Лаборатория фитоинвазий    

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис,
от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.
П. Щедровицкий

Цель. Познакомить с требованиями, предъявляемыми к современному уроку, с типологией уроков, контрольно – оценочной деятельностью.

Во второй половине XX века система образования прошла три этапа:

I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы прежние.

II – школа – умений (1970-е – 1980 гг) знания, умения, навыки (ЗУН) вот знамя новаторов того времени. объём знаний продолжал расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали, оставались невостребованными обществом.

III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы накапливавшей и передающей опыт оценочный эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться, учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него способов деятельности для получения информации.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

 Требования к современному уроку

 1. Дидактические требования.

  • чёткое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока; выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех принципов дидактики: научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.
  • соблюдение на уроке единого орфографического режима.

 

2. Организационные требования.

  • организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока;
  • чёткая постановка перед учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;
  • гибкая, но вместе с тем чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.
  • использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).

 3. Психологические требования.

1). Психологическая цель урока:

  • проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учеб ного предмета и конкретного урока;
  • учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и ре зультатов, достигнутых в предшествующей работе;
  • предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздейст вия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

2). Стиль урока:

а) Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;
  • выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);
  • учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа уча щихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызываю щие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, сти мулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.).

б) Особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроен ность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуще ствлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему проис ходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  • педагогический такт;
  • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, ис креннего общения, деловой контакт и др.).

в) Организация познавательной деятельности учащихся:

  • определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся;
  • организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
  • закрепление результатов работы.

г) Учёт возрастных особенностей учащихся:

  • планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особен ностями учащихся;
  • проведение урока с учётом сильных и слабых учеников;
  • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

4. Гигиенические требования.

  • температурный режим;
  • физико–химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • чередование видов деятельности (выполнение вычислительных, графиче ских и практических работ);
  • соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  • соответствие классной мебели росту школьника.

Основные этапы современного урока

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
  4. Постановка цели занятия перед учащимися.
  5. Формирование новых знаний.
  6. Закрепление полученных знаний.
  7. Домашнее задание.

 

Духовно – нравственная природа урока

 Духовно – нравственная природа урока – это вера учителя и учеников друг в друга. Учитель верит в возможности и лучшие намерения ученика, ученик – в любовь к нему учителя, в его уверенность в нём и его силах. Кто читал православную педагогику, тот знает, что там есть совет учителю не подходить к ребёнку во время выполнения задания, если он не верит в его силы, если он убедил себя в его незнании и неумении. Это неверие передаётся ученику и усиливает его страхи и немощь.

Вера в ученика творит чудеса, отсутствие веры отравляет урок, снижает потенциальные возможности всех его участников. В “Учительской газете” одна учительница как – то призналась: “Я плохая учительница, я иногда ночей не сплю от стыда…У меня есть несколько учеников, в которых я не верю. Ничего с собой не могу поделать – не верю! А они этого не могут вынести, они увядают, погибают на глазах, когда в них не веришь…”. Это признание дало повод журналисту написать статью о вере в учеников. Вот некоторые строчки из неё: “Вера в успех, вера в детей, вера в свой метод – главная невидимая черта работы учителя”, “нет веры в приём – в этом беда многих усилий по внедрении педагогических новшеств”, “Вера и успех взаимосвязаны”, “Меньше успеха – меньше веры”, “Мы не всегда понимаем, что не только любовь к детям, но и вера в них входит в профессиональное мастерство и что вера добывается и поддерживается усилием собственного духа”. Этой верой друг в друга учитель может наполнить и своих учеников. Эта невидимая энергия веры поможет каждому в классе учиться лучше и с большей охотой.

Разработка урока с использованием технологии проектного обучения.

Тема урока “Рост и развитие растений и животных”

Тип урокакомбинированный.

Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать осознанию онтогенетического закона Мюллера и Геккеля на примере сравнительного анализа роста и развития животных и растений;
  • развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности;
  • воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Методычастично поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности групповая.

Средство обучения литература (см. приложение 1).

Данное учебное занятие может быть проведено для учащихся VI и X классов. По программе на изучение данной темы выделяется 3 часа. Самостоятельную творческую работу над проектом шестиклассники выполняют под руководством учащихся X класса и учителя. Работа над проектом позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечить им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения идей.

Для учащихся VI класса используется приём работы проблемной группы, когда решается одна проблема, но каждый ученик работает индивидуально со своим источником информации. Затем лидер группы предлагает каждому высказать своё суждение и формирует обобщённый опыт.

Ученики X класса заслушивают шестиклассников, дополняют их ответы, готовят совместные выступления, обосновывают ответ по решению проблемной задачи.

 Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент (запуск проекта) Определяет готовность учащихся к работе. Называет новую тему: “Рост и развитие растений и животных”.

Выдаёт всем учащимся жетоны пяти разных цветов по однородному цвету, формируются малые группы в VI и Xклассах.

Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы по четыре человека в VI классе и в X классе, определяют партнёров по проблеме с помощью однородных жетонов. Формируют большие группы.
Целеполагание и мотивация (планируемые результаты) Даёт справку (по убеждению преформистов, развитие отсутствует. происходит только количественное увеличение уже заранее предсуществующих частей организма, заключённых в зародышевой клетке. Противоположный взгляд: организм развивается из бесструктурной однородной массы – это эпигенез).

Определяет проблему: известно, что организм растёт. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества?

Формулирует задания (подпроблемы) для проектной работы учащихся (см. Приложение 1). Каждой группе предлагается определить форму презентации проекта.

Подпроблемы

Каков смысл термина “развитие” (Проектное задание 1).

Докажите необходимость изучения закономерностей онтогенеза для управления процессами индивидуального развития растений и животных (Проектное задание 2).

Для каких организмов характерно непрямое развитие? Можно ли считать его более примитивным, чем прямое? (Проектное задание 3)

Каким образом индивидуальное развитие какого – либо организма может отражать эволюционные преобразования в его строении? (Проектное задание 4)

Черешня до новой эры как культурное растение возделывалось в Иране и Малой Азии. Предположите пути появления черешни в Европе (Проектное задание 5).

Известно, что семена, находясь в состоянии покоя, не прорастают. Почему? Ответ подтвердите результатом опыта (Проектное задание 6).

 

 

 

Анализируют проблему. Учащиеся VI и X классов выбирают аналогичное задание для самостоятельной работы (каждая группа по желанию выполняет одно задание).

Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности.

Определяют форму презентации проекта и количество выступающих (пара, группа).

Группа 1. Выполняют проект, раскрывают смысл термина “развитие” как усложнение, появление качественно новых образований. Подготавливают выступления и плакат.

Группа 2. Выполняют проект,

конструируют ответ – доказательство: подготавливают краткий доклад для выступления перед учащимися.

Группа 3. Выполняют проект, обосновывают ответ, подготавливают выступление, иллюстрируют его схемой развития и рисунками.

Группа 4. Выполняют проект, подготавливают ответ на вопрос и делают плакат опору для выступления.

Группа 5. Выполняют проект, конструируют ответ, предлагают схему, используют карту мира.

Группа 6. Выполняют проект, конструируют ответ на вопрос, используя дневник наблюдения по результатам опыта.

Актуализация знаний и умений (определение уровня готовности к поисковой работе) Предлагает дать определения базовых понятий, необходимых для изучения темы: размножение, деление, гамета, зигота, оплодотворение. Напоминает алгоритм выполнения исследования. Дают определения.

 

 

Вспоминают алгоритм исследования. Выяснят, как и где можно найти необходимую информацию.

Первичное усвоение знаний (сбор информации) Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учащихся. Знакомятся с информацией и отбирают источники (см. приложение 1).

В ходе дискуссии в группах отбирают главное содержание будущего проекта.

Осмысление учебного материала (структурирование информации) Рекомендует структурировать содержание проекта, ориентируясь на учебник. Продолжают выполнять исследования. Структурируют содержание.
Закрепление учебного материала (обмен информацией) Организует работу между малыми группами VI и X классов, выполнившим задания по аналогичным проблемам. Идёт обмен информацией “по вертикали”, т.е. малые группы X кл. заслушивают малые группы VI кл., дополняют их ответы, уточняют результаты и форму творческого проекта. Совместно определяют количество учеников VI и X кл. для защиты проекта.
Применение знаний в новой ситуации (формирование результатов) Корректирует работу школьников, оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (краткие тезисы выступления, оформление и содержание плакатов, схем и др.) Каждая группа оформляет проект в соответствии с выбранной формой, готовят выступления, плакаты, схемы, карты и др.
Проверка и оценка результатов (экспертиза) Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта, оценить качество работы каждого проекта.

Собирает письменные работы для оценки.

 

Организует конкурс проектов и определяет победителей по номинациям “Самый научный”, “Самый интересный”, “Самый содержательный”, “Самый оригинальный”, “Самый лаконичный”.

Защищают исследовательские проекты.

 

Сдают письменную работу для контроля. Эксперты (учащиеся X кл.) оценивают результаты проектной деятельности, ориентируясь на основные критерии выполнения и защиты проекта.

Распределяют номинации и высказывают свои суждения по качеству содержания и оформления представленных проектов.

Подведение итогов учебного занятия (рефлексия) Предлагает в соответствии с номинациями назвать фамилии учащихся, результаты работы которых способствовали достижению цели урока. Эксперты перечисляют фамилии наиболее активных учащихся и победителей каждой номинации. Учащиеся VI классов определяют уровень своих достижений.

Приложение 2

Приложение 3



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

02 04 2020 22:56:52

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

01 04 2020 15:29:20

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального характера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

31 03 2020 20:43:42

Царство насекомых

Урок-обобщение по теме " Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и практическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между командами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

30 03 2020 17:50:24

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Глаза и зрение"

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств. Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение. ...

29 03 2020 12:36:21

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

28 03 2020 22:47:42

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

27 03 2020 17:55:17

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

26 03 2020 18:17:54

Обобщающий урок по теме "Клеточное строение организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....

25 03 2020 3:50:32

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

24 03 2020 13:40:27

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

23 03 2020 8:19:58

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

22 03 2020 8:14:17

Двойное оплодотворение цветковых растений. Опыление и образование семян

После опыления происходит процесс оплодотворения, но для этого нужен ряд условий: пыльца должна не только удержаться на рыльце, но и прорасти через столбик, достигнуть семязачатка и обеспечить слияние мужских клеток с женскими....

21 03 2020 23:52:18

Элективный курс "Юный медик"

Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

20 03 2020 5:45:46

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль А Т Ф и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

19 03 2020 5:55:41

Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы, биология, 9-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими факторами среды; раскрывают особенности абиотических факторов, рассматривают влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы, а также выделяют различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотических факторов. ...

18 03 2020 18:20:17

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

17 03 2020 8:57:34

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

16 03 2020 10:35:39

Незатейливая жизнь насекомых

В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

15 03 2020 16:16:36

Интегрированный урок (география + биология) "Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры"

Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины - д. Аксеново Гусь- Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов....

14 03 2020 4:17:36

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

13 03 2020 10:21:23

Внеклассное мероприятие по теме "Я познаю Байкал"

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....

12 03 2020 16:43:28

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"

На уроке по теме " Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

11 03 2020 20:20:13

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок "Состав и функции крови", 8-й класс

На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом. Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы. Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....

10 03 2020 17:47:26

Методическая разработка урока "Иммунитет"

Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

09 03 2020 3:25:53

Экологический учебный проект "Райский сад"

Выполненный педагогом и школьниками экологический проект " Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и практические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

08 03 2020 7:59:19

Классификация цветковых растений. 6-й класс

Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....

07 03 2020 1:44:48

Урок по теме "Осанка. Нарушение осанки"

В школе-интернате санаторного типа обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тема актуальна. Интегрированный урок с Л Ф К объясняет новую тему, ученики осознанно и с большим энтузиазмом выполняют комплекс упражнений. Актуализируют знания о скелете человека, обращая внимание на строение и форму позвоночника. Предусмотрена индивидуальная работа, в парах и группах, проектная деятельность....

06 03 2020 16:10:50

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

Решать проблемный вопрос " Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

05 03 2020 16:25:32

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

04 03 2020 3:14:11

Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....

03 03 2020 0:42:22

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

Данный урок занимает четвертое место в теме " Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

02 03 2020 0:35:57

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

Данный урок можно провести после прохождения тем « Рыбы», « Земноводные», « Пресмыкающиеся». Форма проведения – К В Н. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме « Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

01 03 2020 19:41:22

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

29 02 2020 19:26:33

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

Познавательная игра-викторина " Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

28 02 2020 22:19:29

Цветок и его строение

Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....

27 02 2020 17:38:20

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех членистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

26 02 2020 14:22:20

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

25 02 2020 6:36:24

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...

24 02 2020 13:29:10

Обобщающий урок по теме "Цветок"

Урок проводится в форме игры « Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....

23 02 2020 23:38:49

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном пространстве. ...

22 02 2020 21:13:26

Открытый урок по теме: "Лист и его внешнее и внутреннее строение" для 6-го класса (концентрическая программа по учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кученко В.С. "Биология растений")

Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса. ...

21 02 2020 21:34:13

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

20 02 2020 11:40:50

Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....

19 02 2020 22:20:33

ЭОР на уроке биологии по теме "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе". 9-й класс

Э О Р создают эффект присутствия (« Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока " Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....

18 02 2020 22:24:33

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

17 02 2020 19:21:10

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

16 02 2020 22:54:52

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" (7-й класс)

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

15 02 2020 12:25:48

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

14 02 2020 9:14:18

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

13 02 2020 7:45:17

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

12 02 2020 12:57:23

Оплодотворение у покрытосеменных растений. 6-й класс

Урок показывает учащимся, что покрытосеменные проявили свои возможности к эволюционному совершенству больше всего. На уроке формируется представление о половом размножении у покрытосеменных, совершенствуются умения узнавать органы цветкового растения, продолжается формирование знаний о приспособленности растений к окружающей среде....

11 02 2020 1:52:41

Бинарный урок "Мир природы. La nature"

Бинарный урок – викторина « Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....

10 02 2020 19:37:49

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

09 02 2020 14:59:52

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

08 02 2020 9:12:16

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные характеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

07 02 2020 4:37:14

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

06 02 2020 16:57:35

Голосеменные растения. Общая характеристика и значение в природе

Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....

05 02 2020 23:59:26

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

04 02 2020 5:28:23

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

03 02 2020 7:14:45

Межпредметные связи в обучении химии и биологии

В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

02 02 2020 17:30:45

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

01 02 2020 11:51:35

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

31 01 2020 13:56:18

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

30 01 2020 11:57:45

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. " Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

29 01 2020 12:44:27

Практическая работа "Вегетативное размножение растений"

Главным мотивом выбора темы является практическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

28 01 2020 7:41:31

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

27 01 2020 19:16:48

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

26 01 2020 0:49:52

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

25 01 2020 16:57:24

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

24 01 2020 14:34:57

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

23 01 2020 7:31:30

Дыхательные движения, механизм вдоха и выдоха человека

Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....

22 01 2020 22:59:43

Отдел голосеменные (хвойные растения)

Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В. В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

21 01 2020 17:40:14

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

20 01 2020 23:18:43

Дыхательные движения и их регуляция

Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогуморальной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....

19 01 2020 17:36:48

Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

В основу урока биологии в 6-м классе по теме " Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в практической жизни. ...

18 01 2020 20:57:49

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

17 01 2020 16:43:37

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

16 01 2020 7:48:47

Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"

Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают характерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....

15 01 2020 20:15:19

Урок "Многообразие паукообразных, их роль в природе"

На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “ Скорпионы”, “ Пауки”, “ Клещи” и “ Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....

14 01 2020 23:17:48

Дидактический материал на уроке биологии

У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

13 01 2020 22:21:14

Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"

Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием И К Т (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...

12 01 2020 8:10:56

Информационные технологии на уроках биологии

Урок по теме " Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

11 01 2020 1:49:50

Урок с использованием ИКТ "Клеточная мембрана. Ядро". 10-й класс

Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....

10 01 2020 2:45:41

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

09 01 2020 12:31:27

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме « Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

08 01 2020 21:53:44

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

Внеклассное мероприятие " Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта " Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разрабатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

07 01 2020 14:47:21

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

06 01 2020 23:53:24

Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...

05 01 2020 11:11:10

Строение и функции кожи. 8-й класс

Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....

04 01 2020 11:25:14

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме " Птицы" в 7-м классе....

03 01 2020 13:37:25

Научное заседание "Знакомые насекомые"

Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

02 01 2020 2:56:54

Что дает наш край стране

Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....

01 01 2020 3:45:18

Экологический аспект в обучении и воспитании подрастающего поколения

Областная экологическая акция « Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....

31 12 2019 3:17:12

Формирование УУД на уроках биологии

Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

30 12 2019 11:54:23

Цветок и плод

Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....

29 12 2019 15:46:42

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

28 12 2019 5:44:27

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

27 12 2019 11:18:28

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц характеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

26 12 2019 6:29:28

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

25 12 2019 17:42:26

Открытый урок по биологии "Пищеварение в ротовой полости"

Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...

24 12 2019 11:14:31

Обобщающий урок на тему «Опорно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

Урок показывает единство строения и функции опорно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала практика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

23 12 2019 19:58:57

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

22 12 2019 21:28:57

Урок биологии по теме "Кровеносная система"

Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

21 12 2019 10:33:29

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

Раздел " Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела " Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

20 12 2019 9:21:56

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии в малокомплектной школе

Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....

19 12 2019 3:52:27

Кровь

Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

18 12 2019 10:50:46

Первая помощь при кровотечении

В результате работы ученики показали на практике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

17 12 2019 5:23:43

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н. И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

16 12 2019 18:34:48

Изучение математических закономерностей на биологических объектах

Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости " Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

15 12 2019 8:25:28

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

14 12 2019 8:25:33

Урок-презентация по биологии на тему "Мхи – высшие споровые растения. Строение и значение". 6-й класс

Урок направлен на формирование навыков практической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....

13 12 2019 12:19:48

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

На уроке рассматривается ода Ломоносова « Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

12 12 2019 16:55:28

Галактика. Многообразие галактик

Урок " Галактики. Многообразие галактик" по теме " Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

11 12 2019 9:48:23

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

10 12 2019 15:55:52

"Строение органа слуха. Гигиена зрения и слуха"

Разработка урока биологии по анатомии человека в 8-м классе с целью сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата; дать понятие о причинах заболеваниях слухового и зрительного аппарата....

09 12 2019 1:11:33

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

08 12 2019 0:10:25

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

Урок биологии по теме " Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер". ...

07 12 2019 14:40:42

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

06 12 2019 12:14:33

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

05 12 2019 15:30:56

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данный урок относится к системе уроков раздела " Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием И К Т, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

04 12 2019 23:17:48

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

Данный урок является завершающим по теме « Птицы» в 7-м классе по У М К Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

03 12 2019 11:41:50

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

02 12 2019 5:35:43

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

01 12 2019 10:20:58

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потреблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

30 11 2019 14:18:32

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

29 11 2019 21:14:35

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела « Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий Е Г Э. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

28 11 2019 14:15:56

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях « Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

27 11 2019 8:44:11

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

26 11 2019 12:13:34

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

25 11 2019 11:24:18

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

24 11 2019 7:29:23

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

Предложенный учащимся проект по теме " Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

23 11 2019 18:19:19

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

22 11 2019 12:50:42

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

21 11 2019 2:52:25

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интерактивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

20 11 2019 19:34:38

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

19 11 2019 22:44:18

Контрольно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем" (по учебникам Латюшина В.В., Шапкина В.А.

Контрольно-обобщающий урок по теме « Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в команде, каждый участник команды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....

18 11 2019 1:45:42

Растительные сообщества. Разнообразие растительных сообществ

Урок разработан на основе компьютерных технологий с использованием презентации. Такие уроки вызывают интерес у учащихся....

17 11 2019 3:57:16

Урок "Развитие жизни на Земле"

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

16 11 2019 7:53:51

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

15 11 2019 9:24:52

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

14 11 2019 0:30:13

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору " Эверест". При восхождении обобщаются темы: " Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме " Лекарственные растения вокруг нас"....

13 11 2019 17:33:24

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

12 11 2019 21:25:55

Обобщающий урок. Биология, 8-й класс. Тема урока "Кровь и кровообращение"

Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....

11 11 2019 2:52:42

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

Сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

10 11 2019 14:38:41

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

09 11 2019 11:30:38

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на практике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая практическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с « Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

08 11 2019 21:41:44

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

07 11 2019 6:21:22

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

06 11 2019 1:39:53

Типы размножения

На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и полового типов размножения....

05 11 2019 5:28:45

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)