Строение и функции органов дыхания
Эпиграф к уроку: “Пока дышу, надеюсь”
Овидий
Цели урока:
Образовательные:
- изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие:
- продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания) ;
- развить умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, находить закономерные связи между строением и функциями, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
- развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету, воспитывать чувство взаимовыручки;
- провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Оборудование: таблицы, трос человека, скелет, муляж гортани, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изложение нового материала.
1) Поговорка “Это нам нужно как воздух!” – выражает особую потребность организма в воздухе.
Еще древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух “пастбищем жизни”.
Вопрос-задача: человек без пищи может несколько недель, без воды несколько дней, а без кислорода – 3-4 минуты. Почему? В 1846 году на судне “мери Сомс” погиб батальон солдат, которые укрылись во время бури в трюме, хотя судно оставалось невредимым.
Рассказ учителя об энергетическом значении кислорода, его роли в процессах превращения энергии.
Вспомните из курса физики, что такое энергия (физическая величина, которая показывает, какую работу может совершить тело).
Любая деятельность клетки, ткани, органа требует превращения энергии, а в этих превращениях обязательно учавствует О2. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается. Поэтому О2 должен постоянно поступать в клетки. В клетках находятся молекулы белков, жиров, углеводов, которые вступают в химические соединения с кислородом, окисляются, как бы сгорая. В результате окисления происходит распад этих молекул с выделением энергии и образованием СО2. Перенос газов осуществляется дыхательной и кровеносной системами.
Вспомните, благодаря чему О2 переносится по клеткам, а из клеток СО2 удаляется (гемоглобин эритроцитов). В этом заключается сущность дыхательной функции.
Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление О2 и использование его в окислении органических веществ и удалении СО2 и других веществ.
Кислород находится вокруг нас в воздухе, лишь в небольшом количестве он проникает к нам через кожу.
Поступление О2 и удаление СО2 обеспечивает дыхательная система.
Итак: Какова тема нашего урока? Сформулируйте её (строение и функции органов дыхания).
Приложение 1.Слайд 2. (тема урока и цели)
Записыаем в тетрадях число, тему урока.
Вспомните: Эволюцию дыхательной системы у животных из курса зоологии. (Поверхность тела, жабры, трахеи, легочные мешки, легкие). Совершенство дыхательная система достигла у человека. Рассмотрим особенности строения и функции органов дыхания человека.
2) Строение органов дыхания.
Слайд 3. (общий план строения органов дыхания)
Дыхательная система человека состоит из воздухоностных путей и легких. Сегодня мы рассмотрим воздухоностные пути.
Внимание на доску.
Воздухоностные пути: носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхиолы – выполняют воздухопроводящую функцию (демонтрация органов на слайде, торсе человека, таблице, муляже).
Слайд 4. Носовая полость.
Нос – удлиняет путь и время пребывания воздуха в дыхательных путях. Он образован двумя полостями, разделяемыми хрящем-перегородкой. Стенки полости выстланы слизистой оболочкой. На 1 см2 оболоски приходится 150 желёз, и ее поверхность увеличина за счет извилин. Оболочка снабжена сетью артерий, вен. Железы за сутки выpaбатывают 0,5 литра слизи, которая:
- увлажняет воздух
- задерживает пыль и препятствует размножению микроорганизмов
Доказательство этого – привести опы с кроликами. Первому кролику подавали воздух через трубку, которая препятсвует соприкосновению воздуха со слизью, он через несколько дней погиб, т.к. в легкие проникли бактерии. Другой кролик дышал чере нос и остался жив.
Кровь, находящаяся в сосудах слизистой оболочки, обогревает воздух. Дышите носом, а не ртом.
Реснички полости носа задерживают пыль, они совершают 10-15 качаний в секунду, движения в обратную сторону движения воздуха, без них за 70 лет в легких скопилось бы 5 кг пыли.
Рецепоры носовой полости – органы обоняния, распознают запахи.
Итак: в носовой полости воздух обеззараживается носовой слизью, очищается от пыли, “обмывается в паровой бане носовых paковин, обнюхивается ищейками, обследуется рефлексивными чиновниками” – Кан, немецкий ученый о носовой полости.
Функции носовой полости записать в тетерадь.
Слайд 5.Органы ротовой полости гортани
Далее, через носоглотку воздух попадает в глотку, которая соединена с носовой полостью, поэтому мы можем дышать и через рот, и подает воздух в гортань.
Слайд 6. Гортань (демонстрирую модель гортани, показываю на таблице).
Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами, посередине и с боков находится самый большой хрящ – щитовидный, у мужчин он выступает – кодык. Вход в гортань вовремя проглатывания пищи закрывает надгортанник (показываю).
“Когда я ем, я глух и нем!”
Между хрящами имеются слизистые складки – голосовые связки. Между ними – голосовая щель. Когда человек молчит, голосовые связки расжодятся и голосовая щель имеет вид равнобедренного треугольника. При разговоре, пении голосовые связки смыкаются (показываю на таблице), выдыхаемый воздух давит на них, они начинают колeбaться. Так рождается звук. Высота голоса зависит от длины голосовых связок, чем они короче, тем больше частота их колебаний, и тем выше голос. У женщины голосовые связки короче, чем у мужчины, поэтому и голос у них выше. Голосовые связки могут совершать от 80 до 10000 колебаний в секунду (сообщение учащегося о влиянии крика, курения, алкоголя на голосовые связки). Формирование звуков в речи осуществляется благодаря: глотке, носоглотке, рта, носа, языка, губ, нижней челюсти.
Работа этих органов при произнесении члeнораздельных звуков называется артикуляцией. Артикуляция легко формируется в возрасте от 1 до 5 лет. Поэтому при общении с детьми нельзя повторять за ними неправильное произношение звуков.
Из гортани воздух попадает в трахею.
Слайд 7. Трахея (демонстрация трахеи на слайде и таблице).
Трахея – имеет вид трубки. Передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связками и мышцами.
Задняя стенка мягкая, прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи. Слизистая оболочка трахеи с ресничками сдерживает микробы, если они проникли с воздухом и при кашле все это удаляется. Далее трахея разветвляется на два бронха, которые входят в правое и левое легкое. Длина трахеи 10-12 см, начинается трахея на уровне 7 шейного позвонка и заканчивается на уровне 5 поясничного.
3) Инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей.
Сообщения учащихся:
а) инфекционные: грипп, туберкулез, дифтерия;
б) хронические: гайморит, фронтит, тонзиллит;
в) влияние курения на органы дыхания. Paк легких.
(Слайд 8)
4) Закрепление:
а) заполнение таблицы (слай9) ;
б) тест (слайд 10, 11).
Беседа по вопросам, если останется время:
- ребенок нечаянно вдохнул сладкую пудру и через несколько секунд почувствовал сладкий вкус. Почему? (глотка и ротовая полость сообщаются и реснички “вымели” пудру в рот).
- Как остановить носовое кровотечение? (наложить лед, тампоны).
- В чем преимущество носового дыхания перед дыханием через рот?
- Как объяснить, что люди заболевают болезнями, которые вызывают микробы?
5) Домашнее задание: §26. Подготовить сообщение: “Требование к воздуху, которым дышит человек”.
6) Вывод урока:
- Оценки.
- Что понравилось в уроке?
- Пригодится ли материал урока вам в жизни?
- Что полезного для себя вы вынесли с урока?
Презентация
Комментарии:
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
24 08 2025 14:57:46
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
23 08 2025 14:58:57
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
22 08 2025 19:24:55
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
21 08 2025 1:21:49
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
20 08 2025 1:18:30
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
19 08 2025 6:48:56
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
18 08 2025 17:42:37
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
17 08 2025 23:35:42
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
16 08 2025 23:19:29
Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....
15 08 2025 21:41:54
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
14 08 2025 17:38:30
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
13 08 2025 3:26:46
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
12 08 2025 13:50:50
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
11 08 2025 11:53:59
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
10 08 2025 2:45:39
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края.
...
09 08 2025 19:40:18
Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....
08 08 2025 23:58:16
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
07 08 2025 20:51:43
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
06 08 2025 13:32:24
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
05 08 2025 20:12:35
Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....
04 08 2025 16:51:50
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
03 08 2025 13:47:16

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
02 08 2025 1:33:54
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
01 08 2025 4:23:40
Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....
31 07 2025 0:39:36
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
30 07 2025 20:50:57
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
29 07 2025 3:31:29
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
28 07 2025 5:33:35
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
27 07 2025 12:20:35
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
26 07 2025 11:34:24
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
25 07 2025 2:14:41
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
24 07 2025 2:26:22
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
23 07 2025 21:38:15
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
22 07 2025 12:26:45
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
21 07 2025 17:55:32
Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....
20 07 2025 10:38:10
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
19 07 2025 6:52:28

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
18 07 2025 19:12:57
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
17 07 2025 9:22:52
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
16 07 2025 21:27:16
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
15 07 2025 21:52:30
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
14 07 2025 0:42:52
Представители класса Коралловые полипы – это беспозвоночные организмы, населяющие глубины морей. В основном, колониальные организмы, иногда одиночные, полиповидной формы....
13 07 2025 15:21:58
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
12 07 2025 14:13:41
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
11 07 2025 18:24:41
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
10 07 2025 9:45:15
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
09 07 2025 20:53:42
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
08 07 2025 3:28:37
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
07 07 2025 21:41:24
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
06 07 2025 0:40:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::