Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

Цель: повысить уровень информированности подростков о механизме работы ИС.

образовательные

  1. сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни;
  2. раскрыть материал о защитных свойствах организма;
  3. познакомить и объяснить сущность СПИДа.

развивающие

  1. развить умение обосновывать свое мнение;
  2. сформировать умение делать выводы.

воспитательные

  1. воспитать бережное отношение к здоровью своему и окружающих;
  2. уважение к людям.

Задачи:

  1. Рассказать о роли кожи, слизистой в защитной системе организма
  2. Раскрыть механизм иммунной защиты на клеточном уровне
  3. Объяснить основные функции иммунной системы человека
  4. Проинформировать о разрушительном действии ВИЧ на ИС.

План занятия

Этап Продолжительность
1. Знакомство. Введение 5 мин.
2. Информационный блок – презентация “Видимая и невидимая зашита” 15 мин.
3. Комментарий инструктора о нарушениях в работе ИС (ВИЧ) 15 мин.
4. Завершение работы 5 мин.

План-конспект

Знакомство. Введение (5 мин.)

Учитель представляет цель и задачи семинара, совсем не обязательно, чтобы это было продекларировано с листа.

Выбирает форму знакомства, но нужно помнить, что они, прежде всего, ограничены во времени.

Например, для создания непринужденной обстановки можно предложить учащимся поиграть.

Игра на знакомство “Олени”

Вы знаете, как олени приветствуют друг друга?

Сначала они трутся одним ухом друг о друга, затем другим. Ребятам предлагается встать в два круга, лицом друг к другу. Каждый участник приветствует всех, подобно оленям, при этом важно, чтобы двигался только один круг участников.

Информационный блок (15 мин.)

В зависимости от технического оснащения кабинета, ведущие используют компьютерную презентацию, или слайды в напечатанном виде.

Ведущие (учащиеся школы) комментирует презентацию.

Учитель:

- Ребята, все вы смотрели один из популярных сериалов на первом канале “Остаться в живых”. Почему это фильм так называется? (беседа).

Участники:

- В этом фильме герои попадают на остров и борятся с невидимым врагом.

Учитель: Спасибо, вы хорошо знаете сюжет фильма. А вот знаете ли вы, что мы каждый день пытаемся остаться в живых. Точнее наш организм борется. С чем же он борется, какие силы нам в этом помогают? Вы узнаете сегодня, и поможете нам в чем–то разобраться. Предлагаем вашему вниманию последнюю серию фильма “Остаться в живых”. Его нехудожественное продолжение. (Слайд 1)

1-й вед.: Ни для кого не секрет, что любая страна выделяет львиную долю своего бюджета на оборону. Государство всегда должно быть готово к внутренней или внешней угрозе, войне, терактам, саботажу. Армия, воздушный и морской флот должны оснащаться и постоянно модернизироваться новейшим вооружением. Тело человека также окружено множеством врагов и постоянно находится под угрозой их агрессии. Эти враги - бактерии, вирусы и прочие микробы. Они могут быть повсюду в окружающей нас среде - от вдыхаемого воздуха до питьевой воды. Однако, большинство людей не подозревает, что человеческий организм располагает мощной армией, противостоящей неприятелю, - защитной или же, иначе, иммунной системой. Это настоящая армия с “солдатами” и “офицерами” различных родов войск, специально обученная и использующая всю новейшую технологию вплоть до химического оружия. Каждый день и даже каждую секунду эта армия отражает натиски вражеских сил, будучи на страже нашего здоровья. Война между ними может носить характер, как локальных стычек, так и тотальной войны. Эту тотальную войну мы называем болезнью. (Слайд 2)

Учитель:

- Посмотрите на экран, вы видите названия инфекционных заболеваний, которые вызывают болезни. Попробуйте их посчитать. (Дети считают названия болезней). Вы видите их огромное количество, мы не будем их сейчас пересчитывать, так как они написаны еще и на латинском языке. Вернемся к нашему фильму. Вы помните всех героев сериала. А вот мы взяли одного, взгляните на экран. (Слайд 3)

Участники:

- Это Сойер!

Учитель:

- Отлично, действительно вы прекрасно помните героев. Он довольно жизнерадостный человек. Но взгляните, на него воздействуют различные возбудители болезней, может и те, которые вы прочитали ранее. Как вы думаете, что помогает ему и нам в том числе, в первую очередь в борьбе с этими врагами нашего организма? (Слайд 4)

2-й вед.: В различных частях тела человека (кожа, складки кожи, ротовая и носовая полости, глаза, верхние дыхательные пут, желудочно-кишечный тракт, половые органы) есть определенные микробы, которые не вызывают у нас болезни. Входными воротами вирусов зачастую являются дыхательные пути. Враги стараются попасть в организм через вдыхаемый нами воздух. Однако их встречают элементы слизи в носу и особые клетки в легких (фагоциты),

пожирающие врага. В большинстве случаев они вовремя справляются с ними и берут ситуацию под свой контроль. А микробы, предпочитающие попасть в организм вместе с пищей, обезвреживаются соляной кислотой в желудке и ферментами в кишечнике. Первую линию обороны нашего организма занимает кожа. Легкий порез или рана на коже означают, что над организмом уже нависла опасность, поскольку вирусы или бактерии могут легко проникнуть через них. И в этом случае враги вирусов и бактерий - фагоциты - спешат на место происшествия, готовые поглотить опасные микробы.

1-й вед.: Если чужеродному микроорганизму удастся проскользнуть мимо пограничных застав и проникнуть в организм, то развернется полномасштабная война. Поскольку на этот раз организм подключит свою регулярную армию и даст отпор по всем правилам боевого искусства. (Слайд 5)

Учитель:

-Что вы видите на этом слайде?

Участники:

- Ничего!

Учитель:

- На самом деле здесь изображена невидимая защита нашего организма. Как вы думаете, кто же нам в этом помогает?

Участники:

- Иммунитет.

- Иммунная система.

Учитель:

- Правильно. А как она работает, мы сейчас посмотрим. Если увеличить невидимую защиту нашего организма, то можно увидеть следующее. (Слайд 6)

1-й вед.: Стратегия нашей защитной системы состоит из четырех основных этапов:

  1. Идентификация врага и первый отпор.
  2. Укрепление обороны и подготовка вооружения для наступления.
  3. Атака и сражение.
  4. Возврат к мирной жизни. (Слайд 7)

Когда возбудитель заболевания (назовем их антигенами – “чужаками”) попадает в кровь, иммунная система начинает бороться с ним с помощью клеток, называемых Т – киллерами.

Это клетки, которые первыми встречают врагов нашего организма и начинают их уничтожать. Уничтожая, бактерии они погибают. (Слайд 8-9)

И если не могут одолеть врага в работу вступает Макрофаг – эти клетки осуществляют первичный захват чужака, но не уничтожают его, а осуществляют представление и включают в работу клетки – помощники. (Слайд 10)

Их называют Т – хелперы (от англ. помощник), они помогают распознать антиген “Чужой ген” на поверхности макрофага и найти средство защиты от антигена. (Слайд 11-12)

При этом хелперы обращаются к В – лимфоцитам, которые вырабатывают средства защиты против антигенов. Таким образом, хелперы запускают механизм образования антител.

Вот такие баталии разворачиваются на невидимом фронте.

2-й вед.:

(Слайд 13-14) Однако, большинство Т и В-клеток, произведенных в военных целях, завершают свой жизненный цикл и умирают. Но эта вынужденная война не будет забыта. Перед началом войны понадобилось некоторое время, прежде чем враг был обнаружен, и были сделаны соответствующие приготовления. И при повторной агрессии врага организм будет уже начеку. Ибо теперь в его защитной системе будет постоянно служить группа клеток “памяти”, распознающая и запоминающая отличительные признаки врага. При возможном нападении впредь, иммунная система уже сможет своевременно отреагировать на врага и упредить его нападение, благодаря информации клеток памяти. (Слайд 15-17)

Переболев однажды свинкой или корью, мы не переносим их вновь, повторно, то есть, приобретаем “иммунитет”, которым обязаны именно этой памяти в нашей иммунной системе. (Слайд 15-17)

Комментарий инструктора (15 мин.)

Это наиболее важный этап занятия. Ведущий обобщает изложенную ранее информацию, акцентируя внимание на ситуациях, когда иммунная система подвергается разрушительному действию ВИЧ.

Учитель: (Слайд 18)

- Таким образом, все процессы иммунной системы и вместе с ними и всю иммунную систему можно разделить на 4 блока исходя из функций:

Дозорная - это пограничники, которые высматривают инфекцию, чтобы она не проникла в организм, и наносят первый удар, если им это не удается, они подключают “2 фланг”.

Идентификация - на этом фланге в работу включаются Т – хелперы, которые исследуют чужаков, собирают о них информацию – “разведчики”. Собрав всю информацию, ищут средство защиты от них.

Поиск и активация уничтожения, как только клетки получают информацию об инфекции, сразу начинают вырабатываться антитела. Отыскав инфекцию антитела, прикрепляются к ним и сигнализируют о месте нахождения “чужого”. (Слайд 19)

В этот момент к работе приступает блок киллеров, которые, ориентируясь на сигналы антител, находят инфекцию и уничтожают ее. (Слайд 20)

Вот почему наш виртуальный герой продолжает улыбаться. Его защитная система дает отпор микроскопическим врагам.

Но при попадании особого возбудителя в организм, наша иммунная система не работает. Как вы думаете, что же это за враг?

Участники:

- СПИД.

Учитель:

- Правильно, только не СПИД, а ВИЧ. (Слайд 21)

ВИЧ уничтожаются Т – хелперы (помощники, которые передают информацию о возбудителе болезни киллерам), без которых Т – киллеры не работают. Иными словами, иммунная система не может нормально функционировать и бороться с инфекцией. (Слайд 22)

Также необходимо запомнить, что такое ВИЧ и СПИД. Это не одно и тоже! (Слайд 23)

Помните, иммунная система это последний барьер, который преодолевают возбудители болезней. Ее необходимо беречь!

Завершение работы (5 мин)

Рефлексия.

- С чем Вы познакомились на классном часе?

- Что Вы теперь знаете о защитной системе Вашего организма?

- ВИЧ инфекция? СПИД?



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


"Обмен белков, жиров и углеводов"

Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

24 07 2021 18:33:33

Урок "Генетика пола"

Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

24 07 2021 16:31:38

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

24 07 2021 2:48:34

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме « Соцветия». Урок сопровождается презентацией....

24 07 2021 18:26:15

Урок по биологии по теме "Слуховой анализатор"

Урок по биологии в 8-м классе, где учащиеся знакомятся со строением и функциями слухового анализатора, заполняют схему « Фишбоун» (эту схему разработала методист Бел Р И П К П П С М. В. Карпухина). Она позволяет конкретизировать учебный материал, развивать логическое мышление, формировать из общего главное. ...

24 07 2021 5:58:58

Урок биологии на тему "Значение семян"

Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

24 07 2021 8:51:44

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке « Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка « Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

24 07 2021 18:37:24

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

24 07 2021 1:13:13

Экологическая тропа в учебно-воспитательном процессе обучения биологии

В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....

24 07 2021 22:25:13

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

Тема " Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах Е Г Э по биологии принадлежит теме " Основы цитологии"....

24 07 2021 5:35:22

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

24 07 2021 15:33:57

Компьютерные технологии в преподавании биологии

Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

24 07 2021 16:38:13

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

24 07 2021 10:59:12

Особенности организации кольчатых червей

Урок по программе В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой « Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

24 07 2021 6:45:52

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы

Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....

24 07 2021 20:13:35

Урок-обощение "Своя игра"

Телевизионная игра на программе Н Т В « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

24 07 2021 2:52:27

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого У М К. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

24 07 2021 10:53:47

Интернет-тренажеры в сфере образования

Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

24 07 2021 17:45:58

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

24 07 2021 15:18:29

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует характер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

24 07 2021 8:57:42

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы « Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

24 07 2021 0:57:52

Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс

Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....

24 07 2021 18:56:47

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

24 07 2021 18:45:52

Самостоятельная работа на уроках биологии

Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

24 07 2021 12:38:19

Развитие жизни в архейскую эру

Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

24 07 2021 22:14:58

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю И К Т своей работе. Я представляю урок по теме: " Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

24 07 2021 20:56:21

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

24 07 2021 12:26:27

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

24 07 2021 20:33:45

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

Участникам « Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

24 07 2021 21:23:51

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

24 07 2021 18:53:14

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме « Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники команд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

24 07 2021 23:36:28

Элективное занятие по биологии на тему: "Решение задач по генетике пола"

Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...

24 07 2021 3:54:56

Природа – дом, в котором мы живём!

Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углублять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

24 07 2021 21:16:57

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Практическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

24 07 2021 22:17:53

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

24 07 2021 7:13:47

Урок биологии в адаптивной школе VIII вида по теме "Грызуны"

Конспект урока биологии в 8-м классе, изучающего группу грызунов и ее отличительные признаки. Задачи урока: учить выделять общие и отличительные признаки животных одной группы; развивать логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать); корригировать навык работы с текстом учебника; воспитывать чувство любви к диким животным....

24 07 2021 19:23:21

Урок по теме «Класс пиявки»

Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....

24 07 2021 22:38:21

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

24 07 2021 6:30:36

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

Коллективный способ обучения (авторы А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся вырабатываются навыки совместной работы. ...

24 07 2021 2:51:11

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

24 07 2021 6:18:33

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Членистоногих"

Разработка урока по теме " Членистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

24 07 2021 14:58:58

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

24 07 2021 21:38:34

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

24 07 2021 5:41:36

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования И К Т на современном уроке....

24 07 2021 20:34:31

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

24 07 2021 17:43:55

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры " Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех геймов, в ней участвуют 2 команды....

24 07 2021 0:25:35

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обрабатывать её при помощи компьютерной техники. ...

24 07 2021 9:49:57

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть.  Плодовое тело делится на пенёк и шляпку.  Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

24 07 2021 13:55:13

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Половое размножение растений"

Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

24 07 2021 22:59:56

Лабораторная работа "Особенности внешнего строения и многообразие насекомых"

Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа. ...

24 07 2021 3:54:16

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)