Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"
Тема: Профильное обучение на основе: «Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии».
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективно учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, что ученик, который учиться самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объясняют.
Основные цели, которые я ставлю перед собой это:
- повышение качества знаний учащихся через, качества преподавания предмета.
- усиление пpaктической направленности в преподавании биологии.
Переориентация биологического образования на компетентный подход позволяет мне акцентировать внимание на тех знаниях и умениях, которые наиболее значимы для формирования ценностных ориентаций, востребованы в жизни самого ученика. Те знания, которые я им даю должны использоваться ими в повседневной жизни при решении пpaктических задач. Преподавание веду в профильных естественнонаучных классах -8, 9, и 11. Оно позволяет учащимся обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения биологии с учетом их интересов.
Введение профильного обучения биологии предоставило возможность ученику формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать профессиональную подготовку необходимую для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.
Актуальным вопросом для меня является то, что развитие познавательной компетентности у учащихся по биологии во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.
Особенности педагогического воздействия на учащихся с целью формирования познавательных компетентностей в зависимости от уровня развития их творческой активности и хаpaктера деятельности планирую по трем возрастным ступеням.
Каждый из которых, превалирует у учащихся разного возраста.
У младших школьников –––> эмоциональный компонент
У подростков –––> интеллектуальный
У старшеклассников –––> волевой
В своей работе я учитываю эту закономерность.
Познавательный интерес связан со стремлением
учащихся к познанию глубоких теоретических
вопросов, мировоззренческих и методологических
знаний, умением осуществлять деятельность не по
образцу, а оригинально, своим особым путем.
Это нужно формировать путем организации
самостоятельной поисковой деятельности у
подростков. И когда ребенок прошел все эти Ш
уровня у него сформировалась познавательная
компетентность в процессе обучения биологии.
Для достижения этой компетентности я использую
элементы различных технологий, методы и приемы
обучения.
Проблема: «Современный урок биологии,– какой он?»
Размышляя над этим вопросом, я пришла к разработки своей педагогической технологии связанной с развития познавательной компетентности.
В своей работе больше использую нетрадиционные формы урока: урок исследования, урок аукцион, урок творческих проектов и другие.
Разные типы уроков биологии в современных условиях работы позволяют мне решать самые разнообразные дидактические задачи.
В процессе своей педагогической деятельности постоянно ищу способы активации работы учащихся на уроке. Из способов повышения самостоятельной познавательной активности учащихся выбрала обучение приемам мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В настоящее время востребован специалист, который не будет гадать инструкции, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.
В старших классах использую метод проектов. Создание опopных конспектов отличается тем, что ученик осознает постановку самой задачи, оценивает новый опыт, контролирует эффективность собственных действий. Словом идет проектирование решения тех или иных проблем. Отсюда и название метода, обеспечивающего формирование компетентности – «проектной».
Один из вариантов реализации метода проектов в профильной школе – использую проектирование опopных конспектов.
Фундамент этого вида деятельности закладываю в основной школе. Начиная с 6 класса, я последовательно объясняю, а учащиеся изучают технологию проектирования опopного конспекта (ОК).
В профильных классах учащиеся уже самостоятельно составляют творческие опopные конспекты (ТОК). У каждого в рабочей тетради включена инструкция по составлению ОК.
Вот уже второй год в свою педагогическою деятельность, ввожу элементы вузовской технологии.
Это семинарские занятия – организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по разным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.
С целью активизации мыслительной деятельности учеников, пробуждение у них интереса к обсуждаемому вопросу, включаю в семинар элементы новизны, а именно:
– тщательно продумываю подбор новых по
формулировке и обобщающих по смыслу вопросов;
– привожу новые интересные факты;
– использую ЦОРы.
Нетрадиционный подход к организации и проведению уроков, лекций, семинаров и зачетов в большей мере способствует повышению познавательной компетентности учащихся профильных классов и качества биологического образования.
Моделируя урок, я с большей ответственностью отношусь к подбору контрольных вопросов и заданий по биологии.
В планировании дидактического комплекса (вопросов и заданий) для контроля компетентности учащихся по биологии учитываю:
- Объем и сложность учебного материала;
- Возраст;
- Способность и уровень подготовленности учащихся;
- Разнообразие и хаpaктер применяемых методов обучения;
- Хаpaктер и степень интенсификации и оптимизации;
- Установленные сроки для выполнения заданий и другие факторы сопровождающие учебный процесс.
Контроль знаний – который использую, одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса.
В методике обучения биологии утвердилось 4 вида контроля, которые на мой взгляд отражают компетентность учащихся.
Процесс оценивания познавательной компетентности учащихся провожу в баллах. Эта система накопительного типа.
В целом система контроля познавательной компетентности строится на основе методических хаpaктеристик, включающих:
– цели; – функции; – этапы; – способы и
средства; – взаимосвязь контроля;
– взаимоконтроля и самоконтроля; – особенности
учащихся;
– методику его проведения;
Концепция моего педагогического проекта – это четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей позволяет мне решать основную задачу школы создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности т.е. формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных коммуникативных, развивающих, творческих задач, опираясь на социально-деятельный опыт. В этом случае обучение выступает как средство решения учебных проблем.
Все это позволяет мне реализовать идеи модернизации образования, образование для устойчивого развития, в числе которых формирование ключевых компетенций:
«Для современного человека компетентности важнее, чем просто за запас знаний».
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
27 11 2024 4:10:39
Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....
26 11 2024 2:59:52
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...
25 11 2024 14:36:51
Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....
24 11 2024 2:10:56
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
23 11 2024 13:50:14
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
22 11 2024 18:33:22
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
21 11 2024 0:53:56
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
20 11 2024 8:27:48
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
19 11 2024 9:51:56
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
18 11 2024 7:24:55
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
17 11 2024 1:25:12
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...
16 11 2024 4:51:47
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
15 11 2024 6:21:55
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
14 11 2024 10:48:12
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...
13 11 2024 13:19:54
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
12 11 2024 14:19:11
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
11 11 2024 21:33:15
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
10 11 2024 3:32:48
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
09 11 2024 10:53:28
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
08 11 2024 8:34:45
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
07 11 2024 6:43:30
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
06 11 2024 15:59:57
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...
05 11 2024 7:55:12
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
04 11 2024 14:31:27
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
03 11 2024 8:52:16
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
02 11 2024 10:35:20
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...
01 11 2024 23:15:14
Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...
31 10 2024 0:13:58
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
30 10 2024 11:21:32
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
29 10 2024 20:23:48
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...
28 10 2024 23:10:20
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...
27 10 2024 11:43:12
Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, переpaбатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....
26 10 2024 19:21:32
В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
25 10 2024 21:16:47
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...
24 10 2024 9:39:56
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
23 10 2024 0:40:13
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
22 10 2024 6:43:15
Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....
21 10 2024 12:29:59
На уроке содержание обучения представляется в информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д....
20 10 2024 11:18:43
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
19 10 2024 15:45:17
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
18 10 2024 21:24:49
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
17 10 2024 13:44:23
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
16 10 2024 15:29:47
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
15 10 2024 23:45:12
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
14 10 2024 12:12:27
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
13 10 2024 19:47:45
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...
12 10 2024 2:52:15
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
11 10 2024 13:27:52
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
10 10 2024 2:56:21
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
09 10 2024 20:35:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::