Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс


    Методическая разработка урока биологии на тему "Витамины". 8-й класс

Цель урока:  сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека.

Требования к результатам обучения:

Предметные УУД: Научиться давать определение понятия  витамины; различать  водорастворимые и жирорастворимые витамины; хаpaктеризовать влияние витаминов на обмен веществ человека; приводить примеры авитаминозов и гипервитаминозов; знать правила применения таблетированых витаминов.

Метапредметные УУД:

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.
Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.
Коммуникативные:воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.
Личностные УУД: Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания роли витаминов в обмене веществ человека; влияния недостатка или избытка витаминов на здоровье человека; необходимости составления правильного рациона питания.

Тип урока: урок открытия  нового знания.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация  «Витамины»; раздаточный материал; иллюстрации, тексты, ватман, маркеры, тесты, карточки для рефлексии, продукты питания, таблетированые  витамины.

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, фронтальная беседа, выступления учащихся с сообщениями, работа в группах, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, почему мы приветствуем друг друга именно так? (предполагаемый ответ – желаем здоровья).
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.
– Что помогает нам сохранить здоровье? (предполагаемый ответ – занятия спортом, отсутствие вредных привычек, правильное питание)
– Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?
– Какие питательные вещества содержатся в пище?
– Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?
– Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

– Прослушайте текст, постарайтесь понять о каких веществах в нем говорится. (Текст № 1) – предполагаемый ответ «о витаминах»

Текст № 1

Русский врач Николай Иванович Лунин проводил опыты с белыми мышами, имея перед собой цель, выяснить роль микроэлементов в питании. В своих опытах он использовал две группы мышей: одна питалась естественным молоком, другая – искусственным, приготовленным из молочного жира, молочного сахара, казеина, выделенного из натурального молока, и собственно солей – микроэлементов.
Контрольная группа белых мышей, питавшаяся натуральным молоком, была здорова и развивалась нормально. Мыши из другой группы, которую кормили искусственным молоком, чахли, теряли аппетит и, в конце концов, погибли.
Этот факт навел Лунина на мысль о том, что кроме всех, известных на тот момент питательных элементов, считавшихся жизненно важными и необходимыми, существуют еще какие-то, без которых пища теряет свою жизненную ценность. Что это за элементы, Николай Иванович, не мог дать ответа. Однако результаты опыта и свои предположения исследователь обнародовал в научных кругах.
– Существование каких веществ предположил Н.И. Лунин? (Предполагаемый ответ – витаминов).

Значит тема нашего урока – … (Предполагаемый ответ «Витамины»).
Запишите тему урока в тетрадь.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Предполагаемый ответ «узнать какую роль играют витамины, как они поступают в организм»)
Действительно,  цель нашего урока узнать,  какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по-иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

III. Актуализация знаний

– Итак, мы выяснили, что впервые о существовании жизненно важных веществ, участвующих в обмене веществ высказал предположение в 1881 году  Николай Иванович Лунин.
А вот впервые выделил витамины в 1912 году польский ученый Казимир Функ и предложил их назвать витамины (от латинского «вита» – жизнь, «амин» – содержащий азот), а болезни, вызванные их недостатками, – авитаминозами.
  
– Что вы слышали о витаминах? (Различные высказывания школьников).
Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.
  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
  • Витамины нужно принимать  только зимой и весной.
  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

IV. Постановка проблемного вопроса:

– Правдивы ли эти высказывания? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
     
V. Первичное усвоение новых знаний

1. Определение витаминов, их роль в организме

Изучите текст параграфа 37 на стр. 188 и выясните:  что такое витамины, как их принято называть, на какие группы их можно классифицировать, как называются состояния, возникающие при нехватке или, напротив,  избытке витаминов в организме.

Фронтальная беседа по результатам работы с текстом учебника (предполагаемые ответы – Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. В отличие от ферментов,  большинство витаминов не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А, D, Е, К)
При длительном недополучении  организмом, какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все-таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого-либо витамина.)

2. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека

– Сегодня  мы остановимся на изучении витаминов А, С, D, B. Работать будем в группах. На ваших столах присутствует информативный материал об одном из изучаемых витаминов. Ваша задача, проанализировать этот материал и презентовать его классу. По ходу презентаций, в тетрадях следует заполнить таблицу о хаpaктеристике витаминов.

 (Выступления представителей каждой группы с презентацией, заполнение таблицы).

Хаpaктеристика витаминов


Витамин

Водорастворимый или жирорастворимый

Суточная потребность
(мг)

Источники витамина

Проявление авитаминоза

А

 

 

 

 

В

 

 

 

 

С

 

 

 

 

D

 

 

 

 

Проанализируйте заполненную таблицу.  Сделайте выводы.
– Какой витамин самый важный?
– Что является источником витаминов в организме?
– Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?
– Как восполнить недостаток витаминов в организме?
– Как часто и в каком количестве нужно употрeбллять готовые витаминные препараты?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потрeбление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.
 
3. Сохранение витаминов в продуктах питания

Самостоятельно прочитайте текст параграфа 37 стр.19  и ответьте на вопрос:

– Как сохранить витамины при приготовлении пищи?

Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

– А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
На своих столах найдите информацию о веществах, приводящих к разрушению витаминов, проанализируйте ее в группе.

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
никотин – разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

– Каким образом вещества, разрушающие витамины,  могут попасть в организм человека? (Предполагаемый ответ – со спиртными напитками, при курении, употрeблении большого количества кофе и чая, лекарственных препаратов)

Вывод: Алкоголь, никотин, некоторые лекарственные препараты разрушают витамины.

VI. Первичная проверка понимания

1. Решение проблемной ситуации

– Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.
(На доске вывешиваются фактические сведения о витаминах и сравниваются с предположениями).

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать  только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.

2. Давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

(Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь).

  • Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
  • Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
  • Больше времени бывать на улице.
  • Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употрeбллять чай и кофе.
  • Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
  • Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
  • Не злоупотрeбллять витаминами.

3. Составьте схему-конспект по теме урока, опираясь на  полученные (работа группы на листе ватмана)

4. На столе стоит пустая корзинка, предлагаю ее наполнить, тем, что соответствует принципам правильного питания.

VII. Рефлексия

– Предлагаю оценить нашу работу на уроке. Какие оценки и кому, по вашему мнению, можно поставить? Подарите смайлики от своей группы, соответствующие вашей оценке работы на уроке, другим группам. Оцените урок, своими индивидуальными смайликами.

VIII. Домашнее задание: изучить параграф  37 «Витамины», вопросы и задания после параграфа, используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах К, Е, РР   (индивидуальные задания).



Комментарии:

Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"


    Открытый урок в 8-м классе "Энерготраты человека и пищевой рацион"

      На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....

19 10 2025 7:52:35

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс


    Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

      Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

18 10 2025 20:47:49

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"


    Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

      По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...

17 10 2025 3:40:48

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"


    Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

      Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

16 10 2025 3:31:39

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

15 10 2025 12:52:12

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс


    Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

      Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

14 10 2025 10:21:35

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

13 10 2025 22:49:21

Царство грибов


    Царство грибов

      Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

12 10 2025 23:22:40

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

11 10 2025 14:56:22

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

10 10 2025 1:36:59

Урок биологии на тему "Кожа и ее производные элементы"

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....

09 10 2025 8:52:38

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

08 10 2025 9:39:15

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

07 10 2025 7:14:55

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс


    Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

      В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

06 10 2025 2:59:58

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование


    Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

      Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

05 10 2025 18:16:49

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

04 10 2025 8:44:22

Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"


    Интегрированный урок (технология + биология) "Сто одежек"

      Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....

03 10 2025 8:24:10

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

02 10 2025 1:46:28

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

01 10 2025 9:45:23

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

30 09 2025 1:54:12

Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Свет как абиотический фактор"

      Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений". ...

29 09 2025 23:31:51

Использование слайдовой презентации на уроке биологии


    Использование слайдовой презентации на уроке биологии

      Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

28 09 2025 17:30:54

Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс


    Отдел Покрытосеменные. Общая хаpaктеристика и значение в природе. 6-й класс

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

27 09 2025 2:59:37

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

26 09 2025 18:52:34

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

      В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...

25 09 2025 7:36:51

Здоровой коже и врач не нужен


    Здоровой коже и врач не нужен

      Урок проводится в 9-м классе после изучения темы «Пищеварительная система». В русской народной сказке «Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

24 09 2025 9:35:15

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"


    Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

      Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

23 09 2025 1:58:33

Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс


    Урок зоологии "Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих". 7-й класс

      Урок преследуют следующие цели: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих; развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Урок основан на технологии проектного обучения в пpaктической части урока....

22 09 2025 19:33:49

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

21 09 2025 9:46:31

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. 8-й класс

На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....

20 09 2025 11:57:38

Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающий урок биологии по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок-игра – одна из интересных форм обобщения знаний по классификации типа члeнистоногие; определяет место члeнистоногих в системе органического мира; закрепляет полученные знания....

19 09 2025 22:46:26

Гигиена кожи. 8-й класс


    Гигиена кожи. 8-й класс

      Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

18 09 2025 16:39:50

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

17 09 2025 8:31:56

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера


    Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

      Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

16 09 2025 7:36:18

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"


    Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

      Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

15 09 2025 16:37:17

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....

14 09 2025 18:36:39

Профильный курс "Основы медицинских знаний"


    Профильный курс "Основы медицинских знаний"

      Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....

13 09 2025 22:46:25

Многообразие живого мира


    Многообразие живого мира

      Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....

12 09 2025 15:42:41

Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"


    Учебно-полевая пpaктика "Растительный мир улуса"

      Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней. ...

11 09 2025 13:49:39

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода


    Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

      В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к ЕГЭ применительно к упомянутой теме....

10 09 2025 19:37:46

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"


    Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

      На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

09 09 2025 14:18:10

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

08 09 2025 6:53:14

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

07 09 2025 17:55:34

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

06 09 2025 10:32:19

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

      Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

05 09 2025 15:56:34

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

04 09 2025 7:32:54

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

03 09 2025 15:21:39

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе


    Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

      Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

02 09 2025 21:32:49

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

01 09 2025 3:21:27

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

31 08 2025 20:24:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::