25
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
12 11 2025 6:56:45
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
11 11 2025 0:13:39
Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию.
...
10 11 2025 10:34:56
"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....
09 11 2025 6:56:26
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
08 11 2025 11:34:42
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
07 11 2025 2:39:20
Урок направлен на актуализацию представлений учащихся о воздействии температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье, помогает формировать позитивное отношение к различным способам снижения рисков, связанных с нeблагоприятными воздействиями температуры окружающей (внешней) среды на организм человека и его здоровье. На уроке имеется возможность обучить основным приемам воздушного закаливания в целях укрепления своего здоровья....
06 11 2025 7:33:36
Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....
05 11 2025 16:51:51
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
04 11 2025 22:33:59
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
03 11 2025 4:19:15
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
02 11 2025 19:36:43
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
01 11 2025 16:31:54
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
31 10 2025 8:44:20
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
30 10 2025 3:57:20
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
29 10 2025 5:12:37
Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....
28 10 2025 5:31:47
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
27 10 2025 18:46:54
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
26 10 2025 13:47:52
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
25 10 2025 6:32:45
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека.
В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.
...
24 10 2025 7:49:46
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
23 10 2025 15:24:44
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....
22 10 2025 2:42:29
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
21 10 2025 0:58:29
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
20 10 2025 3:36:40
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
19 10 2025 14:14:11
<p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p>
...
18 10 2025 1:55:30
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
17 10 2025 21:29:31
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
16 10 2025 9:49:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




