Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"
Тема: Профильное обучение на основе: «Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии».
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективно учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, что ученик, который учиться самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объясняют.
Основные цели, которые я ставлю перед собой это:
- повышение качества знаний учащихся через, качества преподавания предмета.
- усиление пpaктической направленности в преподавании биологии.
Переориентация биологического образования на компетентный подход позволяет мне акцентировать внимание на тех знаниях и умениях, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентаций, востребованы в жизни самого ученика. Те знания, которые я им даю должны использоваться ими в повседневной жизни при решении пpaктических задач. Преподавание веду в профильных естественнонаучных классах -8, 9, и 11. Оно позволяет учащимся обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения биологии с учетом их интересов.
Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать профессиональную подготовку необходимую для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Актуальным вопросом для меня является то, что развитие познавательной компетентности у учащихся по биологии во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.
Особенности педагогического воздействия на учащихся с целью формирования познавательных компетентностей в зависимости от уровня развития их творческой активности и хаpaктера деятельности планирую по трем возрастным ступеням.
Каждый из которых, превалирует у учащихся разного возраста.
У младших школьников –––> эмоциональный компонент
У подростков –––> интеллектуальный
У старшеклассников –––> волевой
В своей работе я учитываю эту закономерность.
Познавательный интерес связан со стремлением
учащихся к познанию глубоких теоретических
вопросов, мировоззренческих и методологических
знаний, умением осуществлять деятельность не по
образцу, а оригинально, своим особым путем.
Это нужно формировать путем организации
самостоятельной поисковой деятельности у
подростков. И когда ребенок прошел все эти Ш
уровня у него сформировалась познавательная
компетентность в процессе обучения биологии.
Для достижения этой компетентности я использую
элементы различных технологий, методы и приемы
обучения.
Проблема: «Современный урок биологии,– какой он?»
Размышляя над этим вопросом, я пришла к разработки своей педагогической технологии связанной с развития познавательной компетентности.
В своей работе больше использую нетрадиционные формы урока: урок исследования, урок аукцион, урок творческих проектов и другие.
Разные типы уроков биологии в современных условиях работы позволяют мне решать самые разнообразные дидактические задачи.
В процессе своей педагогической деятельности постоянно ищу способы активации работы учащихся на уроке. Из способов повышения самостоятельной познавательной активности учащихся выбрала обучение приемам мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В настоящее время востребован специалист, который не будет гадать инструкции, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
В старших классах использую метод проектов. Создание опopных конспектов отличается тем, что ученик осознает постановку самой задачи, оценивает новый опыт, контролирует эффективность собственных действий. Словом идет проектирование решения тех или иных проблем. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности – «проектной».
Один из вариантов реализации метода проектов в профильной школе – использую проектирование опopных конспектов.
Фундамент этого вида деятельности закладываю в основной школе. Начиная с 6 класса, я последовательно объясняю, а учащиеся изучают технологию проектирования опopного конспекта (ОК).
В профильных классах учащиеся уже самостоятельно составляют творческие опopные конспекты (ТОК). У каждого в рабочей тетради включена инструкция по составлению ОК.
Вот уже второй год в свою педагогическою деятельность, ввожу элементы вузовской технологии.
Это семинарские занятия – организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по разным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.
С целью активизации мыслительной деятельности учеников, пробуждение у них интереса к обсуждаемому вопросу, включаю в семинар элементы новизны, а именно:
– тщательно продумываю подбор новых по
формулировке и обобщающих по смыслу вопросов;
– привожу новые интересные факты;
– использую ЦОРы.
Нетрадиционный подход к организации и проведению уроков, лекций, семинаров и зачетов в большей мере способствует повышению познавательной компетентности учащихся профильных классов и качества биологического образования.
Моделируя урок, я с большей ответственностью отношусь к подбору контрольных вопросов и заданий по биологии.
В планировании дидактического комплекса (вопросов и заданий) для контроля компетентности учащихся по биологии учитываю:
- Объем и сложность учебного материала;
- Возраст;
- Способность и уровень подготовленности учащихся;
- Разнообразие и хаpaктер применяемых методов обучения;
- Хаpaктер и степень интенсификации и оптимизации;
- Установленные сроки для выполнения заданий и другие факторы сопровождающие учебный процесс.
Контроль знаний – который использую, одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса.
В методике обучения биологии утвердилось 4 вида контроля, которые на мой взгляд отражают компетентность учащихся.
Процесс оценивания познавательной компетентности учащихся провожу в баллах. Эта система накопительного типа.
В целом система контроля познавательной компетентности строится на основе методических хаpaктеристик, включающих:
– цели; – функции; – этапы; – способы и
средства; – взаимосвязь контроля;
– взаимоконтроля и самоконтроля; – особенности
учащихся;
– методику его проведения;
Концепция моего педагогического проекта – это четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей позволяет мне решать основную задачу школы создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности т.е. формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельный опыт. В этом случае обучение выступает как средство решения учебных проблем.
Все это позволяет мне реализовать идеи модернизации образования, образование для устойчивого развития, в числе которых формирование ключевых компетенций:
«Для современного человека компетентности важнее, чем просто за запас знаний».
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
29 11 2023 8:59:28
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
28 11 2023 15:31:33
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
27 11 2023 13:27:43
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
26 11 2023 4:31:45
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
25 11 2023 7:40:15
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
24 11 2023 12:28:13
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
23 11 2023 2:53:24
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
22 11 2023 16:46:38
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
21 11 2023 6:46:26
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
20 11 2023 14:44:37
На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....
19 11 2023 2:30:56
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
18 11 2023 21:13:55
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
17 11 2023 7:44:56
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат.
...
16 11 2023 1:54:30
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
15 11 2023 6:24:29
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
14 11 2023 9:27:15
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
13 11 2023 6:54:18
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
12 11 2023 16:48:15
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Глухие и слабослышащие дети в сотрудничестве с педагогом охотно используют различные способы решения поставленных проблем, учатся строить простейшие объяснительные гипотезы и модели....
11 11 2023 12:42:38
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
10 11 2023 17:40:15
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
09 11 2023 6:24:23
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
08 11 2023 22:59:48
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
07 11 2023 5:56:55
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
06 11 2023 18:45:17
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу.
...
05 11 2023 17:16:47
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
04 11 2023 18:24:16
Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....
03 11 2023 3:49:36
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
02 11 2023 11:35:57
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
01 11 2023 23:58:51
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
31 10 2023 17:18:18
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
30 10 2023 18:44:44
Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....
29 10 2023 22:31:45
Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....
28 10 2023 9:33:27
Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....
27 10 2023 7:51:18
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
26 10 2023 8:24:45
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
25 10 2023 2:11:39
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
24 10 2023 5:26:21
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
23 10 2023 4:21:42

В школе-интернате санаторного типа обучаются дети с нарушениями опopно-двигательного аппарата, тема актуальна. Интегрированный урок с ЛФК объясняет новую тему, ученики осознанно и с большим энтузиазмом выполняют комплекс упражнений. Актуализируют знания о скелете человека, обращая внимание на строение и форму позвоночника. Предусмотрена индивидуальная работа, в парах и группах, проектная деятельность....
22 10 2023 2:43:41
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
21 10 2023 5:39:46
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
20 10 2023 22:32:28
Клуб выходного дня - форма внеклассной работы, позволяющая преодолеть психологические барьеры между учащимися разных возрастов, развивать их творчество, самостоятельность и самодеятельность, коммуникативные навыки; способствующая активному включению родителей в досуговую деятельность ребенка и его окружения. Подобный праздник можно посвятить любому животному или растению, за которым дети ухаживают и наблюдают. Учащиеся целенаправленно работают с источниками информации, расширяют кругозор, бережнее и внимательнее относятся к окружающей их живой природе.
...
19 10 2023 10:46:22
Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....
18 10 2023 22:36:51
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
17 10 2023 20:36:53
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям.
...
16 10 2023 22:45:44
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
15 10 2023 4:39:32
На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....
14 10 2023 16:48:46
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
13 10 2023 3:21:37
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
12 10 2023 3:56:16
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
11 10 2023 2:48:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::