Открытый урок биологии
Эпиграф: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н. Толстой)
Задачи урока:
- Образовательные – обеспечить в ходе урока усвоение знаний о значении воды, как для отдельных частей растения, так и для жизнедеятельности целого организма; закрепление следующих основных понятий: растения разных мест обитания.
- Воспитательные - воспитание честности и трудолюбия; применяя принципы ценности, субъектности, содействовать формированию ценностного отношения к природе;
- Развивающие – развивать интеллектуальные умения при работе с текстом параграфа и натуральными объектами, такие как анализ и синтез, выделение главного, установления причинно-следственных связей; развивать умения слушать и слышать; развивать коммуникативные умения работать в группе;
развивать умение красиво, кратко и эмоционально выражать свои мысли;
развивать эмоции учащихся, созерцая натуральные объекты и красивые иллюстрации в презентации.
Тип и вид урока: изучение нового материала, комбинированный.
Продолжительность: 40 минут, для сильного класса.
Класс: 6, по авторской линии И.Н. Пономарёвой, наполняемость класса 20-24 ученика.
На уроке применяется личностно-ориентированная педтехнология, исследовательский метод.
Подготовительный этап:
- Распечатать карточки для работы в парах.
1 пара
Теоретики
«Вода и семена»В тексте учебника биологии на странице 45 найти ответ на вопрос:
Какова взаимосвязь данных понятий?1 пара
Пpaктики
«Вода и семена»Рассмотрите предложенные опытные образцы и определите:Каким образом вода повлияла на данную часть растения? 2 пара
Теоретики
«Вода и корни»В тексте учебника биологии на странице 112-113 или рисунке 74 найти ответ на вопрос:
Какова взаимосвязь данных понятий?2 пара
Пpaктики
«Вода и корни»Рассмотрите предложенные опытные образцы и определите:Каким образом вода повлияла на данную часть растения? 3 пара
Теоретики
«Вода и лист»В тексте учебника биологии на странице 112-113 или на рисунке 49 найти ответ на вопрос:
Какова взаимосвязь данных понятий?3 пара
Пpaктики
«Вода и лист»Рассмотрите предложенные опытные образцы и определите:Каким образом вода повлияла на данную часть растения? 4 пара
Теоретики
«Вода и стебель»В тексте учебника биологии на странице 112-113 илина рисунке 56найти ответ на вопрос:
Какова взаимосвязь данных понятий?4 пара
Пpaктики
«Вода и стебель»Рассмотрите предложенные опытные образцы и определите:Каким образом вода повлияла на данную часть растения? - Распечатать вопросы суждения для учащихся-экспертов.
1. Работайте с текстом учебника на странице 112-113, письменно ответить на вопрос-суждение:
Как доказать, что вода поддерживает упругое состояние клеток растения ?3. Работайте с текстом учебника на странице 112-113, письменно ответить на вопрос-суждение:Каким образом в растении поддерживается водный обмен? 2. Работайте с текстом учебника на странице 112-113, письменно ответить на вопрос-суждение:
Почему для растения важно осуществлять водообмен с окружающей средой?4. Работайте с текстом учебника на странице 112-113, письменно ответить на вопрос-суждение: Каким образом специализируются части растения для осуществления водообмена? - Заложить заранее опыты.
1 пара
Пpaктики
«Вода и семена»«Условия прорастания семян».
1 пробирка = сухие семена
2 пробирка = немного воды + семена
3 пробирка = много воды + семена2 пара
Пpaктики
«Вода и корни»«Укоренение побегов»
1вариант.
Черенки побегов традесканции в пробирке с водой. (Опыт заложить за 2 недели урока).
2 вариант.
Стeблевые отпрыски хлорофитума в воде.3 пара
Пpaктики
«Вода и лист»«Испарение воды листьями».
Смотри методику в учебнике биологии В.А. Корчагиной 6-7 класс, на странице 69. М. «Просвещение», 1992
1 пробирка = вода
2 пробирка = вода + растительное масло
3 пробирка = вода + растительное масло + побег традесканци4 пара
Пpaктики
«Вода и стебель»«Передвижение воды по сосудам древесины».
1 пробирка = стебель древесного растения без воды
2 пробирка = вода + стебель древесного растения - Сильные учащиеся готовят информационный проект (презентацию) по теме: «Экологические группы растений по отношению к воде».
- Уточнить схему оформления опopного конспекта на доске.
- Продумать оформление на доске для подведения итогов результатов работы каждого ученика на уроке.
- Рабочий лист (самооценки) учащегося распечатать.
- Рабочий лист учителя.
Лист самооценки ученика. Приложение 3
Рабочий лист учителя.
Методы, приёмы и средства | Этапы урока | Время | Что делает учитель? | Что делают ученики? |
Вводная беседа | Оргмомент | 1 мин | Настраивает на урок, сообщает цель урока. | Занимают рабочие места. |
Творческое домашнее задание, работа в группах. | Актуализация знаний | 7 мин | Ставит условия, слушает, оценивает. | Отвечают «ёмкой фразой». «Вода – это…..» |
Работа в парах «теоретики – пpaктики» | Изучение нового материала | 6 мин | Уточняет задания для групп. | Выполняют работу: А) теоретики Б) пpaктики В) эксперты |
«Цейтнот», отчёт о работе в парах. | Предъявляют результаты работы | 10 мин | Слушает, уточняет, оформляет опopную схему на доске. | Отчитываются (группы А и Б), Слушают, обобщают по схеме. |
Релаксация | Физминутка | 1 мин | Предлагает упражнения по теме «Развитие побега из зародыша семени». | Вспоминают условия и этапы развития зародыша, выполняют упражнения. |
Презентация | Информационныйпроект | 7 мин | Настраивает на работу. | Слушают и смотрят, фиксируют в тетради. |
Тест соответствия «рисунок- подпись» | Закрепление знаний | 5 мин | Объясняет условия, проводит тестирование, называет правильные ответы. | Выполняют индивидуально в тетради, проверяют и оценивают. |
Домашнее задание | 2 мин | Объясняет: Лабораторная работа 13. Выполнить пункты 1 и 4. |
Записывают в дневник: п.31, (лабораторная работа по желанию) |
|
Рефлексия | Подведение итогов | 3 мин | Обобщает, предлагает вопросы | Отчитываются (группа В), Слушают, дополняют. |
«Цветопись» | Самоанализ урока | Дарит умные мысли в подарок. | Оценивают свою деятельность на уроке. |
Презентация, Информационный проект.
Комментарии:
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
03 07 2025 8:35:44
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
02 07 2025 23:57:25
Кольчатые черви обладают рядом прогрессивных признаков, к числу которых относится появление сегментации, целома, кровеносной и дыхательной систем, а также повышение организации выделительной и нервной систем....
01 07 2025 19:28:41
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
30 06 2025 5:17:19
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
29 06 2025 6:51:38
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
28 06 2025 1:51:37
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
27 06 2025 10:11:15

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
26 06 2025 22:24:51
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
25 06 2025 11:20:16
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
24 06 2025 3:18:15
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
23 06 2025 7:16:35
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
22 06 2025 10:11:12
Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....
21 06 2025 3:35:44

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
20 06 2025 19:10:59
Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности.
...
19 06 2025 17:20:57
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
18 06 2025 21:37:37
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
17 06 2025 21:49:56
Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....
16 06 2025 7:11:15
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
15 06 2025 4:55:17
Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....
14 06 2025 16:42:46
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
13 06 2025 10:26:53

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....
12 06 2025 2:34:43
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
11 06 2025 8:26:45
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....
10 06 2025 9:44:34
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
09 06 2025 13:42:30
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
08 06 2025 0:16:24
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
07 06 2025 19:36:25
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
06 06 2025 8:20:59
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
05 06 2025 6:34:25
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
04 06 2025 18:27:53
Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....
03 06 2025 19:47:50
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
02 06 2025 19:30:36
Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....
01 06 2025 12:33:30
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
31 05 2025 16:47:46
В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....
30 05 2025 6:38:28
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
29 05 2025 13:59:29
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
28 05 2025 22:30:18

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
27 05 2025 12:22:27
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
26 05 2025 1:42:56
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
25 05 2025 15:31:17
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
24 05 2025 12:52:54
Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ. Процесс почвенного питания Процессы поступления в организм растения...
23 05 2025 18:57:10

Дети учатся быть здоровыми душой и телом, берегут здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы....
22 05 2025 0:36:22
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
21 05 2025 14:24:24
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
20 05 2025 17:21:43
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
19 05 2025 11:59:59
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
18 05 2025 20:55:18
В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....
17 05 2025 10:15:57
Урок разработан для учебника: Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10–11-х кл. общеобразовательных учреждений. На уроке организуется групповая работа, в ходе которой ребята предлагают варианты решения глобальной проблемы – сохранения многообразия видов....
16 05 2025 16:52:25
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
15 05 2025 21:26:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::